Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников'

Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1722
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФГОС ООО / THEORETICAL FOUNDATIONS / HEALTH CULTURE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / FUNCTIONAL LITERACY / HEALTH CARE / HEALTHY LIFESTYLE / SAFE LIFESTYLE / FGOS OOO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева И. Г.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников (ФГОС ООО) на основе достижения функциональной здоровьесберегающей грамотности, формирование здорового и безопасного образа жизни в рамках содержания начального школьного образования. Показано, что важнейшей задачей начального образования является формирование универсальных способов действий (надпредметных умений), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе и позволяющих приобретать и применять знания в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, обеспечивающих здоровый и безопасный образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of formation of culture of health of younger schoolchildren

The article discusses the theoretical foundations of the formation of health culture of primary school children (FGOS OOO) on the basis of achieving functional health-preserving literacy, the formation of a healthy and safe lifestyle within the content of primary school education. It is shown that the most important task of primary education is the formation of universal ways of action (super-subject skills), providing the possibility of continuing education in primary school and allowing to acquire and apply knowledge in the context of the model of future activities, life situations, ensuring a healthy and safe lifestyle.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 613.6.01; 37.037

И. Г. Андреева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ*

В статье рассматриваются теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников (ФГОС ООО) на основе достижения функциональной здоровьесберегающей грамотности, формирование здорового и безопасного образа жизни в рамках содержания начального школьного образования. Показано, что важнейшей задачей начального образования является формирование универсальных способов действий (надпредметных умений), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе и позволяющих приобретать и применять знания в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, обеспечивающих здоровый и безопасный образ жизни.

The article discusses the theoretical foundations of the formation of health culture of primary school children (FGOS OOO) on the basis of achieving functional health-preserving literacy, the formation of a healthy and safe lifestyle within the content of primary school education. It is shown that the most important task of primary education is the formation of universal ways of action (super-subject skills), providing the possibility of continuing education in primary school and allowing to acquire and apply knowledge in the context of the model of future activities, life situations, ensuring a healthy and safe lifestyle.

Ключевые слова: теоретические основы, культура здоровья, младший школьник, функциональная грамотность, здоровьесбережение, здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, ФГОС ООО.

Keywords: theoretical foundations, health culture, Junior schoolchildren, functional literacy, health care, healthy lifestyle, safe lifestyle, FGOS OOO.

*Данное исследование проводилось в рамках Государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва на 2017-2020 гг. № 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (руководитель программы - чл. кор. РАО, д-р пед. наук, профессор Н. Ф. Виноградова)

Приоритетной задачей образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения (ФЗ «Об образовании в РФ»). Реализация законодательной базы осуществляется в рамках ФГОС ООО, который следует рассматривать как теоретическую основу формирования культуры здоровья младших школьников (культуру здорового и безопасного образа жизни), обеспечивающую социализацию, социальную успешность и выживание человека в современном мире [1].

Культура здоровья - многомерное понятие, отражающее гармоничность и целостность личности, адекватность взаимодействия ее с окружающим миром, способность к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности на основе ценностного отношения к здоровью.

Формирование культуры здоровья младших школьников в рамках ФГОС предполагает ориентацию на достижения планируемых личностных результатов обучения - развития и воспитания в вопросах здоровья в соответствии с требованиями психолого-педагогической науки и потребностями возраста [2].

Ценностное отношение к здоровью (ФГОС ООО) - стремление к здоровому и безопасному образу жизни, достижение соответствующих навыков, ответственного и компетентного отношения к физическому и психическому здоровью, реализуется на основе сис-темно-деятельностного, личностного и культурологического подходов.

Основой формирования культуры здоровья является функциональная здоровьесберегающая грамотность, как обязательное условие успешного выполнения требований ФГОС ООО [3].

Грамотность (в традиционном понимании) - есть умение читать, писать, а также владеть необходимыми знаниями. В данном случае предполагается владение знаниями в вопросах здорового и безопасного образа жизни. Функциональная (unctio «исполнение, обязанность», от fungi «осуществлять, выполнять», синоним - назначение) грамотность в вопросах здорового и безопасного образа жизни (здоровьесберегающая) - есть не что иное, как готовность и способность, направленная на осознанные умения использовать необходимые знания о здоровом и безопасном образе жизни в процессе жизнедеятельности.

Функциональная здоровьесберегающая грамотность есть базовый результат обучения и воспитания личности, отражающий:

- готовность взаимодействия с окружающим миром, направленность на профилактику заболеваний и безопасного поведения;

- способность к решению различных жизненных задач в вопросах здоровья, здорового и безопасного образа жизни в процессе деятельности;

- умения строить социальные отношения с учетом ценностного отношения к здоровью как условия социализации и сохранения человека как вида.

Таким образом, функциональная здоровьесберегающая грамотность - есть результат обучения и воспитания личности, отражающий приобретенный опыт (знания, умения и навыки) и способы деятельности к решению учебных и жизненных задач в вопросах здорового и безопасного образа жизни, направленный на выживание человека в современном мире.

В рамках ФГОС ООО функциональная здоровьесберегающая грамотность младших школьников предполагает:

- формирование у обучающихся представления о здоровье и правилах здорового образа жизни в рамках возрастных возможностей.

- овладение начальными навыками здорового образа жизни на основе знаний и деятельности на основе универсальных учебных действий в рамках предметного содержания начальной школы;

- формирование установки на профилактику заболеваний и травматизма, стремление к здоровому образу жизни, подтверждаемой действиями и сознательными поступками на основе социального и психологического мониторинга;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию как в физическом, так и в нравственном плане (мотивация на ведение здорового образа жизни).

Функциональная здоровьесберегающая грамотность на этапе начальной школы представлена структурно-функциональным блоком, включающим интегративные и предметные компоненты. К предметным компонентам следует отнести содержание учебных предметов начального образования (Физическая культура, Окружающей мир, Технология, Музыка, Изобразительное искусство).

К интегративным компонентам функциональной здоровьес-берегающей грамотности относится в полной мере те умения и навыки, которые определяют коммуникативную, читательскую, информационную грамотность. Данные элементы универсальны и обязательны для дальнейшего успешного обучения на последую-

щих этапах. Важно подчеркнуть, что первичными следует считать интегративные компоненты (т. е. способность к смысловому чтению, извлечение необходимой информации как элемента читательской грамотности; умения, обеспечивающие поиск, отбор, интерпретацию и применение информации, анализ, оценку отобранной информации - как элемент информационной грамотности).

Успешное формирование функциональной здоровьесбере-гающей грамотности на этапе начального обучения предполагает не только общеучебные умения (такие как умения проводить наблюдения, ставить опыты, видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи), а так же развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Дидактическими условиями достижения функциональной здоровьесберегающей грамотности на этапе начальной школы являются:

- психофизиологические особенности младшего школьного возраста, определяющие усвоение абстрактного понятия «здоровье»;

- формирование собственного «я» - Я - концепция;

- сохранение деятельностного (игрового) компонента и формирование учебной деятельности;

- возможности естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов.

Младший школьный возраст, характеризуясь сменой интересов, ценностей, уклада жизни, активными процессами всестороннего психического развития, отводит среди психических функций ведущую роль мышлению, как основы для дальнейшего развития личности. Происходящие структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах, переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, появление логически верных рассуждений связано с физиологическими процессами роста и развития в условиях нового вида деятельности - учебной деятельности. Результатом являются такие новообразования как интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действий, формирование научных понятий и конкретных операции. В этом возрасте развиваются все три формы мышления - это понятие, суждение, умозаключение.

Эти психофизиологические особенности, а именно наглядно-образное мышление, не позволяют трактовать понятие «здоровье» в его традиционной формулировке, определенной Всемирной орга-

низацией здравоохранения (ВОЗ). В период младшего школьного возраста необходимо опираться на развивающиеся формы мышления - понятие, суждение, умозаключение в процессе формирования функциональной грамотности в вопросах здоровья. Подчеркнем, что на этапе дошкольного развития уже складывается в той или иной форме понятие о здоровье. При этом данный опыт может носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную окраску. Исходя из этого, следует учитывать, что процесс усвоения знаний о здоровье в начальной школе индивидуален для каждого обучающегося, поскольку идет с опорой на личный опыт. Последний стимулирует мотивационно сферу, опредмечивая потребности связанные с вопросами здоровья и образуя устойчивые мотивы.

Опираясь на возрастные особенности, формирование здоровь-есберегающей грамотности должно осуществляться исходя из разложение материала о здоровье на связанные с ним элементы (анализ), так как младшим школьникам легче даются операции сравнения находить различия, а не сходства.

Важнейшим условием достижения функциональной здоровь-есберегающей грамотности является понимание «Я - концепции» -системы представлений обучающегося о самом себе, осознаваемой, рефлексивной части личности. Представления о себе самом на этапе начального обучения становятся осознаными и относительно устойчивыми, что и определяет успех процесса формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности в рамках собственного «Я». У младших школьников имеется тенденция к развитию и расширению сферы «Я» на основе рефлексии и самонаблюдения, формируется понятие о ценностях, в том числе и о ценности здоровья в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемого процесса формирования здоровьесберегающей функциональной грамотности.

Немаловажным является и то, что учебно-познавательная деятельность опирается на интерес к знанию вообще. Частным проявлением такого интереса могут выступать вопросы связанные со здоровьем собственного организма. Этот интерес следует активно использовать в процессе обучения, обозначать важность знаний о здоровье, показывать их необходимость в жизни. У обучающихся-на основе конкретных знаний о здоровье своего организма необходимо формировать абстрактные обобщения, позволяющие в даль-

нейшем осуществлять перенос этих знаний в область обобщенного понятия здоровья как физического, психического и социального благополучия [4].

Важнейшей задачей начального образования является формирование универсальных способов действий (надпредметных умений), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе и позволяющих приобретать и применять знания в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Это положение (ФГОС) обеспечивает необходимые условия для формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности, направленной на достижение личностных результатов в вопросе ценностного отношения к здоровью.

Формирование культуры здоровья на основе функциональной здоровьесберегающей грамотности осуществляется в процессе учебной деятельности, внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования на основе единого системного подхода, однако следует отметить, что учебная деятельность в начальной школе будет успешной в случае включения компонентов игровой деятельности как наиболее знакомого средства познания действительности обучающимися (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эль-конин, А. А. Люблинская). Игровая деятельность социальна по своей природе и на ее основе естественным образом происходит успешное усвоение знаний о здоровом и безопасном образе жизни.

В процессе формирования функциональной здоровьесбере-гающей грамотности наиболее значимыми являются предметы так называемого здоровьесберегающего структурно-функционального блока, обозначенного ФГОС ведущими в формировании ценного отношения к здоровью (физическая культура, окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, технология). Важно учитывать и «Программу культуры здорового и безопасного образа жизни» в структуре основной образовательной программы начального общего образования, направленную на реализацию требований к формированию личности (данная программа составляется в каждом образовательном учреждении самостоятельно). Комплексный подход в процессе формирования культуры здоровья обеспечивается грамотностью в вопросах здоровья и реализуется в потребности вести здоровый образ жизни. На этапе начального образования содержание учебных предметов, ориентированное на здоровья, имеет свои особенности и предполагает интеграцию естест-

веннонаучного и гуманитарного знания. В частности, в курсе «Окружающий мир» происходит знакомство с правилами рационального питания и личной гигиены (уход за кожей, зубами, защита глаз, органов дыхания, слуха). Обучающиеся приобретают умения пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья. В содержание предмета включены знания по гигиене, анатомии и физиологии, позволяющие обучающимся усваивать основы здорового образа жизни.

На основе анатомо-физиологических понятий о строении и функционировании организма человека реализуются правила безопасного поведения, осознанного отношения к соблюдению режима дня, правила оказания первой помощи в несложных случаях (знания о профилактике отравления ядовитыми растениями, грибами). Важным является расстановка акцента на закаливание, значение физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья, а также анализ случаев несоблюдения гигиенических правил.

Формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности по вопросам современных проблем здоровья предполагает ориентацию на требования международных исследований TIMSS, включающие следующие знания:

- обучающиеся должны знать: пути которыми передаются контагиозные болезни (насморк (ОРЗ), грипп); иметь представление о симптомах, методах профилактики и лечении; описывать пути правильного питания, сбалансированной диеты и регулярных физических упражнений;

- уметь идентифицировать полезные пищевые продукты (фрукты, овощи, крупы).

Возможности гуманитарных предметов в формировании функциональной здоровьесберегающей грамотности определяются содержанием предмета в начальной школе. Так предмет «Физическая культура» обеспечивает целенаправленную реализацию физиологических запросов организма младших школьников в двигательной активности, обозначенную ФГОС как рациональную организацию двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, а также повышения адаптивных возможностей организма, сохранения и укрепления здоровья.

Его возможности в формировании культуры здоровья связанны с получением на занятиях навыков, используемых в жизнедеятельности для планирования и соблюдения режима дня, проведения

простейших закаливающих процедур, формирования умений по организации проведения утренней зарядки, составлению комплексов оздоровительных и общеразвивающих упражнений. Обучающиеся осваивают правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, усваивают правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий.

Важным практическим умением в процессе формирования функциональной здоровьесберегающей грамотности является усвоение умений оценивать росто-весовые показатели (рост, массу тела) и показатели развития основных физических качеств, оценивать величины физической нагрузки (по частоте пульса во время выполнения физических упражнений).

Показателем достижения определенного уровня грамотности является выполнение обучающимися комплексов специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактики нарушения зрения, выполнения упражнений на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Показателем так же служит и портфолио, представляющее собой подборку работ обучающихся (видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии).

Предмет «Технология» закладывает основы социально ценных личностных и нравственных качеств школьников (трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию). Формирование функциональной здоровьесберегающей грамотности содержанием предмета «Технология» на этапе начального обучения основывается на представлении обучающихся о ценности предшествующих культур. В предмете реализуются основы творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений. Важным является практико-ориентированный характер предмета, что позволяет осваивать в процессе учебной деятельности навыки профилактики заболеваний и травматизма (профилактика нарушений зрения, осанки, травм, ожогов в процессе приобретения общетрудовых комптенций) на основе применения правил техники безопасности и оказания первой помощи.

Элементом здоровьесберегающей функциональной грамотности являются знания и умения работы с электронными носителями (профилактика нервно-психических и соматических заболеваний), что также включается в понятие «культура здоровья». Обучающиеся начальной школы, в той или иной степени, владеют компьютерной грамотностью, что связанно с развитием информационных средств и новых технологий. Однако, данный фактор не всегда в процессе обучения рассматривается как риск для здоровья (информационная перегрузка, информационный голод, информационная (коммуникативная) адаптация). В процессе формирования здо-ровьесберегающей функциональной грамотности необходимо обучать школьников необходимым профилактическим навыкам при работе на компьютере [5].

Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» несут потенциал духовно-правственного здоровья и призваны формировать у обучающихся основы музыкальной культуры, воспитать нравственные и этические чувства, рассматриваемые как элемент духовно-нравственного здоровья.

Важным является и Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья на основе пяти направлений (блоков): создание здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями). В направлениях реализуются различные формы и методы урочной и внеурочной деятельности (лекции, семинары, консультации, дни здоровья, конкурсы, праздники, соревнования, олимпиады, походы и т. д.). Цель программы - формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; установки на здоровое питание; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; формирование знания негативных факторов риска (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, инфекционные заболевания); навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; личной гигиены. Программа явля-

ется руководством для формирования стиля жизни учащихся на основе функциональной здоровьесберегающей грамотности, формируемой предметными знаниями и деятельностью в процессе обучения в начальной школе.

Таким образом, теоретической основой формирования культуры здоровья на этапе начального обучения является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Условиями успешного формирования культуры здоровья младших школьников является достижение функциональной здоровьесберегающей грамотности.

С целью достижения функциональной здоровьесберегающей грамотности на этапе начальной школы необходима разработка содержания, ориентированного на здоровье на основе отбора понятий и определения основных видов деятельности, предполагающая следующие этапы:

- Определение понятий, включающих вопросы здоровья и здорового образа жизни (здоровье, заболевание, пути передачи инфекции, здоровый образ жизни, режим, гигиена, гигиенические навыки, закаливание и т. п.) в соответствии с дидактическими принципами;

- Определение основных видов деятельности, стимулирующих развитие умений функциональной здоровьесберегающей грамотности (продуктивная, игровая, творческая);

- Разработка заданий на межпредметной основе, направленных на выработку алгоритма действий в вопросах здорового и безопасного образа жизни;

- Моделирование ситуаций (проблем) в вопросах связанных с здоровьем как средство усвоения алгоритмов действий, направленных на сохранение здоровья [6].

Результаты наших теоретических исследований мы апробируем и в практической деятельности общеобразовательных организаций, так в на созданной экспериментальной площадке на базе муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова мы осуществляем опытно-экспериментальную деятельность по теме «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и детей группы риска как фактор здоровьесбережения в условиях реализации ФГОС» (научные руководители экспериментальной площадки -д-р мед. наук Е. Г. Андреева и д-р пед. наук Д. В. Смирнов). Ведется

большая работа по подготовке к деятельности в режиме опытно-экспериментальной площадки с педагогами исследователями, которые непосредственно в учебно-воспитательном процессе (урочной и внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей) эмпирическими методами проверяют обоснованность и достоверность теоретических выводов.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.).

2. Там же.

3. Там же.

4. Андреева И. Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика. 2011. № 10. С. 26-33.

5. Андреева И. Г. Информатизационные риски здоровья в образовательном процессе // Педагогика. 2016. № 8. С. 73-77.

6. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 10-15; Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13-19.

УДК 37. 025; 379.85

Г. В. Буковская

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доказывается актуальность проблемы семиотического развития человека. Дается краткий ретроспективный обзор подходов к пониманию феномена семиосферы. Рассматривается возможность формирования семиотического сознания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности.

An actuality of the problem of man's semiotic development is proved. A brief retrospective review of approaches to understanding of phenomenon of semiosphere is given. The possibility of the formation semiotic consciousness of students by means of tourism and local activity is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.