УДК 378.14788:63
В. Р. ПЕТРОВЕЦ, Н. И. ДУДКО, В. А. ГАЙДУКОВ
РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
(Поступила в редакцию 10.01.2015)
В статье рассмотрены роль и значение учебной и про- The article examines the role and importance of educational
изводственной практик в формировании у студентов про- and production practice in the formation ofprofessional skills of
фессиональных навыков и мастерства Приведены резуль- students. We have presented results of the improvement of or-
таты совершенствования организации учебных и производ- ganization of educational and production practices of students
ственной практик студентов на кафедре механизации и at the department of mechanization and practical training of
практического обучения УО БГСХА. Belarusian State Agricultural Academy.
Введение
Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 гг. предусмотрено создать эффективную инновационную среду путем дальнейшего углубления интеграции образования, науки и производства на базе учебно-научно-производственных центров практического обучения высших учреждений образования; обеспечить (повысить) качество подготовки специалистов путем внедрения в учреждениях высшего аграрного образования системы менеджмента качества и перейти на практико-ориентированную подготовку будущих специалистов сельскохозяйственного производства [1].
Одним из важных этапов подготовки таких специалистов являются учебные и производственные практики. Практики студентов - такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и т. д. Они являются составной частью основной общеобразовательной программы вуза в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.
Цель учебной практики - формирование первоначальных умений и навыков по технологиям производства, хранения техники с широким использованием в практическом обучении современных информационных технологий.
При прохождении производственной практики в реальных условиях производства студенты должны приобрести опыт работы по использованию эффективных технологий в производстве и эксплуатации современной техники, сформировать умения и навыки по обоснованию выбора технологического решения. В период прохождения преддипломной практики студенты приобретают опыт работы в производственных коллективах, получают профессиональную адаптацию выполняют дипломные проекты на реальной основе; осуществляют поиск оптимальных решений повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий
Анализ источников
Положением, разработанным в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании», определяется порядок организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практик студентов высших учебных заведений Республики Беларусь независимо от их формы собственности и подчиненности.
Учебные практики являются обязательным компонентом высшего образования, организуются и проводятся вузами в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов [2]. Кроме нормативно-правовых актов, сведений по оценке эффективности и результатах проведения названных практик в литературе не установлено.
Методы исследования
Использован метод сравнительной оценки различных способов организации и проведения всех видов практик, предусмотренных образовательным стандартом и нормативными правовыми актами [3, 4, 5, 8].
Основная часть
На основании наших исследований установлено, что все виды учебных практик призваны:
1) создать для студентов условия в их дальнейшей практической работе (деятельности) по приобретению начальных профессиональных навыков, знаний и умений, которые будут востребованы;
2) способствовать аналитической работе студентов по сопоставлению приобретенных теоретических знаний с практикой конкретного сельскохозяйственного производства;
3) способствовать студентам в формировании общего представления о будущей специальности;
4) способствовать выработке и принятию корректирующих воздействий на качество учебного процесса и образовательную деятельность вуза;
5) помогать преподавателям в реальной оценке рыночной коньюктуры определить качество представляемых вузом образовательных услуг.
В совокупности все виды практик должны способствовать формированию профессиональной компетенции будущих специалистов. Компетенция - это способность применять знания и умения успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области сельскохозяйственного производства. В процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции. Общими (универсальными) являются компетенции многофункциональные и межпредметные, т. е. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, уметь организовать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования своей деятельности и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.
Задачами практик по профилю специальности являются приобретение студентами профессиональных навыков, закрепление, расширение и систематизация знаний.
В Белорусской государственной сельскохозяйственной академии подготовку, организацию и проведение учебных и производственных практик осуществляет кафедра механизации и практического обучения (МиПО). Учебную практику студенты проходят в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах вуза, в организациях и предприятиях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в том числе и в филиалах кафедры МиПО, организованных в передовых предприятиях, например, РУП «Учхоз БГСХА» и ОАО «Западно-Двинский межрайагротехсервис» г. Витебск. Для обеспечения учебных практик для студентов различных специальностей кафедра МиПО имеет соответствующую методическую базу [6, 7, 8], а также материально-техническую сельскохозяйственную и мелиоративную технику (рис. 1).
9 8
7 -
6 -5 -4 -3 -2 -1 0
Ш] легковые автомобили типа ВАЗ
0 грузовые автомобили, МАЗ, ГАЗ
ЕЗ тракторы гусеничные, Т-150
КЗ энергонасыщенные колесные тракторы: БЕЛАРУС-3022; 2022; 1523; 1221,БЕЛАРУС-920 и др. зерноуборочныее комбайны: КЗС-1218, КЗ-14, КЗС-812, Лида-1300, КЗС-10
■ дорожная техника, ЭО и др.
Рис. 1. Учебная техника для получения студентами рабочих профессий
Однако следует отметить, что механические транспортные средства категорий «В», «С» требуют обновления и пополнения. Так, пятьдесят процентов учебных легковых автомобилей находятся в эксплуатации более 10 лет, а учебные грузовые автомобили ГАЗ-53 - более 20 лет.
Необходимо полностью переходить на обучение студентов рабочей профессии водителей механических транспортных средств кат. «С» на отечественные автомобили марки МАЗ.
За последние два года улучшилась ситуация с вождением учебных зерноуборочных комбайнов категории «Д», так как приобретен зерноуборочный комбайн КЗС-1218 и получен к 170-летию академии зерноуборочный комбайн КЗС-812. С учетом того, что студентам для получения рабочей профессии «комбайнер», необходимо пройти обучение по управлению комбайном в количестве 6 часов, этого достаточно при существующей организации учебной практики. За трехнедельный период учебной практики для 3-х групп студентов факультета механизации сельского хозяйства этого количества энергонасыщенной техники достаточно. Для обеспечения более качественной подготовки студентов необходимы современные зерноуборочные комбайны, например марки «Лексион», «08-16» или «Лида-1600» Количество дорогостоящей техники для учебных практик можно сократить, если внедрять скользящие графики вождения тракторов и зерноуборочных комбайнов в течение учебного года. Во время же самой учебной практики наибольшее внимание следует уделять освоению современных технологий и работе на машинно-тракторных агрегатах (вспашка, обработка почвы, посев и посадка сельскохозяйственных культур.).
В 2011-2014 учебных годах профессорско-преподавательским составом кафедры МиПО разработаны и внедрены в учебный процесс новые методические указания «Контрольные вопросы по технической эксплуатации современных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, мелиоративной и
строительной технике». Подготовлены и опубликованы для получения теоретических знаний новые учебники «Правила дорожного движения» и «Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность дорожного движения» и другие учебные пособия [7, 9, 10, 11].
Ежегодно кафедра обучает более 300 студентов, которые получают рабочую профессию водителя механических транспортных средств категории «В». В последние годы количество студентов, желающих обучаться этой рабочей профессии, с каждым годом увеличивается. Повышенный интерес проявляют студенты факультета механизации сельского хозяйства к получению рабочей профессии водителя механических транспортных средств категорий «В», «С» и к переподготовке с категории «В» на «С» (рис. 2).
ш 9
о 300 1 ?
250 -I-—-
200 150 100 50
0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2008-09 2009-10 2010-11 2011-12 2012-13 „ _
Учебные годы
Рис. 2. Количество студентов, получивших рабочую профессию водителя механических транспортных средств (МТС) категорий «В» и «В, С»
В настоящее время невозможно организовать обучение студентов рабочих профессий водителей механических транспортных средств кат «В», «В, С» и перподготовку с категории «В» на «С» бесплатно. Поэтому в академии внедрена частичная оплата за обучение и топливо.
На кафедре МиПО имеются 4 учебные аудитории по подготовке рабочих профессий водителя МТС, которые имеют сертификатам соответствия по оборудованию и компьютерной технике. Однако 4 компьютера в каждой аудитории недостаточно для обеспечения качественного учебного процесса. Кафедра считает, что для улучшения теоретической подготовки студентов необходимо 1-2 компьютерных класса.
У студентов факультета механизации также всегда был интерес к получению рабочей профессии водителя тракторов и самоходных машин. Каждому студенту для получения категории «А» необходимо пройти обучение по управлению в объеме16 часов, а категорий «В», «С», «Д» - 6 часов по каждой категории. Причем, желательно на самых современных учебных тракторах и комбайнах.
Для того чтобы вузы и колледжи не отставали от научно-технического прогресса и готовили специалистов, знающих самую современную технику, необходимо ее выделять в первую очередь для обучения студентов и учащихся. Однако вузов и колледжей много, всех трудно обеспечить самой новейшей техникой, поэтому считаем необходимым в первую очередь выделять технику ведущим учреждениям образования.
УО БГСХА с 2012 г. перешло на вождение тракторов кат «А» и «В» (БЕЛАРУС-920) и кат «В» (БЕЛАРУС-3022) по скользящему графику для того, чтобы разгрузить основную учебную практику и дать студентам больше времени на изучение современных технологий обработки почвы, посева и посадки сельскохозяйственных культур (рис. 4).
-♦- Кат. "В" - • - Кат. "В,С"
? 140 | 120 100 80 60 40 20
■ Кат. "А" и "В" Кат. "Д" Кат. "С" Кат.
2008-09 2009-10 2010-11 2011-12 2012-13 уч. годы
Рис. 4. Количество студентов, получивших рабочую профессию водителей колесных тракторов и самоходных машин
За последние шесть лет студенты факультета механизации сдали Государственные экзамены и получили по 3-5 категории «А», «В», «С», «Д» и «Б» удостоверения водителей тракторов и самоходных ма-
0
шин. Студенты, получившие навыки и умения управлять тракторами и самоходными машинами, закрепляли их на производственных практиках в реальных условиях сельскохозяйственного производства.
В последние годы во время учебных практик кафедра привлекает студентов к научно-исследовательской работе. Так, при проведении лабораторно-полевых исследований макетных образцов установок, разработанных аспирантами, обучающимися на кафедре, участвовали студенты агрономического и агроэкологического факультетов. Они производили соответствующие замеры, определяли технологические параметры после прохода экспериментальной сеялки с исследуемыми сошниками, осваивали методику проведения экспериментальных исследований. Такое же участие студентов осуществлялось и при лабораторно-полевых исследованиях диско-зубовых рабочих органов, установленных на экспериментальную установку - культиватор-гребнеобразователь-окучник, применяемый на междурядной обработке картофеля. Данные, полученные при проведении лабораторно-полевых исследований, студенты включали в свои отчеты. Мы считаем, что участие студентов в научно-исследовательской работе во время учебных практик расширяет кругозор студентов и значительно повышает качество проведения практики.
В последние годы кафедра во время прохождения производственных практик студентами ФМСХ 3 и 4 курсов оказывала помощь сельскохозяйственным предприятиям района в проведении полевых работ с использованием материально-технической базы учебного полигона (зерноуборочные комбайны КЗС-1218; КЗС-812, тракторы БЕЛАРУС-3022 и БЕЛАРУС-2022). На зерноуборочных комбайнах КЗС-1218; КЗС-812, Лексион-580 проходили практику студенты факультета механизации сельского хозяйства, которые работали комбайнерами вместе с мастерами производственного обучения. Студентами оказана практическая помощь РУП «Учхоз БГСХА» и хозяйствам Горецкого района в «Уборочной 2011-2014гг.».
Экипаж комбайнеров в составе студента агрономического факультета Ю. В. Мелехова и мастера производственного обучения В. М. Мелехова намолотили зерновых культур 2,5 тыс. тонн и кукурузы около 1,8 тыс. тонн на зерноуборочном комбайне «Лексион-580», принадлежащем РУП «Учхоз БГСХА» и заняли 1-ое место в Горецком районе. Кроме того, во время осенней посевной компании студентами академии оказана практическая помощь СПК «Маслаки» Горецкого района. В этом хозяйстве студент мехфака А. А. Сысоев на учебном тракторе БЕЛАРУС-3022 с дискатором за 2 недели подготовил около 300 га почвы под посев озимых зерновых культур. А студенты мехфака И. Л. Кат-ковский и А. Л. Крупенько вспахали на учебном тракторе БЕЛАРУС-3022 с оборотным плугом ППО-8-40 более 400 га почвы в СПК «Маслаки». Председатель СПК «Маслаки» Горецкого района отметил студента А. А. Сысоева благодарственным письмом.
За последние четыре года студенты 3 курса факультета механизации сельского хозяйства оказали значительную помощь Горецкому району Могилевской области в весенних полевых работах в 20112014 гг. Результаты работы студентов в сельскохозяйственных предприятиях представлены на рис. 5.
- Энергонасыщенные тракторы (Беларус-3022; 1522;1221 )
-
1
I - Беларус-800(820)
-Слесарь-ремонтник с/х машин
- Всех студентов
Рис. 5. Участие студентов факультета механизации сельского хозяйства на производственной практике на весенне-полевых работах в 2011-2014 гг.
Студенты 3, 4 курсов факультета механизации сельского хозяйства отлично работают на самой современной энергонасыщенной технике производства Республики Беларусь. Исследования, проведенные за последние четыре года работы на производственных практиках, показывают, что 32-37 % студентов хорошо управляют энергонасыщенными машинно-тракторными агрегатами. Всего на ма-шино-тракторных агрегатах в Горецком районе работали более 50 % студентов. Остальная часть студентов работала слесарями по ремонту сельскохозяйственной техники. По результатам производственных практик около 20 % студентов получали благодарности и премии.
Для дальнейшего повышения качества проведения учебных и производственных практик в УО БГСХА необходимо:
140
120
100
80
60
40
20
201
2012
2013
2014
1) обеспечивать учебный процесс современными программными и учебно-методическими материалами;
2) повысить теоретическую подготовку студентов с надлежащим компьютерным обеспечением;
3) проводить учебную практику на энергонасыщенной технике, в том числе и с элементами НИР;
4) закреплять практическую подготовку в реальных производственных условиях.
Предложения по совершенствованию учебных и производственных практик по изучению современных технологий, управления тракторами, комбайнами и самоходной техникой:
1) продолжить укрепление учебных сельскохозяйственных заведений самой современной самоходной и сельскохозяйственной техникой. Обязать заводы и предприятия при постановке на производство новых моделей самоходной техники и сельскохозяйственных машин в первую очередь поставлять их в ведущие сельскохозяйственные вузы и колледжи;
2) улучшить работу по изданию учебных и практических пособий, методических указаний по новейшим технологиям и современной технике с привлечением научно-практических центров по земледелию и механизации сельского хозяйства;
3) усилить теоретическую подготовку рабочих профессий водителей механических транспортных средств, тракторов и самоходной техники и обеспечить компьютерными тренажерами и компьютерными классами в полном объеме.
Заключение
1. Получение студентами рабочих профессий водителей колесных тракторов и самоходных машин, а также водительских удостоверений на управление механическими транспортными средствами (МТС) дает возможность им проходить производственную практику на машинно-тракторных агрегатах (МТА), изучать новейшие технологии в сельскохозяйственных предприятиях агро-промышленного комплекса Республики Беларусь и получать достойную денежную прибавку к стипендии, а также знакомиться с работой в пиковые периоды посевной и уборочной компаний в сельхозпредприятиях.
2. Результативные производственные практики в сельскохозяйственных предприятиях в значительной степени улучшают закрепляемость выпускников сельскохозяйственных вузов и колледжей в агропромышленном комплексе Республики Беларусь при наличии соответствующих рабочих профессий в учреждениях образования
3. Необходимо укреплять материально-техническую базу в ведущих сельскохозяйственных вузах и колледжах новейшей техникой, создавать условия для получения студентами и учащимися как можно больше рабочих профессий сельскохозяйственных специальностей, выделять бюджетное финансирование для получения рабочих профессий.
4. Для студентов - это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия - возможность формирования кадрового резерва, а для учебного заведения - повышение качества учебного процесса и, как следствие, роста конкурентоспособности выпускников. Для работодателей - это возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже на стадии обучения имеющиеся у студентов знания и навыки.
5. Это реклама для будущих абитуриентов при выборе высшего учебного заведения своей мечты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. - Горки, 2012. - 99 с.
2. Сборник программ по подготовке и переподготовке водителей механических транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Б», «Е». - Минск: БелНИИТ «Транстехника», 2010 - 220 с.
3. Программа подготовки водителей колесных тракторов и самоходных машин категорий «А», «В», «С», «Б». Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1094 от 20.08.2009г. - Минск, 2012. -107 с.
4. Петровец, В. Р. Управление тракторами и материально-тракторными агрегатами: программа по учебной практике / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко. - Горки, 2009. - 28 с.
5. Дудко, Н. И. Управление тракторами, строительными и мелиоративными машинами: программа по учебной практике / Н. И. Дудко, В. Р. Петровец. - Горки, 2010. - 20 с.
6. Петровец, В. Р. Сельскохозяйственные машины (практикум) / В. Р. Петровец, Н. В. Чайчиц. - Минск, 2002. - 291 с.
7. Дудко, Н. И. Основы управления механическими, транспортными средствами и безопасность дорожного движения: учебник / Н. И. Дудко, В. Ф. Бершадский, В. И. Дудко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2014. - 423 с.
8. Петровец, В. Р. Технологическая практика в организациях агросервиса: программа и методические указания / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В.А. Гайдуков. - Горки: БГСХА, 2013. - 28 с.
9. Петровец, В. Р. Вопросы по правилам технической эксплуатации для получения профессии тракториста-машиниста категорий «А, В, Б, Е, Б» / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В. Ф. Бершадский, В. А. Гайдуков. - Минск: Амалфея, 2015. - 367 с.
10. Технологический процесс, настройка и оценка качества работы машин для внесения удобрений / В. Р. Петровец [и др.]. - Горки: БГСХА, 2012 - 42 с.
11. Петровец, В. Р. Технологический процесс, настройка, регулировка и контроль качества работы зерноуборочных комбайнов / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В. Л. Самсонов. - Горки: БГСХА, 2012 - 53 с.