Научная статья на тему 'Еще раз о вузах культуры: национально-региональные особенности и роль в системе российского художественного образования'

Еще раз о вузах культуры: национально-региональные особенности и роль в системе российского художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Ривкат Рашидович

В статье обосновывается актуальность и необходимость развития вузов культуры в регионах как многопрофильных и опорных центров культурно-просветительного направления сохранения и передачи этнонациональных традиций и ценностей. Рассмотрен опыт Казанского государственного института культуры в организации этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз о вузах культуры: национально-региональные особенности и роль в системе российского художественного образования»

ПЕРЕДОВЫЕ СТАТЬИ

УДК 378 (470.41-25) Р.Р. ЮСУПОВ

ЕЩЕ РАЗ О ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ: НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юсупов Ривкат Рашидович, доктор исторических наук, профессор, ректор Казанского государственного института культуры (Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 3), [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается актуальность и необходимость развития вузов культуры в регионах как многопрофильных и опорных центров культурно-просветительного направления сохранения и передачи этнонациональных традиций и ценностей. Рассмотрен опыт Казанского государственного института культуры в организации этой работы.

Ключевые слова: вузы культуры и искусств, высшая школа, национальная культура, региональные особенности, модернизация образовательной системы, межкультурные связи, международные отношения.

UDC 378 (470.41-25) R.R. YUSUPOV

ONCE AGAIN ABOUT THE UNIVERSITIES OF CULTURE: NATIONAL AND REGIONAL PECULIARITIES AND THEIR ROLE IN THE SYSTEM OF RUSSIAN ART EDUCATION

Yusupov Rivkat Rashidovich, Full PhD (historical sciences), Full professor, rector of Kazan state university of culture (Kazan, Orenburgskij route, 3), [email protected]

Abstract. The article proves the urgency and necessity of the development of higher educational institutions of culture in the regions as multidisciplinary and support centers of the cultural and educational direction of preserving and transferring ethnic and national traditions and values. The experience of Kazan state institute of culture in the organization of this work is considered. Keywords, universities of culture, higher school, national culture, regional peculiarities, modernization of the educational system, intercultural relations, international relations.

Около 50 лет назад в Советском Союзе была сформирована целая группа новых вузов, целью которых была подготовка работников культуры, прежде всего библиотечного и культурно-просветительного направления на профессиональной и в какой-то мере идеологической основе. Системный перелом начала 90-х годов прошлого столетия поставил перед нами дилемму: ликвидация либо модернизация. К счастью, учредитель -Министерство культуры РФ и сами вузы пошли по второму пути, пройдя разные этапы становления, развития и эволюции вузовских статусов. Отношение к ним все эти годы было непростым и противоречивым, что сохраняется до сих пор. Как справедливо отмечает петербургский профессор А.А. Сукало, дискуссии о роли и месте вузов культуры, целесообразности их существования в профессиональном сообществе проходят на протяжении последних десятилетий [1, с. 85].

1. Автор этих строк, лет десять назад в одном из номеров газеты «Культура» также принял участие в этой дискуссии, доказывая, что вопрос - нужны ли отраслевой

системе художественного образования специализированные вузы искусств или многопрофильные университеты и академии культуры и искусств в регионах - искусствен и бесполезен, поскольку востребованы и те и другие [2, с. 4].

За последние десятилетия ряд региональных вузов, в том числе в национальных республиках, стали опорными вузовскими центрами подготовки кадров различного профиля в республиках и регионах. Тем более что это касалось задач развития национальных культур в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации. Народы России принадлежат к различным расовым и этническим группам, различным языковым семьям, к разным религиозным концессиям. В «Основах государственной культурной политики РФ» записано, что «...единение науки, образования и искусства закладывает основу для понимания общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности». Отсюда одной из главных задач ставится «создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов.» [3, с. 5].

Следовательно, роль вузов культуры и искусств (таковым является и Казанский государственный институт культуры, бывший еще несколько лет назад университетом культуры и искусств) в настоящее время еще более актуальна и значима. Задачу сохранения языка, культуры и национальных традиций татар (второго по численности народа России) поставил и VI съезд Всемирного конгресса татар, прошедшего в Казани 3 аааопоа 2017 аТаа. Í аоёТ í аёШ и а бапТ оаёёёё ЕТппёёпёТё Федерации в последние десятилетия почувствовали свою значимость для страны, свою самобытность, экономические возможности, интеллектуальный и культурный потенциал, и это не признак сепаратистских устремлений, это здоровое явление, идущее в русле лозунга «Сильные регионы, сильная Россия». В подлинной федерации каждая ее часть поддерживает самобытность и тем самым увеличивает духовное богатство всего российского общества. В исторических, философских и культурологических трудах ряда профессоров нашего вуза, особенно в статьях и книгах профессора Э.Р. Тагирова, заведующего кафедрой гуманитарных наук, и ректора общественного Института культуры Мира (ЮНЕСКО), существует общее понятие, что национальная культура - это живое и многослойное явление.

Развитие ее идет сразу в нескольких аспектах. Один из них - образование и наука. Именно в этом аспекте национальные культуры развивались в направлении единых ценностей, обогащая друг друга. В конечном счете это единое знание и составило научное знание, для которого практически не существует национальных границ. Другие компоненты культуры, прежде всего литература, искусство, социальные институты, нравственные нормы, цели и ценности продолжали развивать исторические тенденции национальной культуры. Духовное знание было обращено к человеку, к народу. Подчеркивая роль национального содержания образования, мы не сводим его до национальной культуры. Какой бы ни была ценность национального компонента образования, оно не должно замыкаться в этих рамках. Содержание образования должно быть обращено и к общечеловеческим ценностям, мировой науке и культуре.

В Татарстане вузовское направление политики по формированию нового молодого поколения является приоритетным. В республике действуют более 80 государственных научных центров и около 40 вузов.

Для республиканской системы образования (и высшая школа не является исключением) характерны две фундаментальные проблемы: 1) несоответствие качества образования современным задачам республики; 2) недостаточная эффективность образовательной отрасли в целом. Именно исходя из актуальности модернизации образовательной системы идет реализация стратегии развития образования «Килэчэк» («Будущее»). Стратегия предполагает ориентацию на интеграцию профессионального образования с

региональной экономикой и социальной политикой, а также на разработку программ подготовки студентов по ключевым для республики специальностям на уровне лучших международных стандартов.

В настоящее время также подготовлена Стратегия подготовки специалистов сферы культуры и искусств на 2015-2020 гг., при этом основную часть программы готовили ученые Казанского государственного института культуры. Считаем, что важной задачей выхода на новое качество образования должно стать развитие магистерских программ, причем наиболее перспективными являются международные магистратуры, созданные в сотрудничестве с ведущими зарубежными вузами. Это касается и вузов культуры и искусств. «Международность» вуза должна стать важнейшей частью стратегии устойчивого и опережающего развития высшей школы. Этот фактор имеет и политические измерения. Привлекая иностранных студентов в Россию и ее регионы, тем более такие привлекательные, как Татарстан, мы способствуем формированию будущих элит, настроенных дружески к нам, и расширяем основы политики «мягкой силы».

В этом контексте анализ опыта работы Казанского государственного института культуры имеет особое значение. Более 15 лет институт является головным вузом образовательной ассоциации вузов и колледжей культуры и искусств республик и областей Поволжья и Приуралья. Это связано с тем, что он готовит специалистов широкого культурологического формата для этого обширного региона, характеризующегося многонациональным составом населения, его поликультурным и поликонфессиональным характером. С учетом такой особенности строится вся система профессионального образования, научной, творческой и воспитательной работы. Учебно-воспитательный процесс нацелен на формирование навыков и обретение эффективных методик овладения выпускниками межкультурных связей. С этой целью на факультетах сформированы фонды культурологических образовательных инноваций. Их опыт систематически анализируется, им оказывается всемерная поддержка. На их базе разрабатываются модели подготовки специалистов нового поколения.

Широкое включение в содержание образования национально-культурного компонента способствует реализации регионального блока дисциплин и обогащению федерального учебного плана. В этой связи большое значение имеет установка на интегративный подход к изучению культуры народов Поволжья, который строится на известном студентам национально-региональном художественном материале.

В настоящее время в институте обучаются студенты различных национальностей из 34 регионов Российской Федерации (Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий-Эл, Коми, Крыма, Мордовии, Республики Саха, ХМАЩ и других областей).

В цифрах это 1343 студента из Татарстана, 146 - из Башкирии, 89 - из Удмуртии, 47 - из Марий-Эл, 40 - Чувашии, 36 - Самарской области и др.

Для Республики Татарстан КазГИК - это единственный вуз в мире и России, где ведется подготовка по многим направлениям (театр, музыка, библиотечное дело, национальная хореография, этнокультурное образование, декоративное прикладное искусство и др. ) на татарском и русском языках, с учетом традиций и культуры народов Поволжья. На базе института ежегодно проводятся десятки международных и всероссийских конкурсов-фестивалей, в которых участвуют многие детские коллективы из школ искусств и училищ различных регионов Российской Федерации.

Практика и жизнь доказали и продолжают доказывать востребованность вузов культуры и искусств в регионах России, а существование специализированных высших учебных заведений и отдельных институтов культуры и искусств лишь обогащает систему художественного образования в нашей стране. Международность таких вузов может способствовать дальнейшему развитию нашей образовательной системы. В этой связи есть возможность укрепления связей с Европейской лигой вузов искусств, в которую входят около 250 высших учебных заведений искусств и 49 стран. Очередной Форум этой

организации пройдет в декабре 2017 года в Польше. Предложение участвовать в нем получил и наш вуз.

Автор убежден, что дальнейшее развитие вузов культуры в регионах, повышение качества их деятельности, возрождение их как многопрофильных и опорных центров, особенно там, где нет брендовых специализированных институтов, восстановление их статусного престижа и международность будут способствовать дальнейшим прорывам и реализации задач государственной культурной политики России.

Литература

1. Сукало А.А. Вузы культуры: взгляд в будущее // Культура и образование. 2017. №17.

2. Юсупов РР. Ложная дилемма // Культура. 2007. 31 января. №3.

3. Основы государственной культурной политики // Библиотека и закон. М., 2015. № 38.

References

1. Sukalo A.A. Universities of culture: a look into the future // Kultura i obrazovanie. Moscow state university of culture, 2017. № 17.

2. Yusupov R.R. False dilemma // Kultura. 2007. 31 January. № 3.

3. The foundations of the state cultural policy // Biblioteka i zakon. Moscow, 2015. № 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.