Светлана ЗАДОРКИНА
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена изучению средств массовой информации в контексте инновационного развития современного общества. Рассмотрены тенденции развития СМИ в условиях становления информационного общества в России, определяется их роль в общественных процессах.
The article is devoted to consideration of mass media in the context of innovative development of the modern society. Tendencies of development of mass media in the conditions of forming innovative society in Russia are considered. The role of mass media in public processes is defined.
Ключевые слова:
средства массовой информации, инновации, культура, идентичность; mass media, innovations, culture, identity.
ЗАДОРКИНА
Светлана
Владимировна —
аспирант кафедры
государственного
управления и
социологии региона
Пензенского
государственного
университета
Понятие «массовая коммуникация» ввел в 1909 г. социолог Чарльз Кули1. Изучение средств массовой информации (СМИ) с точки зрения возможности их влияния на ауди -торию началось в 20 -х гг. XX в. Первой теоретической работой в этой сфере явился труд американского социолога и журналиста У. Липпмана «Общественное мнение», в котором утверждалась мысль о всесилии СМИ2. Он также впервые использовал термин «социальный стереотип», рассмотрел возможность СМИ манипу лировать общественным сознанием, представил коммуникацию как социальные отношения.
Следующим этапом стали исследования влияния СМИ на полити -ческие процессы. Этой проблематикой занимался П. Лазарсфельд, который изучал роль СМИ в избирательном процессе и их влияние на электоральное поведение в 30—40 -х гг. XX в. В то время СМИ характеризовались как сила, манипулирующая умами аудитории, которая рассматривалась как пассивный реципиент сообщений.
В 60 -х—80 -х гг. XX в. возникли разнообразные теории для объясне -ния механизмов влияния СМИ на политический выбор людей уча стием политической рекламы, которые стали основой современных исследований. Их авторами были известные зарубежные социологи Н. Луман, С. Ленарт, У Миллер, Т. Блумер, Э. Ноэль - Нойман и др.
В настоящее время феномен трансформации массовой коммуни -кации продолжает изучаться социологами, политологами, фило -софами, психологами, которые рассматривают различные стороны этого явления. Перед современными исследователями даже не стоит вопрос о самой возможности влияния СМИ, т.к. это вполне очевидно. Проблема сводится к определению степени, механизмов и способов влияния СМИ на процессы, происходящие в обще -стве. Это нашло отражение в работах отечественных ученых, таких как РФ. Абдеев, Ю.П. Буданцев, В.П. Конецкая, Г.Г. Почепцов, А.П. Суханов, А.Д. Урсул, казанские ученые Ю.Ю. Комлев, Р.Р. Гарифуллин, И.Г. Ясавеев, В.С. Басин.
Наблюдаемая в настоящее время трансформация массового сознания и поведения людей изменяет всю систему культуры через встраивание в нее чужеродных элементов в виде «медиа вирусов»
1 Кули Ч.Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль / пер. с англ., под ред. В.И. Добренькова. — М. : Изд-во МГУ, 1994.
2 Липпман У. Общественное мнение // Институт фонда «Общественное мне -ние», 2004.
(по Д. Рашкоффу)1. По мнению ряда оте -чественных и зарубежных ученых, напри -мер таких, как А.А. Зиновьев, С.Г. Кара -Мурза, Г. Шиллер, Р. Харрис и др., влия -ние СМИ на человека и манипуляция общественным сознанием являются глав -ной причиной «социокультурного шока» (culture shock, по К. Обергу).
Известный социолог С.Г. Кара - Мурза отмечает, что СМИ стали главным инстру ментом распространения сообщений, воз действующих на общественное сознание. Он даже предлагает принять как догму, что СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации2.
На этом фоне растет все более ощутимая на практике и в теории обеспокоенность негативными последствиями антигума -нистического дискурса российских СМИ, что актуализирует необходимость серьез ного комплексного исследования ситуа ции в отечественной медиа - культуре.
С развитием информатизации россий -ского общества средства массовой ком -муникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, быстро превраща ясь в реальную власть. Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой коммуникации.
Ряд исследователей говорят о современ ности как об эпохе медиакратии, власти средств массовой информации.
На наш взгляд, до настоящего момента, несмотря на интерес, проявляемый науч ным и экспертным сообществом к про блемам развития информационного общества, к социологическим аспектам развития СМИ, последние практически не рассматриваются как один из важней ших инструментов целенаправленной поддержки инновационных процессов в современном российском социуме.
Важными условиями активизации инновационной деятельности в стране является создание необходимых культур ных предпосылок, а также проведение активной информационной и образова тельной политики совместными усилиями
1 Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. — М. : Ультра. Культура, 2003.
2 Кара- Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. —
М. : Эксмо -пресс, 2001.
государства и всех социальных институтов в совокупности, в т.ч. СМИ.
Серьезная основа для информацион -ной поддержки инновационного разви -тия страны и формирования «инноваци -онного человека» заложена в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В дан -ном документе поставлена цель: в рамках проведения творческих конкурсов на со -здание кинофильмов, сериалов и анима -ционных фильмов ввести соответствую -щие условия, предполагающие в теле - и кинопродуктах, создаваемых с привлече нием государственных средств, популяри зацию научной и изобретательской дея -тельности, личного успеха людей, зани мающихся инновациями3. Автор считает целесообразным распространить такое требование не только на теле и кино фильмы, но и на все СМИ.
Средства массовой информации и ком муникации, как известно, призваны не только отражать общественное мнение, но и формировать его. От информационной политики СМИ зависит успех многих про -грессивных преобразований, в т.ч. и фор -мирование национального инновацион ного общества. Поэтому не удивительно, что в последнее время медиа - сообщество активно обсуждает роль СМИ в реализа ции стратегии инновационного разви тия России. Круглые столы, конферен -ции и форумы — за последние несколько лет немало подобных мероприятий было посвящено теме развития и популяриза -ции инноваций. Основные выводы экс пертов касаются сложных задач, которые должны решать современные СМИ. Среди них — изменение отношения общества к инновациям, стимулирование спроса на новые разработки и привлечение внима ния молодежи к развитию страны, пропа ганда культурных ценностей и националь ной идентичности.
Содержание информации, посредством которой формируется общественное сознание, имеет социально культурные компоненты и должно рассматриваться властью и обществом как мощный соци альный ресурс. Мы согласны с мнением известного американского политолога
3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ, 2012, № 1, ст. 216.
Б. Коэна в том, что СМИ, может, и не пре -успевают в объяснении людям, что думать, но они потрясающе легко растолковывают им, о чем думать.
В этой связи одной из ключевых задач средств массовой информации и ком муникации на современном этапе раз вития общества является формирование гражданской и региональной идентич ности. Однако в рейтинге тем, достойных общественного внимания с точки зрения средств массовой информации и комму никации, проблемы идентичности чело -века, пропаганды культуры, морально нравственных ценностей занимают сегодня не самые высокие позиции. К сожалению, на современном этапе разви тия общества информация зачастую явля ется товаром, который требуется выгодно подать и получить прибыль, не заботясь о последствиях ее усвоения и дальнейших действиях ее получателей.
Нельзя не согласиться с мнением науч -ных сотрудников Пензенского государ ственного университета о том, что сво бода СМИ должна быть подкреплена ответственностью СМИ перед обществом. Согласно проведенному ими исследованию в рамках исполнения контракта П -1169 от 27 августа 2009 г. был подготов -лен и проведен массовый социологический опрос, предметом исследования которого было сущностное понимание социальной ответственности СМИ в контексте регио нальной идентификации, социального моделирования и обеспечения стратегии инновационного развития государства (на примере Пензенской обл.). Результаты показали, что, по мнению 80% опрошенных, в погоне за высоким рейтингом нравственные ценности для СМИ ушли на второй план, а технологии развлечения перенесены даже в новости. Более того, 99% не смогли дать оценку современного уровня социальной ответственности рос сийских средств массовой информации и коммуникации с точки зрения содействия устойчивому долгосрочному развитию страны и общества1.
Историческая культурно социальная память, сохраняющая мифы, традиции и
1 Букин В.П., Осташков А.В., Неделько С.И., Ретинская В.Н. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизационных процессов в регионе // Регионология, 2010, № 4, с. 274—280.
устои, может помочь в создании крепких, жизнеспособных гражданских структур, способствующих модернизации, развитию инновационных процессов, а может (при отсутствии опоры на нее) привести к обрат -ному эффекту — провалу модернизации.
Средства массовой информации и ком муникации представляют собой один из наиболее важных институтов российского общества, который изменяет отношения между людьми, воздействует на условия и образ жизни. При этом СМИ в условиях рынка во многом утратили свои некогда важнейшие функции: воспитание чело века, формирование личности, просвеще ние в интересах государства и общества. Сегодняшние медиа — это, прежде всего, бизнес, главная цель которого — извлече -ние прибыли. В этих условиях в задачу го сударства входит максимизация полезной и минимизация вредной информации, что позволит повысить уровень человеческого потенциала России.
В отношении социальной тематики в СМИ действует набор стереотипов. В частности, существует мнение, что информация о социальных проблемах, над решением которых работает негосу дарственный сектор, массовому читателю неинтересна. А ведь СМИ не только отра -жают общественное мнение, но и форми руют его.
Таким образом, на государственном уровне необходимо вести работу по целе направленному формированию грамот ного коммуникационного инструмента рия, который сопровождал бы человека с самого детства, фокусировал его на задачах поддержки производства знаний, транс фера их в инновационное развитие, созда ние и продвижение идей инноваторства. СМИ могут внести значительный вклад в культивирование в обществе ценностей, стимулирующих инновацию и прогресс.
Данная статья написана в рамках исполнения государственного контракта с Министерством образования и науки № 14.740.11.1122 от 30 мая 2011 г. по теме: «Средства массовой информации и коммуникации как инструмент институционального воздействия на рынок труда в контексте региональной идентификации и обеспечения социально-экономической модернизации России».