Научная статья на тему 'Современные подходы к подготовке медицинского персонала родовспомогательных учреждений'

Современные подходы к подготовке медицинского персонала родовспомогательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
168
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ СОТРУДНИКИ / ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / SIMULATION TRAINING / MEDICAL STAFF / PSYCHO-EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабич Т. Ю.

В данной статье рассмотрен опыт работы симуляционно-тренинговой лаборатории Крымского Перинатального центра для подготовки врачей акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реанимато-логов а также среднего медицинского персонала. Создание обстановки, приближенной к реальной, для отработки методик оказания медицинской помощи и возможности повторений для закрепления навыков без контакта с пациентами основная задача этого центра. Такой подход до минимума снижает риск нанесения вреда пациенту. Проведена оценка психо-эмоционального состояния медицинских работников до и после проведения тренинга. За время работы Центра однодневное обучение по перечисленным темам проведено для 334 врачей, 25 врачей-интернов, 352 акушерок, 136 неонатальных медсестер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабич Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL OBSTETRIC INSTITUTIONS

This article describes the experience of simulation training lab of the Crimean Perinatal Center to train obstetricians-gynecologists, neonatologists and anesthesiologists, midwives and nurces. Creating an environment close to actual, for practicing health care methods and possibilities of repetitions to secure the skills without contact with patients the main task of this center. This approach minimizes the risk of harm to the patient. There was assessed the psycho-emotional state of health care workers before and after the training. During the work of the Center a one-day training was held for 334 doctors, 25 medical interns, 352 midwives, 136 neonatal nurses.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к подготовке медицинского персонала родовспомогательных учреждений»

УДК 618.2-08:378.614.25+61(07)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РОДОВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Бабич Т. Ю.

Медицинская академия им. С. И. Георгиевского, ФГАОУВО КФУ им. В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым, Россия

Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт работы симуляционно-тренинговой лаборатории Крымского Перинатального центра для подготовки врачей акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов а также среднего медицинского персонала. Создание обстановки, приближенной к реальной, для отработки методик оказания медицинской помощи и возможности повторений для закрепления навыков без контакта с пациентами - основная задача этого центра. Такой подход до минимума снижает риск нанесения вреда пациенту. Проведена оценка психо-эмоционального состояния медицинских работников до и после проведения тренинга. За время работы Центра однодневное обучение по перечисленным темам проведено для 334 врачей, 25 врачей-интернов, 352 акушерок, 136 неонатальных медсестер.

Ключевые слова. симуляционное обучение, медицинские сотрудники, психо-эмоциональное состояние.

В последнее десятилетие в мире все большее распространение приобретает использование виртуальных обучающих технологий для подготовки медицинских специалистов по различным направлениям специализации [2,3]. Особенно необходимо улучшение практической подготовки не только будущих врачей, но и врачей, имеющих опыт работы. Для освоения медицинских методик используют симуляторы-мане-кены, которые позволяют осуществлять многократное повторение упражнений и действий, обеспечивают возможность контроля со стороны преподавателя и подробного анализа проведенного тренинга с обучающимися [1, 3]. Особую роль в оказании адекватной и своевременной медицинской помощи играет также психо-эмоцио-нальное состояние медицинских работников, поскольку характерологические особенности восприятия стрессовой ситуации у них разнятся.

Цель работы. Оценить эффективность работы «Симуляционной лаборатории» в подготовке врачей и среднего медицинского персонала.

Материалы и методы. «Симуляционная лаборатория» была создана в Перинатальном центре Республики Крым (ГБУЗ РК «РКБ им. Н. А. Семашко») в сентябре 2013 г. для отработки практических навыков акушеров-гинекологов, неонатологов и анестезиологов-реаниматологов, а также акушерок и медсестер.

Симуляционные манекены «сим-мама» и «сим-беби» (производство Laerdal Medical) с программным компьютерным обеспечением (4-й уровень) оснащены компьютерными программами на основе скриптов (компьютерных сценариев). Методика проведения занятия по стандартному имитационному модулю включает в себя: тестовый контроль исходного уровня знаний; теоретический модуль — презентация по теме занятия; описание клинического случая — ситуационной задачи; проигрывание сценария в симуляционной лаборатории по ситуационной задаче; дебрифинг с просмотром видеозаписи проигранного сценария и разработкой алгоритма действия при оказании помощи по данной теме; повторное проигрывание сценария той же или

похожей ситуационном задаче; повторный де-брифинг; тестовый контроль по окончанию обучения.

Для идентификации психоэмоционального статуса нами использовалась методика определения личностной и реактивной тревожности по Ч.Д. Спилбергу, на русский язык адаптированная Ю. Л. Ханиным [2]. Участникам предлагалось заполнение анкеты перед проведением тренинга, а затем, по итогам его проведения. Кроме того, предлагалось заполнить анкету для оценки работы команды тренеров и удовлетворенности от проведенного обучения. При интерпретации показателей применялись следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая тревожность, от 31 до 44 баллов — умеренная тревожность, 45 и более баллов — высокая тревожность.

Для более реального восприятия поставленных задач, тренинги проводятся в помещении, полностью имитирующий родильный зал с соответствующей медицинской техникой.

Результаты и обсуждение. Сотрудниками Перинатального центра на основе современных рекомендаций были разработаны стандартные имитационные модули по следующим темам: сердечно-легочная реанимация у взрослых; послеродовые кровотечения; дистоция плечиков; интранатальный дистресс; аспирация новорожденного чистыми и мекониальными околоплодными водами.

Создание обстановки, приближенной к реальной, для отработки методик оказания медицинской помощи и возможности повторений для закрепления навыков без контакта с пациентами - основная задача Симуляционной лаборатории. Такой подход до минимума снижает риск нанесения вреда пациенту, позволяет обучиться быстрому принятию решений и отточенному выполнению манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Поскольку эффективность адекватной медицинской помощи в экстремальной ситуации непосредственно зависит от скорости ее оказания, то отработка методик командной работы является одним из важнейших направлений.

Запрограммированная реакция манекена, иногда достаточно сложная в ответ на введение лекарственных веществ, искусственную вентиляцию легких, дефибрилляцию и иные воздействия медицинской аппаратуры и действия обучаемых, является определенным стандартным ответом. На этом уровне идет прямая оценка обучаемого. Возможен полноценный сбор информации (сенсорные умения), анализ полученной информации и выводы в виде постановки диагноза (когнитивные); выполнение лечебных мероприятий, соответствующих данному диагнозу (моторика); вторичный сбор информации и анализ эффективности лечения; его корректировка.

За время работы Симуляционной лаборатории однодневное обучение по перечисленным темам проведено для 334 врачей, в том числе, сотрудников Перинатального центра, врачей-курсантов кафедры акушерства, гинекологии и пе-ринатологии Медицинской академии

им. С. И. Георгиевского и врачей-неонатологов регионов Крыма, 45 врачей-интернов, 352 акушерок, 136 неонатальных медсестер.

Оценивая уровень личностной тревожности у курсантов перед проведением и после занятий отмечено, что низкий уровень личностной тревожности у 33 (3,8 %) участников тренинга наблюдался как до, так и после занятия, уровень умеренной тревожности после проведения занятия имели 655 человек (75,5%) по сравнению с 598 (69,0 %) — до занятия, соответственно число курсантов с высоким уровнем тревожности уменьшилось в 1,3 раза (с 27,2 до 20,7 %). (рис. 1).

Более значительно отличались показатели реактивной (ситуативной) тревожности. До занятия низкий уровень тревожности отмечен у 240 (27,7%) курсантов, умеренный — у 549 (63,3%), высокий — у 78 (9,0 %). Проведенное занятие позволило достоверно стабилизировать уровень ситуативной тревожности. Так, ее высокий уровень после занятия не наблюдался ни у одного участника тренинга, количество курсантов с низким уровнем увеличилось в 1,3 раза и составило 36,0 %, а с умеренным — практически не изменилось (64,0 %)

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

Личностная тревожность до занятий

после занятий

Ситуативная тревожность до занятий

после занятий

□низкий

□ умеренный

И высокий

Рис. 1 Уровень тревожности до и после занятий

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Знания, полученные на занятиях, намечают и формируют в сознании курсанта модель будущей ситуации и программу поведения, что в конечном итоге снижает действие эмоционального стресса.

По данным анкетирования курсантов команда тренеров получила следующие результаты: более 95% участников выразили мнение, что для практической клинической работы, которую они выполняют, данный тренинг был соответствующим и полезным, поставленные задачи являлись легкими в восприятии, презентации значительно расширили сферу их профессиональных интересов, методы обучения и учебные пособия были полезными, также участники указали на высокий уровень подготовки тренеров и достижение цели тренинга.

Выводы. Внедрение контроля уровня подготовленности через систему симуляционного обу-

чения могло бы способствовать решению проблемы подготовки медицинских кадров. При этом основные усилия должны быть направлены на содействие профессиональному развитию, выявлению ограничений и снижению риска, который может нести собой плохо подготовленный врач или медицинская сестра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муравьев К. А. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент / К. А. Муравьев, А. Б. Ходжаян, С. В. Рой // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 3-10. — С. 534-537.

2. Практикум по психологии / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2005. — 351 с.

3. Cooper J. B. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training / J. B. Cooper, V. R. Taqueti // Postgrad. Med. J. — 2008. — N 8 (997). — Р. 563-570.3

4. Rodgers D. L. The effect of hi-fisimulation on educational outcomes / D. L. Rodgers et. at. // Simulation in Healthcare. — 2009. — N 4. — Р. 200-206.

MODERN APPROACHES TO TRAINING OF MEDICAL PERSONNEL OBSTETRIC INSTITUTIONS

Babich T. U.

Medical Academy named after S.I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Republic of Crimea, Russia

Annotation. This article describes the experience of simulation training lab of the Crimean Perinatal Center to train obstetricians-gynecologists, neonatologists and anesthesiologists, midwives and nurces. Creating an environment close to actual, for practicing health care methods and possibilities of repetitions to secure the skills without contact with patients - the main task of this center. This approach minimizes the risk of harm to the patient. There was assessed the psycho-emotional state of health care workers before and after the training. During the work of the Center a one-day training was held for 334 doctors, 25 medical interns, 352 midwives, 136 neonatal nurses.

Key words. simulation training, medical staff, psycho-emotional state.

REFERENCES

1. Muraveva K.A. Simulation training in medical education - turning point. K.A. Muraveva, A.B. Khojayan, S. Roy. Basic Research. - 2011. - № 3-10. - pp. 534-537.

2. Practical work on psychology. Ed. G.S. Nikiforov. -SPb .: Peter, pp. 2005. - 351

3. Cooper J. B. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. J. B. Cooper, V. R. Taqueti. Postgrad. Med. J. — 2008. — N 8 (997). — pp. 563-570.3

4. Rodgers D. L. The effect of hi-fisimulation on educational outcomes. D. L. Rodgers et. at. Simulation in Healthcare. — 2009. — N 4. — pp. 200-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.