УДК 78.043
ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА МУЗЫКАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.В. Козлова
Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с влиянием русского фольклора на музыкально -педагогическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Автором выявлены и определены задачи современного образования в развитии и сохранении национальной культуры, где особую роль, в творческом становлении ребенка как личности, играет именно музыкальное искусство. Раскрыты характеристики педагогической реальности, отражающие особенности образовательной деятельности школы.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью решения многих педагогических, организационных проблем современного образования России, в частности дополнительного образования, связанных с поиском оптимальных способов развития личности детей младшего школьного возраста, включая их в детский фольклорный коллектив. С целью приобщения детей к музыкальному искусству, пониманию родов, видов и жанров музыки, было проведено исследование. Результаты взаимосвязи фольклорного искусства и индивидуального артистизма были проанализированы, а также рассмотрены функции и механизмы ее реализации.
Ключевые слова: фольклор, дети, русская народная песня, творчество, воспитание, развитие, образование.
THE INFLUENCE OF RUSSIAN FOLKLORE ON MUSICAL-
PEDAGOGICAL EDUCATION AND DEVELOPVENT
OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE
E. Kozlovа
Abstract. In article the question connected with influence of the Russian folklore on musically - pedagogical education and development of children of younger school age is considered. Its structure is described. The problem of pedagogics of music education is reflected. Problems of modern education in development and preservation of national culture where a special role, in creative formation of the child as persons, musical art plays are revealed and defined. The characteristics of pedagogical reality reflecting features of educational activity of school are opened.
Relevance of this research is caused by need of the solution of many pedagogical, organizational problems of modern formation of Russia, in particular additional education, optimum ways of development of the identity of children of younger school age connected with search, including them in children's folklore collective. Results of a research of interrelation of folklore art and individual virtuosity are analyzed.
In the conclusion the results where the Russian folklore is a source of national pedagogics which is capable to transfer in the available and natural way to children all scale of esthetic, moral, labor ideals, including concepts about the active processes existing of the world are summed up.
Keywords: folklore, children, Russian national song, creativity, education, development, education.
Творческое развитие детей является одним из важных компонентов общеобразовательного процесса. «Общеобразовательный процесс представляет собой обучение, воспитание и развитие ребенка: двусторонность
взаимодействия педагога и обучающегося; направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности детей» [14].
Общее образование и развитие личности ребенка формируется только при комплексном подходе взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Однако, в нашем современном образовании, педагогическое взаимодействие проявляется в разных, отдельных друг от друга направлениях - интеллектуальное, физическое и творческое развитие.
Образование для ребенка является важным жизненным фактором, помогающим не замкнуться в себе, выйти за рамки своих личных интересов, раскрыться изнутри, стать более свободным и раскованным, найти себя среди окружающей действительности.
Каждый человек должен знать потребности и стремления своего народа, определить значения и направления исторических культур России, которые оставляют свой отпечаток на всю жизнь, личность и деятельность. Огромную роль в этом вопросе играет чувство патриотичности, любви к своей культуре и русским традициям, что непосредственно, как устойчивый фундамент, должно закладываться еще в детские годы.
У детей младшего школьного возраста, при занятиях в народном коллективе, воспитывается не только любовь к русской народной песни, к народному творчеству, к истории, а так же их душа наполняется восторженными эмоциями, чувством гордости за свою страну, начинают ценить и уважать свой родной язык.
Именно фольклор, своим естественным и доступным путем, проникает в детское сознание и помогает реализовать процесс творческого развития. Как пишет С.И. Миропольский: «Русская народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания» [12, с.50].
Для решения нашей задачи, нужно понять, что есть «творчество» и насколько оно важно для развития детей. Творчество - это новые краски в чистой детской душе, это «взрыв» эмоций, яркость самовыражения. А.А. Михайлов подчеркивает, что «Творчество» - деятельность человека, создающая новые и материальные духовные ценности» [13, с.48]. Так же творчество определяется как «созидательная сила, покоряющее воображение человеческого гения, пленяющая своей новизной»[4, с.27]. По мнению В.И. Петрушина «Творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового и оригинального продукта в сфере идей, науки и искусства» [15, с.3]. «Творческая деятельность ребенка - всегда «прорыв» за рамки своего «Я». Процесс творчества предполагает диалог с миром и с самим собой» [17, с. 174].
Для воплощения творческих, детских фантазий нужна внутренняя свобода. Творчество и свобода - это слитый воедино процесс развития жизнедеятельности человека, без которого нет полноценного существования.
«Творчество - это поиск и нахождение новых, ярких идей, оригинального и неповторимого замысла в области искусства» [5, с.8].
Стоит отметить, что эмоции имеют двойную обусловленность. Это связано как с потребностями человека, определяющими его отношение к объекту эмоций, так и его
Ученые уже не одно столетие рассматривают науку и искусство как единое предметно -информационное поле в сфере образования, благодаря чему формируется гармоничная, высокообразованная, высококультурная
личность. Выдающийся русский физиолог, психолог и педагог П.Ф. Каптерев в конце XIX века утверждал: «Сфера науки и искусства есть царство вечной истины и красоты» [10].
Изучением данной проблемы, поиска эффективных путей творческого развития индивидуальности детей младшего школьного возраста, так же занимались такие ученые и деятели культуры, как: Л.А. Рапацкая [18], Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугина [6, с.112], Л.Г. Арчажникова, Д.С. Лихачев, Г.С. Ригина [16, с.97], Э.Б. Абдуллин [2, с.79], О.И. Алексеева [3], А.В. Калянов [9, с.25-46], В.Е. Гусев [7, с. 110] и многие другие.
Ученые, в данных исследованиях доказывают, что детские эмоции - это важный аспект, соединяющий многообразие содержания, имея свое оценочное отношение, относительно:
- условий, способствующих или препятствующих реализации деятельности;
- достижений, в процессе такой деятельности;
- разного рода возникающих ситуаций в процессе реализации деятельности.
Музыкально-певческое творчество имеет свойство объединить природу музыкального искусства и педагогику. «В этом видится специфика педагогики музыкально-певческого образования, рассматривающая каждое явление как в музыкальном, так и в педагогическом ракурсах» [1, с.86].
Отношение к указанным явлениям, как главному свойству эмоций, раскрывается в системе характеристик, представленных в таблице 1.
способностью к отражению определенных свойств такого объекта. Органическая взаимосвязь двух ключевых компонентов эмоций, дает возможность реализовать их
Таблица 1. - Система свойств, характеристик эмоций и форм их выражения
Характеристика Свойства и форма выражения
Качественные характеристики Знак: положительный, отрицательный
Модальность: удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.п.
Динамика протекания самих эмоций Длительность, интенсивность и пр.
Динамика внешнего выражения эмоций Эмоциональная экспрессия: мимика, речь, пантомимика
прогностические функции в необходимости регулирования эмоционального состояния человека.
Джемс и Г.Н. Ланге предполагали, что качество эмоций исчерпывают только физиологические изменения в организме. П.В. Симонов предложил концепцию, доказывающую, что эмоции представляют собой аппарат, который может включаться в процессе рассогласования жизненных потребностей и возможностей ее удовлетворения [11, с.85].
Понимание эмоций крайне важно в контексте изучаемой нами темы, поскольку дети младшего школьного возраста намного больше заинтересованы не содержанием самого предмета, а своим продвижением в нем и достигаемыми успехами. С данной позиции любой предмет может быть интересным, если дать маленькому школьнику ощущение успешности его деятельности, например, по изучение русской народной песни.
Важность правильного воспитания в младшем школьном возрасте состоит в том, что именно в этот период формируются основы будущей личности. В частности, на эти процессы влияют новые отношения с взрослыми и сверстниками, учитывая также включение их в коллектив и новые виды деятельности. Данные аспекты, в конечном счете, оказывают решающее влияние на процессы формирования системы отношений к людям, школьному коллективу.
Кроме того, стоит отметить, что в младшем школьном возрасте у детей постепенно закладываются фундаментальные основы нравственного поведения, постепенное усвоение моральных норм и поведенческих шаблонов, в последующем формируя общественную направленность личности.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-творческое развитие детей. При этом дети больше интересуются музыкой, на основе которой формируются эстетические чувства [18, с.71]. Важность обучения музыке состоит в том, что музыкальное искусство во многом переплетается с самой жизнью. Восприятие музыки, а также понимание её языка, связано как с музыкальным, так и полноценным, жизненным опытом человека.
Важно отметить, что существуют такие сферы деятельности, значение которых для музыки крайне велико, а взаимодействие музыки с ними тесно и многогранно - это речь и движение. Речь тесно соприкасается с музыкой, поскольку они обе имеют звуковую природу. Речь и пение составляют фундамент музыки, опираясь при этом на один источник -
человеческий голос. Подобная близость крайне важна для вокальных произведений, в которых произносимые и интонируемые слова, а также сама музыка могут эффективно сосуществовать в тесном единстве [18, с.33-34].
Таким образом, работа по активизации эмоционально-речевого опыта школьников является важнейшей частью работы, направленной на развитие музыкального восприятия, а также формирование у них факторов эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эстетическое воспитание и возможность восприятия, также может успешно осуществляться, при учете возрастных психологических особенностей школьников. При этом и переживание произведения должно гармонично восприниматься и соответствовать собственному опыту анализа. Логика познания является строго объективной: от чувственного и непосредственного, к чему-то рациональному и абстрактному.
Чувственность и эмоциональность восприятия представлены в виде качеств личности, когда в практической деятельности познания преобладает установка на рассмотрение художественного произведения, в качестве непосредственного образного отражения жизни, которое является неповторимым по индивидуально-психологическим и идейно-художественным характеристикам.
Предмет «Музыка» в общеобразовательной программе младших школьников направлен на формирование эстетической и духовной культуры, а также высокие нравственные качества, главным образом, посредством фольклора, приобщающего ребенка к изучению национальной культуры и истории народа. Важным здесь является развитие сопричастности традициям и духовным ценностям своего региона, муниципалитета, изучение исторических и национальных особенностей народа. Все это способствует облегчению понимания
национальных культур других народов и межнациональному общению.
Фольклор можно представить в форме школы социального опыта, помогающей ребенку получить некоторый объём жизненно необходимой информации и более глубоко понять окружающую его действительность.
Кроме того, русские народные песни содержат в себе зачатки глубокой нравственности, отражая всю радугу человеческих чувств, а также мыслей и настроений народа.
Музыкально-педагогическое воспитание и развитие детей младшего школьного возраста
посредством изучения русского фольклора, создаваемого в процессе коллективного творчества путем импровизации, способствует развитию фантазии, а также художественно-образного мышления детей. Фольклор является источником народной педагогики, поскольку в увлекательной форме способен передавать подрастающему поколению всю гамму эстетических, нравственных, а также трудовых идеалов, включая понятия о существующих в мире жизнедеятельных процессах.
Потому, в последние несколько лет, ключевым становится мнение о необходимости создания программ по музыкальному фольклору, которое бы содержало иллюстрацию национальных традиций, особенностей культуры народов страны, способствуя освоению норм
поведения, а также формированию нравственно-эстетических качеств личности.
Рассмотрим содержание программы для I - IV классов общеобразовательной школы «Музыкальный фольклор». Он дополняет общепринятую программу «Музыка», цель которой является: «приобщение детей к музыкальному искусству», а также, «пониманию родов, видов и жанров музыки» [16, с. 114].
Программа включает в себя пояснительную записку и описание содержания занятий по каждой четверти, с целью подготовки детей к освоению ключевых выразительных средств и понятий народного фольклора. В каждой четверти используется отдельно подобранный репертуар для исполнения. Пример программы представлен в таблице 2.
Таблица 2. - Пример программы «Музыкальный фольклор» для I - IV классов общеобразовательной школы
Класс Четверть Произведения
I класс: 1 четверть «Давайте знакомиться» (знакомство с русскими пословицами, поговорками, прибаутками, загадывание русских загадок)
2 четверть «Кто в тереме живет?» (знакомство и познание мира народных инструментов - ложки, свистульки, виды шумовых инструментов)
3 четверть «Котик, маленький коток» (заучивание потешек, проведение игр «Котята», «Салки», «Пояс», разыгрывание сказки «В гостях у Котика»)
4 четверть «Ладушки, ладушки, ладушки мои» (использование на занятиях потешек, прибауток, поговорок, загадок. Проведение народных игр. Разыгрывание сказки: «Ладушки»)
II класс: 1 четверть «Все умеем декламировать» (найдем к каждой песни свой ключ)
2 четверть «Волшебство таинства звуков» (разучивание отдельных звуков, мелодий, движений, танец в фольклоре)
3 четверть «Теремок» (продолжение разучивания нот, песенная постановка (по мотивам русской народной сказки «Теремок»))
4 четверть «Пульс сердца» (разучивание ритма в фольклоре)
III класс: 1 четверть «Колыбельная песенка» (знакомство с новыми колыбельными песнями, исполнение детьми уже знакомых колыбельных песен)
2 четверть «Эх, ухнем!» (показ трудового процесса наших предков как развитие голосовых связок)
3 четверть «В лес ходили по грибы» (развиваем речевую, сценическую интонацию в фольклоре на примере сказки «У медведя во бору»)
4 четверть «Зайка беленький сидит» (изучаем образы музыкально-поэтического фольклора (продолжение))
IV класс: 1 четверть «Песня - душа народа» (разучивание и понимание народного музыкального языка, рассказ о любви народа к русской песне)
2 четверть «Лирическая песня» (знакомство с жанровыми и стилистическими особенностями песни, изучение и исполнение)
3 четверть «Календарная песня» (зеркало жизни народа)
4 четверть «Хороводная песня» (учимся плести веночки из народных песен)
Таким образом, изучение фольклорного материала должно осуществляться на основе творческого подхода педагога при работе с детьми младшего школьного возраста, а также с разработкой необходимой «подпрограммы», которая должна содержать упражнения на развитие навыков музыкальной деятельности.
Важно сформировать у детей проявления детского творчества, формирование специальных представлений о народном фольклоре как эмоционально-образном отражении окружающей действительности.
Роль народного творчества в музыкально-педагогическом воспитании и развитии детей
младшего школьного возраста состоит в знакомстве юных певцов с родниковой чистотой ритмической сферы, первозданной красотой поэтических образов.
Кроме того, фольклор содержит в себе народную мудрость, систему нравственных идеалов, формирующих систему
художественных образов и играющих важную роль в развитии духовности детей. Использование на уроках музыки русских народных песен, игры на русских народных инструментах, игр, танцев, а также народных сказок способно помочь ребёнку справиться со скованностью и застенчивостью, а также развитию творческих способностей.
Здесь крайне важно отметить, что необходимо не только подобрать репертуар, сформировать программу по народному фольклору, но и эффективно внедрить ее. Основным фактором, способствующим успешному внедрению и ее реализации, является умение отражать творческую индивидуальность учителя, а также внедряться в учебный процесс только в ситуации живого общения с детьми.
Одним из главных критериев при формировании репертуара являются психофизиологические возможности детей. В процессе знакомства с детским музыкально-поэтическим творчеством, важно учитывать, что значение его является функциональным, утилитарным, поскольку призвано помочь наиболее интересно провести игру, а также организовать её. Песенки, припевки, потешки, прибаутки, способны иллюстрировать действия и дать наиболее полный выход эмоциональной энергии у детей, а также их темпераменту, поскольку в основу их понимания и мироосвоения положена игра и игровой момент [8, с.24-26].
Художественные формы, которые связаны с детской музыкально-поэтической и игровой культурой, представляют одну из самых интересных областей русского фольклора. Они сопровождают ребенка с самого рождения, прочно входя в сознание и формируя поведенческие нормы, жизненно-бытовой уклад детей, согласно общепринятым традициям.
Важнейшими организующими факторами в напевах являются, с одной стороны, вербальное начало, представленное самим стихом, а также словом с особыми формами произнесения, так и формами,
продиктованными жизненным смыслом, особым функциональным назначением фольклорного текста. С другой стороны, речь идет о важности метроритмического строя, в основу которого положено обнаружение простейших ритмопримитивов, связанных с разными формами движения [8, с.34].
Таким образом, наше исследование показало, что ключевой задачей музыкального воспитания детей младшего школьного возраста является формирование особого интереса и любви к музыке, а так же общению с ней, которое способно приводить к эстетическому наслаждению музыкальным произведением и к пониманию её жизненного содержания.
Решение данной задачи заключается в развитии у детей музыкальности, где мы объединяем три основных признака способностей:
- способность чувствовать настроение музыкального произведения, проявляя эмоциональное отношение и понимание музыкального образа;
- способность давать оценку наиболее ярким и понятным музыкальным явлениям, что требует элементарной музыкально-слуховой культуры и внимания, направленной на конкретные средства выразительности;
- способность к проявлению творчества, в частности музыкальному творчеству.
И особенно важную роль играет русский фольклор в процессе музыкально-педагогического воспитания и развития детей младшего школьного возраста, поскольку у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, что постепенно способствует совершенствованию слуха и развитию творческого воображения. При этом развитие певческих навыков способствует воспитанию человеческих чувств и эмоций.
В конечном счете, музыка, окрыленная поэзией, способна глубже воздействовать на психику ребенка, его воображение и чуткость.
Литература:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 86.
2. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования (Научная школа Э.Б. Абдуллина) / Э.Б. Абдуллин. - М.: МПГУ, 2007. - 172 с.
3. Алексеева О.И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: автореф. дис. ... канд. филос. наук / О.И. Алексеева. - Белгород: БГУ, 2006. - 24 с.
4. Арнольдов А.И. Диалог культур: веление времени / А.И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 27.
5. Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества / О.А. Блох. - М.: 2011. - С. 8.
6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина; под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1982. - 147 с.
7. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В.Е. Гусев. - СПб.: ИТМИК, 1993. - 110 с.
8. Зимина А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. - Мурманск, 2002.
9. Калянов А.В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства-времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи: автореф. дис. ... доктора пед. наук / А.В. Калянов. - М.: МГУКИ, 2012. - 48 с.
10. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dugward.ru/library/kapterev_pl7kapteiiSY_pf_didaktic heskie_ocherki.html#pred
11. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников / Т. Мехова. - 2001. - № 3. - С. 61.
12. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе / С.И. Миропольский. - 1-е изд. - СПб, 1882. - С. 50.
13. Михайлов А.А. Художественное творчество учащихся / А.А. Михайлов. - М., 1969. - С. 48.
14. Образовательный процесс. Общие формы организации учебной деятельности: энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/obrazovatelnyy -process.html
15. Петрушин В.И. психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. - С. 3.
16. Ригина Г.С. Музыка 1-4 классы. Методические рекомендации по обучению музыке / Г.С. Ригина. - М. - 2012. - 56 с.
17. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек / Л.Н. Столович. - М., 1985. - С. 310.
18. Экологическая традиция в русской художественной культуре / Материалы международной конференции «Экологические проблемы глобального мира». - М., 2009. - С. 38-40.
Сведения об авторе:
Козлова Евгения Владимировна (г. Москва, Россия), аспирантка кафедры музыкального образования Московского государственного института культуры, e-mail: evgeniyakozlova.88@mail.ru
Data about the author:
Е. Kozlova (Moscow, Russia), graduate student of department of music education of Moscow State Art and Cultural University, e-mail: evgeniyakozlova.88@mail.ru