Научная статья на тему 'Гражданские форумы как форма развития гражданского общества в современной России'

Гражданские форумы как форма развития гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1055
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галкина Елена Вячеславовна

Гражданское общество делает в нашей стране хоть и существенные, но первые шаги. Статья посвящена одной из важных форм гражданского общества Гражданским Форумам. Они открывают новую форму общения между институтами гражданского общества и государственной властью. Автор рассматривает развитие гражданского общества начиная с Первого Гражданского форума 2001 г. и по настоящее время, прослеживая динамику отношения политической власти к гражданским инициативам в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The civil society in our country makes its first and significant steps. The article is devoted to one important form of civil society to civil forums. They reveal a new form of communication between civil society institutions and the government. The author views the development of civil society beginning with the First Civil Forum of 2001 up to the present trace tracing the dynamics of the political power attitude to the civil initiatives in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Гражданские форумы как форма развития гражданского общества в современной России»

- Ч Галкина Е.В.

«Гражданские форумы как форма развития гражданского общества...»_

СОШОЯОПЧЕСКНЕ ННУК!

ГРАЖДАНСКИЕ ФОРУМЫ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.В. Галкина

CIVIL FORUMS AS A FORM OF CIVIL SOCIETY DEVELOPMENT IN THE MODERN RUSSIA

Galkina E.V.

The civil society in our country makes its first and significant steps. The article is devoted to one important form of civil society - to civil forums. They reveal a new form of communication between civil society institutions and the government. The author views the development of civil society beginning with the First Civil Forum of 2001 up to the present trace tracing the dynamics of the political power attitude to the civil initiatives in the Russian society.

Гражданское общество делает в нашей стране хоть и существенные, но первые шаги. Статья посвящена одной из важных форм гражданского общества - Гражданским Форумам. Они открывают новую форму общения между институтами гражданского общества и государственной властью. Автор рассматриваетразвитие гражданского общества начиная с Первого Гражданского форума 2001 г. и по настоящее время, прослеживая динамику отношения политической власти к гражданским инициативам в российском обществе.

Построение гражданского общества в современной России тесно связано с активной позицией граждан в управлении обществом, с гражданским участием и инициативами, исходящими от самих россиян.

Целью статьи является рассмотрение российских гражданских форумов, которые характеризуют современную политическую жизнь общества через призму активизации гражданского участия.

Первый российский Гражданский форум прошел 21-22 ноября 2001 г. Его приветствовал с трибуны Большого кремлевского дворца Президент Российской Федерации В.В. Путин. «Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество «сверху», - отметил президент в своем выступлении. - Оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы» (8, с. 18).

В процессе подготовки Форума представители интеллектуальной и политической элиты во главе с президентом Института проблем гражданского общества М.А. Слободской разработали программу развития взаимодействия государства и гражданских союзов. Совместная работа над актуальными для страны проблемами стала основной заботой участников Форума, на котором собралось около 10 тысяч представителей гражданских ассоциаций, органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, СМИ.

УДК 323

На Форуме рассматривали роль некоммерческих организаций (НКО) в государственном строительстве, условия и механизмы использования потенциала общественности для ускорения реформ (2, с. 5). После пленарного заседания на следующий день все делегаты приняли участие в тематических обсуждениях в рамках 21 проблемной дискуссии и более 70 круглых столов. Тематика дебатов была разнообразной и чрезвычайно актуальной. Это взаимодействие и диалог институтов гражданского общества и власти, права человека, положение дел в Чечне, национальная безопасность и внешняя политика, социальная политика в России, информационная открытость государства, проблемы культуры, национальных отношений, молодежи, детства и другие.

В ходе проведения I Форума актуально встал вопрос: оказывают ли сейчас 350 тысяч зарегистрированных организаций, которые относят к гражданскому обществу, сколько-нибудь заметное влияние на курс, которым следует страна? Конечно же, никто не сделает за граждан того, что они должны сделать сами в своих собственных интересах. Именно гражданам нужно общество, впитавшее в кровь и плоть ценности личной безопасности, частной инициативы, равенства перед законом, неотъемлемой частной собственности, толерантности и т.д. Власть выразила понимание того, что только такое общество может стать почвой, на которой ее реформаторские инициативы дадут богатые всходы (12, с. 113).

Уже при подготовке Гражданского форума раздавались голоса, предупреждавшие об опасности формализации институтов гражданского общества. К счастью, они были услышаны и поняты как участниками и организаторами форума, так и властью. «Форуму удалось, несмотря на некоторые организационные просчеты и недоработки, пройти между Сциллой чиновничьего формализма и Харибдой бесхребетной аморфности» (8, с. 19).

Слабость гражданского общества в нашей стране требует бережного отношения ко всем формам самоорганизации граждан. Отсутствие прочной традиции заставляет

содействовать закреплению и передаче политического опыта взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества.

На Форуме подчеркивалась необходимость закрепления достигнутого уровня взаимопонимания между политическим руководством страны и гражданским обществом. На государственном уровне получила одобрение инициатива по созданию Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, которая была выдвинута на форуме независимой организацией «Гражданское общество» и Национальным фондом «Общественное признание» в ходе дискуссии и во время работы круглого стола по проблеме: «Взаимодействие гражданских и государственных структур в обеспечении национальной и общественной безопасности, сокращении социальной базы организованной и экономической преступности и противостоянию коррупции».

Во время встреч участников Форума с руководством силовых структур, Верховного и Высшего арбитражного судов, профильных комитетов Государственной думы и Совета Федерации были разработаны конкретные механизмы взаимодействия и сотрудничества общественных организаций и гражданских объединений с данными правоохранительными, законодательными и судебными органами власти, намечены основные направления совместной деятельности.

На Форуме также получила поддержку гражданская инициатива по созданию Национального гражданского совета по международным делам, координатором формирования которого выступил известный политолог, директор института политических исследований С. А. Марков. Взаимопроникновение национальных интересов и интересов международного сообщества, глобализация отношений на мировой арене делает внешнюю политику государства тесно связанной с внутренним положением в стране. Это предельно повышает заинтересованность граждан в общественной экспертизе

Ш Галкина Е.В

внешнеполитического курса страны и объясняет мотивы инициаторов создания совета по международным делам, который призван не только объединить усилия своих экспертных комиссий и представителей государственной власти, занимающихся формированием и разработкой внешнеполитического курса страны, но и достойно представлять интересы гражданского общества за рубежом (включая гуманитарные, образовательные, культурные и научные программы), а также содействовать защите интересов российского делового сообщества и всех граждан, выезжающих на работу или с другими целями за рубеж.

Работа Форума доказала, что власть не «строит» гражданское общество, но доброжелательно поворачивается к нему лицом, чтобы вместе обсудить проблемы российской модернизации. Лейтмотивом гражданского форума была мысль о том, что он не должен пройти бесследно, но призван стать отправной точкой долгосрочного и плодотворного процесса (3, с. 8 - 9). Подчеркнем, что завязавшийся на форуме диалог общества и власти не должен угаснуть, а признаки того, что такая возможность существует, были налицо. Бюрократический аппарат проявил себя не готовым к живому диалогу с обществом. В понимании необходимости такого диалога Президент РФ значительно опережает российскую государственную машину.

Существовали реальные опасения о прекращении гражданских форумов. Их связывали с тем, что власть не привыкла советоваться с общественными организациями и объединениями и предпочитала оставаться вне критики.

После проведения Первого гражданского форума наступил период осмысления его итогов как у гражданских организаций, так и представителей власти - что же делать дальше, как воспользоваться результатами Форума и перейти от деклараций о готовности сотрудничать к созданию реальных механизмов взаимодействия различных институтов гражданского общества и всех ветвей власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Важным шагом к такому осмыслению стал проведенный в ноябре 2002 г. «Тольят-тинский диалог». Как представляется, здесь удалось соединить проведение традиционной для Приволжского Федерального округа Ярмарки социальных и культурных проектов (с реальными результатами и конкретными победителями, наглядно показавшими, как можно и нужно реализовывать гражданские инициативы в социальной и иных сферах) и Всероссийской экспертной конференции «Гражданский форум - год спустя. Что дальше?» (1, с. 12-13).

В ходе «Тольяттинского диалога» лидеры некоммерческих организаций и ведущие эксперты из различных регионов страны констатировали, что многие общественные организации и гражданские объединения в целом по стране оказались не готовы к конструктивному диалогу с властью, слабо используют свои возможности по формированию предвыборных программ политических партий. С другой стороны, в отдельных регионах страны представители властных структур продолжают держать «глухую оборону» и блокировать любые гражданские инициативы, несмотря на заявления руководства страны на Гражданском форуме о необходимости развивать диалог и взаимодействие с неправительственными организациями, принятие российским правительством в начале 2002 г. соответствующего Постановления о включении представителей общественных объединений в специально создаваемые общественные и экспертные советы в органах исполнительной власти федерального и регионального уровня.

Следующим шагом на пути внедрения и апробации гражданских инициатив явилось проведение II Гражданского ^рума в Санкт-Петербурге 21- 23 февраля 2002 г. Стратегия развития форума прозвучала в его названии «Гражданское общество в России как демократический проект» (11, с. 4-5). Форум констатировал, что современная Россия находится на стадии затянувшегося демократического транзита. И построение гражданского общества, несомненно, осложняется затяжными реформами, проводимыми в стране. Диалог, развернувшийся на

II-м Форуме между общественными и некоммерческими организациями, гражданскими объединениями и союзами был продолжен через год.

Накануне Российского форума 2003 г. в Нижнем Новгороде прошла пресс-конференция «Стратегия взаимодействия власти и общества в XXI веке». На ней обсуждалось определение статуса форума как диалога некоммерческих организаций с властными структурами, а также вопросы проведения региональной конференции Гражданского форума. По мнению участников пресс-конференции, на сегодняшний день интересы всех социальных слоев общества могут наиболее полно выражаться через политические партии, гражданские союзы и ассоциации, которые должны, в свою очередь, представлять их как на местном, так и на федеральном уровне.

Российская общественность проявила большой интерес к Форуму. В подготовку и проведение Российского форума-2003 помимо комиссии по правам человека при Президенте РФ включились Московская Хельсинская группа, Фонд эффективной политики, институт национального проекта «Общественный договор», национальный гражданский совет по международным делам, Институт проблем гражданского общества, Фонд защиты гласности, Институт образовательной политики «Эврика», общероссийская организация «Опора России» (9, с. 128-129).

В феврале 2003 г. в Нижнем Новгороде собрались лидеры общественных и некоммерческих организаций, ведущие эксперты и политологи, а также руководители исполнительной и законодательной ветви власти Приволжского Федерального округа. После недолгих дискуссий было принято решение о проведении Российского форума. Для его подготовки была создана рабочая группа и определен наиболее оптимальный формат его организации.

На III Российском форуме в Нижнем Новгороде обсуждался широкий круг проблем: «Обеспечение конституционных прав предпринимателей: взаимная ответственность бизнеса и власти», «Профессиональ-

ная и гражданская ответственность в предвыборный период», «Общественные ресурсы и потребности образования», «Механизмы участия общественных организаций в решении социальных проблем», «Участие неполитических организаций в избирательной кампании: механизмы продвижения интересов, ответственность», «Реформа местного самоуправления», «Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России» и др.

Большая подготовительная работа, авторитетный и высокопрофессиональный состав участников и конструктивные двухдневные дискуссии позволили участникам переговорной площадки по одной из ключевых тем форума «Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России» выйти на подписание Общественного договора о взаимодействии по обеспечению национальной безопасности России (10, с. 178-180). В результате конструктивных обсуждений, взаимных компромиссов, внимательного экспертного анализа и уточнений формулировок свои подписи на Общественном Договоре поставили, с одной стороны, лидеры общественных организаций и гражданских союзов, ведущие политологи и эксперты, руководители предпринимательских объединений и ветеранских организаций сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, известные правозащитники, адвокаты и ученые, лидеры профсоюзных организаций, журналистских и других творческих союзов, а с другой стороны - представители высшего руководства исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти федерального и регионального уровня, прежде всего, правоохранительных органов.

На пресс-конференции, прошедшей в первый день работы III Российского форума, его организаторы объявили о его основных целях и задачах. Член рабочей группы по подготовке Форума, президент Фонда эффективной политики Г. Павловский сказал: «У задачи Российского форума много формулировок. Главное, пожалуй, то, что нас

Ш Галкина Е.В

больше не интересуют просто декларации. Реальность такова, что нам сегодня - на Российском форуме - нужно провести своеобразную инвентаризацию проблем подобно той, какую сделал Путин четыре года назад в отношении государственной власти. Сама власть нынче нуждается в помощи общества... Программа Президента в такой стране, как Россия, должна вырабатываться обществом. Какие задачи страна будет решать в следующие четыре года, как люди будут жить - это не может решаться в Кремле или в Белом доме» (8, с. 22-23).

Первый день работы III Российского форума был насыщен мероприятиями: круглыми столами, семинарами, переговорами, презентациями. На круглом столе по теме «Социальная ответственность бизнеса: новый взгляд на проблему» обсуждались проблема участия юридических лиц и частных предпринимателей в благотворительности, технологии организации социальных проектов, предложения по изменению соответствующей правовой базы и др.

Одним из событий первого дня работы Форума стало ток-шоу, проходившее с участием членов рабочей группы по подготовке мероприятия и экспертов. «Какая ответственность лежит на обществе и за что отвечает власть?», - именно эта тематика и стала основной на ток-шоу. После всесторонних обсуждений участники мероприятия пришли к общему заключению: общество отвечает за свое собственное благосостояние, за порядок, за власть, за идеи и проекты, несет на себе функции контроля над властью. Последняя, в свою очередь, помимо эффективного решения проблем общества и управления, должна нести ответственность за порядок в обществе, а также за собственные действия или бездействие.

Во второй день работы Форум посетила вице-премьер Правительства РФ Г. Каре-лова, открывшая многочасовую дискуссию по вопросам социальной политики в отношении несовершеннолетних. Еще один аспект общественной жизни страны затронул министр РФ по делам национальностей В. Зорин, выступивший перед журналистами с обоснованием государственной политики в

области административно-территориального устройства России. Он подчеркнул, что мно-гонациональность регионов не создает проблемы, а приносит пользу для общества. «Национальная политика не может реализоваться без участия неправительственных и общественных организаций. В Приволжском федеральном округе накоплен огромный опыт в этой сфере, которым интересуется Совет Европы», - отметил министр (8, с. 23).

На Форуме слова «социальное партнерство», «гражданское общество» звучали намного чаще, чем когда бы то ни было. Возможность общаться с экспертами и теоретиками российских социальных реформ была представлена для каждого участника Форума. Главное событие этого мероприятия - невероятный интерес участников к вопросам социальной ответственности бизнеса и социальной ответственности вообще.

По общему мнению, работа Российского форума-2003 оказалась эффективной. По каждой из тринадцати тем наработан огромный материал. «Форум состоялся и доказал эффективность системы организации этой работы. Это уже не эксперимент, а модель. И я вижу, что эта модель работает», -заявил Полномочный Представитель президента РФ С. Кириенко. По мнению председателя Комиссии по правам человека Э. Памфиловой, «на Форуме были сформированы позиции как общественных организаций, так и власти. По многим темам были достигнуты разного уровня договоренности, но самое главное - в результате дискуссий на круглых столах и переговорных площадках удалось выработать основные технологии и механизмы дальнейшей деятельно-сти»(7, с. 37-38).

Отметим и недостатки, проявившиеся в ходе Российского форума - 2003. Главный минус - это недостаточная информированность в регионах о возможности участия в Форуме. На нем доминировали представители московских и петербургских общественных организаций, власти и бизнеса. Регионы были представлены крайне бедно. Именно в привлечении заинтересованных, деловых и инициативных общественников из регионов

видится главная задача предстоящих гражданских форумов.

В 2004 г. гражданские форумы прошли во многих регионах Российской Федерации. Активизация гражданского участия наблюдалась не только в Центральной России, но и в Челябинской области и на Сахалине (в конце сентября там тоже прошел Гражданский форум). Вот некоторые главные проблемы, рассматриваемые на региональных форумах - местное самоуправление, взаимодействие законодательной власти и общественных объединений, пути решения проблем совместной деятельности органов государственной власти, Союза промышленников и предпринимателей, органов местного самоуправления и общественных организаций в социально-экономическом и политическом развитии общества.

Главными целями проходивших региональных форумов были определены:

1) анализ имеющегося опыта взаимодействия государственных органов власти и гражданских союзов в решении социально значимых задач;

2) выработка эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти и гражданских союзов в целях снижения социальной напряженности в обществе и экономического роста. Главным в совместной деятельности должно быть не создание представительства людей, а представительства идей, на основе которых будут созданы и успешно осуществляться технологии взаимодействия общества и власти;

3) проведение разъяснительно-информационной работы, направленной на повышение эффективности благотворительной деятельности;

4) разработка рекомендаций для подготовки программ общественного развития территорий, предусматривающих поддержку и развитие созидательной энергии населения:

• формирование общественного мнения;

• политическое образование и воспитание граждан;

• выражение мнений населения по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и местного самоуправления;

• содействие консолидации общества, укреплению государства и утверждению принципов гражданственности, общероссийского патриотизма и уважения к лучшим традициям народов России;

• содействие реализации духовного и творческого потенциала каждого гражданина и каждого народа для достижения в обществе социальной гармонии и стабильности;

• содействие внедрению ценностей здорового образа жизни в обществе как национального приоритета.

Таким образом, можно отметить, что особенностью целей проведения региональных гражданских форумов в 2004 г. являлось совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общества в решении задач социально-экономического роста.

Основной задачей региональные форумы поставили развитие общественных инициатив по реализации следующих целей:

• воспитание чувств ответственности у каждого человека, гражданина за свою судьбу и здоровье, за свою семью и за свою общину, за сохранение окружающей среды в своем регионе;

• поддержку конструктивной социальной активности конкретного человека, предприятия, конкретной группы людей, развитие общественных движений, решающих задачи в социальной политике;

• разработку концепции трансформации благотворительности в эффективный инструмент социальной политики;

• сотрудничество с органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями, предприятиями, общественными объединениями, религиозными организациями, политическими партиями и движениями различной направленности, чьи программные документы не вступают в противоречие с законами Российской Федерации.

Ш Галкина Е.В

Именно на гражданских форумах в ходе диалога между гражданскими инициативами и государственной властью родилась идея создания Общественной палаты при Президенте Российской Федерации. Эта идея была реализована. И в феврале 2005 г. руководством страны было принято решение о создании Общественной Палаты, финансируемой за счет средств федерального бюджета. С 1 июля 2005 г. соответствующий закон вступил в силу (5). В состав Палаты вошли 126 человек. 42 кандидатуры определил Президент. Это люди, имеющие заслуги перед обществом и государством, следующие 42 - представители общероссийских общественных организаций и еще 42 человека представляют общественные организации регионов (4, с. 19). Состав палаты будет обновляться каждые 2 года. Начинание это, на наш взгляд, хорошее и нужное, главное, чтобы оно стало дееспособным. В регионах отрабатывались свои версии, кто и на каких основаниях будет входить в Общественную палату, призванную отстаивать народные интересы.

В Южном Федеральном округе процессы взаимодействия гражданского общества с государственными структурами идут достаточно интенсивно. В начале 2005 г. активисты общественных организаций учредили Ассамблею Общественности Краснодара. Главные ее цели представляются в объединении усилий общественных, правозащитных и некоммерческих организаций Краснодарского края для решения актуальных социальных проблем местного сообщества, установления более эффективного взаимодействия общественных объединений и органов власти, информирование местного сообщества о деятельности общественных организаций в сфере гражданского образования и прав человека. Идею создания Ассамблеи поддержали ряд депутатов городской думы Краснодара, некоммерческие общественные организации края. Ассамблея открыта для активистов общественных организаций, журналистов, студентов краснодарских вузов и граждан, занимающих активную гражданскую позицию. В первом полугодии 2005 г. в рамках деятельности

Ассамблеи состоялось 15 мероприятий (встречи, дискуссии, образовательные сессии, общественные слушания и семинары). На них рассматривалось взаимодействие общественных объединений и органов власти, права человека в сфере призыва на военную и альтернативную гражданскую службы, права граждан, гендерное равенство, трудоустройство и т.д.

В Ставропольском крае также проводятся мероприятия по поддержанию гражданских инициатив в сфере взаимодействия гражданского общества и государственных структур (6). Так, в начале мая 2005 г. в Ставрополе в рамках российского социального форума ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос» провела круглый стол под названием «Социальная реформа в социальном государстве» В нем участвовали представители различных общественных организаций, студенты, депутаты краевой и городской дум. Главное решение, к которому пришли собравшиеся, - не позволить власти навязывать решения, касаемые Общественной палаты, сверху. А. Якушев, координатор Ставропольского регионального отделения «Голоса», видит Палату, как общественно-политическую площадку, куда смогут свободно приходить избиратели, обращаться со своими проблемами, пожеланиями, оценками происходящего в стране. По его мнению, с помощью общественной палаты будет реальный шанс организовать общественную экспертизу принимаемых законов.

К. Вишневский, руководитель некоммерческой общественной организации «Ставропольский краевой центр общественных инициатив «Альтер Вита», полагает, что Общественная палата может стать хорошим инструментом для воспитания в ставрополь-цах гражданского участия. По его мнению, «люди должны понимать, что от них в стране зависит многое, они реально могут спросить с правительства». Была выбрана рабочая группа, которая занялась разработкой законопроекта «Об общественной палате Ставропольского края», в котором должны учитываться различные точки зрения.

Итак, построение гражданского общества в современной России - это объективный, поступательный, но двигающийся медленными темпами процесс. Гражданское общество, как важный механизм демократического государства, в нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги. Становление гражданского общества в России имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада. Россия совершает один из самых трудных и долгих в мире переходов к демократии (демократических транзитов). Первый опыт показывает, что реальное функционирование гражданского общества в Российской Федерации возможно лишь при активном участии новой демократической элиты, включении ее интеллектуального потенциала в проведение реформ в стране. Проведение гражданских форумов - это важный этап в формировании диалоговых механизмов между государством и институтами гражданского общества, который необходимо поддерживать и развивать. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский форум. Год спустя: Материалы конференции, ноябрь 2002 г. Тольятти. -М.: САЕ - Россия, 2003.

2. Дмитриев И. Гражданин, пройдемте на форум: о построении гражданского общества // Российские вести. - 2001. - № 39.

3. Камоза Т. Визит к модератору. Как власти здорово, что все мы здесь сегодня собрались: О гражданском форуме в Москве, 2001 // Новое время. - 2001. - № 48.

4. Куцылло В. Еще одна Кремлевская Палата // Власть. - 2005. - № 25. - 27 июня.

5. Об Общественной палате Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации № 32-Ф3 от 4 апреля 2005 г.

6. Об утверждении «Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края» и «Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000 -2005 г.». Постановление губернатора Ставропольского края от 31.12.1998. № 798.

7. Поговорим о гражданском обществе. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2001.

8. Подберезкин А. И., Абакумов С. А. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития. - М.: «Имидж - Пресс», 2004.

9. Правовое гражданское общество России: перспективы / Под ред. В.Г. Марахова. -СПб., 2003.

10. Салтыкова О. П., Ракевич И. В. Социально-политические механизмы взаимодействия государства и гражданского общества // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Вып. 2. - Ростов - н/Д., 2004.

11. Стратегия формирования гражданского общества в России: Материалы 2 российского научно-общественного форума "Гражданское общество в России как демократический проект" (21-23 февраля 2002 г.). -СПб., 2002.

12. Холодковский К. Г. Гражданское общество и государство: сбалансированность отношений // Проблемы становления гражданского общества в России: Материалы научного семинара / Науч. ред. С.С. Сулакшин. -М.: Фонд развития политического центризма, 2003. - Вып. 2.

Об авторе

Галкина Елена Вячеславовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии СГУ. Сфера научных интересов -гражданское общество и мировой политический процесс. Автор 75 научных и учебно-методических работ по проблемам всеобщей истории и современного политического процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.