РОЛЬ СФЕРЫ ЖКХ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
ДРОНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья посвящена поиску специфических особенностей, присущих сфере жилищно-коммунального хозяйства и обуславливающих ее функциональную роль в структуре региональной экономики. Во-первых, наличие самостоятельности, но не самодостаточности данной сферы региональной экономики за счет наличия высокой социальной значимости. Во-вторых, аккумуляция и диффузия значительной части иных элементов региональной инфраструктуры. В-третьих, наличие факторов, углубляющих процессы взаимодействия всех участников производства и потребления региональной экономики. В-четвертых, наличие специфичных угроз, способствующих дестабилизации региональной экономики и ее составляющих. На основе анализа роли сферы ЖКХ в региональной экономике в статье систематизируются факторы, сдерживающие реализацию региональной политики в данной сфере: институциональные (предельный уровень бюрократизации, незначительная степень разъяснения хода модернизации, функционирования и реформирования сферы ЖКХ в СМИ, отсутствие необходимого контроля и уровня координации в сфере ЖКУ, незначительное нормативно-правовое обеспечение реформирования регионального ЖКХ и существенные противоречия и пробелы в законодательстве), социально-экономические (коррупция и теневизация; непрозрачность системы контроля деятельности УК и организаций ресурсоснабжения, инертность собственников жилья в области регулирования деятельности УК, неразвитость конкурентной среды в предоставлении ЖКУ населению, следовательно, высокая монополизация, перенос издержек отрасли на жителей), организационно-правовые (неразвитая и устаревшая инфраструктура, следовательно, высокая дотационность, отсутствие эффективных механизмов социальных выплат, повышение расходов федерального и регионального бюджета при неизменном уровне развития инфраструктуры и качества поставляемых услуг) и технологические (предельная доля ветхого и аварийного жилья; преобладание устаревших технологий, не обеспечивающих должный уровень ресурсосбережения; низкое качество общедоступной социальной инфраструктуры; нестабильность предоставления ресурсов (порывы, аварии); технологические трудности модернизации и обновления основных фондов).
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, региональная инфраструктура.
Современное устройство инфраструктуры страны свидетельствует о высоком уровне ее урбанизации, в силу значительного, превалирующего количества жителей, проживающих в городах, что на сегодняшний день составляет чуть более 73 %. Но, несмотря на данный показатель, качество и продолжительность жизни населения, проживающих в данных городах, ниже, чем у наших западных партнеров. Как замечается многими профессиональными сообществами экологов, данное положение дел лежит в плоскости ухудшающейся экологической обстановки городов. Подчеркнем, что одним из основополагающих факторов комфортного проживания в системе города является качество живой среды. Также в силу значительной социальной значимости в жизнеобеспечении функций, сфера ЖКХ находится под пристальным вниманием государственного контроля и регулирования. Следовательно, государство обязано гарантировать жителям определен-
ный уровень качества (ЖКУ) и их безопасность в процессе потребления.
Выделим наиболее характерные признаки жилищно-коммунальных услуг:
а) вкрапленность в структуру жизнеобеспечения;
б) социальная необходимость;
в) отсутствие замещения в предоставлении услуг и продуктов, генерируемых сферой ЖКХ.
Также одной из особенностей ЖКХ являются деструктивные процессы, обусловленные высоким уровнем монополизации производителей и поставщиков услуг. Данная особенность проявляется в необоснованном завышении цен и тарифов, а также их неудовлетворительной поставке, низком качестве, нестабильной и малой экологично-сти. В данном случае проявляется свойство без-альтернативности сферы ЖКХ в силу невозможности потребителю отказаться от данных услуг.
Заметим, что на сегодняшний день вектор государственной политики в области ценового кон-
S. YE. DRONOV
троля направлен на нивелирование возможностей монополистических структур сферы ЖКХ использовать свое положение в угоду узкоконюнк-турной выгоды. Но на практике дело обстоит совсем по другому. В большинстве случаев на местах отсутствуют методические материалы по проблемам ценообразования в сфере естественных монополий локального характера, не развита система типовых договоров, включающих совокупность интересов поставщиков и потребителей. Следовательно, данные проблемы в большинстве своем делают вышеописанный контроль недостаточно эффективным.
Монополия в сфере ЖКХ, безусловно, формирует предпосылки для неэффективности использования финансовых и материальных благ, находящихся в ведении региона.
Прежде всего, формируются ситуации, затрудняющие оперативное реагирование в направлении потребностей потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений. Имеет место слабая восприимчивость организаций сферы ЖКХ к веяниям научно-технического прогресса; равнодушие сотрудников сферы ЖКХ к соблюдению показателей качества, экологичности и надежности выполняемых работ или предоставляемых услуг.
Сегодня сфера антимонопольного регулирования, безусловно, направлена на снижение отрицательных последствий монопольного положения ряда предприятий изучаемой отрасли, а также обеспечение соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей», постановления Правительства РФ «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»; Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.97 г. № 155; Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099. Несомненно, возможность реализации комплекса взаимоувязанных действий, отраженных в постановлениях и нормативных документах, возможно лишь при совершенствовании функционирования хозяйственного механизма в сфере ценообразования, финансирования, взаимоотношения и управления между всеми сторонами, участвующими в процедуре производства и получения ЖКУ.
В последнее время значительно видоизменилась ситуация в отношении собственности на объекты коммунального и жилищного хозяйства. Данная ситуация характеризуется рядом тенденций:
- введением процедуры акционирования значительной части объектов ЖКХ (объекты тепло- и электроснабжение и т. д.);
- массовой приватизацией жилищного фонда;
- переводам объектов ЖКХ в муниципальную собственность из сферы государства.
Данный процесс стал основой по формированию конкуренции и демонополизации в отрасли. Однако по сей день отчетливо позитивных результатов нет по причине особенностей технологической составляющей отрасли и факторов, образующих современную систему жизнеобеспечения территорий. При этом значительная часть организаций сферы ЖКХ, особенно организации связанные с сетевой поставкой ресурсов, находятся в положении локальных монополии. Границы географического происхождения товарных рынков, в большинстве своем, опосредуются административными границами городов или районов. Исключения составляют межрайонные водопроводные и электрические сети, а также ряд иных объектов межрайонного значения.
Безусловно, региональные отличия, несовершенство законодательной сферы, высокая социальная значимость, наличие значительной монополии и ряд иных проблем формируют предпосылки снижения эффективности региональной политики в отношении ЖКХ. Заметим, что сегодня сфера ЖКХ является многоотраслевой сферой народного хозяйства, включающей в себя совокупность инвестиционно-строительного и жилищно-коммунального комплексов. Исходя из вышеописанного, нами выявлена роль сферы ЖКХ в структуре региональной экономики.
Роль сферы жилищно-коммунального хозяйства в структуре региональной экономики обусловлена качественным содержанием свойств данной сферы.
Безусловно, сфера ЖКХ отчасти является самостоятельной, но не самодостаточной сферой народного хозяйства, в силу наличия взаимосвязи с иными элементами региональной системы. Следовательно, происходит процесс диффузии значительной части элементов региональной инфраструктуры в сферу ЖКХ и наоборот. Как отмечает И. А. Кузнецов [1], сфера ЖКХ есть совокупность жилого и нежилого фонда, сетевой материально-технической системы доставки ЖКУ, производственных объектов ЖКУ а также ряда комплексов и объектов социального обеспечения жизнедеятельности человека (ремонтно-строительное производство, предприятия ТЭК, озеленение, гостиничное хозяйство, эксплуатация жилищного фонда, муниципальное освещение, бан-
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
но-прачечное и оздоровительное обслуживание, комплексное благоустройство и санитарная очистка поселений, техническая инвентаризация ос-
новных фондов, муниципальный транспорт, капитальное строительство, эксплуатация лифтового хозяйства, промышленность) (рис. 1).
Общий жилищный фонд
Сумма производственных объектов I предоставляющих ЖК_
Сектор доставки ЖК_ (в основном материально-техническая), а также ряд комплексов и объектов социального назначения жизнедеятельности жителей
Составная часть организаций ТЭК_
банно-прачечное и оздоровительное обслуживание
система муниципального освещения
сеть муниципального транспорта
часть гостиничного хозяйства
Составная часть комплексов благоустройства и сани тарной очистки: озеленение; техническая нн-вентаризация основных фондов;
эксплуатация системы. лифтового обеспечения
Часть ремонтно-1 строительного произ— водства
\ '
Рис. 1. Декомпозиция региональной инфраструктуры, связанной со сферой ЖКХ
Отметим наличие специфичных угроз, способствующих дестабилизации региональной экономики и ее составляющих в отдельности. Например, авария в системе жилищно-коммунального хозяйства, произошедшая 25 мая 2005 г. в Москве, привела к дестабилизации экономической ситуации в нескольких регионах страны (Москва, Подмосковье, а также Тульская, Калужская и Рязанская области) с примерным убытком
в 1,708 млрд руб. [3]. Авария в данной сфере в городе Нью-Йорке США в 1977 г. также привела к экономическим убыткам в размере до 1 млрд долл. [4]. Недооценка сферы ЖКХ как доминирующего элемента региональной инфраструктуры может привести к социальным и политическим последствиям.
Систематизация факторов, сдерживающих реализацию региональной политики в сфере ЖКХ, представлена на рисунке 2.
8. УБ. ОШ^У
- предельный уровень бюрократиза-^ ции; ¡.
- незначительная степень разъяснения! ■ хода модернизации, функционирования и ' реформирования сферы ЖКХ в I СМИ; !■
- отсутствие необходимого контроля и;, уровня координации в сфере ЖКУ;
- незначительное нормативно-право-;' вое обеспечение реформирования регио-!| нального ЖКХ и существенные противо-!. речия и пробелы в законодательстве
- коррупция и теневизация; ;
- непрозрачность системы контроля! деятельности УК и организаций ресурсо-снабжения; ;
- инертность собственников жилья в! области регулирования деятельности УК; |
- неразвитость конкурентной среды в! предоставлении ЖКУ населению, следовательно высокая монополизация; ;■
- перенос издержек отрасли на жите-1' лей
Система сдерживающих факторов
ЖКХ региона
Социально-экономические
Организационно-правовые
Технологические
— неразвитая и устаревшая инфраструк-Г тура, следовательно восокая дотационность;
— отсутствие эффективных механизмов!-социальных выплат;
— повышение расходов федерального и. регионального бюджета при неизменном. уровне развития инфраструктуры и качества поставляемых услуг
предельная доля ветхого и аварийно го жилья;
- преобладание устаревших технологий не обеспечивающих должный уровень ре сурсосбережения;
- низкое качество общедоступной социальной инфраструктуры;
- нестабильность предоставления ресурсов (порывы, аварии);
- технологические трудности модерни зации и обновления основных фондов
Рис. 2. Система сдерживающих факторов реализации региональной политики в сфере ЖКХ
Предложенная систематизация проблем развития сферы ЖКХ позволяет сформировать комплексное видение данной проблемы.
Литература
1. Брякин С. Н., Кузнецов И. А. Эволюция региональной инфраструктуры: доминирование сферы ЖКХ. Тамбов, 2012.
2. URL: http://discollection.ru/article/24042013_116-754_hurumov
3. URL: http://www.gosnadzor.ru
4. URL: http://www.blackout.gmu.edu/archive/pdf/-time_77.pdf
References
1. Bryakin S. N., Kuznetsov I. А. Evolyutsiya re-gional'noj infrastruktury: dominirovaniye sfery ZhKKh. Tambov, 2012.
2. URL: http://discollection.ru/article/24042013_116-754_hurumov
3. URL: http://www.gosnadzor.ru
4. URL: http://www.blackout.gmu.edu/archive/pdf/-time_77.pdf
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
C. E. flPOHOB
45
* * *
HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ROLE IN REGIONAL ECONOMY
DRONOV SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is about search of the specific features inherent in the sphere of housing and communal services and causing its functional role in structure of regional economy. First, independence existence, but not self-sufficiency of this sphere of regional economy due to existence of the high social importance. Secondly, accumulation and diffusion of considerable part of other elements of regional infrastructure. Thirdly, existence of the factors deepening processes of interaction of all participants of production and consumption of regional economy. Fourthly, existence of the specific threats promoting destabilization of regional economy and its components. In article the author systematized factors constraining realization of regional policy in this sphere on the basis of the analysis of a role of housing and communal services in regional economy: institutional (a bureaucratization limit, insignificant degree of an explanation of the course of modernization, functioning and reforming of housing and communal services in mass media, lack of necessary control and level of coordination in the sphere of housing and communal services, insignificant standard legal support of reforming of regional housing and communal services and essential contradictions and gaps in the legislation), social and economic (corruption and shadow economy expansion; opacity of the monitoring system of activity of managing company and organizations of resource provisioning, inertness of owners of housing in the field of regulation of activity of managing company, backwardness of the competitive environment in granting of housing and communal services to the population, therefore, high monopolization, transfer of costs of branch for inhabitants), organizational and legal (undeveloped and outdated infrastructure, therefore, high dependence on subsidies, lack of effective mechanisms of social payments, increase of expenses of the federal and regional budget at an invariable level of development of infrastructure and quality of the delivered services) and technological (a limit share of a shabby and hazardous dwelling; prevalence of the outdated technologies which aren't providing the due level of resource-saving; poor quality of public social infrastructure; instability of granting resources (rushes, accidents); technological difficulties of modernization and updating of fixed assets).
Key words: housing and communal services, regional infrastructure.
S. YE. DRONOV