УДК 373.5
Е. В. Карпычева
Особенности общения учителя музыки с учащимися-подростками
В статье рассматривается проблема коммуникативного взаимодействия учителя музыки с учащимися-подростками, их музыкальные предпочтения, возрастные особенности подросткового возраста. Анализируются пути преодоления трудностей в общении с подростками, формирование интереса к музыкальным занятиям, привлечение школьников-подростков к оценочным суждениям о музыкальных произведениях. Раскрывается проблема современной популярной музыки и способов привлечения внимания подростков к классической музыке и образцам эстрады.
Ключевые слова: учитель музыки, музыкальное образование, музыкальное воспитание, учащиеся-подростки, музыкальная культура, музыкальные тексты, коммуникативные умения, развитие интереса к музыке, популярная музыка, речевые жанры учителя музыки.
E. V. Karpycheva
Features of Communication of the Music Teacher with Teenage Pupils
In the article is regarded the problem of communicative interaction of the Music teacher with teenage pupils, age features of juvenile age, their musical preferences. Ways to overcome difficulties in communication with teenagers, formation of interest to musical lessons, involvement of teenage schoolchildren to estimated reasonings on pieces of music are analyzed. The problem of modern popular music and ways of drawing attention of teenagers to classical music and samples of variety art are revealed.
Keywords: a music teacher, music education, musical up-bringing, teenage pupils, musical culture of teenagers, communication at teenage period, musical texts, communicative abilities, development of interest to music, the problem of popular music, speech genres of the Music teacher.
Музыка в современном мире является действенным средством воспитания и самосовершенствования личности. Основные принципы грамотного музыкального образования и формирования культуры музыкальных предпочтений закладываются именно в подростковом возрасте, поэтому поиски результативной методики музыкального воспитания подростков в контексте речевого общения с ними являются актуальными на сегодня. Создание у учащихся старших классов благоприятного отношения к классической и к эталонной эстрадной музыке является для учителей музыки специальной важной образовательной и воспитательной задачей. Учитель должен помочь школьникам сориентироваться в пространстве музыкальных текстов, применяя в своей профессиональной деятельности музыкально-исторические и музыкально-теоретические знания; обеспечить формирование культуры речи и мышления у своих учащихся на основе работы с музыкальным текстом, развивая в них интерес к музыке как к учебному предмету и желание говорить о своих впечатлениях на основе услышанного музыкального произведения.
Школьников-подростков необходимо учить рассказывать о своих музыкальных впечатлениях, о своих музыкальных предпочтениях, что позволяет опосредованно совершенствовать и обогащать речь подростка, к сожалению, часто не отвечающую требованиям нормативного строя речи.
В программах по предмету «Музыка» в 7 и 8 классах, рекомендованных Министерством образования РФ для общеобразовательной школы [5], предлагается перечень коммуникативных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся-подростки в результате музыкальных занятий. Данные коммуникативные умения включают общие сведения о правилах работы с информацией на уроке музыки: перерабатывать информацию - доступно и понятно излагать материал музыкального текста; анализировать и высказывать свои впечатления от прослушанного музыкального произведения как особого типа текста; осуществлять сравнительные характеристики музыкальных произведений; давать личностную оценку того или иного музыкального текста, аргументируя свое отношение к музыкальным явлениям и т. п.
© Карпычева Е.В., 2013
В процессе исследования мы предложили учащимся 7 - 8-х классов написать мини-сочинение на тему «Ваши любимые музыкальные классические и современные произведения» с целью выявления их мотивации к изучению предмета «Музыка». Результаты показали, что подростки совсем не испытывают интереса к классической музыке и в числе их музыкальных предпочтений лидируют такие направления, как рэп, поп, хип-хоп, клубная музыка, транс и т.п. В основном среди любимых ими исполнителей выделяются рэперы Тимати, Эминем, группы «Серебро», «Бутырка», «Баста», Григорий Лепс, Нюша, Стас Михайлов и т.п. Лишь в нескольких сочинениях подростки указали известные и по достоинству оцененные музыкальными критиками группы («Кино», Beatles); еще меньшее число учеников называли классические музыкальные произведения П. Чайковского, М. Мусоргского, Л. Бетховена, И.-С. Баха, Д. Шостаковича. Как видим, большинство из перечисленных музыкальных предпочтений подростков не свидетельствует о высокохудожественных приоритетах в музыкальных предпочтениях. Полученные данные говорят о том, что происходит неоправданное утверждение приоритета «шлягерной», «попсовой» музыки, что поддерживается СМИ.
Необходимо обратить внимание, что известные ученые-методисты, занимающиеся вопросами музыкального воспитания, писали о проблеме приобщения подростков к музыкальной культуре. Так, проблема мотивации на уроках музыки с учащимися-подростками наиболее полно рассматривается в работах Ю.Б. Алиева [2, 3, 4]. Для того чтобы плодотворно воспитывать подростков и развивать их эстетически, учитель музыки, по мнению исследователя, должен узнать и понять их современные музыкальные вкусы. Подросткам, несмотря на их независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях, нужен умный, добрый наставник, сопровождающий их в многогранном и сложном мире современной музыки. Современные подростки достаточно развиты интеллектуально, но им необходимо стать и интеллигентными людьми, готовыми оценить эстетические продукты - поэзию, музыку, и в этом плане роль музыкального воспитания незаменима.
Атмосфера преодоления трудностей является самой приятной для подростков, вот почему они с большим интересом выполняют сложные задания, например, найти малоизвестные сведения о каком-либо композиторе или музыкальном про-
изведении, выучить «трудную» с точки зрения текста или ритмо-мелодики песню, оформить информационный стенд в кабинете музыки. Переизбыток жизненной энергии влечет за собой появление и другой особенности подросткового возраста: дети не переносят ситуации ожидания. В связи с этим учителю музыки необходимо хорошо планировать каждый этап урока, включая в активную работу максимальное количество учащихся. Интересными уроками музыки для подростков будут такие, которые наполнены их эстетическими переживаниями, проблемными размышлениями.
Познавательный интерес к музыке в работе с подростками должен объединяться с эмоциональным интересом к ней, характеризующимся вниманием к основным законам музыкального искусства: музыкальному многоголосию, исполнительским средствам выразительности, явлениям стиля в музыке.
По мнению многих педагогов и исследователей в области музыкальной педагогики (Э.Б. Аб-дуллин, Е.В. Николаева, Д.К. Кирнарская, Л.В. Школяр и др.), слушание подростками «модной музыки» опасно потому, что не способствует воспитанию высоких музыкальных вкусов и чувств, формированию глубоких эстетических переживаний.
Учителя музыки часто сталкиваются на уроках с тем, что старшеклассники просят разучить с ними очередной музыкальный шлягер, услышанный вне школы. Учитель не всегда может ответить на вопросы подростка о современных музыкальных стилях, что часто вызывает «недоверие» подростков, учитель перестает быть для них авторитетом.
Общение в подростковом возрасте является ведущей деятельностью, а музыка - одним из его важных компонентов. Для того чтобы утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, подросток получает знания об интересующем современном музыкальном течении из средств массовой информации, и не всегда эти знания позитивно влияют на развитие его музыкального вкуса. Роль учителя-наставника, заинтересованного собеседника в разговоре о современной музыке, чрезвычайно важна. Следует помочь подросткам воспринимать современные музыкальные произведения избирательно, оценивая их с эстетических и нравственных позиций, во взаимосвязи с классическим наследием, объясняя, что современная популярная музыка имеет свои «классические корни». Вот почему известные педагоги-
музыканты говорят, что основной задачей музыкального воспитания и обучения школьника-подростка на современном этапе состоит в том, чтобы сориентировать ученика в музыкальном пространстве, помочь получить знания о современной популярной музыке, путях ее развития, истоках, связи с классической музыкой [4]. Это вернет авторитет школьному учителю музыки и радость неформального общения с учениками. И при планировании уроков музыки, составлении репертуарного плана школьного хора, совместно с образцами академического, серьезного музыкального искусства не стоит забывать о современных эстрадных сочинениях в своем педагогическом активе: о лирических, шуточных, развлекательных эстрадных песнях, «легкой» музыке, джазе. Но при использовании образцов поп-музыки в школьной подростковой среде нужно применять важные методические приемы: комментирование мелодической основы, критическое осмысление текста песни, характеристику манеры исполнения. Эти приемы дают свой воспитательный эффект: учащиеся начинают осознавать примитивность содержания и легковесность средств музыкальной выразительности «легкой» музыки, что уже является залогом хорошего музыкального вкуса [3].
Педагоги-практики предлагают разработать «рациональный путь» работы с музыкальными произведениями, что удовлетворяет интересы и ожидания школьников-подростков. Он заключается в параллельном разучивании легкого эстрадного и академического репертуара, отвечающего требованиям хорошего вкуса. Но все же основой школьной музыкальной работы при этом должна оставаться классическая, народная и современная серьезная музыка. Это нужно для того, чтобы, познав на практике суть высокого музыкального искусства, подростки сумели в будущем понять и оценить многочисленные образцы поп-музыки, рока и джаза. А знакомство подростков с исполнительскими средствами выразительности в музыке обеспечивает понимание учащимися эталонов мастерства исполнения, что служит перспективой развития музыкального чувства школьников, пониманию загадочного и великого «мира музыки». При определенной мотивационной направленности такая технология работы учителя музыки становится важным средством формирования социально ценных качеств личности подростка, таких как интуиция, эмпатия, стремление к творчеству. Кроме того, как говорят учителя-практики, рассматривая му-
зыкальные пристрастия подростков, учитель может сделать определенные выводы о мире, окружающем подростка, о его реальной житейской ситуации, об отношениях, которые сложились у него с этим миром, о его нравственных предпочтениях и опасениях [4].
Отдельный этап нашего опытного обучения в рамках диссертационного исследования был посвящен работе со студентами - будущими учителями музыки и формированию у них профессиональных компетенций для общения с учащимися-подростками. Студенты знакомились со специальными жанрами, которые может использовать учитель на уроках музыки: вступительное слово к музыкальному произведению, комментирующая речь, объяснительная речь, художественно-оценочное высказывание после прослушивания. Студенты должны были разработать фрагмент урока музыки для учащихся 7 - 8-х классов, подготовить методическое обоснование такого урока.
Остановимся подробнее на анализе одного из примеров выполнения задания в нашей методической практике.
Предлагаемый отрывок - текст фрагмента урока музыки, представленного студентом Александром А. для учащихся восьмого класса (II четверть) по теме «Музыка «легкая» и «серьезная». «Ансамбль» - значит «вместе»:
Вступительное слово учителя:
«В наше время существует огромное количество новомодных музыкальных групп; рост их количества сопровождается падением качества. Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведет к снижению музыкальных вкусов людей. В результате то хорошее, что было на эстраде, потерялось в массе низкопробных групп, подражающих не самым лучшим западным музыкальным образцам. И мы наблюдаем оглушительный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и механический бездушный ритм. Эти группы и существуют потому, что среди нас много слушателей, лишенных настоящего музыкального вкуса, легко попадающих в сети эффектных шоу.
Сегодня на уроке прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных вокально-инструментальных ансамблей, и это будут хорошие примеры.
Первой прозвучит лирическая песня «Потому что» в исполнении одного из первых ВИА совре-
менного типа. Что это за ансамбль? (Звучит песня в исполнении группы «Битлз»). Хорошо, что многие из вас узнали ансамбль «Битлз».
Подготовленное реферативное сообщение ученика
«Четверке из Ливерпуля» суждено было открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих слушателей огромные богатства афроамериканского фольклора. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр - четыре музыканта из Ливерпуля стали создателями нового направления в музыке, получившего название «музыка большого удара, или биг-бит». Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство. Музыканты относились к создаваемой им музыке с максимальным трудолюбием и неустанным творческим поиском. Начинали они, как и тысячи других групп, с сиффла (смесь джаза, блюза и фолка), постепенно перешли к рок-н-роллу. Название тоже претерпело изменения - от «The Quarrymen» до «The Beatles». Слово «beatles» сочетает в себе два значения - «beat» (удар, бит) и «beetles» (жуки). Биографы приписывают авторство названия Джону Леннону, - видимо, потому, что у него были поэтические способности и он обладал умением строить рассказы и стихотворения на игре слов. С октября 1963 года «битломания» захлестнула британские острова. Покорение мира началось со Швеции, и через год «Beatles» стали неотъемлемой частью британского образа жизни. В 1970 году группа распалась, так как они, как все выдающиеся художники, остро чувствовали свое время, в соответствии с ним творили и ушли, когда оно кончилось».
Слово учителя перед прослушиваем музыкального произведения:
- Послушайте одну из популярных песен «Beatles» - «Вчера». Оцените мелодику звучания, общую тональность. Подумайте о смысле названия этой песни.
Слово учителя после прослушивания музыкального произведения:
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие инструменты ввел в звучание композиции Д. Леннон? Какой смысл вложили музыканты в название песни?
Как видим, в данном фрагменте студент успешно использовал такие жанры речи учителя музыки, как вступительное слово, художественно-оценочное высказывание, фрагменты объяс-
нительной речи. Учитель мотивировал подростков, приглашая к размышлению о прослушанном музыкальном произведении, помогал им активно слушать и быть готовыми эстетически оценить музыкальный текст, отвечая на грамотно поставленные вопросы.
Таким образом, задача учителя музыки в работе со старшими школьниками состоит в том, чтобы совершенствовать их музыкальные предпочтения, что в современной сложной социокультурной ситуации представляет определенную методическую трудность. Главная задача учителя музыки - формирование у подростков умения размышлять о прослушанном музыкальном произведении, высказывая собственное суждение об основной идее музыки, средствах музыкальной выразительности, о форме, жанре и стиле музыкального произведения. Такая работа должна иметь своей целью формирование музыкальной культуры подростков как способа эстетического отношения к культурным ценностям, освоению объектов культуры, творческого переноса их в свою творческую деятельность и в сферу общения. Развить у подростков хороший музыкальный вкус, как показали наши методические опыты, можно на основе специально отобранных и достойных примеров музыкальных произведений различных жанров и направлений.
Библиографический список
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучение в общеобразовательной школе [Текст]: пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. - 118с.
2. Алиев, Ю. Б. Дидактика и методика школьного музыкального образования [Текст] / Ю. Б. Алиев. -М.: Изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2010. - 340с.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336с.: ноты. - (Библиотека учителя музыки).
4. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст]: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Без-бородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 - 8 классы; под руководством Д. Б. Кабалевского [Текст] / под ред. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 224с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. АЬ^Шп, ЕН. В. Теопуа 1 ргакйка muzykal'no-go оЪисЬеп1е V oЬshheoЬrazovatel'noj 8Ико1е [Тек81]: ро8оЬ1е d1ya uchite1ya / ЕН. В. АЬduШn. - М.: Prosve-shhenie, 1983. - 1188.
2. А1iev, Уи. В. Didaktika 1 metodika shko1'nogo muzyka1'nogo oЬrazovaniya [Tekst] / УИ. В. А1iev. - М.: Izd-vo Sovremennogo gumanitarnogo un-ta, 2010. -3408.
3. А1iev, УИ. В. Nasto1'naya kniga shko1'nogo шЫ-te1ya-muzykanta [Tekst] / УИ. В. А1iev. - М.: Gumanit. izd. tsentr VLАDOS, 2000. - 3368.: по1У. - (BiЬ1io-teka uchite1ya muzyki).
4. Bezborodova, L. А. Metodika prepodavaniya mu-zyki v oЬshheoЬrazovate1'nykh uchrezhdeniyakh [Tekst]: ucheЬ. ро8оЫе d1ya stud. muz. fak. pedvuzov / L. А. Bez-Ьorodova, УИ. В. А1iev. - М.: Izdate1'skij tsentr «Аkademiya», 2002. - 4168.
5. Programmy oЬshheoЬrazovate1'nykh uchrezhdenij. Muzyka. 1 - 8 k1assy; pod rukovodstvom D. В. KaЬa-1evskogo [Tekst] / pod red. G. Р. Sergeevoj, Е. D. Krit-skoj. - 4-е izd. - М.: Prosveshhenie, 2007. - 2248.