УДК-371.036
СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Л.С. Семенова
В статье рассматривается сущность музыкальной культуры личности, особенности музыкального развития подростков, процесс ее формирования, включающий в себя цель, задачи, содержание музыкального образования, психолого-педагогические условия, средства, организационные формы и методы. Ключевые слова: музыкальная культура, формирование, подростковый возраст, музыкально-эстетическая среда, методы музыкального воспитания, организационные формы обучения и воспитания.
Главная цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовно -го опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ученика. Одной из важнейших задач музыкального образования и воспитания на уроках музыки в современной школе Ю.Б. Алиев считает формирование музыкальной культуры учащихся, что включает создание социально-художественного опыта, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса. По мнению автора, под музыкальной культурой личности ученика подразумевается:
- интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение к нему, музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к музыкальным явлениям);
- индивидуальный социально-художественный опыт, который обусловливает возникновение высоких музыкальных потребностей [1].
Музыкальная культура имеет свою динамику развития. Каждый школьный возраст является сензитивным периодом для формирования тех или иных компонентов музыкальной культуры. На каждом возрастном этапе школа ставит определенную цель, которая отражает доминирующую тенденцию в музыкальном развитии личности.
Подростковый возраст представляет собой переход от специфических детских образований к новым психофизиологическими особенностям взрослеющей личности. Формирование музыкальной культуры подростков происходит в тесной связи с этими новообразованиями.
Одна из основных характеристик подростков - это познавательная активность и любознательность. Устойчивый интерес к учебе, различным аспектам науки, техники, культуры и искусства проявляется в стремлении к самостоятельному приобретению научных и художественных знаний и умений за пределами школы. Этому способствует становление теоретического мышления, связанного со способностью устанавливать максимальное количество смысловых связей, анализировать содержание, логику построения изучаемого материала.
Отсюда следует, что рассматриваемый возрастной период благоприятен для активного накопления музыковедческих знаний, расширения кругозора.
В целом, музыкальное восприятие в подростковом возрасте становится более интеллектуа-лизированным, но его характеризует противоречивость. Оно может быть как многостороним и тонким, так и поверхностным, созерцательным [2].
Учащихся подросткового возраста характеризует творческая активность, повышенный интерес к различным видам деятельности: как практической, так и интеллектуальной. Разнообразие видов музыкальной деятельности открывает большие возможности для удовлетворения этой по -требности и проявления творческой активности подростков.
Таким образом, младший подростковый возраст является сензитивным для формирования интересов и потребностей в приобретении музыкальных знаний и разнообразной творческой музыкальной деятельности. У подростков 10-12 лет начинает оформляться система музыкальных знаний, взглядов, убеждений, способность к самостоятельному музыкальному творчеству, определяется музыкальный вкус.
В педагогике под формированием понимается процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которым она существует для других людей.
Таким образом, процесс формирования музыкальной культуры личности включает в себя:
- постоянное изменение и развитие ее структурных компонентов, отраженное в новом уровне и качестве сформированное™ музыкальной культуры, и как следствие, изменение эстетического отношения личности к действительности;
- воздействие на музыкальное развитие личности многообразных социальных и педагогических факторов.
По мнению М.С Кагана, на процесс формирования культуры личности оказывают воздействие следующие концентрические сферы:
- стихийное, непреднамеренное влияние на человека условий его жизни, окружающей среды, обстоятельств его повседневного быта;
- целенаправленное влияние на личность родителей и учителей с целью формирования ее по определенной модели;
- самовоспитание личности, которое становится возможным лишь в определенном возрасте на основе сравнительно высокого интеллекта и воли. Следовательно, наиболее активно и целена-правленно музыкальная культура учащихся формируется в педагогически организованном процессе школы.
Среди задач процесса формирования музыкальной культуры учащихся средних классов мы выделяем следующие:
- формирование положительного социально-художественного опыта, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально-ценной направленности личного музыкального (художественного) вкуса;
- развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной грамоты;
- совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкально-эстетического вкуса, интереса и любви к высоко художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
- становление «национальной широты» музыкального вкуса, что означает стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать музыку в ее аутентичных, фольклорных образцах, в аранжировке композиторов-профессионалов;
- приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению;
- развитие умения общаться с лучшими образцами современной музыки, испытывать в этом потребность;
- активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования знаний и умений, приобретенных на уроке, в деятельности классного и школьного коллективов, в собственном быту, на досуге [1].
Для решения поставленных целей и задач, а также для обеспечения эффективности процесса формирования музыкальной культуры подростков необходимо соблюдение ряда психолого-педагогическихуслоеий.
Первым условием является наличие музыкально-эстетической среды. Музыкально-эстетической средой, в нашем понимании, является определенная совокупность окружающих ребенка обстоятельств и условий, выступающих основным фактором его вхождения в музыкальную культуру.
Эстетическая среда может быть как стихийной, так и специально организованной. В первом случае она включает в себя стихийно воздействующие на личность природные явления, средства массовой информации. Влияние этих факторов велико и непредсказуемо. Для того чтобы уменьшить его негативный аспект, необходимо создавать воспитывающую музыкально-эстетическую среду, целенаправленно влияющую на процесс формирования музыкальной культуры учащихся.
Выделяют пути создания эстетически воспитывающей среды:
- создание специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде, имеющих целью развитие определенных компонентов музыкальной культуры;
- создание музыкально-эстетической предметно-пространственной среды.
Высокий уровень музыкальной культуры педагога и его способность к музыкальному творчеству является вторым педагогическим условием формирования музыкальной культуры младших под -ростков.
Ю.Б. Алиев выделяет ряд способностей, которыми должен обладать учитель музыки:
- способность к отбору музыкального репертуара, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов, уроков музыки и внеклассных форм работы;
- способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности эмоций, владение интонационной палитрой речи, жестом;
- способность включать учащихся в различные виды музыкальной деятельности, вызывать стойкий интерес у детей к высокохудожественному музыкальному искусству, объединять учащихся посредством коллективных форм деятельности (хорового пения, игры в оркестре) и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;
- способность к общению с учащимися, сотрудничеству;
- способность к познанию специфики организации музыкально-эстетического воспитания школьников;
- способность объяснять, передавать знания, обучать;
- способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозирование результатов взаимодействия с учениками в педагогической деятельности;
- способность к творчеству, импровизации;
- способность проникать во внутренний мир ребенка [3, с. 54-55].
Следующее педагогическое условие музыкального развития учащихся 5-7 классов - организация самостоятельной музыкальной деятельности, применение поисковых, творческих заданий, вариативность форм, приемов и методов организации музыкальной деятельности школьников. Как отмечалось ранее, развитие всех компонентов музыкальной культуры зависит от степени включения личности в разнообразную активную музыкальную деятельность. Способность к музыкальному творчеству во всех видах музыкальной деятельности начинает интенсивно формироваться в младшем подростковом возрасте.
Четвертым условием формирования музыкальной культуры младших подростков является активизация межличностного общения между участниками музыкальной деятельности.
Сфера общения занимает важное место в жизнедеятельности учащихся подросткового воз -раста. Подростки с удовольствием и интересом учатся, выполняют поручения, если этому сопутствует разнообразное общение, как со сверстниками, так и с представителями старшего поколения.
Кроме того, одной из важнейших функций музыки является коммуникативная. Ее смысл заключается в человеческом общении, наслаждении музыкой вместе со всеми. Атмосфера урока создается особым качеством общения партнеров. В него включены как равноправные партнеры и ученики, и педагог [4, с. 28].
Главное и самое важное - это атмосфера урока. О ее первостепенном значении знают, говорят и пишут все педагоги, пробующие работать творчески. Неавторитарное общение педагога с учениками во время урока не только предоставляет возможность ролевых изменений, переключений, но и предполагает шутку, смех в затруднительных, неожиданных и парадоксальных ситуациях.
Еще одно важное условие развития музыкальной культуры учащихся это учет возрастных особенностей музыкального развития и изучение динамики формирования музыкальной культуры учащихся. Для того чтобы строить программу целенаправленной работы по формированию музыкальной культуры школьников, педагогу необходимо знать и учитывать возрастную динами -ку ее развития и наиболее сензитивные периоды для формирования определенных ее компонентов. Исследование показывает, что успешное формирование музыкальной культуры происходит, если этот процесс построен с учетом взаимосвязи ее эмоционально-волевого, потребиостно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Деятельность преподавателя и учащегося как субъектов педагогически организованного процесса является его основополагающим началом. Она определяет содержание учебно-воспитательного материала, средства, методы, формы. Процесс формирования музыкальной культуры - это совместная деятельность педагога и учащихся, основанная на тесном межличностном контакте.
Важным компонентом дидактического процесса является содержание образования. В настоящий момент содержание образования включает в себя знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру.
Содержание процесса формирования музыкальной культуры учащихся средних классов составляют:
- система опорных музыковедческих знаний, обеспечивающих необходимую базу для самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- эмоционально-чувственный опыт, основанный на запасе эстетических впечатлений, возникающий в результате общения с музыкой;
- умения и навыки в области музыкального творчества, позволяющие заниматься творчеством в различных видах музыкальной деятельности и преобразовывать окружающую действительность;
- система ценностных ориентаций, проявляющаяся в музыкально-эстетических интересах и потребностях, в эстетической оценке и суждениях.
Формирование музыкальной культуры учащихся школы осуществляется различными средствами. К таким средствам относятся: общение с друзьями, родителями, учителями, представителями культурной интеллигенции, все виды музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра музыкальных инструментах, импровизация), предметно-пространственная среда, школьный предмет «музыка», внеклассная музыкально-эстетическая работа школы, система дополнительного образования.
В педагогическом процессе по формированию музыкальной культуры подростков исполь-зуется все многообразие традиционных и нетрадиционных методов обучения и воспитания.
Под методами музыкального воспитания понимаются различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства. Методы применяются в различных сочетаниях
Наиболее эффективным для формирования музыкальной культуры учащихся являются методы, направленные на творчество: импровизация, индивидуальные и коллективные творческие поручения.
Методы, определяемые спецификой музыкального искусства:
- метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев);
- метод сопереживания (H.A. Ветлугина);
- методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
- метод развития стилеразличения у подростков (Ю.Б. Алиев);
- метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
- метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр) и др. [5].
Наряду с методами, определяемыми спецификой музыки, в практике музыкального воспитания применяются и общепедагогические: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой, проверка знаний, умений и навыков и т. п.
Для развития способности к музыкально-эстетическому восприятию используются: наблюдение, демонстрация, анализ воспринятого, повторное восприятие и методы, определяемые спецификой музыкального искусства, перечисленные выше.
Такие методы как объяснение, показ, упражнение способствуют развитию практических умений и навыков всех видов музыкальной деятельности. Рассказ служит для передачи учащимся музыковедческих знаний, развития интереса. В ходе беседы, диспута, дискуссии подростки учатся аргументировано давать эстетическую оценку, вырабатываются их музыкальные вкусы. В процессе творческой деятельности целесообразны методы поощрения, соревнования, демонстрации созданного.
Одним из элементов педагогического процесса являются организационные формы обучения и воспитания. Основная организационная форма обучения - это урок музыки. В современной школьной практике распространены нестандартные виды уроков, которые направлены на развитие творческого потенциала школьников: театрализованные уроки, уроки творчества, уроки - концерты, уроки - конкурсы и др.
Наряду с уроками эффективными являются другие формы обучения, это - экскурсии, фольклорно-этнографические экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, объединения по интересам.
Внеклассная музыкально-эстетическая работа дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить музыкальные знания, совершенствовать испол-
нительские навыки и умения. Организационными формами проведения внеклассной работы могут быть: 1) массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев (лекции-концерты, беседы о музыке); 2) кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы; 3) различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера и др.
Таким образом, педагогически верно организованный процесс формирования музыкальной культуры школьников представляет собой сложную систему взаимосвязанных компонентов: цели и задач, условий, деятельности преподавателя и воспитанников, средств, методов, организационных форм и результата.
The essence of music culture, personality, peculiarities of music development of juveniles, the process of its forming including the purpose, tasks, contents of music education, psychological and pedagogic conditions, means, organized forms and methods are dealt.
The Key words: music culture, forming, juvenile age, music and aesthetic environment, methods of music education, organized forms of teaching and education
Список литературы
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.
2. Немое P.C. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 2. Психология образования. 608 с.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. М.: Издательство ACT, 2001. 95 с.
5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко. Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.