Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ" В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И СМЕСЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ" В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И СМЕСЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ / ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / СМЕСИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / ОБРАЩЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НОТИФИКАЦИЯ / ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ / МАРКИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирошник Анна Андреевна, Филаткин Павел Викторович, Дружинина Наталья Александровна

Авторами подчеркивается значимость технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017) для целостности системы государственного регулирования обращения химических веществ и смесей и обеспечения химической безопасности в Российской Федерации. В статье представлено описание таких ключевых элементов ТР ЕАЭС 041/2017, как процедура нотификации новых химических веществ, реестр химических веществ и смесей Евразийского экономического союза, а также информирование об опасных свойствах химической продукции по цепи поставок с использованием паспортов безопасности и предупредительной маркировки. Особое внимание уделено возможностям применения данных реестра для дальнейшего развития системы регулирования в смежных областях, в том числе в рамках климатической повестки. Авторами также отмечается, что со вступлением в силу данного нормативного правового акта в Российской Федерации будут законодательно закреплены международно-признанные подходы к оценке опасности химической продукции, которые были одобрены в рамках Рекомендаций Организации Объединенных Наций «Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции» (СГС). Гармонизация национального законодательства с Рекомендациями ООН СГС направлена на обеспечение защиты здоровья человека и окружающей среды, а также снижение технических барьеров в торговле. Кроме того, внедрение СГС позволяет подтвердить приверженность страны Стратегическому подходу к международному регулированию химических веществ и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В заключение авторами рассмотрены возможные негативные последствия для российских предприятий промышленности в случае переноса вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017 на 2025 год и более отдаленную перспективу при введении международных финансовых механизмов «за безответственное производство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мирошник Анна Андреевна, Филаткин Павел Викторович, Дружинина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TECHNICAL REGULATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION "ON THE SAFETY OF CHEMICAL PRODUCTS" IN DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE NATIONAL REGULATION OF CHEMICALS AND MIXTURES CIRCULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors emphasize the importance the Eurasian Economic Union technical regulation "On chemical product safety" (TR EAEU 041/2017) for the integrity of the state regulation for handling of chemicals and mixtures and ensuring chemical safety in the Russian Federation. The article provides a description of the EAEU TR 041/2017 paying special attention to the procedure of notification of new chemicals, the register of chemicals and mixtures of the Eurasian Economic Union, as well as information on the hazardous properties of chemical products along the supply chain using safety data sheets and labelling. Particular attention is paid to the possibilities of using the registry data for the further development of the regulatory system in related areas, including the climate agenda. The authors also note that the entry into force of the EAEU TR 041/2017 will lead to legislative approval of internationally recognized approaches to hazard assessment under United Nations Recommendations "Globally Harmonized System of Hazard Classification and Labeling of Chemical Products" (GHS). Harmonization of national legislation with the UN GHS Recommendations is aimed at ensuring the protection of human health and the environment and reducing technical barriers to trade as well. In addition, the implementation of the GHS confirms the country's commitment to the Strategic Approach to International Chemicals Management and the 2030 Agenda for Sustainable Development. In conclusion, the authors considered the possible negative consequences for Russian export-oriented industrial enterprises if the entry into force of the EAEU TR 041/2017 will be postponed to 2025 and a more distant perspective giving the high chance of implementation of international financial mechanisms "for irresponsible production".

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА "О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ" В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И СМЕСЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №6, Том 13 / 2021, No 6, Vol 13 https://esi.todav/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://esj .todav/PDF/49ECVN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Мирошник, А. А. Роль технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» в развитии системы государственного регулирования обращения химических веществ и смесей Российской Федерации / А. А. Мирошник, П. В. Филаткин, Н. А. Дружинина // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. — URL: https://esj.today/PDF/49ECVN621.pdf

For citation:

Miroshnik A.A., Filatkin P.V., Druzhinina N.A. The role of the technical regulation of the Eurasian Economic Union "On the safety of chemical products" in development of the system of state national regulation of chemicals and mixtures circulation in the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, 13(6): 49ECVN621. Available at: https://esj.today/PDF/49ECVN621 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Мирошник Анна Андреевна

ФГАУ «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики»

Филиал в г. Москве, Москва, Россия Заместитель начальника отдела легкой, строительной и сельскохозяйственной промышленности

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=1021924

Филаткин Павел Викторович

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Москва, Россия Заместитель директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий

E-mail: [email protected]

Дружинина Наталья Александровна

Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Координационно-информационный центр государств-участников

СНГ по сближению регуляторных практик», Москва, Россия Заместитель руководителя департамента Стандартизации регуляторных практик

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=1080895

Роль технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» в развитии системы государственного регулирования обращения химических веществ и смесей Российской Федерации

Аннотация. Авторами подчеркивается значимость технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017) для целостности системы государственного регулирования обращения химических веществ и смесей и обеспечения химической безопасности в Российской Федерации. В статье представлено описание таких ключевых элементов ТР ЕАЭС 041/2017, как процедура нотификации новых химических веществ, реестр химических веществ и смесей Евразийского экономического союза, а также информирование об опасных свойствах химической продукции по цепи поставок с использованием паспортов безопасности и предупредительной маркировки. Особое внимание уделено возможностям применения данных реестра для дальнейшего развития системы регулирования в смежных областях, в том числе в рамках климатической повестки. Авторами также отмечается, что со вступлением в силу

данного нормативного правового акта в Российской Федерации будут законодательно закреплены международно-признанные подходы к оценке опасности химической продукции, которые были одобрены в рамках Рекомендаций Организации Объединенных Наций «Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции» (СГС). Гармонизация национального законодательства с Рекомендациями ООН СГС направлена на обеспечение защиты здоровья человека и окружающей среды, а также снижение технических барьеров в торговле. Кроме того, внедрение СГС позволяет подтвердить приверженность страны Стратегическому подходу к международному регулированию химических веществ и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В заключение авторами рассмотрены возможные негативные последствия для российских предприятий промышленности в случае переноса вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017 на 2025 год и более отдаленную перспективу при введении международных финансовых механизмов «за безответственное производство».

Ключевые слова: система регулирования; химические вещества; смеси; технический регламент; обращение химической продукции; промышленность; безопасность; нотификация; паспорт безопасности; маркировка

Химические вещества и их смеси давно стали неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни, делая ее более комфортной и помогая в борьбе с такими вызовами человечеству как пандемия COVID-19. Вместе с тем, именно они признаются в качестве источника угрозы для здоровья человека, а также причины загрязнения окружающей среды, утраты биоразнообразия и изменения климата. Как отмечает и.о. Исполнительного директора Программы Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде Джойс Мсуйа «Наша жизнь невозможна без химических веществ. Но мы не можем мириться с последствиями их неудовлетворительного регулирования» [1, с. 9]. Целью настоящего исследования является определение значимости технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» для развития российской системы государственного регулирования обращения химических веществ и смесей с учетом международных тенденций в данной сфере, а также возможных последствий невступления в силу данного нормативного правового документа в ближайшей перспективе.

Российской Федерацией предпринимаются последовательные шаги по реализации принципов системного подхода в сфере регулирования обращения химических веществ и их смесей, а также обеспечения химической безопасности. Начиная с 2003 года планомерно развивается государственная политика в данной области, разрабатываются федеральные программы по ее реализации, предпринимаются меры стимулирования в отношении модернизации и экологизации промышленности, снижения негативного воздействия химически опасных факторов (как технологических процессов и готовой продукции, так и нереализованных вторичных ресурсов), а также меры по ликвидации последствий хозяйственной деятельности на выведенных из эксплуатации химически опасных производственных объектах [2].

Ключевым документом, обеспечивающим целостность системы регулирования обращения химической продукции и внедрение международных подходов к оценке опасности, является технический регламент о безопасности химической продукции, который изначально разрабатывался Минпромторгом России как национальный, однако с образованием Таможенного союза и его последующего расширения до Евразийского — перешел на наднациональный уровень.

После длительных согласований технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (далее — ТР ЕАЭС 041/2017, технический регламент) был принят 3 марта 2017 года Решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК, Комиссия) № 19. Это событие и последующая работа, проводимая на площадке ЕЭК по разработке и согласованию документов, детализирующих его положения (так называемых «документов второго уровня» 1 ) послужили причиной отмены аналогичного технического регламента Российской Федерации2, который планировалось ввести в действие с 1 июля 2021 года.

Основными целями разработки ТР ЕАЭС 041/2017 являлись:

• установление единых обязательных для применения требований к безопасности химической продукции для обеспечения защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей) в отношении ее назначения и возможного негативного воздействия;

• устранение технических барьеров в торговле и свободное движение на таможенной территории Союза химической продукции, отвечающей установленным требованиям;

• гармонизация с наилучшими международными практиками в области химического регулирования путем внедрения и закрепления на законодательном уровне Рекомендаций ООН «Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции» 3 (далее — СГС), принятых во всех развитых странах мира и содержащих единые подходы к оценке опасности химической продукции и элементам информирования о мерах безопасного с ней обращения (рис. 1) [3].

При формировании норм технического регламента учитывались как международные подходы к регулированию обращения химической продукции, так и национальные приоритеты государств-членов Союза в области обеспечения химической безопасности.

Приоритеты Российской Федерации в указанной сфере деятельности утверждаются Президентом в рамках соответствующего документа стратегического планирования — Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности. Действующий на сегодняшний день документ4 заменяет собой версию от 2013 года и определяет цели и задачи на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. При этом, среди химических угроз, на нейтрализацию которых направлено развитие государственного регулирования, остаются широкое использование химических веществ с высокой токсичностью, а также разработка и внедрение в производство принципиально новых классов

1 Проект Решения совета ЕЭК «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра химических веществ и смесей Евразийского экономического союза и порядка нотификации новых химических веществ»: URL: https://docs.eaeunion.org/ria/ru-ru/0102992/ria 29052018 (дата обращения: 20.12.2021 г.).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 г. № 1019 «О техническом регламенте о безопасности химической продукции» утратило силу с 28 июня 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2019 года № 761.

3 URL: https://unece.org/ru/ghs-rev7-2017 (дата обращения: 20.12.2021 г.).

4 Указ Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».

химических веществ, воздействие которых на человека и окружающую среду изучено не в полной мере.

- полномасштабное регулирование (внедрена СГС) Щ - регламенты REACH и CLP (на основе СГС)

Щ - переходное регулирование (внедрение СГС)

Щ - переход от REACH и CLP на СГС

Щ - регулирование по СГС на добровольной основе

| - обязательства внедрить по СГС после 2020 г.

- законодательство отсутствует, но СГС признана

- законодательство в разработке

- отсутствие регулирования

- TP ЕАЭС 041/2017 (на основе СГС)

Рисунок 1. Реализация современных подходов к регулированию химической продукции в разных странах — переход на принципы СГС

Механизм нейтрализации перечисленных угроз нашел свое воплощение в техническом регламенте в виде предписания по замене опасных химических веществ на химические вещества, отнесенные к более низкому классу опасности или не классифицированные как опасные (при возможности), а также в виде процедуры нотификации новых химических веществ (далее — нотификация).

Нотификация новых химических веществ

Процедура нотификации направлена на исключение допуска на рынок новых для таможенной территории Союза химических веществ, воздействие которых на здоровье человека и окружающую среду изучено недостаточно. При этом следует отметить, что к новым

Вестник Евразийской науки 2021, №6, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 6, Vol 13 https://esj.today

химическим веществам будут относиться не только инновационные разработки, но и все вещества, сведения о которых не включены в реестр химических веществ и смесей Евразийского экономического союза (далее — Реестр), создание которого предусмотрено положениями ТР ЕАЭС 041/2017. Нотификация должна быть проведена до выпуска нового химического вещества в обращение, в том числе в составе смесевой продукции, путем комплексного исследования опасных свойств с заполнением специального документа — отчета о химической безопасности. Результатом процедуры является включение сведений о нотифицируемом химическом веществе в Реестр, что фактически переводит его из категории «новых» в категорию «существующих».

Детализация процесса и разъяснения по заполнению отчета о химической безопасности обеспечены положениями соответствующего проекта документа второго уровня — Порядка нотификации новых химических веществ (далее — Порядок нотификации), при разработке которого были учтены Рекомендации Совета ОЭСР о минимальном предпродажном наборе данных 5 . Согласно указанным Рекомендациям подобный набор данных должен служить основой для первичной оценки опасности и быть доступным в отношении новых химических веществ до того, как они поступят на рынок.

В целях снижения нагрузки на бизнес и содействия в продвижении инноваций положениями проекта Порядка нотификации предусмотрены следующие возможности:

• поэтапное представление информации о новом химическом веществе, согласно которому производитель или поставщик химической продукции на рынок Союза (далее — заявитель) имеет право нотифицировать вещество на основе только первой части отчета о химической безопасности, содержащей результаты скрининговых методов оценки, с представлением стратегии дальнейших исследований;

• совместная подача данных о новом химическом веществе в целях распределения затрат между несколькими заявителями на получение информации для заполнения отчета о химической безопасности;

• использование накопленных сведений о химических веществах и применение альтернативных лабораторным испытаниям методов исследования, в том числе на основе широко применяемой в международной практике зависимости «структура-активность» QSAR (Quantitative Structure Activity Relationships) [4].

Предполагается, что дополнительные меры поддержки инновационных разработок будут предусмотрены в государствах-членах Союза на национальном уровне. Такие меры могут быть направлены, в том числе, на компенсацию части затрат предприятий на проведение лабораторных исследований (испытаний) в целях нотификации.

Пунктом 8 части I отчета о химической безопасности предусмотрена оценка возможности использования нотифицируемого химического вещества в качестве безопасного аналога регистрируемой химической продукции и (или) ее компонентов. Выводы и предложения заявителя в отношении такой оценки верифицируются уполномоченным органом, поэтому в дальнейшем могут быть использованы для составления перечня безопасных

5 Решение Совета ОЭСР о минимальном предпродажном наборе данных для оценке химических веществ [C(82)196/Final] (англ. Decision on the Minimum Pre-marketing set of Data in the Assessment of Chemicals) — URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/QECD-LEGAL-0199 (дата обращения 20.12.2021 г.).

Страница 5 из 16

49ECVN621

альтернатив (по аналогии со списком «Safer Chemical Ingredients List» Агентства окружающей среды США6).

В приведенном примере такого списка (рис. 2) все химические вещества сгруппированы по их функциональному назначению и имеют соответствующую цветовую индикацию в зависимости от полноты и качества данных, лежащих в основе их оценки, а именно:

О — вещество признано безопасным на основе экспериментальных и смоделированных данных;

© — предполагается, что химическое вещество не вызывает опасений на основании экспериментальных и смоделированных данных;

— химическое вещество соответствует критериям безопасного выбора для своего функционального класса компонентов, однако имеет некоторые пробелы в данных; несмотря на то, что химическое вещество является лучшим в своем классе и одним из самых безопасных, доступных для конкретного вида использования, данную функцию следует рассматривать как область для разработки более безопасных инноваций.

Л C.I. Acid Blue 93 28983-56-4 Colorants

Л C.I. Acid Brown 14, disodium salt 5850-16-8 Colorants

о C.I. Acid Green 1 19381-50-1 Colorants

Л C.I. Acid Orange 24, monosodium salt 1320-07-6 Colorants

Л C.I. Acid Red 14 3567-69-9 Colorants

g C.I. Acid Red 289 12220 28-9 Colorants

• C.I. Acid Red 52 3520-42-1 Colorants

о C.I. Acid Violet 34 6408-63-5 Colorants

Л C.I. Acid Violet43 4430-18-6 Colorants

Рисунок 2. Экранная форма перечня химических веществ Агентства окружающей среды США, представляющих собой безопасные альтернативы в категории «Красители»

Подобный перечень безопасных альтернатив, составленный по итогам процедуры нотификации, может стать одной из составляющих открытой части Реестра и содействовать в продвижении инноваций для устойчивого развития, что является одним из международных трендов в сфере регулирования химической продукции [5].

Реестр химических веществ и смесей Евразийского экономического союза

Согласно определению, Реестр — это информационный ресурс, содержащий сведения о свойствах химических веществ и смесей, в том числе информацию об их запрещении, ограничении или разрешении их применения на таможенной территории Союза.

6 Перечень более безопасных ингредиентов Агентства окружающей среды США (англ. Safer Chemical Ingredients List of U.S. Environmental Protection Agency) — URL: https://www.epa.gov/saferchoice/safer-ingredients (дата обращения: 20.12.2021 г.).

Помимо вышеупомянутой функции выявления новых химических веществ и определения применимости требований по нотификации, положениями технического регламента предусмотрено использование Реестра в качестве источника данных для таких процессов как идентификация, классификация опасности, составление паспорта безопасности, а также определение формы государственной регистрации химической продукции (уведомительная или разрешительная).

Реестр состоит из национальных частей, формирование которых согласно проектам документам второго уровня, осуществляется уполномоченными органами государств-членов Союза в едином структурном виде с возможностью обеспечения информационного обмена средствами интегрированной системы и предоставлением бесплатного доступа заинтересованных лиц к открытой (неконфиденциальной) его части, а именно: информации об опасных свойствах химической продукции и мерах по безопасному с ней обращению. Обеспечение свободного доступа к такого рода сведениям направлено на реализацию одного из основополагающих прав человека — права на получение информации.

Важно отметить, что сбор, систематизация, учет, хранение и обработка информации об обращении химических веществ и продукции в промышленности и торговле является одним из приоритетных направлений развития национальной системы регулирования обращения химической продукции Российской Федерации, отраженной в ведомственной Концепции Минпромторга России 7 . Согласно федеральному закону «О промышленной политике в Российской Федерации»8 с целью автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития была создана Государственная информационная система промышленности (далее — ГИСП).

В соответствии с распределением полномочий в рамках реализации ТР ЕАЭС 041/2017, уполномоченным органом, ответственным за формирование и ведение национальной части Реестра, является Минпромторг России9.

В рамках подготовки к вступлению в силу ТР ЕАЭС 041/2017 на первом этапе формирования национальной части Реестра Минпромторгом России была организована процедура инвентаризации химических веществ, а именно — сбора и обработки сведений о химических веществах, находящихся в обращении и планируемых к обращению на территории Российской Федерации. Для облегчения прохождения данной процедуры был разработан единый шаблон в структурированном электронном формате и реализован специальный сервис в ГИСП — «Инвентаризация химических веществ в Российской Федерации», что позволило производителям и поставщикам, выпускающим свою продукцию в обращение на рынок России, удаленно подать соответствующие сведения о химических веществах [4].

7 Приказ Минпромторга России от 31.12.2015 № 4372 «Об утверждении Концепции развития системы государственного регулирования обращения химических веществ и продукции и плана мероприятий по ее реализации».

8 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2020 года № 1407 «Об уполномоченных органах, ответственных за реализацию технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» в Российской Федерации» (1111 РФ 1407).

Страница 7 из 16

49ECVN621

Перечень химических веществ, составленный по итогам инвентаризации на основе предложений субъектов деятельности в сфере промышленности и торговли и с учетом экспертной обработки данных, включает 79 950 уникальных химических веществ. Обезличенные результаты были опубликованы 30 декабря 2020 г. на официальном портале ГИСП10 и доступны для просмотра всеми заинтересованными лицами. Дальнейшее развитие данного сегмента предусматривает расширение идентификационных данных химических веществ информацией об их свойствах, в том числе возможность представления сведений промышленностью.

С точки зрения регулятора, помимо функций учета выпускаемой в обращение химической продукции, Реестр может служить основой для дальнейшего развития национальной системы регулирования, в том числе при построении риск-ориентированного подхода, обеспечении готовности к чрезвычайным ситуациям с участием химической продукции, а также в целях постепенного вывода из обращения химических веществ, оказывающих наиболее серьезные последствия для здоровья ныне живущих и будущих поколений (рис. 3).

Рисунок 3. Возможные области применения данных национальной части Реестра в системе регулирования обращения химической продукции

Информирование по цепочке поставок

Основными источниками сведений о химической продукции, в том числе в рамках ведения Реестра и производственно-сбытовых цепочек, является паспорт безопасности химической продукции и предупредительная маркировка. Структура и состав информации данных элементов информирования гармонизированы на международном уровне в рамках Рекомендаций ООН-СГС.

10 Единый перечень химических веществ (публичный) — URL: https://gisp.gov.ru/cheminv/pub/app/search/ (дата обращения: 20.12.2021 г.).

Следует отметить, что работы по внедрению принципов СГС в России ведутся более 15 лет в рамках стратегии развития национальной стандартизации. На сегодняшний день система межгосударственных и национальных стандартов включает в себя более 150 действующих документов, в том числе основополагающие стандарты по классификации опасности, предупредительной маркировке и паспорту безопасности химической продукции, а также серию рекомендаций по применению критериев классификации опасности, методы испытаний Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), методы испытаний физико-химических свойств продукции, применение принципов надлежащей лабораторной практики GLP (Good Laboratory Practice) и т. д.

В соответствии с принципами стандартизации, установленными Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» 11 , применение данных документов осуществляется на добровольной основе, в связи с чем сопровождение химической продукции паспортом безопасности по ГОСТ 30333 и нанесение предупредительной маркировки по ГОСТ 31340 до даты вступления технического регламента в силу остается осознанным выбором компаний, стремящихся соблюдать наилучшие практики регулирования и повысить доверие потребителей путем транспарантности. Необходимо отметить, что, судя по объемам базы данных «Регистр паспортов безопасности химической продукции Российской Федерации и стран СНГ»12, которая на сегодняшний день насчитывает более 72 тыс. документов, такой выбор сделали многие предприятия промышленности.

Указанные элементы информирования направлены на предоставление достоверной и достаточной информации о химической продукции в целях принятия решения различными целевыми группами пользователей, включая конечных потребителей, работников предприятия, представителей транспортных и аварийно-спасательных служб, а также сотрудников госструктур.

Предупредительная маркировка наносится на этикетку или непосредственно на упаковку и является ключевым способом доведения информации об опасных свойствах химической продукции и мерах по безопасному с ней обращению до конечных потребителей в случаях, когда паспорт безопасности не доступен. В большинстве случаев предупредительная маркировка является единственным способом информирования бытовых потребителей химической продукции.

В отличие от маркировки, паспорт безопасности содержит расширенные сведения о химической продукции на всех этапах ее жизненного цикла и тем самым является ключевым элементом информирования по цепочке поставок. Поскольку одной из целей технического регламента является предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей) химической продукции крайне важно обеспечить доступность восприятия, а также полноту и непротиворечивость представленных в документах сведений. Вместе с тем все большее беспокойство, в том числе у зарубежных экспертов вызывает качество данных документов [7; 8].

В целях исключения передачи некорректной или неполной информации о химической продукции положениями ТР ЕАЭС 041/2017 и проектами документов второго уровня предусмотрена проверка (экспертиза) паспорта безопасности в ходе оценки соответствия химической продукции требованиям данного регламента, которая проводится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2020 года).

12 Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2018670022. Правообладатель: Ассоциация «НП КИЦ СНГ».

Страница 9 из 16

49ECVN621

уполномоченными органами государств-членов Союза в форме уведомительной или разрешительной государственной регистрации.

Государственная регистрация химической продукции

Согласно ТР ЕАЭС 041/2017 химическая продукция подлежит оценке соответствия перед выпуском в обращение, однако в связи с широкой областью распространения данного регламента был предусмотрен поэтапный подход к введению требований по государственной регистрации в зависимости от объема поставок и категории химической продукции (химическое вещество или смесь). Так, с введением в действие технического регламента требования к государственной регистрации будут применяться только в отношении химической продукции, представляющей собой химическое вещество и выпускаемой в обращение одним заявителем в количестве более 1000 тонн в год, с поэтапным расширением сферы охвата каждые два года (табл. 1).

Таблица 1

Сроки поэтапного введения требований к государственной регистрации химической продукции

Категория химической продукции Объем выпуска в обращение одним заявителем, тонны в год Срок вступления в силу требований к государственной регистрации

Химическое вещество более 1000 с вступлением в силу ТР ЕАЭС 041/2017

от 100 до 1000 спустя 2 года с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

1 до 100 спустя 4 года с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

менее 1 спустя 6 лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

Химическая смесь более 1000 спустя 5 лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

от 100 до 1000 спустя 7 года с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

1 до 100 спустя 9 лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

менее 1 спустя 11 лет с даты вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017

С даты введения требований по государственной регистрации в отношении определенной категории химической продукции у заявителей будет три года на прохождение установленных процедур. После завершения трехлетнего переходного периода допуск химической продукции на рынок будет возможен только после проведения оценки соответствия и получения соответствующего подтверждающего документа — бессрочного свидетельства об уведомительной государственной регистрации или разрешения на использование химической продукции сроком на 5 лет.

Детализация процедуры оценки соответствия, в том числе механизм автоматической перерегистрации химической продукции в случае отсутствия замечаний спустя пять лет после выдачи разрешения, предусмотрены в рамках документа второго уровня, а именно проекта Порядка формирования и ведения Реестра. В положения данного Порядка, среди прочего, включены:

• перечень официальных информационных источников, рекомендуемых для использования при составлении паспорта безопасности химической продукции;

• перечень условий, при которых не требуется проводить исследования (испытания);

Вестник Евразийской науки 2021, №6, Том 13 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 6, Vol 13 https://esj.today

• возможность применения альтернативных методов исследования испытаниям на лабораторных животных, включая анализ близких по химической структуре химических веществ (аналогов), имеющих общие функциональные группы (принцип структурного подобия), и моделирование на основании количественного и качественного соотношения «структура — свойство» ((Q)SARs, read-across методы и пр.);

• справочный перечень химических веществ, оказывающих канцерогенное, мутагенное действие, воздействующих на репродуктивную функцию и обладающих хронической токсичностью для водной среды (класс 1), составленный в целях упрощения выбора заявителем формы государственной регистрации химической продукции.

Заключение

Фундаментальные принципы международной политики в области безопасного управления химическими веществами такие как «загрязнитель платит» (the "polluter pays" principle), «от колыбели до могилы» ("cradle-to-grave" approach), «анализ опасности и степени риска» ("analysis oh hazard and risk"), а также «наилучшие доступные технологии» ("Best avalible technology") и другие, наряду с общими правовыми нормами (например, принцип «Государственного суверенитета», «Международного сотрудничества и кооперации») определяют вектор развития системы регулирования обращения химической продукции во многих странах, в том числе в Российской Федерации [8-10]. Еще в 2015 году рамках разработки ведомственной Концепции развития системы государственного регулирования обращения химических веществ и продукции7 к пробелам нормативного правового обеспечения процессов регулирования в сфере обращения химических веществ и продукции Российской Федерации, требующих решения, были отнесены:

• ведение учета химических веществ и продукции, находящихся в обращении на территории Российской Федерации (в промышленности, в сфере внутренней и внешней торговли);

• сбор информации об объемах производства, импорта и продаж химических веществ и продукции с подробной детализацией (включая наименование химического вещества и номер CAS и/или другие идентификационные характеристики химических веществ и продукции);

• комплекс мер по обеспечению доступа заинтересованных лиц к соответствующей информации, в том числе публичное раскрытие информации о химических веществах и продукции, в частности, в отношении их опасных свойств, потенциального негативного воздействия, рисках указанного воздействия, а также используемых технологиях, с учетом положений о конфиденциальности информации;

• механизмы своевременного представления регулятору агрегированной достоверной информации о результатах испытаний, оценки и классификации опасности химических веществ и продукции, полученных субъектами промышленной деятельности, а также о способах и условиях их применения, доступных методах контроля и управления рисками негативного воздействия химических веществ и продукции.

Восполнение выявленных пробелов предусмотрено положениями ТР ЕАЭС 041/2017, при этом выстраиваемая в рамках данного технического регламента система регулирования

обращения химической продукции включает в себя такие гармонизированные с международными подходами элементы как идентификация химических веществ и смесей, оценка их опасности, в том числе классификация опасности согласно Рекомендациям ООН-СГС, разработка и передача по цепочке поставок паспорта безопасности и предупредительной маркировки в целях информирования конечных потребителей и других заинтересованных лиц о свойствах химической продукции и мерах безопасности при обращении с ней (рис. 4).

Рисунок 4. Система регулирования обращения химической продукции в рамках ТР ЕАЭС 041/2017 применительно к Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации уже осуществлен ряд мероприятий по подготовке к введению в действие технического регламента: соответствующими постановлениями Правительства были назначены уполномоченные органы, ответственные за реализацию9 и контроль (надзор) 13 исполнения положений ТР ЕАЭС 041/2017, проведена инвентаризация находящихся в обращении на территории Российской Федерации химических веществ, разработана структура национальной части Реестра для последующего его наполнения сведениями о свойствах химических веществ и смесей.

Вместе с тем, на сегодняшний день дата вступления в силу ТР ЕАЭС 041/2017 не определена, а ввиду неконструктивного характера переговорного процесса на площадке Евразийской экономической комиссии, может быть отложена на неопределенный период. Документы второго уровня, согласование которых ведется на площадке ЕЭК, уже в течение трех лет имеют статус «в максимальной степени готовности» и до сих пор не утверждены. Сложившаяся ситуация не может не вызывать беспокойства в связи с важностью данного нормативного правового акта для обеспечения целостности национальной системы регулирования обращения химической продукции и обеспечения химической безопасности, устойчивого развития экономики Российской Федерации и сохранения авторитета страны на международной арене.

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 2020 г. № 1727 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» (1111 РФ 1727).

Более того, прослеживается тенденция по оценке реализуемых политик межгосударственными структурами. Так, ОЭСР предложила индикатор «Химическое законодательство», который позволяет измерить прогресс, достигнутый странами при создании систем управления рисками, связанными с химическими веществами (рис. 5). Российская Федерация отнесена к категории стран с системой регулирования «в разработке» (желтый круг), подразумевая планируемое введение в действие ТР ЕАЭС 041/2017 (рис. 6).

Рисунок 5. Экранный вид нового индикатора ОЭСР в отношении имеющегося законодательства в сфере регулирования обращения химических веществ

Рисунок 6. Детализация профиля Российской Федерации на веб-ресурсе ОЭСР «Сравни свою страну. Химическое законодательство»

49ECVN621

На площадке форума Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) в настоящее время рассматривается возможность введения нового налога на производство так называемых «базовых»14 химических веществ, являющихся сырьем для большинства химических продуктов и изделий, с применением повышающего коэффициента в отношении стран, которые имеют недостаточно развитую систему регулирования химической продукции и «унаследованные от десятилетий безответственного производства (в отсутствие политической воли) большие издержки». При этом, под недостаточно развитой системой регулирования подразумевается, в том числе, отсутствие системы учета химической продукции и законодательного закрепления Рекомендаций ООН-СГС. Вырученные средства будут передаваться национальными правительствами в международный фонд для перераспределения между развивающимися странами и странами с переходной экономикой в целях развития инфраструктуры и потенциала для рационального регулирования химических веществ и отходов, которые в настоящее время у них отсутствуют и которые они не могут себе позволить создавать и поддерживать [11].

В случае принятия указанных предложений Российская Федерация будет вынуждена уплачивать налог как производитель базовых химических веществ, включая возможность применения повышающего коэффициента в условиях отсутствия действующего ТР ЕАЭС 041/2017. Анализ использования повышающих коэффициентов в других сферах показал, что, как правило, такой коэффициент вводится в размере 10 % с дальнейшим повышением до 50 %, что по предварительным оценкам в совокупности составит от 4 млрд рублей ежегодно в первые годы и от 21 млрд рублей в последующие. Интернализация надбавки, вызванной несоответствием государственной системы регулирования химической продукции Российской Федерации критериям СПМРХВ приведет к значительному повышению стоимости отечественной продукции и потере ее конкурентоспособности на экспортных рынках, вплоть до потери ключевых направлений поставок.

С учетом вышеизложенного, очевидна высокая значимость ТР ЕАЭС 041/2017 для развития национальной системы регулирования обращения химических веществ и смесей Российской Федерации как документа, подтверждающего приверженность Российской стороны международным нормам и подходам, в том числе Рекомендациям ООН-СГС. При этом, затягивание сроков введения в действие технического регламента может лечь на российских производителей и страну в целом не только имиджевым, но и экономическим бременем, и требует урегулирования.

14 По мнению авторов предложения к таким веществам, как минимум, должны относиться: ацетон, аммиак, бензол, метилбензолы, бром, бутадиен, циклогексан, карбонат кальция, хлор, спирт этиловый, этилен, этиленгликоль, фтор, водород, хлористый водород, мочевина, фтористый водород, кислород, пероксид водорода, йод, азотная кислота, метанол, метил трет-бутиловый эфир, азот, фенол, фосфорная кислота, фосфор, пропилен, карбонат натрия, едкий натр, сера, серная кислота, диоксид титана, толуол, формальдегид, редкие газы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Глобальная перспектива в области химических веществ — II. От наследия к инновационным решениям — 2019. — 102 стр.

2. Karlsson-Vinkhuyzen S. The Globally Harmonized System of Classification and Labelling of Chemicals — Explaining the Legal Implementation Gap / S. Karlsson-Vinkhuyzen, L.M. Persson, A. Lai, A. Persson, S. Fick. — DOI: 10.3390/su9122176 // Sustainability. — 2017. — № 9(12): 2176. — URL: https://www.researchgate.net/pub lication/321326204_The_Globally_Harmonized_System_of_Classification_and_Labe lling_of_Chemicals-Explaining_the_Legal_Implementation_Gap (дата обращения: 20.12.2021 г.).

3. Price N.R., Watkins R.W. Quantitative structure-activity relationships (QSAR) in predicting the environmental safety of pesticides // Pesticide Outlook. — 2003. — Т. 14. № 3. — С. 127-129.

4. Скобелев Д.О., Мирошник А.А., Дружинина Н.А. Международные тенденции в области регулирования обращения химических веществ: риски и угрозы интересам отечественной промышленности East European Scientific Journal #10(74), 2021 DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.1.74.128.

5. Дружинина Н.А. Инвентаризация химических веществ как основа формирования национальной части реестра химических веществ и смесей / Н.А. Дружинина, Е.В. Силитрина. — DOI: 10.34214/2312-5209-2019-24-4-70-74 // Качество и жизнь. — 2019. — 4 (24). — С. 70-74.

6. Орлова А.М., Дружинина Н.А. Опасные паспорта безопасности // Компетентность. — 2019. — № 6. — С. 36-40. — URL: https://ciscenter.org/upload/iblock/8c1/warning_pb.pdf (дата обращения: 20.12.2021 г.).

7. Решетарь О.А., Любинская Т.С., Зологин В.В., Гераскина О.С. Качество данных паспортов безопасности химической продукции // Химическая промышленность сегодня. — 2020. — № 2. — С. 74-77. — URL: https://ciscenter.org/upload/iblock/e3b/quality_of_chem_saf_data.pdf (дата обращения: 21.12.2021).

8. Бурматова О.П. Формирование институциональной среды природоохранной деятельности (на примере внедрения принципа НДТ) / О.П. Бурматова. — DOI: 10.25205/2542-0429-2020-20-3-148-165 // Мир экономики и управления. — 2020. — Т. 20, № 3. — С. 148-165. — URL: https://journals.nsu.ru/upload/iblock/d6c/08.pdf (дата обращения: 20.12.2021 г.).

9. Шварц М.З., Володарский Д.Б. Принцип «загрязнитель платит» и юридическая ответственность хозяйствующих субъектов за неизбежный экологический вред // Закон. — 2019. — № 9. — С. 100-121.

10. Виноградов В.А. Реализация принципа «загрязнитель платит»: сравнительно-правовой аспект / В.А. Виноградов, Л.В. Солдатова. — DOI: 10.24147/2542-1514.2019.3(4).42-50 // Правоприменение. — 2019. — Т. 3, № 4. — С. 42-50.

11. Эйзен, Н., Азулай, Д. и ДиГанжи, Д. (2020) Финансирование рационального регулирования химических веществ на период после 2020 года: Варианты для согласованного налогообложения. — URL: https://ipen.org/sites/default/files/docu ments/ipen-ciel-producer-responsibility-vf1_9e-web-ru.pdf (дата обращения: 20.12.2021 г.).

Miroshnik Anna Andreevna

Research Institute «Environmental Industrial Policy Center» Moscow branch, Moscow, Russia E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 1021924

Filatkin Pavel Viktorovich

Ministry of Industry and Trade of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Druzhinina Natalia Aleksandrovna

Coordinating Informational Center of CIS Member States on Approximation of Regulatory practice, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=1080895

The role of the technical regulation of the Eurasian Economic Union "On the safety of chemical products" in development of the system of state national regulation of chemicals and mixtures circulation in the Russian Federation

Abstract. The authors emphasize the importance the Eurasian Economic Union technical regulation "On chemical product safety" (TR EAEU 041/2017) for the integrity of the state regulation for handling of chemicals and mixtures and ensuring chemical safety in the Russian Federation. The article provides a description of the EAEU TR 041/2017 paying special attention to the procedure of notification of new chemicals, the register of chemicals and mixtures of the Eurasian Economic Union, as well as information on the hazardous properties of chemical products along the supply chain using safety data sheets and labelling. Particular attention is paid to the possibilities of using the registry data for the further development of the regulatory system in related areas, including the climate agenda. The authors also note that the entry into force of the EAEU TR 041/2017 will lead to legislative approval of internationally recognized approaches to hazard assessment under United Nations Recommendations "Globally Harmonized System of Hazard Classification and Labeling of Chemical Products" (GHS). Harmonization of national legislation with the UN GHS Recommendations is aimed at ensuring the protection of human health and the environment and reducing technical barriers to trade as well. In addition, the implementation of the GHS confirms the country's commitment to the Strategic Approach to International Chemicals Management and the 2030 Agenda for Sustainable Development. In conclusion, the authors considered the possible negative consequences for Russian export-oriented industrial enterprises if the entry into force of the EAEU TR 041/2017 will be postponed to 2025 and a more distant perspective giving the high chance of implementation of international financial mechanisms "for irresponsible production".

Keywords: regulation system; chemical substances; mixtures; technical regulation; circulation of chemicals; industry; safety; notification; Safety Data Sheet; labelling

49ECVN621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.