УДК 37.02
Н. В. Козлова
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В настоящей статье анализируются вопросы реализации воспитательной системы вуза, в основу которой положены компетентностный и проектный подходы. Рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования социальной компетентности обучающихся в воспитательной системе учреждений профессионального образования, раскрывается сущность воспитательного процесса вуза, представляются его компоненты и структуры, прослеживаются закономерности построения и управления воспитательной деятельностью, пути развития личности и способы влияния на ее ценностную систему.
Ключевые слова: воспитательная система, компетентностный подход, проектный подход, компетенция, компетентность, целеполагание, прогнозирование.
Abstract.The article analyses the issues of implementing the higher school education system based on competence and project approaches. The article considers theoretical and practical aspects of building the social competence of students in the educational system of vocational training institutions, reveals the essence of higher school educational process and presents its components and structure patterns. The author traces the patterns of educational activity formation and management, introduces ways of personal development and ways of influencing its value system.
Key words: educational system, competence approach, project approach, competence, goal setting.
Современное российское общество характеризуется преобразованиями в технической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом, обеспечивающим стабильность и прогресс. Российскому обществу нужны образованные, готовые к самостоятельному решению творческих профессиональных задач специалисты, обладающие чувством ответственности за порученное дело. В условиях преобразований модернизируются учреждения высшего профессионального образования и прежде всего технического. Время активных социальных преобразований требует специалистов, способных помочь обществу перейти в режим подлинно гуманистического и демократического развития, где самоценностью является каждый человек, его потребности и право на самореализацию. Ориентация на профессиональную подготовку будущих специалистов, социально-активных и конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без повышения уровня их общей культуры, воспитанности. В условиях современного производства специалист должен быть компетентен не только в рамках своей профессии, но и в вопросах межличностных, политико-правовых отношений, в вопросах организации продуктивной жизнедеятельности.
Воспитательная система современной высшей технической школы потенциально способна обеспечить достойное вхождение личности в профессиональную деятельность, ее полноценную социализацию и успешную профес-
сиональную адаптацию. С этой целью в вузах разрабатываются воспитательные системы, концепции и модели, их реализующие, нацеленные на упорядочение всего спектра влияний (социальных, психологических, физических и др.) на личность и создание условий для ее успешной социализации и развития. Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на обучающихся, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания.
В Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) реализована воспитательная система, в основу которой положены компетент-ностный и проектный подходы. Компетентностный подход составляет основу формирования главным образом социальных компетенций у обучающихся. Сформированность социальных компетенций создает предпосылки для успешного выполнения ими в перспективе производственных задач, а также взаимодействия с окружающими. Проектный подход реализуется через принципы системности и саморазвития. Он предполагает опережающее отражение действительности, связанное с целеполаганием, прогнозированием, разработкой теорий, концепций, программ. Проектирование является одним из аспектов творчества молодежи, благодаря которому мы полностью реализуем систему деятельности, основанную на планировании, прогнозировании, принятии решений, научном исследовании.
Применение этих подходов на практике позволяет вскрыть факторы и условия, обеспечивающие формирование социальной компетентности обучающихся, а следовательно, определяющие наиболее актуальные и значимые составляющие процесса проектирования формирования социальной компетентности будущих специалистов в техническом вузе.
Формирование социальных компетентностей у обучающихся - это последовательный и многоступенчатый процесс. Прежде чем приступить к разработке концепции воспитательной системы ПГТА мы провели ряд исследований: определяли уровень освоения ключевых компетенций [1]; мотивации к обучению в нашем вузе; уровень коммуникабельности, толерантности, самооценки; уровень развития самоорганизации и самодисциплины, уровень социальной адаптации и социализации, социальной мобильности и активности; составлялись характеристики жизненных ценностей обучающихся. Для рассмотрения оптимального процесса формирования социальной компетентности изучались такие факторы, как социокультурная среда, семья, коллектив, неформальные объединения. При изучении социокультурной среды важным является ее педагогический потенциал; при изучении семьи - нравственнопсихологический климат; при изучении коллектива - психологический климат, социальный статус в группе, открытость коллектива; при изучении неформальных объединений - социальная активность, позитивная социальная направленность, положительное отношение к сложившимся в коллективе традициям.
Основываясь на теории В. Г. Афанасьева [2], мы придерживались основных принципов построения системы. К ним относятся следующие: наличие составных элементов (частей); наличие структуры; наличие интегральных качеств, получаемых от взаимодействия элементов, таких, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему; наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компо-
нентов; целеустремленность системы (функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы); наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах, наличие управления.
В Пензенской государственной технологической академии организация воспитательной работы осуществляется Управлением воспитательной работы. Основная его задача - это формирование корпоративной культуры и корпоративного климата в ПГТА. Корпоративный климат является средством практической реализации ведущих принципов современного воспитания, фундаментальной основой для воспитательного процесса в системе непрерывного образования, включает в себя идеалы, ценности и приоритеты, составляющие духовное пространство академического сообщества, отражает особую роль и статус ПГТА в образовательном пространстве, социальной жизни, развитии науки и культуры.
Воспитательная работа осуществляется через систему деятельностей и отношений, связанную именно с общественной активностью. Управление воспитательной работы осуществляет обучение, координацию и контроль воспитательной работы структурных подразделений академии, а именно реализацию внутриакадемических и внешних социальных, культурных, гуманитарных, спортивных, просветительских и других проектов и программ; организацию работы структурных подразделений академии по профилактической работе; мониторинг, социологические и социально-психологические исследования по проблемам внутривузовской жизни и воспитательной работы; внедрение в практику внеаудиторной работы научных достижений, результатов социологических исследований; организацию работы органов студенческого самоуправления; воспитательную работу, проводимую в академии; деятельность ответственных лиц в структурных подразделениях академии, отвечающих за воспитательную работу, наставников учебных групп в ВПО, классных руководителей в НПО и СПО; распространение лучшего опыта работы в образовательных структурах академии и других вузах.
В структуру Управления воспитательной работы входят следующие подразделения: отдел воспитательной работы; психолого-педагогическая лаборатория; центр молодежного творчества «Лидер».
Воспитание личности обучающихся в ПГТА, как и в любом другом типе образовательных учреждений, во многом зависит от качества работы, профессионализма профессорско-преподавательского состава, деятельность которого, в свою очередь, является частью системы воспитательной работы.
Повышение эффективности воспитательной работы невозможно без аналитической деятельности и системы контроля. Контроль является также источником информации для успешного функционирования системы управления воспитательным процессом и позволяет совершенствовать качество организации воспитательного процесса [3]. Система контроля воспитательной работы в ПГТА представлена на рис. 1.
Итоговый контроль организуется по результатам учебного года в форме письменного анализа проделанной работы с подведением ее итогов. Текущий контроль проводится в процессе учебного года, охватывает деятельность отдельных структурных подразделений. Обобщающий контроль предусматривает комплексный анализ качества организации, хода и итогов воспитательной работы за определенный период времени. Тематический контроль
предполагает анализ отдельных направлений воспитательной работы либо на уровне академии, либо на уровне отдельных структурных подразделений.
Рис. 1
Система контроля воспитательной работы ПГТА предусматривает осуществление мониторинга динамики уровня воспитанности обучающихся и качества организации процесса воспитания. Качество организации процесса воспитания в ПГТА оценивается на основе ежегодного анализа воспитательной работы. Анализ воспитательной работы в академии осуществляет научно-методический совет (НМС) по воспитательной работе. Результаты анализа, а также отчеты по отдельным проблемам воспитания, работа самого НМС обсуждается и оценивается на расширенном ректорате и ученом совете академии. Анализ воспитательной работы, проведенной на факультетах, осуществляется ответственными за воспитательную работу факультета, заместителями директоров по воспитательной работе структурных подразделений академии, которые представляют ежегодный письменный анализ воспитательной работы в структурных подразделениях академии в Управление воспитательной работы академии. Кроме того, на факультетском уровне проблемы воспитательной работы обсуждаются и анализируются Советом наставников.
В основе воспитательной системы ПГТА разработана, теоретически обоснована и апробирована модель выпускника. Результатом реализуемой в вузе модели являются сформированные у будущего специалиста ключевые социальные компетентности: гражданственности, здоровьесбережения, коммуникативности, информационных технологий и др.
Для получения положительного результата в формировании у студентов социальной компетентности в ПГТА не только тщательно подбираются на конкурсной основе кандидатуры педагогов-наставников, но и в помощь им
привлекаются сами студенты-тьюторы. В рамках реализации модели выпускника получила развитие система информирования и программа социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья и др.). Развивается информационно-консалтинговая помощь учащейся молодежи. Активно реализуются молодежные информационные проекты и программы. Для студенческой молодежи в вузе созданы благоприятные условия для приобретения навыков пользования информацией и ее применения в жизни. Регулярно организуются проекты, обеспечивающие развитие практики пользования молодежью информации по наиболее значимым для нее вопросам: информационные ярмарки, выставки, конференции, конкурсы, форумы и т.д.
Студенческая молодежь активно вовлечена в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества, в деятельность трудовых отрядов и объединений. Вуз активно поддерживает молодежные инициативы и объединения: педагогические отряды, сервисные студенческие отряды, сезонные лагеря (детские оздоровительные центры, детские оздоровительные лагеря), общественные работы молодежи и пр. Развивается взаимодействие молодежных трудовых инициатив с представителями союзов работодателей и бизнес-сообществ (страховое студенческое общество, молодежное электронное агентство по трудоустройству студентов и др.).
Учащейся молодежи предоставлена возможность проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самоорганизации. Обучающиеся вовлечены в программы развития лидерства и самоуправления. Они участвуют в проектной, управленческой, исследовательской деятельности, включены в работу всероссийских молодежных органов.
Большая работа ведется по выявлению и продвижению талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности. В рамках студенческого самоуправления ПГТА действует студенческий конвент. Студенческий конвент ПГТА является высшим органом студенческого самоуправления. Конвент создан и действует в интересах обучающихся на основе Положения. Состав конвента формируется из представителей субъектов студенческого самоуправления структурных подразделений академии и руководителей творческих и научных объединений, которые создаются по инициативе и при поддержке обучающихся академии.
Студенческий конвент ПГТА включает в себя 25 субъектов студенческого самоуправления. Студенты активно работают в качестве тренеров студенческого самоуправления во Всероссийской школе студенческого актива «Лидер XXI века». Организуется работа лидерских школ, тренинговых занятий, сборов, форумов на протяжении всего учебного года. Тьюторы ПГТА, прошедшие учебу во Всероссийской школе студенческого самоуправления и получившие сертификаты, работают тренерами и реализуют в рамках студенческого самоуправления программу личностного роста, где применяют на практике технологию «Равный - равному». В рамках этой программы студенты-тренеры проводят психологические мастер-классы, интерактивные занятия, круглые столы, ролевые игры, творческие мероприятия, тренинги личностного роста.
В рамках представляемой программы для успешной адаптации первокурсников к условиям академии ежегодно проводится «Веревочный курс» -серия специально подготовленных упражнений и индивидуальных заданий.
Каждый этап служит для сплочения группы, учит доверять товарищам, вырабатывать общую стратегию и тактику в решении коллективных проблем. Для первокурсников студенческим конвентом проводится ролевая игра «Первокурсник». Проводят ролевую игру тьюторы по специально разработанной программе, которая включает в себя игры на знакомство, выявление лидеров, сплочение группы и т.д. [4].
Благодаря компетентностному и проектному подходам, в вузе успешно реализуются проекты разного формата. Став участниками проектов, учащаяся молодежь успешно применяет приобретенные знания, полученные в системе профессионального образования.
Для обеспечения социальной интеграции и адаптации молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, студенческим конвентом реализуется проект «Дарю тебе» (по работе с детьми из неблагополучных семей). В рамках пропаганды здорового образа в молодежной среде работает студенческое объединение «Ассоциация “Контраст”».
Таким образом, реализация основных положений приоритетной государственной молодежной политики в полной мере возможна только при условии реализации воспитательной системы вуза, решающей задачи по формированию гражданской позиции студенческой молодежи, развитию правового сознания молодых граждан и других составляющих социальной компетентности.
Список литературы
1. 3имняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
2. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. - М., 1981.
3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
4. Крысина, Л. В. Студенческое самоуправление как институт гражданского общества // I городская межвузовская научно-практическая конференция «Молодежь XXI столетия: вопросы образования, воспитания и социализации» : сб. статей. - Пенза : РИО Пенз. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского, 2010. - С. 95-101.
Козлова Наталья Валерьевна доцент, кафедра педагогики и психологии, начальник Управления воспитательной работы, Пензенская государственная технологическая академия
Kozlova Natalya Valeryevna Associate professor, sub-department of pedagogy and psychology, head of the social development department, Penza State Technological Academy
E-mail: [email protected]
УДК 37.02 Козлова, Н. В.
Роль воспитательной системы вуза в формировании социальной компетентности обучающихся / Н. В. Козлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (18). -С. 141-146.