УДК 301+304.4+316.6
РОЛЬ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
© Светлана Валерьевна ГУЗЕНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: dialog-lana@yandex.ru
Затрагиваются ключевые проблемы и аспекты патриотического воспитания подрастающего поколения в семье. Обращаясь к наследию русского философа И.А. Ильина, на конкретных примерах раскрываются особые возможности семьи, принимающей родительское воспитание растущего человека как осознанное духовное призвание, когда патриотическая компонента становится естественным атрибутом ежедневных практик семейного воспитания. Его системное поле составляет: отношение ребенка к семье, самым близким людям, прошлому народа, родной истории; постижение пространства родной культуры через народную сказку, песню, игрушку; любовь к своему городу; изучение родословной; родительский пример. Обобщая данные региональных социологических исследований, отмечается, что, несмотря на ведущую роль семьи как специфической формы передачи социального опыта, исторической памяти и культурных традиций, две ветви российского образования (семейное и общественное) должны осуществлять функцию патриотического воспитания детей и молодежи в единстве, поскольку цели семейного воспитания и конкретные задачи патриотического воспитания ребенка пока не осознаются родителями в большинстве российских семей.
Ключевые слова: семья; патриотизм; личность; молодежь; Родина.
Патриотическое сознание современного молодого человека формируется на основе рефлексии исторических, социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране и обществе, интериориза-ции патриотических ценностей и представлений в процессе социализации. Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения - важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными в образе жизни семьи и, даже еще не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.
В наследии русского философа И.А. Ильина рассматривается понятие духовного призвания семьи, в котором он выделяет два аспекта: социальный и индивидуальный.
Социальный аспект духовного призвания выражается в восприятии, поддержке и передаче семьей из поколения в поколение духовно-религиозной и национальной отечественной традиции. В семье формируется гражданская позиция, культура национального и
патриотического чувства. Истинный гражданин и сын своей родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности и совестливости, где взаимная любовь превращает долг в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству. В семье ребенок учится любить, а по любви - страдать, терпеть, жертвовать, забывая о себе, и служить близким. В духовно-здоровой семье душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. Семья для ребенка -первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. И.А. Ильин пишет о том, что «в этом умягченном, любовном настроении детская душа прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа» [1].
Индивидуальный аспект духовного призвания семьи заключается в том, что только она во всей полноте может дать ребенку самое главное и существенное в его жизни - открыть путь к любви, внутренней свободе, совести, вере, верности, самостоятельности - ко
всему, что составляет, по мнению И.А. Ильина, источник личного духовного характера.
Формулируя задачи семейного воспитания, И.А. Ильин выделяет, как главное, необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», а из этих двух основ, как пишет философ, вырастает личный характер, прочное счастье человека и общественное благополучие. И.А. Ильин говорит о том, что родители, которые приняли эту задачу и творчески решили ее, «осуществили свое духовное призвание; оправдали свою взаимную любовь; укрепили, обогатили жизнь своего народа». Так, социальная составляющая духовного призвания семьи реализуется через осуществление родителями задачи развития личных духовных сил ребенка посредством его духовно-нравственного воспитания, содействие формированию ценностно-смысловой сферы личности растущего человека [2].
Большое влияние на детей оказывают и конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни: бережное отношение к семейному альбому, любовь к книгам, театру, кино, музыке. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать доброе дело, выступить против зла и насилия - тоже патриотизм [3].
Уважение в семье достоинства ребенка, отказ от командных форм общения с ним -важные условия воспитания гражданственности. Гражданин - нравственно свободная личность, т. е. ее поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле; но убеждать, увлекать детей полезными делами - важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на
сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи об общности гражданских интересов и устремлений, единой Родины, родного народа.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастет в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения - бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей - специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя страны, закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно предать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая, больная, не имеет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Отметим также, что в нравственно-патриотическом семейном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Противоречие отцов и детей характерно для любого общества, поэтому его можно назвать вечным [4]. Однако необходимо отметить, что в последнее время отношения между старшим поколением и младшим значительно ухудшились. Будущее сегодня настолько неизвестно, что нормы и правила старшего поколения не подходят для младшего и не дают возможности реализовать себя.
В нынешней культуре существует множество инноваций, они в свою очередь постоянно реформируют культурную традицию, при этом затрудняя процесс социализации и приспособления человека к быстро меняющимся условиям и требованиям жизни. Молодое поколение отрицает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет свою картину мира общепринятой. Сознание молодых людей направлено на выживание, а это влияет на то, как они воспринимают пожилых людей. Именно поэтому очень важное место в проблеме межпоколенных взаимоотношений занимает семья, в которой сегодня существует проблема снижения воспитательной функции. Причиной отсутствия взаимопонимания становится объективное различие, связанное с новыми социальными условиями, к которым молодой человек вынужден приспосабливаться сам. Для эффективного взаимодействия поколений стоит пересмотреть взгляды на старость в семье в лучшую сторону. Разрыв между поколениями действует на все возрастные группы. Замечено, что индивидуальное общение между поколениями положительно сказывается на отношении к старости и к проблемам пожилых людей, что дает возможность обратить более пристальное внимание на духовный мир этой социальной группы и включить ценностные ориентиры старшего поколения в аксиологическое поле подрастающего. Известный советский педагог В.А. Сухомлин-ский говорил: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу - вред» [5].
Воспитывая у детей любовь к своему городу, родителям, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех: учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.; везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.
Важнейшим компонентом патриотического воспитания в семье становится освоение пространства родной культуры через сказку, игрушку, песню. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с фольклором, народными промыслами края, народными умельцами. Только в семье закладываются основания духовной культуры личности, а значит - этнической идентичности, именно в семье формируется этнофор -носитель этнического, а позднее - национального самосознания [6].
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [7].
Обретение своей этнической идентичности, социального «Я» приходит к человеку с первыми сказками уже в детстве, которые необходимо сохранить в своем сердце и пронести через всю жизнь. Россия / Русь - олицетворяет собой женское начало. При этом
женские образы в славянских мифах и сказках довольно разнообразны (вспомним, Мо-кошь / Макошь, Ладу, Бабу-ягу или Царевну-лягушку). Все эти образы сами по себе не однозначны, являя собой непостижимость, сложность славянской души.
Через сказку, песню и народную мудрость благодаря родителям постигаются основы менталитета и гендерной идентификации в соответствии с культурой и менталитетом своего народа. Впервые ребенок встречает сказочных героев в волшебных сказках и на их примерах узнает, как должен поступать положительный герой, что есть добро и зло, что есть красота. Социокультурная идентичность и духовное становление растущего человека обретается посредством мифа (не является исключением и славянская мифология), который постепенно, расширяя свои рамки, формирует сознание личности, мягко и при помощи увлекательного повествования предлагая человеку свою систему координат [8].
В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Положительным героем в русской сказке может быть как и простой крестьянин, так и царевич. Богатырь - один из наиболее распространенных положительных героев русских народных сказок. Богатыря отличают такие положительные качества, как стойкость, мужество, добродушие, недюжинная физическая сила. Иван-царевич -один из самых популярных сказочных персонажей, олицетворяющий собой благородство и добрые душевные качества. По сюжету сказок Иван очень часто не знает о своем происхождении, но, благодаря проявленному геройству, получает не только царство, но и царскую дочь в жены.
Русская сказка знакомит ребенка впервые с многообразием гендерных композиций в традиционной русской культуре: когда не только прекрасной, но Премудрой; не только хрупкой, но и Богатыршей - может быть русская женщина. Такие образы помогают ребенку осознать и собственную принадлежность к родной культуре, «примерить» такую роль на себя, полюбить героиню (героя), сопереживать им, усвоить поведенческие образцы своего народа через сказку. Россия во все времена была плодородной и благодатной. Если вспомнить образ Руси весной, то она, действительно, преображается в невесту -
становится юной, яркой, благоуханной, желанной. Не случайно весенние образы России многообразно воспеты в художественном творчестве (поэзии, литературе, живописи, музыке).
Память о национальных традициях сохраняет и русская народная игрушка, она становится ребенку первым рассказчиком о Родине, а потому - другом и учителем. В русском народном творчестве известны куклы («пеленашка», «московка», «гремотуха», «столбушка» и др.), а также игрушки определенной местности, бережно передающие уклад, ремесло и образ мира (систему представлений) определенной местности России (дымковская и каргопольская игрушка, Гжель, филимоновская игрушка, Палех, хлудневская игрушка, богородская игрушка). Знакомство с промыслами закладывает в ребенке понимание того, что народная игрушка - это не только предмет для забавы, она есть самое прямое желание утверждения бытия Родины, неискоренимости ее образа, настойчивая попытка его фиксации и констатации вневременного, вечного, сакрального его значения [6, с. 76]. Включение личности в традиции своего народа, использование традиционной культуры как средства организации личностного бытия - гарантия развития полноценного члена общества, становления свободной не от нравственных критериев оценки личности, а свободного в формах творческого выражения заложенных природных качеств человека, соединяющих его с жизнью мира и выводящих в сородственном единстве с жизнью других людей.
Родная культура, помимо включения в себя системы духовных ценностей и идей, реально-значимых для сообщества психических состояний конкретных условий формирования личности, служит также предусловием преодоления аксиологического разрыва - непонимания старшим поколением системы ценностей и образа жизни молодого поколения, а молодежью - как можно жить «по-старому» [9]. Аксиологический разрыв проявляет себя очень остро, т. к. слишком быстро меняются условия существования, но, в любом случае, базовые ценности и нормы не должны меняться, иначе наступит хаос, аномия, распад нации. Однако духовные ценности и традиции, усвоенные в семье, выступают барьером такому процессу:
постигая пространство родной культуры, в первую очередь, мы ощущаем себя частью своей семьи, а далее - единого народа.
Отношение к прошлому народа, к его истории и культуре - важный показатель отношения к своей Родине в целом. Именно в истории многие общественные деятели, мыслители находили образы, олицетворявшие собой национальную идею. Это особенно прослеживается в наследии русской классической литературы, любовь к которой родители могут прививать детям с детства. Русские поэты и писатели XIX в. прекрасно отразили свои представления о Родине в своем великом творчестве. Особое отражение тема Родины получила в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.А. Крылова, К.Н. Батюшкова, А.А. Блока, С.А. Есенина. В их поэтических произведениях мы видим национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу родного края.
Необходимо отметить, что в настоящее время в России наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства [10].
Анализ вторичных социологических данных по настоящей проблеме показывает, что отношение к Родине формируется у ребенка уже в раннем детстве, образ Родины ясно присутствует в сознании дошкольников [11]. Однако современные родители во многом не имеют четких представлений о том, как именно они могут закладывать такие духовные основания, на каких примерах стоит прививать ребенку любовь к своей стране и зачем, в принципе, это делать; многие родители в процессе воспитания решают сиюминутные задачи, порожденные конкретной жизненной ситуацией.
Опрос, проведенный в 2010-2011 гг. свердловскими социологами, выявил затруднения родителей в формулировке целей семейного воспитания, «в этой связи отказ от формирования таких важных для семьи и общества качеств человека, как умение заботиться о других людях, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, чувство долга, ведет к тому, что у родителей исчезает смысл ежедневного целенаправленного воздействия на сознание и поведение ребенка» [12].
Весьма важным уточнением является тот факт, что современным российским родителям «стало сложнее вырабатывать эстетические представления о прекрасном и безобразном, низменном и возвышенном, поскольку они утверждаются в сознании ребенка в процессе постоянного умственного и физического труда, направленного на сохранение и творение красоты собственного жилища, отношений с близкими людьми. Без создания в семье соответствующего новым реалиям трудового воспитания не могут быть решены задачи нравственного, эстетического развития подрастающего поколения, соответствующего требованиям нашего времени. Такая проблема решается крайне медленно, и не следует ожидать в ближайшем будущем сокращения доли тех молодых людей, которым безразлично свое будущее, состояние здоровья, качество жизни. ...Глубинные интервью показали, что подавляющее большинство респондентов не имеют представления «об особых механизмах выработки у детей не только навыков самоорганизации, но и таких качеств, как гордость за достижения в освоении требований культуры, стыда, совести, долга, ответственности, мужественности, уверенности в себе, умения проявлять любовь к природе, разным людям» [12, с. 108].
Поскольку патриотизм в молодежной среде сегодня воспринимается неоднозначно (входит в систему ценностей, но при этом не является значимой и определяющей для большинства молодежи), а роль семьи в патриотическом воспитании ребенка не осознается самими родителями, роль общественного воспитания в формировании патриотического сознания молодежи не может быть нивелирована или сведена к вторичной. Таким образом, две ветви российского образования (семейное и общественное) в лице всех соци-
альных институтов на современном этапе должны действовать в единстве с целью полноценной реализации функции формирования патриотического самосознания подрастающего поколения россиян.
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
2. Потаповская О.М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник ПСТГУ 4: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 110-138.
3. Патриотическое воспитание детей в семье // Сайт для стильных и красивых мам Ростова. URL: http://mamadona.ru/articles/patrioticheskoe _vospitanie_detei_v_seme/ (дата обращения: 26.12.2014).
4. Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль. 2002. № 5. С. 76-85.
5. Роль семьи в воспитании гражданина и патриота // ГБУ ВО «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». URL: http://www.patriotvrn.ru/otdely/ dopolnitelnogo-obrazovaniya/rabochie-materialy -otdela/66-roditelskaya-stranichka/751-lrol-semi -v-vospitanii-grajdanina-i-patriotar (дата обращения: 26.12.2014).
6. Гузенина С.В. Образ Родины как предмет научного анализа: монография. Белгород, 2013.
7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Образовательный портал СЛОВО. URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php (дата обращения: 26.12.2014).
8. Яковлева Е.Л., Гузенина С.В. Роль образов славянских мифов в поиске идентичности // Религиоведение / сост. Е.Л. Яковлева. Казань, 2014. С. 100-107.
9. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2006.
10. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб., 1999.
11. Гузенина С.В. Метод анализа рисунка в изучении образа Родины у дошкольников // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира»: материалы 4 Международной научной интернет-конференции / ред. И.А. Федоров, Л.В. Краснова, С.В. Гузенина. Тамбов, 2011. С. 21-27.
12. Меренков А.В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 101-110.
1. Il'in I.A. Put' dukhovnogo obnovleniya // Il'in I.A. Put' k ochevidnosti. M., 1993.
2. Potapovskaya O.M. Tsennostnye prioritety semeynogo vospitaniya v Rossii // Vestnik PSTGU 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2011. Vyp. 1 (20). S. 110-138.
3. Patrioticheskoe vospitanie detey v sem'e // Sayt dlya stil'nykh i krasivykh mam Rostova. URL: http://mamadona.ru/articles/patrioticheskoe_vos-pitanie_detei_v_seme/ (data obrashcheniya: 26.12.2014).
4. Malakhov V.A. Tsennost' kak kategoriya kul'tury // Filosofskaya mysl'. 2002. № 5. S. 76-85.
5. Rol' sem'i v vospitanii grazhdanina i patriota // GBU VO "Oblastnoy tsentr razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya, grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detey i molodezhi". URL: http ://www.patriotvrn. ru/otdely/dopolni-telnogo-obrazovaniya/rabochie-materialy-otdela/ 66-roditelskaya-stranichka/751 -lrol-semi-v-vos-pitanii-grajdanina-i-patriotar (data obrashcheniya: 26.12.2014).
6. Guzenina S.V. Obraz Rodiny kak predmet nauchnogo analiza: monografiya. Belgorod,
2013.
7. Makhaneva M.D. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov // Obrazovatel'nyy portal SLOVO. URL: http://www.portal-slovo.ru/ pre_school_education/36432.php (data obrashcheniya: 26.12.2014).
8. Yakovleva E.L., Guzenina S.V. Rol' obrazov slavyanskikh mifov v poiske identichnosti // Religiovedenie / sost. E.L. Yakovleva. Kazan',
2014. S. 100-107.
9. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva. M., 2006.
10. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' / per. s angl. A.M. Tatlybaevoy. SPb., 1999.
11. Guzenina S. V. Metod analiza risunka v izuchenii obraza Rodiny u doshkol'nikov // Obshchestvo, obshchnosti, chelovek: v poiskakh "vechnogo mira": materialy 4 Mezhdunarodnoy nauchnoy internet-konferentsii / red. I.A. Fedorov, L.V. Krasnova, S.V. Guzenina. Tambov, 2011. S. 21-27.
12. Merenkov A.V. Tendentsii izmeneniya semeynogo vospitaniya v sovremennom obshchestve // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013. № 2. S. 101-110.
Поступила в редакцию 4.03.2015 г.
BecTHHK Try, BtmycK 1 (1), 2015
UDC 301+304.4+316.6
ROLE OF FAMILY IS IN PATRIOTIC EDUCATION OF PERSONALITY
Svetlana Valeryevna GUZENINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology Associate Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: dialog-lana@yandex.ru
Key issues and aspects of Patriotic education of the younger generation in the family are discussed. Addressing the legacy of the Russian philosopher I.A. Ilyin, on specific examples revealed special features of families receiving parenting of the growing of man as a conscious spiritual calling, when Patriotic component becomes a natural attribute of everyday practices of family education. His system field is: the child's relationship to the family, the loved ones, past people, native history; the realization space of the native culture through folk tale, song, toy; love for their city; the study of genealogy; parental example. Generalizing domestic regional data of sociological researches, was noted that, despite the leading role of the family as a specific form of transfer of social experience, historical memory and cultural traditions, the two branches of Russian education (family and community) must carry out the function of Patriotic education of children and youth in unity, because the purpose of family education and specific objectives of Patriotic education of the child until the parents understood in the majority of Russian families.
Key words: family; patriotism; personality; young people; Native land.