УДК 379.01
Бородина Викторина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Ього^па0769@таИги, Новосибирск
Соломатин Евгений Вячеславович
Кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института ВВ МВД России, solomatin.evgeniy@mail.ru, Новосибирск
ресурсы и возможности тьюторства в военном вузе
Аннотация. Проблема тьюторства в образовании обусловлена изменениями в социальной и культурной реальности. В статье рассматривается тьюторство как педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования исходя из познавательного интереса, склонностей обучающихся. Представлена технология тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности курсантов. Показано, что ответственность тьютора состоит в создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся. Использование технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности курсанта способствует развитию гибкости мышления обучающегося, снятию имеющихся психологических барьеров и выход на продуктивный, творческий уровень.
Ключевые слова: тьютор, тьюторство, педагогическая позиция, технология тьюторского сопровождения
Borodina Victorina Nikolaevna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Personality Psychology and Special Psychology Department of the Novosibirsk State Pedagogical University, borodina0769@mail.ru, Novosibirsk
Solomatin Evgeniy Vyacheslavovich
Candidate of Pedagogical Sciences, deputy chief of Department of military Pedagogy and Psychology. Novosibirsk Military Institute of Internal Armies of a name of general I.K. Yakovleva of the Ministry of Internal Affairs of Russia, solomatin.evgeniy@mail.ru, Novosibirsk
the resources and facilities of tutoring in military university
Abstract. The problem of tutoring in education is due to the changes in social and cultural realities. The article considers the tutoring as pedagogical position, which connected with organized system of education, based on the cognitive interest and proclivity of students. There is presented the technology of tutor support in scientific-research activity of cadets. Its show that the responsibility of a tutor consist of creation of necessary conditions for the emergence of educational result and understanding that this result is depends on the students themselves. The applying of technology of tutoring support of educational activity of cadets, it helps development of student's thinking, it helps to remove the psychological barrier which a student have and access to productive and creative level. Keywords: tutor, tutoring, pedagogical position, technology of the tutor support
Современные условия, осуществление реформы военного образования предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке выпускников. Поэтому сегодня усилия высшей военной школы должны быть направлены на поиск наиболее эффективных путей интенсификации обу-
чения и развития творческих способностей будущих специалистов ВВ МВД России [3; 5; 9]. В этой связи особое внимание заслуживает использование технологий тьюторского сопровождения образовательной деятельности курсантов.
Тьютор (tutor) в переводе с английского -
педагог-наставник. В работах отечественных ученых (Р. А. Арсланова, Л. В. Бендова, О. В. Бушмина, Е.В. Гончарова, Г. У. Мату-шанский, Т. М. Ковалева, Т. С. Шевченко и др.) понятие «тьютор» имеет различные определения, отражающие консультационные, организационные, методические функции преподавателя, реализуемые им во взаимодействии со студентами, учащимися школы.
По мнению Г. И. Петровой, появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, плюрализм идей, мнений, концепций [10].
Тьюторство в современном образовании -это педагогическая позиция, связанная с такой организацией в системе образования, которая исходит из познавательного интереса, склонностей обучающихся. Тьютор реализует новые функции, роли, которые отсутствовали в традиционной системе. Участвуя в образовательном процессе в новых современных условиях, тьютор одновременно является преподавателем, консультантом, организатором процесса обучения, фасили-татором, вдохновителем, проектировщиком [7]. По нашему мнению, речь не идет о введении должности тьютора в военном вузе. Данную позицию в военном вузе могут занимать преподаватели, кураторы и командиры курсантских подразделений.
При этом существенно расширяются возможности выстраивания курсантом индивидуальной образовательной программы (далее именуемая ИОП). Курсантам предоставляется возможность собственного выбора содержания образования в соответствии с их интересами, способностями, склонностями. В результате образование способствует тому, чтобы человек осознал и обогатил своё «Я», нашел своё место и определил свою социальную роль в отношениях с внешним миром.
Важнейшим направлением деятельности военного института является привлечение основной массы курсантов к научно-исследовательской работе, авторитет которой необходимо неуклонно повышать. Научно-исследовательская работа курсантов (далее именуемая НИРК) являет-
ся важным средством повышения качества подготовки специалистов для внутренних войск, способствует овладению научным методом познания, методологией и методикой научных исследований, содействует научно-техническому прогрессу, разработке актуальных вопросов воспитательной и кадровой работы в войсках. С этой целью в военном вузе создается военно-научное общество курсантов, представляющее собой добровольную организацию, состоящую из лиц, активно участвующих в научно-исследовательской работе и успешно сочетающих ее с учебой. НИРК служит формированию и развитию личности курсантов, способных принимать самостоятельно эффективное решение. НИРК тесно связана с учебной работой, является ее развитием и углублением.
В этой связи представляется важной деятельность тьютора в военном вузе, который решает следующие задачи:
- принимает участие в подготовке высококвалифицированных офицерских кадров для войск;
- привлекает курсантов к непосредственному участию в научно-исследовательской работе;
- активизирует работу военно-научных кружков, создаваемых на кафедрах;
- содействует развитию всех форм самостоятельной научно-исследовательской деятельности курсантов, распространению положительного опыта организации этой работы;
- активно участвует в проведении научных конференций, смотров и конкурсов научных работ;
- содействует публикации и внедрению результатов научных исследований в практическую деятельность войск;
- принимает участие в отборе наиболее талантливых и проявивших себя в научной работе курсантов для последующей учебы в адъюнктуре;
- принимает участие в развитии изобретательской и рационализаторской мысли при обучении личного состава, совершенствовании вооружения, военной техники и учебно-материальной базы.
Необходимо подчеркнуть, что тьютор, как сопровождающий научно-исследовательскую деятельность курсанта, оказывает ему помощь в достижении наилучшего образо-
вательного результата, отслеживает его ход обучения, обеспечивает обратную связь от преподавателей по выполненным заданиям, проводит групповые консультации, консультирует и поддерживает индивидуальное образовательное движение курсанта, его заинтересованность в обучении на протяжении времени обучения. Ответственность тьютора состоит в создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся.
Рассмотрим технологию тьюторского сопровождения научно-исследовательской деятельности курсантов - членов военно-научного кружка. При разработке технологии мы использовали модель, предложенную Г. М. Беспаловой [4]. Данная технология включает в себя следующие этапы.
I. Определение познавательного интереса курсанта. Формулирование образовательного вопроса. Отправной точкой для тьютора во взаимодействии с курсантом выступает его индивидуальный познавательный интерес.
II. Постановка цели образовательной деятельности. Данная цель, под которой понимается модель ожидаемого конечного результата, определяется курсантом совместно с тьютором в ходе встречи. В дальнейшем в результате взаимодействия с тьютором цель фактически всегда корректируется и видоизменяется в сторону детализации и конкретизации.
III. Поиск образовательных ресурсов и разработка плана образовательной деятельности. В ходе индивидуальной встречи тьютор и курсант обсуждают и анализируют возможные варианты средств и источников познания. Такими средствами выступают их участие в обсуждении статей, публикуемых в периодической печати, участие в научно-исследовательской работе, выполняемой кафедрами военного института по плану научной деятельности военного института, участие в изобретательской и рационализаторской работе, изучение и обобщение передового опыта деятельности войск, суда, прокуратуры, участие в научных конференциях.
В общей системе военно-научной работы важное место принадлежит научным конференциям. Они подводят итоги деятельности военно-научного общества курсантов за год, способствуют популяризации лучших науч-
ных работ курсантов, помогают им приобрести организационный и методический опыт проведения различных научно-исследовательских мероприятий. Наряду с организаторскими навыками, курсанты приобретают навыки написания научных работ, рефератов, подготовки и проведения докладов и лекций. В ходе конференции проявляются умения курсантов обстоятельно разрабатывать различные теоретические и практические вопросы, способности публичного их изложения перед массовой аудиторией, навыки подготовки материалов, документов, представляемых на всеобщее рассмотрение.
IV. Реализация и обсуждение, анализ, корректировка плана образовательной деятельности, сбор «портфолио». Курсант на данном этапе в основном действует самостоятельно. При выполнении заданий обучающийся периодически встречается с тьютором для обсуждения возникающих трудностей и достигнутых результатов. Предметом обсуждения выступает портфолио деятельности. Это может быть подготовка научных докладов и рефератов на военные, правовые и специальные темы, составление аннотаций, рецензий и выступления с научными сообщениями по материалам отечественной и зарубежной военной и специальной литературы. Важное значение придается подбору и организации работы докладчика, содокладчиков и курсантов, которые будут выступать с научными сообщениями. Тьютор направляет работу курсанта по самостоятельному изучению, анализу и обобщению материалов, помогает ему методическими советами, рекомендациями в разработке плана выступления, сосредотачивает его внимание на обеспечении высокого научного уровня выступления. К конференциям готовятся технические средства обучения, плакаты, схемы, графики и другие наглядные пособия, выставки литературы и лучших военно-научных работ курсантов.
V. Анализ итoгoв образовaтельной деятельности. Особое значение имеет анализ продукта деятельности. Подведение итогов, на наш взгляд, лучше провести в день сдачи зачета. Принципиальным является выбор формы и уровня анализа именно курсантом. При этом тьютору необходимо спросить у обучающегося: «Что вы сами приобрели в процессе выполнения работы?», «Про-
изошли ли изменения (и какие) в плане личностного и профессионального роста?», «Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе?», «Какое значение это имеет для вашей будущей деятельности?». Без установления такой обратной связи нельзя заканчивать работу.
VI. Корректировка образовательной цели, определение временных перспектив. На данном этапе ставится задача выяснить, насколько удовлетворяют курсанта достигнутые цели. Формулирует ли он для себя на основе проделанной работы новые цели. Нужно ли ему в дальнейшем для достижения этих целей тьюторское сопровождение. В будущем курсант может продолжать работать с тьютором или выйти из ситуации тью-торского сопровождения.
Таким образом, тьюторство в современном военном образовании - это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованным учебным процессом исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей курсанта. Использование технологии тьюторского сопровождения образовательной деятельности курсанта, на наш взгляд, способствует развитию гибкости мышления обучающегося, снятию имеющихся психологических барьеров и выход на продуктивный, творческий уровень: самостоятельному принятию решений в нестандартных ситуациях.
Библиографический список
1. Лрсланова Р. А., Бушминa О. В., Мату-шанский Г. У. Тьюторство как составляющая современного образовательного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного энерге-
тического университета. - 2011. - Т. 8. - № 1. -С. 88-94.
2. Бендова Л. В. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. - 2007. -№ 12. - С. 82-89.
3. Бережнова Л. Н., Новожилов В. Ю. Научная организация управления качеством образовательного процесса военного вуза в условиях перехода на компетентностный подход // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 6. -С. 290-299.
4. Беспалова Г. М. Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения URL: http:// festival.1september.ru/articles/211738/, (дата обращения: 09.10.2012).
5. Бобков О. Б., Бобкова Т. С. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования// Сибирский педагогический журнал - 2011. - № 9. - С. 217-231.
6. Гончарова Е. В., Шевченко Т. С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2. - С. 12-18.
7. Девтерова З. Р. Информационная культура педагога-тьютора в условиях дистанционного обучения // Мир науки, культуры, образования. -№ 2 (33). - 2012. - С. 58-60.
8. Ковалева Т. М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 163-180.
9. Кудышкин Е. А. К вопросу о системе управления качеством образовательного процесса в высших военных учебных заведениях внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал - 2011. - № 1. - С. 298-306.
10. Петрова Г. И. Педагог-тьютор - новая профессия в сфере образования// Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Альманах. -Томск, 2009. - С. 12-15.