Научная статья на тему 'КИНЕМАТОГРАФ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ'

КИНЕМАТОГРАФ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИА / КИНЕМАТОГРАФ / АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИМИДЖ / ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТОР / АУДИТОРИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ / INFORMATION SPACE / MEDIA / CINEMATOGRAPHY / AEROSPACE INDUSTRY / IMAGE / EFFECTIVE COMMUNICATIONS / COMMUNICATOR / AUDIENCE / EFFICIENCY OF CINEMATOGRAPHIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алехина Ольга Александровна, Уколова Лидия Евгеньевна

Авторы рассматривают особенности использования организациями аэрокосмической отрасли кинематографических жанров в коммуникативной деятельности. Поскольку организации формируют вокруг себя информационное пространство, очень важно, чтобы информация, которая в нем присутствует, была положительной и позволяла эффективно воздействовать на ключевую аудиторию. В современных условиях информация, транслируемая традиционными СМИ, воспринимается с меньшим интересом. В связи с этим организациям приходится искать и осваивать новые каналы коммуникации, такие как социальные сети, блоги и т.д. Особое значение имеет кинематограф. Он позволяет реализовать такие функции, как развлечение, информирование, просвещение, организацию социальной общности, воспитание. В аэрокосмической сфере осуществление эффективного воздействия на целевую аудиторию имеет свои особенности, поскольку эта отрасль стратегически важная для страны, потенциально кризисная, к ней постоянно приковано внимание общественности и СМИ. Кроме того, распространение некоторых сведений может быть ограничено в связи с отнесением данных к составляющим государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Кинематографические произведения как средство формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России имеют эффективность. Они используются для формирования положительного имиджа отрасли, организаций, профессий, для продвижения продукции и услуг. Полнометражные и короткометражные фильмы, создаваемые в игровых (художественных) и неигровых (нехудожественных) жанрах, позволяют трансформировать способы взаимодействия коммуникатора и аудитории, расширяют коммуникативные возможности пространства, ускоряют обмен информацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Алехина Ольга Александровна, Уколова Лидия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMATOGRAPHY AS ONE OF THE METHODS OF FORMING THE INFORMATION SPACE OF AEROSPACE INDUSTRY ORGANIZATIONS IN RUSSIA

The authors consider the peculiarities of using cinematographic genres in communication activities by organizations of aerospace industry. As organizations form an information space around them, it is important that the information that is present in it is positive and allows them to effectively influence the key audience. In today’s environment, information broadcast by traditional media is perceived with less interest. Therefore, organizations have to look for and develop new communication channels such as social networks, blogs, etc. Cinematography is of particular importance. It allows to realize such functions as entertainment, information, education, organization of social community, education. In the aerospace field, the implementation of an effective impact on the target audience has its own peculiarities, as this industry is strategically important for the country, potentially crisis-prone, and it is constantly riveted on public and media attention. In addition, the dissemination of certain information may be restricted by classifying data as part of a government, commercial or other secret specifically protected by law. Cinematographic works as a means of forming the information space of aerospace industry organizations in Russia are effective. They are used to form a positive image of the industry, organizations, professions, to promote products and services. Full-length and short films created in fiction and non-fiction genres allow transforming ways of interaction between communicator and audience, expanding communicative possibilities of space, accelerating information exchange

Текст научной работы на тему «КИНЕМАТОГРАФ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ»

■ ■ ■ Кинематограф как одно из средств формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России

Алехина О.А., Уколова Л.Е.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Авторы рассматривают особенности использования организациями аэрокосмической отрасли кинематографических жанров в коммуникативной деятельности. Поскольку организации формируют вокруг себя информационное пространство, очень важно, чтобы информация, которая в нем присутствует, была положительной и позволяла эффективно воздействовать на ключевую аудиторию. В современных условиях информация, транслируемая традиционными СМИ, воспринимается с меньшим интересом. В связи с этим организациям приходится искать и осваивать новые каналы коммуникации, такие как социальные сети, блоги и т.д. Особое значение имеет кинематограф. Он позволяет реализовать такие функции, как развлечение, информирование, просвещение, организацию социальной общности, воспитание. В аэрокосмической сфере осуществление эффективного воздействия на целевую аудиторию имеет свои особенности, поскольку эта отрасль стратегически важная для страны, потенциально кризисная, к ней постоянно приковано внимание общественности и СМИ. Кроме того, распространение некоторых сведений может быть ограничено в связи с отнесением данных к составляющим государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Кинематографические произведения как средство формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России имеют эффективность. Они используются для формирования положительного имиджа отрасли, организаций, профессий, для продвижения продукции и услуг. Полнометражные и короткометражные фильмы, создаваемые в игровых (художественных) и неигровых (нехудожественных) жанрах, позволяют трансформировать способы взаимодействия коммуникатора и аудитории, расширяют коммуникативные возможности пространства, ускоряют обмен информацией.

Ключевые слова: информационное пространство, медиа, кинематограф, аэрокосмическая отрасль, имидж, эффективные коммуникации, коммуникатор, аудитория, эффективность кинематографической коммуникации

Для цитирования: Алехина О.А., Уколова Л.Е. Кинематограф как одно из средств формирования информационного пространства организаций аэрокосмической отрасли в России // Коммуникология. 2020. Том 8. №1. С. 155-166. DOI: 10.21453/2311-30652020-8-1-155-166.

Сведения об авторах: Алехина Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры «Реклама и связи с общественностью в высокотехнологичных отраслях»; Уколова Лидия Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор. Заведующая кафедрой «Реклама и связи с общественностью в высокотехнологичных отраслях», Инсти-

тут иностранных языков Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Адрес: 125993, Россия, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4/2А. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию: 20.02.2020. Принята к печати: 09.03.2020.

Информационно-коммуникативные отношения - важный элемент развития общества. Как отмечает В.В. Силкин, информация и коммуникация не просто особым образом трансформируют логику взаимоотношений в современном обществе, но формируют новый вид социальных отношений [Силкин: 97]. Информационное пространство является социально важным понятием для современного информационного общества. Оно представляет собой совокупность объектов, которые вступили в информационное взаимодействие, а также технологий, обеспечивающих это взаимодействие1.

Организация - субъект, который находится в центре информационного пространства. Она создает, накапливает и передает информацию с помощью информационных ресурсов, средств информационного взаимодействия, информационной инфраструктуры.

Благодаря развитию всемирной сети Интернет, организация встраивается в мировые информационные системы, данные о ней добавляются к существующему информационному пространству системы. Эти сведения становятся доступными всем, кто к ней обращается. Таким образом, в связи с развитием современных технологий и каналов массовой коммуникации, информационное пространство непрерывно расширяется и становится практически безграничным.

Это способствует удовлетворению информационной потребности индивидов. Важно обратить внимание на то, что исследователи определяют сущность информационной потребности как многогранную. Она заключается в объективно обусловленной необходимости предварять любые социальные действия и удовлетворять все другие потребности производством, восприятием и использованием информации, пригодной для выбора цели, определения средств и наилучшего способа действия [Зотов: 45].

Пространство не остается статичным, в нем непрерывно происходят различные процессы. Как подчеркивает В. Силкин, виртуализация социального пространства приводит к тому, что идентичность, формируемая под воздействием виртуальной реальности, становится «мнимой». Находясь в постоянном напряжении и испытывая информационные перегрузки, люди стремятся оградить себя от излишних сообщений, перестают воспринимать послания, поступающие к ним через традиционные СМИ. В связи с этим организациям приходится постоянно искать и развивать другие, новые каналы коммуникации. Как справедливо отмечает Ф.И. Шарков, такими средствами массовой коммуникации, являются кино, книги массового спроса и т.д. [Шарков (2014): 17-18].

1 Журнал «Пресс-служба» [эл. ресурс]: http://press-service.ru/terms/143, свободный, (дата обращения: 22.01.2020).

Большую часть информации индивид получает из визуальных каналов (за счет зрения). Поэтому оказывать на него воздействие следует с помощью визуально воспринимаемых объектов. Усилить впечатление и эффективность их воздействия возможно за счет создания объема и динамики на экранах мониторов [Шарков (2017): 138].

Таким образом, кинематограф, наряду с другими, является одним из эффективных каналов воздействия на аудиторию. Он занимает важное место в формировании коммуникационного пространства.

Кинематограф - это система со сложной структурой, которая в полной мере способна реализовать такие функции, как развлечение, информирование, просвещение, идеологическое влияние, организацию социальной общности, воспитание.

Рассмотрим признаки, которые позволяют относить кино к сложным многоуровневым системам. Коммуникативное пространство кинофильма состоит из множества коммуникативных полей - сценаристов, режиссеров, зрителей, актеров, т.е. оно дискретно. Кроме того, оно нелинейно. Важным признаком является его открытость - наполненность информацией коммуникативных актов зависит от интеллекта и культурного уровня коммуникантов. Кино является аудиовизуальным средством, процесс коммуникации осуществляется с помощью звука, картинки, языка, невербальных приемов [Колганова: 141]. Кроме того, кино является как видом искусства, так и каналом распространения информации и рекламы.

Сложность данной системы связана с тем, что кинофильмы - это искусство, а контакт с произведениями искусства осуществляется не только по законам коммуникации, но и по законам общения, он основан на сопереживании, активном включении зрителя в экранный мир. По мнению М.С. Кагана, общение является связью равных партнеров, стремящихся к совместной выработке информации, тогда как коммуникация предполагает неравенство сторон, поскольку одна из них является отправителем, а вторая - получателем сообщения. Уникальность художественного творчества состоит в сочетании монологического самовыражения автора сценария или режиссера, жаждущего понимания людей, способных разделить его чувства, принять его убеждения, и установки на диалог со зрителем, который должен свободно и личностно приобщиться к его ценностям, вступить с ним в духовное общение [Каган].

Воспринимая произведение искусства, которым в нашем случае является кинофильм, зритель распредмечивает деятельность всех его создателей, вступая с каждым из них в диалогические отношения, которые подчинены единому режиссерскому замыслу [Уколова].

Общение происходит в том случае, если между людьми возникает диалог. Это не только обратная связь, но и рождение новых смыслов - романтика профессии, стремление получить соответствующее образование, устроиться на работу, возможность воспользоваться услугами или товарами, которыми пользуется любимый актер.

Фильмы легко воспринимаются аудиторией, они нацелены на то, чтобы понравиться, доставить удовольствие адресату. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. Экран притягивает зрителей своим мерцанием, влияет на сознание и подсознание. Следовательно, коммуникатор имеет возможность сформировать необходимое представление, отношение к чему-либо.

Этими преимуществами кинематографа активно пользуются специалисты коммуникативных служб организаций аэрокосмической сферы. Причем PR-специалисты работают со всеми категориями киножанров, что связано с необходимостью достижения широкого спектра целей и задач, стоящих перед ними.

В современной практике связей с общественностью киножанры делятся на две категории [Чумиков, Бочаров, Самойленко: 216].

Первая категория (игровые жанры) подразумевает создание произведения искусства и нацелена на воздействие на широкую массовую аудиторию. Здесь возможен максимальный охват за счет огромного количества типов фильмов, среди которых биографии, вестерны, боевики, драмы, исторические фильмы, трагедии, комедии, приключения, мелодрамы, мыльные оперы, триллеры (насчитывается более 50 подвидов), фильмы ужасов, фантастические фильмы и т.д.

Вторая категория (неигровые жанры) ориентирована на более узкое воздействие на конкретные группы, ее основной задачей является обучение, передача знаний, умений, навыков. Сюда относятся документальные и учебные фильмы, научно-популярные фильмы, рекламные фильмы.

В деятельности рекламных и PR-подразделений российских организаций кинематограф используется как для продвижения продукции или услуги с помощью технологий product placement, так и в качестве PR-проектов для продвижения стиля жизни, определенных ценностей и установок, формирования смысла существования и образцов поведения [Чумиков, Бочаров, Самойленко: 217].

Аэрокосмическая сфера является технически сложной, наукоемкой, стратегически важной, потенциально кризисной. К ней относятся авиационные компании, авиационные предприятия, аэропорты, производители гражданской и военной авиационной и космической техники, авионики, комплектующих, беспилотных летательных аппаратов, ракет и противоракетных комплексов, компании, оказывающие пусковые услуги, производители спутников и спутниковых систем и многие другие. Поэтому информирование о ее деятельности может быть ограничено в связи с отнесением некоторых данных к сведениям, составляющим государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну1. PR-специалистам приходится работать в достаточно жестких условиях, поскольку к отрасли постоянно приковано внимание СМИ и внимание общественности, которая очень остро реагирует на события в области эксплуатации воз-

1 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020), статья 40. [эл. ресурс]: 1пНр://шшш. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/, свободный (дата обращения: 28.01.2020).

душных судов, деятельности аэропортов и авиакомпаний, безопасности, особенности космической деятельности и т.д. С другой стороны, для аэрокосмической сферы характерен высокий уровень риска, связанный с природным, техногенным и человеческим факторами. В любой момент работа по распространению информации может повлечь за собой не только разглашение коммерческой тайны, но и создать угрозу возникновения аварийной или неожиданной ситуации. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рекламе и маркетингу стремятся использовать любой повод для создания «хороших» новостей и заполнения информационного пространства позитивным контентом.

Кинематограф для формирования положительного имиджа отрасли, организаций, профессий, для продвижения продукции и услуг используется российскими авиакосмическими организациями достаточно давно и доказал свою эффективность. РР-эффект фильмов состоит в том, что информация, послужившая основой для фильма, а также специфика ее передачи режиссерами и сценаристами является формой обучения, убеждения в том, что международная общественность высоко оценивает имидж российской авиации и космонавтики, а также уровень подготовки специалистов. Естественно, со временем эти представления могут дополняться, укрепляться. Для этого РР-специалисты организаций аэрокосмической отрасли пользуются всеми возможностями игровых и неигровых киножанров.

На сайте телестудии «Роскосмоса» есть подборка фильмов, созданных в СССР и России, посвященных космосу и космонавтике, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет. Она включает 421 кинофильм, среди которых как документальные и научные произведения о космонавтах, космической технике, космодромах, ученых и конструкторах предприятиях ракетно-космической отрасли, об астрономии, так и художественные фильмы.

Имидж космической деятельности, профессии конструктора и космонавта, нашей страны как великой космической державы в кино начали продвигать с того момента, когда сама мысль о космосе была еще только мечтой. В 1924 г. вышел фильм «Аэлита», в 1936 - «Космический рейс». Большое количество фильмов и мультфильмов на космическую тематику вышло в период 1970-1980-х гг. Среди них такие известные работы, как «Жуковский» (1950 г.), «Главный конструктор» (1973), «Москва - Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974), «Большое космическое путешествие» (1974), «Через тернии к звездам» (1980), «Тайна третьей планеты» (1981), «Кин-дза-дза!» (1986), «Лиловый шар» (1987), «Трудно быть Богом» (1989) и многие другие. Эти фильмы рассчитаны на широкую аудиторию - детей, подростков, взрослых. Тематика таких фильмов разнообразна. Присутствуют экранизации фантастических романов, некоторые произведения рассказывают о жизни и карьере летчиков и конструкторов, событиях в космической деятельности нашей страны.

В современной России выходят фильмы, посвященные космической тематике. Это «Салют-7» (2017), «Притяжение» (2017), «Время первых» (2017). Для детей вышел полнометражный мультипликационный фильм «Белка и Стрелка: звездные собаки» (2010), а затем и короткометражные мультфильмы «Белка и

Стрелка». Также тема космических путешествий и космической техники затрагивается и в популярных мультсериалах «Смешарики», «Ми-ми-мишки».

Для более масштабного и эффективного использования кинематографа в своей коммуникативной деятельности, в 2005 году Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» создала собственную телестудию. Студия является официальным средством массовой информации и зарегистрирована в Роскомнадзоре. За время ее существования было создано более 100 документальных фильмов о космосе и космической деятельности, астрономии, истории изучения космоса, о работниках организации космической отрасли. Многие из них (например, «Он мог быть первым. Драма космонавта Нелюбова») получили премии международных и российских телевизионных конкурсов. Все фильмы были показаны на центральных каналах российского телевидения, также их можно увидеть в Международном музее космонавтики, в Московском планетарии, в мультимедийном научно-познавательном и просветительском проекте «Научный понедельник» РИА Новости1. Партнерами телестудии «Роскосмоса» являются телестудии NASA (США) и ESA (Европа).

Еще одно направление работы телестудии - создание видеосюжетов, пропагандирующих успехи российской космонавтики, которые демонстрируются на отраслевых выставках и салонах, а также производство презентационных фильмов для предприятий и организаций, входящих в состав Госкорпорации.

В 2014 и 2015 гг. телестудия реализовала два важных проекта. Впервые в истории мировой космонавтики на русском и английском языках были выпущены видеоэнциклопедии «Космонавты» и «Конструкторы». В них рассказывается о всех 118 космонавтах, которые осуществляли полеты в СССР и России, а также о жизни и достижениях ведущих конструкторов ракетно-космической техники.

Важное значение для продвижения имиджа российской космонавтики и формирования информационного пространства сыграло появление фильмов, которые космонавты снимают, находясь на борту Международной космической станции. Они публикуют их в своих блогах и на страничках в социальных сетях. Кроме того, ведутся видеотрансляции с борта МКС. Например, в 2017 году Государственная корпорация «Роскосмос» представила фильм «Космическая прогулка», который рассказывал о работе в открытом космосе космонавтов Федора Юрчихина и Сергея Рязанцева. Съемка производилась камерой, которая была прикреплена к скафандру2. В 2018 году на МКС была отправлена дополнительная видеотехника, поскольку фильмы, снятые космонавтами, пользуются большой популярностью. Самые популярные видеоблоги из космоса ведут космонавт Олег Артемьев, Сергей Прокопьев, Александр Мисуркин, Сергей Рязанский, Антон Шкаплеров3.

1 Телестудия Роскосмоса [эл. ресурс]: http://www.tvroscosmos.ru/, свободный (дата обращения: 21.01.2020).

2 Life.ru [эл. ресурс]: https://l ife. ru/p/1042120, свободный (дата обращения: 06.02.2020).

3 Известия [эл. ресурс]: https://iz.ru/779141/ignat-orbeliani/smm-mks-rossiiskie-kosmonavty-na-kotorykh-stoit-podpisatsia, свободный (дата обращения: 06.02.2020).

Также существуют проекты для детей, которые увлекаются астрономией и мечтают стать космонавтами, конструкторами ракет и космодромов. Среди них:

- мультипликационный сериал «Космические Юра и Нюра»;

- короткометражный фильм «Как стать космонавтом», предназначенный для демонстрации школьникам с целью популяризации профессии космонавта;

- космические уроки, которые космонавты проводят с борта МКС: «Наш дом -Земля» и «Физика невесомости».

Таким образом, можно говорить о наличии большого количества фильмов, в которых используются технологии 1Ае-р1асетеп1 В массовое сознание продвигаются современные представления о добре и зле, об отношениях людей в экстремальных ситуациях на работе, в семье, в общественной деятельности, о сложностях работы в аэрокосмической отрасли, о положительном имидже космонавтики.

Не менее важными являются кинопроекты, посвященные авиации как военной, так и гражданской. С развитием технологий авиационной отрасли стали создаваться фильмы о пилотах и конструкторах. В СССР были популярны такие фильмы, как «Валерий Чкалов» (1941), «Небесный тихоход» (1946), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Последний дюйм» (1958), «713-й просит посадку» (1962), «Им покоряется небо» (1963), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1963), «Дни летные» (1965), «В бой идут одни старики» (1973), «Воздухоплаватель» (1975), «Мимино» (1978), «Экипаж» (1979), «В небе ночные ведьмы» (1981), «Черная акула» (1993), «Самолет летит в Россию» (1994). Позже в России вышли «Небо. Самолет. Девушка» (2002), «Чартер» (2007), «Кандагар» (2010), «Небо падших» (2014), «Экипаж» (2016), «В небо за мечтой» (2017). В мультсериалах также затрагивается тема космической техники («Грузовичок Лева»). Кроме того, становятся популярными и сериалы о летчиках, бортпроводниках, работниках авиакомпаний: «Высший пилотаж» (2009), «История летчика» (2009), «Пилот международных авиалиний» (2011), «Улетный экипаж» (2018 г.). Все эти произведения стремятся воссоздать реальную жизнь - политические и экономические условия, чувства, эмоции и характеры людей, этические и моральные аспекты действительности.

Художественные фильмы несут в себе элементы романтики, стремление к идеалу в профессии, привлечение внимания молодежи к одной из самых технически сложных отраслей, что ускоряет ее развитие.

Кроме того, достижения авиационной отрасли и популярность авиационных профессий продвигаются за счет фильмов и сюжетов, относящихся к неигровым жанрам. Их производством занимаются предприятия и организации, работающие в авиационной сфере. Не имея подобно Государственной корпорации «Роскосмос» собственных телестудий, они заказывают производство видеопродукции телеканалам, телекомпаниям, коммерческим студиям.

В качестве примера можно привести следующие материалы.

1. АО «Международный аэропорт Шереметьево»: «Международный аэропорт Шереметьево» (презентационный ролик, 2019), «Профессии Международного аэропорта Шереметьево» (2018 г), презентационный фильм Шереметьево (2014 г),

серия <^УОя профессия»: «Диспетчер по организации пассажирских авиаперевозок» (2016), «Водитель аэродромной службы в Шереметьево», «Авиамеханик» (2014 г.), «Шереметьево. Ворота в небо. «Шереметьево» - главный аэропорт страны» (2014), адаптационный фильм «Аэропорт Шереметьево (2013)1.

2. «Аэрофлот - российские авиалинии» и АО «Международный аэропорт Шереметьево»: «Аэропорт Шереметьево. Небо, девушки и самолеты» (2013)2.

S7: «S7 Airlines — #одинмироднакоманда» (2018), «Алла Михеева становится стюардессой S7 Airlines» (Совместно с «Афиша Daily»), «S7 Profi: как это работает» (2016), «S7 Priority - о программе лояльности» (2012), «EARTH7. Планетоход, созданный для Земли» (2016), «S7 Airlines - о компании» (2011). Рекламный фильм «S7 Airlines: Visit Earth» - рекламная кампания S7 Airlines в 2018 году прошла в формате YouTube-шоу «Посетите Землю», состоящего из 6 видео3.

Как видно из примеров, сюжеты посвящены разной тематике: они решают вопросы информирования о деятельности организации, привлечения и мотивации персонала, разъяснения особенностей авиационной деятельности и подробных условий программ лояльности, повышения имиджа организаций. Также решается задача привлечения молодых специалистов к инженерным профессиям, прежде всего, в аэрокосмической отрасли.

Количество просмотров указанных сюжетов, направленных на профессиональную ориентацию и привлечение персонала - от 7506 до 394243. Количество просмотров имиджевых и рекламных сюжетов - от 462 до 2662082. При этом на видеохостинге www.youtube.com у аккаунта S7 78,7 тыс. подписчиков4, у Международного аэропорта Шереметьево - 2,36 тыс. подписчиков5.

Благодаря размещению корпоративных фильмов в открытом доступе на популярных видеохостингах в информационном пространстве появляется и посто-

1 Видеохостинг Youtube [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=Mtr LQwjEn4w; https://www.youtube.com/watch?v=77u1PomgTRE; https://www.youtube.com/ watch?v=caDVx8aLmUQ; https://www.youtube.com/watch?v=CXcXhdxZWew; https:// www.youtube.com/watch?v=3aebssF28pU; https://www.youtube.com/watch?v=-LGcjkWF_ ГУ; https://www.youtube.com/watch?v=5fqYMseUKis; https://www.youtube.com/watch?v= DKlnon1AjXo, свободный (дата обращения: 27.02.2020).

2 Видеохостинг Youtube [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v= b5NsqKubFZg, свободный (дата обращения: 27.02.2020).

3 Видеохостинг Youtube [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=p-LmJ5XXIzk; https://www.youtube.com/watch?v=ekuCieEqrYQ; https://www.youtube.com/ watch?v=JdiwflRTKnU; https://www.youtube.com/watch?v=scsfC1kfDAo; https://www. youtube.com/watch?v=6UsNXvKYca4; https://www.youtube.com/watch?time_continue= 5&v=-ZEIalRQPSw&feature=emb_titlehttps://www.youtube.com/watch?v=kc5YRal19T8, свободный (дата обращения: 27.02.2020).

4 Видеохостинг Youtube [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/channel/UCOza 7SaIZzRg7sZtRcRsMTw, свободный (дата обращения: 27.02.2020).

5 Видеохостинг Youtube [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/channel/UCpUoV-ZD4rjIzMRgYkVt4fA, свободный (дата обращения: 27.02.2020).

янно присутствует позитивная информация об организации с высоким индексом информационного благоприятствования. ИИБ - показатель, разработанный компанией «Медиалогия», который был создан для оценки имиджа или бренда компании или персоны в СМИ. При расчете ИИБ учитываются такие параметры как влиятельность источника, яркость подачи материала, позитивный или негативный характер освещения объекта и другие1. В случае с кинофильмами на первое место выходят яркость подачи материала и позитивный характер освещения вопроса. Представители реальной или потенциальной целевой аудитории могут в любой момент посмотреть эти фильмы, т.е. их положительное воздействие не ограничено ни временем, ни пространством. Также следует обратить внимание на то, что видеохостинги позволяют получить моментальную обратную связь, которая выражается в виде комментариев к размещенным сюжетам.

В отдельную группу можно выделить фильмы, в которых используются технологии product placement. Обычно в кинематографе применяются следующие виды PP: визуальный, вербальный, невербальный, кинестетический, когда герой каким-либо образом взаимодействует с продуктом или услугой фирмы-рекламодателя [Чумиков, Бочаров, Самойленко: 217]. Ярким примером применения таких технологий стал проект S7 Airlines и режиссера Тимура Бекмамбе-това «Елки», состоящий из 7 серий2. Это новогодний фильм, сочетающий в себе чудо, волшебную историю, романтику. Кроме компании S7 в фильме упоминаются еще не менее 10 брендов. Первые «Ёлки», выпущенные в 2010 г., получили в российском прокате 700 млн руб., вторые - 835 млн руб., третья часть собрала 1,24 млрд. рублей3. Кассовые сборы последней серии фильма в России составили 11 365 627 долларов США4. Таким образом, можно судить об огромном охвате целевых групп общественности.

Следовательно, информация от организаций аэрокосмической отрасли с помощью кинофильмов и сюжетов транслируется в информационное пространство, находится в нем постоянно, доступна всем желающим, как реальным, так и потенциальным представителям целевой аудитории. Кинофильмы позволяют трансформировать способы взаимодействия коммуникатора и коммуниканта, расширяют коммуникативные возможности пространства, ускоряют обмен информацией [Шарков (2017): 139]. Различные по форме подачи данные, которые целевые группы получают одновременно из нескольких источников, формиру-

1 Мобильный контент [эл. ресурс]: http://www.procontent.ru/news/6055.html, свободный (дата обращения: 27.01.2020).

2 Видеохостинг УоиШЬе [эл. ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=Рk0v 804РпИ1, свободный (дата обращения: 26.02.2020).

3 Яндекс Дзен [эл. ресурс]: https://zen.yandex.ru/media/soyuz/10-samyh-kassovyh-rossiiskih-filmov-za-poslednie-25-let-5a67186479885e1de3fde0e5, свободный (дата обращения 26.01.2020).

4 Кинопоиск [эл. ресурс]: https://www.kinopoisk.ru/film/1181562/box/, свободный (дата обращения 26.01.2020).

ющих информационное пространство, складываются в восприятии реципиента в единый материал [Шарков (2014): 17].

Можно сделать вывод, что использование кинематографа как средства формирования информационного пространства организаций аэрокосмического комплекса позволяет решить широкий спектр задач.

Во-первых, расширение информационного пространства организации в плане влияния кинематографических средств на внутренние и внешние аудитории.

Во-вторых, яркими, необычными, запоминающимися сюжетами создатели привлекают внимание целевой аудитории.

В-третьих, производство фильмов различных жанров позволяет формировать и поддерживать положительный имидж аэрокосмической отрасли, ее продукции и услуг, ее специалистов.

В-четвертых, это позволяет расширить аудиторию, сделать ее восприятие эмоциональным (художественные фильмы) и рациональным (учебные и научные фильмы для детей и взрослых), привлечь молодежь в инженерную сферу.

В-пятых, очень важным является то, что использование кинематографических жанров способствует использованию рекламных и PR-материалов для формирования и поддержания лояльности клиентов, получению обратной связи в виде комментариев.

Таким образом создается новый вид отношений, который способствует эффективному взаимодействию организации и ее аудитории и связывает положительный имидж с информационным пространством организации.

Источники

Зотов В.В. (2014). Коммуникативная сущность социальных институтов // Коммуниколо-гия. Т.2. №1.

Каган М.С. (1997). Эстетика как философская наука. СПб.

Колганова Н.Ф. (2011). Коммуникативное пространство кино // Философские науки. №11. С. 141.

Манойло А.В. (2003). Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ.

Силкин В.В. (2015). Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве: новые горизонты подготовки журналистов // Коммуникология. Т.3. №2.

Уколова Л.Е. (2012). Связи с общественностью и коммуникативные особенности современной культуры. М.: Издательство «Гермес» МЦ ЗОУО.

Хокинг С. (2019). Теория всего. Москва: АСТ.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А. (2016). Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

Шарков Ф.И. (2014). Интернет и масс-медиа: локальный дискурс в сетевых массовых коммуникациях // Коммуникология. Т.2. № 6.

Шарков Ф.И. (2017). Конвергенция элементов политического медиапространства // Полис. Политические исследования. № 3.

■ ■ ■ Cinematography as One of the Methods of Forming the Information Space of Aerospace Industry Organizations in Russia

Alekhina O.A., Ukolova L.E.

Abstract. The authors consider the peculiarities of using cinematographic genres in communication activities by organizations of aerospace industry. As organizations form an information space around them, it is important that the information that is present in it is positive and allows them to effectively influence the key audience. In today's environment, information broadcast by traditional media is perceived with less interest. Therefore, organizations have to look for and develop new communication channels such as social networks, blogs, etc. Cinematography is of particular importance. It allows to realize such functions as entertainment, information, education, organization of social community, education. In the aerospace field, the implementation of an effective impact on the target audience has its own peculiarities, as this industry is strategically important for the country, potentially crisis-prone, and it is constantly riveted on public and media attention. In addition, the dissemination of certain information may be restricted by classifying data as part of a government, commercial or other secret specifically protected by law. Cinematographic works as a means of forming the information space of aerospace industry organizations in Russia are effective. They are used to form a positive image of the industry, organizations, professions, to promote products and services. Full-length and short films created in fiction and non-fiction genres allow transforming ways of interaction between communicator and audience, expanding communicative possibilities of space, accelerating information exchange.

Keywords: information space, media, cinematography, aerospace industry, image, effective communications, communicator, audience, efficiency of cinematographic communication

For citation: Alekhina O.A., Ukolova L.E. (2020). Cinematography as One of the Methods of Forming the Information Space of Aerospace Industry Organizations in Russia. Communicology (Russia). Vol. 8. No.1. P. 155-166. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-81-155-166.

Inf. about the authors: Olga Alexandrovna Alekhina, senior lecturer at the Department of advertising and public relations in high technology industries; Lydia Eugenyevna Ukolova, Dr.Sc. (Philol.), Professor, head of the Department of advertising and public relations in high technology industries, Institute of Foreign Languages, Moscow Aviation Institute (National Research University). Address: 125993, Russia, Moscow, Volokolamskoe shosse, 4/2A. E-mail: [email protected].

Received: 20.02.2020. Accepted: 09.03.2020.

References

Chumikov A.N., Bocharov M.P., Samoilenko S.A. (2016). Advertising and public relations: professional competences: training manual. M.: Publishing House «Delo» RANKHiGS (In Rus.). Hawking S. (2019). Theory of Everything. Moscow: AST (In Rus.). Kagan M.S. (1997). Aesthetics as a philosophical science. SPb (In Rus.). Kolganova N.F. (2011). Communicative Film Space. Philosophical Sciences. No.11 (In Rus.).

Manoilo A.V. (2003). State information policy in special conditions: Monograph. M.: MEPHI (In Rus.). Sharkov F.I. (2014). Internet and mass media: local discourse in online mass communications. Communicology. Vol.2. No.6 (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharkov F.I. (2017). Convergence of elements of political media space. Polis. Political Studies. No. 3 (In Rus.).

Silkin V.V. (2015). Journalism in the Information and Communication Space: New Horizons of Journalist Training. Communicology. Vol.3. No.2 (In Rus.).

Ukolova L.E. (2012). Public relations and communicative features of modern culture. Moscow: Hermes (In Rus.).

Zotov V.V. (2014). Communicative essence of social institutions. Communicology. Vol.2. No. 1 (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.