Научная статья на тему 'Роль семьи в воспитательном процессе дошкольного образования'

Роль семьи в воспитательном процессе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / РЕБЕНОК / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРУД / ЕDUCATOR / BREEDING / BABY PARENTS / ТәРБИЕШі / БАЛА / ОТБАСЫ ТәРБИЕСі / ЕңБЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпина И. В.

Актуальной темой в воспитании и обучении детей класса предшкольной подготовки является сотрудничесво с родителями. Реализация воспитательно-образовательных задач вот главная задача педагога-новатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family role in preschool educational process

The article «The Role of the family in the educational process of the pre-school education» was written mainly as a treatment teacher to parent community. The interaction of family and children’s pre-school organization the main purpose of the author of the article. Head for the training of L.Gapeeva.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в воспитательном процессе дошкольного образования»

Ляпина И.В.

воспитатель класса предшкольной подготовки, Ново-Урицкая средняя школа, п. Сарыколь

Нег1зг1 свздер: тэрби-еш1, бала, отбасы тэрбиеа, ецбек

Ключевые слова: вос-питатель,ребенок, семейное воспитание, труд.

Keywords: еducator, breeding,baby parents.

Вестник «Qp.ey»-kst =

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа:

«МБ-ц тэрбиелш YPдiсiнде отбасыньщ релЬ> макала-сы тэрбиешшщ ата-ана ж^ртшылыгына Yндеуi секiлдi жа-зылган. Отбасы мен мектепке дешнп балалар ^йымынын (МБ¥) езара эрекеттесуi - макала авторыныц негiзгi макса-ты.

Аннотация:

Актуальной темой в воспитании и обучении детей класса предшкольной подготовки является развитие триединства языков для детей. Реализация воспитательно-образовательных задач вот главная задача педагога-новатора..

Annotaition:

The article «The Role of the family in the educational

process of the pre-school education» was written mainly as a ^

treatment teacher to parent community. The interaction of family

and children's pre-school organization the main purpose of the ^

author of the article. Head for the training of L.Gapeeva. §

о с о

I-

Дети — это живой и прекрасный образ будущего. Все родители и у всех народов видели в детях самую сокро- ^ венную суть жизни. о

С. А. Назарбаева

о с

«Воспитание детей - это огромные инвестиции в бу- s дущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так < и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Под- 5 готовить ребёнка к знаниям и труду - это долг родителей. ^ Лозунг «Всё лучшее - детям» - должен стать принципом ® для всех родителей» [1].

В своей статье я хотела бы обратить внимание на роль семьи в воспитательном процессе дошкольного обра- О зования, на взаимное сотрудничество родителей и педаго- ^ гов (в большей степени на этапе дошкольного образования ^ детей 5-6 лет). й

Семейное воспитание - это процесс педагогического ^

н

взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми ^ с целью создания необходимых условий для развития лич-

Вестник «Oрлеу»-kst

Яс №

I

О С о

I-

2

*

о с

X

2

о о да

£

№ о

Ё

Ё На X

Н

<

ности ребёнка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Семья в современных условиях рассматривается как важнейший социальный институт общества, в котором в большей степени осуществляется воспитание и обучение детей с раннего возраста. Как социальный институт и малая группа семья определяет комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых регулирует и контролирует готовность детей к жизни в обществе [2].

Народная мудрость «Что посеешь, то и пожнёшь», несмотря на свою простоту, имеет под собой научные доказательства: образцы поведения, вынесенные из семьи, из взаимоотношений с близкими взрослыми, влияют на всю дальнейшую жизнь человека.

Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности.

Задачами семейного воспитания являются:

-создание максимальных условий для роста и развития ребёнка, обеспечение его социально- экономической и психологической защиты;

-сохранение, развитие и передача детям ценностей, традиций общества и семьи;

-создание психологического комфорта, обеспечение эмоциональной поддержки, чувства безопасности;

Каждый родитель заинтересован видеть в своём ребёнке интеллектуально развитую личность, уделяет огромное внимание подготовке детей к школе. Родители и члены семьи много играют с детьми, читают им книги или читают вместе с ними. Используют развивающие компьютерные игры, поощряют их любознательность, отвечают на все возникающие у них вопросы. Посещают детские развлекательные

центры, выставки, осуществляют совместные поездки по городам ближнего и дальнего зарубежья, ходят в походы, проводят совместный семейный досуг, соблюдая традиции и обычаи своего народа и страны, в которой они проживают.

Родители учат старших дошкольников обращению с телефоном, телевизором, компьютером. Родители и взрослые члены семьи в период предшкольной подготовки оказывают детям постоянную помощь и осуществляют демократичный контроль, формируют положительную мотивацию к учению в школе.

Далеко не каждая семья обладает высоким уровнем компетентности, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании и обучении детей. Мини-центр, далее класс предшкольной подготовки - первые образовательные ступени дошкольного обучения и воспитания, с которыми вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества совместной работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Главная цель работы воспитателей и семьи - всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка.

В практику общественного дошкольного воспитания вошли следующие формы работы с родителями [3].

Индивидуальные:

-изучение опыта семейного воспитания (посещение семей, передача информации по записке, телефону)

-индивидуальная беседа, консультации, анкетирование, тестирование.

Коллективные:

-групповые и общие родительские собрания;

-коллективные консультации;

-лекции (лектории);

-«Школа молодых родителей»;

Вестник «Oрлеу»-kst

1

-конференции, семинары; -устные журналы, диспуты; -вечера вопросов и ответов, встречи «за круглым столом»;

-кружки, клубы по интересам (с привлечением родителей);

-субботники (совместная практическая деятельность сотрудников дошкольного учреждения с родителями);

-участие родителей в создании социально-развивающей среды группы или класса.

Наглядные:

-выставки, фотомонтажи; -дни открытых дверей; -педагогические информационные стенды (« уголки для родителей»); -библиотека для родителей; -папки-передвижки с материалами по различным вопросам семейного воспитания;

-презентации проектной, творческой деятельности (работа детей с участием родителей);

-проведение праздников, утренников, спортивных мероприятий, экскурсий с привлечением родительской общественности.

Осуществляя ведущую роль во всестороннем воспитании детей, дошкольное учреждение оказывает родителям разностороннюю помощь.

Родители должны знать, что совместное воспитание семьи и дошкольного учреждения определено законом РК «Об образовании».

Воспитатель в обязательном порядке организует среди родителей пропаганду знаний законов, правительственных документов по вопросам воспитания детей, обязанностей родителей, ответственность перед государством и обществом. Предлагает современную педагогическую литера-

туру по изучению семейного и дошкольного воспитания детей.

«Как и всему миру, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования», - заявил Президент РК Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана.

Актуальной темой в воспитании и обучении детей класса предшкольной подготовки является развитие триединства языков для детей. Реализация воспитательно-образовательных задач может быть успешной, если педагог и родители станут равноправными партнёрами, найдут единые подходы к выработке цели, задач и определении путей по достижению намеченных результатов.

Тема семейного воспитания - без конца и края. Поэтому закончить статью хочу замечательным высказыванием А.Н.Острогорского (1840-1917) - видного прогрессивного педагога и писателя второй половины XIX в: «Взрослые дети - аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, нашу человеческую красоту и гражданскую доблесть, наше родительское мужество и семейное счастье» [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента страны народу Казахстана «Стратегия Казахста-на-2050».

2. ГОСО РК предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет.

3. А.К. Бондаренко: «Заведующий дошкольным учреждением», 1984 г., Москва «Просвещение».

4. Журнал «Дошкольное воспитание», 1990 г., стр. 66-79

Яс №

I

О С о

I-

Е! о с

о о да

£

№ о

е

X

я

н

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.