УДК 378.147
Толдаева Алина Раилевна
магистрант I курса факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: alma toldaeva@mail. ru
КИНЕМАТОГРАФ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ CAS В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
БАКАЛАВРИАТА
Alina R. Toldaeva
Master Degree Student of the Faculty of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: alina toldae va@mail. ru
CINEMA AS A MEANS OF ORGANIZATION THE CAS PROGRAMME IN THE DIPLOMA PROGRAMME OF THE INTERNATIONAL
BACCALAUREATE
Аннотация. Статья посвящена ознакомлению с программой Международного бакалавриата, рассмотрены причины внедрения ее в систему образования Росси и Пермского края. Проведен сравнительный анализ двух образовательных стандартов. Выделена одна из центральных программ Международного бакалавриата - программа CAS для учащихся старшей школы, ее цели, задачи и система оценивания. Анализируются учебные результаты программы CAS и метапредметные результаты по ФГОС. Предлагается использование кинематографа как средства организации программы CAS и последующее его внедрение для старшей ступени обучения в школах, работающих по системе Международного бакалавриата.
Ключевые слова: Международный бакалавриат, ФГОС, группы предметов, CAS, учебные результаты, межпредметные результаты.
Abstract. The article is devoted to the familiarization with the International Baccalaureate, the reasons for implementing the system in Russian education are considered. Comparative analysis of two educational standards is realized. One of the central IB programmes is shown - the CAS programme for DP students. Its aims,
© Толдаева А.Р., 2016
objectives and the system of assessment are pointed out. Learning outcomes of the CAS programme and metasubject outcomes of the National curriculum are analyzed. It is suggested to use cinematography as a means of organization the CAS programme and its further implementation for IB DP students.
Key words: International Baccalaureate, National Curriculum, groups of subjects, CAS, learning outcomes, metasubject outcomes.
На сегодняшний день образование является одной из главных составляющих человеческой личности. Российское образование, интегрируя с международными образовательными системами, улучшает систему образования, привлекая лучший образовательный опыт, накопленный в современном мире. Так, на международной арене Организация Международного бакалавриата занимает одну из лидирующих мест.
Благодаря министерству Пермского края с 2006 г. был успешно реализован проект «Создание системы Международного бакалавриата» на базе четырех образовательных учреждений: Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, школы № 7 с углубленным изучением английского языка, физико-математической школы № 9 им. А.С. Пушкина и лицея № 10 при Пермском филиале Высшей школы экономики [1; 14-16].
Объектом исследования является учебный процесс в старшей школе дипломной программы Международного бакалавриата. Тогда как предметом является программа CAS по теме «Cinema».
Учебный процесс в старшей школе Международного бакалавриата по программе CAS будет эффективным, если будут рассмотрены система Международного бакалавриата и Российская система образования с целью выявления общих черт: изучена программа CAS в соответствии с документами Международного бакалавриата и кинематограф будет использован как средство реализации программы CAS.
Задачи данной работы: описание дипломной программы Международного бакалавриата; программы CAS; анализ ФГОС и дипломной программы, выявление сходства и различия; анализ учебных результатов программы CAS и метапредметных результатов по ФГОС; использование кинематографа, как средства реализации программы CAS
Научной новизной является то, что программа CAS рассматривается в рамках ФГОС и требованиях Международного бакалавриата; определяются диагностирующие показатели учебных достижений учащихся; кинематограф рассматривается как средство реализации программы CAS.
Организация Международного бакалавриата была создана в 1968 г. по инициативе Международной школы Женевы и Школы ООН в Нью-Йорке с целью стандартизации международного образования. Исторически первой образовательной программой, позже получившей название «Международной бакалавриат», стала программа двухлетнего универсального курса (Дипломная
программа 1В) для наиболее способных учащихся. Этот курс обеспечивает подготовку к поступлению в университеты во всех странах мира [2-8; 15].
Программа Международного бакалавриата является наиболее популярной как в мире, так и в нашей стране. Международный бакалавриат (МБ) - это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное общее образование, воспитывающая лидеров будущего [9-12; 14]. Выпускники, обучающиеся именно по этой программе, наиболее востребованы мировыми университетами по причине высокого владения знаниями, умениями и навыками.
Хочется отметить, что любая образовательная программа должна наилучшим образом сочетаться с федеральным государственным образовательным стандартом нашей страны. Таким образом, проанализировав обе системы, можно сделать вывод, что программа Международного бакалавриата гармонично сочетается с ФГОС, что не предоставит больших трудностей внедрения этой системы в российскую.
Можно выделить некоторые сходства ФГОС с системой Международного бакалавриата: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; результатом обучения в старшей школе является сформированность ряда компетенций; оснащение школы необходимыми учебными материалами, материальной базой; гарантированность школой освоения программы; наличие различных приемов и методов обучения; наличие системы оценивания результатов обучения; возможность включения учащихся в оценивание результатов обучения; равные возможности получения качественного образования (независимо от пола, национальности, вероисповедания и др.); построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Главными отличительными признаками является то, что личностные результаты по ФГОС должны отражать российскую гражданскую идентичность, патриотизм и готовность служить Отечеству, идет направленность на формирование гражданина РФ, тогда как формирование личности учащегося системы Международного бакалавриата направлено на международное сообщество.
Цель всех программ Международного бакалавриата - воспитание личностей с интернациональным мышлением, которые, признавая свою гуманистическую направленность и разделяя ответственность за судьбу мира, способствуют улучшению качества жизни и созданию более миролюбивой атмосферы на всей планете. Исходя из этого, система Международного бакалавриата предлагает «профиль ученика», где очень доступно и лаконично описаны 10 компетенций, которыми учащийся должен овладеть в период обучения: любознательный, овладевающий знаниями, думающий, коммуникатор, принципиальный, открытый, заботящийся, готовый рисковать, сбалансированный, рефлексивный. Самым главным является то, что каждый ученик сам анализирует, какие качества он развил в ходе работы над тем или
иным заданием, он сам понимает, что у него должно быть сформировано к концу обучения [13].
Международный бакалавриат предлагает три образовательные программы для детей разного возраста (рис. 1):
программу дошкольного и начального образования (Primary Years Programme, или сокращенно PYP) для дошкольников и младших школьников от 3 до 12 лет;
программу неполного среднего образования (Middle Years Programme, или сокращенно MYP) для подростков с 11 до 16 лет; дипломную программу (полное среднее образование) (Diploma Programme, или сокращенно DP) для старшеклассников с 16 до 19 лет.
The IB continuum of international education
IB mission etalemenl
IB learner profile
Programm« standards and practices
I i
7
Рис. 1. Программы Международного бакалавриата
В данной статье рассматривается дипломная программа, которая представляет собой двухлетний курс, отвечающий потребностям высокомотивированных учащихся и позволяющий им получить такой уровень подготовки, который удовлетворяет требованиям ведущих университетов мира (рис. 2). В основе образовательной программы для старшеклассников лежит представление об общем образовании как о процессе образования, нежели о его содержании. По мнению разработчиков, «целью общего образования является не столько освоение знаний, сколько развитие общей способности ума использовать самые разные способы размышления».
Рис. 2. Модель дипломной программы
Дипломная программа включает в себя шесть групп предметов:
1) первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы;
2) иностранные языки и литература на этих языках;
3) человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и многие другие.);
4) естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и многие др.);
5) математика;
6) дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).
Центральными элементами модели, обеспечивающими целостность всей системы, являются:
1. Курсовая работа (The extended essay) - объемом минимум 4000 слов -своеобразный отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя.
2. Теория познания (Theory of knowledge) - разрабатывает согласованный подход к обучению, который объединяет все академические дисциплины. В рамках курса студентов учат аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать, правильно писать эссе.
3. Творчество, действие, служение (Creativity, action, service) (CAS) - это участие в театральных постановках, спорте и общественной работе.
Программа CAS (creativity, action, service) находится в самом центре дипломной программы. Она позволяет усилить и расширить знания и умения учащихся благодаря целостному подходу. Выделяется три направления:
- креативность - изучение, обработка и применение определенных идей
для представления их на публике;
- действие - некие физические нагрузки для поддержания здорового образа жизни;
- сервис - организация мероприятий, направленных на социальные нужды. CAS - достаточно сложная академическая программа, развивающая у
учащихся навыки взаимодействия друг с другом, самоопределения, достижения цели, в процессе чего учащиеся получают удовольствие от проделанной работы. Данная программа проводится в соответствии с интересами учащихся, их навыками, ценностями и происхождением. По окончанию программы у учащихся должно быть собрано портфолио как доказательство того, что он делал в течение обучения. Кроме того, завершение программы CAS основывается на достижении учащимися семи учебных результатов, которые они демонстрируют в своем портфолио:
- определение своих сильных сторон и дальнейшее их развитие;
- демонстрация навыков, которые были развиты при выполнении той или иной задачи;
- демонстрация навыков планирования текущих реализованных проектов CAS;
- демонстрация заинтересованности, регулярного участия и активного включения в работу текущих реализованных проектов CAS;
- демонстрация навыков при работе в группе;
- понимание глобальных проблем;
- понимание и восприятие нравственности выбора и действий [16].
Так как программа CAS является внеучебной деятельностью, то учебные результаты CAS можно сопоставить с метапредметными результатами по ФГОС. Проанализировав, удалось провести параллель между ними и найти наглядные сходства (таблица).
Сравнение учебных результатов в программа CAS и метапредметных
результатов ФГОС
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Learning outcomes
1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях LO3 Students can articulate the stages from conceiving an idea to executing a plan for a CAS experience or series of CAS experiences. This may be accomplished in collaboration with other participants. Students may show their knowledge and awareness by building on a previous experience, or by launching a new idea or Process
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Learning outcomes
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты LO5 Students are able to identify, demonstrate and critically discuss the benefits and challenges of collaboration gained th ough CAS experiences
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания LO4 Students demonstrate regular involvement and active engagement in CAS
4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности
6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов LO6 Students are able to identify and demonstrate their understanding of global issues, make responsible decisions, and take appropriate action in response to the issue either locally, nationally or internationally
7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей LO7 Students show awareness of the consequences of choices and actions in planning and carrying out CAS experiences
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Learning outcomes
8. Владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства LO1 Students are able to see themselves as individuals with various abilities and skills, of which some are more developed than others
9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения LO2 A new challenge may be an unfamiliar experience or an extension of an existing one. The newly acquired or developed skills may be shown through experiences that the student has not previously undertaken or through increased expertise in an established area
Единственным различием оказалось то, что во ФГОС прописан результат об умении использовать средства информационных и коммуникационных технологий, а также все результаты описаны очень подробно, тогда как в программе CAS все прописано немного шире и глобальнее.
В конце обучения ученики представляют конечный продукт - проект, который демонстрирует усидчивость, предприимчивость и позволяет увидеть такие развитые навыки, как умение работать в группе, решать проблемы и принимать решения. Подготовка к защите проекта длится не менее одного месяца, также он может включать в себя как одну, так и все направления программы CAS. Учащиеся используют такие CAS-этапы при заполнении портфолио и защиты проекта, как: исследование, подготовка, действие, рефлексия и представление [16].
Целью данного исследования является использование кинематографа как средства реализации программы CAS, с помощью которого студенты старшей школы Международного бакалавриата освоят компьютерные программы, будут затрагивать темы, лексику и грамматику, которые будут изучаться на уроках английского языка, а также темы социального характера, что будет воспитывать в них эмпатию, патриотизм, критическое мышление и т.д. Кроме того учащиеся смогут рассматривать проблемы на глобальном уровне, участвуя в международных фестивалях. Все это соответствует ФГОС и требованиям Международного бакалавриата. Данная программа позволяет учащимся провести параллель между изучением школьных предметов и прохождения программы CAS через специальные дискуссии, задания и перенесения изученного на реальную жизнь, что на сегодняшний день является неотъемлемой частью в обучении как по ФГОС , так и в соответствии с требованиями Международного бакалавриата.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего
учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
3. Документы министерства образования Пермского края. [Электронный ресурс]. - URL: http ://iboperm.perm.ru/ docs/.
4. История развития Международного бакалавриата. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ibo.org/history/.
5. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
6. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
7. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
8. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
9. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
10. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
11. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.
12. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. - URL: http:// standart.edu.ru.
14. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
15. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
16. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.