-------ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ —
TRAINING AND EDUCATION PROBLEMS IN SCHOOL AND INSTITUTE
OF HIGHER EDUCATION
УДК 371.04+371.044.3
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
Доржу М.Д.
Тувинский государственный университет, Кызыл THE ROLE OF FOLKLORE IN THE UPBRINGING OF THE CHILD'S PERSONALITY
Dorzhu M.D.
Tuvan state university, Kyzyl
Статья посвящена рассмотрению роли устного народного творчества как фактора духовности, преемственности поколений, приобщения его к национальным истокам. Необходимо фольклору отводить все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развитии творческих способностей подрастающего поколения.
Ключевые слова: динамизм процессов в жизни, важность расширения функций положительных программ действий в учебниках с привлечением поучительных жанров устного народного творчества
The article is devoted to consideration of the role of oral folklore as a factor of spirituality, continuity of generations, bringing it to national life origins. You must allocate more folklore a prominent place in the moral and aesthetic education, development of creative abilities of the young generation.
Key words: dynamic processes in living, the importance of expanding the functions of positive action programs in textbooks with instructive genres of oral folklore.
Процессы, происходящие в современном обществе, обострили интерес к развитию человека в конкретной социокультурной и национально-региональной среде и к условиям социализации личности. Определяющим фактором демократизации и регионализации современного российского образования является всесторонний учет этнорегиональных особенностей в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Народный опыт воспитания, накопленный тувинцами, представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включающий в себя идеал, цель, задачи, средства, методы воспитания подрастающего поколения. И они нашли отражение в фольклоре предков тувинцев, являющимся в настоящее время фактором сохранившихся традиций духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Устному народному творчеству, в целом, отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения, созданные специально для них, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Фольклор играет важную роль в формировании личности ребенка.
Идея всестороннего развития личности содержится в произведениях тувинского фольклора, например, в пословицах и поговорках. В них много поучительного о трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения. В пословицах и поговорках большое место занимают также идеи формирования морального облика молодежи, особенно идеи воспитания ее в духе патриотизма и гуманизма. «Тувинские обычаи - наследие отцов», «Украшай место своего отца»;
Тувинский государственный университет
«Собака и та не покидает своего аала», - говорили тувинцы, внушая молодежи любовь к своему народу, его обычаям, родной земле. Гуманность, по их мнению, одно из главных нравственных качеств, которыми должен обладать человек. О гуманных людях тувинцы говорят: «С прекрасной сущностью», «Обладает большой человечностью» [1, с. 16].
Известно, что в пословицах и поговорках разных народов существует воспитательный смысл. Например, нередко показывается всесильность сплоченных. Есть такая русская пословица: «Если вздохнуть всем народом - ветер будет». У африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Примером к тому относится и тувинская пословица «Демниг сааскан теве тудуп чиир» (Сплоченные сороки и верблюда могут одолеть).
Не вызывает сомнения то, что почти все народы едины в понимании необходимости начинать воспитание ребенка как можно раньше. В известной тувинской пословице говорится так: «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» (Человек формируется с младенчества, скакун с жеребенка). Маленький ребенок в традиционной тувинской семье с пеленок начинал воспринимать материнскую речь не как мелодичный набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение. Чтобы ребенок хорошо поспал, мама не просто брала его на руки, а ласково протягивала к нему руки, приговаривая и припевая: «Опей, Опей, опей, сарыым! орге диштиим, чассыгбайым! Увай, увай, чассыгбайым! Уду уруум, хензигбейим!». (Баюшки, баюшки, моя прелестная! Поспи сладенько, моё чадо! Поспи!) В настоящее время носителями традиционных видов тувинской колыбельной песни являются лишь отдельные представители уходящего поколения [2, с. 67].
Традиционные произведения устного народного творчества, имея воспитательные функции, были связаны с игрой, в которой отражалась жизнь и труд старших, их хозяйственная деятельность. Благодаря фольклору у ребёнка развивалась речь, он легче входил в окружающий мир, ощущал красоту родной природы, знакомился с обычаями, обрядами. Например, излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают умение правильно и четко произносить слова родной речи. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением. И они служили прекрасным средством развития речи детей, навыков ускоренного мировосприятия.
Мифы, легенды, предания и сказки тувинцев также играли важную роль в воспитании детей. Они сопровождали человека от рождения до конца его дней, передавая особенности народного быта, традиционных занятий и обычаев. Нередко, в легендах, преданиях наблюдается смешение мифических элементов с вполне реальными историческими мотивами. В тувинских мифах содержатся различного рода правила поведения, связанные с древними запретами: Ол ыяш кеспес «Нельзя вырубать молодое дерево»; Ак суттуг чуве олурбес «Нельзя убивать животное, кормящее своего детеныша»; Улуг аас этпес «Не произносить высокомерные слова»; Улугну улуг дээр, бичиини бичии дээр (букв. Почитай старшего, помогай младшему)» и т.д. Бытуют мифы о взаимоотношениях тувинцев с соседними народами и племенами: китайцами, монголами (дербетами, каълга, оолет), алтайцами, шорцами. И они давали сведения о взаимоотношении людей разных национальностей, воспитывали детей к дружбе, добрососедству и взаимопонимании.
Сказки относятся к эффективным средствам воспитания детей, в них есть поучительные и назидательные примеры, основанные на воображении. А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке» отмечал это так: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». По мнению исследователей, после знакомства со сказками, на основе воображения и творчества у детей возникают потребности, стремления и желания созидать [3, с. 24].
В устном народном творчестве тувинцев сказка, вероятно, самый востребованный жанр. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках нередко повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, где добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка воспитывает человека верить в силу добра, которая побеждает путем преодоления трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке высмеивается безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. В ней воспевается также удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В тувинских сказках воплощаются такие человеческие чувства как миролюбие, побратимство, сыновнее почитание, любовь к детям, чувство нераздельности с природой, любовь к домашним животным, родному краю. Основные идеи тувинской сказки -победа добра над злом. Очень часто они выражаются в счастливых концовках. (Оскус-оол со своей золотой дангыной и бедными родственниками зажили счастливо, сделав хана истопником, ханшу кухаркой, остатки войска - поданными героя). Язык сказок содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
В тематике тувинских бытовых сказок можно увидеть: об умном и глупом братьях, бедном старике и богатом хане, ученом парне, одиноком рыбаке и т.д. В сказках о животных через образы таких персонажей, как заяц, козленок, жеребец-иноходец, лев, волк, раскрываются особенности характера людей, их достоинства и недостатки, социальное неравенство. В конечном итоге в них всегда торжествует добро и служит примером воспитания [4, с. 104].
В тувинском героическом эпосе повествуется о народных знаниях, веры человека в светлое будущее, о подвигах богатыря в борьбе с чудовищами или иноземными врагами, его поездке к далекой суженой. И, в этом плане, есть поучительные примеры из героических сказаний [5, с.106]. Временем формирования тувинского героического эпоса, по мнению ученых, является период создания орхоно-енисейских рунических памятников найденных в Туве, датируемых VIII - IX веками [6, с. 12]. Складывался эпос на языке народа-творца этих памятников. Язык эпоса, отличаясь от повседневной обиходной речи, употреблялся в торжественных случаях, когда человек хочет говорить возвышенно. В таких крупных эпических произведениях как «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», «Кангывай-Мерген», «Бора шилги аъттыг Боралдай», «Хан-Хулук» и др. нашли отражение древние элементы языка, быта и культуры тувинцев, восходящие к разным эпохам, или, иными словами, мы имеем дело с многослойными произведениями, компоненты которых сложились в разное время.
В целом, произведения устного народного творчества тувинцев представляют собой специфическую область народного творчества и знаний, объединяющую мир детей и мир взрослых, являются своеобразным и востребованным средством воспитания подрастающего поколения.
Как отмечают специалисты, в самых продуктивных периодах жизни человека, в детстве и юности, книга становится очень полезной. В этой связи, на наш взгляд, необходимо увеличить издание разнообразных положительных поучительных жанров детского фольклора в виде красочно иллюстрированных книг, с целью использования их в воспитании подрастающего поколения.
Также очень актуально издание учебников устного народного творчества с учетом современных реалий. В настоящее время в структуре социальных коммуникаций учебная книга занимает особое место. Актуальными представляются сформулированные В. А. Канке в книге «Философия учебника» требования к учебникам, которые направлены на активизацию процесса овладения знаниями студентами ВУЗов. Они необходимы для их будущей работы с детьми [7, с. 56]. Динамизм происходящих в современной жизни процессов, по мнению исследователей, требует, чтобы учебные книги, дающие знания были максимально ориентированы на новые задачи [8, с. 24].
Библиографический список:
1. Мунзук, Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.
Тувинский государственный университет
2. Доржу, М.Д., Доржу, Ч.М. Тыва уруглар чогаалы. (Башкы училищезинге еередилге ному). Кызыл, 1987.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
4. Орус-оол, С.М., Юша, Ж.М. Тувинский фольклор. Историческая энциклопедия Сибири. T.III. Новосибирск, 2010.
5. Орус-оол, С.М. Избранные научные труды. Кызыл: Тув.кн. изд-во, 2011.
6. Гребнев, Л.В. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа). М.: Наука, 1960.
7. Канке, В.А. Философия: учебник. М.: Логос, 2007. 376 с.
8. Антонова, С. Г. Современный вузовский учебник. К вопросу о совершенствовании принципов формирования // Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности. К 250-летию вузовского книгоиздания в России. Материалы международной научной конференции. М.: Наука, 2006.
Bibliograficheskij spisok:
1. Munzuk, T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ikh ispolzovanie v semejnom vospitanii. Diss. kand. ped. nauk. Kazan, 1990.
2. Dorzhu, M.D., Dorzhu, Ch.M. Tyva uruglar chogaaly. (Bashky uchilischezinge ооredilge nomu). Kyzyl, 1987.
3. Vygotskij, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhol. ocherk: kniga dlya uchitelya. M.: Prosveschenie, 1991.
4. Orus-ool, S.M., Yusha, zh.m. tuvinskij folklor. istoricheskaya entsiklopediya sibiri. T. III. Novosibirsk, 2010.
5. Orus-ool, S.M. Izbrannye nauchnye trudy. Kyzyl: Tuv.kn. izd-vo, 2011.
6. Grebnev, L.V. Tuvinskij geroicheskij epos (Opyt istoriko-etnograficheskogo analiza). M.: Nauka, 1960.
7. Kanke, V.A. Filosofiya: uchebnik. M.: Logos, 2007. 376 s.
8. Antonova, S. G. Sovremennyj vuzovskij uchebnik. k voprosu o sovershenstvovanii printsipov formirovaniya // Knizhnaya kultura. opyt proshlogo i problemy sovremennosti. K 250-letiyu vuzovskogo knigoizdaniya v rossii. materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. M.: Nauka, 2006.
Доржу Майя Дадаровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики КПИ ТувГУ.
Dorzhu Maya - Candidate of Philology, Associate Professor of Pedagogical Institute of Tuvan state university.
УДК 372.21+390 (571.52)
ВЛИЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗНАНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
Иргит Е.Л., Кунужап М.Б.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INFLUENCE OF MUSEUM PEDAGOGY ON THE CHILDREN'S KNOWLEDGE OF ETHNOCULTURE BASES
Irgit E.L., Kunuzhap M.B. Tuvan state university, Kyzyl
Статья посвящена проблеме этнокультурного образования детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики. Приводятся результаты исследования уровня знаний основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, дошкольный возраст, музей, музейная педагогика.
The article is devoted to the problem of ethno-cultural education of preschool children by means of Museum pedagogy. The results of research of level of knowledge of the basics of ethnic culture in children of preschool age.
Key words: ethnic culture, ethno-cultural competence, preschool age, Museum, Museum education.