УДК 378.147
Кораблева Валерия Викторовна
магистранты I курса факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: korableva lv@mail. ru
ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРЕДМЕТОВ «ИСКУССТВО» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Valeriia V. Korableva
Master Degree Students of the Faculty of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: korable va l v@mail. ru
FILMS AS A MEANS OF ORGANIZATION THE GROUP SUBJECTS "THEARTS" IN THE DIPLOMA PROGRAMME OF THE INTERNATIONAL BACCALAUREATE
Аннотация. Рассмотрены основные положения дипломной программы Международного бакалавриата, причины внедрения ее в систему российского образования. Проведен сравнительный анализ Федерального государственного образовательного стандарта со стандартами системы Международного бакалавриата, в ходе которого были выявлены их сходства и различия. Выделена одна из предметных групп Международного бакалавриата -«Искусство» для учащихся старшей школы, ее цели, задачи и система оценивания. Предлагается проектирование курса «Films» группы предметов «The Arts» в дипломной программе Международного бакалавриата.
Ключевые слова: Международный бакалавриат, дипломная программа, ФГОС, группы предметов, «искусство», профиль выпускника Международного бакалавриата.
Abstract. The article is devoted to the basic principles of the IB Diploma Programme and its implementation into the Russian educational system. The comparative analysis of the International Baccalaureate Standard and the National Curriculum is presented in the text. The attention is paid to one of the IB subject
© Кораблева В.В., 2016
groups "The Arts" for the students of the Diploma Programme. It is recommended to design the course "Films" for group of subjects "The Arts" in the Diploma programme of the International Baccalaureate system.
Key words: International Baccalaureate, Diploma Programme, National Curriculum, subject groups, the arts, IB Learner Profile.
Интеграция российской школы в международное образовательное пространство привела к необходимости изменений отечественной системы образования в связи с несовпадениями международной программы и программы российской школы. Внедрение системы Международного бакалавриата представляется возможным выходом из сложившейся ситуации.
Система Международного бакалавриата считается универсальной школьной образовательной системой, единой для всего мира, которая дает качественное современное образование.
Inquirers Knowledgeable
Thinkers Communicators Principled
Open-Minded Caring Risk-Takers Balanced Reflective
Рис. IB Learner Profile
Международный бакалавриат предлагает достаточно широкий спектр знаний, который необходимо освоить учащимся, чтобы соответствовать требованиям, указанным в профиле выпускника Международного бакалавриата (IB Learner Profile) (рисунок) [1; 11-13].
Основной целью Международного бакалавриата является воспитание любознательных, компетентных и неравнодушных молодых людей, которые делают этот мир лучше и спокойнее за счет взаимопонимания и взаимоуважения между различными культурами.
С целью развития перспективных программ международного образования и разработки тщательного оценивания Организация Международного бакалавриата работает со школами, правительствами и международными организациями.
Данные программы мотивируют учащихся всего мира и способствуют развитию их активности, учат быть сопереживающими людьми, которые продолжают свое обучение на протяжении всей жизни и понимают, что другие люди, отличающиеся от них, тоже могут быть правы [2-6; 11].
Обучение ведется по трем программам:
Программа начальной школы - Primary Years Programme (DYP) -рассчитана на детей в возрасте от 3 до 12 лет. Начальные школы работают по программам родной страны, адаптированным под стандарты Международного бакалавриата. В основе программы лежат интересы ребенка, обучение строится как ответы на его многочисленные вопросы. Большое внимание уделяется изучению языков, искусства, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду.
Программа основной школы - Middle Years Programme (MYP) - выделяет несколько предметных групп: естественные науки, языки, физическое воспитание, искусства, математика, человек, ручной труд. Особое внимание уделяется расширению интегративных связей между предметами. Дети на практике учатся применять знания, полученные на занятиях. Специфические дисциплины, такие как «Служение обществу» («CAS»), учат разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом с тобой: как помочь инвалидам, детям-сиротам. Разрабатывая проекты, дети получают видимый результат своих усилий, а не разрозненные предметные знания.
Особое внимание хотелось бы уделить третьей ступени системы Международного бакалавриата.
Третья ступень - Diploma Programme (DP) - ориентирована на старших школьников. Во всем мире эта программа рассчитана на три года, однако в России ее разрешено реализовывать в рамках 10-го и 11-го классов. Все школы, предлагающие Diploma Programme, работают по специально разработанным в организации Международного бакалавриата образовательным программам. Преподавание не менее шести предметов обязательно ведется на одном из рабочих языков: английском, французском, испанском. По выбору ученика часть предметов преподается на базовом уровне (Standard Level), а часть предметов изучается углубленно (High Level). Помимо специальных дисциплин, таких как «Теория познания», «Служение обществу», обучение написанию «эссе» на жизненно важные темы, по-прежнему большое внимание уделяется изучению искусств и творчеству. Обязательным требованием для Diploma Programme является наличие в школе специально оборудованных лабораторий для естественных наук, классов для изучения искусств, спортивного и театрального залов [7-10; 12].
Предметы дипломной программы объединены в шесть групп:
- родной язык и литература, в том числе зарубежная;
- иностранные языки;
- предметы, объединенные темой «Человек и общество»: история, психология, география, экономика, философия, бизнес и менеджмент, информационные технологии и др.);
- естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.);
- математика (высшая математика, введение в математику, математические методы, и математический анализ);
217
- искусства и дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, кинематограф, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне). Помимо этого все учащиеся проходят еще два курса: Theory of Knowledge (TOK) - «Теория познания» (100 астрономических часов) - междисциплинарный курс, цель которого побудить молодых людей критически осмысливать получаемые знания, учиться дискутировать, задавать вопросы, формировать собственное мнение и аргументировать его, искать альтернативные подходы и точки зрения. Учащиеся рассматривают вопросы, не имеющие однозначного ответа. В рамках этого курса учащихся учат правильно писать эссе с обоснованием своей точки зрения, давать определения и формулировать гипотезы;
Creativity, Action, Service (CAS) - «Творчество, действие, служение» (150 астрономических часов). Программа «Творчество» направлена на развитие творческих способностей и реализацию творческого потенциала человека (сюда может относиться выпуск школьной газеты или участие в создании школьного сайта, написание сценария для новогодней елки, участие в школьных музыкальных и театральных постановках и т.д.) Программа «Действие» направлена на приобретение и поддержание хорошей физической формы учащегося (занятие танцами, спортом, причем теми видами, которыми учащийся ранее не занимался). Программа «Служение» - это реализация какого-либо социального проекта (помощь ветеранам, инвалидам, детям из детских домов и т.д.) Участие в данных видах деятельности позволяет учащимся не только раскрывать свои таланты, но и развивать такие важные качества, как внимательность, заботливость об окружающих, умение работать в команде. CAS воспитывает в учащемся способность осознавать, оценивать и принимать активное участие в жизни, протекающей за стенами школы.
Стоит отметить, что выпускники школ Международного бакалавриата получают диплом, который дает им право поступать в зарубежные вузы, но не позволяет использовать его для поступления в высшие учебные заведения России. Следовательно, для того чтобы учащиеся имели равные возможности, была произведена своего рода «адаптация» программ Международного бакалавриата под требования Федерального государственного образовательного стандарта. В данном случае выпускники школ получают два официальных документа - аттестат о среднем полном общем образовании и диплом выпускника Международного бакалавриата. Тем не менее при сравнительном анализе стандартов системы Международного бакалавриата и ФГОС наблюдается ряд сходств и различий (таблица).
Сравнительный анализ стандартов системы Международного
бакалавриата и ФГОС
Критерий Программа
ФГОС МБ
• Содействия и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития.
• Взаимодействие детей с людьми, культурой и окружающим миром (Teaching and learning supports students to become actively responsible for their own learning).
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
• Общество и государство и учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей (Teaching and learning builds on what Ss know and can do).
• Сохранение единства образовательного пространства (Inclusive PYP system).
• Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников (Collaborative planning and reflection incorporates differentiation for Ss'learning needs and styles).
• Стандарт является основой для разработки нормативов финансового обеспечения реализации программы (Governance and leadership structure that supports the implementation of the programmes).
• Наличие подготовки, профессиональная переподготовка, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций (IB-recognized professional development).
• Проведение оценки развития детей, их динамики, измерение их личностных, предметных и метапрепредметных образовательных результатов (The school uses a range of strategies and tools to assess Ss learning + IB Learner Profile).
• Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
• Необязательность уровня дошкольного образования.
• Нормативный срок освоения основной образовательной программы.
• Содержание обучения прописано в программе.
• Соответствие стандарту при реализации образовательной программы.
• Наличие четко структурированного органа управления.
• Расписание составлено с целью обеспечения учащимся наиболее оптимальной загруженности.
• Преемственность основных образовательных программ.
Сходства
Критерий Программа
ФГОС МБ
• Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. • Стандарт положен в основу деятельности всех работников образования. • Системно-деятельностный подход. • Результатом обучения в старшей школе является сформированность ряда компетенций. • Отчетность о ходе работы в учебном заведении. • Оснащение школы необходимыми учебными материалами, материальной базой. • Требование к умению использовать ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. • Гарантированность школой освоения программы. • Наличие различных приемов и методов обучения. • Наличие системы оценивания результатов обучения. • Возможность участия учащихся в оценивании результатов обучения. • Равные возможности получения качественного образования (независимо от пола, национальности, вероисповедания и др.). • Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся
Различия Реализация различных программ для дошкольных образовательных групп Междисциплинарные предметы включены в обязательную образовательную программу (Interdisciplinary subjects)
Обеспечение государственной поддержки при получении основного общего образования Ориентир на финансовые возможности семьи учащегося
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей Результатом освоения программы PYP является представление проекта на ежегодных выставках. (the school has systems in place to ensure that all Ss can demonstrate a consolidation of their learning through the completion of the PYP exhibition, the MYP personal project, the DP extended essay or the IBCC reflective project)
Критерий Программа
ФГОС МБ
Индивидуальное поурочное планирование Совместное планирование
Оперативные совещания
Итоговый оценочный продукт - ЕМТ Итоговые оценочные продукты в программах это: exhibition (PYP), a personal project (MYP), Extended Essay (DP)
Отсутствие миссии и философии Наличие миссии и философии
Возможности получения основного общего образования на родном языке Родной, второй и др. языки (язык преподавания английский, кроме PYP)
ФГОС включает в себя требования к результатам освоения программы, к структуре и к условиям реализации
Учителя имеют полное представление о предыдущем учебном опыте учащихся
Учебный план предполагает ответственность всех учителей за развитие коммуникативных навыков учащихся
Учебный план и особенности его организации не прописаны в стандарте Учебный план и особенности его организации прописаны в стандарте
Направленность на формирование гражданина РФ Направленность на формирование личности международного сообщества
Личностные результаты должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм и готовность служить Отечеству Школа входит в сообщество Международного бакалавриата
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, а также Конвенции ООН о правах ребенка Оценка уровня сформированности компетенций посредством «Профиля ученика»
Анализируя данные таблицы, можно сделать ввод о том, что сходств гораздо больше, чем различий, что свидетельствует о возможности сочетания двух стандартов - Международного бакалавриата и ФГОС - в российской системе образования.
Возвращаясь к вопросу о группах, наиболее универсальным, по нашему мнению, средством обучения является использование фильмов, так как в зависимости от тематики они могут быть использованы в качестве материала в рамках групп предметов иностранный язык и литература, искусство и курса «CAS».
Однако использование фильмов на уроках данных предметных групп и курсов предполагает достаточную степень сформированности у учащихся навыков аналитического и критического мышления, из чего следует, что целесообразно использовать фильмы как средство обучения на третьей ступени программы Международного бакалавриата - дипломной программы (DP). На современном этапе кинематограф находится на пике популярности и имеет значительное влияние на умы учеников, что может иметь как негативные, так и позитивные результаты. Однако чаще всего учителя и родители сталкиваются с проблемой, связанной с тем, что многие учащиеся тратят время на просмотр сериалов и фильмов, не получая от этого никакой выгоды, никаких знаний, которые они могли бы использовать в своей познавательной деятельности или в повседневной жизни. Следовательно, видится целесообразной разработка курса «Films» на английском языке, который бы удовлетворял потребности и интересы как учащихся и их родителей, так и учителей и школы в целом, обеспечивая высокую продуктивность изучения иностранного языка в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и программы Международного бакалавриата.
Курс «Films» позволит учащимся познакомятся с основными жанрами, технологиями и способами создания фильмов, видеоэффектами, а также послужит опорой для создания своих собственных фильмов с использованием иностранного языка.
Выбор группы предметов «Искусство/The Arts» для внедрения курса «Films» обусловлен промежуточным положением данных предметов в системе формирования творческих способностей и развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Это значит, что, с одной стороны, обучение дисциплинам из этой группы базируется на практике использования иностранного языка, а с другой - формирует готовность учащихся к эффективному освоению курса «CAS».
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования - «Проектирование курса "Films" группы предметов "The Arts" в дипломной программе Международного бакалавриата».
Цель исследования - разработка и внедрение практического курса «Films» группы предметов «The Arts» в дипломную программу Международного бакалавриата.
Объект исследования: процесс освоения дисциплин группы «TheArts» в дипломной программе Международного бакалавриата.
Предмет исследования: содержание, методы и приемы разработки и внедрения практического курса «Films» группы предметов «The Arts» в дипломной программе Международного бакалавриата.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом выдвинута гипотеза исследования: процесс освоения предметов группы «Искусство/TheArts» будет более эффективным, если:
- дано научное описание процесса освоения дисциплин группы «The Arts» в дипломной программе Международного бакалавриата;
- разработан контрольно-диагностический аппарат оценки освоения содержания курса «Films» группы предметов «The Arts» в дипломную программу Международного бакалавриата;
- разработана, экспериментально верифицирована и внедрена в образовательный процесс школы Международного бакалавриата, ориентирована на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, развития творческих способностей и совершенствование навыков аналитического и критического мышления.
Задачи исследования:
1. Определить методологию и структуру системы Международного бакалавриата, в частности дипломной программы.
2. Сравнить требования к освоению программ федерального государственного образовательного стандарта и программ Международного бакалавриата.
3. Выявить особенности разработки практического курса «Films» группы предметов «The Arts» в дипломной программе Международного бакалавриата.
4. Внедрить практический курс «Films» группы предметов «The Arts» в дипломную программу Международного бакалавриата.
5. Разработать систему оценивания результатов, полученных при прохождении данного курса.
Для достижения поставленной цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались методы научного исследования:
- теоретические: анализ и интерпретация отечественной и зарубежной философской, нормативной, психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, рефлексивный анализ результатов образовательного процесса в дипломной программе Международного бакалавриата, метод самооценки, методический эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
3. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
4. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
5. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
6. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
7. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
8. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
9. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http ://минобрнауки.рф/министерство (дата обращения: 04.06.2016).
11. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
12. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
13. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.