УДК 1(091)
DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-95-101
роль семьи в патриотическом воспитании в философии и.А. ильинА
Потапенко ТВ.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрена позиция русского философа И.А. Ильина по проблеме аксиологических основ патриотического воспитания и роли семьи в формировании человека как личности, в становлении его взглядов и убеждений, в воспитании любви к отечеству. Именно в детстве закладывается духовно-нравственный фундамент личности, именно с семьи начинается любовь к Родине. Дан анализ представлений И.А. Ильина о проблеме воспитания посредством таких ценностей, как язык, сказка, песня, жития святых и героев, молитва, поэзия, история, армия, территория, хозяйство. В статье сделаны выводы о первостепенности семьи в патриотическом воспитании. Автором статьи использованы методы историко-философского анализа: сравнительного философского анализа, историко-философской реконструкции, интерпретации.
Ключевые слова: патриотизм, духовность, личность, семья, воспитание, Родина. i.A. ILYIN's pHILosopHicAL coNcEpTioN ABoUT THE RoLE
of the family in patriotic education
T. Potapenko
Moscow Region State University
10A, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. The article considers the views of the Russian philosopher I.A. Ilyin on the problem of axiological foundations of patriotic education and the role of the family in the formation of man as a person, his views, beliefs and love for the Motherland. It is in childhood that the spiritual and moral foundation of the individual is laid, it is with the family that love for the Motherland begins. The author of the article studied I.A. Ilyin's ideas on the problem of education through such values as language, fairy tales, songs, lives of saints and heroes, prayers, poetry, history, army, territory, and economy. The article draws a conclusion about the primacy of the family in patriotic education. The author of the article used the methods of historical-philosophical analysis: a comparative philosophical analysis, historical-philosophical reconstruction, and the method of interpretation.
Key words: patriotism, spirituality, personality, family, upbringing, homeland.
Семья играет немаловажную роль в формировании патриотизма. Это колыбель его становления. Именно в семье происходит формирование первого
© CC BY Потапенко Т.В., 2018.
духовного опыта ребёнка, который в дальнейшем станет фундаментом его мировоззрения, его отношения к окружающему миру, к Родине. Семья должна строится на любви, вере и свободе, это союз, который должен научить «... первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [7, с. 135].
Будующее человека определяется в его раннем детстве. Конечно, многое зависит от того, какие у каждого есть врождённые способности и таланты, но смогут ли они расцвести или погибнуть, определяется именно в раннем возрасте. «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели» [7, с. 136]. Семья - это "первичное лоно человеческой культуры". На ней лежит огромная ответственность за все действия или бездействия по воспитанию подрастающего поколения. Это высокое искусство воспитания детей, по большому счёту, недооценивается и воспринимается как общедоступное и не требующее особых усилий занятие [1-6; 8-10].
Не прорастёт "дивный цвет" детской души, если его воспитывать в душной атмосфере несчастной семьи, её бездуховного прозябания, в отсутствии уважения её членов друг к другу. Почувствовать единение со своим народом можно, «. только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому серд-
цу накалённый уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни» [7, с. 146].
В семье ребёнок с молоком матери впитывает в себя любовь близких, их страдания, терпение и умение жертвовать собой во благо семьи, заботиться о своей семье, помогать ей. В семье передаются из поколения в поколение «духовно-религиозные и отечественные традиции», «.семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности» [7, с. 147].
Именно поэтому одной из важнейших задач в национальном семейном воспитании личности является передача таких сокровищ, как:
1. Язык. Это живое воплощение народа, его душа. «Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа» [7, с. 210]. На нём передаются из поколения в поколение всё богатство национальной души, её история, сказки, былины, песни, поэзия, весь богатый этнос народа. Сохранение родного языка, его идентичности, не искажение и не засорение его дурными словами, а бережное сохранение и передача подрастающему поколению - это одна из основных задач семьи. Ребёнок с раннего детства прежде всего должен слышать родную речь, и пока он не научится мыслить и выражать свои мысли на родном языке, его не следует учить чужим языкам, это особенно важно в первые годы жизни ребёнка. Любовь к родному языку складывается из наблюдения за родными и в особенности за самыми близкими - за родителями: то, как они
общаются между собой и с детьми, как выражают свои мысли и чувства, на каком языке они скорбят и радуются -всё это должно пробуждать самосознание и личностную память ребёнка. В семье необходимо уделять особое внимание беседам о преимуществе родного языка, его неисчерпаемости, богатстве и благозвучии, о его истоках. В семейном окружении ребёнка, среди его родных и близких должен царить культ родного языка.
2. Сказка. Ничто не может рассказать лучше о народе, его традициях и укладе, чем сказка. Она пленяет душу и будоражит воображение. В ней происходит постепенное и незаметное знакомство с жизнью: «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказках передаются народная мудрость, народный юмор, смекалка, его опасения и надежды, его мужество и верность, его прошлое и устремление в будущее. Читая сказки, дети в ненавязчивой форме учатся различать правду и ложь, доблесть и предательство, искренность и коварство, сопереживать героям. Воспитание, и в первую очередь патриотическое воспитание, не может обойтись без сказок собственного народа, своих национальных сказок. «Ребёнок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации» [7, с. 213]. Это вовсе не означает, что детям не нужны сказки других народов, но первые сказки, с которыми ребёнок должен познакомиться, должны быть сказками своего народа. Ибо то, с чем сталкивается человек впервые, наиболее памятно.
3. Песня. Песня, как и сказка -это душа народа. И услышать её ре-
бёнок должен ещё в утробе матери. «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; в наши чёрные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения» [7, с. 212]. В песне передаётся вся полнота эмоций, она пробуждает чувства и способна проникнуть в самые потаённые уголки души, заставляя её трепетать. В песнях передаются из уст в уста история, наказы, сказания о ратных подвигах и подлостях, предостережения. И если написанное можно стереть, уничтожить, заставить забыть, то песню нельзя ни задушить, ни убить. Даже если она будет запрещена, она всё равно, словно тоненький ручеек с прохладной водой, будет утолять жажду тихим напевом, пробиваясь сквозь время и разливаясь бурным потоком в другие времена.
4. Жития святых и героев. Знакомство с живыми примерами святости и героизма пробудят в детской душе стремление к лучшему, желанию подражать и гордится своим народом и его историей. «Образы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а рус-скость героя - даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое есть настоящая школа русского национального характера» [7, с. 213]. И чем раньше начнётся это знакомство, тем сильнее ребёнок будет проникнут национальными образами, они станут частью его жизни, образа его мышления, примерами для подражания и его жизненной позиции, его поступков.
5. Молитва - это источник духовной силы и духовной гармонии, дающий религиозный опыт и религиозную очевидность. Это источник сосредоточения чувств и воли на совершенном - на обращении к Богу. У каждого народа молитва звучит по-своему. «Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно; и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни» [7, с. 212]. Семья, научив молиться, откроет ребенку путь в церковь, для которой он станет надёжной опорой, истинной русской опорой церкви. Ребёнок откроет для себя пути, идущие в глубину русской истории, и встанет на путь созидания, а не разрушения своей родины. «Неправославный может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный Православию, не найдёт доступа к священным тайникам русского духа и русского миропонимания, он останется чужеродным в стране, своего рода внутренним "неприятелем"» [7, с. 212].
6. Поэзия. Русская поэзия уникальна и неповторима, её многообразие и богатство передаваемых образов таит в себе магическую, притягательную силу, пленяющую своей гармонией душу. «Русский поэт одновременно - национальный пророк и национальный музыкант» [7, с. 214]. Привить ребёнку любовь к русской поэзии - значит пробудить в нём чувство духовного восторга, раскрыть перед них огромное сокровище духовного созерцания окружающего его мира. Ребёнок проникается душой своего народа, своей Родины, ещё в утробе матери внимая русской поэзии через
уста матери, потом, когда научится говорить, учит её наизусть, декламируя осмысленно, с искреннем чувством, читает самостоятельно и пытается творить - сам «русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется» [7, с. 214].
7. История. История русского народа богата и наполнена как великими событиями, внушающими огромную гордость за свою страну, так и трагическими, забывать о которых -значит повторить ошибки прошлого. Искажая историю, делая её выборочной, нельзя в полной мере научить ребёнка любить свою Родину. Ибо «душа русского человека должна раскрыть в себе простор, вмещающий всю русскую историю так, чтобы инстинкт его принял в себя всё прошлое своего народа, чтобы воображение его увидело всю его вековую даль, чтобы сердце его полюбило все события русской истории...» [7, с. 215]. Воспитывая ребенка, родители с самого начала должны ему внушить, что он - сын своего русского народа, его неотъемлемая часть, он -продолжение многовековой истории, которую надо принять со всеми её достоинствами и недостатками. При этом стоит ограждать ребёнка от «националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения» [7, с. 215]. Первое рождает эгоизм, второе презрение. Не стоит утаивать слабые стороны национального характера, но не стоит забывать и о национальном достоинстве, славе своего народа, его источниках духовной силы.
8. Армия. Армия - это оплот государства. Если народ не уважает свою армии, он не чтит своего государства, а это, в свою очередь, приводит к распаду. «Ребёнок должен научиться пере-
живать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от её неудачи; её вожди должны быть его героями; её знамена - его святынею» [7, с. 216]. Без армии, стоящей на страже спокойствия своей страны как внутри, так и снаружи, отчизна останется без защиты и станет лёгкой добычей для врагов, а нация будет обречена на гибель. В современном мире это особенно наглядно демонстрируется на примере многих стран. Неуважение к собственной армии, пренебрежение ею становятся причиной захвата власти, политического, экономического и социального кризиса. Армия - это визитная карточка любой страны, по отношению народа к ней можно сказать о крепости государства.
9. Территория. Это не просто пространство, заселённое людьми, это земля, которая досталась нам от предков, пропитанная их потом и кровью. Это наш многонациональный народ с его неповторимыми традициями и укладом, наши богатые природные ресурсы, наш уникальный климат. Русский ребёнок должен с ранних лет прочувствовать простор нашей необъятной Родины. Родная земля ему должна быть необходима как воздух, на ней жили его предки и будут жить его потомки. Родители должны научить ребёнка бережному отношению к своей родине. Ребёнок должен чувствовать свою ответственность перед последу-
ющими поколениями за то наследие, которое останется после него.
10. Хозяйство. С ранних лет необходимо воспитывать любовь и уважение к труду. Не стоит чересчур баловать ребёнка, ограждая его от труда, делая из него трутня. Труд не должен восприниматься как попытка порабощения. Необходимо постепенно приучать ребёнка к труду: сначала помогать родителям, потом возложить на него свои собственные обязанности. Это поможет пробудить в нём ответственность, «живой интерес к русскому национальному хозяйству» и заложит стремление и волю к преумножению национального богатства и достояния в качестве источника «духовной независимости и духовного расцвета русского народа». Заложить в нём эти качества - значит создать крепкий фундамент «духовной почвенности и хозяйственного патриотизма» [7, с. 217].
Когда ребёнок появляется на свет, первое, что его окружает, - это его семья. В ней он учится любви, состраданию, соучастию, а также и ненависти, жестокости, безразличию - в зависимости от воспитания. Таким образом, семья играет очень важную роль в становлении личности и патриотическом воспитании. От того, как в семье смогут научить ребёнка любить свою Родину, во многом зависит его дальнейшая судьба и судьба его Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барковская Т.В. Философское осмысление патриотизма в работах И.А. Ильина // Информационная среда вуза. 2015. № 1. С. 555-564.
2. Бондарева Я.В. Антропологические основы русской религиозной философии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 75-82.
3. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии середины XIX - первой половины ХХ веков (статья вторая) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 1. С. 23-27.
4. Базалук О.А. Патриотическое воспитание в философии образования Ивана Ильина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2. С. 182-191.
5. Гринер Ф.Т. Ильин о патриотизме как всечеловеческой ценности // Культурологический журнал. 2015. № 4 (22). С. 8.
6. Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста, вступ. ст. И.Н. Смирнова. М.: Рарогъ, 1993. 235 с.
7. Ильин И.А. Россия. Путь к возрождению. М.: РИПОЛ Классик, 2018. 768 с.
8. Каримов Р.Р. Патриотизм как форма общегражданской идентификации россиян: на основе учений И.А. Ильина // Вопросы политологии. 2012. № 4 (8). С. 104-111.
9. Станкевич А.Р. Нравственные принципы и проблема становления личности в философии И.А. Ильина: дис. ... канд. филос. наук. СПб, 2010. 144 с.
10. Уфандеева А.Ю. Патриотизм и духовное воспитание в концепции И.А. Ильина // Экономика и социум. 2017. № 5-2 (36). С. 751-754.
REFERENCES
1. Barkovskaya T.V. [Philosophical Understanding of Patriotism in the Works of I.A. Ilyin].
In: Informatsionnaya sreda vuza [Information Environment of the University], 2015, no. 1, pp. 555-564.
2. Bondareva Ya.V. [Anthropological Foundations of Russian Religious Philosophy]. In: Vestnik
Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2017, no. 1, pp. 75-82.
3. Bondareva Ya.V. [The Unity of Faith and Knowledge as the Basic Epistemological Principle
of Russian Religious Philosophy of Mid-19th - Early 20th (the second article)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy], 2010, no. 1, pp. 23-27.
4. Bazaluk O.A. [Patriotic Education in Educational Philosophy of Ivan Ilyin]. In: Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [New in Psychological and Pedagogical Studies], 2014, no. 2, pp. 182-191.
5. Griner F.T. [Ilyin's View of Patriotism as a Universal Human Value]. In: Kul'turologicheskii
zhurnal [Culture Studies Journal], 2015, no. 4 (22), pp. 8.
6. Ilyin I.A. O sushchnosti pravosoznaniya [On the Nature of Justice]. Moscow, Rarog Publ.,
1993. 235 p.
7. Ilyin I.A. Rossiya. Put' k vozrozhdeniyu [Russia. The Path to Recovery]. Moscow, RIPOL
Klassik Publ., 2018. 768 p.
8. Karimov R.R. [Patriotism as a Form of Russians' Civil Identity: on the Basis of the Teachings
of Ivan Ilyin]. In: Voprosypolitologii [Issues of Political Science], 2012, no. 4 (8), pp. 104-111.
9. Stankevich A.R. Nravstvennye printsipy i problema stanovleniya lichnosti vfilosofii I.A. Ilyina:
dis. ... kand. filos. nauk [Moral Principles and the Problem of Personality In I.A. Ilyin's Philosophy: PhD Thesis in Philosophy]. St. Petersburg, 2010. 144 p.
10. Ufandeyeva A.Yu. [Patriotism and Moral Education in I.A. Ilyin's Concept]. In: Ekonomika i sotsium [Economy and Society], 2017, no. 5-2 (36),pp. 751-754.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Потапенко Татьяна Владимировна - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: vestimo@progtech.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tatiana Potapenko - postgraduate student at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: vestimo@progtech.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Потапенко Т.В. Роль семьи в патриотическом воспитании в философии И.А. Ильина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2018. № 2. С. 95-101. DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-95-101
FOR CITATION
Potapenko T.V. I.A. Ilyins Philosophical Conception about the Role of the Family in Patriotic Education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2018, no. 2, рр. 95-101. DOI: 10.18384/2310-7227-2018-2-95-101