Gorban I.N. (2008). Television as an instrument of political manipulation In: Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and art history. No. 6. P. 1. (In Rus.).
Harris R. (2003). Psychology of Mass Communication. SPb.: Prime-Evroznak, p. 287. (In Rus.).
Kireeva O.F. (2017). The role of information technologies in the formation of political values of youth. In: In the collection: Assortment management, quality and competitiveness in the global economy. Collection of articles of the VIII International Correspondence Scientific and Practical Conference (March 30, 2017). Editorial Board: A.N. Avtonomov; G.V. Kalinina; N.N. Pakhomova; L.A. Taimasov. Responsible for the release of A.N. Avtonomov. pp. 87-91. (In Rus.).
Kireeva O.F. (2013). Sociological diagnostics of information security of the information and communication environment. In: Labor and social relations. No. 12. pp. 35-42. (In Rus.).
Mitton, Fernand. (1945). The French press under the Revolution, the Consulate, the Empire. Vol. 2. Paris. P. 180-182.
Mol A. (2008). Sociodynamics of Culture: Translated from FR. / Preface B.V. Biryukova. Ed. 3rd. Moscow: LKI Publishing House. P. 73. (In Rus.).
Ortega-i-Gasset X. (1991). Revolt of the masses / Translation by A.M. Geleskul. M. S. 271. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2014). Information and communication paradigm of the development of Russian statehood//Communicology. Vol. 3. No. 1. pp. 111-118.(In Rus.).
Sharkov F. I. (2016). Visualization of the political media space//The policy. Political research. No. 5. pp. 97-107. (In Rus.).
The Universal Monitor. Paris. 1801. № 83. P. 7., № 95. P. 4. Tugan-Baranovsky, D.M. (1995). The horse that I tried to curb. [Text]. In: New and Contemporary History. No. 3. P.160. (In Rus.).
■ ■ ■ РОЛЬ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Стеблина А.К.
Внешний Торговый Банк (Банк ВТБ), Москва, Россия
Аннотация. Социальные проблемы россиян все чаще становятся объектом внимания и исследования средств массовой информации.Социальная политика государства направлена на повышение социальной активности граждан и привлечение внимания россиян к социально значимым проблемам.Государство старается заинтересовать население для участия в социальных проектах и мероприятиях. Средства массовой информации играют большую роль в процессе выстраивания диалога между властью и обществом, ведь именно они призваны помочь информировать население о проводимых государством социальных программах, так как они представляют собой важный элемент в системе социально-политических коммуникаций. Нельзя недооценивать здесь роль СМИ, поскольку их психологическое воздействие на аудиторию очень велико. Именно СМИ способны оказать воздействие на мотивацию поведения и образ жизни
71
населения, способствовать решению тех или иных проблем. Важно понимать какие информационные технологии воздействия наиболее часто используют СМИ. Таким образом, в статье автор раскрывает роль СМИ в информационном сопровождении социальной политики и технологии воздействия на целевую аудиторию.
Ключевые слова: информационное сопровождение, средства массовой информации, социальная политика, социальные проблемы
Для цитирования: Стеблина А.К. Роль СМИ в информационном сопровождении социальной политики//Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. N° 1. С. 71-81.
Сведения об авторе: Стеблина Анна Константиновна, сотрудник Банка ВТБ (публичное акционерное общество). Адрес: 109147, Россия, г. Москва, ул. Воронцовская, 43, стр. 1. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 18.10.2020. Принята к печати: 27.03.2021. Введение
Социальная политика является важной составляющей государственной политики. Дадим определение.
В широком смысле слова «социальная политика представляет собой систему отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, в центре которых главная цель -человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность».
Профессор Ф.И. Шарков определяет социальную политику как «совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата» [Шарков, 1999].
В узком смысле слова «социальная политика - это система конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения». Понятие «социальная политика» связано с такими категориями как «общество», «структура общества», «социальное положение», «государство» и другие [Маргулян].
Социальная политика считается методом осмысленного влияния на социальное поле жизни общественности с целью его исследования и преобразования. Ее можно назвать основным и самым важным компонентом в развитии общественности.
Роль СМИ в реализации социальной политики государства
Одним из важных элементов современного общества выступает система средств массовой информации, включающая печать, кино, радио, телевидение. Их социальная роль связана, главным образом, с формированием сознания широких масс, каждого члена нашего общества.
В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации [Корконосенко].
Средства массовой информации - это специфические социальные институты (пресса, агентства печати, радио, телевидение, компьютерная сеть Интернет и т.д.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации, по степени охвата аудитории являющейся массовой [Шарков, 2017]. Деятельность средств массовой информации заключается в обеспечении обусловленного данным конкретным способом производства обмена социальной информацией между большими группам людей в рамках социальной микросреды с помощью специальных организаций и технических средств сбора, обработки и распространения информации.
В качестве главной функции СМИ можно считать формирование и развитие общественного сознания, целью которого является возникновение в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни.
Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений различными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории. Эти два направления воздействия определяют принципиальное место журналистики в общественной жизни, ее роль «четвертой власти». Ведь управление и есть осуществление власти [Прохоров].
Для людей двадцать первого века СМИ выступают одним из числа основных и наиболее предпочтительных информационных ресурсов. Информированность общества - один из главных факторов его возрастающего развития и его цивилизованности. Средства массовой информации являются в одно и то же время сферой отдыха и развлечения, труда и бизнеса, а также средством ориентации в окружающем. Будучи институтом общества СМИ представляют собой один из многоугольных камней современной демократической страны.
СМИ являются не создателем какой-либо идеологии, а лишь ее распространителем. В тоталитарном обществе средства массовой информации пропагандируют официальную идеологию, воспитывают массы. Являясь членом общества, каждый человек находится в контакте с
информационным пространством социума. Все мы получаем, анализируем различные информационные источники и действуем согласно созданной у нас под воздействием медиа картиной мира.
Социальные проблемы, присущие современному обществу, в конечном счете, отражаются в журналистике. Занимая не последнее место на страницах СМИ, они имеют возможность оказывать ответное влияние на настоящую действительность. Происходит распространение и обострение, как общих настроений, чувств, так и индивидуальных взглядов и отношений. На первый взгляд, неправильное предоставление информации о злободневной социальной проблеме может спровоцировать обострение этих проблем (к примеру, новости о случаях суицида способны порождать новые попытки самоубийств). И в то же время, избегание болезненных тем ведет к социальным взрывам.
Под «социальными проблемами» чаще всего понимают «общественные проблемы», то есть вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на жизнь человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.
Роль СМИ же в решении социальных проблем стремительно возрастает, так как это важнейший социальный институт современного общества. СМИ освещают текущие события, пропагандируют социальную информацию и, тем самым, формируют общественное мнение.
Массовые коммуникации являются неотделимым составным элементом социальной политики. Социальная политика в большей, чем остальные виды общественной деятельности мере, требует особых средств обмена информацией, а также формирования и сохранения глубоких взаимосвязей между ее субъектами.
В нашей стране центральными социальными проблемами остаются бедность и низкие зарплаты. Это касается и работников узкого профиля и работников востребованных профессий. Не в такой мере тяжелыми можно назвать следующие социальные проблемы:
• высокий уровень коррупции, наблюдающийся во всех системах;
• безработица, недостаток рабочих мест в регионах;
• алкоголизм;
• насилие в семье.
Важной частью социальной политики государства являются социальные проекты. Архипова Е. Б. определяет социальный проект как инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность» [Архипова].
При создании и разработке социальных программ и проектов, и их дальнейшей реализации необходимы: непрерывный общественный контроль и развитие демократической культуры в обществе.
Функцию общественного контроля отчасти осуществляют средства массовой коммуникации. В связи с этим, увеличение роли СМИ в нынешнем обществе обуславливает большее государственное вмешательство в данную область человеческой деятельности.
Объективное освещение социальных проектов - одно из средств их реализации.
Информационноесопровождение социальной политики
Информационное сопровождение - это совокупность действий, нацеленных на управление имиджем проекта для того, чтобы создать правильное восприятие проекта, бренда, продукта целевой аудиторией. СМИ являются частью информационного сопровождения проектов.
Средства массовой информации являются сильной социальной системой, позволяющей не только распространять информацию, но и освещать ее под определенным углом [Ворошилов].
Именно на СМИ возлагается задача донести до общества идею, основные принципы гражданского общества, приемы и особенности его функционирования, пробудить интерес и активность людей, мобилизовать их на позитивную деятельность в данном направлении. В связи с этим актуализируется роль прессы в ракурсе информационного обеспечения социально-политических процессов.
Движение, обмен информацией между элементами общества, государства - непременное условие обеспечения социально-политической стабильности и устойчивости политической системы. Диалог между обществом и властью обеспечивает существование публичной политики, которая противодействует развитию бюрократии.
Ритмичность и интенсивность подачи сведений, касающихся конкретной социальной проблемы, в любом СМИ определяет ее место в иерархии местного медиа-пространства.
Средства массовой информации обладают большим влиянием на подсознание общественности. СМИ - это метод быстрого донесения значимой информации во все части света, способ действенного влияния на эмоции людей.
Информационное освещение проекта «Московское долголетие»
Примерами успешно проведенных информационных кампаний могут служить столичные проекты «Здоровая Москва» и «Московское долголетие», реализованные Правительством Москвы. Без участия СМИ они не стали бы известны широкой публике и не смогли быть настолько успешно реализованы.
Задача СМИ в данном случае состоит в том, чтобы подробно рассказать людям старшего возраста об имеющихся для этого
возможностях. С помощью активного распространения информации о проекте в СМИ пенсионеры получают перспективу и новое качество жизни.
Дадим определения понятиям «социальный проект»и «целевая аудитория».
Под социальным проектом принято понимать комплекс мероприятий, с помощью которых за определенный отрезок времени достигается измеримый результат - решается или смягчается социальная проблема. Ключевым здесь является то, что проект должен менять жизнь людей к лучшему и решать заявленную в проекте проблему.
В первую очередь социальная проблема затрагивает конкретную группу людей, которая после осуществления проекта почувствует повышение качества жизни. Эта группа людей называется целевой аудиторией проекта. Исследуя проблему, мы, в действительности, исследуем свою целевую аудиторию.
По определению Шаркова Ф.И., целевая аудитория - аудитория, на которую нацелен отправитель информации. В связях с общественностью -целевая аудитория - общественность, для которой в первую очередь предназначается информация о компании и реакция которой планируется в целях получения необходимого резонанса или эффективности от PR [Шарков, 2017].
Рассмотрим информационные технологии, используемые для освещения социальных проектов государства на примере проекта «Московское долголетие».
Целевую аудиторию проекта «Московское долголетие» составляют в основном люди старшего возраста, пенсионеры.
Средства массовой информации играют огромную роль в их жизни. Проведенное Центром изучения пенсионной реформы исследование «Медиапредпочтения старшего поколения. Каким информационным ресурсам доверяют российские пенсионеры», направленное на изучение предпочтений российских пенсионеров при выборе источников получения информации, показало, что интернет и социальные сети мало интересуют старшее поколение. Основными каналами получения информации для пенсионеров являются телевидение и печатные СМИ (газеты и журналы).
По уровню доверия телевидение лидирует. Вероятно, одна из основных причин высокого уровня доверия телевизионным СМИ - в визуальном характере подачи информации: образность контента, усиленная эмоциональной подачей способствует формированию более высокого уровня доверия в сравнении с другими источниками.
Исходя из этих данных, мы понимаем, что упор в информационной кампании проекта сделан на телевидение и печатные СМИ (газеты и журналы).
Регулярно сюжеты о «Московском долголетии» появляются на телевизионном экране. Новостные передачи всегда сообщают о событиях,
фестивалях, успехах и рекордах проекта. Сюжеты под заголовками «Проект «Московское долголетие» за год установил шесть рекордов», «Сальса на пенсии: «Московское долголетие» достигло первых результатов», «Проект «Московское долголетие» выбрал самых активных» и пр. очень часто появляются на телеэкранах. Это способствует повышению информированности целевой аудитории о новостях проекта и вовлекает в участие.
Телеканал Москва 24 представляет особый интерес. Помимо того, что сюжеты о «Московском долголетии» попадают в поле зрения целевой аудитории проекта на домашних телевизорах, так еще и при поездке в метро можно видеть информационные сюжеты канала, так как Москва 24 транслируется и на телеэкранах, установленных в вагонах поездов. Благодаря этому у канала увеличивается охват зрителей.
Газеты и журналы также активно поддерживают проект мэра и статьи о «Московском долголетии» достигают ключевой целевой группы, то есть пожилых людей. Газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Известия» наиболее востребованы и читаемы среди пенсионеров.
Каким образом газеты и журналы могут акцентировать внимание на нужной теме? Они используют некоторые приемы, которые формируют коллективное сознание и общественное мнение. В частности, публикации новостей на первой полосе, частота публикаций, сопровождение текста фотографией с места событий. Вдобавок для привлечения внимания используются яркие заголовки и средства художественной выразительности.
Помимо телевидения, газет и журналов существуют другие информационные каналы, через которые пенсионеры получают информацию о «Московском долголетии». Это листовки в почтовых ящиках домов, стенды информации возле подъездов, информационные буклеты (например, в поликлиниках), реклама в общественном транспорте и интернет-порталы, на которых кроме печатных статей, можно найти и множество видеороликов по теме.
Все перечисленные каналы воздействия на целевую аудиторию имеют большое влияние. С ними люди сталкиваются каждый день по несколько раз, поэтому от СМИ никуда не скрыться. Если не по радио, так в газете, если не в газете, то по телевидению пожилые люди узнают новости «Московского долголетия» и, возможно, захотят научиться чему-то новому, записаться в один из множества кружков, начать заниматься спортом вместе с компанией единомышленников. Остаётся лишь активно предоставлять информацию в СМИ, и результат не заставит себя ждать.
Заключение
Социальная политика имеет большую значимость в решении актуальных социальных проблем. Эффективная социальная политика со стороны государства решает вопрос социальных разногласий, делая возможным получение равных возможностей всем людям и реализации их интересов.
Средства массовой информации играют большую роль в освещении социальных проблем, являясь средством массовой коммуникации. СМИ -это инструмент социальной политики, выполняющий информационно -коммуникационную функцию взаимодействия между обществом и властью. Решение многих задач во многом зависит от СМИ.
СМИ могут направлять общественность в нужную власти сторону и способствовать позитивному принятию инициатив со стороны государства. Информационные технологии помогают гражданам своевременно получать информацию, анализировать и оценивать ее, и в результате формировать свое мнение.
Мы рассмотрели данный вопрос на примере социальной программы «Московское долголетие». Без активной информационной поддержки этот социальный проект не имел бы такого успеха. К 2019 году количество участников превысило 180 тыс. человек. Заслуга в этом, в том числе и СМИ. Необходимо активно распространять информацию о подобных социальных программах, чтобы привлечь к ним большое количество участников.
К основным информационным технологиям, имеющим воздействие на общество можно отнести:
• телевидение;
• газеты и журналы;
• радио;
• листовки в почтовых ящиках;
• стенды информации возле подъездов;
• информационные буклеты в поликлиниках;
• реклама в общественном транспорте;
• интернет-порталы.
Все эти каналы взаимодействия с целевой аудиторией помогают решить главную задачу социального проекта«Московское долголетие», а именно проблему реализации старшего поколения.
Рассмотрев вопрос освещения проекта в СМИ, можно с уверенностью сказать, что пресса и телевидение уделяют достаточное внимание реализации «Московского долголетия». СМИ в данном случае выступают в роли информационного партнера.
Эффективное информационное сопровождение социального проекта является залогом его успеха и решения социальной проблемы. К тому же с помощью информационного воздействия на целевую аудиторию достигается самосознание общества и формируется общественное согласие.
Источники
Архипова Е. Б. (2016). Методология разработки социальных проектов как инструмента социальных изменений // Методология исследования социального развития и благополучия: учебные кейсы и практические задания : учеб.пособие. Екатеринбург, с. 109.
Ворошилов В. В. (2016). Журналистика. Учебник. 2-е издание. СПб.:Изд-во Михайлова В.А..
Киреева О.Ф. (2017). Коммуникационный консалтинг в системе обеспечения социально-информационной безопасности // Коммуникология. Т. 5. № 5. С. 96-104.
Корконосенко С.Г. (1995). Основы теории журналистики: Учеб.пособие / С. Г. Корконосенко; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : СПбГУ.
Маргулян Я.А. (2016). Социальная политика: учебник. М.: МО РФ. Прохоров Е.П. (2003). Введение в теорию журналистики: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс.
Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.]; под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва Издательство Юрайт, 2019.
Шарков Ф.И. (2014). Информационно-коммуникационная парадигма развития российской государственности//Коммуникология. 2014. Т. 3. № 1. С. 111-118.
Шарков Ф.И. (2017). Коммуникология: Энциклопедический словарь-справочник / Шарков Ф.И. 3-е изд. Москва: Дашков и К, 766 с.
Шарков Ф.И. (1999). Формирование и реализация социальной политики в регионе: Вопросы теории и практики. Социологический аспект. [эл. ресурс]: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-realizatsiya-sotsialnoi-politiki-v-regione-voprosy-teorii-i-praktiki-sotsiolo (датаобращения: 04.12.2020).
Cooley C.H. The Significance of Communication/Reder in Public Opinion and Communication, op. cit.
Lazarsfeld P., Merton R. (1948). Mass Communication, popular taste and organizedsocial action. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers.
Wright Ch. (1986). Mass Communication.A Sociological Persrective. N.Y.
■ ■ ■ SPECIFICS OF INFORMATION SUPPORT FOR SOCIAL POLICY
Steblina A. K.
External commercial bank (VTB Bank), Moscow, Russia
Abstract. Social problems of Russians increasingly become the object of attention and research in mass media. Government social policies are directed to increase of citizens" social activity and attraction of Russians attention to socially meaningful problems. The state government is trying to motivate the population of the country to participate in social projects and events. The mass media has a crucial role in the process of making/building dialogue between Russian government and society. The media should help to improve informing the population about social programs carried out by the state, since they form the most important element in the system of socio-political
communications. The role of mass media should not be underestimated because their psychological impact on the audience is great. It is media that can influence on motivational behavior and the way of populations" life and could contribute to resolving of certain problems. It is important to understand which information technologies of influence are mostly used by media. Hereby, in this article, the author reveals specifics of information support for social policy.
Key words: information support, mass media, social policy, social problems.
For citation: Steblina A. K. Specifics of information support for social policy. In: Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. No 1, pp.71-81.
Inf. about the author: Steblina Anna, VTB Bank (public joint-stock company) employee. Address: Vorontsovskaya str., 43, bld.1, Moscow, 109147, Russia. Email: [email protected].
Received: 18.10.2020. Accepted: 27.03.2021. References
Arkhipova E. B. (2016). Methodology for the development of social projects as a tool for social change. In: Methodology of the study of social development and well-being: educational cases and practical tasks: textbook.stipend. Yekaterinburg, p. 109. (In Rus.).
Voroshilov V. V. (2016). Journalism. Textbook. 2nd edition. St. Petersburg:Publishing house of Mikhailov V. A. (In Rus.).
Kireeva O.F. (2017). Communication consulting in the system of ensuring social and information security. In: Communicologiya. Vol. 5. No. 5. pp. 96-104. (In Rus.).
Korkonosenko S. G. (1995). Fundamentals of the theory of journalism: Textbook.manual / S. G. Korkonosenko; S.-Petersburg State University-St. Petersburg : St. Petersburg State University. (In Rus.).
Margulyan Y. A. (2016). Social policy: textbook-Moscow: Ministry of Defense of the Russian Federation. (In Rus.)
Prokhorov E. P. (2003). Introduction to the theory of journalism: Studies.for university students studying in the direction and specialty «Journalism». 5th ed., ispr. and add. - M.: Aspect Press. (In Rus.).
Social policy: a textbook for academic bachelor's degree / E. I. Kholostova [et al.]; edited by E. I. Kholostova, G. I. Klimantova. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2014). Information and communication paradigm of the development of Russian statehood//Communicology. 2014. Vol. 3. No. 1, pp. 111-118. (In Rus.).
Sharkov F. I. (2017). Kommunikologiya: An encyclopedic dictionary-reference / Sharkov F. I., 3rd ed. Moscow: Dashkov and K. 766 p. (In Rus.).
Sharkov F. I. (1999). Formation and implementation of social policy in the region: Issues of theory and practice. Sociological aspect. [el. resource]: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-realizatsiya-sotsialnoi-politiki-v-regione-voprosy-teorii-i-praktiki-sotsiolo (date of conversion: 04.12.2020). (In Rus.).
Kuli Ch. Kh. The meaning of communication/ Raeder in public Opinion and communication, op. cit.
Lazarsfeld P., Merton R. (1948). Mass communications, popular taste and organized social actions. In: Bryson, (ed.) Transfer of ideas. N. Ya.: Harper and the Brothers.
Wright Ch. (1986). Mass communication.A sociological perspective. New York.