Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая политика России в Азии и трансформация Расширенной Туманганской Инициативы'

Внешнеэкономическая политика России в Азии и трансформация Расширенной Туманганской Инициативы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
273
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСШИРЕННАЯ ТУМАНГАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА (РТИ) / ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАТУСА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / СОПРЯЖЕНИЕ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / GREATER TUMEN INITIATIVE (GTI) / STATUS TRANSFORMATION / ECONOMIC COOPERATION / NORTHEAST ASIA / COHERENCE / EURASIAN ECONOMIC UNION / SILK ROAD ECONOMIC BELT / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кадочников Павел Анатольевич, Ячеистова Наталия Изяславовна, Гущин Евгений Сергеевич

В данной статье рассматриваются вопросы трансформации Расширенной Туманганской Инициативы (РТИ) в самостоятельную международную организацию, в том числе направления трансформации и наполнение новой организации, состав стран-членов организации и организационная структура, вопросы проектной деятельности, формы взаимодействия с Ассоциацией экспортно-импортных банков СВА. Вопросы трансформации РТИ рассматриваются в контексте достижения стратегических целей России по развитию Дальнего Востока и целей российской внешнеэкономической политики на азиатском направлении в 2014-2015 годах, перспектив и вызовов сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian foreign economic policy in Asia and transformation of Greater Tumen Initiative

The authors provide an analysis of the issues concerning the transformation of Greater Tumen Initiative (GTI) into independent international organization, including transformation formats and expanded agenda of the new organization, organizational structure and the list of member states, the issues of project activities and the ways of cooperation with Northeast Asia EXIM Banks Association. GTI transformation issues are analyzed in the context of Russia’s strategic goal of developing Far East regions, as well as goals of Russia’s foreign economic policy in Asia in 2014-2015 and prospects and challenges of coherence between the Eurasian Economic Union and Silk Road Economic Belt.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая политика России в Азии и трансформация Расширенной Туманганской Инициативы»

Внешнеэкономическая политика России в Азии и трансформация Расширенной Туманганской Инициативы

УДК 339.9 (470+571) ББК 65.5 (2Рос) К-137

П.А.Кадочников,

кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней торговли - проректор по научной работе; Н.И. Ячеистова,

доктор юридических наук, Заслуженный экономист России, Патентное бюро ИНЭВРИКА Ineureka - старший научный консультант; Е.С. Гущин,

Всероссийская академия внешней торговли - научный сотрудник Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы трансформации Расширенной Туманганской Инициативы (РТИ) в самостоятельную международную организацию, в том числе направления трансформации и наполнение новой организации, состав стран-членов организации и организационная структура, вопросы проектной деятельности, формы взаимодействия с Ассоциацией экспортно-импортных банков СВА. Вопросы трансформации РТИ рассматриваются в контексте достижения стратегических целей России по развитию Дальнего Востока и целей российской внешнеэкономической политики на азиатском направлении в 2014-2015 годах, перспектив и вызовов сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Ключевые слова: Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ), трансформация статуса, экономическое сотрудничество, Северо-Восточная Азия, сопряжение, Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути, международные организации, устойчивое экономическое развитие.

Russian foreign economic policy in Asia and transformation of Greater Tumen Initiative

P.A.Kadochnikov,

Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy - Vice-Rector for Research, N.I. Yacheistova,

Doctor of juridical sciences, Honored Economist of Russia, Patent Office INEUREKA - Senior Research Consultant, E.S. Guschin,

Russian Foreign Trade Academy - Researcher

Abstract

The authors provide an analysis of the issues concerning the transformation of Greater Tumen Initiative (GTI) into independent international organization, including transformation formats and expanded agenda of the new organization, organizational structure and the list of member states, the issues of project activities and the ways of cooperation with Northeast Asia EXIM Banks

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

Association. GTI transformation issues are analyzed in the context of Russia's strategic goal of developing Far East regions, as well as goals of Russia's foreign economic policy in Asia in 20142015 and prospects and challenges of coherence between the Eurasian Economic Union and Silk Road Economic Belt.

Key words: Greater Tumen Initiative (GTI), status transformation, economic cooperation, Northeast Asia, coherence, Eurasian Economic Union, Silk Road Economic Belt, international organizations, sustainable economic development.

2015 год характеризуется существенным повышением значимости «азиатского» вектора и, в первую очередь, Китая в российской внешнеэкономической повестке. Выросла интенсивность встреч на высшем уровне между Россией и Китаем, 8 мая 2015 года подписано совместное заявление лидеров о сопряжении проектов Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Россия присоединилась к новому финансовому институту - Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Активизировалось трехстороннее сотрудничество в формате Россия-Китай-Монголия. Развивается сотрудничество с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, заключено первое соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

Россия последовательно повышает значение Дальнего Востока в экономической политике: в 2011 году создан Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона размером 15,5 млрд рублей, 21 мая 2012 года сформировано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, 2-9 сентября 2012 года во Владивостоке прошел Саммит АТЭС, в рамках подготовки к которому был реализован ряд крупных проектов, способствующих развитию города.

15 апреля 2014 года утверждена госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» с объемом расходов более 346 млрд руб., 29 декабря 2014 года принят закон о территориях опережающего социально-экономического развития, 12 октября 2015 года вступил в силу Федеральный Закон «О свободном порте Владивостока». Все эти меры подчеркивают, что развитие дальневосточных регионов и укрепление международного сотрудничества с Китаем и другими ключевыми странами Восточной Азии являются одними из главных стратегических задач Российской Федерации.

ОБЩИЙ КОНТЕКСТ: ЗНАЧЕНИЕ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

В торговле товарами значение стран Северо-Восточной Азии1 для России за последние 15 лет существенно выросло (см. рисунок 1). В период 2000-2014 гг. доля

1 В данном разделе в качестве стран СВА рассматриваются Китай, Республика Корея, Монголия и Япония (без КНДР).

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

стран СВА в российском товарном экспорте выросла с 8,9% до 15,5%, в импорте их доля поднялась с отметки 5,7% до 24,7%. Наибольшее значение в российской внешнеэкономической повестке среди азиатских стран сегодня играет Китай.

Рисунок 1

Доля стран СВА и Китая в стоимости российского товарного экспорта (слева)

и импорта (справа) в 2000-2014 гг.

Источник: UN Comtrade (URL: http://comtrade.un.org/db/).

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ, СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И КИТАЯ

Доля Китая в экспорте и импорте стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) относительно стабильно росла в период с 2010 по 2014 год. В экспорте доля Китая выросла с 7,1% в 2010 году до 8,6% в 2014 году, в импорте - с 17,9% до 19,4% соответственно. Увеличение доли Китая в экспорте и импорте продолжилось и по итогам первых 10 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, - доля в экспорте выросла с 8,7% до 9,3%, в импорте - с 18,4% до 21,2%, соответственно.

Для Китая страны ЕАЭС как торговые партнеры примерно сохраняют свои позиции. В китайском экспорте и импорте доля стран ЕАЭС в 2014 году практически не изменилась по сравнению с 2010 годом: в экспорте она выросла с 2,8% до 3,1%, в импорте - сохранилась на уровне 2,7%. Активно развивается и торговля услугами. Так, в 2014 г. в России Китай впервые вышел на первое место по количеству туристов.

Важным вызовом развития торговли стран ЕАЭС и Китая являются существующие дисбалансы в структуре торговли. В 2014 году основные четыре позиции

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

экспорта из стран ЕАЭС в Китай составляли сырая нефть (56,0%), нефтепродукты (7,7%), каменный уголь (4,2%), необработанные лесоматериалы (2,7%) - в сумме это более 70% экспорта стран ЕАЭС в долларовом выражении. Наблюдается сильная концентрация экспорта стран ЕАЭС в нескольких товарных позициях, преобладание продукции с низкой степенью переработки.

Перспективными направлениями развития торговли товарами с Китаем, в том числе продукцией высокой степени переработки, являются упрощение торговых процедур и снижение издержек в торговле. В части упрощения торговых процедур, несмотря на более низкие позиции Китая в целом по индексу Всемирного банка Doing Business - 2016 (84 место, ниже, чем у всех стран ЕАЭС) по категории «Международная торговля» показатели Китая (96 место в рейтинге 2016 года) выше, чем у России и Казахстана (см. таблицу 1).

Это позволяет говорить о резервах повышения взаимной торговли за счет упрощения торговых, в том числе таможенных процедур, введения системы «единого окна» при внешнеторговых операциях, выработки единых правил оценки рисков и других мер. Шаги в данном направлении уже реализуются: 29 августа 2015 года прошел третий раунд переговоров между КНР и ЕАЭС по обмену данными о товарах, которые следуют транзитом.

Таблица 1

Позиции и показатели Китая и стран ЕАЭС в Индексе Ведение бизнеса 2016

Китай Россия Казахстан Белоруссия Армения Кыргызстан

Позиция в Индексе ведения бизнеса 84 51 41 44 35 67

Позиция по

показателю «Международная 96 170 122 25 29 83

торговля»

Время на экспорт

(часов на одну 37 139 265 9 5 51

партию товара)

Время на импорт

(часов на одну 126 139 8 5 5 73

партию товара)

Стоимость экспорта

(долл. на одну партию товара) 692 1625 1004 235 150 675

Стоимость импорта

(долл. на одну партию товара) 940 1625 0 0 100 712

Источник: Индекс Ведения бизнеса 2016 (URL: http://russian.doingbusiness.org/ rankings).

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

Китай за последние годы существенно увеличил свое значение в качестве источника прямых иностранных инвестиций для стран ЕАЭС. Приток ПИИ из Китая в Россию за 2011-2014 гг. вырос более чем в 10 раз, в Казахстан - на 9,9% (см. таблицу 2). При этом доля Китая в общем объеме полученных Россией и Казахстаном ПИИ составила соответственно 5,6% и 7,9%. Инвестиции стран ЕАЭС в Китай пока имеют достаточно скромные объемы.

Таблица 2

Инвестиционное взаимодействие России и Казахстана с Китаем в 2011-2014 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014 Объем накопленных ПИИ

Привлеченные прямые инвестиции, млн долл.

В Россию, всего 55 083,5 50 588,0 69 219,0 22 856,6 353 444,0

в т.ч. из Китая 125,9 449,6 596,9 1 271,0 2 810,1

удельный вес, в % 0,23 0,89 0,86 5,56 0 80

В Казахстан, всего 26 467,3 28 884,9 24 098,3 23 710,8 134 663,1

в т.ч. из Китая 1 693,1 2 414,6 2 246,0 1 861,3 3 569,7

удельный вес, в % 6,40 8,36 9,32 7,85 2 65

Направленные прямые инвестиции, млн долл.

Из России, всего 66 851,3 48 821,8 86 507,0 56 389,4 388 400,4

в т.ч. в Китай 19,6 62,8 14,3 54,3 194,8

удельный вес, в % 0,03 0,13 0,02 0,10 0,05

Источники: Центральный банк России (URL: http://www.cbr.ru/), Национальный банк Казахстана (URL: http://www.nationalbank.kz/?docid=178&switch=russian), расчеты ВАВТ

В части отраслевой направленности инвестиций китайские компании инвестируют, в первую очередь, в добычу сырой нефти и природного газа (70% накопленных инвестиций в 2013 г.), а также в строительство магистральных трубопроводов (25%).

Перспективы развития торговли и инвестиций между ЕАЭС и Китаем тесно связаны с развитием интеграционных процессов на евразийском континенте. Подписанный 8 мая 2015 г. меморандум о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути имеет особую важность в контексте формирования правил торговли и инвестиций в участвующих странах, мировых тенденций создания больших экономических сообществ и режимов (Транс-

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

тихоокеанское партнерство2, Трансатлантическое партнерство3, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство4).

В части дальнейшего углубления сопряжения ЕАЭС и ЭПШП наиболее перспективными выглядят следующие направления:

□ Содействие торговле (упрощение таможенных и пограничных процедур и формирование благоприятного режима, движение к ЗСТ в долгосрочной перспективе);

□ Сближение стандартов, правил, норм и технического регулирования. Необходимо двигаться по пути правовой гармонизации и сближения стандартов. Первым шагом на этом пути может стать взаимное признание технических стандартов ЕАЭС и Китая;

□ Энергетика (расширение сети трубопроводов и электросетей, энергоэффективность, альтернативные источники энергии);

□ Транспорт и логистика, строительство новых объектов инфраструктуры. С точки зрения России будет наиболее выгодным, если в дополнение к широтным магистралям Восток-Запад будут созданы меридиональные маршруты Север-Юг, связывающие российские регионы Сибири и Зауралья с Индией, Пакистаном и Ираном;

□ Инвестиционное сотрудничество и защита иностранных инвестиций;

□ Финансово-банковское сотрудничество, расширение использования национальных валют во взаиморасчетах;

□ Научно-техническое сотрудничество (инновационная сфера);

□ Электронная коммерция;

□ Сельское хозяйство;

□ Визовый режим (в настоящее время уже действует безвизовый режим для туристических групп из Китая от 5 человек, приезжающих в Россию, обсуждается инициатива о предоставлении безвизового режима краткосрочных поездок гражданам стран БРИКС);

□ Сфера услуг (образование, туризм, медицина);

□ Безопасность, как фактор эффективного экономического сотрудничества (наиболее эффективная площадка - ШОС);

□ Экология и вопросы устойчивого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Соглашение о свободной торговле с участием США, Японии, Канады, Мексики, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Брунея, Чили, Перу, Малайзии и Вьетнама, подписано в феврале 2016 г.

3 Соглашение о свободной торговле между США и Европейским союзом, переговоры не завершены.

4 Соглашение о свободной торговле между Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией, Новой Зеландией и странами АСЕАН, переговоры не завершены.

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

19 ^

Сдерживающим фактором развития и укрепления сопряжения ЕАЭС и ЭПТТТП является возможная конкуренция между странами ЕАЭС в процессе сопряжения, и, как следствие, фрагментация диалога с Китаем, переход диалога с многостороннего формата на формат двустороннего сотрудничества. Такая конкуренция по проектам многостороннего характера может быть преодолена путем налаживания на постоянной основе диалога представителей органов государственной власти, бизнеса и экспертов по вопросам сопряжения.

Помимо сопряжения Россия взаимодействует с Китаем и в других многосторонних форматах: БРИКС, ШОС, АТЭС, Группа Двадцати и др. Среди всех форматов в контексте развития дальневосточных регионов России и укрепления отношений со странами Северо-Восточной Азии особую роль играет Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ).

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РАСШИРЕННОЙ ТУМАНГАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Расширенная Туманганская Инициатива (РТИ), членами которой являются Россия, Китай, Республика Корея и Монголия, к настоящему времени прошла определенный путь развития. В 1995 году странами-учредителями было подписано Соглашение о создании Консультативной Комиссии (из представителей высокого уровня стран-членов). Консультативная Комиссия, являющаяся руководящим органом РТИ и проводящая свои заседания ежегодно на уровне руководящего состава внешнеэкономических ведомств стран-членов, стала движущей силой РТИ, определявшей и актуализировавшей ее задачи и контролирующей их исполнение. С момента создания Программы, и на протяжении всего последующего периода, существенную поддержку ей оказывала Программа развития ООН (ПРООН).

В 2005 году на 8-м заседании Консультативной Комиссии в Чанчуне страны-члены договорились о продлении срока действия базового соглашения еще на 10 лет; уточнен географический охват Программы (от Российской Федерации в программе участвует Приморский край), определены приоритетные направления сотрудничества; принято решение о формировании Общего Фонда для финансового механизма. На этом же заседании Программа развития в районе реки Туманная была переименована в РТИ.

Для юридического оформления достигнутых в г. Чанчунь договоренностей, в 2007 году организована процедура подписания (в форме обмена письмами между ПРООН и правительствами стран-членов РТИ) - Международного соглашения о договоренностях относительно Расширенной Туманганской Инициативы. Вскоре начал функционировать Общий фонд, из которого, за счет взносов стран-членов, финансировался Секретариат (за исключением поста Директора, который финансировался ПРООН), а в последствии, частично, и проектная деятельность РТИ. Укрепление правовой и финансовой базы РТИ стали базисными элементами даль-

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

нейшего развития Программы. В 2007-2010 годах была сформирована организационная отраслевая структура РТИ в виде ряда отраслевых советов - Совета по Транспорту, Совета по Туризму, Энергетического Совета, Совета по охране окружающей среды, Комитета содействия торговле.

В 2010 году на 11-м заседании Консультативной Комиссии (Чанчунь, КНР) была подтверждена роль РТИ как важной платформы экономического сотрудничества в СВА, содействующей устойчивому развитию и стабильности в регионе. На этом заседании был подтвержден курс на повышение статуса РТИ и ее превращение в международную организацию. Работа над правовым статусом РТИ, начатая в тот период (при участии высококвалифицированных независимых юридических экспертов), была продолжена в дальнейшем, и имеет своей конечной целью превращение РТИ в самостоятельную международную организацию начиная с 2017 года.

Российская Федерация участвует в Программе с момента ее создания, что позволяет ей отстаивать свои интересы в важном с геополитической точки зрения регионе СВА, развивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество со странами региона, привлекать дополнительные инвестиции. К настоящему времени с участием Российской Федерации в рамках РТИ реализованы отдельные проекты в транспортной, торгово-инвестиционной, природоохранной и других областях сотрудничества.

В 2016-2017 годах с трансформацией юридического статуса РТИ начнется новый этап развития объединения. Данная трансформация будет способствовать повышению роли РТИ в регионе, уточнению ее задач, расширению повестки дня. Процесс трансформации юридического статуса РТИ ставит целый ряд принципиальных вопросов, требующих согласования позиций сторон. Это вопросы, касающиеся юридического оформления, административной организации, правил управления и финансирования, принципов участия в проекте, кадровые и другие вопросы.

1) Юридическое оформление. Несмотря на устойчивое развитие программы в непростых геополитических и экономических условиях, ее юридический статус (часто называемый «гибридным») не позволял проводить полномасштабной деятельности, сдерживал возможности внешнего позиционирования и установления прочного партнерства. Не будучи самостоятельной международной организацией, РТИ не могла должным образом позиционироваться во внешних связях, подписывать от своего имени соглашения, выступать в качестве юридического лица. Эти ограничения негативно сказывались на оперативной, финансовой и проектной деятельности РТИ, не способствовали укреплению ее международного имиджа.

Ввиду того, что юридический статус РТИ кардинально меняется - от межгосударственного механизма сотрудничества к международной организации - в соответствующем договоре необходимо явным образом сформулировать

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

21 ^

статус - новая организация является международной организацией и обладает международной правосубъектностью. Чрезвычайно важно также, чтобы в договоре были обозначены основные принципы, цели и направления деятельности организации, ее миссия должна быть предельно понятна для внешнего мира.

2) Финансовое обеспечение проекта. Договоренность об источниках и порядке финансирования будущей РТИ в ее новом статусе является первоочередной задачей стран-учредителей. При этом следует учитывать ограничения финансирования, возникавшие в предыдущий период деятельности РТИ: не достаточно четко прописанный алгоритм расчета национальных взносов; ограниченный бюджет РТИ, не позволявший реализовывать в полной мере поставленные задачи; несвоевременность уплаты взносов отдельными странами и пр.

В первоочередном порядке требуется закрепление следующих положений: порядок формирования и утверждения ежегодного бюджета организации, принцип сбалансированности бюджета в доходах и расходах, порядок формирования и уплаты национальных взносов, основные статьи расходов, порядок формирования бюджетов проектной деятельности, порядок со-финансирования деятельности РТИ со стороны внешних доноров, внешний аудит.

При рассмотрении вопроса о национальных взносах, следует особое внимание уделить алгоритму расчета участия Сторон в формировании бюджета организации, обязательствам уплаты взносов. В рамках подготовки базисных документов может быть подготовлен также отдельный документ - Руководство по обеспечению финансирования проектов, реализуемых РТИ, и работы с внешними донорами. Важно с самого начала наладить работу по подготовке в РТИ проектной документации на уровне международных стандартов (т.н. "bankable projects") и обеспечить по ним соответствующую отчетность. Методология по подготовке такой документации может быть разработана совместно с Ассоциацией экспортно-импортных банков СВА.

В целом, для обеспечения полноценного финансирования проекта желательного уже на начальном этапе деятельности организации предусмотреть отдельный Фонд партнерств РТИ с целью мобилизации дополнительных (добровольных) взносов как из стран РТИ, так и из третьих стран.

3) Участники проекта. Наряду с Российской Федерацией, учредителями проекта в 1995 г. стали КНДР, КНР, Монголия и Республика Корея. Предполагается, что эти страны (за исключением КНДР) станут учредителями РТИ в новом юридическом статусе.

Возвращение КНДР в проект отвечало бы интересам всего проекта как с экономической, так и с политической точек зрения. КНДР находится на пересечении важных транспортных региональных маршрутов, оказывает непосредственное влияние на экологическую ситуацию в регионе; расширение сотрудничества

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

с КНДР имеет особый интерес для Российской Федерации ввиду большого инвестиционного потенциала взаимодействия по инфраструктурным проектам.

Другая страна Северо-Восточной Азии - Япония - также не является участником Программы, хотя представители западных провинций Японии принимают активное участие в мероприятиях РТИ, а ряд из этих мероприятий даже прошел в Японии (в Тоттори и Ниигате). Япония заинтересована в развитии сотрудничества со странами РТИ, в первую очередь, по транспортным проектам. Открытие стабильного сообщения между Японией, Республикой Корея и российскими портами позволило бы Японии существенно ускорить время прохождения грузопотоков, направляемых в Европу, а также увеличить масштабы трансграничного туризма. С учетом этого, страны РТИ позитивно рассматривают возможность присоединения Японии к РТИ.

В течение долгого времени главным препятствием для присоединения Японии к РТИ являлся конфликт с КНДР (в связи с удерживаемыми в этой стране японскими туристами); в последние же годы, по неофициальной информации, сдержанность властей Японии объясняется нежеланием вызвать возможное недовольство со стороны своего союзника - США - по поводу усиления региональной интеграции в регионе СВА. Вместе с тем, руководство, бизнес и неправительственные организации Японии на уровне префектур демонстрируют значительный интерес к РТИ.

Так или иначе, формальное неучастие КНДР и Японии в деятельности РТИ не позволяет пока придать сотрудничеству в регионе СВА всеобъемлющего характера, сделать его еще более взаимовыгодным и содействующим процветанию региона. В этой связи рекомендуется предусмотреть в учредительных документах РТИ положения о присоединении новых членов региона (как это было сделано в Договоре 1995 г.) и продолжить работу, в том числе, по дипломатическим каналам, по присоединению этих стран к проекту РТИ.

При этом целесообразно отметить в учредительном договоре, что членство в новой организации открыто только для государств Северо-Восточной Азии - по аналогии с соглашением 1995 г. Это положение необходимо в целях обеспечения соответствия состава членов организации ее названию и целям.

4) Политическая поддержка проекта. Определяющую роль в успешном развитии РТИ в новом статусе будет играть политическая поддержка организации. Как ввиду сложившихся традиций, так и с учетом особенностей стран региона, успех деятельности новой организации будет определяться уровнем политической поддержки. До настоящего времени, в соответствии с Договором 1995 г., представительство Сторон в руководящем органе РТИ - Консультативной Комиссии - осуществлялось на уровне заместителей министров экономики. На практике уровень представительства был зачастую ниже установленного, что оказывало негативный эффект на результативность работы проекта.

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

23 ^

Вместе с тем, уникальный характер РТИ, его длительная история, возложенная на него экономическая миссия и геополитическая ответственность делают необходимым упрочение авторитета организации и усиление политической поддержки. Представляется необходимым, чтобы в новой организации высший орган был сформирован на министерском уровне. Целесообразно также включать тематику РТИ в повестку двусторонних встреч руководства стран РТИ на регулярной основе.

5) Органы РТИ. Очевидно, что нынешняя организационная структура РТИ должна будет претерпеть изменения в связи с трансформацией юридического статуса организации. Представляется необходимым сформировать совет старших должностных лиц стран РТИ, который будет проводить свои заседания около трех раз в год. Важно, чтобы национальные руководители в этом совете выполняли свои функции на постоянной основе, заменив таким образом важный ныне действующий механизм национальных координаторов. Национальный координатор должен являться связующим звеном между Секретариатом и страной-членом РТИ.

Сразу после начала функционирования РТИ отдельным решением высшего органа может стать принятие Правил работы вспомогательных (отраслевых органов). В зависимости от приоритетов отраслевого сотрудничества, которые будут выбраны Сторонами, такими вспомогательными органами могут стать уже сложившиеся структуры (Советы, Комитеты): Совет по транспорту, Совет по энергетике, Совет по туризму, Совет по охране окружающей среды, а также формирующийся Комитет по торговле и инвестициям и Совет по сельскому хозяйству.

Состав вспомогательных отраслевых структур должен быть своевременно сформирован для работы на постоянной основе. Следует отметить, что частая смена представителей сторон в отраслевых структурах не позволяла до настоящего времени вести последовательную работу на избранных направлениях. Отраслевые советы должны возглавляться уполномоченными представителями Сторон согласованного уровня и осуществлять свою работу на основании среднесрочных планов. Следует продолжить сложившуюся практику ежегодных отчетов руководителей отраслевых органов на заседаниях высшего органа. С учетом имевших ранее место сложностей, необходимо уделить особое внимание четкой организации работы вспомогательных структур и должному уровню представительства в них.

Представляется целесообразным восстановить и формализовать деятельность Делового консультативного совета РТИ, включавшего в себя представителей делового сообщества и крупных инвесторов из региона СВА и третьих стран. Деятельность такого органа позволяет повышать практическую направленность проводимой РТИ деятельности, формировать и реализовывывать проекты государственно-частного партнерства и обеспечивать «обратную связь» в работе организации.

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

Численность Секретариата на начальном этапе может составлять 15-17 человек из граждан стран-членов РТИ, которые будут выбираться на конкурсной основе в соответствии с установленными процедурами.

В новом статусе РТИ (как самостоятельной международной организации) должен принципиально поменяться статус руководителя Секретариата организации. Этот статус подлежит изменить на Генерального Секретаря (Директора) (вместо Директора Секретариата) - по аналогии с другими международными организациями. Функции и полномочия руководителя могут быть расширены, позволяя Генеральному директору принимать самостоятельные решения, в том числе, финансового характера, и проводить полномасштабную деятельность по реализации поставленных задач в течение периода между заседаниями высшего органа РТИ.

По сути, Генеральный директор должен во многом перенять нынешние функции Председателя Консультативной Комиссии в период между заседаниями. Повышение статуса руководителя Секретариата важно также с имиджевой точки зрения в контактах с внешними партнерами. В учредительном документе должен быть определен порядок назначения руководителя Секретариата - логично, если он будет выбираться на конкурсной основе из числа граждан стран РТИ и назначаться решением высшего органа. Оптимальным сроком для работы на той должности представляется 3 года.

С учетом сложившейся практики направления региональными и местными властями некоторых стран своих представителей в Секретариат за счет собственного финансирования (т.н. "secondment"), следует формализовать эту практику в процедурных документах организации. То же касается и практики привлечения волонтеров для работы в Секретариате РТИ ввиду большого интереса молодежи (как в регионе РТИ, так и в зарубежных странах) к деятельности Секретариата.

6) Территориальный охват. В учредительном договоре РТИ целесообразно дать определение о географических территориях, которые относятся к компетенции проекта. С учетом масштабных задач, которые может решать перспективная международная организация, представляется целесообразным повышение статуса РТИ до межправительственной региональной организации, расширить территориальный охват с бассейна реки Туманная на большую часть Северо-Восточной Азии. Соответственно, РТИ должна трансформироваться в Организацию экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии, сокращенно ОЭССА (Organization for Economic Cooperation in North-East Asia). Новое название будет лучше отражать новый статус объединения, его цели и задачи, а также более широкий охват его деятельности.

До настоящего времени вопрос территориального охвата РТИ остается не до конца решенным. В Договоре 1995 г. деятельность проекта предполагалось в основном проводить в приграничном районе бассейна реки Туманной, проходящей

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

25 Q

по границе КНР, КНДР и Российской Федерации. В договоренностях, подписанных Сторонами в Чанчуне в 2005 г., понятие географического охвата РТИ было уточнено и расширено. Теперь проект формально покрывает три северо-восточные провинции КНР (Хейлундзян, Дзилин, Ляонин) и Внутреннюю Монголию; восточные области Монголии, восточные портовые города Южной Кореи и, как сказано в договоре, «часть Приморского края согласно официальному решению этой страны».

На деле же географический охват проекта оказался гораздо шире. Республика Корея участвует в проекте практически полностью всей своей территорией, (но преимущественно - провинции Канводндо, Кёнсан-Намдо, города Пусан и Улсан). Китай привлекает к участию некоторые другие территории; от Российской Федерации в проекте часто участвуют не только представители Приморского края, но и других регионов - Хабаровского края, Амурской области, Сибири. От Монголии в проекте участвуют провинции Дорнод, Хэнтий, Сухэ-Батор.

Уточнение географического охвата проекта следует предпринять, чтобы не позволить ограниченным ресурсам проекта распыляться в национальных масштабах стран-участниц. Будущая организация нацелена на развитие сотрудничества в Северо-Восточной Азии - в связи с этим, вероятно, следовало бы провести и актуализацию входящих в проект территорий. В Российской Федерации не раз поднимался вопрос о подключении к РТИ, помимо Приморского края, ряда других территорий страны, однако официально этот вопрос так и не был решен. Вместе с тем, для лучшей балансировки участвующих в проекте территорий5 и более полной интеграции территорий Сибири и Дальнего Востока в мировую экономику, рекомендуется официально подключить к проекту, помимо Приморского края ряд других областей Российской Федерации (включая Хабаровский край, Иркутскую и Амурскую области).

7) Планирование и отчетность. Деятельность организации должна строиться в соответствии со стратегическими планами, разрабатываемыми на срок от трех до пяти лет. Рабочие планы отраслевых органов должны ясным образом корре-лироваться с этими планами, детализируя и уточняя их и учитывать бюджетные возможности.

Проекты ежегодных бюджетов организации должны содержать расходные статьи на покрытие планируемых мероприятий. Отчетность о выполнении планов и бюджетов должна представляться ежегодно Секретариатом и руководителями отраслевых органов, и утверждаться на заседаниях высшего органа.

8) Взаимодействие с Ассоциацией экспортно-импортных банков стран СВА. Чрезвычайно важной задачей для новой организации в СВА станет налаживание эффективного взаимодействия с Ассоциацией экспортно-импортных банков стран

5 Например, население территорий КНР, официально участвующих в проекте РТИ, составляет 135 млн чел.; а российских регионов - менее 2 млн чел.

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

СВА, которая должна стать основным инструментом финансирования проектной деятельности в СВА.

Наиболее эффективной представляется следующая схема взаимодействия. Комитеты РТИ занимаются разработкой и выдвижением совместных проектов в своих профильных областях. К определенному сроку комитеты готовят заявки с кратким описанием проектов, которые сдают в Ассоциацию эксимбанков СВА. На общей встрече Ассоциация рассматривает принятые заявки и выбирает те, на которые можно выделить финансирование для разработки технического обоснования проекта и иной документации. По итогам года в Ассоциацию поступают готовые технические обоснования и в рамках совместного форума с участием представителей заинтересованных комитетов РТИ и частного бизнеса проводятся презентации проектов, по результатам которых члены Ассоциации выносят свое решение о возможности финансирования проекта. К участию в форуме также могут быть приглашены сторонние инвесторы, например, представители АБР, АБИИ и других региональных банков развития, или представители частного бизнеса.

Одной из площадок для обсуждения вопросов финансирования проектной деятельности РТИ может стать Восточный экономический форум, который, начиная с 2015 года, проводится ежегодно во Владивостоке (целесообразной выглядит организация в рамках Форума отдельной сессии, посвященной РТИ).

Успешная трансформация юридического статуса РТИ создаст еще одну предпосылку для наращивания экономического и гуманитарного сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Создание международной организации в СВА, стимулирующей международное сотрудничество в регионе, приобретает особую важность на фоне повышения интереса и активизации участия России в работе РТИ, реализации инициатив по развитию Дальнего Востока.

Исходя из этого, РТИ (или ОЭССА) в новом юридическом статусе может превратиться в межправительственную региональную координирующую площадку, позволяющую вести работу по сопряжению разных форматов сотрудничества в регионе СВА, в том числе в области проектной деятельности. Представляется, что в таком формате новая международная организация отвечает экономическим интересам российского бизнеса и будет способствовать устойчивому развитию Дальневосточного региона и региона Северо-Восточной Азии в целом.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Changchun Declaration, 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// tumenprogramme.org/UploadFiles/pdf/Documents/Changchun%20Declaration%20final%20 1%20Sept%202010.pdf. - Загл. с экрана.

Concept Paper on Legal Transition, Roadmap for the Transition of the GTI to an Independent Entity. 16 September 2014.

Strategic Action Plan for the years 2012-2015. 13th GTI Consultative Commission Meeting. 10 October, 2012. Annex 1.

3 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

Yanbian Declaration, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// tumenprogramme.org/?info-714-1.html.

Ведение бизнеса - 2015. Больше, чем эффективность // Группа Всемирного Банка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015. (Vedenie biznesa - 2015. Bol'she, chem jeffektivnost' // Gruppa Vsemirnogo Banka. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Государственная Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/programs/232/events/ (Gosudarstvennaja Programma Rossijskoj Federacii «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Bajkal'skogo regiona». [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Новая стратегия России в Азии, Бордачев Т.В., Канаев Е.А. // Россия в глобальной политике, №4, 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/ number/Uspokoit-Zapad-uravnovesit-Vostok-16929 - Загл. с экрана. (Novaja strategija Rossii v Azii, Bordachev T.V., Kanaev E.A. // Rossija v global'noj politike, №4, 2014 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa)

Россия - Китай - Монголия подписали меморандум о разработке программы создания экономического коридора. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/press/news/2015090706. - Загл. с экрана. (Rossija - Kitaj - Mongolija podpisali memorandum o razrabotke programmy sozdanija jekonomicheskogo koridora. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// kremlin.ru/supplement/4971. - Загл. с экрана. (Sovmestnoe zajavlenie Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki o sotrudnichestve po soprjazheniju stroitel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i Jekonomicheskogo pojasa Shelkovogo puti. [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (вступил в силу 12 октября 2015 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin. ru/acts/bank/39906 (Federal'nyj zakon ot 13 ijulja 2015 g. № 212-FZ «O svobodnom porte Vladivostok» (vstupil v silu 12 oktjabrja 2015 g.). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» (вступил в силу 30 марта 2015 г.). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/39279/page/! (Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2014 g. № 473-FZ «O territorijah operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija» (vstupil v silu 30 marta 2015 g.). [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

Форум Восток // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forumvostok.ru/ mesto-provedeniya/o-torakh.html (Forum Vostok // [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa)

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.