отдаленных туристско-рекреационных зон республики, а также роста туристского потока. По предоставленным управлениям статистики на местности Якутии туристической деятельностью занимается 51 предприятие [2].
24 туроператора вошли в Единый федеральный реестр туроператоров. Из них 8 туристских компаний более активно работают на въездной и внутренний туризм (ОАО Государственная туристская компания Якутия, АЛРОСА-Круизы, ООО Арктика, ОАО ГАВС, ООО Турсервисцентр, ООО Сахатур, ООО Мега Тур, ООО Странствия по Якутии). В туристской отрасли действуют 180 человек. Начиная с 1999 года, раз в год в Якутии проводится региональная выставка-ярмарка туристских маршрутов и услуг Sakha-Travel. Выставка-ярмарка проводится в целях активизации внутреннего и въездного туризма в совокупности со смежными отраслями, а также для демонстрации возможных способностей туристических компаний. За прошедшие годы выставка отразила развитие туристического бизнеса Якутии, стала одним из профессиональных мероприятий, более навещаемых жильцами и гостями республики. Нужно выделить, что в 2008 году появилась Национальная туристская компания Якутия. Единственным учредителем компании является Правительство РС (Я).
НТК Якутия занимается разработкой и реализацией туристского продукта на территории Республики Саха, способствует развитию аборигенных туристских компаний. НТК Якутия предлагает для туристов 57 туристских маршрутов по республике. Это такие туры как: экспедиция на полюс холода, на северные народы Якутии, Кочевой тур в Иенгру, в горы Кисилях, Тур на собачьих упряжках: Школа Каюра, Сплавы по рекам Буотама, Амга, Голубая, Восточная Хандыга, рыбалка на реке Лена с заходами в горные реки Лямпушка, Дянышка, Ундюлюнг, Менкэрэ, Уэель-Сиктях и другие туры. За 1 год НТК Якутия обслуживает в среднем 346 въездных туристов и 11471 внутренних путешественников [4].
Среди въездных путешественников знамениты туры на собачьих упряжках, Экспедиция на полюс холода, этнографические туры, рыбалка. Туристский объект Королевство нескончаемой мерзлоты приходит самым навещаемым участком у иностранных и иногородних путешественников. Это уникальный туристический комплекс, ледник, находящийся внутри горы. Гордынею комплекса приходят ледовые статуи, воспроизведенные якутскими мастерами.
В летнее время температура воздуха в Королевстве вечной мерзлоты: - 10*, -12*. По внутреннему туризму, если выделить, в летний сезон среди обитателей региона спросом пользуются сплавы по рекам Буотама и Амга, а также отдых на туристских основаниях неподалеку от Якутска [3].
В заключение можно отметить, что современный ватерпас туризма в Якутии, состояние материальной сопутствующих и инфраструктурных отраслей, сферы услуг, призванных обеспечить поступательное развитие туристской деятельности, не подходят мировому ватерпасу и требованиям к промышленности туризма. Таким образом, туристическая ветвь в Республике Саха (Якутия) находится на исходной стадии развития. Но стоит отметить, что на территории Якутии неограниченное количество особо охраняемых природных территорий, заповедников, тот или другой в будущем могут стать базой для разработки новых туристских маршрутов. Реализация проектов и программ по развитию индустрии туризма подразумевает развитие инфраструктуры внутри республики, что будет способствовать творению критерий для развития внутреннего и въездного туризма, расширению географии и созданию новейших туристских баз и комплексов в Якутии.
Литература
1. http://mediterraneantravel.ru/perspektivy-razvitija-turizma-v-jakutii.html
2. http://sakha.gov.ru/node/9582
3. http://www.vevivi.ru/best/Turizm-v-Respublike-Sakha-YAkutiya-ref129342.html
4. http://www.planetyakutia.com/
Колесова Н.А.1, Михалева А.Б.2
1 Студент; 2 Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается одна из сфер деятельности школьного учителя - успеваемость учащихся. На примере успеваемости по физике, языкам и технологии показана примерная цель и направление психологической работы учителя. Ключевые слова: школьный учитель, успеваемость, неуспеваемость, познавательная активность, самоорганизация.
Kolesova N.A\ Mikhaleva A.B.2
i Student; 2 PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov THE ROLE OF TEACHER AT SECONDARY SCHOOL
Abstract
In this article considered one of the spheres of teacher’s activity in school - advanced pupil. On example progress on Physics, Languages and Technology show the aim and direction ofpsychological works of teacher.
Keywords: teacher, progress, regress, cognitive activity, self organization.
Важнейшей задачей деятельности школьного учителя является оптимизация учебного процесса, помощь учащимся в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения. Одним из результатов и показателей деятельности учителя-предметника является успеваемость учащихся. Особую актуальность данный вопрос приобретает в школах, где в педагогическом коллективе нет школьного психолога и, всю ответственность психологической работы несут учителя-предметники.
Словарь по педагогике определяет успеваемость, как степень усвоения знаний, умений, навыков установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Сравнительные данные отметок по отдельным предметам характеризуют успеваемость по каждому учебному предмету, по циклу предметов, по классам или в школе целом. Требования содержания образования могут быть выполнимы только тогда, когда они не превышают физических и психических возможностей школьников, и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей. В возможностях детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности: состояние организма, его развитие и психические: развитие мышления, памяти, внимания, воображения [1].
Маркова А.В. выделяет следующую систему показателей успеваемости: учащиеся должны уметь делать выводы, комбинировать имеющиеся знания, умения и навыки при добывании новых знаний; стремиться к знаниям творческого характера, к самостоятельному их добыванию; активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности; стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности [2]. Всеми вышеперечисленными умениями и навыками учащийся должен овладеть под началом творческой инициативы учителя во время школьных занятий.
Чтобы определить уровень развития познавательной деятельности, самостоятельности, узнать качество работы учителей, мы проанализировали успеваемость учащихся 7-9 классов Саккырырской СОШ им. Р.И. Шадрина Республики Саха (Якутия) по физике, технологии и языкам. Исследование показало, что самое большое количество отличных отметок учащиеся получают по технологии. На уроке технологии девочки учатся шитью, кулинарии и другому ручному труду. Мальчиков обучают правильно пользоваться строительными инструментами, основам строительства и многим мелким, но нужным для домашнего обустройства вещам. Каждый ребенок со временем обретет собственную семью, дом, расстанется с родителями, настанет время самостоятельной жизни. Поэтому урок технологии имеет важное практическое значение. Ученик и друг Сократа, Аристипп, говорил, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
102
Второе место по количеству отличных успехов занимает родной язык (якутский и эвенский языки). Это радует, поскольку в настоящее время родной язык коренных народов Якутии постепенно исчезает и необходимо попытаться его бесспорно сохранить. Без знания родного языка и культуры, народ исчезает. Третье место занимает русский язык. Физику и английский язык на «отлично» знают лишь несколько учащихся. На отметку «хорошо» знания по физике, русскому, родному и английскому языкам показывают многие учащиеся. Их число превышает число тех, кто учится на «отлично» и «удовлетворительно».
Индивидуальный анализ успеваемости учащихся выявил следующее. В классах имеются отличники и отличницы, которые по всем предметам учатся на одни пятерки. Но это не значит, что они показывают отличные знания по всем предметам. Эти ребята показывают особенные знания и склонность к определенным наукам, при этом знание других предметов все же не соответствует отличному уровню. Другие учащиеся хорошо понимают и знают физику, но не знают языки. Это отражается в их отметках. Например, по физике «5», а по языкам «3» и «4». И наоборот, есть ученики, которые знают русский и английский языки, но не понимают физику. А вот по технологии большинство ребят, оказывается, учатся на положительные оценки. Также есть учащиеся, которые не успевают по всем предметам.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности: школьник не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; избегает трудностей, пассивен при столкновении с ними; не стремится получать новые знания теоретического характера [2].
Таким образом, основное направление психологической работы и педагогического внимания учителя к слабой успеваемости и неуспеваемости школьников должно заключаться в устранении их слабой самоорганизации в процессе обучения и низкого уровня познавательной активности. Качество школьной успеваемости, развитие интереса к познавательной задаче связано с формированием организованности - базовой характеристикой личности, определяющей успешность протекания и результативность человеческой деятельности [3]. Среди индивидуальных особенностей, облегчающих становление организованности, выделяются энергичность, стеничность, интернальность, социоцентричность, осмысленность действий, предметно-деятельностная продуктивность. Также учитель должен обратить внимание на тот факт, что трудности, с которыми могут сталкиваться школьники, должны быть операциональными, но не эмоционально-личностными.
Литература
1. Калмыкова Е.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1982. - 338 с.
2. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению // Советская педагогика. - 1984. - №11. - С.12 - 15.
3. Кирина Н.П. Организованность как базовое свойство личности студента // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2013. -№ 4. - С. 113-115.
Крамида И. Е.
Доцент, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ НА ОСНОВЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН КАК ДИНАМИЧНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье проведён анализ динамики развития личностных составляющих здорового образа жизни (ЗОЖ) относительно здоровых студентов 3 курса и студентов с ослабленным здоровьем, обучающихся по программе оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун (ОП) в течение 1-3 лет. Доказана эффективность ОП в плане развития личностного компонента ЗОЖ. Ключевые слова: личность, здоровый образ жизни, студенты, оздоровительный практикум.
Kramida I.E.
Docent, Siberian State Aerospace University
WELLNESS PRACTICUM BASED QIGONG AS A DYNAMIC FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE HEALTHY
LIFESTYLE PERSONAL COMPONENT IN STUDENTS
Abstract
The article analyses the dynamics ofpersonality constituents of the healthy lifestyle (HL) at the 3 year relatively health students and the poor health students, who are trained according to the wellness practicum based Qigong (WP) syllabus within 1-3 years. It is proved the efficiency of WP in terms of developing ofpersonal component of HL.
Keyworlds: personality, healthy lifestyle, students, wellness practicum.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) студентов включает в себя деятельностный компонент (занятие спортом или физической культурой, правильное питание, полезные привычки или отсутствие вредных) и личностный компонент (качества личности, характеризующие гармоничность ее поведения и отношений с миром и собой). Важнейшими составляющими личностного компонента ЗОЖ мы считаем пять качеств личности, каждое из которых включает в себя несколько частных характеристик - черт характера или способностей человека (некоторые из последних ниже приведены в скобках): позитивность (оптимизм, способность учиться на ошибках и др.), эмоциональная стабильность (уравновешенность, низкая тревожность и др.), терпимость в отношении к другим людям (умение понимать других людей, дружелюбие и др.), уверенность в себе (высокая самооценка, отсутствие комплексов неполноценности и др.), активность (жизненная активность, целеустремленность и др.).
При обучении в вузе личностный компонент ЗОЖ у студента должен развиваться.
В нашем вузе студенты с ослабленным здоровьем (так называемая специальная медицинская группа СМГ) проходят обучение по физической культуре (ФК) по программе оздоровительного практикума на основе китайской гимнастики цигун (ОП). Аудиторные занятия ОП (АЗОП) включают в себя релаксационные и суставные разминки, китайскую гимнастику цигун и упражнения по саморегуляции, эмоциональной рекреации, развитию позитивного мышления. Студенты, которые не могут посещать АЗОП, выполняют специальные домашние задания (ДЗ). Они представляют собой систему упражнений по саморегуляции, направленных на улучшение физического и психического здоровья [1].
В течение нескольких лет нами проводится исследование изменения в ходе обучения в вузе личностного компонента ЗОЖ у относительно здоровых студентов (ОЗС), посещающих занятия по ФК в основной группе, и у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП [2]. За последние годы получены новые данные, позволяющие уточнить выводы, сформулированные в [2], и рассмотреть вопрос в динамике, чтобы выяснить, в каком направлении следует совершенствовать ОП в плане развития личностного компонента ЗОЖ у студентов.
Цель работы: исследовать эффективность обучения студентов СМГ по программе ОП и ее вероятную динамику в плане развития личностного компонента ЗОЖ у студентов.
Задачи работы:
1. Провести сравнительный анализ развития личностного компонента ЗОЖ у студентов СМГ, посещавших АЗОП или выполнявших ДЗ в течение 1-3 лет, и ОЗС, обучавшихся по ФК на 3 курсе, имеющих наилучшие показатели позитивного личностного развития среди ОЗС 1 - 3 курсов [3].
103