Научная статья на тему 'Роль учебных словарей в становлении языковой личности младшего школьника (на примере анализа значения слова личность)'

Роль учебных словарей в становлении языковой личности младшего школьника (на примере анализа значения слова личность) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Озерова И. Н.

Learner's dictionaries present an important factor in molding a junior student linguistic personality. Lexical material of explanatory dictionaries for children enables to form notions aimed at developing students' awareness about human image, the notion of personality among them. The notion formation implies working at many other words of an explanatory dictionary, and not just the word "personality". It also requires using different linguistic dictionaries such as synonymic, antonymic, and phraseological dictionaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNER'S DICTIONARIES ROLE IN DEVELOPING JUNIOR SCHOOLCHILD LINGUISTIC PERSONALITY (based on the analysis of the meaning of the word personality)

Learner's dictionaries present an important factor in molding a junior student linguistic personality. Lexical material of explanatory dictionaries for children enables to form notions aimed at developing students' awareness about human image, the notion of personality among them. The notion formation implies working at many other words of an explanatory dictionary, and not just the word "personality". It also requires using different linguistic dictionaries such as synonymic, antonymic, and phraseological dictionaries.

Текст научной работы на тему «Роль учебных словарей в становлении языковой личности младшего школьника (на примере анализа значения слова личность)»

© 2009

И.Н. Озерова

РОЛЬ УЧЕБНЫХ СЛОВАРЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

(на примере анализа значения слова личность)

Проблема составления словарей для детей разных возрастов остается в центре внимания отечественных исследователей, работающих в области учебной лексикографии (М.Р. Львов, А.А. Бондаренко, Н.А. Павлова, Е.Н. Леонович, Н.М. Неусыпова, О.М. Стригина, Г.М. Ставская и др.). Актуальной является и проблема создания детьми собственных словариков на основе наблюдений над построением словарей того или иного назначения: толкового, словариков синонимов, антонимов и т.д. В таких словариках ярко отражается языковая личность ребенка, проявляется языковая компетентность и осознанная языковая позиция учащихся.

Использование в обучении словарей, учитывающих возрастные особенности мышления детей, специфику восприятия значения слова, является важным фактором становления младшего школьника как языковой личности. Определяя понятие языковая личность «как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)», Ю.Н. Караулов выделяет три уровня её структуры: вербаль-но-семантический, когнитивный и прагматический [Язык и личность 1989: 3].

Учебные словари, ориентированные на младший школьный возраст, являются эффективными пособиями при обучении русскому языку. При этом для учебной лексикографии важна идея градуальности, которая предполагает «расчленённость системы на несколько словарей одного типа, ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемой информации и усложнением её характера и форм подачи» [Малаховский 1978: 48].

В серии словариков для учащихся начальной школы ([Львов 2003], [Неусыпова 2002], [Ставская 2002]) представлен богатый материал, позволяющий формировать у младших школьников языковой образ человека. Известно, что содержание понятия человек в языке значительно шире, чем содержание словарных статей. Однако трудно переоценить роль работы над значением слова при становлении понятия. Значения, как отмечает А.А. Леонтьев, могут существовать для субъектов в двойственном виде: исходно — как объект осознания субъектом самого значения и вторично — как способ и механизм осознания субъектом предметного мира с помощью значения.

Актуальность серии словариков обусловлена и тем, что в ней отражена языковая система, которая позволяет организовать работу не только над обогащением словарного запаса, но и над формированием понятий через работу со словом, что важно для становления языковой личности. Одна из задач языковой подготовки учащихся — пополнение словарного (как активного, так и пассивного) запаса учащихся. Словарный состав языка «можно рассматривать как своеобразный ключ к миру, толкователь мира, классификатор мира» [Морков-

СЛОВАРИ НА СЛУЖБЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

751

кин 1977: 121]. Важным источником пополнения словаря личности является толковый словарь. Анализ словарных статей толкового словарика «Учусь понимать слова» Н.М. Неусыповой, О.М. Стригиной [Неусыпова, Стригина 2002] выявил его возможности при формировании понятий, направленных на осознание у младших школьников образа человека. В младшем школьном возрасте формируются основы понятийного мышления, поэтому работе над значением слов уделяется особое внимание.

В Толковый словарик включено слово личность, которое, на наш взгляд, представляет трудность при формировании соответствующего понятия у младших школьников. Осознание этого понятия связано с работой над значениями как самого слова личность, так и большого количества других слов, входящих в толковый словарь. Как известно, концептуальное ядро лексического значения составляет мыслительное отображение (образ) явления действительности, предмета (денотат или референт) в широком смысле. Концептуальное значение может рассматриваться с разных точек зрения: 1) по отношению к денотату (предметная отнесенность слова), 2) с точки зрения его соотношения с категориями логики и прежде всего с понятием, 3) по соотношению с концептуальными значениями других слов.

Обратимся к анализу содержания словарных статей слова личность:

Словарь русского языка: в 4-х т. - Т. 2. - М.: Рус. яз., 1983. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — СПб.: «ДИЛЯ», 2006. Лопатин В.В., Лопатина Л .Е. Русский толковый словарь. — М.: ЭКСМО, 2007.

Личность — 1. Совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуаль-ность//С определением. Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п. Героическая личность. Светлая личность. // О человеке с ярко выраженной индивидуальностью, замечательном в каком-л. отношении. Личность — 1. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо. Неприкосновенность личности. Литературная личность писателя. Светлая личность. Роль личности в истории. Установить чью-н. личность Личность — Человек с точки зрения его характера, поведения, общественного положения. Например: героическая личность; светлая личность (с. 377). Личность — Человек как носитель каких-н. неповторимых свойств, как член общества. Формирование личности. Интересная личность. Свобода личности. Роль личности в истории (с. 311).

Словарь русского языка: в 4-х т.- Т. 2.- М.: Рус. яз., 1983. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - СПб.: «ДИЛЯ», 2006. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. - М.: ЭКСМО, 2007.

2. Отдельный человек в обществе; индивидуум. 3. Прост. То же, что лицо (в 1 знач.). 0 Перейти на личности (с. 192). 2. В выражениях: прошу без личностей!; перейти на личности (с. 264). Лицо — человек как член общества. Отдельные лица (с. 264).

Сравним данные словарные статьи со статьей из толкового словарика: «Человек в обществе со свойствами и качествами, относящимися только к данному человеку. Светлая личность. Героическая личность» [Неусыпова 2002: 126]. Можно увидеть близость толкования слова личность, приведенного Н.М. Не-усыповой и О.М. Стригиной, к толкованию, представленному в словаре С.И. Ожегова.

В «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина слово личность не вошло.

Как видим, усвоение понятия личность связано с работой над значениями слов человек, лицо. Таким образом, выстраивается цепочка, звеньями которой являются слова человек — лицо — личность. Слово человек определяется в Толковом словарике как 'живое существо, умеющее мыслить и говорить, создавать орудия труда и пользоваться ими. Человек - это сложный организм. Быть настоящим человеком' [Неусыпова 2002: 283]. При анализе примера к дефиниции человек — Быть настоящим человеком, фактически, идет работа с понятием личность. Для слова лицо, наряду с прямым, приводится переносное значение — 'Индивидуальные особенности, характерные отличительные черты. Лицо театра. Лицо школы' [Неусыпова 2002: 126].

На наш взгляд, для формирования у младших школьников понятия личность следует выделить значение 'совокупность свойств, присущих данному человеку', как это сделано в Малом Академическом Словаре русского языка. Возможность выделения этого значения определяется материалом как самого толкового словарика, так и словариками «Учусь различать слова и их значения» [Львов 2003], «Учусь понимать образные выражения» [Ставская 2002]. На основе этого значения можно показать, как связаны значения слов человек и личность, как в человеке формируется личность.

Так, в полиаспектном словарике М.Р. Львова «Учусь различать слова и их значения» предполагается знакомство детей с тематическими группами слов. Одна из широких тем — «Человек». Эта общая тема делится на частные темати-

СЛОВАРИ НА СЛУЖБЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

753

ческие группы. Одна из них — «Человек как личность» — состоит из подгрупп «Духовный мир» (мысль, мышление, память, разум, чувства, сознание, вера, воображение, интуиция, нравственность, характер); «Характер, манеры поведения» (весёлый — мрачный; выносливый— изнеженный и др.), т.е. совокупность свойств, присущих человеку; «Занятия, профессии» [Львов 2003: 28-31]. В разделе «Синонимы» представлены слова с общим значением 'свойства, присущие человеку' и характеризующие его в разных аспектах. Напр., члены синонимического ряда вежливый — учтивый, любезный, приветливый, корректный имеют общее значение 'проявляющий доброе, уважительное отношение к кому-то' [Львов 2003: 54]. Члены синонимического ряда опрятный — аккуратный, чистоплотный имеют общее значение 'такой, кто следит за своей внешностью' [Львов 2003: 72] . В разделе «Антонимы и синонимы» даны синонимические ряды к антонимическим парам. Среди лексического материала есть слова с общим значением 'свойства, присущие человеку'. Напр., в словарной статье к антонимической паре добрый — злой приводятся синонимические ряды: к слову добрый — добросердечный, сердечный, душевный; к слову злой — злобный, недобрый, сердитый, свирепый, лютый [Львов 2003: 138]. Указанные свойства человека проявляются в его отношении к другим людям и характеризуют человека как личность. Таким образом, у младших школьников не только формируется понятие личность, но это понятие становится многоаспектным.

Большие возможности для формирования языковой личности школьников заложены во фразеологическом словарике «Учусь понимать образные выражения» [Ставская 2002]. Назовем лишь некоторые фразеологизмы, характеризующие разные аспекты образа человека: белая ворона — фразеологизм, определяющий статус человека в обществе, устанавливаемый другими людьми. Фразеологизм ворона в павлиньих перьях отражает желание человека занять определенное положение в обществе. Фразеологизмы маменькин сынок, принцесса на горошине, хоть кол на голове теши характеризует внутренние качества характера, проявляющиеся у человека; мастер на все руки, светлая голова, с головой, без царя в голове — способности, интеллектуальные качества личности. Фразеологизмы Аника-воин, Лиса Патрикеевна оценивают человека как личность на основе его поведения и отношения к другим людям.

Взаимосвязь словарей при подаче языкового материала очень важна, она способствует не только становлению, но и углублению понятий, формируемых у школьников, и развитию их языковой личности.

Если признать взаимосвязь понятий человек — лицо — личность, то важно при составлении учебных словарей в полном объеме реализовывать принцип градуальности и поместить данные словарные статьи в словарике для младших школьников и для учащихся среднего и старшего возраста по принципу увеличения объема информации, сообщаемой о слове. При этом важно отразить и изменения способов толкования значений этих слов.

На наш взгляд, уяснение понятия личность важно начать с работы над значением слова человек, затем можно выявить в толковом словарике слова, характеризующие человека по разным признакам: внешность, черты характера, отношение к другим людям, вещам и процессам. Совокупность же свойств данного человека и будет формировать понятие личность. Словосочетания

героическая личность, светлая личность представляет совокупность свойств, присущих данному человеку, и раскрывают положение, роль человека в обществе. Усвоение значения 'человек в обществе со свойствами и качествами, относящимися только к данному человеку', станет более осознанным, если будет усвоено значение 'совокупность свойств, присущих данному человеку, индивидууму'. Раскрытие содержания понятия может быть разным по степени полноты и глубины, что достигается с помощью сложного, развернутого определения или обстоятельного разъяснения.

Становление и развитие языковой личности младших школьников во многом зависит от характера подачи языкового материала - системности, объяснительной силы, преемственности и перспективности, что, в частности, отражается в следовании принципу градуальности при составлении учебных словарей. Учет данного принципа подготовит учащихся к работе со словарями русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

Львов М.Р. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: учеб. пособие для учащихся нач. шк. - М.: Дрофа, 2003.

Малаховский Л.В. Принцип градуальности в учебной лексикографии // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике: сб. ст. / под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина. - М.: Рус. яз., 1978. - С.48-53.

Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики. - М.: Изд-во МГУ, 1977.

Неусыпова Н.М., Стригина О.М. Учусь понимать слова (Толковый словарик): пособие для учащихся нач. шк. - М.: Дрофа, 2002.

Ставская Г.М. Учусь понимать образные выражения: Фразеологический словарик: пособие для учащихся нач. шк. - М.: Дрофа, 2002.

Караулов Ю.Н. Русская языковая личность. Язык и личность: сб. ст. / отв. ред. Д.Н. Шмелёв. - М.: Наука, 1989. - С.3-8.

LEARNER'S DICTIONARIES ROLE IN DEVELOPING JUNIOR SCHOOLCHILD LINGUISTIC PERSONALITY (BASED ON THE ANALYSIS OF THE MEANING OF THE WORD PERSONALITY)

I.N. Ozerova

Learner's dictionaries present an important factor in molding a junior student linguistic personality. Lexical material of explanatory dictionaries for children enables to form notions aimed at developing students' awareness about human image, the notion of personality among them. The notion formation implies working at many other words of an explanatory dictionary, and not just the word "personality". It also requires using different linguistic dictionaries such as synonymic, antonymic, and phraseological dictionaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.