ТЕМА НОМЕРА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И.Г. Андреева
УДК 37.013
Роль школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья
Показано значение и потенциальные возможности школьного музыкального образования в формировании культуры здоровья. Обозначено новое направление исследований в содержании школьного музыкального образования в рамках требований ФГОС.
Ключевые слова: здоровье, личность, культура здоровья, образование, музыкальное образование, содержание образования, ФГОС.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах основная роль в становлении здорового поколения отводится институту образования [6; 7; 8; 9].
Федеральные государственные образовательные стандарты в требованиях к личностным результатам предусматривают сформированность представлений о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности, принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни. Формирование здоровой личности — условие обеспечения высокого уровня развития человеческого потенциала как основы конкурентоспособности в современном мировом пространстве [4; 5].
Становление здоровой личности — сложный процесс формирования ее мировоззренческих основ, жизненных базовых ценностей, усвоенных на основе социального опыта предшествующих поколений в процессе обучения, образования и развития, который можно рассматривать как процесс формирования культуры здоровья — составляющей общечеловеческой культуры, включающей объективный компонент (результаты деятельности людей) и субъективный -человеческие способности, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, навыки, уровень эстетического, интеллектуального, нравственного развития, мировоззрение). Процесс освоения
© Андреева И.Г., 2016
культуры происходит посредством отражения общественно-исторического бытия — общественного сознания (обыденного сознания, языка, морали, права, идеологии, науки, искусства, философии, религии). Формирование общей культуры средствами содержания образования и ее составляющей культуры здоровья на основе обучения, воспитания и развития — реальный путь формирования духовно и физически здоровой личности в современном обществе. Культура здоровья, рассматриваемая с точки зрения социального опыта в вопросах здоровья, формируется на основе единства когнитивно-мотивационного, эмоционального и коммуникативно-волевого компонентов. Рассматривая процесс формирования культуры здоровья, следует подчеркнуть, что это прежде всего образ мыслей, ценностные ориентации и установки, а затем уже определенный уровень и стиль жизни. Только при условии сформированной внутренней установки возникает потребность и самостоятельное желание быть здоровым, гармонично развиваться духовно и физически, овладевать базовыми знаниям и информацией о здоровье и здоровом образе жизни на основе общекультурных ценностей.
Проблема состоит в том, что формирование личности, ориентированной на здоровье, средствами содержания образования как требование ФГОС осуществляется в рамках отдельных предметов и предметных областей без их системного взаимодействия. Решение проблемы здоровья подрастающего поколения средствами содержания образования предполагает междисциплинарное основание (на основе культурологического подхода) исходя из того, что здоровье многомерное понятие, и в процессе воспитания личности необходимо рассматривать его соматическую, социальную и духовно-нравственную составляющие как единое целое [1].
Культура здоровья, ее субъективный компонент (знания, умения, навыки, нравственное развитие, мировоззрение) предполагает грамотность в вопросах здоровья, реализуемую в потребности вести здоровый образ жизни.
Формирование культуры здоровья, ее духовно-нравственной составляющей, связано с обогащением опыта эмоционально-ценностного отношения к литературе, художественным образцам мирового искусства, музыке на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения. Одним из способов достижения социально желаемого уровня развития личности является музыкальное образование в процессе становления мировоззрения личности на основе усвоения высокохудожественных образцов музыкального искусства.
Влияние музыки на организм обусловлено воздействием на духовную и физическую сущность человека. О влиянии музыки на организм человека (как положительном, так и отрицательном) известно с момента зарождения цивилизации. Этот феномен хорошо изучен. Сегодня музыка успешно используется не только в системе медицинских и психологических лечебных и реабилитационных мероприятий (музыкотерапия), но и нашла свое применение в рамках здоровьесберегающих технологий в системе образования (музыкальные занятия, с учетом определенного видового и стилисти-
ческого отбора, считаются здоровьесберегающими, укрепляют физическое и духовное здоровье обучающихся). Музыкальная деятельность, в частности пение, благоприятна для физического состояния растущего организма (певческое дыхание, звукообразование положительно влияют на дыхательную систему, увеличивают объем легких, обеспечивая насыщение организма кислородом). Слушание музыки развивает слух и стимулируя мозговую деятельность, способствует развитию мышления, воображения, памяти. Движения под музыку укрепляют мышечную систему, улучшают координацию. Следует отметить, что оздоравливающим и общеразвивающим эффектом являются: дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопе-дические упражнения, музыкальные речевые и пальчиковые игры. Музыка влияет на высшую нервную деятельность (И.П. Павлов), являясь мощным средством эмоционального развития. Эти свойства музыкального воздействия на организм определяют возможность использования музыкального образования в процессе формирования личности, ориентированной на здоровье. Посредством музыкального искусства действительность отражается в виде общественных и естественных явлений, выявляется их эстетическое значение и роль в жизни, утверждаются идеалы, воспитываются базовые ценности. Восприятие и познание красоты в музыке воспитывает эмоциональную культуру: «...музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры» (В. Сухомлинский).
Потенциальные возможности музыки определили задачи музыкального образования в процессе развития и воспитания личности в системе школьного обучения. Перед школой стоит задача формирования нравственно и физически здоровой личности, и одним из средств решения данной задачи является школьное музыкальное образование — неотъемлемая составляющая воспитательно-образовательного процесса (ФГОС). Школьное музыкальное образование несет потенциал духовно-нравственного здоровья посредством музыкального восприятия на основе единства слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений. Опыт научно-педагогической деятельности показывает, что приобщение к музыкальному искусству (как духовно-материальной ценности) и формирование у обучающихся музыкального вкуса во многом решает задачу не только российской идентичности («национального кода»), но и задачу духовно-нравственного и физического здоровья.
Школьное музыкальное образование, реализуя воспитательно-образовательные задачи (ФГОС), формирует стереотипы поведения и запускает механизмы нравственно-этического отношения к миру, которые лежат в основе становления социально зрелой и нравственно здоровой личности.
Однако вопрос формирования личности, ориентированной на здоровье, средствами музыкального образования в контексте достижения личностных результатов (ФГОС) как междисциплинарной проблемы не рассматривается. В этом контексте следует говорить о потенциале не только гуманитарных, но и естественнонаучных учебных предметов в интегральном взаимодействии с
музыкальным образованием в школе в рамках урочной и внеурочной деятельности на ступени начального основного образования, основного общего и среднего образования в контексте требований ФГОС, Примерных основных образовательных программ, в системе дополнительного образования, на этапе предпрофильной и профильной подготовки.
Интеграция музыкального образования в систему предметной деятельности, формирующей культуру здоровья, предполагает обновление как содержания, так и структуры гуманитарных и естественнонаучных учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций, направленных на формирование культуры здоровья обучающихся средствами музыкального и других видов искусств.
Механизмом, обеспечивающим реализацию формирования культуры здоровья посредством школьного музыкального образования, является учебная деятельность на основе современных средств обучения в рамках требований ФГОС, позволяющих представить образцы музыкального творчества в контексте современной жизни (разные стили, уровни, направления) в сопоставлении с их влиянием на душевное и физическое состояние человека. Музыкальное образование направлено на умение ориентироваться в звуковой среде на основе сформированной оценки музыкальных явлений, на базе усвоенных предметных знаний и накопленного музыкального опыта, а также на основе сформированного собственного вкуса и выбора музыки, обладающей определенной художественной ценностью.
Ведущая роль в процессе воспитания личности, ориентированной на здоровье (в рамках новых стандартов), отведена таким предметам, как «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ФГОС). Тем не менее в Программе воспитания и социализации существенное внимание уделяется процессу формирования культуры здоровья в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. В этой связи программы музыкального образования, реализуемые в содержании всего школьного образования, должны стать значимыми в процессе формирования культуры здоровья обучающихся (духовно-нравственного и физического компонентов здоровья).
Основные направления деятельности в Программе воспитания и социализации (ФГОС) предусматривают формирование мотивов и ценностей (отношение к России как Отечеству, к выбору будущей профессии, самопознанию, самоопределению, самореализации, самосовершенствованию, отношение к природе, здоровому образу жизни, искусству). Средствами формирования мотивов и ценностей служит содержание естественнонаучного и гуманитарного образования, содержание программ дополнительно -го образования (школьные и реализуемые учреждениями дополнительного образования). Это предполагает межпредметное (междисциплинарное) взаимодействие в процессе формирования культуры здоровья средствами музыкального образования (наряду с другими школьными предметами и предметными областями) [1; 2].
Трудно переоценить значение музыкального образования в формировании физически здоровой личности на этапе начального общего образования. Музыкально-творческую деятельность в школе следует рассматривать не только как часть общечеловеческой культуры, но и как средство формирования культуры здоровья обучающихся. Занятия музыкой влияют на развитие физиологических систем формирующегося организма, стимулируют развитие памяти, слуха, ритма, речи, координации, способствует созреванию системы кровообращения, дыхания, слухового анализатора, опорно-двигательного аппарата, когнитивной деятельности. Наряду с этим, как ни один учебный предмет, школьное музыкальное образование создает условия для формирования духовно-нравственного развития личности, стимулируя творческий потенциал на основе эмоций и воображения, формируя этические потребности, ценности и чувства. Задача музыкального образования на этапе начальной школы — развитие творческих способностей, мышления, воображения. Уроки музыки раскрывают творческие возможности, развивают творческие умения в слушании, исполнении и размышлении о музыке на основе знакомства с лучшими произведениями мирового музыкального искусства, народной музыки, знаний о музыке, музыкантах, а также знакомства с малыми и крупными музыкальными формами, жанрами симфонической, оперной и балетной музыки, закладывая основы духовно-нравственного и соматического здоровья обучающихся.
Механизмом формирования духовного и физического здоровья является как предметная деятельность на уроках музыки, так и межпредметное взаимодействие (с литературой, живописью, окружающим миром, математикой и другими предметами), направленное на реализацию основной мировоззренческой задачи (ФГОС НОО) — «развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к миру». Музыкальное образование, предполагая активную деятельность, способствует воспитанию и социализации обучающихся.
На этапе основного общего образования основной задачей является формирование основ музыкальной культуры как части общей (духовной) культуры, развитие музыкальных способностей, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная установка реализуется на основе современных средств и форм обучения, наполненных новым содержанием в рамках требований ФГОС ООО, обеспечивая условия достижения личностных результатов на основе социально-профессионального самоопределения [3].
Особое значение музыкальное образование приобретает в сензитивные периоды развития личности обучающихся на этапе основного общего образования. Особенности психоэмоциональной сферы и процесс физиологического взросления, сформированная «Я-концепция», влияние социума определяют индивидуально-личностное музыкальное предпочтение подростков,
которое может быть результатом влияния негативных процессов в духовно-нравственной сфере общества и не всегда совпадает с канонами нравственности и морали (rock-sex-drug culture). Социологические исследования показывают, что современная молодежь неоднозначно относится к музыкальной культуре, зачастую делая выбор в пользу музыкальных стилей и характера исполнения, не обладающих положительным воздействием на психическое и физическое здоровье. В частности, по популярности на первое место выходят рок (46%) и хип-хоп (рэп) (23%), при этом классическая (оперная) музыка имеет очень низкий рейтинг. Музыкальное предпочтение подростков, как правило, не связано с осмысленным и ответственным отношением к действительности, основанном на восприятии, переживании, оценивании, а носит стихийный и, зачастую, протестный характер, не имея под собой опыта творческой деятельности и сформированного эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Это связано не только с психофизиологическими особенностями периода взросления, но и снижением значимости музыкального образования как части общечеловеческой культуры в обществе, что находит свое отражение в социуме (культурный досуг молодежи). Высокохудожественные образцы искусства требуют усилий души и ума: мыслительной деятельности, познания, сопереживания посредством погружения в культурную музыкальную среду, формирующую музыкальный вкус. Сегодня классическая музыка становится лишь частью в музыкальном образовании, утрачивая важную роль в становлении здорового поколения. В частности, в предупреждении психосоматических состояний, затрагивающих эмоциональную сферу личности («эффект Моцарта»). Механизм влияния музыки связан с физическими свойствами воздействия звука на организм как волнового процесса, ее влияния на организм как сложную индивидуальную биологическую систему, обладающую своей ритмической структурой. Несомненно, что прямое воздействие на центры мозга приводит к ряду функциональных изменений в организме человека. Пусковым механизмом патологических состояний (психосоматической патологии) может являться эмоциональный стресс, напрямую связанный с звуковым (музыкальным) воздействием на организм (акустико-психологическое воздействие — рок —100 дБ, при том, что уровень выше 85 дБ вреден для органа слуха). Проблемы современной жизни: ранняя компьютеризация, искусственное воспроизведение музыки техническими средствами (шизофония), насаждаемая медиасредствами «музыкальная культура» — все это ведет к утрате образного мышления, творческих способностей, распаду природных связей органов чувств, деградации психофизиологических и нравственных черт личности и не способствует формированию физического и духовного здоровья.
Все выше сказанное обусловливает необходимость рассматривать школьное музыкальное образование не только как предметную деятельность, а придавать ему особое значение как важной составляющей в
процессе формирования культуры здоровья обучающихся на основе реализации воспитательно-образовательных задач предмета «музыка», направленных на формирование личностного результата — духовного становления личности и ее творческого самовыражения, системы знаний и ценностных ориентиров [5]. Музыкальное воспитание и образование становится средством формирования духовного и физического здоровья личности посредством: формирования основ музыкальной культуры как условия духовно-нравственного развития, социализации, самообразования личности на основе музыкальной грамотности, обеспечивающей «способность эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью»; развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства (на основе восприятия и анализа музыкальных образов); воспитания музыкального вкуса, формирования интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию; развития творческих способностей в музыкальной деятельности (связанной с театром, кино, литературой, живописью); осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.
На основе музыкального образования реализуются субъективные компоненты культуры личности: ее направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации), опыт личности (знания, умения, навыки, привычки), психические процессы личности (интеллектуальное развитие: память, внимание, мышление; волевое развитие: воля, самообладание; эмоциональное развитие: чувства, эмоции; а также физическое развитие организма: рост, двигательные навыки, сила).
Вывод: назрела реальная необходимость придать особый статус школьному музыкальному образованию как одному из важных условий, формирующих здоровую личность в рамках нового направления исследований в содержании общего образования.
Музыкальное искусство в структуре школьного воспитания и образования должно стать значимым, поскольку задачи школьного музыкального образования выходят далеко за рамки предметной деятельности и решают современные социальные и нравственные проблемы общества, определяют духовно-нравственное здоровье народа, его национальную идентичность.
Условием формирования личности, ориентированной на здоровье, средствами школьного музыкального образования является межинтегральное взаимодействие предметов и предметных областей с музыкальным образованием на основе деятельности (музыкально-изобразительной, музыкально-литературной, музыкально-пластической и др.) в рамках основного и дополнительного образования с целью успешного достижения личностных результатов, направленных на решение вопросов здоровья обучающихся, обозначенных ФГОС.
Школьное музыкальное образование должно оставаться «одним из искусств» и основным фактором формирования музыкальной культуры, эстетического вкуса подрастающих поколений как основы духовно-нравственного и физического здоровья нации.
Литература
1. Андреева И.Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика. 2011. № 10. С. 26—33.
2. Андреева И.Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 10—15.
3. Андреева И.Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13—19.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р). [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y 9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30. 11.2016)..
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, введен с 07.07.2012). http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 30.11.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897. Введен в действие с 01. 02. 2011 года). [Электронный ресурс] URL: http:// minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 30.11.2016).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 года). [Электронный ресурс] URL: http:// base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 30.11.2016).