Научная статья на тему 'Россия и перспективы интеграции в Северо-Восточной Азии'

Россия и перспективы интеграции в Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / сотрудничество / международные организации / Расширенная Туманганская инициатива / Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. / integration / cooperation / international organizations / the Greater Tumen initiative / the Association of Regional Administrations of the countries of Northeast Asia
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и перспективы интеграции в Северо-Восточной Азии»

Ткаченко И.Ю.

к.филос.н., доцент, профессор кафедры мировой и национальной экономики Всероссийской академии

внешней торговли

irinautkachenko@gmail.com

РОССИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Ключевые слова: интеграция, сотрудничество, международные организации, Расширенная Туманганская инициатива, Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии.

Keywords: integration, cooperation, international organizations, the Greater Tumen initiative, the Association of Regional Administrations of the countries of Northeast Asia.

Регион Северо-Восточной Азии представляет несомненный интерес для России, поскольку географически он охватывает территории Китая, Японии, Республики Корея, КНДР, Монголии, а также российские регионы Сибири и Дальнего Востока.

Среди проектов международного сотрудничества, которые активно продвигаются Россией, особое место занимает Расширенная Туманганская инициатива (РТИ). Расширенная Туманганская инициатива - проект многостороннего сотрудничества, инициированный ПРООН в 1991 году в целях совместного развития сопредельных территорий КНР, РФ, Монголии и Республики Корея. Первоначально проект был заявлен как Программа ООН по развитию района реки Туманная (UNDP Tumen River Area Development Programme - TRADP) и был составляющей Программы ООН по развитию Северо-Восточной Азии. РТИ была учреждена в 2005 году путем преобразования Программы развития зоны реки Туманная, финансировавшейся ПРООН с 1991 по 2005 гг. На старте проекта среди участников была и КНДР, однако в настоящее время сотрудничество КНДР в проекте приостановлено, поскольку КНДР вышла из проекта в 2009 году. В качестве наблюдателей в проекте присутствует и Япония, чьи интересы в данном регионе также могут быть реализованы через многостороннюю кооперацию, однако в настоящее время участие Японии в данном формате взаимодействия не имеет системного характера.

Основными сферами многостороннего сотрудничества в рамках РТИ являются транспорт, энергетика, инвестиции, туризм и окружающая среда.

В настоящее время идет становление РТИ как полномасштабной международной организации многостороннего сотрудничества, с соответствующей организационной структурой и системой управления и принятия решения (рис. 1).

Источник: составлено автором

Рисунок 1. Структура РТИ

Эффективность сотрудничества на местном и региональном уровне обеспечивается образованным в 2011 Комитетом местного сотрудничества (КМС) РТИ в Северо-Восточной Азии (GTI NEA Local Cooperation Committee), основной целью которого является разработка действующей сети сотрудничества для укрепления потенциала местных правительств СВА в области регионального сотрудничества и усиления взаимодействия между местными и центральными органами власти в СВА.

Принципиальным вопросом экономической кооперации в рамках РТИ является отраслевое взаимодействие, которое осуществляется через работу отраслевых советов и комитетов, в состав которых входят представители соответствующих министерств стран-участниц.

В настоящее время действуют следующие советы и комитеты

• Совет по туризму

• Совет по защите окружающей среды

• Транспортный совет

• Комитет по упрощению торговых процедур

• Совет по энергетике

• Деловой Консультативный Совет.

В 2016 году председательство в РТИ осуществляет Российская Федерация.

Причины, которые побудили ПРООН инициировать проект кооперации стран региона реки Туманная, заключаются в общности ключевых интересов стран региона по преодолению депрессивного характера развития сопредельных территорий и использования в этих целях синергетического эффекта от взаимодействия. Территория РТИ распространяется на три северо-восточные провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) и Внутреннюю Монголию КНР, три восточных аймака Монголии (Дорнод, Хентии и Сухбаатар), восточные порты Республики Корея и Приморский край.

Так, для России и КНР одинаково актуально преодоление региональных экономических диспропорций и низкого уровня развития сопредельных территорий: российских дальневосточных территорий и китайских северных провинций. Интересы преодоления изолированности Монголии от ключевых торгово-экономических маршрутов в Северо-Восточной Азии (СВА) объективно вовлекают ее в данный проект. В то же время потребности расширения и углубления взаимодействия Японии и Республики Корея с материковыми партнерами выступают для них драйверами роста. Преодоление изолированности КНДР и включение ее в региональное сотрудничество в среднесрочной перспективе также вполне вероятно.

Наличие объективных общих интересов стран СВА ограничено, тем не менее, противоречиями на политическом уровне и столкновением интересов отдельных стран, что замедляет или даже противодействует процессам внешнеэкономической либерализации и развитию интеграционных процессов. Так, серьезное беспокойство РФ и КНР вызывает размещение США мобильных комплексов THAAD на Корейском полуострове, вполне объяснимое с точки зрения предупреждения потенциальных угроз ракетных запусков КНДР в отношении Республики Корея и Японии, однако не соответствующее реальному военному потенциалу КНДР.

Именно поэтому конкретные совместные международные проекты в интересах стран-участниц служат как экономическим, так и социально-политическим целям и могут обеспечить в перспективе сглаживание политических разногласий и противоречий в СВА.

Одной из проблем РТИ является недостаточный объем финансирования, что обусловливает внимание РТИ к небольшим по масштабам проектам. В настоящее время заложен фундамент финансового сотрудничества в регионе в виде созданной в 2012 г. Ассоциации экспортно-импортных банков Северо-Восточной Азии. В Ассоциации участвуют экспортно-импортные банки государств-членов РТИ: Экспортно-импортный банк Китая, Экспортно-импортный банк Республики Корея, Банк Развития Монголии. В 2013 г. к инициативе присоединился российский Внешэкономбанк, а в 2014 году было подписано рамочное соглашение с другими участниками Ассоциации1. Обеспечение финансовой основы сотрудничества позволит РТИ перейти к разработке и реализации крупных инфраструктурных, в том числе, мультимодальных проектов, взаимной либерализации условий торговли в регионе, продвижения трансграничных региональных туристических маршрутов. Необходимость транспортного обеспечения СВА объективно способствует продвижению проекта развития транспортного маршрута Муданьцзян - Суйфэньхэ - Гродеково - Владивосток -Донхэ - Сакаиминато. Инициаторами проекта выступают префектуры Японии, Республики Корея и Китая, существенную помощь в реализации оказывает комитет по сотрудничеству региональных властей РТИ. Данный проект отвечает интересам России, поскольку включает маршруты, проходящие по территории Приморья.

Степень вовлеченности в РТИ обусловлена состоянием экономик стран-участниц. Страны-участницы проекта

2

характеризуются следующими макроэкономическими показателями :

1 ВЭБ и Ассоциация экспортно-импортных банков стран Северо-Восточной Азии подписали рамочное соглашение. -http://veb.ru/press/news/index.php?id_19=32050&filter_year_19=2014&filter_month_19=9

2 Countries. - http://www.worldbank.org/en/country

Макроэкономические показатели стран-участниц проекта РТИ

Экономика Население, млн. чел ВВП (ППС), млрд. долл. ВВП (официальный курс), млрд. долл. ВВП на душу населения (ППС), долл. ВНД на душу населения Уровень доходов Экономический рост, % Экспорт, млрд. долл. Импорт, млрд. долл.

КНР 1 371,2 19 390 10 980 14 100 7820 Выше среднего 6,9 2,143 1,576

Монголия 2,959 36,07 11,74 12 100 3830 Ниже среднего 2,3 4,619

Республика Корея 50,617 1849 1377 36 500 27 440 Высокий 2,6 548,8 428,5

РФ 144,1 3718 1325 25 400 11 440 Выше среднего -3,7 341,5 193

Источник: составлено по данным Всемирного банка.

Особенности экономического развития стран существенным образом влияют на степень участия партнеров по РТИ в совместной деятельности по продвижению инициативы (табл. 2):

Таблица 4

Место стран РТИ в рейтинге Doing business,20171

Экономика 2016 г. 2017 г.

КНР 80 78

Монголия 62 64

Республика Корея 4 5

РФ 36 40

Источник: составлено по данным Всемирного банка.

Поскольку проекты международного сотрудничества стран СВА инициируются государствами, то параметры национального регулирования экономик являются существенным фактором развития совместных проектов. Для всех стран-участниц характерна высокая роль государства в регулировании бизнеса, что отражает такой показатель, как получение разрешений на строительство и регистрация прав собственности (табл. 3):

Таблица 5

Позиции стран - участниц в рейтинге Doing business,2017: получение разрешений на строительство и регистрация прав собственности

Экономика Получение разрешений на строительство Место в рейтинге Doing business, 2017 Регистрация собственности Место в рейтинге Doing business, 2017

Процедуры, количество Дни, количество Процедуры, количество Дни, количество

КНР 22,0 244,3 177 4,0 19,5 42

Монголия 17,0 137,0 29 5,0 10,5 46

Республика Корея 10 28 31 7,0 5,5 39

РФ 13,7 239,3 115 5,0 15,0 9

Источник: составлено по данным Всемирного банка.

Устойчивое экономическое развитие КНР делает чрезвычайно перспективными проекты создания международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», которые смогут эффективно обеспечивать транзит грузов из Китая, Республики Корея, Японии, других стран АТР. Россия в процессе развития РТИ предложила ряд совместных проектов, среди которых можно выделить проект развития порта Зарубино в Приморье, превращение его в мощный транспортный хаб по перевалке зерна, контейнерных и других грузов. Развитие порта Зарубино позволит другому участнику РТИ, китайской провинции Цзилинь получить через этот порт выход к морю.

Второй - строительство в Амурской области на базе Ерковецкого угольного месторождения ТЭЦ и линии для экспорта электроэнергии в КНР.

Развитие государственно-частного партнерства на уровне регионального взаимодействия должно стать инструментом развития многостороннего сотрудничества. Поскольку именно государства проявляют взаимную заинтересованность в реализации совместных проектов в регионе, можно предположить, что разрешительные процедуры в общих интересах в данном случае могут быть оптимизированы.

В регионе действует также и другая площадка взаимодействия - Ассоциация Региональных Администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), созданная в 1996 и успешно функционирующая в настоящее время. Причины возникновения данного формата взаимодействия коренятся в общности целей регионального развития, а также необходимости разрешения потенциально болезненных противоречий, обусловленных территориальной сопряженностью соседних регионов (табл. 4).

1 Рейтинг стран. - http://russian.doingbusiness.org/rankings

390

Участники АРАССВА

Страна Количество территориальных единиц - участниц АРАССВА

КНР 7

Япония 10

КНДР 2

Монголия 22

РФ 16

Республика Корея 16

Источник: составлено по данным АРАССВА.

Главная цель создания АРАССВА состоит в достижении всеобщего благосостояния в регионе путем интенсификации обменов и сотрудничества во всех областях, включая управление, экономику и культуру на принципах взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.

Основными видами деятельности Ассоциации являются:

• регулярное проведение Конференции региональных администраций стран Северо-Восточной Азии;

• сбор и предоставление членам Ассоциации информации об экономике, технологии и ходе развития территорий, входящих в Ассоциацию;

• оказание содействия мероприятиям, направленным на развитие сотрудничества и расширение взаимодействия регионов СВА, в числе которых выставки, ярмарки, обмены делегациями и пр.1

Управление деятельностью Ассоциации осуществляется рабочей комиссией, которая формируется из региональных представителей на уровне начальников управлений. В рамках комиссии действуют 11 подкомиссий: по экономике и внешней торговле, по образовательному и культурному обмену, по экологии, по предотвращению стихийных бедствий, по приграничному сотрудничеству, по научным технологиям, по морским делам и рыболовству, по туризму, по разработке и регулированию в области добычи полезных ископаемых, по энергетике и изменению климата, по вопросам женщин и детей (рис. 2).

Генеральная Ассамблея

Председатель-глава п р едседател ьствую щей региональной администрации

Секретариат

Генеральнь л секретарь АРАССВА

Рабочая Ком мисс и я

Заместитель председателя-главы п р едседател ьствую щей региональной администрации

Подкомиссии

Заинтересованные сотрудники администраций членов-регионов АРАССВА, Специалисты

Источник: составлено по данным АРАССВА.

Рисунок 2. Организационная структура АРАССВА

Секретариат АРАССВА координирует связь между членами Ассоциации, составляет проекты мероприятий, доклады и отчеты, формирует и исполняет бюджет. Штаб-квартира Секретариата находится на территории той администрации, которую возглавляет председатель Ассоциации2.

1 Ассоциация Региональных Администраций стран Северо-Восточной Азии. - http://www.neargov.org/ru/page.jsp7mnu uid=2596&

2 АРАССВА. - http://www.neargov.org/ru/page.jsp?mnu_uid=2816&

В настоящее время основные направления сотрудничества в рамках АРАССВА находятся преимущественно в сфере культурных, межэтнических, экологических, образовательных контактов. Вместе с тем, сотрудничество в рамках АРАССВА может внести ясность и сгладить многие противоречия, которые возникают вследствие осуществления национальных проектов, затрагивающих интересы соседних территорий. К числу таких проектов можно отнести строительство трех ГЭС на реке Селенга и ее притоках, реализация которых может угрожать экосистеме Байкала. Если реализация данного проекта финансируется Всемирным банком, то строительство плотины на реке Эгийн-гол -самом крупном притоке Селенги обеспечивается инвестициями китайских «Эксимбанка» и «Гэджоуба Интернейшнл» (China Gejuba Group Limited).

В результате заключения кредитного соглашения с Эксимбанком КНР на сумму 1 млрд. долларов сроком на 20 лет Монголия решает свои комплексные проблемы: так, 703,5 млн. долл. пойдет на строительство ГЭС на реке Эгийн-гол, 102,5 млн. долл. направят на возведение 260-километровой высоковольтной ЛЭП, а 66,2 млн. долл. - на строительство 12 мясокомбинатов. Оставшиеся средства Монголия предназначает для модернизации ТЭС в городе Эрдэнэт, расширение пригородной автомагистрали и улучшение технической базы профессионально-производственных учебных центров1.

Перспективы развития многостороннего сотрудничества в регионе во многом обусловлены необходимостью использовать синергию совместной деятельности при решении общих проблем. Так, в частности, вполне реалистичной является идея экономического коридора России, Монголии, КНР, который будет создан путем сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС, Экономического пояса Шелкового пути, а также монгольского проекта «Степной путь». В основе концепции «степного пути» лежит понимание начавшихся евразийских интеграционных процессов и необходимости определения места страны в этом процессе. Поэтому активное развитие горнодобывающей отрасли и расширившиеся поставки минеральных ресурсов за границу вынуждают Улан-Батор совершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, которая сегодня существует в зачаточном состоянии и зависит от транспортных артерий Китая и России2. Такой совместный проект может стать основой для создания в перспективе единой зоны свободной торговли в рамках экономических проектов ШОС. Маршруты еще не согласованы, однако география проекта говорит о том, что Китай пытается провести свой путь по районам, где другие страны хотят реализовать собственные инфраструктурные проекты для региональной кооперации. Например, железная дорога соединяет Китай с Монголией и Россией, сейчас обсуждается похожая инициатива строительства «Степного пути»3: реконструкция железной дороги и строительство автомобильной. В августе 2016 началось пилотное функционирование транспортного коридора грузового транзитного автотранспорта из порта Тяньцзинь (КНР) через столицу МНР Улан-Батор в Улан-Удэ, что благоприятно скажется на развитии транспортной инфраструктуры трех государств, интенсификации торговых инвестиционных связей4. Естественно, реализация подобного рода масштабных проектов материализуют межгосударственные договоренности, достигнутые на высшем уровне, но конкретное претворение их в жизнь является результатом повседневной деятельности региональных администраций.

Следует признать, что взаимодействие в рамках АРАССВА в настоящее время является недостаточно эффективным, хотя сопряжение региональных интересов на уровне национальных региональных администраций позволяет более оперативно и гибко реагировать на вызовы времени и текущие социально-экономические проблемы. Однако необходимость в общих действиях повышает роль и значение АРАССВА в качестве координатора совместных проектов в регионе.

1 Кичанов М. Монголия наносит удар. - http://expert.ru/siberia/2016/08/mongoliya-nanosit-udar/

2-,

" Выбор Монголии - «степной путь». - http://www.eastrussia.ru/material/vybor-mongolii-stepnoy-put/eastrussia.ru

3 «Степной путь» соедин mongoliyu-s-kitaem-i-rossiej html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Россия, Кита 2016/8/18/827488 html

3 «Степной путь» соединит Монголию с Китаем и Россией. - http://www.moscowmongols.com/2015/06/11/stepnoj-put-soedinit-

1

4 Россия, Китай и Монголия открыли движение по транспортному коридору из Азии в Европу. - http://www.vz.ru/news/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.