Научная статья на тему 'Роль симуляционно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров'

Роль симуляционно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
272
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / ОСТРЫЙ ДЕФИЦИТ ВРАЧЕБНЫХ КАДРОВ / ACUTE MEDICAL PERSONNEL SHORTAGE / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / CENTERS FOR MEDICAL SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хаматханова Елизавета Мухтаевна, Марчук Н. П., Дегтярев Д. Н.

В статье изложены основные проблемы современной медицины в области непрерывного медицинского образования медицинского персонала. Отражена актуальность проведения таких мероприятий, как: внедрение в практическое здравоохранение современных перинатальных технологий, дооснащение и переоснащение родильных домов и детских больниц современным медицинским оборудованием. Необходимым является строительство крупных перинатальных центров, организация трех уровневой системы перинатальной помощи, проведение срочной профессиональной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала. Кроме того освещены проблемы острого дефицита врачебных кадров и среднего медицинского персонала. Доказана необходимость внедрения обучающих симуляционных центров по обучению современным перинатальным технологиям и реорганизации системы профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хаматханова Елизавета Мухтаевна, Марчук Н. П., Дегтярев Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of simulation and training technologies in the training of health-care personnel for perinatal centers

In this article main problems of modern medicine in the field of continuous medical education are described. Relevance of carrying out such events as: implemented of modern perinatal technologies into healthcare practices, retrofits and conversions of maternity homes and children's hospitals with modern medical equipment is reflected. It is necessary to create new large perinatal centers, organization of perinatal help three-tier system, urgent medical professional retraining for physicians and middle-level medical personnel is necessary. Besides problems of acute physician and middle-level medical personnel shortage are described. Necessity for educational centers for medical simulation in modern perinatal technologies and reorganization of the medical professional training and retraining system is proved.

Текст научной работы на тему «Роль симуляционно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров»

¿МЕНОЛЫТОМ

Роль симуляционно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров

Е.М. Хаматханова1, Н.П. Марчук2, Д.Н. Дегтярев1, 2

1 ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва

2 Кафедра неонатологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

В статье изложены основные проблемы современной медицины в области непрерывного медицинского образования медицинского персонала. Отражена актуальность проведения таких мероприятий, как: внедрение в практическое здравоохранение современных перинатальных технологий, дооснащение и переоснащение родильных домов и детских больниц современным медицинским оборудованием. Необходимым является строительство крупных перинатальных центров, организация трех-

уровневой системы перинатальной помощи, проведение срочной профессиональной переподготовки врачей и среднего медицинского персонала. Кроме того освещены проблемы острого дефицита врачебных кадров и среднего медицинского персонала. Доказана необходимость внедрения обучающих симуляционных центров по обучению современным перинатальным технологиям и реорганизации системы профессиональной подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Ключевые слова:

непрерывное

медицинское

образование,

острый дефицит

врачебных кадров,

симуляционные

центры

Role of simulation and training technologies in the training of health-care personnel for perinatal centers

E M Hamatkhanova1 1 Kulakov Research Center for Obstetrics, Gynecology

N p Marchuk2 ' and Perinatol°gy, Moscow

* ' 2 Department of neonatology, I.M. Sechenov First Moscow State

D.N. Degtyarev12 Medical University

In this article main problems of modern medicine in the field of continuous medical education are described. Relevance of carrying out such events as: implemented of modern perinatal technologies into healthcare practices, retrofits and conversions of maternity homes and children's hospitals with modern medical equipment is reflected. It is necessary to create new large perinatal centers, organization

of perinatal help three-tier system, urgent medical professional retraining for physicians and middle-level medical personnel is necessary. Besides problems of acute physician and middle-level medical personnel shortage are described. Necessity for educational centers for medical simulation in modern perinatal technologies and reorganization of the medical professional training and retraining system is proved.

Key words:

continuous

medical

education,

acute medical

personnel

shortage,

centers for

medical

simulation

#

За прошедшее десятилетие в нашей стране проведена масштабная медико-организационная работа по широкому внедрению в практическое здравоохранение современных перинатальных технологий. Целевые программы по дооснащению и переоснащению родильных домов и детских больниц современным медицинским оборудованием, строительство крупных перинатальных центров, организация трехуровневой системы перинатальной помощи привели к повышению эффективности лечения и результатов выхаживания детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела.

На этом фоне еще заметнее стали проблемы и ограничения существующей системы подготовки/переподготовки медицинских кадров. Несмотря на то что профильные кафедры медицинских вузов нашей страны ежегодно готовят по несколько десятков специалистов -

акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов, во многих регионах, где построены и введены в эксплуатацию новые перинатальные центры, отмечается острый дефицит врачебных кадров. Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации врачи неонатологи и анестезиологи-реаниматологи используют в повседневной практике устаревшие подходы к реанимации и интенсивной терапии недоношенных детей, что требует проведения срочной профессиональной переподготовки. Качество такой подготовки, несмотря на единый государственный стандарт, на разных кафедрах различно. Последнее обстоятельство может объясняться как технологической отсталостью ряда клинических баз, на которых проводятся занятия, так и слабой заинтересованностью части профессорско-преподавательского состава в освоении новых медицинских технологий.

91

neonatologia_1_2014_CMYK.indd 91 {©} 09.04.2014 12:47:49

Еще хуже обстоит дело с подготовкой и переподготовкой среднего медицинского персонала. Дефицит медицинских сестер в некоторых регионах превышает дефицит врачебных кадров. Специализация детских сестер в области неонатологии осуществляется, как правило, на рабочих местах после зачисления в медицинский штат. Хотя еще в 2005 г. Министерством здравоохранения и социального развития России была разработана и утверждена программа профессионального усовершенствования медицинских сестер для работы в отделениях неонатологического профиля. Большое внимание в этой программе было уделено обучению практическим навыкам, связанным с обслуживанием сложной медицинской техники и уходом за критически больными новорожденными и глубоко недоношенными детьми. Однако недостаток человеческих и материальных ресурсов (в том числе нехватка высококвалифицированного преподавательского состава, отсутствие в большинстве медицинских колледжей симуляционно-тренинговых центров) до сих пор не позволил достичь заметных результатов в этом направлении.

В то же время в нашей стране продолжается реализация мероприятий по реконструкции, строительству и модернизации учреждений, специализирующихся на оказании медицинской помощи матерям и детям. Так в 2010-2012 гг. были введены в эксплуатацию 22 областных (краевых, республиканских) перинатальных центра (ПЦ) и 1 федеральный ПЦ (в Санкт-Петербурге). А в ближайшие годы планируется строительство еще не менее 30 региональных ПЦ.

На этом фоне крайне актуальна реорганизация системы профессиональной подготовки/переподготовки медицинских кадров для работы в условиях ПЦ.

Помимо дополнительных правовых инструментов, предусмотренных новым Федеральным законом об образовании (кредитная система обучения, возможность

92

участия в образовательном процессе профессиональных общественных организаций и др.), улучшению результатов обучения практическим медицинским навыкам в области акушерства, неонатологии и анестезиологии-реаниматологии способствует Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденный Минздравом России от 12.11.2012 № 572н (зарегистрирован в Минюсте России 14.02.2013

НЕОНАТОЛОГИЯ: новости, мнения, обучение №1 2014

пеопа!ок^а_1_2014_СМУКлпдд 92 {©}- 09.04.2014 12:47:50

Е.М. Хаматханова, Н.П. Марчук, Д.Н. Дегтярев РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННО-ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ

№ 27072). Данным порядком утверждены оснащение и функции симуляционно-тренингового центра как обязательного структурного подразделения каждого перинатального центра. До введения в действие нового Порядка создание симуляционно-тренинговых центров было исключительной прерогативой крупных федеральных научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 было принято решение о создании и финансировании обучающих симуляционных центров в федеральных госучреждениях, имеющих в своем составе клинические подразделения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным детям. На основании этого постановления в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения: в Федеральном центре сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова (г. Санкт-Петербург), Ивановском научно-исследовательском институте материнства и детства им. В.Н. Городкова, Сибирском государственном медицинском университете (г. Томск) и Челябинской государственной медицинской академии были открыты первые симуляционные центры по обучению современным перинатальным технологиям.

Симуляционно-тренинговый центр (СТЦ) на базе ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатоло-гии им. акад. В.И. Кулакова» (НЦАГиП) был открыт в октябре 2011 г. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации. Основными функциями СТЦ ФГБУ «НЦАГиП им. акад. В.И. Кулакова» являются не только обучение, но и научно обоснованное повышение эффективности обучающих симуляционных технологий в области перинатологии, поэтому накопленный нами

опыт может оказаться полезен тем коллегам, которые только преступают к организации деятельности СТЦ.

Помещения СТЦ ФГБУ «НЦАГиП им. акад. В.И. Кулакова» разделены на 3 учебные зоны, причем каждая из них состоит из 2 сопряженных друг с другом помещений выполняющих функции тренинг-класса и дебрифинг-зала. Тренинг-классы имитируют лечебные отделения ПЦ: родильный зал, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, акушерское отделение анестезиологии и реанимации. В них установлено современное лечебное и диагностическое оборудование. Специальные фантомы (тренажеры) позволяют обучать медицинский персонал медицинским технологиям различной степени сложности в области акушерства, реанимации и анестезии.

Для достижения эффективного результата обучения медицинского персонала разработана и внедрена в практику система обучения 5 «О», основанная на пяти последовательных принципах:

1) обучение, включающее прослушивание обновленного лекционного материала с изменениями не более чем за последние 5 лет по изучаемой проблеме;

2) отработка и оттачивание практических навыков и мастерства работы специалистов в команде;

3) обработка и анализ обучаемым результатов собственной активности и эффективности на первых этапах обучения посредством использования видеотехнологий;

4) осознание, является ключевым и переломным в плане его зависимости от умений и способностей тренера слушать и слышать, так как именно на этом этапе при правильном подходе к обучению происходят самоанализ обучающихся, осознание собственных сильных и слабых сторон.

Ф

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

93

пеотЫое1а_1_2014_СМУК.Ш 93 {©} 09.04.2014 12:47:50

ОБМЕН ОПЫТОМ

5) обратная связь, благодаря которой проводится адекватная оценка эффективности проведенного курса, выявляются дальнейшие перспективы профессионального роста и развития специалистов, намечается дальнейшая стратегия обучения медицинского персонала.

В результате полноценного анализа, направленного на выявление профессиональных, коммуникативных и личностных качеств разрабатываются рекомендации по наиболее эффективному использованию человеческих ресурсов в медицинских организациях. Пересмотрены учебные программы переподготовки по основным специальностям: неонатология, акушерство-гинекология и анестезиология-реаниматология в сторону значительного увеличения доли тренингов в рамках отдельных учебных модулей. Большое внимание уделяется не только индивидуальной подготовке, но и формированию навыка работы в команде.

Приобретенный нами опыт привлек внимание преподавателей профильных кафедр ряда российских вузов. Общение с профессорско-преподавательским составом и личный опыт работы на базе СТЦ выявил ряд проблем, требующих неотложного решения.

С целью повышения мотивации в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров необходимо придать (присвоить) обучающему персоналу и штатным сотрудникам СТЦ статус преподавателя и конкурентоспособную оплату труда.

Необходимо предусмотреть увеличение количества мест для постдипломной подготовки выпускников педиатрических факультетов медицинских вузов по специальностям «неонатология» и «анестезиология и реаниматология» в рамках клинической ординатуры.

Необходимо создать предпосылки для омоложения кадрового состава профильных кафедр медицинских вузов, расширить количество медицинских училищ и колледжей, в которых может быть осуществлено тематическое усовершенствование по неонатологии среднего медицинского персонала.

Необходимо объединить усилия сотрудников ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинато-логии им. акад. В.И. Кулакова» Минздравсоцразвития России, других федеральных научных учреждений, медицинских вузов и региональных ПЦ по внедрению симуля-ционных методов обучения врачей и медицинских сестер, оказывающих помощь беременным, роженицам и новорожденным детям, в повседневную практику.

Решение всех вышеперечисленных задач, на наш взгляд, будет способствовать более быстрому внедрению современных перинатальных технологий в деятельность медицинских учреждений акушерского и педиатрического профиля, повысит эффективность мероприятий, направленных на модернизацию отечественного здравоохранения.

СВЕДЕНИЯ О ВЕДУШЕМ АВТОРЕ

Хаматханова Елизавета Мухтаевна - доктор медицинских наук, руководитель симуляционно-тренингового центра ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва Е-таН: [email protected]

94 НЕОНАТОЛОГИЯ: новости, мнения, обучение №1 2014

пеопаЫоша 1 2014 СМУКлпаа 94 09.04.2014 12:47:51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.