ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Плотоненко З.А.1, Сенькевич О.А.1, Васильева Ж.Б.2, Дорофеев А.Л.1
1 ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России, Хабаровск, Россия
2 Отдел охраны материнства и детства Минздрава Хабаровского края, Хабаровск, Россия
В течение последних 10 лет показатель младенческой смертности в Хабаровском крае неуклонно снижается, уменьшая разрыв с уровнем по Российской Федерации в целом; с 2012 г. он снизился более чем в 2 раза, достигнув в 2018 г. исторического минимума - 5,0 на 1000 родившихся живыми. Оказание специализированной медицинской помощи, особенно в районах с низкой плотностью населения и ограниченной медицинской инфраструктурой, представляет определенные трудности. Путем преодоления этой проблемы являются принцип взаимозаменяемости и навыки работы в команде. Системный подход к формированию компетенций у врачебно-сестринской бригады, отработка командных навыков работы, систематический контроль качества основных (базовых) профессиональных компетенций по разделу «Неонатальная реанимация» позволяют образовательному сообществу оказывать влияние на социально-значимые показатели здоровья. В Хабаровском крае снижение показателя младенческой смертности произошло за счет снижения доли ранней неонатальной смертности, что, несомненно, является не только результатом высококвалифицированной деятельности неонатологов, но и организационных, методических и образовательных инноваций.
Ключевые слова:
обучение, компетенции, реанимация, младенческая смертность
Для цитирования: Плотоненко З.А., Сенькевич О.А., Васильева Ж.Б., Дорофеев А.Л. Формирование профессиональных компетенций в медицинской бригаде по оказанию неотложной помощи новорожденным - стратегия и тактика снижения показателя младенческой смертности в регионе // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 7. № 3. С. 12-19. doi: 10.24411/23082402-2019-13002
Статья поступила в редакцию 03.06.2019. Принята в печать 15.07.2019.
Regional experience in the formation of professional competencies in the medical team to provide emergency medical care to a newborn - a strategy and tactics in reducing the infant mortality rate
Plotonenko Z.A.1, Senkevich O.A.1, 1 Far Eastern State Medical University of Ministry of health of Vasilieva Zh.B.2, Dorofeev A.L.1 Russia, Khabarovsk, Russia
2 Department of Maternal and Child Health, Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Russia
The mortality rate of infants in the Khabarovsk Region was steadily decreased over the past 10 years. It was reduced from 2012 to 2018 more than 2 times and reached a historical minimum of 5.0 per 1.000 live births. The provision of specialized medical care had certain difficulties and especially in areas with low population density and limited medical infrastructure. Therefore, it will be necessary to find ways for cooperation and teamwork. The approach for the formation of competencies in the nursing team, the development of team skills and implementation of monitoring of the basic professional competencies for neonatal resuscitation has an on influence on significant health indicators. The modern innovations in organization, methodology, and education resulted in the decreased of the early neonatal and infant mortality in the Khabarovsk Region.
Keywords:
training, competence, resuscitation, infant mortality
For citation: Plotonenko Z.A., Senkevich O.A., Vasilieva Zh.B., Dorofeev A.L. Regional experience in the formation of professional competencies in the medical team to provide emergency medical care to a newborn - a strategy and tactics in reducing the infant mortality rate. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2019; 7 (3): 12-9. doi: 10.24411/2308-2402-2019-13002 (in Russian) Received 03.06.2019. Accepted 15.07.2019.
Младенческая смертность как один из наиболее стратегически важных статистических показателей является косвенным критерием экономической, социальной и политической составляющей государства. Показатель влияет на продолжительность жизни населения и позволяет составить отдаленные геополитические прогнозы на будущее. Согласно Указу Президента РФ [1], вопросы снижения младенческой и детской смертности выведены в лидирующие позиции при формировании планов мероприятий для достижения целевых показателей.
Территория Хабаровского края имеет географические особенности: большую протяженность и низкую плотность населения (край простирается с юга на север на 1800 км, с запада на восток - на 125-750 км). Территория края вытянута вдоль побережья Охотского моря на многие сотни километров. По транспортной доступности, уровню освоенности и характеру расселения она четко разделяется на 3 зоны, значительно различающиеся по природным условиям. Около 65% населения проживают в густонаселенной южной зоне имеющей развитую сеть родовспомогательных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Ядро этой зоны -Хабаровск, где живет половина городского населения края, второй крупный город - Комсомольск-на-Амуре (рис. 1). В 2 этих городах расположены 2 родовспомогательных учреждения Хабаровского края III уровня.
В северных районах края плотность населения составляет <0,2 чел./км2, ряд населенных пунктов находятся в труднодоступной местности с ограниченной сезонной доступностью, при этом медицинская помощь представлена фельдшерско-акушерским пунктом или офисом семейного
врача. В силу географических и природно-климатических особенностей, низкой урбанизации и доступности специализированной медицинской помощи в Хабаровском крае крайне высока потребность в медицинской эвакуации новорожденных в специализированные центры.
В течение последних 10 лет показатель младенческой смертности в Хабаровском крае неуклонно снижается, уменьшая разрыв с уровнем по Российской Федерации в целом: с 2012 г. он снизился более чем в 2 раза, достигнув в 2018 г. исторического минимума - 5,0 на 1000 родившихся живыми [2, 3] с оптимальным распределением по уровню родовспомогательного стационара (рис. 2). При анализе возрастной структуры младенческой смертности установлено, что доля детей, умерших в первые 6 сут жизни (ранний неонатальный период), уменьшилась в 1,2 раза, и это не только демонстрирует эффективную систему маршрутизации и другие организационные мероприятия, но и свидетельствует об успешной системе обучения специалистов родовспомогательных учреждений [2, 3].
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни» было принято решение о создании и финансировании обучающих симуляционных центров в федеральных учреждениях, имеющих клинические подразделения, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности
и родов, а также новорожденным [4]. В 2010 г. в федеральных учреждениях, подведомственных Минздраву России, были открыты первые симуляционные центры, в том числе в ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России (ДВГМУ). Управляемость показателя неонатальной смертности недостижима без анализа имеющихся возможностей и коррекции пути
достижения целевых показателей. Кроме того, в Хабаровском крае, как и во многих регионах РФ, существует кадровый дефицит, особенно выраженный среди специалистов, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.
Оказание специализированной медицинской помощи, особенно в районах с низкой плотностью населения и огра-
20,0 16,0 12,0 8,0 -
Хабаровский край
РФ
It
Г
I I I
п
4,0 -
IIIIIIIII
0,0 4-
2003 2007 2010 2012 2014 2016
Годы
2018
Рис. 2. Младенческая смертность в Хабаровском крае и в Российской Федерации (РФ) в целом (на 1000 родившихся живыми)
ниченной медицинской инфраструктурой, представляет определенные трудности, и одним из путей их преодоления является работа в команде и взаимозаменяемость [5].
Цель исследования - клинический аудит частоты применения, структуры и состава основных компонентов реанимации для формирования мотивационного заключения по результативности Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края.
лось анонимно заполнить анкету-опросник c 10 открытыми и закрытыми вопросами, где уточнялись специальность, стаж работы по специальности, кратность и объем проводимой реанимационной помощи.
Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с помощью ПК с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 для Windows XP, Statistica 6.0 (Basic Statistics/Tables). Различия между группами считали достоверными при p<0,05.
Материал и методы
Методом сплошной выборки проведено анкетирование 214 специалистов родовспомогательных учреждений Хабаровского края, проходивших обучение по циклу «Первичная неонатальная реанимация» в ДВГМУ в 2018 г. На основании специально составленной анкеты были проанализированы частота применения и долевая составляющая основных компонентов реанимации новорожденных, готовность к применению навыков первичной реанимации на практике. Участники анкетирования были представлены ЛПУ разных уровней и преимущественно городскими специалистами (70%), 30% работали в сельских родовспомогательных учреждениях. Были сформированы 2 группы: 1-ю составили 150 специалистов с высшим медицинским образованием (70% врачей различных специальностей), 2-ю - 64 специалиста со средним образованием (30%). Специалистам родовспомогательных учреждений и отделений предлага-
Результаты и обсуждение
Среди опрошенных 214 специалистов было 30 (14%) вра-чей-неонатологов, 8 (4%) педиатров, 30 (14%) медицинских сестер по профилю «педиатрия», 90 (42%) акушеров-гинекологов и 20 (9%) акушерок, 22 (10%) анестезиолога-реаниматолога (взрослых), 14 (7%) медсестер-анестезистов (рис. 3).
Минимальный стаж работы по своей специальности в родовспомогательных учреждениях (до 1 года) был у 10 (5%) респондентов, 150 (70%) анкетируемых имели стаж работы по своей специальности >35 лет. Только 14 (7%) специалистов родовспомогательных учреждений имели оптимальный стаж работы (от 5 до 15 лет) (рис. 4). Не выявлено достоверных различий в стаже работы между группами, но очевидно «старение» кадрового состава родовспомогательных учреждений региона.
Навыки первичной реанимации, согласно данным опроса, на практике используют большинство опрошенных специ-
1-я группа 2-я группа
(специалисты с высшим медицинским образованием) (специалисты со средним медицинским образованием)
Неонатологи Педиатры
Акушеры-гинекологи Анестезиологи-реаниматологи
Медицинские сестры Акушерки
Медсестры-анестезисты
Рис. 3. Распределение участников опроса по специальностям
□ До 1 года
□ От 1 года до 5 лет
□ От 5 до 15 лет
□ От 15 до 35 лет
□ Более 35 лет
Рис. 4. Распределение специалистов по стажу работы
алистов - 163 (76%) человека. Частота потребности в проведении реанимации варьировала от 2 до 6% независимо от уровня учреждения и количества родов в год [среднее - 4%, что укладывается в показатели, рекомендуемые 11X01}, 2015 (до 10%)].
В среднем в год каждый специалист 1-й группы принимал участие в проведении первичных реанимационных мероприятий от 1 до 30 раз в зависимости от уровня ЛПУ, 2-й группы - от 1 до 10 раз.
В образовательном процессе было проведено распределение участников реанимационной бригады для оказания помощи новорожденным по номерам: 1-й номер - лидер команды, респираторная терапия; 2-й номер - мониторинг, непрямой массаж сердца; 3-й номер - ассистент, обеспечивающий сосудистый доступ, медикаменты.
В 1-й группе первый номер (лидерство) чаще других принимали на себя неонатологи (90% случаев) или педиатры и анестезиологи-реаниматологи (по 50%), акушеры-гинекологи очень редко брались за роль лидера (10%). Второй номер чаще других выбирали акушеры-гинекологи (70%), реже анестезиологи-реаниматологи (50%) или педиатры (46%), неонатологи становились 2-м номером только в 8% случаев. Третий номер очень редко выбирали специалисты с высшим образованием: неонатологи - 2% случаев, педиатры - 4%, акушеры-гинекологи - 20%, анестезиологи-реаниматологи - 0% (рис. 5).
Во 2-й группе медицинские сестры никогда не становились лидерами (1-й номер, 0% случаев), крайне редко роль лидера доставалась акушеркам (2%) или медицинским
сестрам-анестезистам (1%). 2-й номер во 2-й группе медицинские сестры занимали очень редко (10% случаев), тогда как акушерки и медсестры-анестезисты - в каждом 3-м случае (30%). 3-й номер во 2-й группе почти всегда выбирали медицинские сестры (90% случаев); акушерки (58%) и медсестры-анестезисты (59%) также предпочитали 3-й номер. В нетипичной для себя функциональной роли лидера выступали единичные специалисты 2-й группы, как правило, это было в непрогнозируемых ситуациях и при отсутствии врачебного персонала, оказывающего параллельно неотложную помощь другому пациенту.
В Центре симуляционного обучения и аккредитации ДВГМУ с 2017 г. разработана и реализуется Комплексная образовательная программа снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края, основной идеологией которой являются сплошное наполнение компетенциями членов медицинской бригады, оказывающей первичную реанимационную помощь новорожденным, с учетом вероятности использования мануальных навыков, контроль жизнеспособности компетенций.
Программа предполагает возможность определения уровня персонифицированной ответственности специалистов, участвующих в процессе оказания медицинской помощи и обучения на всех уровнях подготовки; формирование в ЛПУ функционала специалистов-тренеров по вопросам оказания медицинской помощи новорожденным; строгое соблюдение стандарта оказания медицинской помощи; корректное ведение первичной медицинской документации на всех уровнях процесса подготовки и последующего аудита.
В Хабаровском крае эффективно действует 3-уровне-вая система оказания медицинской помощи женщинам и детям, разработаны строгая маршрутизация и регионализация медицинской помощи. Принимая во внимание низкую плотность населения и значительные расстояния между родовспомогательными учреждениями II и III уровня оказания медицинской помощи, в ДВГМУ были разработаны различные формы обучения:
■ очная по индивидуальному графику с использованием симуляционных технологий;
Анестезиолог-реаниматолог
Неонатолог 100% 80%
Педиатр
Акушер-гинеколог
Медсестра-анестезист
Медицинская сестра
100% 80%
—♦— 1-й номер ■ 2-й номер А 3-й номер Рис. 5. Распределение участников команды по номерам в 1-й (А) и 2-й (Б) группах
Акушерка
Б
А
■ очно-заочная по индивидуальному графику с использованием симуляционных технологий, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
На пациент-ориентированных практических занятиях формируются различные уровни компетенций: базовый, индивидуальный, расширенный, командный для специалистов со средним и высшим медицинским образованием [6-8].
Комплексная образовательная программа включает 5 самостоятельных модулей, основой для которой послужила программа работы симуляционных тренинговых центров, рекомендуемая Минздравом России.
■ Модуль 1. Первичная реанимация новорожденного (базовая).
■ Модуль 2. Респираторная поддержка новорожденных.
■ Модуль 3. Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных.
■ Модуль 4. Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела.
■ Модуль 5. Обучение тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации (модуль был добавлен к имеющимся основным модулям программы Минздрава России).
Базовый модуль «Первичная реанимация новорожденных» является наиболее доступным с точки зрения формирования профессиональных компетенций и подлежит освоению всеми (100% специалистов) участниками процесса сопровождения родов и неонатального периода. В соответствии с методическим письмом «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям» от 21.04.2010 № 15-4/10/2-3204, уметь проводить первичную неонаталь-ную реанимацию должны врачи-неонатологи, анестезиологи-реаниматологи отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, анестезиологи-реаниматологи родильного блока, врачи акушеры-гинекологи, врачи выездной неонатальной бригады, медицинские сестры, акушерки, анестезисты, врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи. Обучение проводится с учетом профессионального образования специалистов, оказывающих первичную реанимационную помощь новорожденным и основано на формировании у них соответствующих компетенций. Авторы программы считают, что для поддержания компетенции на надлежащем уровне необходимо проведение контрольного тестирования 3 раза в год (1 раз в год симуляционно-тре-нинговый центр, 1 раз в год - внутренний аудит тренер-лидером, 1 раз в год внешний аудит - выезд тренера симуляци-онно-тренингового центра).
Модуль 2 «Респираторная поддержка новорожденных», предлагается для освоения врачами-неонатолами, анестезиологами-реаниматологами отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, врачами выездной неонатальной бригады, анестезиологами-реаниматологами родильного блока, педиатрами родильных стационаров, медицинскими сестрами и анестезистами родильных стационаров.
Врачи-неонатологи, анестезиологи-реаниматологи отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожден-
ных, врачи выездной неонатальной бригады, анестезиологи-реаниматологи родильного блока (если не предусмотрена выделенная должность неонатального реаниматолога) проходят обучение 2 раза в год в полном составе (1 раз в год симуляционно-тренинговый центр, 1 раз в год - внутренний аудит тренером-лидером). Педиатры, исполняющие функции неонатолога, проходят обучение 2 раза в год (1 раз в год симуляционно-тренинговый центр, 1 раз в год -внутренний аудит тренером-лидером) при охвате обучением не менее 50% указанных специалистов. Медицинские сестры и анестезистки родильных стационаров проходят обучение 2 раза в год (1 раз в год симуляционно-тренинговый центр,
1 раз в год - внутренний аудит тренером-лидером) при охвате обучением не менее 25% указанных специалистов.
Обучение по программе модуля 3 «Коррекция гемодинамики и инфузионная терапия новорожденных» проводится
2 раза в год (1 раз в год симуляционно-тренинговый центр, 1 раз в год - внутренний аудит тренером-лидером) для всех (100%) указанных специалистов: врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, врачей выездной неона-тальной бригады, анестезиологов-реаниматологов родильного блока (если не предусмотрена выделенная должность неона-талога-реаниматолога); для 75% педиатров, исполняющих функции неонатологов; не менее 50% медицинских сестер и сестер-анестезистов родильных стационаров.
Модуль 4 «Особенности ухода и проведения интенсивной терапии у детей с экстремально низкой массой тела» предназначен для всех (100%) указанных специалистов: врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, врачей выездной неонатальной бригады, анестезиологов-реаниматологов родильного блока (если не предусмотрена выделенная должность неонатального реаниматолога); для 75% педиатров, исполняющих функции неонатолога; не менее 50% медицинских сестер и сестер-анестезистов родильных стационаров, не менее 25% акушеров-гинекологов и акушерок.
По мере увеличения количества специалистов, подлежащих регулярной оценке имеющихся практических навыков и компетенций, возрастает значимость модуля 5 «Обучение тренеров-лидеров по вопросам первичной реанимации». На этом модуле могут обучаться специалисты с высшим медицинским образованием, освоившие все программы обучения и проявившие склонность к преподаванию, специалисты со средним медицинским образованием, освоившие все программы обучения, врачи-неонатологи, анестезиологи-реаниматологи отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, анестезиологи-реаниматологи родильного блока, врачи акушеры-гинекологи, врачи выездной неона-тальной бригады, медицинские сестры, акушерки, анестезисты, врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи. 100% прошедших обучение по данной программе и привлекаемые для оценки профессиональных навыков своих коллег подлежат обучению не реже 3 раз в год (2 раза в год в симуля-ционно-тренинговом центре, 1 раз в год на рабочем месте с внешним аудитором-тренером симуляционно-тренингового центра) (рис. 6).
300'
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Младенческая смертность (Хабаровский край)
34 2018 г.
д
а
. . Количество специалистов, прошедших медицинский симуляционный тренинг по разделу «Реанимация новорожденных» (работа в команде - 36 ч)
- Количество специалистов, прошедших медицинский симуляционный тренинг
по разделам «Неонатология», «Анестезиология и реанимация», «Акушерство и гинекология» (72 ч)
Рис. 6. Показатель младенческой смертности в Хабаровском крае и количество специалистов, прошедших обучение в Центре симуляционного обучения и аккредитации ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России
Очевидно влияние числа специалистов родовспомогательных учреждений, прошедших обучение по первичной неона-тальной реанимации, на показатель младенческой смертности.
Заключение
Системный подход к формированию компетенций у вра-чебно-сестринской бригады, отработка командных навыков работы, систематический контроль качества основных (базовых) профессиональных компетенций по разделу «Неонатальная реанимация» позволяют образовательному сообществу (вузу) оказывать влияние на социально-значимые показатели здоровья. В Хабаровском крае снижение показателя младенческой смертности произошло за счет снижения доли ранней неонатальной смертности, что, несо-
мненно, является результатом не только высококвалифицированной деятельности неонатологов, но и организационных, методических и образовательных инноваций.
Совместная работа организаторов здравоохранения, преподавателей вуза и непосредственных участников лечебного процесса позволяет не только добиться поставленных задач, но и удержать достигнутые показатели.
Положительные результаты внедрения Комплексной образовательной программы снижения младенческой смертности на территории Хабаровского края позволяют перенести принципы реализации и на другие направления оказания медицинской помощи населению.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
7
0
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Плотоненко Зинаида Анатольевна (Plotonenko Zinaida A.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования Института непрерывного профессионального образования и аккредитации ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России, Хабаровск, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-4054-1675
Сенькевич Ольга Александровна (Senkevich Olga А.) - доктор медицинских наук, профессор кафедры дополнительного профессионального образования Института непрерывного профессионального образования и аккредитации, руководитель Дальневосточного центра перинатологии, неотложной педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России, Хабаровск, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4195-2350
Васильева Жанна Борисовна (Vasilieva Zhanna B.) - начальник отдела охраны материнства и детства Минздрава Хабаровского края, Хабаровск, Россия E-mail: [email protected]
Дорофеев Александр Леонидович (Dorofeev Alexander L.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования Института непрерывного профессионального образования и аккредитации, директор Института непрерывного профессионального образования и аккредитации ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Минздрава России, Хабаровск, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2011-254X
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. О состоянии службы здоровья женщин и детей в Хабаровском крае в 2013-2017 гг. Сборник статистических материалов, 2018, 32 с.
3. Естественное движение населения. Младенческая смертность / Федеральная служба государственной статистики РФ. 11Р1_: http://www.gks.ru
4. Хаматханова Е.М., Марчук Н.П., Дегтярев Д.Н. Роль симуляци-онно-тренинговых технологий в подготовке медицинских кадров для перинатальных центров // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 91-94.
5. Письмо Минздравсоцразвития России от 21.04.2010 № 154/10/2-3204 «О направлении методического письма Минздравсоцраз-
вития России «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям».
6. Симуляционное обучение в медицине / под ред. А.А. Свисту-нова ; сост. М.Д. Горшков. М. : Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с.
7. Деларю Н.В., Заячникова Т.Е. Развитие системы инструкторов по первичной реанимации новорожденных: роль обучающих симуляци-онных центров // Материалы научно-практической конференции «Виртуальные технологии в медицине». 2016. № 2 (16). С. 56.
8. Кузнецова И.В., Таптыгина Е.В. Опыт обучения практическим навыкам неонатологов в симуляционном центре // Материалы научно-практической конференции «Виртуальные технологии в медицине». 2016. № 2 (16). С. 57.
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024». (in Russian]
2. On the state of health services for women and children in the Khabarovsk Territory in 2013-2017. Statistical Materials Collection, 2018: 32 p. (in Russian]
3. Natural population movement. Infant mortality. Federal Service of State Statistics of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru (in Russian]
4. Khamatkhanova E.M., Marchuk N.P., Degtyarev D.N. The role of simulation and training technologies in the training of medical personnel for perinatal centers. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2014; 1: 91-4. (in Russian)
5. Letter of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation of April 21, 2010 No. 15-4/10/2-3204 On sending a
methodological letter of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation «Primary and resuscitation care for newborn children». (in Russian]
6. Simulation training in medicine. Edited by A.A. Svistunov; compiled M.D. Gorshkov. Moscow: Publishing House of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 2013: 288 p. (in Russian)
7. Delarue N.V., Zayachnikova T.E. The development of a system of instructors for primary resuscitation of newborns: the role of training simulation centers. Materials of the scientific-practical conference «Virtual Technologies in Medicine». 2016; 2 (16): 56. (in Russian)
8. Kuznetsova I.V., Taptygina E.V. Experience of learning practical skills of neonatologists in the simulation center. Materials of the Scientific-practical conference «Virtual Technologies in Medicine». 2016. Vol. 16: 57. (in Russian]