6. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе /под ред. З.Г.Нигматова. -Казань: Казан. ун-т, 2013. - 464с.
7. Высшая школа: приоритеты модернизации: колл. моногр. / Н.Г.Хайруллин, АМ.Ганеев, Э.Р.Тагиров и др. -Казань, 2006. -173 с
8. Шайхелисламов Р.Ф., Тагиров Э.Р. Гражданское образование: гуманитарный вектор. - Казань, 2007. - 121 с.
References
1. Abdulhakova A.R. Tatarskaya detskaya kniga 1917-1991 gg.: ehvolyuciya i tendencii razvitiya: monogr. - Kazan', 2009. - 328 s.
2. Borodina S.D. Cennostno-kommunikacionnaya sushchnost' professional'noj subkul'tmy specialistov bibliotech-nogo social'nogo instituta: monografiya /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv.- Kazan', 2 012.-296s.
3. Valeev R.M. Istoriko-kul'turnoe nasledie Respubliki Tatarstan: tendencii razvitiya i opyt issledovaniya, sohra-neniya, restavracii i ispol'zovaniya v poslednej chetverti HKH veka /otv. red. I.R. Tagirov.-Kazan': Idel'-Press, 2007.-320 s.
4. Valeev R.M. Ancient Bolgar and Island-Town Sviyazhsk -Kazan, 2013.
5. Duhovno-nravstvennoe vospitanie budushchego specialista: stanovlenie sistemy / Z.G.Nigmatov, G.G.Gabdullin, I.EH. YArmakeev i dr. - M.: Vlados, 2008. - 472 s.
6. Nigmatov Z.G., SHakirova L.R. Teoriya i tekhnologii obucheniya v vysshej shkole /pod red. Z.G.Nigmatova. - Kazan': Kazan. un-t, 2013.- 464s.
7. Vysshaya shkola: prioritety modernizacii: koll. monogr./N.G. Hajrullin, AM.Ganeev, E.R.Tagirov i dr. -Kazan', 2006. - 173 s.
8. SHajhelislamov R.F., Tagirov EH.R. Grazhdanskoe obrazovanie: gumanitarnyj vektor. - Kazan', 2007. - 121 s.
УДК 02:378
Г.М.Кормишина
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ.
В статье представлен анализ состояния и проблем библиотечно-информационного образования в Республике Татарстан. Раскрыта взаимосвязь между уровнем развития библиотечного дела и библиотечного образования, обоснована необходимость взаимодействия библиотечного сообщества, органов управления образования и культуры в решении существующих проблем.
Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, кадровый состав библиотек.
Guzela M. Kormishina LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN TERMS OF ITS GENERALS STATUS.
The article aims at analysis ring the current state and problems of library and information education in the Republic of Tatarstan. The interrelation between the level of library science development and library education is disclosed, the necessity of interaction of the library community and educational and cultural management bodies in solving existing problems are justified.
Key words: library and information education, library staff, library science.
Говоря о библиотечном образовании, невозможно не затронуть проблемы библиотечного дела. Это две стороны одной медали: состояние библиотечного дела оказывает непосредственное воздействие на библиотечное образование. В свою очередь, проблемы библиотечного образования сказываются на библиотечной отрасли.
В «Основах государственной культурной политики» (2014г.] первостепенное значение придается библиотекам как культурно-просветительским учреждениям, при этом сохраняется их роль в реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и знаниям, закрепляется необходимость «сохранения библиотек как общественного института распространения книги, приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности» [3].
Как отмечается в подпрограмме «Развитие библиотечного дела на 2014-2020 годы» Государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы», общедоступные библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации и культурным ценностям[1].
Сегодня библиотеки - самые многочисленные субъекты культурного пространства республики. Только в ведении Министерства культуры РТ находится 1518 библиотек. Согласно данным Всероссийской переписи библиотек 2010 года, наряду с общедоступными библиотеками, находящимися в ведении Министерства культуры Республики Татарстан, в республике осуществляют деятельность более 1800 библиотек различных типов и видов, форм собственности.
Для библиотек Татарстана характерны те же проблемы, что и для библиотечной отрасли страны в целом:
• сокращение сети библиотек;
• сокращение режима работы библиотек, увеличение числа библиотек, обслуживающих население по сокращенному графику, с минимумом услуг;
• недокомплектование фондов;
• недостаточное техническое оснащение библиотек оргтехникой и расходными материалами, некачественная работа каналов связи, в том числе интернета, в сельских библиотеках;
• низкая заработная плата. По данным на 2016 год, в муниципальных библиотеках заработная плата составляла 52,3 % от средней заработной платы по региону Однако наметилась положительная тенденция: в 2017 году произошло повышение заработной платы библиотекарям, что вселяет надежды.
Как следствие всех обозначенных проблем - низкий престиж профессии.
В то же время следует отметить, что по результатам мониторинга Российской национальной библиотеки опыт Татарстана по сохранению профессионально-сетевой системы организации библиотечного обслуживания признан положительным и заслуживающим внимания (лишь 27 субъектам РФ удалось сохранить профессионально-сетевую систему организации библиотечного обслуживания].
Всего в библиотеках, подведомственных МК РТ, трудятся 3065 библиотечных работников. Из них высшее библиотечное образование имеют 30,7%. В республиканских библиотеках (Национальная библиотека Республики Татарстан, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих] процент специалистов с высшим библиотечным образованием значительно выше, он составляет 64,3%. 22,2% сотрудников библиотек имеют среднее библиотечное образование. За последние два года процент специалистов с высшим библиотечным образованием вырос на 3%. Но, к сожалению, этот рост наблюдается не за счет выпускников вуза, а за счет переподготовки кадров, которую в последние три года успешно проводит Казанский государственный институт культуры.
Таким образом, персонал государственных и муниципальных библиотек РТ на 53% обеспечен специалистами с профильным образованием. При этом следует особо подчеркнуть, что библиотечные работники в возрасте до 30 лет среди них составляют лишь 9,2%, а старше 55 лет - 19,9%. Большая часть основного персонала имеет возраст от 30 до 55 лет - более 70%. И можно догадаться, что среди них немало людей предпенсионного возраста, поскольку число выпускников вуза культуры за последние 10 лет стремительно сокращается, да и они далеко не в полном составе пополняют ряды библиотекарей, находя себе более престижную и высокооплачиваемую работу.
В «Ежегодном докладе о деятельности муниципальных библиотек Республики Татарстан за 2016 год», представленном Национальной библиотекой РТ, отмечается неравномерность распределения специалистов с библиотечным образованием (средним и высшим] среди муниципальных библиотек республики.
Критическая ситуация со специалистами с высшим специальным образованием наблюдается в Тука-евском - 2,4%, Буинском - 5,7%, Ютазинском - 5,9% и Новошешминском - 6,3% районах[2].
Как отмечено в том же докладе, особую озабоченность вызывает возрастной состав работников библиотек РТ. Слабый приток молодых кадров в отрасль не позволяет библиотекам республики развиваться с учетом поставленных перед ней задач.
Все перечисленные факторы, безусловно, сказываются и на состоянии библиотечного образования в республике. За последние 10 лет количество студентов, обучающихся по направлению подготовки «Биб-лиотечно-информационная деятельность», сократилось в три раза. Если в 2008 году обучалось 325 человек, то сегодня - 97 студентов. В 2016 году - 64 человека, и не было приема по заочной форме обучения. Сократилось и число профилей подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Еще пять лет назад их было четыре:
• Менеджмент библиотечно-информационной деятельности;
• Информационное сопровождение профессиональной деятельности;
• Психология и педагогика библиотечно-информационной деятельности;
• Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах.
В 2016 году был осуществлен набор только одной группы, соответственно - по одному профилю. В текущем году обучение проводится по двум профилям: «Менеджмент в библиотечно-информационной деятельности» и «Коммуникационная деятельность общедоступных и школьных библиотек» по дневной и заочной формам обучения, соответственно.
Сокращаются и контрольные цифры приема. В 2008 на специальность библиотечно-информационная деятельность было выделено 56 бюджетных мест (дневное отделение -27, заочное отделение -29]. В 2017 - 20 (дневное отделение - 13, заочное отделение - 7], и это на два уровня подготовки - бакалавриат и магистратуру.
Сокращение приема по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность» шло постепенно, что было вызвано рядом факторов объективного характера, таких как:
- сокращение бюджетных мест;
- высокая стоимость обучения на коммерческой основе (в 2017 г. стоимость обучение по дневной форме составила 174,400 руб., по заочной - 51 тыс. руб.];
- установление в качестве профилирующего ЕГЭ дисциплины «Литература», которую сдаёт наименьшее число выпускников. Известны факты, когда директора и учителя школ выступают против избрания выпускниками ЕГЭ по литературе, не желая брать на себя ответственность за его результат;
- низкий престиж профессии (следует признать, что престиж профессии в глазах молодежи и их роди-
телей, прежде всего, определяется уровнем заработной платы];
- отсутствие запроса на библиотечных специалистов со стороны муниципальных образований и Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ;
- отсутствие утвержденного профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-ин-формационной деятельности», устанавливающего в качестве обязательного среднее или высшее библио-течно-инфор-мационное образование, дополнительное библиотечно-информационное образование. (Сегодня существует проект стандарта от 2013 года, но сам документ до сих пор не принят. Как следствие, каждый второй сотрудник библиотеки не имеет специального образования].
Сокращение контингента студентов, обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность», неизбежно привело к сокращению штата преподавателей, занятых подготовкой библиотечных кадров и, как следствие, к ликвидации самостоятельного факультета. Десять лет назад существовал библиотечный факультет (будем называть его так, хотя название его претерпело множество модификаций за последние годы], включающий в себя четыре кафедры с общим штатом 26 человек. Помимо библиотекарей, здесь велась подготовка издателей, книгораспространителей, специалистов в области прикладной информатики, документоведов.
На сегодняшний день подготовкой кадров высшей квалификации в сфере библиотечно-информа-ционной деятельности занимается единственная кафедра - «Библиотековедения, библиографоведения и документоведения», где восемь штатных единиц и три совместителя. Этот же состав преподавателей обеспечивает направление подготовки «Документоведение и архивоведение».
Преподаватели имеют профильное образование, систематически проходят повышение квалификации, профессиональную переподготовку. 90 % преподавателей имеют ученые звания, более 50% - доктора наук.
Кафедра обеспечивает многоуровневую подготовку специалистов библиотечного профиля: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Действует диссертационный совет по специальности «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение».
В сложившейся ситуации институт культуры в ближайшие годы не сможет удовлетворить потребность отрасли в специалистах высшей квалификации. А если брать во внимание сеть библиотек образовательных учреждений, то потребность в библиотечных специалистах возрастает в разы, в связи с чем вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации приобретают особую актуальность.
В КазГИК создана и реализуется модель непрерывного библиотечно-информационного образования в виде:
- посткурсового мониторинга - связь с нашими выпускниками, работающими в библиотеках систем культуры, образования и др.;
- программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в районах и городах Республики Татарстан. Только с 2015 г. профессиональную переподготовку по направлению «Библиотечно-информа-ционная деятельность», организованную на базах районных ЦБС, прошли в Бугульме - 29, Аксу-баеве - 26, Лениногорске - 38 библиотекарей. В настоящее время указанная программа реализуется в Альметьевске (27 слушателей] и в Бавлах (41 слушатель];
- программ повышения квалификации специалистов муниципальных библиотек и образовательных учреждений. Только в 2016/17 учебном году по программе «Совершенствование деятельности школьной библиотеки», вошедшей в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ (модулей] повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Татарстан, повысили квалификацию 46 библиотекарей из школ РТ.
В сентябре 2017 г. для библиотекарей ЦБС г. Набережные Челны была организована программа повышения квалификации «Актуальные вопросы современной теории и практики библиотечного дела» в режиме on-line. В программе приняли участие 36 сотрудников ЦБС.
В октябре текущего года при поддержке Министерства культуры России в Казанском государственном институте культуры реализована программа повышения квалификации для библиотекарей «Библиотечные ассамблеи. Продвижение чтения и литературы на национальном языке в публичных библиотеках», в которой приняли участие коллеги из Марий Эл, Удмуртии, республиканских библиотек Татарстана, ЦБС г. Казани - всего 36 слушателей.
КазГИК делает все возможное для сохранения высшей библиотечной школы республики, поддержки и развития кадрового потенциала отрасли. Но проблем много, и без помощи работодателей решить их будет очень сложно. Перед нами стоит задача - активизировать профориентационную работу с привлечением работодателей и органов управления культуры и образования на местах.
Первым шагом в этом направлении должно стать увеличение количества абитуриентов, принятых на целевые места. Уже сегодня оно должно быть увеличено до 30% от общего числа принятых студентов.
Следует отметить, что сотрудники вуза на протяжении последних восьми лет предпринимали немалые усилия для привлечения абитуриентов.
В частности, по результатам мониторинга кадровой ситуации в отрасли была составлена аналитическая справка, на основе которой были подготовлены письма за подписью министра культуры РТ в муниципальные образования с просьбой подобрать абитуриентов для поступления в институт. (К сожалению, даже
такие меры не дали ожидаемых результатов: потенциальные абитуриенты не подавали документы в вуз].
На протяжении восьми лет преподаватели ежегодно выступают на собраниях директоров ЦБС республики, организованных Министерством культуры, с призывом к директорам ЦБС провести профориен-тационную работу среди старшеклассников с разъяснением условий приема, в том числе о преимуществах целевого набора.
Преподаватели кафедры выезжают в районы республики, встречаются непосредственно со старшеклассниками, проводят профориентационную работу, организуют встречи с выпускниками в библиотеках Казани.
За последние два года в рамках курсов повышения квалификации школьных библиотекарей и переподготовки библиотекарей республики преподаватели кафедры выезжали в города и районы РТ (Бугульма, Бавлы, Аксубаево, Альметьевск, Лениногорск, Н. Челны], вели работу с библиотекарями, объясняли правила приема, призывали принять активное участие в профориентационной работе.
В качестве членов Государственной аттестационной комиссии (Ижевск, Оренбург, Йошкар-Ола, Чебоксары] по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» члены кафедры ведут активную работу по набору в магистратуру и аспирантуру.
Таким образом, сегодня крайне необходима система целевой контрактной подготовки специалистов на базе Казанского государственного института культуры. Необходимы меры по совершенствованию системы закрепляемости кадров, их моральной и материальной поддержке.
Следует заметить, что, помимо общепринятых мер социальной поддержки, распространяемых на все категории библиотекарей, во многих регионах принимаются специальные меры для привлечения и закреплении молодых специалистов, которых в Татарстане, к сожалею, нет. Это единовременная материальная помощь, ежемесячные доплаты к окладу, кредиты на жильё и льготы по оплате ЖКХ, общежития молодым специалистам, принятым на работу по специальности в государственные учреждения культуры и искусств.
Только совместными усилиями библиотечного сообщества, органов управления образования и культуры возможно решение всех накопившихся проблем и таким образом сохранение и развитие библиотечного образования и отрасли в целом.
Литература
Государственная программа «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_518202.pdf
2.Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Республики Татарстан за 2016 год / ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан», научно-методический отдел; [сост.: С.Р.Давлетшина, О.И. Зуева, К.Б.Фатхеева, Н.Г.Чепик; таблицы Р.Р.Гаязова; ред. А.Р.Абдулхакова, И.Г.Хадиев; отв. за вып. С.Р.Зиганшина]. -Казань: Милли китап, 2017. - 111 с.: табл.
З.Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www. mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2016/ OSNOVI-PRINT.NEW.inddpdf
References
1.Gosudarstvennaya programma «Razvitie kul'tury Respubliki Tatarstan na 2014-2020 gody», [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// mincult.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_518202.pdf
2.Ezhegodnyj doklad o deyatel'nosti municipal'nyh bibliotek Respubliki Tatarstan za 2016 god / GBUK RT «Nacio-nal'-naya biblioteka Respubliki Tatarstan», nauchno-metodicheskij otdel; [sost.: S.R.Davletshina, O.I.Zueva, K.B.Fatheeva, N.G. Che pik; tablicy R.R.Gayazova; red. ARAbdulhakova, I.G.Hadiev; otv. za vyp. S.R.Ziganshina]. - Kazan': Milli kitap, 2017. - 111 s.: tabl.
3.Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.mkrf.ru/ upl-oad/mkrf/ mkdocs2016/ OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf
Научная жизнь КазГИК
Раф.М.Валеев
Руденко Константин Александрович
(К 50-летию со дня рождения и 29-летию научной деятельности]
Константин Александрович Руденко - доктор исторических наук, профессор кафедры искусствоведения, живописи и графики Казанского государственного института культуры. Родился 2 октября 1967 г. в городе Казани, здесь же обучался в средней школе № 64 и сразу после ее окончания, в 1984 г. поступил на исторический факультет Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина. Со второго курса университета он был призван в ряды Вооруженных сил СССР, где отслужил полные два года. После демобилизации он продолжил учебу в университете и окончив его в 1991 г. получил диплом историка, преподавателя истории и обществоведения. Именно в университете определились основные приоритеты его дальнейшей жизненной программы.
Константин Александрович выбрал своей специальностью археологию, которую в университете преподавал профессор Альфред Хасанович Халиков. Хотя первое знакомство с этой наукой произошло у него раньше - еще в школьные годы он с 7-го класса ходил в музейный археологический кружок, который вел Владимир Николаевич Марков, специалист по раннему железному веку, в те годы сотрудник Государственного музея ТАССР, после окончания 8-го класса он принял участие в археологической экспедиции в составе музейного отряда под руководством Нины Александровны Кокориной, тогда тоже работавшей в музее, в составе Билярской экспедиции в июле 1982 г. Летом следующего года он работал в Болгарах, где начальником экспедиции была Тамара Александровна Хлебникова с которой у Константина Александровича до самой ее смерти сохранялись замечательные отношения и научное сотрудничество. По его словам, участие в раскопках в Болгарах, «было наилучшей археологической школой в его жизни». В августе этого же года он принял участие в разведках и раскопках Раннеболгарской экспедиции под руководством Е. П. Казакова в восточных районах Татарии. В год окончания школы после вступительных экзаменов в университет в августе 1984 г. он опять в экспедиции с Е. П. Казаковым.
Тем не менее окончательный выбор археологии как профессии стал для Константина Александровича решающим только в стенах Казанского университета. Сыграло свою роль и то, что тогда впервые в археологии Советской Татарии под руководством А. Х. Халикова в 1989-1991 гг. университет возглавил хоздоговорные археологические работы по самому крупному проекту в Новейшей истории Татарстана советского и постсоветского периодов. Это строительство мостового перехода через Каму в районе Сорочьи горы - Мур-зиха. Масштабные раскопки силами студенческой практики исторического факультета КГУ велись сначала на Сорочьегорском городище в Рыбнослободском районе Татарстана, а затем на памятниках по трассе будущей насыпи дамбы.
Тогда вокруг А. X Халикова объединились молодые студенты-археологи, горевших желанием сказать новое слово в науке. Именно благодаря инициативе А. Х Халикова студенты второкурсники которых влекла археология в числе которых был и К. А. Руденко, в преддверии начала масштабных раскопок по проекту по-