Научная статья на тему 'Мониторные вредные привычки студентов-первокурсников СибГАУ'

Мониторные вредные привычки студентов-первокурсников СибГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иноземцева В. В., Мазай М. В., Крамида И. Е.

Рассмотрены «мониторные» вредные привычки студентов. На основе опроса студентов-первокурсников СибГАУ проведен анализ распространенности «мониторных» привычек. Показано, что большинство студентов-первокурсников имеет 3-4 мониторные привычки и уделяет им много времени, что опасно для их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иноземцева В. В., Мазай М. В., Крамида И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторные вредные привычки студентов-первокурсников СибГАУ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

рост оценок для всех пяти личностных компонентов ЗОЖ в обоих диапазонах времени различается незначимо, а для одного - повысился;

2) в 2008-2012 г. рост оценки позитивного отношения к себе у студентов группы А3 как тенденция ниже, чем в 2001-2004 г.;

3) не выявлено динамики развития личностной составляющей ЗОЖ у студентов СМГ, выполнявших ДЗ ОП: рост оценок развитости всех пяти личностных компонентов ЗОЖ у этих студентов в 2008-2012 и в 2001-2004 г. различается незначимо.

Выводы:

1. Любые занятия ОП являются важным фактором развития личностных компонентов ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем. Интенсивность развития этих компонентов у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП, выше, чем у ОЗС, проходящих обучение по физической культуре в основной группе.

2. Эффективность аудиторного обучения по программе ОП в плане развития личностной составляю-

щей ЗОЖ у студентов в 2008-2012 г. в целом повысилась по сравнению с 2001-2004 г., а эффективность внеаудиторного обучения не изменилась.

3. Для повышения эффективности аудиторного обучения студентов по программе ОП в плане развития личностной составляющей ЗОЖ необходимо на занятиях ОП уделять больше внимания развитию у студентов позитивного отношения к себе.

Библиографическая ссылка

1. Крамида И. Е. Оздоровительный практикум на основе гимнастики цигун как фактор формирования здорового образа жизни у студентов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : матер. Всерос. науч.-практ. конф. ; СибЮИ. Красноярск, 2012. С. 353-356.

© Иноземцева В. В., 2014

УДК 347.85(470)

В. В. Иноземцева, М. В. Мазай Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОНИТОРНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ СИБГАУ

Рассмотрены «мониторные» вредные привычки студентов. На основе опроса студентов-первокурсников СибГАУ проведен анализ распространенности «мониторных» привычек. Показано, что большинство студентов-первокурсников имеет 3-4 мониторные привычки и уделяет им много времени, что опасно для их здоровья.

В настоящее время, когда технический прогресс достиг своего пика, множество людей обретает специфичные вредные привычки, несовместимые со здоровым образом жизни. Назовем такие привычки «мо-ниторными», то есть связанные с длительным взаимодействием человека с экранами электронных устройств (телевизора, компьютера, ноутбука и т. п.). Длительный просмотр телевизионных передач, увлечение компьютерными развлекательными технологиями ухудшают зрение, приводят к болезням гиподинамии, снижают работоспособность, ухудшают память и внимание человека, снижают его эмоциональную уравновешенность. В худшем случае речь идет о возникновении зависимости от компьютера или телевизора. Наиболее опасны мониторные привычки для молодых людей, которые не имеют достаточной силы воли, чтобы им противостоять.

При обучении в современном вузе широко используются компьютерные информационные технологии. Для достижения успеха в учебной деятельности студенту необходимо использовать компьютер. Часто при этом он не имеет представления о технике безопасности, позволяющей сохранить здоровье. Привычка проводить и свободное время у монитора может привести к разрушению его здоровья.

В связи с этим важной задачей является исследование распространенности мониторных вредных при-

вычек в студенческой среде и создание таких образовательных технологий, которые исключают возникновение и развитие таких привычек у студентов.

Будем считать основными мониторными привычками следующие: 1) просмотр телепередач (новостей, шоу, концертов, фильмов и т. п.); 2) компьютерные игры; 3) интернет-поиск или контакты в социальных сетях (сверх необходимых для учебы или работы); 4) просмотр аниме, манги и т. п. [1].

Задачей данной работы является исследование распространенности мониторных вредных привычек среди студентов первого курса СибГАУ в начале обучения в вузе.

Методы исследования:

1. Опрос, который проводился в начале учебного года (в октябре). В опроснике студентам первого курса предлагалось указать, сколько часов в день они обычно тратят на занятия, отнесенные нами к основным мониторным привычкам. Всего в опросе приняли участие 183 юноши и 177 девушек.

1. Математическая обработка результатов опроса: а) подсчет процентов опрошенных юношей и девушек, не имеющих соответствующей привычки (т. е. вообще не занимающихся тем, что мы относим к мо-ниторным привычкам) и процентов тех, кто уделяют соответствующим занятиям время в разных временных диапазонах (меньше одного часа, 1-2, 2-4,

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

4-6 часов и больше шести часов), среди всех студентов соответствующего пола и среди имеющих привычку; б) подсчет среднего количества мониторных привычек у юношей и у девушек; в) подсчет средних значений затрат времени на соответствующее занятие; г) оценка достоверности различий между средними величинами по ^критерию Стьюдента (с уровнем значимости 0,05).

Контакт с монитором можно считать опасным, если он длится больше двух часов в день без перерыва.

Опрос студентов-первокурсников показал, что:

1. Распространенность мониторных привычек, т. е. процент тех, кто уделяет какое-либо время соответствующему занятию, такова: привязка к интернету -95 % независимо от пола, привычка играть в компьютерные игры - 80 % юношей и 33 % девушек, просмотр телевизора - 70 % юношей и 85 % девушек, просмотр аниме - 20 % юношей и 10 % девушек. Среди юношей больше распространена привычка играть в компьютерные игры, а среди девушек - привычка смотреть телевизор.

2. В начале обучения в вузе юноши в среднем имеют 3 мониторных привычки, девушки - 2 (разница значима). Учитывая распространенность разных мо-ниторных привычек, наиболее вероятно, что средний юноша имеет привязку к интернету и тратит на это 2,5 часа в день, играет в компьютерные игры (2,3 часа) и часто смотрит телевизор (1,2 часа). Средняя девушка, скорей всего, «сидит» в интернете 3 часа в день и смотрит телевизор 1,4 часа.

3. В начале обучения в вузе средний студент (юноша), тратит на все мониторные привычки в сумме 6 часов в день, а студентка - около 4,5 часов (разница значима). Это означает, что средний студент-первокурсник любого пола в начале обучения в вузе имеет монитор-ные привычки и постоянно вредит своему здоровью, проводя большую часть свободного времени перед монитором. Девушки тратят на это в среднем меньше времени, чем юноши, но и такая длительность контактов с монитором опасна для их здоровья.

4. Большое количество студентов-первокурсников тратит больше двух часов в день на занятие, обуслов-

ленное одной из мониторных привычек. На интернет тратят более 2 часов в день 43 % всех юношей и 60% девушек, в компьютерные игры играют 36 % всех юношей (46 % тех, кто имеют эту привычку) и 8 % всех девушек (23 % имеющих привычку, т. е. каждая четвертая), телевизор смотрят дольше двух часов 10 % всех юношей и 16 % девушек (20 % имеющих привычку, т. е. каждая пятая), на просмотр аниме или манги тратят 2 и более часов в день всего около пяти процентов опрошенных (независимо от пола), но среди тех, кто имеют эту привычку, тратит больше двух часов на нее каждый третий. Это еще раз подтверждает, что студенты-первокурсники в начале обучения в вузе имеют вредные мониторные привычки и уделяют им такое количество времени, какое опасно для их здоровья.

Выводы:

1. Большинство студентов-первокурсников имеет 3-4 мониторные привычки и уделяет им значительное время, опасное для здоровья. Особенно большое время тратят на эти привычки юноши, что особенно вредит их здоровью.

2. В учебном-воспитательном процессе вуза, в частности, при организации работы факультетов и кафедр физической культуры и спортивных клубов, необходимо предусмотреть технологии, позволяющие уменьшить распространенность вредных мониторных привычек и развить у студентов привычки здорового образа жизни.

Библиографические ссылки

1. Крамида И. Е. Оздоровительный практикум на основе гимнастики цигун как фактор формирования здорового образа жизни у студентов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : матер. Всерос. науч.-практ. конф. ; СибЮИ. Красноярск, 2012. С. 353-356.

© Иноземцева В. В., Мазай М. В., 2014

УДК 681.39

М. С. Кафтасьев, Л. А. Самотик Научные руководители - Г. М. Гринберг, Е. А. Клипов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ СИГНАЛИЗАТОРОВ ДАВЛЕНИЯ

Рассмотрено место и роль лабораторного эксперимента в техническом вузе. Описана лабораторная установка для испытаний сигнализаторов давления и предложен подход для ее автоматизации.

Общеизвестно, что различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебного процесса в высших учебных заведениях любого профиля. Обычно практические занятия направлены на решение всевозможных прикладных задач, прообразы

которых раскрываются в теоретическом материале. В идеале практические занятия должны давать целостное представление об изучаемом предмете и методах изучаемой науки. Кроме того, в результате таких занятий, обучающийся должен выработать опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.