Результаты нашего исследования показывают, что многое зависит от педагога, так как в классном коллективе вместе оказываются и одаренные, и способные, и неуспевающие дети. Если педагог использует в своей работе демократический стиль руководства учащимися, опираясь на коллектив класса, формируя актив, рассчитывая на поддержку педагогов и родителей, возможности социально-психологической службы школы, постоянно изучает своих воспитанников, он может создать и поддерживать здоровый психологический климат в классе и успешно организовать активную совместную деятельность учащихся, опираясь не только на успевающих детей, но и привлекая неуспевающих. Использование на уроках возможностей индивидуальной, дифференцированной, коллективной работы будет способствовать решению проблемы неуспеваемости в классе.
Итак, проблема школьной неуспеваемости - одна из важных проблем современной школы. Только совместная работа педагогов, психологов, социальных педагогов, изучение учащихся, выявление причин трудностей в обучении и адаптации к школе, продуманная организация работы учителем учащихся на уроке и во внеурочное время дадут возможность избежать школьной дезадаптации, девиантного поведения учащихся и решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации школе.
Список литературы:
1. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. - 144 с. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
2. Репродуктивный потенциал населения региона: состояние, тенденции, перспективы. Коллектив авторов под рук. д. э. н., профессора В.А. Ильина. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. - 208 с.
3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос 1995. - 544 с.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© Моисеева А.Л.*
Средняя общеобразовательная школа № 45, г. Ульяновск
В статье говорится о том, что учитель музыки даёт не только знания и умения, он развивает личность ребёнка творчески, и учит применять музыкальные знания и умения на практике и во взрослой жизни.
* Учитель музыки.
«Музыка способна оказывать известное воздействие на эстетическую сторону души ираз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»
Аристотель, древнегреческий философ
Учитель музыки занимается важным делом в общеобразовательной школе - он приобщает учащихся к искусству. Приобщение к музыке необходимо, так как это положительно влияет на развитие личности ребёнка. Цели и задачи образования, заложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подчёркивают необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающегося определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Учитель музыки на уроках должен заниматься образовательной, воспитательной и развивающей деятельностью, чтобы сформировать у учащихся высокую духовность и нравственность, хороший музыкально-эстетический вкус. При этом учитель музыки должен:
- умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;
- быть осведомлённым о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;
- учитывать особенности музыкального и психологического воспитания детей различного возраста;
- быть хорошим организатором, оборудовать свой кабинет всем необходимым;
- хорошо играть на музыкальных инструментах, обладать хорошими вокальными данными, дирижёрским жестом;
- пользоваться современными техническими средствами;
- проявлять внимательность и чуткость к детям;
- тщательно готовиться к урокам музыки;
- быть доброжелательным к ученикам, по возможности быть в хорошем настроении.
Музыка как предмет играет в жизни учащихся большое практическое значение. Очень часто на уроках музыки я использую шестиструнную акустическую гитару для аккомпанемента песен. Часто беру для разучивания авторские (бардовские) песни, т.к. они имеют высоко нравственное, духовное содержание. Должна сказать, что дети с удовольствием поют под
гитару, многие заворожено смотрят на мои руки во время игры, а затем спрашивают: «А где можно также научиться играть (аккомпанировать) на гитаре?» Тогда я приглашаю их в кружок «Игра на гитаре и пение», который в нашей школе веду я. Так что каждый желающий ребёнок от 10 до 16 лет может научиться играть на гитаре в общеобразовательной школе по моей авторской программе, рассчитанной на два года обучения, тем более что в основных видах учебной деятельности школьников на уроках музыки в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения предусмотрено инструментальное музицирование.
Интересно отметить, что дети сами на практике используют материалы, полученные на уроках музыки в изучении других предметов. Однажды, в рамках программы ««Великой Победе 65 лет» я с учениками разучивала песни на военную тематику. Среди них такие, например, как «Простите пехоте» Б. Окуджавы, «Кино» О. Митяева, «Песня солдата» М. Ножкина. А на уроке литературы в седьмом классе было дано задание найти, выучить и рассказать стихи на тему «Великая Отечественная война». Те дети, которые по каким то причинам не успели выполнить домашнее задание, проявили находчивость, и рассказали на уроке литературы слова песен, выученные на уроке музыки (потому что они малоизвестные), и благополучно получили за это пятёрки. При этом ученики с удовольствием отметили, что, оказывается, в песне - стихи учатся легче! Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что учитель мотивирует детей к проявлению инициативы и находчивости.
Образование - это часть культуры, оно не может существовать без опоры на культуру личности педагога. О том, что только Личность способна воспитать Личность, сказано и написано много. Ещё Ушинский говорил о приоритете личности педагога над его знаниями форм, средств, методов воздействия. Языковая личность учителя реализуется в индивидуальном стиле его деятельности. Ученики запоминают своего учителя не потому, что он читал, рассказывал, а как он это делал, каким он был человеком.
Важны такие моменты, как тон речи, манера обращаться к ученикам, отвечать им, оправданность использованных оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующей речи. Способность понимать ситуацию, оценивать её, ориентироваться в ней, управлять ею - это важный компонент профессиональной культуры учителя, обеспечиваемый личностными коммуникативными умениями.
От уровня общей культуры учителя во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся; культура педагога значима не только для него одного. Существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.
Какие же особенности присущи внешней и внутренней культуры учителя музыки? Отвечая на этот вопрос, необходимо, прежде всего, указать на следующее: 1) Учитель музыки должен быть знатоком не только в области методики преподавания музыки, но и обладать знаниями таких предметов как история, литература, МХК, изобразительное искусство. 2) Учитель музыки должен выполнять функции не только отечественной, но и зарубежной музыкальной культуры. 3) Учитель музыки должен быть идеальным психологом, он должен быть добрым и иметь чувство юмора, не быть строгим. Должен с детьми держаться просто, быть развитым интеллектуально. 4) Педагог должен быть современным интеллигентным человеком, уметь так заинтересовать детей, чтобы они на эти уроки приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. 5) Конечно же, неважно, какого он возраста, нужно, чтобы душа у него была молодая, и чтобы он болел за детей.
Важнейшей работой учителя музыки является подготовка учащихся-подростков к самостоятельному знакомству с высокой музыкой. Ориентация на самообразование урочной и внеурочной систем музыкального воспитания подростков может послужить достаточным дидактическим основанием дальнейшей самообразовательной деятельности выпускников школы. Для того чтобы приобщить подростков 6-8 классов к музыкальному самообразованию и самовоспитанию, необходимо решать следующие задачи:
- раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у подростков готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
- вооружить подростков эстетически прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
- сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
- вызвать у подростков эмоциональный положительный отклик на образцы художественной музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоционально насыщенному, многократному и разностороннему их восприятию;
- пробудить их стремление к музыкальному самообразованию и самовоспитанию на основе важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать овладению тем необходимым и достаточным кругом знаний и умений, совокупность которых составила бы основу для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства.
Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, тем социально-художественным опытом, который обуславливает становление художественного вкуса и музыкальных потребностей, служат, с одной стороны, результативность целостной музыкально-учебной деятельности учащихся, а с другой - уровень их основополагающих музыкальных потребностей и интересов. При этом вполне допустимы различные отклонения индивидуальных музыкальных способностей подростков от желаемой для педагога музыкальной «нормы», что связано с «навязчивостью» современной музыкальной среды.
Практика показывает, что вслед за возрастным этапом ранней юности, характеризующимся безудержным стремлением не отстать от молодёжной музыкальной моды, наступает период ранней взрослости, когда молодые люди начинают задумываться о полноценном включении в жизнь общества. Именно в этот период (20-22 года) совокупность базисных знаний и умений, приобретённых в школе, начинает своё второе, «самостоятельное» продвижение в мир его духовных ценностей. Обзаведясь семьёй и получив новые родительские обязанности, молодые люди начинают задумываться о путях и средствах воспитания собственных детей. В этот период актуальный музыкальный багаж, приобретённый в школе, переходит в фазы скрытого состояния в сферу активной музыкальной жизни молодых родителей- воспитателей собственных чад и реформаторов своих музыкальных потребностей и вкусов.
Роль учителя музыки в современном обществе актуальна, т.к. учитель формирует музыкальный вкус учащегося, способствует применению музыкальных знаний и умений на практике, в том числе и во взрослой жизни.
Список литературы:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.
2. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.
3. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста. (К проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования). Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб. научн. статей / под общ. ред. д.т.н., проф. H.A. Селезнёвой и канд. пед. наук В.Г. Казановича. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
4. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М., 1984.
5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М., 2007.
6. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. - М., 2001.