Научная статья на тему 'Роль тьютора в дипломной программе Международного бакалавриата'

Роль тьютора в дипломной программе Международного бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / «ПРОФИЛЬ УЧЕНИКА» / ТЬЮТОР / ДИПЛОМНАЯ ПРОГРАММА / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / "THE IB LEARNER PROFILE" / TUTOR / DIPLOMA PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаманенко Елена Леонидовна

Представлена краткая характеристика универсальной образовательной программы Международного бакалавриата, проведено сравнение модели выпускника из ФГОС ООО и «профиля» из программы Международного бакалавриата и выделены общие характеристики. При реализации ФГОС общего образования в Российской системе образования обоснована необходимость введения наставника тьютора, выполняющего аналогично функцию канцлера в универсальной образовательной системе Международного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows brief characteristic of universal education programme of International Baccalaureate, it compares two models of graduates from IB school and Russian school, the article highlights common characteristics; The article suggests necessity of the tutor's role in Russian Educational System, who is the same as counsellor in IB system.

Текст научной работы на тему «Роль тьютора в дипломной программе Международного бакалавриата»

УДК 378.147

Гаманенко Елена Леонидовна

магистрант II курса факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: gamanenkoel@gmail. com

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Elena L. Gamanenko

Master Degree Student of the Faculty of Foreign Languages

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: gamanenkoel@gmail. com

PROJECTING THE TUTOR'S WORK SYSTEM IN CAS OF THE IB DP

Аннотация. Представлена краткая характеристика универсальной образовательной программы Международного бакалавриата, проведено сравнение модели выпускника из ФГОС ООО и «профиля» из программы Международного бакалавриата и выделены общие характеристики.

При реализации ФГОС общего образования в Российской системе образования обоснована необходимость введения наставника - тьютора, выполняющего аналогично функцию канцлера в универсальной образовательной системе Международного бакалавриата.

Ключевые слова: Международный бакалавриат, «Профиль ученика», тьютор, дипломная программа.

Abstract. The article shows brief characteristic of universal education programme of International Baccalaureate, it compares two models of graduates from IB school and Russian school, the article highlights common characteristics;

The article suggests necessity of the tutor's role in Russian Educational System, who is the same as counsellor in IB system.

© Гаманенко Е.Л., 2016

Key words: International Baccalaureate, "The IB learner profile", tutor, Diploma Programme.

Международный бакалавриат (МБ) - это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное общее образование, воспитывающая лидеров будущего. Штаб-квартира Организации Международного бакалавриата находится в Швейцарии, другие структурные подразделения размещены в различных странах мира. Обучение ведется по трем программам. Программа детского сада и начальной школы - Primary Years Programme, или сокращенно PYP, - рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Следующая ступень обучения - основная школа - Middle Years Programme, MYP. Самая эксклюзивная программа - дипломная - Diploma Programme, или сокращенно DP, - ориентирована на старших школьников. По окончании этой программы ученики получают дипломы о среднем образовании, признанные университетами во всем мире.

Главный принцип Международного бакалавриата - всестороннее развитие личности и подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности гражданина посредством динамичного соединения знаний, навыков, умений, развития критического и творческого мышления [1; 2; 15-17].

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность Международного бакалавриата, является «Профиль ученика» (The IB learner profile), состоящий из набора компетенций, которые необходимо сформировать по мере освоения трех образовательных программ - Primary Years Programme (3-12), Middle Years Programme (11-16), Diploma Years Programme (16-19). Программы Международного бакалавриата, обеспечивая развитие личности в целом, делают упор на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми областями знания [38; 15].

Дипломная программа - это академически сложная и сбалансированная программа с выпускными экзаменами, которая готовит студентов в возрасте с 16 до 19 лет для достижения успеха в университете и жизни за его пределами. Она была разработана для поддержания интеллектуального, социального, эмоционального и физического благополучия учащихся. Программа рассчитана на два года и состоит в изучении шести предметов из шести основных групп, по одному из каждой, которые студент выбирает самостоятельно. Центральными элементами модели, обеспечивающими целостность всей системы, являются: курсовая работа (The Extended Essay), теория познания (Theory of Knowledge), творчество, действие, служение (CAS).

«Профиль ученика» МБ - это «профиль» человека в контексте непрерывного образования. «Профиль ученика» является ключевым компонентом, объединяющим все три программы МБ. Международный бакалавриат не рассматривает «профиль» как портрет преуспевающего ученика. Акцент сделан на процессах учения и развития. «Профиль»

рассматривается как карта непрерывного образования, целью которого является формирование интернационального мышления.

Интернациональность мышления есть условие создания сообщества мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и уважение друг к другу. Школы, реализующие программы Международного бакалавриата, воспитывают внутренне свободного деятельного человека, связанного с окружающим миром и его историей, знающего и ценящего свою национальную культуру и в то же время легко включающегося в общемировое культурное пространство.

«Профиль» является основным инструментом создания учебного пространства в образовательном учреждении. Он определяет выбор содержания, технологий обучения и форм контроля, обеспечивает целостный подход к развитию личности обучаемого [9-14; 16].

Сравнивая системы Международного бакалавриата с российской системой образования можно проследить, что ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в том числе:

- личностным, включающим обучающихся к самоопределению и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- метапредметным - самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, способность к построению индивидуальной образовательной траектории.

Анализ показал наличие общих моментов:

- шесть трансдисциплинарных тем Международного бакалавриата созвучны с личностными, метапредметным и предметными результатами обучающихся, установленными федеральным государственным стандартом;

- блоки предметов, составляющие основу академического содержания российского базисного учебного плана, позволяют констатировать некое сходство с принципами и структурой программы Международного бакалавриата;

- в основе изученных программ лежат интересы ребенка, обучение строится как ответы на его многочисленные вопросы. Большое внимание уделяется изучению искусств, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду. Изучая мир, ребенок должен обязательно «потрогать его руками»;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- стандарт положен в основу деятельности всех работников образования;

- в основе лежит системно-деятельностный подход;

- проведение оценки развития детей, их динамики, измерение их личностных, предметных и метапрепредметных образовательных результатов [1].

Из этого можно сделать вывод, что насыщенность и сложность программ доказывает необходимость наличия тьютора и проектирование системы работы тьютора в программе CAS в дипломной программе Международного бакалавриата.

В связи с развитием межкультурных отношений возникает необходимость реализации различных программ международного формата, а именно бакалавриата в российской системе образования. Более того, программа Международного бакалавриата способствует реализации работы тьютора.

Понятие «тьютор» (англ. tutor от лат. tueor - наблюдаю, забочусь) имеет несколько значений. Тьютор в американском варианте английского -преподаватель, который дает частные уроки, а в британском английском - это преподаватель университета или колледжа. Тьютор определяется также как: 1) домашний учитель, гувернер; 2) преподаватель, наставник группы (в университете) или репетитор; 3) учебник (особенно в игре на музыкальных инструментах); 4) наставник (в школе) или старшеклассник, помогающий в учебе младшим школьникам; 5) юридический опекун, попечитель.

Стоит отметить, что тьюторство - это продукт английской системы образования, направленный на индивидуализацию процесса обучения. Именно индивидуализм является стержнем тьюторской модели сопровождения студентов. Феномен тьюторства зародился примерно в XIV в. в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже. Поскольку отличительной чертой университетского сообщества того времени и главной объединяющей всех ценностью была свобода, то студент сам решал, какие предметы изучать и курсы какого профессора слушать.

Как было отмечено, сегодня существует несколько трактовок термина «тьютор», но все они едины в главном - тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, ориентируясь на его интерес. Так, Т.М. Ковалева отмечает, что осуществлять тьюторскую деятельность можно только в открытом образовательном пространстве. Главная цель открытого образования - научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы. По ее определению, «тьютор - это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы» [2].

Тьютор, как и другой участник образовательного процесса, имеет определенные функции:

- способствовать формированию у обучающихся способности к самостоятельному действию: оказывать помощь в осознании неопределенности наличной ситуации;

- планировать шаги по достижению образа будущей профессиональной деятельности, ориентировать в существующих информационном и образовательном пространствах в контексте поставленной задачи;

- выстраивать партнерство и взаимодействие с другими обучающимися и преподавателями, а также для решения своих задач, анализа и переоценки значимости своих результатов и целей;

- помогать обучающимся в построении индивидуальной образовательной траектории: выборе элективных курсов, тем учебно-научного исследования;

- оказывать психологическую и педагогическую поддержку обучающимся, проводить профессиональную ориентацию;

- способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ [3].

В системе Международного бакалавриата такие функции выполняет CAS Coordinator. CAS-координатор является ключом к успеху в дипломной программе. Он полностью владеет информацией о содержании программы и следит за успеваемостью студентов. Также CAS-координатор отвечает за реализацию программы CAS, помогает составлять портфолио, информирует родителей об успеваемости, контролирует учебный процесс.

Большая нагрузка учащихся, особенно старшеклассникам, не позволяет им полностью раскрыть свой потенциал. Из-за перегруженного графика могут возникнуть проблемы со здоровьем. Возникает необходимость персонального сопровождения обучающегося, продвигающего по сконструированному им образовательному маршруту, в процессе становления у него ответственного выбора, помощь педагога в решении самостоятельно поставленных самообразовательных задач. Это является перспективным подходом к разработке методики формирования готовности к самообразованию.

Более того, российская школа предоставляет выбор профильного образования, вследствие чего ученики становятся перегруженными или, наоборот, задумываются о смене профиля. В связи с этим возникла необходимость тьютора, который организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Необходимость проектирования системы работы тьютора в программе CAS в дипломной программе обусловлена тем, что тьютор имеет большой функционал, но программа работы с обучающимися отсутствует.

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве //

Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

3. История развития Международного бакалавриата http://www.ibo.org/history.

4. Ковалева Т.М. Возможности тьюторского сопровождения в современном вузе // http://www.thetutor.ru/higher/article01.htm.

5. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии: сб. статей. М.: МИОО, 2008. С. 8-16.

6. Колодкина Л.С. Тьюторство как компонент многоуровневого сопровождения студентов в контексте вариативной педагогической практики // Образование и общество. 2010. №4. С. 22-27.

7. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

8. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

9. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

10. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

11. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

12. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

13. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

14. Структура Организации Международного бакалавриата http://www.ibo.org/council.

15. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

16. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

17. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.