Научная статья на тему 'Роль современного вуза в формировании социокультурного пространства региона'

Роль современного вуза в формировании социокультурного пространства региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОН / ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-CULTURAL SPACE / REGION / INTEGRATION / NATIONAL CULTURE / THE CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов П. П.

В статье рассматривается роль Казанского государственного института культуры в становлении и развитии социокультурного пространства региона Среднего Поволжья. Ставится проблема интеграции содержания профессионального образования с национальной культурой региона. Делается акцент на развитие механизмов сотрудничества с работодателями региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MODERN UNIVERSITY IN THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION

The article discusses the role of the Kazan state Institute of culture in the formation and development of social space of the Middle Volga region. We raise the problem of integration of the content of professional education with the national culture of the regoin. The emphasis is on the development of cooperation mechanisms with employers in the region.

Текст научной работы на тему «Роль современного вуза в формировании социокультурного пространства региона»

УДК 378

П.П.Терехов

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

В статье рассматривается роль Казанского государственного института культуры в становлении и развитии социокультурного пространства региона Среднего Поволжья. Ставится проблема интеграции содержания профессионального образования с национальной культурой региона. Делается акцент на развитие механизмов сотрудничества с работодателями региона.

Ключевые слова: социокультурное пространство, регион, интеграция, национальная культура, содержание образования.

Р.Р-Terekhov THE ROLE OF THE MODERN UNIVERSITY IN THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL SPACE OF THE REGION

The article discusses the role of the Kazan state Institute of culture in the formation and development of social space of the Middle Volga region. We raise the problem of integration of the content of professional education with the national culture of the regoin. The emphasis is on the development of cooperation mechanisms with employers in the region.

Keywords: socio-cultural space, region, integration, national culture, the content of education.

На протяжении многих столетий регион современного Татарстана является местом диалога цивилизаций и культур. С давних времен между нашими народами налажены тесные связи в экономике, культуре, образовании. Как считают ученые, в регионе прослеживается родственная связь татарской, русской, чувашской, марийской, удмуртской культур [2, с.3]. Это связано с географическим положением Татарстана, которое определило предрасположенность культур, проживающих здесь различных народов, к интерграции.

Республика Татарстан - родина для многих народов, ценности национальных культур находят реализацию в общей жизни. Сегодня Татарстан является уникальной лабораторией поиска и обретения не только способа согласия его народов, но и их дружеского развития. Взаимодействие в области культуры, порой не бесконфликтное и неравномерное в различные периоды истории, становится отличительной чертой богатой и сложной истории нашей республики [2, с.3].

Республика Татарстан занимает ведущее место по показателям своего развития среди регионов России, в том числе и по показателям социально-культурного развития. Ведущим принципом в государственной культурной политике Татарстана является принцип признания равного достоинства культур всех народов, проживающих в республике, а также укрепление целостности российской культуры посредством создания равных условий для их сохранения и развития.

В шестой статье «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» сформулирован этот узловой принцип государственной культурной политики, цель которой двуедина. С одной стороны - это полноправное социальное и национальное культурное развитие каждого российского народа, а с другой стороны - упрочение гражданской и духовно-нравственной общности людей, которая должна иметь общероссийский характер и может именоваться российской нацией [3].

Последняя четверть века в России отмечена многочисленными реформами в социально-политической и экономической жизни общества. Как считают исследователи, значительно хуже обстоит дело с социокультурными аспектами экономических и политических реформ. Культуролог Кирилл Разлогов отмечает, что специфика этих аспектов не осознается на государственном уровне, они вообще не принимаются во внимание. А ведь именно решение социокультурных проблем должно стать основой для развития страны в ближайшие годы. Именно в сфере культуры, на уровне массового сознания нужно стимулировать мотивации членов общества и наращивать потенциал модернизации России [4, с.6].

В этом процессе велика роль формируемого социокультурного пространства региона. В научной теории еще не сложилось однозначного понимания феномена социокультурного пространства, что объясняется, прежде всего, многомерностью и многосторонностью исследуемого явления и подходов к нему (Б.С.Гершунский, Г.М.Бирженюк, Н.Б.Крылова и др.) [1,6,5].

Общей основой различных подходов является выделение интеграционных процессов, взаимосвязи и взаимодействия структурных компонентов разного уровня организации социума, в результате чего создается специфический комплекс социальных, культурных, социально-педагогических условий становления и развития личности каждого гражданина.

В зависимости от уровня организации выделяются следующие компоненты социокультурного

пространства:

- внешнее социокультурное пространство как определенная часть единого социокультурного пространства;

- социокультурное пространство определенного образовательного, профессионального, культурного сообщества (учреждения);

- социокультурное пространство малых групп и т.п.

Интегрирующими механизмами комплекса условий развития личности в социокультурном пространстве являются сотрудничество, совместная деятельность, взаимодействие при условии активной деятельностной позиции всех субъектов социальной, культурной и педагогической деятельности.

Основным компонентом социокультурного пространства выступает территория, которой свойственен специфический комплекс социальных и культурных отношений, видов деятельности, локальных практик.

Таким образом, социокультурное пространство региона - это характеристика комплекса социальных, культурных, социально-педагогических условий развития личности, которые сложились на определенной территории в результате исторического, социально-экономического и культурного развития.

Эти особенности социокультурного пространства региона в полной мере отражаются в деятельности Казанского государственного института культуры, как центрального регионального вуза культуры в Среднем Поволжье.

В Казанском государственном институте культуры ярко прослеживаются интеграционные связи учебного процесса с современной практикой социокультурной деятельности, интеграция элементов национальной культуры в учебной и художественно-творческой деятельности, связь творческих коллективов с региональными центрами досуга и образования.

Целью интеграции в социокультурном образовании становится сам студент, происходит смещение акцента с предмета на личность, не принижая роли знаний. На смену пассивному объекту приходит активный субъект, приобретающий образование в форме личностного знания, которое из цели превращаются в средство становления человека-творца [7].

На решение проблемы интеграции с социокультурным пространством региона и содержанием профессионального образования направлены многолетние исследования ученых Казанского государственного института культуры. Сложились авторские школы художественно-педагогической подготовки студентов по многим направлениям, специальностям и специализациям. Интеграционные технологии в социокультурном образовании дали возможность переставить акцент с узкопрактического, "поддерживающего" обучения на развитие творческого мышления у студентов.

Как неоднократно отмечалось в докладах на многочисленных конференциях, сегодня становится важным воспитание способности у студентов к предвидению событий, восприятию будущих трудностей, неожиданных ситуаций, развитие воображения, виртуальных способностей. Для реализации этих положений в социокультурном образовании необходимо преодолеть монополию лекционной формы обучения, которая ставит студента в положение пассивного слушателя, воспринимающего, что надо делать, и существенно меньше, как надо это делать.

Необходимый для образования процесс формирования знаний и навыков должен проходить по новым технологиям, непосредственно связанным с реальной жизнью. Поэтому важная интегрирующая роль национальной культуры регионального вуза отводится таким ее элементам, как язык, музыка, литература, народные промыслы, изобразительное искусство, зодчество, танец, все множество фольклорных форм и др.

За почти пятидесятилетие своей деятельности КазГИК прочно вошел в социокультурное пространство Татарстана и других республик Среднего Поволжья. Тысячи специалистов - выпускников вуза - руководят и участвуют в многочисленных современных социокультурных проектах. Вуз играет все более заметную роль в культурной жизни Татарстана. Его выпускники уникальны, они соединяют в себе высокий профессионализм, креативность, гуманистические ценности, толерантность, владение современными социальными технологиями. Наши выпускники не только активно участвуют в сохранении и развитии культурно насыщенной социальной среды, но фактически именно они держат ее на своих плечах, непосредственно гарантируя ее многообразие.

В КазГИК большое внимание уделяется инновациям, направленным на получение и накопление студентами новых знаний, максимально быструю их передачу в социокультурную сферу в форме художественно-творческой продукции и образовательных услуг. За последние годы в вузе много сделано для того, чтобы образовательные программы опирались на развитие главных качеств ин-

новационной личности: креативности, компетентности, коммуникативности, гражданской ответственности.

Роль Казанского государственного института культуры в формировании социокультурного пространства региона складывается из многих составляющих. Это:

• образовательные услуги вуза (востребованность предлагаемых специальностей, качество преподавания, престижность дипломов, стоимость предоставляемых услуг, возможности трудоустройства);

• профессорско-преподавательский состав;

• руководители вуза;

• студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);

• внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);

• визуальные характеристики вуза (дизайн интерьеров, элементы фирменного стиля);

• социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза.

Таким образом, образ вуза складывается из множества компонентов. Мнение о каждой составляющей образа вуза, в свою очередь, оказывает влияние на его авторитет в целом в регионе.

Плотное взаимодействие с регионом приблизило наш институт к реальной жизни. В настоящее время вуз активно развивает механизмы сотрудничества с работодателями по основным программам подготовки, регулирующие направление и уровень подготовки выпускников, а также количество специалистов, необходимых рынку труда. Институт взаимодействует с учреждениями культуры по следующим направлениям:

• участие работодателей в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику еще на этапе подготовки;

• производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;

• участие представителей работодателей в процессе проведения государственной итоговой аттестации;

• участие работодателей в конференциях, заседаниях «круглых столов»;

• расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения;

• формирование банка данных при трудоустройстве выпускников и др.

Прошедшие весной 2016 года в КазГИК «Круглые столы» подтвердили это. Несмотря на то, что наши выпускники востребованы в социокультурной сфере региона, при существующих темпах развития социальных и социотехнологических инноваций разрыв между реальным и востребуемым кадровым ресурсом отрасли в республике углубляется. Одной из серьезнейших проблем социокультурного развития муниципальных районов в Татарстане является недостаток квалифицированных кадров. Во многих районах средний возраст специалистов с высшим профессиональным образованием приближается к пенсионному. Выпускники школ из районов, поступая в вузы Казани, как правило, не возвращаются обратно. Подготовка специалистов с высшим профессиональным социокультурным образованием по целевому направлению - это в настоящее время способ решения данной проблемы.

В развитие плодотворного сотрудничества нашего вуза и работодателей в формировании единого социокультурного пространства необходимы:

• Целенаправленная работа с профильными секторами Министерства культуры Республики Татарстан, Министерства образования и науки, Министерства молодежи и спорта, других республиканских организаций и ведомств.

• Укрепление взаимодействия кафедр с работодателями:

- определение потребности регионального рынка труда,

- создание работодателями-партнерами системы оценки качества профессионального образования,

- организация учебной и производственной практики студентов, а также учебных занятий на базе основных организаций и учреждений культуры республики,

- привлечение практикующих специалистов к педагогической работе в вузе в качестве преподавателей специальных дисциплин, руководителей практики и членов государственных аттестационных комиссий,

- организация стажировок преподавателей в лучших культурно-досуговых учреждениях республики,

- организации с работодателями Круглых столов, встреч и совместных конференций,

- привязка тем дипломных работ бакалавров и магистров, а также тем диссертационных ис-

следований аспирантов к конкретным запросам социокультурной практики в Республике Татарстан,

- сохранение системы персонального распределения молодых специалистов, успешное трудоустройство выпускников.

• Проведение аналитических и диссертационных исследований, научно-практических конференций по обобщению и систематизации современного опыта социокультурной деятельности и подготовке кадров для сферы культуры региона.

• Устойчивое экономическое развитие вуза.

• Развитие систем менеджмента и качества вуза.

• Укрепление возможностей трехступенчатой системы подготовки кадров в вузе: среднее профессиональное образование - высшее - послевузовское образование.

• Создание системы постоянного мониторинга в регионе, долгосрочного прогнозирования рынка труда и занятости в соответствии с требованиями гражданского заказа общества на подготовку кадров.

• Контрактная (целевая) подготовка специалистов для учреждений культуры и искусств региона.

• Разработка системы переподготовки и повышения профессиональной квалификации специалистов отрасли.

• Привлечения региональных средств для подготовки молодых специалистов на договорной основе для обеспечения воспроизводства кадровых ресурсов, закрепляемости выпускников вуза в отрасли, разработка в этих целях соответствующего правового, финансового, административного обеспечения.

• Расширение влияния вуза на региональную культурную и образовательную политику.

• Содействие расширению межкультурных и межнациональных взаимодействий полиэтнического региона Татарстана, формирование этнокультурной толерантности, сотрудничества и взаимодействия.

• Развитие вуза как поликультурного образовательного регионального центра по сохранению, развитию и трансляции традиционных культур народов Татарстан и региона Среднего Поволжья.

• Участие преподавателей и студентов в работе креативных площадок города Казани и муниципальных районов республики.

• Усиление влияния вуза на развитие социокультурного творчества населения региона.

Современная парадигма социокультурного образования - это образование для устойчивого

развития, как региона, так и личности. Всё это требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха в благороднейшем деле сохранения и развития культуры нашего отечества.

Литература

1. Гершунский, Б.С. Философия образования / Б.С.Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, ФЛИНТА, 1998.

2. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательный процесс. - Казань: Изд-во «Хэтер», 1999.

3. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», 1992 г., с изменениями на 28 ноября 2015 года.

4. Разлогов, К.Э. Российская культурная политика в контексте глобализации / / Культурная политика. -2006. - №5. - С.6.

5. Крылова, Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.

6. Бирженюк, Г.М. Методология и технология региональной культурной политики: Автореф.дис....докт. пед. наук / СПб. гос. акад. культуры и искусств. - СПб., 1999.

7.Терехов, П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002.

УДК 37.04

О.А.Калимуллина

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОЗИЦИЙ СТУДЕНТОВ КАЗГИК В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЮРО

В статье рассматриваются основные проблемы студентов, решение которых происходит в Казанском государственном институте культуры средствами социально-психологического бюро. В статье проанализированы психологические трененги, проводимые в вузе и приносящие положительный результат в решении адаптационных проблем студентов по социализации и формированию духовно-нравственных позиций.

Ключевые слова: социально-психологического бюро, духовно-нравственных позиций, молодежь, студенты, трененги, адаптация, воспитание молодежи.

Olga Kalimullina FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL POSITIONS OF STUDENTS KAZGIK IN THE CONDITIONS OF FREE TIME MEANS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL BUREAU

Information sources: in article the main problems of students which solution happens in the Kazan state institute of culture means of social and psychological bureau are considered. In article the psychological trainings which are carried out in higher education institution and bringing positive result in the solution of adaptation problems of students on socialization and formation of spiritual and moral positions are analysed.

Keywords: social and psychological bureau, spiritual and moral positions, youth, students, trainings, adaptation, education of youth.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения волновала людей еще несколько сотен лет до нашей эры. Античные философы классического периода, такие как Сократ, Платон, Аристотель и др., уделяли большое внимание этой проблеме. Так, Сократ рассматривал душу, прежде всего, как источник разума и нравственности, считал, что истинная нравственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека [5]. Аристотель, обосновывая моральные принципы, видел гарантию добродетельной жизни в уклонении от крайностей, а также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добродетели, следует действовать и жить в соответствии с нею [1].

Проблема нравственного воспитания молодежи не потеряла своей актуальности и в наше время. Она становится традиционным предметом изучения философии, этики, педагогики, психологии. Основы концепции оптимизации духовно-нравственного воспитания молодежи заложены в фундаментальных трудах русских философов В.С.Соловьева, Н.Л.Бердяева, И.А.Ильина, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка.

Совсем недавно превалирующими считались духовные ценности личности: вера в идею, вера в добро, вера в кумира, лидера, героя. Как отмечает В.Д.Шадриков, духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных ценностей. Для духовного мышления важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности [4].

В современном российском обществе из-за перехода на новые социально-экономические рельсы в молодежной среде произошла трансформация ценностей. Изменились потребности людей, изменился и набор ценностей.

Система ценностей, которая переструктурируется в определенную иерархию личностных смыслов, высвечивает потенциал личности и задает вектор ее движения в жизненном пространстве. Выбор сущностных мотивов и ценностей, как ведущих, совпадает с духовно-нравственной направленностью личности, а несущностных - с эгоцентрической или гедонистической направленностью [3].

Направленность деятельности Социально-психологического бюро определяется гуманистическими целями высшего профессионального образования, социальным заказом на качественную подготовку специалистов, индивидуальными потребностями всех субъектов образовательного процесса. В качестве цели деятельности выступает комплексное социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса и развитие творческого потенциала современной молодежи интегрированными социокультурными средствами.

Основные направления деятельности социально-психологического бюро КазГИК включают в себя: Информационно-просветительское направление, Профилактическое направление, Практико-ориентированное направление и Социально-культурное.

Информационно-просветительское направление состоит:

-в повышении психологической компетентности преподавательского состава, студентов и сотрудников КазГИК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.