Научная статья на тему 'Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений'

Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / СУБЪЕКТ / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабина Ксения Ивановна, Бехер Вероника Виссарионовна

Наука, как область человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни любого общества и государства. Развитие науки, эффективность деятельности научных организаций, финансирование науки значимые вопросы, которые требуют решения и без которых немыслимо успешное проведение научных исследований, получение новых знаний. Безусловно, научные достижения являются одним из необходимых и основных инструментов проведения эффективной государственной политики. Политика государства должна быть направлена на превращение России в технологически развитое государство, отвечающее критериям конкурентоспособности на мировом рынке. Основной движущей силой науки являются научные учреждения. Именно они осуществляют основную массу проводимых в стране фундаментальных и прикладных научных исследований. Государственные учреждения науки являются основным звеном научного комплекса. Новая типизация государственных учреждений на бюджетные, казенные и автономные предполагает различия в их правовом статусе, объеме ответственности, что не может не сказываться на осуществляемой ими научной деятельности. Академии наук можно назвать «уникальными» научными учреждениями. Являясь бюджетными учреждениями по своей организационно-правовой форме, они осуществляют массу координационных, а также методических функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES AS A SUBJECT OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

Science, as an area of human activity plays a crucial role in the life of any society and the state. The development of science, the effectiveness of research organizations, funding for science important questions that need to be addressed, and without which the success of the research, generating new knowledge. Of course, scientific achievements are a necessary and fundamental tools of effective public policies. Government policy should be aimed at the transformation of Russia into a technologically developed nation that meets the criteria of competitiveness in the world market. The main driving force of science are academic institutions. They carried out the bulk of the country's ongoing basic and applied research. Public institutions are the main link science research complex. The new typology of public institutions at low cost, state-owned and autonomous suggests differences in their legal status, scope of responsibility, which can not but affect their ongoing research activities. The Academy of Sciences can be called a «unique» academic institutions. As budgetary institutions in their organizational and legal form, they carry a lot of coordination and methodological functions.

Текст научной работы на тему «Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

10.2. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КАК СУБЪЕКТ

ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Бабина Ксения Ивановна, аспирант кафедры публичного права. ССЭИ (филиал)

Место учебы: ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

[email protected]

Бехер Вероника Виссарионовна, канд. юрид. наук, заведующая кафедрой публичного права. ССЭИ (филиал) Место работы: ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

[email protected]

Аннотация: Наука, как область человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни любого общества и государства. Развитие науки, эффективность деятельности научных организаций, финансирование науки - значимые вопросы, которые требуют решения и без которых немыслимо успешное проведение научных исследований, получение новых знаний. Безусловно, научные достижения являются одним из необходимых и основных инструментов проведения эффективной государственной политики. Политика государства должна быть направлена на превращение России в технологически развитое государство, отвечающее критериям конкурентоспособности на мировом рынке. Основной движущей силой науки являются научные учреждения. Именно они осуществляют основную массу проводимых в стране фундаментальных и прикладных научных исследований. Государственные учреждения науки являются основным звеном научного комплекса. Новая типизация государственных учреждений на бюджетные, казенные и автономные предполагает различия в их правовом статусе, объеме ответственности, что не может не сказываться на осуществляемой ими научной деятельности. Академии наук можно назвать «уникальными» научными учреждениями. Являясь бюджетными учреждениями по своей организационно-правовой форме, они осуществляют массу координационных, а также методических функций. Ключевые слова: государственные учреждения науки, Российская академия наук, субъект, финансовые правоотношения.

RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES AS A SUBJECT OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

Babina Kseniya I., Postgraduate of the Department of Public Law. SSEI (Branch)

Study place: FGBOU IN «REU name GV Plekhanov»

[email protected]

Becher Veronica V., PhD. jurid. Sciences, Head of the Department of Public Law. SSEI (Branch)

Work place: IN FGBOU «REU name GV Plekhanov»

[email protected]

Annotation: Science, as an area of human activity plays a crucial role in the life of any society and the state. The development of science, the effectiveness of research organizations, funding for science - important questions that need to be addressed, and without which the success of the research, generating new knowledge. Of course, scientific achievements are a necessary and fundamental tools of effective public policies. Government policy should be aimed at the transformation of Russia into a technologically developed nation that meets the criteria of competitiveness in the world market. The main driving force of science are academic institutions. They carried out the bulk of the country's ongoing basic and applied research. Public institutions are the main link science research complex. The new typology of public institutions at low cost, state-owned and autonomous suggests differences in their legal status, scope of responsibility, which can not but affect their ongoing research activities. The Academy of Sciences can be called a «unique» academic institutions. As budgetary institutions in their organizational and legal form, they carry a lot of coordination and methodological functions.

Keywords: state institutions of science, Russian Academy of Sciences, the subject, the financial relationship.

Российская академия наук - это самоуправляемая научная организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники. Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета. Ежегодно государственные академии наук представляют в Правительство Российской Федерации:

- отчеты о своей научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности;

- предложения о приоритетных направлениях развития исследований в соответствующих отраслях науки и техники.

Академии наук можно назвать «уникальными» научными учреждениями. Являясь бюджетными учреждениями по своей организационно-правовой форме, они осуществляют массу координационных, а также методических функций. Все это сближает государственные учреждения с публично-правовыми об-

Бабина К. И., Бехер В. В.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

разованиями. В связи с этим, думается, следует остановиться подробнее на проблеме отнесения научных учреждений к юридическим лицам публичного права.

В литературе отмечается, что нет внятного ответа на вопрос о правовом статусе Российской Академии наук. Ее деятельность старательно финансировалась в связи с важностью фундаментальных исследований. Самостоятельной хозяйственной деятельностью Академия наук практически не занималась. «При отсутствии хозяйственной деятельности в советское время у Академии наук не могли возникнуть имущественные отношения с третьими лицами, которые требовали бы правового регулирования и определения правового положения Академии наук в этих отношениях. Поэтому проблемы со статусом Академии наук возникли после распада СССР» [5, с.188]. Однако вопрос о правовом статусе государственных академий и государственных научных фондов составляет важный аспект общей проблемы оптимального сочетания методов государственного регулирования и самоуправления в научной сфере [6, с.82].

Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус государственного научного центра [4]. При этом присвоение предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра Российской Федерации не влечет за собой изменения организационно-правовой формы.

В соответствии с Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» научная деятельность не является основным занятием образовательных организаций высшего образования, так же как и подготовка научных работников [1].

В ведомственной структуре расходов Академии наук (имеющая код 319) распределяет бюджетные ассигнования в рамках подпрограммы «Фундаментальные научные исследования» государственной программы Российской Федерации «Развитии науки и технологий на 2013-2020 годы». Основные их направления: расходы на обеспечения деятельности учреждений науки, государственные научные стипендии для выдающихся ученых России, премии в области науки, мероприятия по обеспечении жильем и тд [2].

Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р. Данная Программа включает в себя план проведения указанных исследований, основанный на планах фундаментальных научных исследований государствен-

ных академий наук, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой Программы.

Напомним, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, что установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Государственные академии наук - это некоммерческие организации, созданные в форме государственных бюджетных учреждений, которые в силу абз. 2 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Согласно ст. 298 ГК РФ государственное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Доходы, полученные государственным бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, что следует из п. 3 ст. 298 ГК РФ.

Бухгалтерский и налоговый учет внебюджетных средств ведется государственной академией наук в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мы рассмотрим некоторые особенности налогообложения.

Государственные академии наук, будучи российскими организациями, на основании п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации признаются плательщиками налога на прибыль организаций. Прибыль, полученная в результате предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, облагается налогом на прибыль.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

2'2016

Таким образом, целью деятельности всех государственных академий наук является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в различных областях знаний. Соответственно, академии наук проводят большое количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, налогообложение которых осуществляется с особенностями, установленными ст. 262 НК РФ.

Резюмируя проведенные исследования, касающиеся финансово-правового статуса Академии наук следует отметить, что данные учреждения являются главными распорядителями бюджетных средств, наряду с органами государственной власти, органами управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, органом местной администрации, как значимое учреждение науки. Так Академии наук, в частности: облает следующими бюджетными полномочиями:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств [3].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2015. № 1, ст. 53.

2. Федеральный закон от 01 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изм. от 13.07.2015 № 211-ФЗ)// СЗ РФ. 2014. № 49, ст.6893; 2015. № 29, часть 1, ст. 4337.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 13 июля 2015 г. № 217-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3823; 2015. № 29, ч. 1, ст. 4343.

4. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (в ред. от 25 февраля 2003 г. № 250) // СЗ РФ. 1993. № 26, ст. 2420; 2003. № 9, ст. 851.

5. Гордеева Н.А. О правовом статусе Российской Академии наук // Законодательство о науке. Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. С. 188.

6. Лаптева Л.Е., Лапаева В.В., Сильвестрова Е.В., Скрипи-лев Е.А. Российская академия наук: история и перспективы // Государство и право. 2005. № 6. С. 82.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений» канд. юрид. наук, Бехер В.В. и аспирантки кафедры публично права ССЭИ (филиал) ФГБОУ

ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» Бабиной К.И. Основной движущей силой науки являются научные учреждения. Именно они осуществляют основную массу проводимых в стране фундаментальных и прикладных научных исследований. Государственные учреждения науки являются основным звеном научного комплекса. Новая типизация государственных учреждений на бюджетные, казенные и автономные предполагает различия в их правовом статусе, объеме ответственности, что не может не сказываться на осуществляемой ими научной деятельности. Академии наук можно назвать «уникальными» научными учреждениями. Являясь бюджетными учреждениями по своей организационно-правовой форме, они осуществляют массу координационных, а также методических функций.

Весьма представительно выглядят наименования всех структурных частей, внутреннее составляющее которых в той или иной мере направлено на совершенствование действующего законодательства, практики его применения. В качестве иллюстраций и доказательств существования той или иной проблемы, требующей научного осмысления, дополнительной аргументации в пользу определенной авторской позиции, решения конкретных ее вопросов и в других научных целях в работе использованы материалы конкретных дел, результаты их изучения и обобщения.

Представленная статья выполнена на основе всестороннего изучения законодательства РФ, подзаконных нормативных актов, а также специальной литературы.

Таким образом, научная статья «Российская академия наук как субъект финансовых правоотношений» выполнена на должном уровне, отличается логичностью, доступностью изложения, содержит ряд выводов и может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованном ВАК.

Зав. кафедрой частного права и экологической безопасности «Саратовского социально-экономического института (филиала)

Российского экономического университета имени Г.В Плеханова» канд. юрид. наук

А.В. Трофименко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.