Научная статья на тему 'Роль сми в развитии институтов гражданского общества региона'

Роль сми в развитии институтов гражданского общества региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1469
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СМИ / МАССМЕДИА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / LEGAL CIVIL SOCIETY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF MASS MEDIA / MASS COMMUNICATION / INNOVATIVE SOCIETY / PRIVATE NON-COMMERCIAL SECTOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Неделько Сергей Иванович, Осташков Александр Валерьевич

Роль СМИ в развитии институтов гражданского общества региона. В статье проанализирована роль СМИ в развитии институтов гражданского общества, представлены результаты социологических исследований развития СМИ в различных регионах России, а также процесса их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Mass Media in Civil Society Institutions Development in the Region. The role of mass media in the development of civil society institutions is analysed in the article. The results of sociological researches of mass media development carried out in different regions of Russia as well as their relations with the state power bodies and civil society institutions are presented.

Текст научной работы на тему «Роль сми в развитии институтов гражданского общества региона»

É2É

А. В. ОСТАШКОВ

РОЛЬ СМИ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕГИОНА1

Ключевые слова: правовое гражданское общество, социальная ответственность СМИ, массмедиа, массовая коммуникация, инновационное общество, негосударственный некоммерческий сектор

Key words: legal civil society, social responsibility oi mass media, mass media, mass communication, innovative society, private non-commercial sector

Партнерское взаимодействие власти и социума, способное обеспечить подотчетность, открытость, адекватность, восприимчивость к обратной связи, является одним из важнейших направлений формирования демократического, правового гражданского общества в России. Процесс становления правового государства и гражданского общества неразрывно связан с повышением значимости СМИ как особого инструмента выражения воли народа, ее реализации в процессе преобразования общественной жизни2. Многие современные авторы отмечают, что СМИ в значительной степени способствуют укреплению и реализации таких принципов правового

НЕДЕЛЬКО Сергей Иванович, заведующий кафедрой государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

ОСТАШКОВ Александр Валерьевич, доцент кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета, кандидат экономических наук.

С. И. НЕДЕЛЬКО

государства, как суверенитет, народовластие, разделение властей, приоритет прав и свобод личности, законность. Они также являются уникальным средством формирования политической и правовой культуры граждан, выступающей важнейшим атрибутом гражданского общества3.

Как показывает мировой опыт, существует пропорциональная зависимость: чем выше степень политизации общества, тем более значима роль СМИ. Массмедиа выступают в качестве мощного катализатора процесса демократического гуманистического развития общества, они призваны обеспечивать информационные коммуникации между социальными институтами и государством, укреплять каналы обратной связи государства с обществом и его контроль над политическими процессами. Тесное взаимодействие СМИ с другими институтами гражданского общества и государством делает необходимым повышение «прозрачности» их взаимоотношений.

Для формирования экономической независимости СМИ, их социальной ответственности перед обществом, способности к самоорганизации государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами или субсидиями. Де-факто поддержку на федеральном уровне получают СМИ, проводящие государственную информационную политику. В первую очередь речь идет о Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК), Первом канале, НТВ и некоторых информационных агентствах. На региональном уровне поддержка СМИ в основном осуществляется с учетом степени политической лояльности к власти. На наш взгляд, современное состояние СМИ в России указывает на необходимость пересмотра некоторых законодательных позиций в области предоставления льгот массмедиа.

Успех проводимой информационной политики государства во многом зависит от кадров. Согласно нашим наблюдениям, понятия «социальная информация» и «социальная журналистика» для многих современных представителей отечественных СМИ являются чуждыми и непонятными. К главным редакторам массмедиа, определяющим информационную политику, пока не пришло понимание того, что для полноценного освещения социальных тем необходимы

специальные знания и навыки. Людей, специализирующихся на социальной тематике, в большой прессе пока очень мало. Этим отчасти объясняются очевидные недостатки в освещении социальной проблематики, деятельности некоммерческого сектора в российских СМИ. Как показывает практика, доля такой информации крайне мала, а сами социальные темы подаются поверхностно.

В отношении социальной тематики в СМИ действует набор стереотипов. В частности, существует мнение, что информация о социальных проблемах, над решением которых работает негосударственный сектор, массовому читателю неинтересна. А ведь СМИ не только отражают общественное мнение, но и формируют его. Современная общественная жизнь почти не «отбрасывает информационной тени», ее вытесняют материалы, признанные интересными и перспективными с коммерческой точки зрения. В результате реальная картина жизни в отражении СМИ оказывается существенно измененной, а формирование общественного мнения становится манипулированием им. С одной стороны, это претензия к СМИ как социальному институту, с другой — к каждому журналисту в отдельности.

Выбирая тему для очередного материала, журналист каждый раз решает вопрос социальной ответственности «Писать о том, что действительно волнует людей, или поощрять в них привычный интерес к подаваемым темам?». Вместо того, чтобы серьезно разрабатывать наиболее болезненные для общества вопросы, журналисты зачастую берутся за социальные темы только тогда, когда их можно представить в виде сенсаций4.

На наш взгляд, полноценная журналистская работа, предусматривающая сопоставление и анализ фактов и мнений, собранных из разных источников, на социальном материале проделывается сейчас крайне редко. В основном это связано с тем, что журналисты не используют некоторые важнейшие источники социальной информации (как новостной, так и экспертной). Большая часть информации социального характера, публикуемая в СМИ, берется в государственных структурах. В последнее время с социальными проблемами активно работают сами граждане, общественные организации и бизнес. Они незаслуженно обделены вниманием массмедиа, поэтому в российской социальной журналистике образуются «информационные провалы».

Наряду с этим в последние годы начала прослеживаться позитивная тенденция: СМИ все больше внимания начинают обращать на новые информационные поводы социального характера, сформированные представителями системного и несистемного гражданского общества в социальном пространстве. В частности, речь идет как об активизации деятельности самих общественных и некоммерческих организаций, которые научились «создавать» интересные события для массмедиа, так и о социально активных гражданах, которые передают СМИ информацию о событиях через коммуникационные каналы.

На наш взгляд, этот социальный процесс в настоящее время не может управляться какими-либо социальными институтами, а тем более властью, поскольку носит разобщенный характер. Многие журналисты не имеют профессиональной подготовки, позволяющей успешно взаимодействовать по «социальным темам» со всеми представителями институтов гражданского общества. С негосударственным сектором гражданского общества активно работают некоторые агентства, например, Агентство социальной информации (АСИ). Работая в России с 1994 г., АСИ отражает интересы третьего сектора: объединений правозащитников и экологов, благотворительных фондов, женских и молодежных союзов, ассоциаций ученых, работников культуры, просвещения. Корреспондентская сеть АСИ действует более чем в 20 регионах России, в том числе в Пензенской области. Однако на территории России в настоящее время нет каких-либо аналогичных некоммерческих структур, призванных заниматься производством и массовым распространением социальной информации.

Картина сотрудничества АСИ со СМИ и взаимодействия с некоммерческим сектором не будет полной без факта поддержки этой организации Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. С другой стороны, идеологическая концепция АСИ остается незыблемой в течение многих лет. Кроме того, в редакции существует «фильтрация» поступающей информации, связанная с негативной общественной активностью ряда социальных групп, например, неонацистов, которые также являются частью гражданского общества5.

СМИ должны делать акцент на социальной и социально-экономической информации. Однако позитивно-созидательный характер действий «четвертой власти» на сегодня чрезвычайно мал, что может быть связано с нехваткой положительных примеров строительства демократического государства, на которых можно было бы формировать гражданскую культуру. Учитывая, что Россия на данном этапе своего развития пока не готова к появлению омбудсмена на телевидении, радиовещании и печати (эффективное функционирование этого социального института будет затруднено из-за несовершенства действующего законодательства и контроля со стороны государства), российским СМИ необходимо активнее вести работу с третьим сектором экономики.

Слабое взаимодействие власти и гражданского общества выливается в невозможность совместной разработки стратегии долгосрочного развития государства или конкретного региона6. В этих условиях существенно усиливается роль СМИ. Важно перестроить мышление современного журналиста, направив его на производство каждодневной независимой общественно значимой информации для социально-экономического, правового и нравственного развития государства. Первым из таких шагов может стать взаимовыгодное, в том числе с экономической точки зрения, сотрудничество между СМИ, бизнесом и некоммерческими организациями.

Доступ многих некоммерческих организаций к СМИ в ряде регионов затруднен или невозможен. Наиболее эффективной политикой для НКО может стать инвестирование в создание и развитие интернет-ресурсов. Однако необходимо понимать, что сайт даже с высокой посещаемостью и цитируемостью пока не сможет заменить массовое распространение информации с помощью традиционных СМИ (телевидение, радио, пресса). В России известно не слишком много примеров реализации совместных социальных проектов НКО, СМИ и бизнеса. Отсутствие заинтересованности у предпринимателей, как правило, связано с низкой активностью СМИ по освещению их деятельности и работы НКО.

Согласно результатам всероссийского исследования, проведенного в 2009 г. «Левада-Центром» по вопросу об отношении населения к благотворительности и благотворительным организациям России, многие опрошенные заявляют о своей минимальной информированности об этом. Информирован-

ность людей о реализации социальных проектов или деятельности благотворительных организаций можно считать недостаточной.

Примечательно, что основным источником информации о благотворительной деятельности (в широком смысле этого слова) для большинства населения, как и прежде, являются телевизионные передачи. Другим важным источником информации остаются центральная и местная пресса, хотя она уступает телевидению почти вдвое по частоте упоминания. При этом половина опрошенных россиян испытывает потребность иметь больше информации о благотворительной деятельности. Гражданам интересно знать о том, какие организации занимаются реализацией социальных проектов, кому оказывается помощь. Информация о том, как самому участвовать в благотворительности и как получить помощь, востребована меньше. Следовательно, повышение общей информированности об этой стороне жизни общества является необходимой предпосылкой формирования личной готовности самому занять активную гражданскую позицию и заняться реализацией общественно значимых проектов. По мнению россиян, повышение жизненного уровня, нравственности и альтруизма является основным условием развития и распространения благотворительности в современном обществе7.

Социальные инициативы реализуют в основном федеральные СМИ, долгое время работающие на рынке информационных услуг. Примечательно, что большинство телеканалов и радио, а также интернет-изданий не разрабатывают каких-либо собственных проектов для внедрения их в жизнь.

Говоря о региональных инициативах, следует отметить два социальных проекта, реализуемых в Пензенской области совместно с Фондом местного сообщества «Гражданский союз», общественно-политической газетой «Улица Московская» и информационным агентством PenzaNews. Эти СМИ позиционируют себя независимыми, объективно и оперативно освещают происходящие в регионе события, имеют большой авторитет среди читателей и вес в обществе, не ангажированы властью и крупным бизнесом.

Программа «Родник надежды», направленная на оказание помощи пациентам детского отделения Пензенского областного онкологического диспансера, реализуется газетой «Улица Московская» с 2005 г. Программа призвана помочь

детям с онкологическими заболеваниями легче перенести сложное лечение и способствовать их выздоровлению путем улучшения бытовых условий в период пребывания в медицинском учреждении. Программа финансируется за счет частных, корпоративных пожертвований, а также продажи благотворительных открыток и другой сувенирной продукции. В ноябре 2009 г. был образован попечительский совет программы, который следит за расходованием средств, помогает развитию проекта, обеспечивает распространение информации и привлечение новых участников и благотворителей.

Программа «Техника на благо», реализуемая по инициативе PenzaNews, действует с 2009 г. Она предполагает добровольную передачу всеми желающими старой, но исправно работающей компьютерной, офисной и бытовой техники, а также программного обеспечения нуждающимся, среди которых немало малообеспеченных семей и некоммерческих организаций Пензенской области. Фонд «Гражданский союз» собирает заявки от организаций и частных лиц, нуждающихся в технике, а общественный (экспертный) совет, состоящий преимущественно из представителей бизнеса, рассматривает заявки и принимает решение о целесообразности передачи техники кандидатам. Задача информационного агентства и других партнерских СМИ заключается в распространении информации о работе благотворительной программы.

Научный интерес представляют принципы деятельности некоммерческих организаций, которые могут быть взяты за основу для уточнения главных принципов социальной ответственности отечественных СМИ. Среди них следует назвать принципы общественной пользы, свободы деятельности, сотрудничества, верховенства права, демократического управления, самоконтроля, ответственности, открытости (гласности), равноправия.

Реализация потенциала воздействия СМИ на массовое сознание и формирование гражданского общества неоднозначна, имеет разную направленность и вес, продолжает преобладать инструментальная функция. Возможности информационного воздействия СМИ на сознание граждан велики, но ограничены. Это связано с тем, что значительная часть населения России, как показывают различные опросы, теряет доверие к СМИ, причем как к отдельным каналам распространения информации, так и в целом к массмедиа8.

Для эффективного взаимодействия власти и общества необходимо всесторонне поддерживать СМИ, которые являются действительно независимыми и отражают реальность объективно, достоверно и своевременно. Независимость СМИ следует, на наш взгляд, рассматривать как отсутствие давления со стороны учредителей, редакции, рекламодателей, власти и неправительственных структур. Добиться этого крайне сложно, учитывая, что практической модели взаимодействия в России нет. Исследователям только предстоит найти баланс интересов власти, СМИ и институтов гражданского общества.

В 2010 г. в рамках реализации государственного контракта «Формирование социальной ответственности российских средств массовой информации в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства» по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009—2013 гг.)» коллективом кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета были проведены социологические исследования социальной ответственности СМИ. По репрезентативной выборке в Пензенской области было опрошено около 1 000 чел.

Результаты исследования позволили сформулировать некоторые практические рекомендации. Во-первых, органам государственной власти необходимо уточнить систему норм и правил, регулирующих деятельность СМИ, усилить систему льгот в отношении социально ответственных СМИ. Во-вторых, СМИ совместно с заинтересованными группами (в частности, с соответствующими общественными организациями) следует выработать внутрикорпоративные механизмы регулирования и стимулирования социально ответственной деятельности. В-третьих, вузам полагается учитывать при подготовке студентов по специальностям «журналистика», «связи с общественностью» необходимость обеспечения социально ответственной деятельности СМИ. В-четвертых, требуется активизировать практику исследований и мониторинга социальной ответственности СМИ, реализуя их на основе комплексного и системного подходов, предусматривающих сочетание качественных и количественных анализов вторичной и первичной информации.

Существует объективная необходимость изменения образовательной парадигмы в отношении специальности «журналистика». Будущие журналисты должны понимать свою роль в формировании гражданских институтов современного инновационного общества, построенного на принципах духовно-нравственного воспитания. Социальная ответственность должна стать внутренним принципом журналистов, а не административным регламентом. В свою очередь органам государственной и муниципальной власти следует вырабатывать такие механизмы регулирования СМИ, которые могли бы не только управлять их деятельностью, но и достигать культурных, патриотических и идеологических целей. Масс-медиа должны способствовать решению общегосударственных задач. СМИ призваны нести обществу информацию, направленную на его развитие, идентификацию, и способствовать дальнейшему развитию институтов гражданского общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена в рамках государственного контракта № П1169 от 29 августа 2009 г. «Формирование социальной ответственности российских средств массовой информации в контексте региональной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства» по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009—2013 гг.)».

2 См.: Ивченкова М.С. Роль российских СМИ в процессе формирования гражданского общества // Изв. Сарат. ун-та. Сер.: Социология. Политология. Т. 8. 2008. № 2. С. 67—70.

3 См.: Резник Д.А. Средства массовой информации в процессе формирования правового государства в России: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004. С. 80.

4 См.: Открытие темы. Спецкурс по социальной журналистике / под ред. Е.В. Темичевой. М.: АСИ, 2003. С. 5.

5 См.: Алексеев Б. Елена Тополева: я — переводчик смыслов // Фонд. 2009. № 2. С. 6—10.

6 См.: Халий И.А. СМИ и гражданское общество: взгляд из региона // Социол. исслед. 2006. № 10. С. 104.

7 См.: Шувалова Н. Благотворительность в зеркале общественного мнения: обзор исследований. М.: Издат. проект Форума доноров, 2009. С. 25.

8 См.: Букин В.П., Осташков А.В., Неделько С.И., Ретинская В.Н. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизационных процессов в регионе // Регионология. 2010. № 4. С. 274—280.

Поступила 17.06.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.