Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Экономика
УДК 364.322 : 331.5
Роль социального страхования в формировании и развитии качества трудовой жизни
Сафина Л.М.
Ассистент кафедры денег и ценных бумаг Казанского (Приволжского) федерального университета
Миропольская Н.В.
Старший преподаватель кафедры денег и ценных бумаг Казанского (Приволжского) федерального университета
В работе рассматриваются основные аспекты формирования качества трудовой жизни в системе социального страхования. На примере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассматривается механизм финансового обеспечения по улучшению условий труда и предлагаются направления его совершенствования с целью развития качества трудовой жизни в организациях.
Ключевые слова: качество трудовой жизни, социальное страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стратегия развития пенсионной системы.
В обществе любой социально-экономической формации проблема содержания граждан, утративших трудоспособность или не имеющих таковой от рождения, традиционно решалась в форме социальной защиты, составляющей неотъемлемое звено общественных отношений.
Способы защиты от социальных рисков, угрожающих человеку лишением средств существования, различаются финансовым механизмом, условиями страхового обеспечения, поэтому выделяют две формы социальной защиты: социальное страхование и социальное обеспечение (рис. 1).
В условиях рыночной экономики наличие системы социального страхования обусловливается ее внутренними законами и предполагает непосредственное участие в социальной защите человека - и работодателя, и работника, и государства.
Предметом страховой защиты в системе социального страхования являются социально-экономические отношения по поводу защиты от факторов, снижающих качество жизни. Базой обеспечения ка-
чества жизни трудоспособного населения является сфера трудовой деятельности, что определяет возможность рассмотрения качества трудовой жизни как самостоятельного компонента и определения взаимосвязи показателей качества трудовой жизни и системы социального страхования.
Качество трудовой жизни (КТЖ) представляет собой результат такого уровня социально-трудовых отношений между работником и работодателем, при котором достигается удовлетворение потребностей работника и достижение целей организации. При этом организация труда и окружающая производственная среда должны соответствовать условиям безопасности, что обеспечивает максимальную реализацию интеллектуальных и творческих способностей человека. Все это определяет актуальность исследования влияния системы социального страхования на формирование и развитие КТЖ в организациях.
В системе обязательного социального страхования РФ основными организационно-правовыми структурами, призванными осуществлять целевые функции
114
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
Экономика
Рис. 1. Элементы социальной защиты населения
социальной страховой защиты являются государственные социальные внебюджетные фонды РФ. Особое место в системе обеспечения социальной защиты занятого населения занимает Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). ФСС РФ в настоящее время управляет средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, функционирование этого фонда исключительно ориентировано на занятое население.
В настоящий момент идет активная перестройка всей системы социального страхования в России, затрагивающая интересы всех субъектов социального страхования. Взаимосвязь КТЖ и социального страхования проявляется, прежде всего, в выполняемой последней превентивной функции, которая направлена на разработку и финансирование предупредительных мер по минимизации или предотвращению различных видов социального риска. Проблемы нарастания бюджетного дефицита всех государствен-
ных социальных внебюджетных фондов РФ, вызванные как серьезными просчетами в механизме формирования и управления средствами фондов, так и объективными демографическими факторами, отодвинули на второй план вопрос разработки системы превентивных мероприятий в рамках обязательного социального страхования. Безусловно, не на все социальные страховые риски можно эффективно воздействовать с целью снижения частоты реализации риска, однако в отношении рисков временной нетрудоспособности и рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний существует объективная возможность воздействия превентивных мероприятий. На наш взгляд, воздействуя на условия труда на каждом конкретном рабочем месте, можно повлиять на вероятность наступления данных рисков.
Причем в отношении риска временной нетрудоспособности можно выделить как сугубо медицинскую составляющую, так и составляющую, связанную с организацией трудового процесса и условиями труда на рабочем месте. Частота, полнота охвата исследуемых показателей и качество проводимых профилактических медицинских осмотров и процедур (например, вакцинация) позволяют выявить наиболее сложные в лечении заболевания на начальных стадиях, а также индивидуально рекомендовать меры по профилактике заболеваний. Все это не исключает риска временной нетрудоспособности полностью, однако позволяет сократить количество дней нетрудоспособности и избежать хронических форм заболеваний.
С другой стороны, неправильная организация трудового процесса и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте оказывают прямое воздействие как на риск нетрудоспособности, так и на риск несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2001 г. для предприятий существует возможность возврата 20 % страховых взносов уплаченных в предыдущий период по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью компенсирования затрат на мероприятия, связанные с улучшением условий труда (перечень мероприятий до 1 января 2012 г. утверждался Минз-дравсоцразвития РФ) [1].
Анализ показателей деятельности ФСС РФ за период с 2005-2010 гг. [2], приведенный в таблице 1, свидетельствует, что при общей положительной динамике абсолютных показателей (общем росте числа страхователей, проводивших финансирование, а также росте сумм финансирования предупредительных мероприятий) изменение относительных показателей не столь однозначно.
115
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Экономика
Таблица 1
Показатели деятельности ФСС РФ и финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2010 гг.
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Количество юридических лиц по состоянию на 1 января* 2240732 2893358 3285730 3634821 4021318 4258060
Общий объем расходов по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, млрд. руб.** - - - 46,7 52,9 54,9
Количество страхователей, проводивших финансирование через ФСС РФ, 14526 14423 18985 19896 19407 24642
в % от общего количества юр. лиц 0,65 0,50 0,58 0,55 0,48 0,58
Сумма финансирования предупредительных мер (млн. руб.), 2125,3 2819,7 3168,2 3798,7 4298,8 4623,5
в % от общих расходов ФСС РФ - - - 8,1 8,1 8,4
Сумма финансирования
предупредительных мер в пересчете на одного страхователя, проводившего финансирование, тыс. руб. 146,3 195,5 166,9 190,9 221,5 187,6
*данные представлены по отчетам ФНС в соответствии с записями, внесенными в ЕГРЮЛ [3].
**данные представлены в соответствии с федеральными законами об исполнении бюджета ФСС за соответствующий год, в 2005-2007 гг. отдельной строкой общий объем расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не определялся.
Так, сумма финансирования предупредительных мер в процентах от общих расходов ФСС РФ в период с 2008 по 2010 гг. практически не меняется и составляет чуть более 8 % в год. Общее число страхователей, осуществлявших финансирование предупредительных мероприятий за счет средств ФСС РФ, в процентах от общего числа юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, составляет менее 1 %. Средняя сумма финансирования предупредительных мер в пересчете на одного страхователя, проводившего финансирование за счет средств ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в период с 2005 по 2010 гг. составила 185 тыс. руб. Таким образом, финансирование предупредительных мероприятий за счет возврата части страховых взносов в ФСС РФ осуществляло небольшое количество в первую очередь крупных компаний. Возможность использования данного механизма финансирования существенного влияния на работу по совершенствованию условий труда на малых и средних предприятиях не оказывает.
На наш взгляд это происходит по ряду причин. Во-первых, при обращении организации в ФСС РФ по месту ее регистрации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, она должна предоставить пакет документов по установленному списку до 1 августа текущего года. В первую очередь здесь необходимо предоставить план мероприятий по улучшению условий труда, план
116
финансового обеспечения предупредительных мер и обоснование необходимости финансового обеспечения предупредительных мер. Во-вторых, в случае положительного решения о финансовом обеспечении предупредительных мер филиалом ФСС РФ организация обязана не только вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, но и ежеквартально предоставлять отчет об их использовании. Как правило, величина страховых взносов, подлежащих возврату, является не очень значительной, т.к. общая величина уплаченных страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний субъектами малого и среднего предпринимательства предприятиями не высока. Соотнося возможный объем поступлений и расходов по техническому обслуживанию процедуры возврата, малые и средние предприятия, не имеющие в своей структуре больших финансовых и бухгалтерских отделов, отказываются обращаться в ФСС РФ.
Третьей причиной низкого числа обращений страхователей в ФСС РФ за возвратом части ранее уплаченных страховых взносов является то, что в случае, если у организации имеются недоимки по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления, то фонд принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Экономика
На наш взгляд, одним из способов улучшения механизма реализации финансирования предупредительных мер через ФСС РФ мог бы стать не заявительный характер обращения за финансовым обеспечением, а исполнительный, со стороны ФСС РФ. В случае отсутствия задолженности по данному виду страхования на определенную дату, обязанность по перечислению 20 % уплаченных страховых взносов на счет предприятия, необходимо возложить на Фонд социального страхования РФ. При этом должна быть предусмотрена возможность самостоятельного принятия решения об использовании этих средств для финансирования предупредительных мер и продлен срок целевого использования перечисленных средств до трех лет. Это позволило бы аккумулировать более значительные суммы и повысить заинтересованность предприятий в своевременной и полной оплате страховых взносов. При данной схеме финансирования значительно упростится процедура доступа к источникам финансирования предупредительных мер, и, соответственно, большее число предприятий сможет улучшить условия труда и повысить КТЖ в организации.
Еще одним аспектом, требующим детального исследования, по нашему мнению, являются законодательные инициативы в рамках проекта Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. [4]. Одной из внешних причин (по отношению к пенсионной системе) снижения коэффициента замещения в России ниже уровня, рекомендованного Международной организацией труда (не менее 40 %), является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте (в том числе по причине несчастных случаев на производстве).
Кроме того, в современной пенсионной системе России одним из видов обеспечения является досрочное назначение пенсий. В этой связи актуальным остается вопрос целесообразности отнесения тех или иных профессий (выполняемых работ) к работам с особо тяжелыми и вредными условиями труда. При изменении условий труда в организации (модернизации, автоматизации, технологическом перевооружении производства и др.) возможно исключение работ из категории с особыми условиями труда или изменение продолжительности специального трудового стажа работника, дающего право на досрочный выход на пенсию.
До сих пор специфика условий труда не получала отражения в тарификации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что также явилось одной из причин дефицита Пенсионного фонда РФ. В части стимулирования работодателей по улучшению условий труда в организациях стратегия предусматривает введение дополнительного страхового тарифа в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, работодатели, имеющие в штате работники, которые в соответствии со Списками № 1, № 2 и
«малыми» списками имеют право на досрочный выход на пенсию, будут обязаны, в дополнение к высоким платежам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, осуществлять взносы в отношении выплат работников, включенных в эти списки по следующей схеме:
Список № 1: 2013 г. - 4 %, 2014 г. - 6 %, 2015 г. - 9 %;
Список № 2 и «малый» список: 2013 г. - 2 %, 2014 г. - 4 %, 2015 г. - 6 %.
Таким образом, все отрасли (направления) обязательного социального страхования, такие как страхование временной нетрудоспособности, страхование, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены развитием системы формирования КТЖ в организации. С другой стороны, социальное страхование играет значительную роль в системе формирования КТЖ. Особую значимость в развитии КТЖ имеет реализация превентивной функции социального страхования в разрезе финансирования предупредительных мер, направленных на повышение безопасности условий труда на предприятии.
Литература:
1. По становление Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1083 «О порядке финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». - URL: http://ohranatrnda. ru/ot_biblio/ot/147032/ (дата обращения 25.09.12).
2. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. - URL: http://www.fss/ru/statistics/54312. shtml (дата обращения 24.04.2012).
3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - URL: http://www.nalog.ru (дата обращения 29.04.2012).
4. Проект Министерства Труда и социальной защиты населения РФ от 24 августа 2012 г. «Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года». - URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/44 (дата обращения 15.09.2012).
117
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Экономика
The Impact of Social Insurance on Development of High Quality of Working Life
L. Safina, N. Miropolskaya Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with main aspects of forming of high quality of working life in the system of social insurance. The authors analyze the mechanism of financial support of improvement of working conditions and suggest ways of its improvement aiming at development of high quality of working life as exemplified by compulsory social insurance against labour accidents and professional illnesses.
Key words: quality of working life, social insurance, compulsory social insurance against labour accidents and professional illnesses, strategy of development of pension system.
118