Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРОДВИЖЕНИИ ИХ РАБОТ И УСЛУГ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРОДВИЖЕНИИ ИХ РАБОТ И УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / РЕКЛАМА / ПРОДВИЖЕНИЕ УСЛУГ / МАРКЕТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / САЙТЫ / БЛОГИ / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна, Голубев Валерий Сергеевич

Роль современных цифровых технологий в стратегическом управлении современными строительными компаниями, в том числе в процессах регулирования их отношений с заказчиками, проектирования, реализации иных функций трудно недооценить. В настоящей статье показано, что на сегодняшний день применяется множество таких технологий и информационно-технических решений: разрабатываются сайты, активно используются возможности интернет-площадок и платформ, создаются группы в социальных сетях, применяются различные программные продукты. Сделан вывод о том, что только комплексное использование перечисленных информационно-цифровых решений даст наиболее эффективные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENTOF SMALL AND MEDIUM-SIZED CONSTRUCTION COMPANIESAND PROMOTION OF THEIR WORKS AND SERVICES

The role of modern digital technologies in the strategic management of modern construction companies, including the processes of regulating their relations with customers, design, implementation ofother functions is difficult to underestimate. This article shows that today a lot of such technologies and information-technical solutions are used: websites are developed, opportunities of Internet sites and platforms areactively used, groups in social networks are created, various software products are used. It is concluded thatonly the integrated use of the above information and digital solutions will give the most effective results.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРОДВИЖЕНИИ ИХ РАБОТ И УСЛУГ»

Пирогова О.Е., Голубев В.С.

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПРОДВИЖЕНИИ ИХ РАБОТ И УСЛУГ

Аннотация. Роль современных цифровых технологий в стратегическом управлении современными строительными компаниями, в том числе в процессах регулирования их отношений с заказчиками, проектирования, реализации иных функций трудно недооценить. В настоящей статье показано, что на сегодняшний день применяется множество таких технологий и информационно-технических решений: разрабатываются сайты, активно используются возможности интернет-площадок и платформ, создаются группы в социальных сетях, применяются различные программные продукты. Сделан вывод о том, что только комплексное использование перечисленных информационно-цифровых решений даст наиболее эффективные результаты.

Ключевые слова. Цифровые технологии, малый бизнес, средний бизнес, строительные компании, реклама, продвижение услуг, маркетинг, социальные сети, сайты, блоги, программные продукты.

Pirogova O.E., Golubev V.S.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MANAGEMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CONSTRUCTION COMPANIES AND PROMOTION OF THEIR WORKS AND SERVICES

Abstract. The role of modern digital technologies in the strategic management of modern construction companies, including the processes of regulating their relations with customers, design, implementation of other functions is difficult to underestimate. This article shows that today a lot of such technologies and information-technical solutions are used: websites are developed, opportunities of Internet sites and platforms are actively used, groups in social networks are created, various software products are used. It is concluded that only the integrated use of the above information and digital solutions will give the most effective results.

Keywords. Digital technologies, small business, medium business, construction companies, advertising, promotion of services, marketing, social networks, websites, blogs, software products.

Введение

На современном этапе развития все большую популярность обретают вопросы об эффективных инструментах, предназначенных для управления строительными компаниями малого и среднего бизнеса, а также для продвижения их товаров и услуг. При этом, управление данными компаниями, как правило, реализуется с активным применением цифровых технологий.

ГРНТИ 06.71.05 EDN RJPXEW

© Пирогова О.Е., Голубев В.С., 2023

Оксана Евгеньевна Пирогова - доктор экономических наук, доцент, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Валерий Сергеевич Голубев - аспирант Международного банковского института имени Анатолия Собчака (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Пирогова О.Е.): 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 (Russia, St. Petersburg, Politehnicheskaya str. 29). Тел.: +7 (964) 334-01-67. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.07.2023.

Неслучайно в последние годы выходит множество трудов, посвященных соответствующей тематике [1-5]. Однако, несмотря на бесспорный интерес к соответствующей тематике среди исследователей и представителей строительного бизнеса, в рассматриваемой сфере имеются проблемы, в том числе связанные с появлением все новых ИТ-решений, а также обусловленные трудностями внедрения и освоения некоторых из таковых. В связи с изложенным, тему настоящей статьи можно признать достаточно актуальной, требующей дальнейшего изучения.

Целью исследования является анализ цифровых технологий, используемых современными строительными компаниями в управлении бизнесом. Для достижения цели, поставлены и решены следующие задачи: рассмотреть цифровые технологии, наиболее популярные среди руководства строительных организаций малого и среднего бизнеса; описать их возможности и достоинства; выделить ключевые функции современных ИТ-решений для строительного и проектного бизнеса; оценить важность их комплексного применения для повышения эффективности работы соответствующих компаний. Материалы, методы, объект и предмет исследования

В качестве материалов исследования использовались: учебная и научно -методическая литература; статьи, опубликованные в периодических изданиях; материалы сайтов компаний-разработчиков различных информационно-цифровых решений для строительных компаний. В рамках исследования применялись различные методы научного познания, в том числе сравнительный, описательный, обобщения, метод опроса и анкетирования, методы анализа и синтеза. В качестве объекта исследования выступили строительные компании малого и среднего бизнеса, а также сами цифровые технологии, используемые данными организациями. В качестве предмета - механизмы и процессы, помогающие повысить эффективность работы соответствующих компаний в условиях цифровизации строительной отрасли и экономики всей страны.

Результаты исследования

Вопросы использования современных цифровых технологий в управлении бизнес-процессами строительных компаний, в том числе представляющих малый и средний бизнес (МСБ), все больше привлекают внимание исследователей. Например, в статье С.А. Третьяковой и Н.Г. Уразовой описывается важность соцсетей в продвижении и рекламе соответствующих компаний [4]. В исследовании О.В. Чумаковой рассматриваются особенности применения цифровых технологий в капитальном строительстве в качестве интеллектуальной собственности. Автором справедливо подчеркивается важность циф-ровизации всех строительных сфер для эффективного продвижения услуг на рынке [6].

Многие исследователи, работающие в соответствующем тематическом направлении, отмечают, что представители малого и среднего бизнеса в настоящее время все активнее используют для продвижения товаров и услуг популярные социальные сети, мессенджеры, интернет-порталы, например, такие как: Авито, Юла, ВКонтакте, Фейсбук, Твиттер, Ютуб, Рутуб, Инстаграм, Телеграм, Вотсапп, Вайбер и др. Не менее эффективным инструментом в развитии услуг соответствующих организаций являются и их собственные сайты, а также блоги, размещаемые в сети интернет [1].

В ходе анкетирования, проведенного среди 31 проектной компании города Санкт-Петербурга, представителей МСБ, были получены результаты, приведенные на рисунке 1. Из его содержания можно сделать вывод, что наиболее востребованным инструментом продвижения услуг среди представителей МСБ строительной и проектной отрасли считается сайт компании. При этом, надо понимать, что по данным проведенного опроса, речь идет об обыкновенном сайте - «визитке», без мероприятий по продвижению его в выдаче поисковых систем. То есть сайты выполняют в большей степени презентационную роль, чем являются средством прямого продвижения услуг.

Среди положительных аспектов использования сайта компании в качестве средства продвижения услуг отмечены низкая стоимость, единоразовость вложений, отсутствие необходимости затрат на обучение сотрудников. При этом, по данным опроса, в случаях, когда осуществлялись инвестиции в продвижение сайта, по различным поисковым запросам была отмечена высокая конверсия сайта. До 20% обращений приходятся на поступившие с сайта. Как отмечают участники опроса, на данном рынке, традиционно, наиболее эффективным средством продвижения компании является «сарафанное радио». Таким образом, при выборе цифрового инструмента необходимо учитывать, чтобы его интерфейс и функционал максимально ассоциировался с доверительной атмосферой личного общения.

Помимо этого, пользуются популярностью и такие маркетинговые инструменты, как e-mail- и СМС-рассылки, при помощи которых руководство и персонал строительных организаций доносят до своих потенциальных и реальных клиентов важные новостные сообщения, в том числе о проводимых акциях, скидках, новых услугах и т.д. Не менее важным представляется использование специального программного обеспечения - CRM-систем, предназначенных для управления строительными компаниями, в том числе для создания клиентских баз с возможностью хранения и дополнения данных о клиентах.

I I. .111.1

✓ / J* ¿Г J у у У / S

о*0 s* ^ Ж ¿Г ^ *

ЯГ (JN х<г>

Рис. 1. Распределение применяемых компаниями инструментов продвижения услуг

CRM-системой называют программный продукт, с помощью которого агрегируются данные об актуальных и потенциальных клиентах, подписанных и планируемых договорах. CRM-системы позволяют оптимизировать процесс обслуживания клиентов, в том числе повысить эффективность продаж, анализировать результаты маркетинговых усилий, что, в конце концов, ведет к снижению издержек, минимизации рыночных рисков и увеличению прибыли. CRM-системы можно классифицировать по следующим основным типам: операционные; аналитические; комбинированные. Следует отметить, что комбинированные системы пользуются наибольшей востребованностью в среде МСБ в России. К ним можно отнести Мегаплан, AmoCRM, Битрикс24, 1C:CRM, StorVerk CRM, ПланФикс, FreshOffice.

Можно выделить два основных вида CRM-систем по способу предоставления своего функционала:

1. SaaS - облачная модель предоставления программного обеспечения, «система как сервис»;

2. Standalone - это программный продукт, установленный и используемый на компьютере или сервере клиента - конечного пользователя. Данный продукт либо предоставляет свой функционал в неизменном виде, либо поставщик дорабатывает его под потребности клиента.

К началу 2022 года в российских компаниях преобладали CRM-системы зарубежных разработчиков. В сегменте операционных CRM (oCRM), автоматизирующих взаимоотношения с клиентами, чаще других использовались системы таких вендоров, как Oracle, Microsoft, SAP, Salesforce. В сегменте аналитических CRM (aCRM), позволяющих выявлять закономерности в поведении клиентов, - SAS, HCL (IBM), Teradata, Exponea. Так было до тех пор, пока глобальные поставщики CRM в 2022 году не объявили об уходе с российского рынка. Кто-то из них просто уведомил заказчиков об отключении облачной версии системы, кто-то потребовал перенести данные за рубеж, кто-то приостановил работу технической поддержки и продажу лицензий.

Больше всех пострадали крупные российские компании и корпорации, пользующиеся CRM по модели SaaS (например, SalesForce) или развернутыми в облаках (например MicrosoftAzure, Amazon WebServices, Google Cloud). Они почти одномоментно утратили доступ к своим облачным CRM и, соответственно, лишились возможности продаж и взаимодействия с клиентами, обеспечивающих рост прибыли и устойчивость бизнеса [7]. Таким образом, эффективность и целесообразность применения управленческих цифровых решений на уровне предприятий МСБ должна оцениваться не только стоимостью и сроками внедрения, ожидаемыми эффектами повышения эффективности управления и продаж, но и возможностью локализации и сохранения данных, исключения доступа к информации третьих лиц и возможностью быстрого переноса работы платформы на другие облачные или серверные мощности. Предпочтение следует отдавать разработкам отечественный компаний.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

В ходе анкетирования, проведенного среди 31 проектной компании города Санкт-Петербурга из числа МСБ по вопросу применения в управленческой деятельности CRM-решений, были получены результаты, представленные на рисунке 2. Как видно из рисунка 2, почти треть компаний не использует СRM-системы в управленческой деятельности. По данным интервьюирования, основные причины, по которым руководство проектных и строительных организации избегает использования цифровых сервисов - это высокая стоимость и длительные сроки внедрения, негативное отношение персонала к необходимости работы в новом продукте, достаточность существующих учетных форм для решения всех текущих задач.

□ Битрикс24

□ 1С CRM

□ amoCRM

□ МегаПлан

□ RetailCRM

□ StorVerk CRM

□ Другие

□ Не пользуются

Рис. 2. Распределение применяемых проектными компаниями CRM-систем

Отмеченные программные решения также позволяют автоматизировать процессы планирования сроков и содержания проектов, в том числе: планировать структурные декомпозиции различных, в том числе строительных проектов, а также их контрольные этапы (события); рассчитывать календарные планы проектов; фиксировать базовые планы; контролировать ход работ по проектам; экспортировать и импортировать данные из/в MS Project и др.

Следует подчеркнуть, что в современном мире все большую популярность набирают технологии виртуальной реальности, позволяющие наглядно демонстрировать потенциальным клиентам и заказчикам запланированные конечные результаты строительных работ (услуг). Так, в исследовании А.С. Ко-ротковой подчеркиваются достоинства таких технологий, в том числе: обновляемость, простота интеграции, возможность проектировать высокохудожественные визуальные образы и эффекты [8]. Например, для современных строительных, в том числе проектных компаний все больший интерес представляют технологии и инструменты так называемой дополненной виртуальной реальности, в том числе в области генеративного дизайна, SD-принтинга, машинного обучения и т.д.

Помимо применения программных продуктов для 3D-моделирования, разработки и документального оформления различных строительных проектов, маркетинговые процессы также все чаще планируются и управляются в автоматизированном режиме, причем некоторые авторы исследуют влияние пандемии на активное развитие цифровизации всех процессов в строительстве [9, 10]. Ряд трудов посвящен изучению программных модулей, предназначенных для автоматизированного кадрового учета в современных строительных организациях, а также вопросам управления взаимоотношениями сотрудников соответствующих компаний с клиентами при помощи тех или иных информационно-цифровых решений [11, 12].

В некоторых исследованиях особый акцент делается на анализе существующих автоматизированных систем управления рисками на предприятиях. Например, в статье А.В. Колесниковой и Я.В. Самойловой подчеркивается важность соответствующих аспектов, при этом отмечается целесообразность использования системы BigData, возможностей распределённых сетей, технологий когнитивной обработки данных и др. [13]. В ряде работ отмечается также важность обеспечения информационной безопасности компаний в современной интернет-среде [14].

Заключение

Безусловно, современные предприятия, в том числе строительные компании, должны оптимально задействовать существующий арсенал возможностей цифровых технологий, что особенно важно в условиях развития глобальных трансформационных процессов, цифровизации строительной отрасли, а также всей экономики страны. Проведенный нами анализ научной литературы, а также сайтов компаний - разработчиков различных цифровых решений для строительных предприятий позволил сделать вывод о том, что цифровые технологии обеспечивают эффективное выполнение множества функций.

В частности, они выступают в качестве инструмента эффективного планирования деятельности строительных организаций; позволяют в автоматизированном режиме осуществлять управление кадрами; обеспечивают точный и оперативный внутренний контроль качества строительных работ и услуг; помогают координировать и корректировать в автоматизированном режиме внутреннюю финансовую, инвестиционную, кадровую политику предприятий; обеспечивают эффективные коммуникации в онлайн-режиме между руководством и персоналом строительных компаний, а также между сотрудниками и поставщиками, клиентами, подрядчиками, субподрядчиками и др. субъектами; позволяют более эффективно планировать и реализовывать маркетинговые кампании и мероприятия, оперативно информировать клиентов об акциях, скидках, условиях работы, использовать различные цифровые рекламные каналы; обеспечивать обучение персонала в онлайн-режиме при помощи специальных программных комплексов и онлайн-технологий; реализовать самостоятельную онлайн-за-пись клиентов, заказчиков, поставщиков на прием к руководству и конкретным сотрудникам компаний; производить 3D-визуализацию будущих объектов строительства и ремонтно -отделочных работ; формировать в автоматизированном режиме различную проектную, сметную, бухгалтерскую, финансовую и др. документацию; производить автоматический анализ больших информационных массивов, их хранение и защиту данных.

Таким образом, использование цифровых технологий позволяет обеспечить удобный электронный документооборот и оперативное взаимодействие различных акторов строительной отрасли. Следует подчеркнуть и особую важность комплексного использования данных технологий в продвижении услуг и развитии строительного бизнеса в целом. Современные IT-решения помогают строительным фирмам укреплять свои позиции и конкурентные преимущества в своем сегменте, способствуя повышению экономических показателей деятельности соответствующих компаний.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Паненков А.А. Управление цифровой трансформацией при реализации инвестиционно-строительных проектов: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2020.

2. Сонин Я.Л. Совершенствование инвестиционно-строительного проектирования в условиях цифровой экономики: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2021.

3. Шальнев О.Г. Управление устойчивым инновационным развитием предприятий строительного комплекса в условиях цифровой экономики: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. Воронеж, 2022.

4. Третьякова C.А., Уразова Н.Г. Применение современных методов рекламы в строительстве // Молодежный вестник ИрГТУ. 2022. Т. 12. № 1. С. 160-165.

5. Pirogova O., Plotnikov V., Yusufova A. An Approach to Assessing Construction Enterprise Intellectual Capital in the Digital Age // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. Vol 180. P. 381-390.

6. Чумакова О.В. Цифровые технологии в капитальном строительстве как объект интеллектуальной собственности // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 11a. С. 45-52.

7. CRM (рынок России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Ста-тья:CRM_(рынок_России) (дата обращения 23.06.2023).

8. Короткова А.С. Виртуальная реальность в архитектурной практике // Научный альманах центрального Черноземья. 2022. № 1-1. С. 261-266.

9. Умярова А.И. Системы автоматизации в управлении процессами маркетинга организаций строительной отрасли // Экономические исследования и разработки. 2021. № 10. С. 13-25.

10. Курдюмова К.А., Томилова А.Н. Развитие маркетинга в сфере строительства и ремонта в период пандемии Covid-19 // Менеджмент и маркетинг: вызовы XXI века. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. С. 155-157.

11. Дубинина А.В., Кожевникова А.А. Использование цифровых технологий в строительстве // Финансы. Современное состояние. Проблемы и перспективы. Сборник статей и тезисов докладов, приуроченный к 50-летию экономического факультета. Луганск, 2022. С. 128-130.

12. Сушкова О.В. Использование цифровых (электронных) технологий при информационном обеспечении деятельности СРО в сфере строительства // Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства в строительной сфере. М., 2020. С. 177-183.

13. Колесникова А.В., СамойловаЯ.В. Развитие портфельной теории и финансовые инновации 21 века // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 4 (38). С. 39-52.

14. Горбатиков А.А., Микуленков А.С., Васильев С.А. Применение новых технологий на основе искусственного интеллекта для безопасности данных в киберпространстве и в финансовом секторе // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 4 (38). С. 24-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.