УДК 378.1
Э.К. САМЕРХАНОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Аннотация. В статье представлен опыт тьюторского сопровождения студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Показано, что в условиях перехода вузов на новую модель управления образовательными программами, представляющую собой управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, роль тьютора отводится руководителю образовательной программы. Программа тьюторского сопровождения студентов первого курса представляет собой психолого-педагогическое сопровождение по проектированию индивидуальных образовательных траекторий, проведение мониторинга и экспертизы этого процесса и результатов проектной деятельности обучающихся. Структура программы представлена четырьмя модулями, направленными на формирование персонального профиля компетенций обучающихся и определения стратегий личностно-профессионального развития студентов. Проектной единицей индивидуальной образовательной траектории обучающихся выступает персональный учебный план, представляющий собой индивидуальный профиль компетенций, направленный на обучение профессии.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение студентов, тьютор, проектирование, образовательная траектория.
E. K. SAMERKHANOVA1
'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
TUTORIALS OF THE FIRST YEAR STUDENTS IN THE PROCESS OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES
Abstract. The article presents the experience of tutor support for first-year students in the process of designing individual educational trajectories.
It is shown that in the conditions of the transition of universities to a new model of management of educational programs, which is the management of a multidimensional educational product oriented to the labor market and the implementation of the social and educational order, the role of the tutor is assigned to the head of the educational program.
The tutorial support program for first-year students is a psychological and pedagogical support for the design of individual educational trajectories, monitoring and examination of this process and the results of the project activity of students. The structure of the program is represented by four modules aimed at forming a personal profile of the competencies of students and determining strategies for personal and professional development of students. The design unit of the individual
educational trajectory of students is a personal curriculum, which is an individual profile of competences aimed at training the profession.
Keywords: Tutorship of students, tutor, design, educational trajectory.
Центральным вектором российской образовательной политики последних лет является индивидуализация образования, ориентированная на развитие уникальности и индивидуальности каждого обучающегося [1,5,8].
Для того чтобы студент в процессе обучения профессии смог прийти к максимуму достижений и одновременно адаптироваться к условиям жизни в меняющемся мире его необходимо подготовить к самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории, которая может привести к осознанному выбору своего места в обществе и к реализации его творческого потенциала.
Многие ученые все настойчивее высказываются о необходимости перехода на принципиально новую парадигму образования, где человек, его развитие становится центром, ядром образовательного процесса, а культура (предметное содержание) является лишь средством, обеспечивающим это развитие (Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, В.Я. Ляудис, М.К. Мамардашвили, Д.Б. Эльконин и др.).
Накопленный практический опыт в области педагогики показывает, что переход системы образования к модели, ориентированной на развитие индивидуальности каждого обучающегося, требует ее существенных инновационных преобразований, где главным источником развития выступают компетентность и преобразовательные способности человека. В соответствии с форсайт-исследованием образования XXI века навыки будущего необходимы не только для трудоустройства и успешной карьеры, но и для активной гражданской позиции и более высокого качества личной и семейной жизни.
В контексте школьного образования интересна позиция Н.Н. Верцинской, которая рассматривает индивидуализацию как направленность образовательного процесса на формирование ядра индивидуальности (темперамент, личностные качества, возрастная психология) с использованием методов эмоционального влияния на школьника.
Главное условие ожидаемых изменений в сфере образования состоит в
освоении педагогическим сообществом новых культурных средств организации продуктивного взаимодействия личности и социокультурной среды ее развития. Одним из наиболее перспективных направлений поиска в этом плане выступает проектирование образовательных систем, ориентированных на развитие обучающегося по индивидуальным образовательным траекториям. В этой связи становится актуальным рассмотрение готовности обучающегося не просто к реализации образовательного маршрута, в соответствие с основной профессиональной образовательной программой, но и к самостоятельному его проектированию, исходя из собственных интересов, потребностей, жизненных и профессиональных планов и перспектив.
А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала в образовании. Е.А. Александрова в своих исследованиях делает акцент на разработке программы, в которой отражается понимание образования в целом и собственного образования обучающегося, предметной направленности образовательных интересов и необходимости сочетания их с потребностями общества. Она совмещает в одном определении понимания персонального пути и
нормативного описания этого процесса.
Таким образом, понятия «маршрут» и «траектория» многими автороми используются практически как синонимы без учета различий сущности явления и нормы, с помощью которой оно может быть зафиксировано.
К сожалению, современная образовательная практика обычно рассматривает индивидуальность обучения как ограниченность образовательной программы выбором дисциплин, тем и скорости их усвоения. Наше понимание индивидуальной образовательной траектории обучающегося близко к пониманию С.С. Игнатович, который рассматривает индивидуальную образовательную траекторию обучающегося как «проект собственного образовательного продвижения учащегося к точке его личностного и профессионального самоопределения» [4].
В нашем понимании, образовательная траектория есть понятие, отражающее сущностную сторону движения обучающегося в образовательном пространстве. Проектной единицей индивидуальной образовательной траектории выступает персональный учебный план, представляющий собой индивидуальный профиль компетенций студента, обеспечивающий обучение профессии.
В этом же контексте развиваются научные представления о тьюторстве как особом виде педагогической деятельности, направленном на оказание индивидуальной помощи обучающемуся в процессе прохождения им индивидуальной образовательной траектории.
В условиях перехода вузов на новую модель управления образовательными программами, представляющую собой управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, роль тьютора отводится руководителю образовательной программы.
Современный руководитель образовательной программы, являющийся академическим лидером по направлению подготовки основной профессиональной образовательной программы должен быть готов к выполнению различных видов деятельности и охватывающий все этапы жизненного цикла обучения профессии. Границы академического руководства образовательной программы в процессе её реализации расширяются в силу того, что жизненный цикл образовательной программы охватывает этапы разработки, реализации и контроля качества программы [12].
Определение стратегий педагогического сопровождения процесса проектирования индивидуальных образовательных траекторий студентов связано с вопросом об уровне готовности самого обучающегося к определению путей и средств своего развития. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением И.Д. Фрумина, о том, что большинство учеников, прошедших сквозь традиционно организованный образовательный процесс начальной и средней школы, не проявляют готовности к выбору индивидуальных программ. Неготовность выпускника основной общеобразовательной школы быть субъектом своего образовательного движения затрудняет процесс проектирования собственного «будущего».
С этой целью необходимо выявить и обосновать сущностные позиции в содержательном аспекте формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, направленных на достижение образовательных результатов, личностного и профессионального самоопределения.
Охарактеризуем основные положения программы тьюторского сопровождения студентов первого курса, обеспечивающие возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий:
1. В основе данной программы лежит представление о том, что обучающийся - это индивид, личность, субъект деятельности.
2. Жизненный цикл обучения профессии является нелинейным процессом и протекает во множестве пространственно-временных координат, центром которых служит саморазвитие обучающихся. Оно обеспечивает многомерность, многофакторность и многосферность образовательного пространства.
3. Готовность обучающихся к проектированию индивидуальных образовательных траекторий опирается на личностные качества: мотивацию достижения образовательных результатов; способность к освоению универсальных компетенций и эффективного построения отношений; способность к саморегуляции индивидуальной и групповой деятельности.
В соответствии с этим построение процесса обучения на основе индивидуальной образовательной траектории представляет собой модель непрерывного преобразования внутреннего потенциала обучающегося через внешне организованную само- и взаимодеятельность. Исходя из этого, рассчитываются все этапы деятельностной организации обучения, которая представляет собой своеобразный смысловой каркас педагогического процесса - от постановки целей до достижения результата. Развивающее пространство образовательных траекторий представляет собой естественную социальную среду, где в системе отношений: общественных, межличностных, профессиональных -решаются познавательные и учебно-профессиональные проблемы, а также «проживаются» жизненные ситуации.
В рамках реализации проекта модернизации образовательной деятельности в НГПУ им. К. Минина рабочей группой проекта была разработана программа тьюторского сопровождения студентов первого курса, направленная на разработку индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе обучения профессии [2,3,6].
Целью программы тьюторского сопровождения студентов первого курса является организация психолого-педагогического сопровождения по проектированию индивидуальных образовательных траекторий, проведение мониторинга и экспертизы этого процесса и результатов проектной деятельности обучающихся.
Задачами программы является:
• обучение студентов осуществлению критического анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода и выработке стратегий действия;
• формирование умений организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;
• определение и реализация приоритетности собственной деятельности и способов ее совершенствования на основе самооценки
• создание проекта персонального учебного плана, обеспечивающего индивидуальную образовательную траекторию в обучении профессии.
Структура программы представлена четырьмя модулями. Первый модуль «Стратегии личностно-профессионального развития студентов в образовательной среде вуза» направлен на формирование готовности студентов к проектированию индивидуальных
образовательных траекторий. Выстраиваются структурно-логические связи содержания модулей, учебных дисциплин, практик, входящих в основную профессиональную образовательную программу. Представляется структура учебного плана: базовая и вариативная часть программ, дисциплины по выбору. Предлагаются инновационные форматы реализации основных профессиональных образовательных программ: клинические базы практик, базовые кафедры, стажировочные площадки и т.д.
Второй модуль «Введение в электронную среду вуза» направлен на знакомство студентов с информационно-образовательной средой вуза. Студенты получат навыки работы в электронных сервисах: электронное расписание, электронный журнал, электронная зачетная книжка. В рамках модуля студенты учатся работать с учебным курсом: навигация по курсу, типы заданий, просмотр оценок и т.д. Формируют своё электронное портфолио.
Студенты знакомятся с «Конфигуратором личного успеха» - электронным сервисом, обеспечивающим автоматизированное проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов, исходя из потребностей и возможностей студентов в освоении профессии. Описываются компетенции личностного и профессионального роста.
Третий модуль «Введение в социокоммуникативную среду вуза» направлен на знакомство студентов с командной работой, организацией и управлением самостоятельной работой. Студенты познают основы тайм-менеджмента и механизмы повышения эффективности его использования. Знакомятся с технологией управления конфликтами и стрессами. Формируют навыки межкультурного взаимодействия. Получают ответы на вопросы: как находить возможности в ситуациях, которые кажутся проблемными. Определяют стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Четвёртый модуль «Введение в проектную среду вуза» направлен на знакомство студентов с различными видами проектов и особенностями их реализации в вузе. Они получают информацию о приоритетных фундаментальных и прикладных исследованиях университета, научных школах, научно-образовательных лабораториях. Студенты получают первый опыт по созданию проектных команд, участию в студенческих спин-офф и стартап проектах, направленных на создание и коммерциализацию наукоемких продуктов. Проектная деятельность студентов с первого курса формирует:
-направленность на выявление и решение проблем, отвечающих социальной ситуации;
-проектировочный характер обучения профессии, обеспечивающий получение каждым обучающимся личностно значимых результатов;
-разнообразие спектра возможных проектных решений выявленных проблем и формирование персонального отношения к преобразуемой действительности.
В рамках модуля студентам презентуются студенческие объединения университета; они получают возможность участвовать в волонтерской деятельности, социальных и добровольческих проектах.
Программа тьюторского сопровождения студентов первого курса предполагает использование разнообразных образовательных технологий: круглый стол; деловая игра; мастер-класс; проблемные лекции; проектировочные семинары; работа в электронной образовательной среде на портале http://ya.mininuniver.ru/., тренинги.
Результатом освоения программы является поэтапное проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с возможностью размещения их
в личном кабинете студента и руководителя образовательной программы, находящихся в электронной среде вузе с целью мониторинга, корректировки и оценки формирования индивидуального профиля компетенций.
Принципиальной особенностью программы является предоставление каждому обучающемуся возможности формирования индивидуального профиля компетенций с помощью автоматизированного сервиса «Конфигуратор личного успеха» исходя из образовательных результатов программы, на которую был зачислен студент. Это способствует формированию уникальных квалификаций на стыке направлений подготовки и возможно при модульной структуре учебных планов с логично выстроенной системой зачётных единиц. Система поддержки выбора и самоопределения студентов включает в себя так же поддержку поиска мест практики и работы.
Таким образом, программа тьюторского сопровождения студентов первого курса направлена на формирование индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих достижение и эффективную реализацию индивидуальных целей своего образовательного продвижения, отвечающих ценностям и перспективам личностного и профессионального самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс].Ц^: http://goo.gl/Lg45G.
2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов //Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 19.
3. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно-образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С 9
4. Игнатович С.С. Формирование готовности учащихся к проектированию индивидуального образовательного маршрута в основной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2014. 26 с.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]. URL:http://govemmentm/media/flles/mlorxfXbbCk.pdf
6. Медведева Т.Ю., Кривоногова А.С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С 4.
7. Маркова, С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. С. 19.
8. Модернизация педагогического образования в контекте глобальной образовательной повестки: монография / А.А.Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова.Нижний Новгород:2015. 296с.
9. Научно-образовательный комплекс подготовки специалистов в области индивидуализации и тьюторства: учебно-методическое пособие / [Е.А. Волошина и др.]. М, 2016.
10. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Модульный подход к разработке научно-методического обеспечения обучения студентов в условиях социального партнёрства// Вестник Мининского университета. 2015. № 1. С.21.
11. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. С.36.
12. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4. С. 19.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», №273-ФЗ., ст.11
14. Федоров А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации // Аккредитация в образовании. 2013 №7(67). С.26-28
15. DevelopmentalApproachesinScience, HealthandTechnology (DASH): InstructionalGuide / FrancisM. PottengerIII, DonaldB. Young, Carol Ann Brennan, Larma M. Pottenger.
16. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. -N.Y., 1992. - 70 р.
17. Computational Science: Ensuring America,s Competitiveness. Presidents Information Tehnology Advisory Committee. May 27, 2005.
18. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel. // "Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES'2005" Materials of the International Scientific Conference. / SIIT&T Informika - Moscow: VIZCOM, EgeUneversity, Izmir, Turkey 2005. - P.98-101.
REFERENCES
1. The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. Available at: http://goo.gl/Lg45G. (in Russian)
2. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus as a means of organizing students' independent work VestnikMininskogo universiteta. 2016. no. 1-1 (13). P. 19. (in Russian)
3. Demidova N.N. New design of the main professional educational programs in the context of designing the innovative scientific and educational environment of the university. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. no. 4. P. 9. (in Russian)
4. Ignatovich S.S. Formation of students' readiness for designing an individual educational route in the main general education school: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2014. 26 p. (in Russian)
5. The Concept of the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020 Available at: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (in Russian)
6. Medvedeva T.Ju., Krivonogova A.S. Requirements for the evaluation of the results of the training of students in a university in the context of a competence approach in the practice-oriented implementation of educational programs. Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. no. 4. P. 4. (in Russian)
7. Markova, S.M., Gorlova V.G. Designing activities of the teacher as a creative process Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. no. 3. P.19. (in Russian)
8. Modernization of teacher education in the context of the global educational agenda: monografija / A.A.Fedorov [i dr.]; pod red. A.A. Fedorova.Nizhnij Novgorod:2015. 296 p. (in Russian)
9. Scientific and educational complex of training specialists in the field of individualization and tutoring: uchebno-metodicheskoe posobie / [E.A. Voloshina i dr.]. M, 2016. (in Russian)
10. Samerhanova Je.K., Imzharova Z.U. Modular approach to the development of scientific and methodological support for the training of students in a social partnership Vestnik Mininskogo universiteta. 2015. no. 1. P.21. (in Russian)
11. Samerhanova Je.K., Imzharova Z.U. Quality management of the educational process in the conditions of innovative development of the university Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. no. 4. P.36. (in Russian)
12. Samerhanova Je.K. Modeling the components of the management system of educational programs in the university Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. no. 4. P. 19. (in Russian)
13. The Federal Law "On Education in the Russian Federation", №273-FZ., st.11. (in Russian)
14. Fedorov A.A. Three Steps to a Public Educational Corporation Akkreditacija v obrazovanii. 2013 no. 7(67). P.26-28. (in Russian)
15. 15.DevelopmentalApproachesinScience, HealthandTechnology (DASH): InstructionalGuide / FrancisM. PottengerIII, DonaldB. Young, Carol Ann Brennan, Larma M. Pottenger.
16. Early P. The School Management Competence's Project. Standards for School Management. -N.Y., 1992. - 70 р.
17. Computational Science: Ensuring America,s Competitiveness. Presidents Information Tehnology Advisory Committee. May 27, 2005.
18. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel. // "Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES'2005" Materials of the International Scientific Conference. / SIIT&T Informika - Moscow: VIZCOM, EgeUneversity, Izmir, Turkey 2005. - P.98-101.
© Самерханова Э.К., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR
Самерханова Эльвира Камильевна - доктор Samerkhanova Elvira Kamilevna- Doctor of
педагогических наук, профессор, заведующая pedagogica, professor, Head of the Department of
кафедрой прикладной информатики и applied mathematics and informatics, Minin Nizhny
информационных технологий в образовании, Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny
Нижегородский государственный педагогический Novgorod, Russian Federation, e-mail:
университет имени Козьмы Минина (Мининский samerkhanovaek@gmail.com университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: samerkhanovaek@gmail.com