Научная статья на тему 'Система социальной защиты как фактор формирования качества трудовой жизни'

Система социальной защиты как фактор формирования качества трудовой жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1683
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ РИСКИ / QUALITY OF WORK LIFE / THE SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION / THE CLASSIFICATION OF SOCIAL INSURANCE / SOCIAL INSURANCE RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафина Лилия Моратовна, Миропольская Наталья Валентиновна

С 70-ых годов двадцатого века наблюдается постоянный рост интереса к проблеме качества трудовой жизни. Однако, несмотря на активное обсуждение и изучение вопроса как отечественными, так и зарубежными учеными за прошедшие десятилетия единая концепция качества трудовой жизни не сформулирована. Нет и однозначного понимания, какие факторы влияют на формирование и развитие качества трудовой жизни. Целью настоящего исследования является рассмотрение элементов системы социальной защиты населения с позиции формирования и развития качества трудовой жизни, а также определение направлений совершенствования системы социальной защиты РФ с точки зрения повышения качества трудовой жизни. Авторы исследуют особенности реализации в современных условиях базового элемента системы социальной защиты социальное страхование. Научная новизна исследования заключается в постановке и решении важной теоретической и научно практической проблемы формирования вектора развития национальной системы социального страхования России ориентированной на повышение качества трудовой жизни. В работе представлена авторская классификация форм и видов социального страхования, характеристика основных субъектов обязательного социального страхования. Представлена поэлементная характеристика действующей системы социального страхования РФ. Авторами предложен вариант реформирования существующей системы социального страхования в аспекте управления страхованием по безработице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY SYSTEM AS FORMING A FACTOR OF QUALITY OF WORK LIFE

From 70 th years of the twentieth century continuous growth of interest to problem of quality of work life is observed. However, despite the active discussion and of a question both domestic, and foreign scientists for last decades the common concept of quality of work life isn't formulated. There is no also the only understanding, what factors influence formation and development of quality of work life. The aim of the real research is consideration of elements of social population protection system from a position of formation and development of quality of work life, and also definition of the directions of social protection system improvement of the Russian Federation from the position of improvement of work life quality. Authors investigate features of realization in modern conditions of basic element of social protection system social insurance. Scientific novelty of research consists in statement and the decision of important theoretical and practical formation problem of the Russian social insurance system’s development vector, which is focused on improvement of work life quality. In this work author's classification of forms and types of social insurance and also the characteristic of the main subjects of obligatory social insurance are presented. The item-response of current Russian social insurance system is presented. Authors offered the reforming option of existing social insurance system in aspect of unemployment insurance management.

Текст научной работы на тему «Система социальной защиты как фактор формирования качества трудовой жизни»

УДК 364.3:331.57 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

Сафина Л.М., Миропольская Н.В.

С 70-ых годов двадцатого века наблюдается постоянный рост интереса к проблеме качества трудовой жизни. Однако, несмотря на активное обсуждение и изучение вопроса как отечественными, так и зарубежными учеными за прошедшие десятилетия единая концепция качества трудовой жизни не сформулирована. Нет и однозначного понимания, какие факторы влияют на формирование и развитие качества трудовой жизни.

Целью настоящего исследования является рассмотрение элементов системы социальной защиты населения с позиции формирования и развития качества трудовой жизни, а также определение направлений совершенствования системы социальной защиты РФ с точки зрения повышения качества трудовой жизни.

Авторы исследуют особенности реализации в современных условиях базового элемента системы социальной защиты - социальное страхование. Научная новизна исследования заключается в постановке и решении важной теоретической и научно - практической проблемы формирования вектора развития национальной системы социального страхования России ориентированной на повышение качества трудовой жизни.

В работе представлена авторская классификация форм и видов социального страхования, характеристика основных субъектов обязательного социального страхования. Представлена поэлементная характеристика действующей системы социального страхования РФ. Авторами предложен

вариант реформирования существующей системы социального страхования в аспекте управления страхованием по безработице.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, система социальной защиты, классификация социального страхования, социальные страховые риски.

SOCIAL SECURITY SYSTEM AS FORMING A FACTOR OF QUALITY OF WORK LIFE

Safina L.M., Miropol'skaya N.V.

From 70th years of the twentieth century continuous growth of interest to problem of quality of work life is observed. However, despite the active discussion and of a question both domestic, and foreign scientists for last decades the common concept of quality of work life isn't formulated. There is no also the only understanding, what factors influence formation and development of quality of work life.

The aim of the real research is consideration of elements of social population protection system from a position of formation and development of quality of work life, and also definition of the directions of social protection system improvement of the Russian Federation from the position of improvement of work life quality.

Authors investigate features of realization in modern conditions of basic element of social protection system - social insurance. Scientific novelty of research consists in statement and the decision of important theoretical and practical formation problem of the Russian social insurance system’s development vector, which is focused on improvement of work life quality.

In this work author's classification of forms and types of social insurance and also the characteristic of the main subjects of obligatory social insurance are presented. The item-response of current Russian social insurance system is presented.

Authors offered the reforming option of existing social insurance system in aspect of unemployment insurance management.

Keywords: quality of work life, the system of social protection, the classification of social insurance, social insurance risks.

При рассмотрении вопроса формирования и развития качества трудовой жизни (КТЖ) в качестве основных показателей выделяют: надлежащее и справедливое вознаграждение за труд, безопасные и здоровые условия труда, а также, возможность работников использовать и развивать свои способности, удовлетворять потребность в самореализации и самовыражении.

На формирование КТЖ оказывают влияние значительное число разнообразных факторов, определяющих уровень КТЖ. Из всего многообразия факторов мы хотели бы выделить систему социальной защиты населения. На наш взгляд, этот фактор оказывает влияние на уровень КТЖ в России, однако, в настоящий момент этот вопрос не достаточно изучен и представлен в научной литературе.

Как правило, систему социальной защиты населения рассматривают в аспекте развития качества жизни населения. Всероссийский центр уровня жизни выделяет следующие компоненты качества жизни населения: качество общества; качество окружающей среды; качество трудовой и предпринимательской жизни; качество социальной инфраструктуры; личная безопасность; уровень жизни; удовлетворенность людей своей жизнью [1, с.118-119]. Базой обеспечения качества жизни является сфера трудовой деятельности, что определяет возможность рассмотрения КТЖ как самостоятельного компонента и определения взаимосвязи показателей КТЖ и системы социальной защиты.

Было бы неверным рассматривать систему социальной защиты как фактор обеспечения устойчивости социального положения только отдельных групп населения. Объектом социальной защиты выступает все население, а

история формирования современной системы социальной защиты свидетельствует, что первоначально она была ориентирована на занятое население.

Истоки социального страхования в России берут свое начало в первых ремесленных объединений - артелях и цеховых организациях. Как правило, все члены артели или цеха осуществляли уплату определенной доли от доходов в общую кассу или ремесленную управу, из которой осуществлялось вспоможение больным и немощным членам артели (цеха), а также забота о членах их семей [2, с.93]. Основное развитие форм и видов взаимопомощи в рабочих организациях пришлось на 80-90-е гг. XIX в., в период становления и активного развития крупного машиностроительного производства. Именно в это время наряду с фабричным законодательством, развитием охраны труда, идет формирование системы личного и коллективного страхования, касс взаимопомощи. В начале XX в. Россия только начала внедрять систему социального страхования ориентируясь на опыт Г ермании, однако, революция 1917 года изменила вектор формирования социальной защиты в сторону социального обеспечения.

С первых лет формирования советское законодательство предусматривало право трудящихся на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности по разным причинам. Однако, в Конституции РСФСР от 1918 года и Конституции СССР от 1924 года право на социальное обеспечение всех граждан не провозглашалось. Это было сделано только в 1936 г, с принятием новой Конституции СССР, где впервые было зафиксировано право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивалось за счет развития социального страхования рабочих и служащих за счет средств государства, а также предоставлением бесплатной медицинской помощи трудящимся и пенсионерам. При этом, практически до 70-х годов условия социального обеспечение в полном объеме не распространялись на работников, занятых в

сельском хозяйстве [11, с.63]. По сути, формирование системы социальной защиты шло исходя из постулата, что трудоспособное население нуждается в нем меньше, чем инвалиды, пенсионеры и т.д. Если мы обратимся к тексту Конституции РФ от 12 декабря 1993 г, то в п.2, ст.7 направления социальной защиты населения определяются так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [4]. Таким образом, и в действующей Конституции РФ нет акцента на социальной защите занятого населения, определены только отдельные гарантии при реализации некоторых социальных рисков и установлен минимальный размер оплаты труда, как особая форма социальной гарантии трудящихся.

В любом обществе, в данный конкретный момент времени, все население по своему социально - трудовому статусу можно условно разделить на три большие группы: трудоспособная, экономически активная часть населения; еще нетрудоспособные (дети) и уже нетрудоспособные (пожилое население) [7, с.10]. В структуре населения доминирующей является доля экономически активного населения, соответственно, акцент на формировании социальной защиты на этой группе населения имеет ряд преимуществ.

Во-первых, развитые институты социального страхования позволяют минимизировать и компенсировать такие виды социальных рисков как, например, временная нетрудоспособность, утрата места работы. Это определяет условия для эффективного использования потенциала каждого работника, сохраняя таким образом достигнутый уровень КТЖ.

Во-вторых, для данной категории населения выбор форм осуществления социальной защиты значительно выше. Соответственно, доминирование страхового механизма в осуществлении социальной защиты экономически

активного населения создает возможность для расширения спектра и большего объема финансирования программ социального обеспечения нетрудоспособного населения.

В-третьих, развитие спектра пенсионного страхования всех категорий работников, позволяет в будущем обеспечить достойный уровень пенсий. На сегодняшний день почти 60% пенсионеров получают пенсию сопоставимую с прожиточным минимумом. По стандартам Международной организации труда размер пенсии после 30 лет трудового (страхового) стажа должен быть не менее 40 процентов зарплаты квалифицированного рабочего. Стандарты Европейской социальной хартии еще выше: после 35 - 40 лет страхового стажа пенсия должна составлять не менее 50 - 60% от зарплаты [9].

В- четвертых, социальная защита, ориентированная на трудоспособное население с учетом иждивенцев (т.е. когда в качестве объекта социальной защиты рассматривается не индивид, а домохозяйство), позволяет улучшить качество жизни детей. Тем самым создается стратегическая основа для формирования потенциала будущей рабочей силы.

Таким образом, существует потребность в исследовании и анализе состояния системы социальной защиты с позиции формировании и развития КТЖ.

В новых экономических условиях система социальной защиты развивается как особый социальный институт, характеризующийся совокупностью принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей [3, с.36]. В современной экономической литературе нет единого толкования социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения» и общепринятого определения категории «социальная защита» [5, с.28].

По определению В.Д. Роика: «Социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и

технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями» [10, с.25]. Это определение отражает взаимосвязь категорий КТЖ и социальной защиты занятого населения.

В целом, система социальной защиты в России представляет собой наиболее распространенную в странах с рыночной экономикой модель, включающую социальное страхование, социальное обеспечение и социальную помощь. Однако, в процессе трансформации российской экономики каждый из компонентов социальной защиты приобрел свои специфические черты, отличные от западной практики. Базовым элементом системы социальной защиты является социальное страхование, которое, в свою очередь, также может быть признана самостоятельной системой по управлению социальными рисками. Посредством социального страхования государство решает не только проблемы социальной защиты работающих граждан, но и использует данный институт в целях повышения социально-экономической стабильности, гармонизации отношений в трудовых коллективах [12].

Система социального страхования отличается от иных форм социальной защиты тем, что в ее основе лежат потребности, которые могут с большой вероятностью возникнуть в будущем, и широким кругом социальных гарантий без проверки нуждаемости конкретного лица, которые реализуются путем осуществления обеспечения по социальному страхованию (т.е. социального обеспечения).

В тоже время, социальное страхование выступает в рыночной экономике универсальным финансовым механизмом, позволяющим минимизировать и

компенсировать последствия реализации социальных рисков для наемных работников, членов их семей и самозанятого населения. В общем виде система социального страхования, сложившаяся в России с ее структурными элементами, представлена на рисунке 1.

Одним из элементов системы являются формы реализации отношений по социальному страхования, а именно, обязательное и добровольное. На условиях всеобщности и обязательности проводится обязательное социальное

страхование, на принципе добровольности страховых отношений

осуществляется добровольное личное страхование. Характеристика основных субъектов социального страхования представлена отдельно на рисунке 2. Классификация основных форм и видов обеспечения по каждому направлению (отрасли) социального страхования составлена на основании действующего специального законодательства, рисунок 3. При этом, авторами в качестве критерия выделения отраслей обязательного социального страхования

рассматривались: общность экономических интересов по возмещению

последствий реализации социальных рисков, идентичность характеристик страховых случаев и наличие специального отраслевого законодательства. Выделение направлений добровольного личного страхованию осуществлялось в зависимости от объекта защиты и уровня страхового покрытия.

Системообразующие факторы

социальное страхование является обязательным для всех граждан и управляется государством соответствие взносов на социальное страхование той степени защиты, которая необходима человеку по устанавливаемым общественным стандартам обязанность по уплате взносов несут совместно работники и работодатели с привлечением финансовых ресурсов государства социальные выплаты определяются размерами, сроками и иными условиями уплаты страховых взносов

Система социального страхования РФ

__________і_______

Элементы системы

Рис.1 Система социального страхования РФ

Рис. 2 Характеристика основных субъектов обязательного социального

страхования

Формы страховых отношений

Обязательное социальное страхование Отрасли Добровольное личное страхование направления

& и ІЗиа и щ

Н сЗ

о и ао

Ній

о о и

—' <а

и

и н 8 о Я О

<3 я

ИЮ о о

Й я

сЗ О

о °

Пособие по времен ной нетру-доспо-собнос-ти в связи с болезнью

Пособие в связи с уходом за заболев шим членом семьи

Пособие по беремен ности и родам

Пособие по уходу за ре-бенко м до 1,5 лет

Ч М О ^

2 §

* м

<з о

а

с

и и н о Ч „ о Й и и 2 о 8

й £ сз Л

0<а

оЦ.

О

X

X

о

х

о

X

с

к

£

СО

о

3

£

и

О « о X X & ^ 5 к ^ сЭ

СО

о

3 £ о

а>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

аз

а

ч

й

со

«

Ю

О

виды

Пособие по времен ной нетрудо способности

обеспечения

І I

Тру- Финан-

довая сирова-

пен- ние

сия меди- цинс- ких услуг

Единов

ременн

ая

выплата

Со-

циаль

ная

пен-

сия

Ежемес

ячные

выплат

ы

Пен-

сии

военн

ослу

жащи

м

Лекарст

венное

обеспеч

ение

Санато

рно-

курортн

ое

долечив

ание

К

н

о

Чі

л

м

ю

о

с

к

£

СО

о

3

£

и

Пособие по безрабо тице

Стипен дия в период обучен ия

Мате-риаль-ная помощь в связи с переездом в другую местность

о

X

л

ч

о

со

о

л

ю

о

«

о

и

о

X

н

Г

о

X

н

о

к

£

СО

о

3

£

и

виды обеспечения

Страхо

вание

на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дожи-

тие

Страхо вание Профес сиональ Страхо вание

жизни ное стомато

на пенсио логичес

случай смерти нное страхов ание ких расхо- дов

I

Страхо вание жизни с условием перио-дичес-ких выплат

Негосу дарстве нное страхов ание по видам пенсио нных схем за счет седств рабоода телей и работни ков

Страхоа

ние

терапев

тиче-

ской

помощи

Инди-

видуаль

ное

страхо-

вание

от

несчаст

ного

случая

Страхо

вание

хирурги

ческой

помощи

Коллек тивное страхов ание от несчаст ного случая

Закон РФ «Об организации

ФЗ «Об основах обязательного

социального страхования» от 16.07.99 страхового дела в РФ» от

29.11.93 г. № 4015-1

г. .№ 165-ФЗ

Страхо

вание

пасса-

жиров

от

несчаст

ного

случая

Страхо вание туристов от несчаст ного случая

Рис. 3 Формы и виды социального страхования

На наш взгляд, эффективное воздействие на КТЖ через систему социального страхования (как базового элемента системы социальной защиты) возможно только при взаимном дополнении обязательных форм социального страхования, добровольными формами страховых отношений. При этом достигается эффект обеспечения стабильности доходов населения за счет разнообразных видов страхового обеспечения при реализации социальных рисков. В тоже время, законодательно в РФ страховыми, признаются не все социальные риски. На сегодняшний день это утрата застрахованным лицом заработка или дохода, необходимость получения застрахованным (или бенефициаром) медицинской помощи, а также, дополнительные расходы застрахованного лица (бенефициара), смотри рисунок 4.

Поэтому, дальнейшее развитие системы социального страхования с позиции формирования и развития КТЖ возможно при условии признания (т.е. законодательного закрепления) некоторых социальных рисков - страховыми. Учитывая, что социальное страхование призвано защищать, прежде всего, интересы работающего населения, целесообразно признать в качестве страховых профессиональные риски и дать их качественную и количественную оценку. Данное обстоятельство позволит продолжить реформирование пенсионного страхования [6] и окажет положительное на развитие корпоративных систем обязательного и добровольного медицинского страхования.

На наш взгляд, в процессе активной перестройки всех элементов системы социальной защиты, наиболее сложная ситуация сложилась в области страхования от безработицы. В настоящее время, в РФ в управлении риском безработицы, отсутствуют страховые принципы, т.е. на работодателей не налагается обязанность по уплате страховых взносов, на уровне государства не формируется целевой фонд денежных средств, а выплаты социального пособия по безработице только условно привязаны к заработной плате работника,

которую он получал до признания его безработным, а по существу - на уровне минимальных социальных стандартов.

Рис. 4 Страховые случаи и обеспечение по обязательному социальному страхованию в соответствии с ФЗ № 165-ФЗ [8]

С позиции управления КТЖ предпочтительнее механизм страхового обеспечения обязательного страхования риска трудоустройства. В связи с этим возникает вопрос, какие пути реформирования управления данным риском возможны на сегодняшний день.

Потребность в реформировании определяется тем, что под влиянием научно-технического прогресса современная политика занятости обращается в сторону переобучения и переквалификации потерявших работу, а не только гарантией выплаты пособий и помощи в поиске работы [12, с.15].

Соответственно, это требует дополнительных расходов, величина которых не должна находиться в зависимости от величины федерального бюджета и средств, перераспределяемых в рамках социального обеспечения.

Для переориентации управления риском безработицы на принципах социального страхования (рисунок 1) можно вернуться к практике создания отдельного внебюджетного фонда (например, с учетом опыта функционирования Фонда занятости с 1991 по 2001 гг.) или попытаться сформировать новые для России структуры, ориентируясь на опыт западных стран (например, в скандинавской модели социальной защиты страхование по безработице является добровольным и управляется профсоюзами). Однако, учитывая тот факт, что в системе обязательного социального страхования преобладающим является механизм государственного управления с элементами самоуправления страховщиков, на наш взгляд, страхование по безработице можно передать в управление Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ). ФСС РФ в настоящее время управляет средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, функционирование этого фонда исключительно ориентировано на занятое население.

Наиболее дискуссионным при проведении страхования по безработице является вопрос возложения обязанностей по уплате страховых взносов. По нашему мнению, обязательство по уплате взносов должно формироваться на паритетных началах, причем работник должен быть полноценным участником страховых отношений, т. е. должен быть наделен отдельными полномочиями страхователя. Средства, аккумулируемые ФСС РФ на цели страхования по безработице не могут быть использованы на выплаты иных социальных пособий. На величину страхового обеспечения по данному виду социальной услуги должны оказывать влияние следующие факторы: продолжительность страхового стажа работника, средняя заработная по последнему месту работы, региональный прожиточный минимум.

В целом процесс перехода на страховой механизм по данному виду (отрасли) социального страхования можно представить в виде схемы на рисунке 5.

Рис. 5 Вариант процесса перехода страхования от безработицы на страховой механизм реализации в рамках ФСС

Обобщая вышеизложенное, можно сделать выводы: формирование и развитие КТЖ в России в значительной мере связано с развитием системы социальной защиты; ключевым аспектом формирования новой структуры социальной защиты занятого населения является перевод обязательного

социального страхования на механизм страхового обеспечения и расширения спектра страхуемых социальных рисков.

Список литературы

1. Бобков В. Н. Управление качеством жизни // Проблемы теории и практики управления. 2005. №3. С. 118-119.

2. Гусаков Д.Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. СПб.: СПбГИПРСР, 2010. 260 с.

3. Зима В.В. Социальное обеспечение как структурный элемент системы социальной защиты населения // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. №1. С.35-39

4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.

5. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. ЦКЬ: http://www.krichevsky.ru/files/kso.pdf (дата обращения: 10.04.2012).

6. Миропольская Н.В. Пенсионное страхование как элемент социальной защиты населения // Вестник КГФЭИ. 2011. №2 (23). С.71-79.

7. Никонова О.В. Социальные гарантии в РФ: проблемы реализации: Автореф. дис. ... к.э.н..М., 2003. 24с.

8. Об основах обязательного страхования, федеральный закон от 16

июля 1999г. №165-ФЗ. ЦКЬ:

http://www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/130/10031.shtml (дата обращения: 18.04.2012).

9. Роик В.Д. Ловушка бедности. Кто заплатит за увеличение пенсий // Российская газета. 2009. №4942. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2009/07/01/pensii.html (дата обращения: 01.04.2012).

10. Роик В.Д. Основы социального страхования. М.: Анкил, 2005. 256с.

11. Солдатова Л.А. Становление системы социальной защиты пожилых граждан в современной России: опыт и проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2007. №4. С. 61-70

12. Янова С.Ю. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: организация и финансовый механизм: Дис. ... д.э.н..СПб., 2001. 400с.

References

1. Bobkov V. N. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of the theory and practice of management], no. 3 (2005): 118-119.

2. Gusakov D.B. Istoriya pensionnogo obespecheniya i sotsial'nogo strakhovaniya v Rossii [History of pension and social insurance in Russia]. St. Petersburg: SPbGIPRSR, 2010. p.260 History of provision of pensions and social insurance in Russia.

3. Zima V.V. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian messenger of social sciences], no. 1 (2010): 35-39.

4. Konstitutsiya RF. Rossiyskaya gazeta [It is accepted by national vote on December 12, 1993], no. 237 (1993).

5. Krichevskiy N.A., Goncharov S.F. Korporativnaya sotsial'naya

otvetstvennost' [Corporate social responsibility]

http://www.krichevsky.ru/files/kso.pdf (accessed April 10, 2012).

6. Miropol'skaya N.V. Vestnik KGFEI [Messenger KGFEI], no. 2 (2011): 7179.

7. Nikonova O.V. Sotsial'nye garantii v RF: problemy realizatsii [Social guarantees in the Russian Federation: realization problems]. Moscow, 2003. p. 24

8. Ob osnovakh obyazatel'nogo strakhovaniya [Federal'nyy zakon ot 16 iyulya 1999g. №165-FZ]. http://www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/ 130/10031.shtml (accessed April 18, 2012).

9. Roik V.D. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], no. 4942 (2009). http://www.rg.ru/2009/07/01/pensii.html (accessed April 01, 2012).

10. Roik V.D. Osnovy sotsial'nogo strakhovaniya [Bases of social insurance]. Moscow: Ankil, 2005. P. 256

11. Soldatova L.A. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta [Scientific notes of the Russian state social university], no. 4 (2007): 61-70.

12. Yanova S.Yu. Sotsial'noe strakhovanie v sisteme sotsial'noy zashchity naseleniya: organizatsiya i finansovyy mekhanizm [Social insurance in system of social protection of the population: organization and financial mechanism]. St. Petersburg, 2001. p. 400.

13.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Сафина Лилия Моратовна, ассистент кафедры денег и ценных бумаг Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, д.18, г. Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия e-mail: lilisafina@yandex. ru

Миропольская Наталья Валентиновна, старший преподаватель кафедры денег и ценных бумаг

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлевская, д.18, г. Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Safina Lilia Moratovna, assistant to chair of money and securities

Kazan (Volga Region) Federal University

18, Kremlevskaya street, Kazan, Republic of Tatarstan, 420008, Russia Miropolsky Natalia Valentinovna, senior instructer of chair of money and securities

Kazan (Volga Region) Federal University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18, Kremlevskaya street, Kazan, Republic of Tatarstan, 420008, Russia

Рецензент:

Кайгородова Г.Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры денег и ценных бумаг Института экономики и финансов, Казанского (Приволжского) федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.