УДК -
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.А. Кашеваров, Закиров А.И.
Статья посвящена исследованию инновационной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ключевые слова: Фонд социального страхования, инновационная деятельность, инфраструктура.
Переход экономики к рыночным отношениям изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Одним за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
В Росси на этапе перехода к рыночной экономике возникла необходимость в разработке новых, адекватных нарождающимся социально-экономическим условиям механизмов и форм социального страхования, наряду с воссозданием ранее известных, но забытых и утраченных в законодательном разграничении и распределении ответственности, прежде всего финансовой, между работниками, работодателями и государством.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) представляет собой один из государственных внебюджетных фондов социальной направленности. Этот Фонд был создан 1 января 991г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации профсоюзов РСФСР №600/9-3 от 25 декабря 1990 года.
Фактически в России система социального страхования базируется на устаревших принципах социалистической системы социального обеспечения. Хотя в результате реформы системы социального страхования на основе социально ориентированного рыночного подхода, на наш взгляд, были достигнуты следующие цели:
1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам широкий круг социальных услуг;
2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу социальных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения;
3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования;
4. Осуществление социального страхования преимущественно теми страховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства;
5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями.
На рисунке 1 приведена динамика доходов и расходов ФСС.
Виды и объемы финансового обеспечения в решающей степени зависят от эффективности
работы экономики той или иной страны. Это показывает анализ объемов социального страхования в странах Европейского сообщества. В странах со сравнительно невысоким экономическим потенциалом расходы на социальное обеспечение не превышают 16-18% валового национального продукта. В таких государствах с высокоразвитой экономикой, как Германия, Франция и Нидерланды, эти расходы достигают приблизительно 30% валового национального продукта.
Комплексные многоплановые системы социального страхования, существующие сегодня в странах Западной Европы, являются результатом многолетнего развития. Социальное обеспечение расширялось и развивалось постепенно и начиналось со сравнительно простых систем с низким уровнем безопасности.
Мировой опыт социального страхования свидетельствует о том, что в рыночных условиях наиболее широкое распространение получило трехканальное формирование фондов социального страхования. Наиболее оправдан механизм, при котором большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60%), а меньшая часть распределяется между работниками (10-30%) и государством (20-40%), которое осуществляет страховые обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения. Взносы всех социальных субъектов выражают идею их совместной ответственности за социальные риски, материализуемые через страховые мероприятия.
Фонд социального страхования РФ уделяет значительное внимание финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что видно по показателям графика 2.
30000
25000
20000
15000
10000
5000
0
24642
■количество
страхователей,
проводивших
финансирование
4623,5
—I I I I I Г"
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рисунок 2 . Динамика количества страхователей и сумм финансирования предупредительных
мер ФСС РФ
Современная модель социального страхования потребует обеспечения высокой надежности и доходности инвестирования страховых резервов. Сохранение оптимального баланса между жесткими государственными ограничениями вложений средств от социальных внебюджетных фондов, как по объему, так и по направлениям вложений, и антимонопольными мерами, обеспечивающими наибольшую эффективность инвестирования, будет способствовать превращению фондов в перспективных долгосрочных инвесторов.
В противном случае инвестиционная активность фондов резко снизится, либо криминализируется. Мировой опыт свидетельствует, что в условиях инфляции и хронического дефицита бюджета излишнее сосредоточение «в одних руках» функций «принятия решений» по инвестированию или, наоборот, их определенное рассредоточение приводит к тому, что размещение страховых средств приобретает скрытый характер и идет через третьи лица, нередко в пользу последних.
Имеющийся положительный опыт, накопленный как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствует, что одним из наиболее перспективных инновационных направлений инвестиционной политики страховых организаций является сращивание страхового и банковского капитала. Банковская система, как одна из наиболее стабильных, должна быть гарантом и проводником направления страховых средств в инвестиционное русло для выполнения инновационных проектов. Такой подход может быть реализован через систему уполномоченных социальных» банков, отобранных на тендерной основе с помощью жестких критериев под контролем и с помощью Центрального банка России.
В модели государственного страхования, объединяющего внебюджетные фонды,
государственное регулирование страховой деятельности должно соответствовать принципам социального партнерства и солидарной ответственности. В настоящее время средства бюджетных социальных фондов являются государственной собственностью, а функции управления фондами находятся в ведении Правительства Российской Федерации. Таким образом достигаются государственные гарантии социальной защиты населения. Вместе с тем, как упоминалось ранее, страхователи и застрахованные, несущие основные финансовые расходы по формированию внебюджетных фондов, фактически отстранены от выполнения контрольных функций и управления.
Реорганизация системы управления деятельностью указанных фондов должна носить инновационный характер и способствовать укреплению сложившейся системы государственного социального страхования и явиться залогом политической стабильности в стране. По примеру сложившейся практики за рубежом это может быть создаваемый в субъектах федерации наблюдательный совет, объединяющий в определенной пропорции представителей исполнительных органов власти, государственных внебюджетных фондов, страхователей (или их объединений).
Подобное решение явится серьезным шагом к демонополизации социального страхования, позволит более тесно и профессионально координировать интересы всех сторон страховых отношений при сохранении самостоятельности фондов, будет способствовать быстрому продвижению социальных реформ в стране. На указанный совет должны быть возложены функции формирования единой государственной политики в сфере социального страхования и ему должны быть предоставлены полномочия представлять интересы социальных внебюджетных фондов в исполнительных и законодательных органах государственной власти, в том числе с законодательной инициативой.
В Брянской области функционирует отделение ФСС РФ, которое также решает важные социальные проблемы. Так, по данным областного ФСС за 1-ое полугодие 2012 года в Фонд социального страхования Брянской области поступило 58,2% суммы к годовому плану; при этом по отношению к аналогичному периоду 2011 г. доходная часть увеличилась на сумму 95,9 млн. рублей, что составляет 10,9%. Наибольший удельный вес в доходах Брянского ФСС занимают страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 740,4 млн. рублей, что составляет 53,9% к годовому плану; при этом рост этого источника доходов по отношению к аналогичному периоду прошлого года более 11%, что в суммарном выражении превышает 75 млн. рублей.
В структуре расходов наибольший удельный вес - 55,6% - приходится на расходы по выплате пособий, гарантированных государством, что составляет сумму 827,4 млн. рублей.
За 8 месяцев 2012г. поступления в бюджет Брянского ФСС увеличились по отношению к аналогичному периоду 2011г. на 22,4% и составили сумму в 450 млн. рублей; при этом поступления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли суммы в 247,1 млн. рублей, увеличившись по отношению к аналогичному периоду на сумму 45,2 млн. рублей. Доходы страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 202,4 млн. рублей, увеличившись на сумму 37,1 млн. рублей.
В целях повышения роли Фонда Социального Страхования и придания применению его бюджета инновационных свойств, на наш взгляд, следует осуществить следующие мероприятия:
- привести в соответствие с действующим законодательством «учредительные» документы
ФСС;
- урегулировать в Бюджетном кодексе формы расходов бюджета ФСС;
- законодательно определить категорию «нецелевое использование средств ФСС»; - урегулировать вопросы временного заимствования, изъятия или перераспределения финансовых средств ФСС в рамках межбюджетных отношений между бюджетами различных внебюджетных фондов, а также между федеральными (региональными) бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
- ввести в банковское и налоговое законодательство нормы о защите от списания на цели, не предназначенные для финансирования социальных выплат финансовых средств ФСС, перечисленных на счета получателей этих средств.
Article is devoted to research of innovative activity of Social insurance fund of the Russian Federation.
The key words: Social insurance fund, innovative activity, infrastructure.
Список литературы
1. Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации профсоюзов РСФСР №600/9-3 от 25 декабря 1990г.
2. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994г «Положение о фонде социального страхования Российской Федерации»
3. Федеральный закон №165-ФЗ от 16 июля 1999г «Об основах обязательного социального страхования»
4. http ://r32.fss.ru/archive/80494. shtml
Об авторах
Кашеваров М.А. - кандидат сельскохозяйственных наук, Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, e-mail: mrom32@rambler. Ru.