ПРОЕКТ «ТУМАНГАН»: ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ
25 февраля 2011 г. во Владивостоке состоялась научно-практическая конференция «Проект «Туманган»: история вопроса, текущее положение и потенциал». Конференция была проведена под эгидой администрации Приморского края, Законодательного собрания Приморского края, Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ), Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Цель конференции — выяснить мнение экспертов о возможностях развития Приморского края в свете международного сотрудничества в формате Расширенной Туманганской Инициативы (РТИ), а также такими организациями, как Форум АТЭС, Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА) ЭСКАТО ООН и пр., и на этой базе сформулировать рекомендации для соответствующих министерств и ведомств.
Пример РТИ был выбран для обсуждения, поскольку он олицетворяет собой одну из наиболее ярких идей развития региона, которая ведет свою историю с запомнившегося, но нереализованного проекта «Туманган» по созданию международной зоны развития в устье р. Туманной на стыке границ КНДР, Китая и России. Сегодня это история трансформации Программы развития бассейна р. Туманной, реализуемой в 1991—2005 гг. под эгидой Программы развития ООН (ПРООН), в независимый механизм межправительственного экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА).
В работе конференции, организованной в формате круглого стола, активное участие приняли ключевые специалисты и эксперты Министерства экономического развития РФ, Министерства транспорта РФ, администрации Приморского края, научных и деловых кругов.
В своем вступительном слове председатель Законодательного собрания Приморского края В. В. Горчаков отметил, что в настоящее время актуальными являются проблемы территориального развития. Есть опасность, что Приморский край, несмотря на всю привлекательность своего положения, может остаться в стороне от энергичных процессов экономического развития, которые происходят сейчас в его международном окружении.
Генеральный директор ОАО «ДНИИМФ», проф. Я. Н. Семенихин в своем приветственном слове обратил внимание на выбранный пример, а именно — на существовавшие, но нереализованные идеи развития Хасанского района Приморского края. Он отметил, что участникам конференции предстоит сформулировать главное: нужно ли развитие вообще, или оставить эту территорию «как есть», в первозданной чистоте.
Выступления и дискуссии прошли в трех сессиях.
Первым выступил канд. экон. наук Р. В. Гулидов, старший сотрудник Секретариата РТИ, с докладом «История вопроса и деятельность Секретариата РТИ». Сделав экскурс в историю развития РТИ и ее предшественницы — Программы развития района р. Туманной — он подтвердил, что все идеи, составляющие суть «Туманганского проекта», были официально признаны странами-участницами нереалистичными в 1994 г. Сама Программа развития района р. Туманной после нескольких взлетов и па-
№ 2 2011
дений 2005 г. была преобразована в Расширенную Туманганскую Инициативу, являющуюся сегодня единственным многосторонним форматом межправительственного экономического сотрудничества в СВА с участием России (а также КНР, Республики Корея и Монголии). В числе ключевых секторов для развития сотрудничества под эгидой РТИ правительствами стран-участниц были утверждены энергетика, транспорт, туризм, инвестиции и окружающая среда. Высший орган управления РТИ — Консультативная комиссия — функционирует в ранге заместителей министров. Р. В. Гулидов также отразил специфику деятельности стран-участниц РТИ и предложил ряд конкретных мер по усилению роли России в РТИ.
Директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, д-р ист. наук, проф. В. Л. Ларин в своем докладе проанализировал позиции стран СВА. Представленный анализ базировался большей частью на проблемных вопросах проекта «Туманган», активно обсуждавшегося в начале — середине 1990-х гг. Докладчик отметил, что пока идут споры вокруг зоны «Туманган», КНР решает свои проблемы посредством укрепления позиций в КНДР, активно наращивая экономическое присутствие в зоне «Расон». Китайский вариант организации выхода к Японскому морю через КНДР сегодня решается очень эффективно.
Начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ, канд. техн. наук М. В. Холоша обратил внимание на значительное отставание Приморского края на фоне активного развития транспорта в международном окружении. Он отметил, что необходимо конструктивно взаимодействовать в рамках всех существующих в регионе международных форматов сотрудничества, рассматривать все подобные возможности в развитии страны, максимально использовать различные проекты под эгидой международных организаций, понимая, что без эффективного участия России в региональном сотрудничестве в АТР и СВА не представляется возможным сформировать коммуникационную площадку на Дальнем Востоке России и обеспечить его интеграцию в этот макрорегион мира.
В комментариях проф. Я. Н. Семенихин заметил, что в действующей Стратегии развития морской деятельности РФ поставлена задача: сократить объем российских грузов, проходящих через чужие порты, с 15 до 5% к 2020 г. Выступающий отметил: эта концепция развития предусматривает, что наши грузы необходимо перегружать через наши порты, а в обсуждаемом примере у нас стоит обратная задача, которой в этой концепции нет: нам предлагают грузы, на которых мы можем заработать, а мы от этой работы отказываемся».
Заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России В. И. Ткаченко сформулировал ряд ключевых аспектов, характерных в отношении как участия России в РТИ, так и развития Приморского края. В русле деятельности РФ в формате РТИ позиция страны складывается из позиций разных ведомств, в контексте транспортного развития следует решить, как конкретно развивать транспортные коридоры и что делать с портом в бухте Троицы (Зарубино). В. И. Ткаченко выразил мнение, что здесь применимы инструменты как ФЦП, так и ГЧП, для использования которых необходимо сформулировать проект и должным образом его представить, поскольку аргументов «за», по-видимому, у него достаточно.
Глава представительства МИД России в г. Владивостоке И. В. Агафонов отметил, что участие России в РТИ не должно осуществляться в отрыве от федеральных планов социально-экономического развития территорий Дальнего Востока, Программы сотрудничества районов Дальнего Востока и Восточной Сибири с Северо-Востоком КНР на период 2009—2018 гг. По его мнению, участие в РТИ может быть интересным с точки зрения развития транзитных транспортных коридоров, проходящих по территории Приморья, что может послужить инструментом для привлечения ресур-
сов Азиатского банка развития, Мирового банка и прочих финансовых институтов в дальневосточные региональные инвестиционные проекты.
Начальник отдела развития транспортных коридоров и логистики департамента программ развития Министерства транспорта РФ А. Л. Алексеев отметил ценность понимания того, как российский регион видит свое развитие в дальнейшем, в том числе в рамках развития транспортной инфраструктуры. Для Минтранса важно иметь концепцию, геополитически связанную с развитием транспортных коридоров на базе имеющихся перспектив как в рамках РТИ, так и в более широком плане, в контексте других форматов сотрудничества, например ЭСКАТО ООН и т.д.
В итоговом решении конференции участники отметили наличие устойчивого интереса стран СВА и АТР к развитию экономического сотрудничества в данном регионе, включая район, известный ранее как «бассейн р. Туманной» (зона покрытия «Туманганского проекта» в прошлом). В настоящее время данный интерес обусловлен различными факторами:
• наличием в регионе стран с развитыми экономиками и с высокими темпами экономического роста;
• интенсивным развитием в регионе интеграционных процессов, опирающихся на взаимозависимость и возможности взаимодополнения экономик этих стран;
• усилением внутрирегиональных и межрегиональных торгово-экономических связей и возможностей для их активного развития на взаимовыгодной основе (сотрудничество в сфере торговли, инвестиций, энергетики, туризма, транспорта, в том числе обслуживание общей для региона грузовой базы);
• возможностью оптимизации размещения производительных сил и маршрутов товародвижения в регионе;
• потребностью стран в укреплении мира и добрососедских отношений, включая вовлечение КНДР в процессы мирного экономического развития;
• несбалансированностью размещения экономической активности и населения в регионе и наличием территорий, где в ближайшие годы ожидается бурный экономический рост.
В настоящее время данный интерес выражается в разных формах, в том числе:
• в политических оценках и исторических притязаниях;
• в текущих инвестиционных предложениях и реализуемых проектах;
• в жесткой конкурентной борьбе за политико-экономические позиции.
Интерес международного окружения к Дальнему Востоку России в целом, к
Приморскому краю (особенно к его южной части), в частности, основан на не реализованном в полной мере потенциале его экономического развития и возможности получения взаимной выгоды в случае реализации этого потенциала в региональном экономическом пространстве СВА и АТР. Этот интерес связан, прежде всего:
• с доступом к российским сырьевым ресурсам, в том числе по надежным существующим транспортным маршрутам;
• с иными возможностями обеспечения своего развития, например, при создании региональных энергетических и транспортных систем, в том числе с использованием новых транзитных маршрутов (например, проходящих по территории Приморья).
Сложившаяся ситуация открывает для России ряд новых возможностей для собственного развития, укрепления ее роли в мире и интеграции в экономическое и транспортное пространство АТР, в том числе за счет:
• строительства на юге Приморского края международного порта транзитного назначения (способного принести существенный социально-экономический и технологический эффект);
ПРОЕКТ «ТУМАНГАН»: ИСТОРИЯ ВОПРОСА, ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ рЭ
№ 2 2011
• активизации транспортных коридоров, проходящих по территории Приморского края, и трансформации их в будущем в «экономические коридоры развития»;
• создания в крае особой экономической зоны (системы ОЭЗ, включающей элементы зон различных типов: технико-внедренческой, промышленно-производственной, туристско-рекреационной и портовой).
Представляется, что международным окружением в АТР подобная позиция России будет оценена как прагматичная и конструктивная, направленная на последовательное продвижение национальных интересов, реализацию собственного геополитического и экономического потенциала, укрепление мира, добрососедских отношений и собственной экономической безопасности.
До сих пор роль России в этом регионе международным окружением оценивается как пассивная, тормозящая развитие как самой России (на ее востоке и в целом), так и окружающих стран, что в значительной мере вызывает завуалированное или открытое раздражение как минимум соседей по СВА. Как результат, сложившаяся ситуация не способствует развитию в этом регионе благоприятных для России политических и экономических сценариев.
Традиционно российские аналитические центры не в полном объеме оценивают ситуацию: анализ с точки зрения развития европейских территорий страны превалирует над другими взглядами, потребности и возможности развития восточных территорий страны учитываются не полной мере. Тем временем весьма разные интересы стран СВА и АТР в развитии этой территории могут быть сбалансированы, что позволяет реализовать здесь эффективные проекты международного сотрудничества, направленные на социально-экономическое развитие региона со значительной выгодой для России. Именно такие проекты могут стать основой для формирования на юге Приморья коммуникационной площадки России в АТР и СВА.
В заключительной части решения участники конференции обращают внимание на следующее.
• Цели ряда международных организаций и механизмов сотрудничества, таких как РТИ, АТЭС, ЭСКАТО ООН, Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА) и др. совпадают с интересами России в этом регионе, более того, Россию можно отнести к наиболее заинтересованным странам в достижении этих целей.
• Конструктивная активизация позиции России в отношении развития Хасан-ского района может стать миссией, которую в международном окружении давно ожидают от России.
• Все российские федеральные и региональные программы развития, реализуемые в этом регионе мира, должны учитывать возможности достижения своих целей путем расширения международного сотрудничества в рамках системы международных организаций, таких как РТИ, АТЭС, ЭСКАТО ООН, АРАССВА и т.д.
• Участники конференции обсудили и сформулировали, что Приморью необходимо использовать различные формы и инструменты международного сотрудничества. Это, безусловно, полезно России в плане развития экономики, транспорта, туризма, торговли, привлечения иностранного капитала. Это развитие охватывает многие другие направления, включая энергетику, экологию, безопасность и т. д.
М. В. Холоша, Р. В. Гулидов