Вестник «Орлеу^-kst
ПШ
Фарафонова Н.Н,
воспитатель, ГККП «Ясли-сад №14
акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костаная»
Адрова Т.Н.,
воспитатель, ГККП «Ясли-сад №14 акимата г.Костаная отдела
образования акимата г.Костаная»
Нег1зг1 свздер: бала цщыгы, цорганыс, баланыц зацды мYдделерi, цщыцтыц мэ-дениет, тэртт ережеа, отбасымен ца-рым-цатынас.
Ключевые слова: права ребенка, защита, законные интересы ребенка, правовая культура, правила поведения, взаимодействие с семьей.
Keywords: The child S rights, protection, legitimate interests of the child, legal culture, rules of conduct, interaction with a family, the future of the country.
ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ацдатпа
Бершген макала мектеп жасына дешнп ба-лаларда непзп кукыкты; тэрбиеш калыпта-стырудьщ магынасын ашады, балалар мен ересектердщ к^кыгы мен кепшдшн реттейтш к^кыкты; нормативт актшермен таныстырады.
Аннотация
Данная статья раскрывает значимость формирования основ правового воспитания у дошкольников, особенность нормативно - правовых актов, которые регулируют права и гарантии детей.
Annotation
This article discloses the importance of formation of bases of legal education at preschool children, acquaints with regulations which regulate the rights and guarantees of children and teenagers.
Одной из глобальных проблем современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество, является обеспечение прав ребенка. И это не случайно. Ведь подрастающее поколение - это гарантия жизнедеятельности общества и будущего его развития.
Защита прав ребенка представляет систему согласованных действий государства, общественности и международных неправительственных организаций, направленных на обеспечение прав ребенка с целью формирования гармонически развитой личности, содействие их закреплению в законодательстве.
«Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту» [2,с.3]. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Здесь ребенок впервые рассматривался не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект, которому предоставлен весь
х
ш §
О С о
I—
H
! о с
о о
m
из О
Й -а X
H
<с
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш л
X
н <с
спектр прав человека.
Казахстан наряду со 190 странами мира, учитывая приоритет общепризнанных принципов международного права, 8 июня 1994 г. ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, тем самым принял на себя международные обязательства по приведению своего законодательства в соответствии с Конвенцией.
В Республике Казахстан права ребенка закреплены и на конституционном уровне. Так, статья 27 Конституции Республики Казахстан провозглашает, что «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» [3,с.11]. А принятый в 2002 году Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и законных интересов ребенка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации» [1,с.3].
На сегодняшний день в Казахстане принято свыше 45 нормативных правовых актов, которые регулируют права и гарантии детей и подростков. К основным можно отнести Законы Республики Казахстан «О браке и семье», «Об образовании», Указы Президента Республики Казахстан «О государственной программе «Образование», распоряжение Президента «О концепции государственной молодежной политики РК».
Таким образом, максимальная защита интересов ребенка, обеспечение его законных прав является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Казахстан.
В настоящее время возрастает актуальность правового просвещения. Среди функций, которое выполняет дошкольное учреждение, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Вестник «Oрлеу»-kst
Процесс
познания правовой культуры находит выражение в разнообразной деятельности детей: игровой, художественной, продуктивной, трудовой. Через поисково-экспериментальную, продуктивную и проблемную деятельность дошкольники осваивают нравственные нормы, у детей происходит формирование правовой компетентности.
Мы исходили из того, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, т.к. базой его являются усвоенные дошкольниками нравственных норм поведения, которые позволят познакомить с правами и расширить знания детей о нравственно-правовых нормах. Поэтому всю работу по формированию социальных взаимоотношений через реализацию прав ребенка мы выстроили в 2 этапа. Все этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
1 этап - знакомство дошкольника с его правами и обязанностями. На этом этапе проведены беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья», «Друг всегда поможет», «Если вдруг тебя обидели». Учитывая возрастные особенности детей, мы тщательно отобрали литературные произведения, сюжет которых отражает определенные социальные явления (сказка «Три поросенка» - право на жилье, «Красная Шапочка» - право на жизнь, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.).
Здесь необходимо заметить, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно -ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
В совместной деятельности «Жил-был я» дети узнали, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. В этой работе приняли участие и родители, которые вместе с ребенком заполнили анкету, ответив на вопросы «Мое имя. Почему меня так назвали?», «Кто назывался в семье таким именем?», «Кто носил из великих людей это имя?». Это позволило ребенку осознать важность права
Вестник «Oрлеу»-kst
ш
на имя, почувствовать значимость, неповторимость, уникальность каждого человека.
Содержание форм организации и видов детской деятельности отражало содержание некоторых статей Конвенции. Таким образом, через совместную деятельность мы познакомили детей с важным международным документом - «Конвенцией прав ребенка».
2 этап - активизация деятельности детей, их готовность отстаивать и защищать свои права и права других детей, применение на практике как знание самих прав и свобод, так и умения их реализовать.
Экскурсии и целевые прогулки, развивающие и творческие игры, общение с детьми других групп, трудовая деятельность, создание в группе предметно-пространственной среды способствовали накоплению дошкольниками правовых знаний.
Несмотря на всю сложность темы, при обучении дошкольников мы использовали разнообразные методы и приемы, направленные на формирование навыков успешного социального взаимодействия и умения сопереживать, быть терпимым к чужим ошибкам, искать пути выхода из проблемной ситуации. К данным методам и приемам относятся:
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в ...;
- игры-истории, основной задачей которых помочь героям не поссориться;
- упражнение «новая концовка старой сказки», где дети отвечали на вопросы: как подружить лису и журавля? Что сделать, чтобы лиса не съела колобка и он вернулся домой? Как помочь трем медведям навести порядок в доме, где так плохо вела себя Машенька?
- дидактические игры «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Как исправить Бармалея?», «Найди ошибку и исправь», «Подбери пословицы к картинкам» и т.д.
В результате проведенной работы мы помогли детям понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, с уважением относились друг к другу. Поэтому совместно с детьми была создана «Декларация группы», в которой отражен «свод правил», необходимый для выполнения всеми детьми. Важно подчеркнуть, что одновременно с пра-
вом у ребенка возникла потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям. Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которыми регулируются взаимоотношения. У них формируются сдерживающие центры, приучающие их думать о других и соблюдать по отношению к другим определенные, принятые сознательно правила.
Взаимодействие с семьей имеет большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития. Поэтому мы не обошли своим вниманием и работу с родителями, т.к. помимо педагогов и детей родители также являются участниками воспитательного процесса. Для родителей создали стенд с информацией о правах и обязанностях детей, консультации о нравственно-правовых нормах, выставку произведений художественной литературы. Проводились родительские собрания с приглашением специалистов, экскурсии, анкетирование, тренинги. Родители принимали активное участие в праздниках, развлечениях, досугах, продуктивной и трудовой деятельности.
Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Но одно, несомненно: благополучие маленьких граждан независимого Казахстана возможно только в цивилизованном правовом государстве. А мы, педагоги, не должны оставаться равнодушными к будущему нашей страны, которое воспитывается сегодня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» [Текст]. - Алматы, Юрист, 2003. - 20 с.
2. Доронова, Т.Н., Жичкина, А.Е., Го-лубева, Л.Г. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада [Текст]/ Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
3. Конституции Республики Казахстан [Текст] Алматы, юрист, 2012 - 44 с.
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с