Тувинский государственный университет
2. Доржу, М.Д., Доржу, Ч.М. Тыва уруглар чогаалы. (Башкы училищезинге еередилге ному). Кызыл, 1987.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
4. Орус-оол, С.М., Юша, Ж.М. Тувинский фольклор. Историческая энциклопедия Сибири. T.III. Новосибирск, 2010.
5. Орус-оол, С.М. Избранные научные труды. Кызыл: Тув.кн. изд-во, 2011.
6. Гребнев, Л.В. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа). М.: Наука, 1960.
7. Канке, В.А. Философия: учебник. М.: Логос, 2007. 376 с.
8. Антонова, С. Г. Современный вузовский учебник. К вопросу о совершенствовании принципов формирования // Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности. К 250-летию вузовского книгоиздания в России. Материалы международной научной конференции. М.: Наука, 2006.
Bibliograficheskij spisok:
1. Munzuk, T.T. Progressivnye idei i opyt tuvinskoj narodnoj pedagogiki i ikh ispolzovanie v semejnom vospitanii. Diss. kand. ped. nauk. Kazan, 1990.
2. Dorzhu, M.D., Dorzhu, Ch.M. Tyva uruglar chogaaly. (Bashky uchilischezinge ооredilge nomu). Kyzyl, 1987.
3. Vygotskij, L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhol. ocherk: kniga dlya uchitelya. M.: Prosveschenie, 1991.
4. Orus-ool, S.M., Yusha, zh.m. tuvinskij folklor. istoricheskaya entsiklopediya sibiri. T. III. Novosibirsk, 2010.
5. Orus-ool, S.M. Izbrannye nauchnye trudy. Kyzyl: Tuv.kn. izd-vo, 2011.
6. Grebnev, L.V. Tuvinskij geroicheskij epos (Opyt istoriko-etnograficheskogo analiza). M.: Nauka, 1960.
7. Kanke, V.A. Filosofiya: uchebnik. M.: Logos, 2007. 376 s.
8. Antonova, S. G. Sovremennyj vuzovskij uchebnik. k voprosu o sovershenstvovanii printsipov formirovaniya // Knizhnaya kultura. opyt proshlogo i problemy sovremennosti. K 250-letiyu vuzovskogo knigoizdaniya v rossii. materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. M.: Nauka, 2006.
Доржу Майя Дадаровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики КПИ ТувГУ.
Dorzhu Maya - Candidate of Philology, Associate Professor of Pedagogical Institute of Tuvan state university.
УДК 372.21+390 (571.52)
ВЛИЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗНАНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
Иргит Е.Л., Кунужап М.Б.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE INFLUENCE OF MUSEUM PEDAGOGY ON THE CHILDREN'S KNOWLEDGE OF ETHNOCULTURE BASES
Irgit E.L., Kunuzhap M.B. Tuvan state university, Kyzyl
Статья посвящена проблеме этнокультурного образования детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики. Приводятся результаты исследования уровня знаний основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурная компетентность, дошкольный возраст, музей, музейная педагогика.
The article is devoted to the problem of ethno-cultural education of preschool children by means of Museum pedagogy. The results of research of level of knowledge of the basics of ethnic culture in children of preschool age.
Key words: ethnic culture, ethno-cultural competence, preschool age, Museum, Museum education.
В современных условиях поликультурного общества значительно возрастает социально-воспитательное значение этнокультурного потенциала социума. Значение этнокультурного фактора в воспитании подрастающего поколения раскрыто в работах Г.Н. Волкова, М.Б. Кожа-новой, В.Н. Иванова, В.П. Ковалева, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, С.Н. Федоровой, М.Г. Харитонова и др. Воспитательный потенциал музеев рассматривается в философских, педагогических, психологических, культурологических исследованиях (Й. Аве, А.Г. Бойко, Е.В. Бон-даревская, М.Б. Гнедовский, А. Кунтса, К. Пацвалл, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек, С. Мамедов, У. Ыбраева, А. Кубеев и др.). Уделяли внимание исследованию роли музейной педагогики в процессе социализации детей М.Ю. Билавов, Е.Н. Корчагин, М.В. Соколова, М. Куляшев, И. Сабыржанов и др.
Термин «этнокультура» появился и получил широкое распространение в конце прошлого века. По определению А.Б.Афанасьевой, этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей [1].
В структурную модель этнокультуры входят: народная хореография, народная музыка, игровой фольклор, словесный фольклор, драматический фольклор, этноязык, этноэтикет, этническая психология, декоративно-прикладное искусство, народное зодчество, хозяйственно-культурный тип экономики, народная педагогика, эмпирические воззрения народа, религия, предметы традиционного быта, обычаи и обряды и праздники. Данная модель в схематически-образном плане выявляет сущность этнокультурного образования, представляющую собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях.
Целью этнокультурного образования является формирование целостной этнокультурной компетентности, сочетающей моноэтническую глубину и полиэтническую широту постижения этнокультур. Результат этнокультурного образования — уровень сформированности этнокультурной компетентности личности. Этнокультурная компетентность — это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.
Проблемы знания и понимания этнокультуры, а именно, толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей надо обязательно воспитывать, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Поэтому уже с раннего возраста необходимо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.
Внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения компетентностного подхода в воспитании и обучении позволяет расширить возможности педагогов детского сада в процессе формирования у воспитанников этнокультурных компетенций посредством музейной педагогики. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своем селе, районе, своей республике и стране, тем больше будет создано условий для формирования этнокультурной личности.
Музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов» [5].
Музейная педагогика - это, во-первых, наука о воспитании средствами музея (А. Кунтс, В. Хильгерс [5, 8, 9]; во-вторых, посредническая деятельность, обеспечивающая связь между
Тувинский государственный университет
музеями, их коллекциями и посетителями (А. Фогт) [10]; в-третьих, пограничная научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующая образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, И. Аве) [6, 7]. В нашей стране значение термина связано с немецкой традицией, согласно которой музейная педагогика определяется как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.
Этнографический музей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кызыл-Сылдысского детского сада «Челээш» с. Булун-Бажы функционирует с 2011 года. Организация музея в данном учреждении является результатом краеведческой и экскурсионной работы воспитателей, воспитанников и их родителей.
Музей на базе дошкольного образовательного учреждения организуется в целях: 1) воспитания у детей - дошкольников этнокультурной компетенции и позитивных межэтнических установок, гражданственности, патриотизма, бережного отношения к традициям, культуре и истории села, района, республики; 2) приобщения детей к историческому и духовному наследию народа через практическое участие в сборе и хранении предметов и экспонатов музея, через экскурсии и встречи с представителями этнических образований; 3) актуализации этнокультурного потенциала республики в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.
С первых дней своего существования музей выполняет педагогическую функцию. Воспитатели считают необходимым приобщение детей к культурно-историческому наследию своей республики и страны, ведь это средство формирования у них духовно-нравственного развития. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, знакомит с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. В этом слагается актуальность создания музея на базе муниципального детского сада.
В соответствии с целями и задачами проекта детского сада, связанной с созданием и функционированием этнографического музея детского сада, и содержанием воспитательно-образовательного процесса педагоги детского сада участвуют в сборе и создании экспозиций, разрабатывают новые формы и методы работы приобщения дошкольников, их родителей и других работников учреждения к поисковой, исследовательской и экскурсионной деятельности, направленной на привлечение новых материалов для музея и их использование в воспитательно-образовательном процессе.
Осуществляется интеграция музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс. С воспитанниками организуются различные формы работы. На занятиях активно используются экспонаты музея, проводятся исследования воспитателей и детские эксперименты, также реализуются детские проекты, кружковая работа. Занятия включают в себя работы фольклорного плана и местные традиционные праздники и обряды.
Созданы фото и видеоматериалы на темы «Нравственно-этнокультурное воспитание дошкольников в рамках музейной педагогики», «Дошкольникам о музейной культуре».
Апробация проекта осуществляется на педагогических чтениях, через участия педагогов детского сада в конкурсах районного и республиканского масштаба, через выступление на ежегодных научно-практических конференциях студентов и преподавателей ТувГУ. А также проводилась научно-исследовательская работа в объеме выпускной квалификационной работы с использованием научных и научно-методических работ Иргит Е.Л. и др. [2, 3, 4].
Учебно-воспитательная работа в этнографическом музее детского сада проводится в соответствии с нормативной документацией, учебно-методическими программами с учетом региональных особенностей. Педагогическим коллективом воспитателей детского сада составлена примерная программа «Тувинские национальные традиции» для детей старшего дошкольного
возраста, основной целью которого является формирование у детей этнокультурных компетенций посредством музейной педагогики.
С целью выявления влияния средств музейной педагогики на этнокультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста проведены эксперименты на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений детского сада «Челээш» с. Булун-Бажы (экспериментальная группа) и детского сада «Салгал» с. Эрзин (контрольная группа), респондентами которых явились 12 детей дошкольного возраста 5-6 лет, из них 7 девочек и 5 мальчиков. В качестве метода исследования использовалась беседа по адаптивной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенюк для изучения содержания и уровня осведомленности и приобщенности дошкольников к этнокультурным традициям.
Результаты анализа диагностической методики показали следующее. На констатирующем этапе в экспериментальной группе высокий уровень знаний этнокультуры показали 33,3% дошкольника, а на контрольном этапе - 83% детей. Уровень этнокультурных знаний дошкольников средней группы после формирующего эксперимента повысился почти на 50%.
Высокий уровень этнокультурных знаний в контрольной группе выявлен у 17% дошкольников, средний уровень - у 33,3%, ниже среднего - у 50% опрошенных. Интересно, как и в экспериментальной, так и в контрольной группах детей с низким уровнем этнокультурных знаний не выявлено.
Констатирующий Контрольный этап
■ Высокий
■ Средний
■ Ниже среднего
Табл. Сравнительный анализ исследования в экспериментальной группе
Можно констатировать о том, что формирование основ этнокультуры у дошкольников возможно при условии наличия этнографического музея в детском саду, включающий воссоздание основных деталей и обстановки народного быта и целенаправленного использования разнообразных форм, средств, методов и приемов работы в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения традиций народной культуры.
Библиографический список:
1. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / http://ru.wikitionari/org/wiki/...
2. Иргит, Е.Л. Воспитательный потенциал детских песен // Педагогика любви: Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии». 8-12 июля 2009 г. -Кызыл, Изд.-полиг.отдел «Билиг» Института развития национальной школы. - 2009.
3. Иргит, Е.Л. О роли поликультурного образования в тувинской школе // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. // Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Пед науч. ред. И.Л.Набока: В 2-х ч. - Ч. II. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2010.
4. Национальный цифровой ресурс Руконт-межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум.
5. Музейное дело России: монография / Под общ. ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. - 2-е изд. -Издательство: ВК - КОДЕКС. - 2010.
6. СуЬе1ешпка.ш>Научные статьиш/muzeynaya-pedagogika...
7. catalog .karlib.kz>irbis64r. internet. book87097.pdf
8. issuu.com>Euroasia science>docs/evro_7_p6_ped_psikh...
9. rucont.ru>catalog/128?q=воспитание младших.
10. studopedia.ru>9_76920_pedagogicheskie. muzeya.html
Bibliograficheskij spisok:
1. Afanaseva, A.B. Etnokulturnoe obrazovanie: suschnost, struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya / http://ru .wikitionari/org/wiki/.
Тувинский государственный университет
2. Irgit, E.L. Vospitatelnyj potentsial detskikh pesen // Pedagogika lyubvi: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii "Etnopedagogicheskoe nasledie narodov Sibiri i Tsentralnoj Azii". 8-12 iyulya 2009 g. - Kyzyl, Izd.-polig.otdel "Bilig" Instituta razvitiya natsionalnoj shkoly. - 2009.
3. Irgit, E.L. O roli polikulturnogo obrazovaniya v tuvinskoj shkole // Realnost etnosa. Obrazovanie kak faktor ustojchivogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dalnego Vostoka. // Sbornik statej po materialam XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Sankt-Peterburg, 20-21 maya 2010 g.) / Ped nauch. red. I.L.Naboka: V 2-kh ch. - ch. II. - SPB.: Izd-vo RGPU im. A.I.Gertsena. - 2010.
4. Natsionalnyj tsifrovoj resurs Rukont-mezhotraslevaya elektronnaya biblioteka (EBS) na baze tekhnologii Kontekstum.
5. Muzejnoe delo Rossii: monografiya / Pod obsch. red. M.E. Kaulen, I.M. Kossovoj, A.A. Sundievoj. - 2-e izd. -Izdatelstvo: VK - KODEKS. - 2010.
6. cyberleninka.ru>nauchnye statin/muzeynaya-pedagogika...
7. catalog .karlib.kz>irbis64r. internet. book87097.pdf
8. issuu.com>euroasia sciencedocs/evro_7_p6_ped_psikh...
9. rucont.ru>catalog/128?q=vospitanie mladshikh...
10. studopedia.ru9_76920_pedagogicheskie.muzeya.html
Иргит Елена Ломбуевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики КПИ, ТувГУ Кунужап Монгун-кыс Боранаковна - воспитатель, МБДОУ с. Булун-Бажы,
Эрзинского района
Irgit Elena - PhD, associate professor of Pedagogy Department of Kyzyl Pedagogical
Institute, Tuvan state university
Kunuzhap Mongun-kys - kindergarten tutor, Bulun-Bazhy, Erzin district, Republic of
Tuva
УДК 371.04+371.044.3
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ (на примере результатов диагностики личностного роста учащихся
МБОУ СОШ № 3 г. Кызыла)
Карелина Е.К.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE FEATURES OF THE RELIGIOUS VALUES FORMATION PROCESS OF TEENAGERS (based on the diagnostic results of personal growth of students of school № 3 of Kyzyl)
Karelina E.K.
Tuvan state university, Kyzyl
В данной статье автор, анализируя результаты проекта «Формирование духовных ценностей у учащихся средней школы» на примере программы «Мир, в котором я живу», который проводился на базе МБОУ СОШ № 3 г Кызыла РТ, выявила особенности процесса формирования духовных ценностей у современных подростков на примере учащихся 9 классов.
Ключевые слова: духовный ценности, подростки, проект, результаты, особенности.
In this article the author analyzes the results of the project "Formation of spiritual values among high school students" in the frameworks of the program "the world in which I live" which was conducted on the basis of school № 3 of the city of Kyzyl in the Republic of Tuva revealed features of the process of formation of the spiritual values of modern teenagers, as the example of 9 grade pupils.
Key words: spiritual values, young people, the project results, features.
Духовное воспитание молодого поколения современных граждан России - тема весьма злободневная. Бурные события политической жизни последних месяцев, особенно присоединение