Научная статья на тему 'Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций студентов'

Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1524
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Р. Петровец, Н И. Дудко, В А. Гайдуков

В статье рассмотрены роль и значение учебной и производственной практик в формировании у студентов профессиональных навыков и мастерства Приведены результаты совершенствования организации учебных и производственной практик студентов на кафедре механизации и практического обучения УО БГСХА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of educational and production practice in the formation of professional competencies of students

The article examines the role and importance of educational and production practice in the formation of professional skills of students. We have presented results of the improvement of organization of educational and production practices of students at the department of mechanization and practical training of Belarusian State Agricultural Academy.

Текст научной работы на тему «Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций студентов»

УДК 378.14788:63

В. Р. ПЕТРОВЕЦ, Н. И. ДУДКО, В. А. ГАЙДУКОВ

РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

(Поступила в редакцию 10.01.2015)

В статье рассмотрены роль и значение учебной и про- The article examines the role and importance of educational

изводственной практик в формировании у студентов про- and production practice in the formation ofprofessional skills of

фессиональных навыков и мастерства Приведены резуль- students. We have presented results of the improvement of or-

таты совершенствования организации учебных и производ- ganization of educational and production practices of students

ственной практик студентов на кафедре механизации и at the department of mechanization and practical training of

практического обучения УО БГСХА. Belarusian State Agricultural Academy.

Введение

Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 гг. предусмотрено создать эффективную инновационную среду путем дальнейшего углубления интеграции образования, науки и производства на базе учебно-научно-производственных центров практического обучения высших учреждений образования; обеспечить (повысить) качество подготовки специалистов путем внедрения в учреждениях высшего аграрного образования системы менеджмента качества и перейти на практико-ориентированную подготовку будущих специалистов сельскохозяйственного производства [1].

Одним из важных этапов подготовки таких специалистов являются учебные и производственные практики. Практики студентов - такая же неотъемлемая часть учебного процесса, как лекции и т. д. Они являются составной частью основной общеобразовательной программы вуза в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса в целях закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретения необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Цель учебной практики - формирование первоначальных умений и навыков по технологиям производства, хранения техники с широким использованием в практическом обучении современных информационных технологий.

При прохождении производственной практики в реальных условиях производства студенты должны приобрести опыт работы по использованию эффективных технологий в производстве и эксплуатации современной техники, сформировать умения и навыки по обоснованию выбора технологического решения. В период прохождения преддипломной практики студенты приобретают опыт работы в производственных коллективах, получают профессиональную адаптацию выполняют дипломные проекты на реальной основе; осуществляют поиск оптимальных решений повышения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий

Анализ источников

Положением, разработанным в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании», определяется порядок организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практик студентов высших учебных заведений Республики Беларусь независимо от их формы собственности и подчиненности.

Учебные практики являются обязательным компонентом высшего образования, организуются и проводятся вузами в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов [2]. Кроме нормативно-правовых актов, сведений по оценке эффективности и результатах проведения названных практик в литературе не установлено.

Методы исследования

Использован метод сравнительной оценки различных способов организации и проведения всех видов практик, предусмотренных образовательным стандартом и нормативными правовыми актами [3, 4, 5, 8].

Основная часть

На основании наших исследований установлено, что все виды учебных практик призваны:

1) создать для студентов условия в их дальнейшей практической работе (деятельности) по приобретению начальных профессиональных навыков, знаний и умений, которые будут востребованы;

2) способствовать аналитической работе студентов по сопоставлению приобретенных теоретических знаний с практикой конкретного сельскохозяйственного производства;

3) способствовать студентам в формировании общего представления о будущей специальности;

4) способствовать выработке и принятию корректирующих воздействий на качество учебного процесса и образовательную деятельность вуза;

5) помогать преподавателям в реальной оценке рыночной коньюктуры определить качество представляемых вузом образовательных услуг.

В совокупности все виды практик должны способствовать формированию профессиональной компетенции будущих специалистов. Компетенция - это способность применять знания и умения успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области сельскохозяйственного производства. В процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции. Общими (универсальными) являются компетенции многофункциональные и межпредметные, т. е. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, уметь организовать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования своей деятельности и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

Задачами практик по профилю специальности являются приобретение студентами профессиональных навыков, закрепление, расширение и систематизация знаний.

В Белорусской государственной сельскохозяйственной академии подготовку, организацию и проведение учебных и производственных практик осуществляет кафедра механизации и практического обучения (МиПО). Учебную практику студенты проходят в учебных аудиториях, на учебно-производственных объектах вуза, в организациях и предприятиях, соответствующих профилю подготовки специалистов, в том числе и в филиалах кафедры МиПО, организованных в передовых предприятиях, например, РУП «Учхоз БГСХА» и ОАО «Западно-Двинский межрайагротехсервис» г. Витебск. Для обеспечения учебных практик для студентов различных специальностей кафедра МиПО имеет соответствующую методическую базу [6, 7, 8], а также материально-техническую сельскохозяйственную и мелиоративную технику (рис. 1).

9 8

7 -

6 -5 -4 -3 -2 -1 0

Ш] легковые автомобили типа ВАЗ

0 грузовые автомобили, МАЗ, ГАЗ

ЕЗ тракторы гусеничные, Т-150

КЗ энергонасыщенные колесные тракторы: БЕЛАРУС-3022; 2022; 1523; 1221,БЕЛАРУС-920 и др. зерноуборочныее комбайны: КЗС-1218, КЗ-14, КЗС-812, Лида-1300, КЗС-10

■ дорожная техника, ЭО и др.

Рис. 1. Учебная техника для получения студентами рабочих профессий

Однако следует отметить, что механические транспортные средства категорий «В», «С» требуют обновления и пополнения. Так, пятьдесят процентов учебных легковых автомобилей находятся в эксплуатации более 10 лет, а учебные грузовые автомобили ГАЗ-53 - более 20 лет.

Необходимо полностью переходить на обучение студентов рабочей профессии водителей механических транспортных средств кат. «С» на отечественные автомобили марки МАЗ.

За последние два года улучшилась ситуация с вождением учебных зерноуборочных комбайнов категории «Д», так как приобретен зерноуборочный комбайн КЗС-1218 и получен к 170-летию академии зерноуборочный комбайн КЗС-812. С учетом того, что студентам для получения рабочей профессии «комбайнер», необходимо пройти обучение по управлению комбайном в количестве 6 часов, этого достаточно при существующей организации учебной практики. За трехнедельный период учебной практики для 3-х групп студентов факультета механизации сельского хозяйства этого количества энергонасыщенной техники достаточно. Для обеспечения более качественной подготовки студентов необходимы современные зерноуборочные комбайны, например марки «Лексион», «08-16» или «Лида-1600» Количество дорогостоящей техники для учебных практик можно сократить, если внедрять скользящие графики вождения тракторов и зерноуборочных комбайнов в течение учебного года. Во время же самой учебной практики наибольшее внимание следует уделять освоению современных технологий и работе на машинно-тракторных агрегатах (вспашка, обработка почвы, посев и посадка сельскохозяйственных культур.).

В 2011-2014 учебных годах профессорско-преподавательским составом кафедры МиПО разработаны и внедрены в учебный процесс новые методические указания «Контрольные вопросы по технической эксплуатации современных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, мелиоративной и

строительной технике». Подготовлены и опубликованы для получения теоретических знаний новые учебники «Правила дорожного движения» и «Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность дорожного движения» и другие учебные пособия [7, 9, 10, 11].

Ежегодно кафедра обучает более 300 студентов, которые получают рабочую профессию водителя механических транспортных средств категории «В». В последние годы количество студентов, желающих обучаться этой рабочей профессии, с каждым годом увеличивается. Повышенный интерес проявляют студенты факультета механизации сельского хозяйства к получению рабочей профессии водителя механических транспортных средств категорий «В», «С» и к переподготовке с категории «В» на «С» (рис. 2).

ш 9

о 300 1 ?

250 -I-—-

200 150 100 50

0 -I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2008-09 2009-10 2010-11 2011-12 2012-13 „ _

Учебные годы

Рис. 2. Количество студентов, получивших рабочую профессию водителя механических транспортных средств (МТС) категорий «В» и «В, С»

В настоящее время невозможно организовать обучение студентов рабочих профессий водителей механических транспортных средств кат «В», «В, С» и перподготовку с категории «В» на «С» бесплатно. Поэтому в академии внедрена частичная оплата за обучение и топливо.

На кафедре МиПО имеются 4 учебные аудитории по подготовке рабочих профессий водителя МТС, которые имеют сертификатам соответствия по оборудованию и компьютерной технике. Однако 4 компьютера в каждой аудитории недостаточно для обеспечения качественного учебного процесса. Кафедра считает, что для улучшения теоретической подготовки студентов необходимо 1-2 компьютерных класса.

У студентов факультета механизации также всегда был интерес к получению рабочей профессии водителя тракторов и самоходных машин. Каждому студенту для получения категории «А» необходимо пройти обучение по управлению в объеме16 часов, а категорий «В», «С», «Д» - 6 часов по каждой категории. Причем, желательно на самых современных учебных тракторах и комбайнах.

Для того чтобы вузы и колледжи не отставали от научно-технического прогресса и готовили специалистов, знающих самую современную технику, необходимо ее выделять в первую очередь для обучения студентов и учащихся. Однако вузов и колледжей много, всех трудно обеспечить самой новейшей техникой, поэтому считаем необходимым в первую очередь выделять технику ведущим учреждениям образования.

УО БГСХА с 2012 г. перешло на вождение тракторов кат «А» и «В» (БЕЛАРУС-920) и кат «В» (БЕЛАРУС-3022) по скользящему графику для того, чтобы разгрузить основную учебную практику и дать студентам больше времени на изучение современных технологий обработки почвы, посева и посадки сельскохозяйственных культур (рис. 4).

-♦- Кат. "В" - • - Кат. "В,С"

? 140 | 120 100 80 60 40 20

■ Кат. "А" и "В" Кат. "Д" Кат. "С" Кат.

2008-09 2009-10 2010-11 2011-12 2012-13 уч. годы

Рис. 4. Количество студентов, получивших рабочую профессию водителей колесных тракторов и самоходных машин

За последние шесть лет студенты факультета механизации сдали Государственные экзамены и получили по 3-5 категории «А», «В», «С», «Д» и «Б» удостоверения водителей тракторов и самоходных ма-

0

шин. Студенты, получившие навыки и умения управлять тракторами и самоходными машинами, закрепляли их на производственных практиках в реальных условиях сельскохозяйственного производства.

В последние годы во время учебных практик кафедра привлекает студентов к научно-исследовательской работе. Так, при проведении лабораторно-полевых исследований макетных образцов установок, разработанных аспирантами, обучающимися на кафедре, участвовали студенты агрономического и агроэкологического факультетов. Они производили соответствующие замеры, определяли технологические параметры после прохода экспериментальной сеялки с исследуемыми сошниками, осваивали методику проведения экспериментальных исследований. Такое же участие студентов осуществлялось и при лабораторно-полевых исследованиях диско-зубовых рабочих органов, установленных на экспериментальную установку - культиватор-гребнеобразователь-окучник, применяемый на междурядной обработке картофеля. Данные, полученные при проведении лабораторно-полевых исследований, студенты включали в свои отчеты. Мы считаем, что участие студентов в научно-исследовательской работе во время учебных практик расширяет кругозор студентов и значительно повышает качество проведения практики.

В последние годы кафедра во время прохождения производственных практик студентами ФМСХ 3 и 4 курсов оказывала помощь сельскохозяйственным предприятиям района в проведении полевых работ с использованием материально-технической базы учебного полигона (зерноуборочные комбайны КЗС-1218; КЗС-812, тракторы БЕЛАРУС-3022 и БЕЛАРУС-2022). На зерноуборочных комбайнах КЗС-1218; КЗС-812, Лексион-580 проходили практику студенты факультета механизации сельского хозяйства, которые работали комбайнерами вместе с мастерами производственного обучения. Студентами оказана практическая помощь РУП «Учхоз БГСХА» и хозяйствам Горецкого района в «Уборочной 2011-2014гг.».

Экипаж комбайнеров в составе студента агрономического факультета Ю. В. Мелехова и мастера производственного обучения В. М. Мелехова намолотили зерновых культур 2,5 тыс. тонн и кукурузы около 1,8 тыс. тонн на зерноуборочном комбайне «Лексион-580», принадлежащем РУП «Учхоз БГСХА» и заняли 1-ое место в Горецком районе. Кроме того, во время осенней посевной компании студентами академии оказана практическая помощь СПК «Маслаки» Горецкого района. В этом хозяйстве студент мехфака А. А. Сысоев на учебном тракторе БЕЛАРУС-3022 с дискатором за 2 недели подготовил около 300 га почвы под посев озимых зерновых культур. А студенты мехфака И. Л. Кат-ковский и А. Л. Крупенько вспахали на учебном тракторе БЕЛАРУС-3022 с оборотным плугом ППО-8-40 более 400 га почвы в СПК «Маслаки». Председатель СПК «Маслаки» Горецкого района отметил студента А. А. Сысоева благодарственным письмом.

За последние четыре года студенты 3 курса факультета механизации сельского хозяйства оказали значительную помощь Горецкому району Могилевской области в весенних полевых работах в 20112014 гг. Результаты работы студентов в сельскохозяйственных предприятиях представлены на рис. 5.

- Энергонасыщенные тракторы (Беларус-3022; 1522;1221 )

-

1

I - Беларус-800(820)

-Слесарь-ремонтник с/х машин

- Всех студентов

Рис. 5. Участие студентов факультета механизации сельского хозяйства на производственной практике на весенне-полевых работах в 2011-2014 гг.

Студенты 3, 4 курсов факультета механизации сельского хозяйства отлично работают на самой современной энергонасыщенной технике производства Республики Беларусь. Исследования, проведенные за последние четыре года работы на производственных практиках, показывают, что 32-37 % студентов хорошо управляют энергонасыщенными машинно-тракторными агрегатами. Всего на ма-шино-тракторных агрегатах в Горецком районе работали более 50 % студентов. Остальная часть студентов работала слесарями по ремонту сельскохозяйственной техники. По результатам производственных практик около 20 % студентов получали благодарности и премии.

Для дальнейшего повышения качества проведения учебных и производственных практик в УО БГСХА необходимо:

140

120

100

80

60

40

20

201

2012

2013

2014

1) обеспечивать учебный процесс современными программными и учебно-методическими материалами;

2) повысить теоретическую подготовку студентов с надлежащим компьютерным обеспечением;

3) проводить учебную практику на энергонасыщенной технике, в том числе и с элементами НИР;

4) закреплять практическую подготовку в реальных производственных условиях.

Предложения по совершенствованию учебных и производственных практик по изучению современных технологий, управления тракторами, комбайнами и самоходной техникой:

1) продолжить укрепление учебных сельскохозяйственных заведений самой современной самоходной и сельскохозяйственной техникой. Обязать заводы и предприятия при постановке на производство новых моделей самоходной техники и сельскохозяйственных машин в первую очередь поставлять их в ведущие сельскохозяйственные вузы и колледжи;

2) улучшить работу по изданию учебных и практических пособий, методических указаний по новейшим технологиям и современной технике с привлечением научно-практических центров по земледелию и механизации сельского хозяйства;

3) усилить теоретическую подготовку рабочих профессий водителей механических транспортных средств, тракторов и самоходной техники и обеспечить компьютерными тренажерами и компьютерными классами в полном объеме.

Заключение

1. Получение студентами рабочих профессий водителей колесных тракторов и самоходных машин, а также водительских удостоверений на управление механическими транспортными средствами (МТС) дает возможность им проходить производственную практику на машинно-тракторных агрегатах (МТА), изучать новейшие технологии в сельскохозяйственных предприятиях агро-промышленного комплекса Республики Беларусь и получать достойную денежную прибавку к стипендии, а также знакомиться с работой в пиковые периоды посевной и уборочной компаний в сельхозпредприятиях.

2. Результативные производственные практики в сельскохозяйственных предприятиях в значительной степени улучшают закрепляемость выпускников сельскохозяйственных вузов и колледжей в агропромышленном комплексе Республики Беларусь при наличии соответствующих рабочих профессий в учреждениях образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Необходимо укреплять материально-техническую базу в ведущих сельскохозяйственных вузах и колледжах новейшей техникой, создавать условия для получения студентами и учащимися как можно больше рабочих профессий сельскохозяйственных специальностей, выделять бюджетное финансирование для получения рабочих профессий.

4. Для студентов - это один из наиболее эффективных способов вхождения будущего специалиста в профессию, для предприятия - возможность формирования кадрового резерва, а для учебного заведения - повышение качества учебного процесса и, как следствие, роста конкурентоспособности выпускников. Для работодателей - это возможность познакомиться поближе со своими потенциальными сотрудниками, использовать уже на стадии обучения имеющиеся у студентов знания и навыки.

5. Это реклама для будущих абитуриентов при выборе высшего учебного заведения своей мечты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 гг. - Горки, 2012. - 99 с.

2. Сборник программ по подготовке и переподготовке водителей механических транспортных средств категорий «А», «В», «С», «Б», «Е». - Минск: БелНИИТ «Транстехника», 2010 - 220 с.

3. Программа подготовки водителей колесных тракторов и самоходных машин категорий «А», «В», «С», «Б». Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1094 от 20.08.2009г. - Минск, 2012. -107 с.

4. Петровец, В. Р. Управление тракторами и материально-тракторными агрегатами: программа по учебной практике / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко. - Горки, 2009. - 28 с.

5. Дудко, Н. И. Управление тракторами, строительными и мелиоративными машинами: программа по учебной практике / Н. И. Дудко, В. Р. Петровец. - Горки, 2010. - 20 с.

6. Петровец, В. Р. Сельскохозяйственные машины (практикум) / В. Р. Петровец, Н. В. Чайчиц. - Минск, 2002. - 291 с.

7. Дудко, Н. И. Основы управления механическими, транспортными средствами и безопасность дорожного движения: учебник / Н. И. Дудко, В. Ф. Бершадский, В. И. Дудко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2014. - 423 с.

8. Петровец, В. Р. Технологическая практика в организациях агросервиса: программа и методические указания / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В.А. Гайдуков. - Горки: БГСХА, 2013. - 28 с.

9. Петровец, В. Р. Вопросы по правилам технической эксплуатации для получения профессии тракториста-машиниста категорий «А, В, Б, Е, Б» / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В. Ф. Бершадский, В. А. Гайдуков. - Минск: Амалфея, 2015. - 367 с.

10. Технологический процесс, настройка и оценка качества работы машин для внесения удобрений / В. Р. Петровец [и др.]. - Горки: БГСХА, 2012 - 42 с.

11. Петровец, В. Р. Технологический процесс, настройка, регулировка и контроль качества работы зерноуборочных комбайнов / В. Р. Петровец, Н. И. Дудко, В. Л. Самсонов. - Горки: БГСХА, 2012 - 53 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.