УДК 130.123:37.01(47) ББК 87.3(2)61-07:86-67:74(2)
ИДЕЯ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЯХ И.А. ИЛЬИНА
Т.И. СИМОНЕНКО
Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7-9, г. Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация
E-mail: ts@rusk.ru
Рассматриваются представления И.А. Ильина об образовании и воспитании, сложившиеся в период его эмиграции (1922-1954 гг.). Анализируется оценка И.А. Ильиным состояния духовной жизни и системы образования в России. Показана связь духовного воспитания в понимании И.А. Ильина с проблемами соотношения человека и Бога, наличием у человека «духовного инстинкта», с пониманием значения сердца как органа духовной жизни, ролью семьи в воспитании, необходимостью религиозного воспитания, чувства патриотизма и сохранения традиции. Раскрыто значение понятия «предметность» для теории воспитания. Показано, что философские искания И.А. Ильина в направлении духовного воспитания обусловлены его размышлениями о настоящем и будущем современной ему России.
Ключевые слова: философия И.А. Ильина, образование, воспитание, дух, духовность, религиозность, семья, патриотизм, традиция, предметность.
THE IDEA OF SPIRITUAL NURTURE IN I.A. ILYIN'S PHILOSOPHY
T.I. SIMONENKO St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation E-mail: ts@rusk.ru
I.A. Ilyin's ideas about education and nurture created during his emigration period (1922-1954) are considered in the article. Ilyin's estimation of state of spiritual life and educational system in Russia is analysed. The author of the article shows connection of such concepts as: spiritual education idea from Ilyin's point of view, problems of God-human relation, human's availability of «spiritual instinct», importance of the heart like an organ of spiritual life, role of family in nurture, need for religious education, patriotic feelings and preservation of tradition. Meaning of the objectivity concept for theory of nurture is disclosed. In the article it is shown that Ilyin's consideration of spiritual education concept is caused by his thinking about the present and the future of Russia of his time.
Key words: I.A. Ilyin, education, nurture, spirit, spirituality, religiousness, family, patriotism, tradition, objectivity.
В русской философии образование характеризуется прежде всего как бытийственный феномен и исследуется в контексте онтологической реальности абсолюта, человека, социума и т. д. Известный русский философ и педагог И.А. Ильин в рамках разработанной им концепции воспитания обращается к идее духовного воспитания, соотнося с ним как идеалом пути средства, цели и задачи воспитания человека и изменения общества.
Основные работы И.А. Ильина, в которых разрабатывалась им проблема образования и духовного воспитания: «Путь духовного обновления» (1932-1935), «Путь к очевидности» (1954), ряд статей сборника «Наши задачи» (1948-1954) и др., - были написаны им во второй половине творческого пути, в период вынужденной эмиграции, в то время его жизни, которое характеризуется особенно пристальным рассмотрением современного ему общества и глубоким проникновением в существо основных его проблем. Несмотря на расстояния, отделявшие его от родины (сначала Германия, затем Швейцария), взор философа всегда был обращен к России, к ее сложной и трагичной судьбе.
Характеризуя период позднего творчества Ильина, можно отметить публицистический характер его сочинений, обусловленный, с одной стороны, разоблачительными нападками философа на коммунистическую идеологию и большевистский режим в России, с другой - пропагандой христианских ценностей и страстным желанием способствовать коренным изменениям в современной российской действительности. Как подчеркивает И.И. Евлампиев в своем анализе эволюции взглядов Ильина, по степени оригинальности публицистические сочинения философа не могут сравниться с его работами зрелого периода творчества, но его публицистика, «написанная "на злобу дня',' сегодня ока-
зывается столь же интересной и востребованной, как и его философские труды, написанные "в перспективе вечности"» [1, с. 10]. Эту мысль продолжает А.Е. Крикунов, отмечая в своем исследовании метафизических оснований педагогической концепции Ильина ясное понимание философского смысла в публицистическом по форме тексте1. Многие идеи Ильина о религиозном воспитании, внутренней свободе, возвышении духа, обоснование им связи образования и воспитания человека с духовной культурой общества восходят к философии ГЪгеля, что во многом придает размышлениям Ильина определенную философскую основательность и личностную убежденность. С этими суждениями нельзя не согласиться, и свидетельство тому - активное освоение наследия Ильина в философской и педагогической литературе последних лет.
Мысли Ильина о родине, ее будущности, путях возможного перелома во многом обусловили его обращение к проблеме формирования новой концепции воспитания в современной ему России. Ильин отчетливо понимал, что цели и задачи воспитания и образования, декларируемые и осуществляемые в послереволюционной России, являются реализацией культивируемого общественного идеала, безрелигиозного, опирающегося исключительно на идею социобиологической природы человека, и в условиях катастрофической потери духовных ориентиров все-таки предвещал возрождение национального духа и характера. «Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету, - пишет И.А. Ильин в своей статье «О воспитании в грядущей России», - через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности» [3, с. 179]. Интонация Ильина звучит уверенно и пророчески: «Эта директива -на сегодня, на завтра и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России» [3, с. 181].
Для И.А. Ильина очевидна главная проблема российского образования, приводящая всю систему образования и воспитания к состоянию кризиса, -отстраненность от внутренней, духовной жизни человека, поскольку российское образование, по мнению Ильина, ориентировано исключительно на образовательные цели (обучение знаниям, развитие памяти, формирование определенных навыков и практических умений), но не на воспитательные, затрагивающие духовную сферу личности. Здесь важно подчеркнуть, что Ильин различает понятия образования и воспитания, причем предпочтение он отдает именно воспитанию. Образование, как пишет Ильин, «само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера» [3, с. 178], поэтому необходимо формирование ценностного сознания личности, что и дается в воспитании. Из этой дихотомии образования и воспитания следует вывод о том, что образование не может иметь преимуще-
1 См.: Крикунов А.Е. Образование в перспективе онтологии (онтологическое обоснование педагогических практик в русской религиозной философии). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. 224 с. [2].
ственного значения, поскольку не формирует душу человека, его духовность, оно сводится к определенному роду знаний и умений человека, которыми бездуховный человек легко может злоупотреблять, осуществляя низменные цели, сиюминутные желания, и наоборот, знания как таковые не обеспечивают формирование духовно-нравственной личности. «Надо раз и навсегда установить и признать, - подчеркивает Ильин, - что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [3, с. 179]. Сходные идеи не раз озвучивались в рамках святоотеческой антропологии. Так, например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил о том, что «ум - только часть духа, а не весь дух. Но часть не может объять целого» [4, с. 252], поэтому человеческая ученость (премудрость) легко может служить растлению человека, его прихотям и греховным помыслам; предоставленная самой себе, она является самообольщением, знанием, преисполненным лжи и поставляющим в ложное отношение человека к себе и ко всему миру. Итак, образование без воспитания, по Ильину, неполно и несостоятельно, оно непременно должно включать в себя воспитание, нацеленное на развитие духовного как главного и определяющего основания в человеке.
Дух Ильин определяет как самые значительные и благородные силы и стремления человека: «... дух есть сила самоопределения к лучшему» [5, с. 95]. Дух утверждает в человеке честь и высшее достоинство, воспитывает характер, является основой внутреннего закона, справедливости и ответственности, открывает путь к Богу, истине и красоте. Иначе говоря, человек руководствуется уже не собственными приватными целями и интересами, а трансцендиру-ет к высшим ценностям. Духовность как особого рода онтологическая реальность - это обращение человека в совершенному образу всеми силами своей души и сознания, восприятие и принятие высших ценностей. О значении и месте духовной составляющей в суждениях Ильина, о задачах формирования новой России и нового человека подробно размышляет А.А. Корольков в главе «Духовная философия Ивана Ильина» в книге «Русская духовная философия»2. Автор построил свое размышление об Ильине на мысли о том, что «пути спасения России Иван Ильин видел не просто в обновлении экономики или идеологии, а в новом духовном опыте» [6, с. 204], предполагающем решение глобальной задачи формирования национальной культуры, основанной на живом религиозном опыте, а значит, спасение не только личной души, но и души всего русского народа. И действительно, по Ильину, духовность направляет человека в русло единения с духовной культурой общества, определяет характер, способы и формы его воспитания и образования: ее воздействие возвышает, устремляет человека к собственному преображению, ее недостаток или отсутствие выражается во внешнем, формальном взаимодействии индивидов и лишает человеческое существование какого-либо смысла.
2 См.: Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. 575 с. [6].
В понимании И.А. Ильина процесс образования (воспитания) человека обусловлен принятием им Божьей благодати, указующей и творящей ролью Абсолюта (Бога) в человеческой жизни. Человек онтологически причастен к Богу и потому ищет этого совершенства, взыскует духовного возрождения. В поздних произведениях Ильина этот мотив выражен более отчетливо (о трансформации представлений Ильина о соотношении человека и Бога в работе И.И. Евлампиева3). Реализуя свое стремление к Богу, человек способен, придав подлинную ценность своим мыслям и идеалам, осуществить свой направленный порыв к собственному духовному становлению. Ильин ясно формулирует представление о том, что духовное восхождение человека связано с принятием Божественного абсолюта, а значит - с необходимостью становления и развития религиозного сознания человека. Совершенное можно искать не только в религиозном созерцании, а в природе, искусстве, своем сердце, однако приняв дух, сделав его тем, что направляет жизнь человека, придает ему творческую направленность, способность к проявлению христианской любви, человек понимает, что «дух есть дыханье Божье» природного и человеческого бытия. А без духа человек не имеет истинного бытия, становясь не творческим исследователем мира, но лишь «существователем»4. Потому Ильин особое значение придает религиозному воспитанию, которое и делает человека духовно-нравственным и целостным.
Ильин, как и многие представители русской философской мысли, размышляет о необходимости религиозного воспитания, основанного на православных традициях народа, культивирующих способности к «сердечному созерцанию», проявлению христианской любви, творчеству и систематическому труду, дисциплине и свободе, единению с социумом и самостоятельности. И тогда человек преображается благодаря созерцающей любви, наличествующей в сердце человека, органе, который, по словам Ильина, «требует внимания, упражнения и привычки; он открывает перед человеком новые возможности и новые пути культуры» [8, с. 542]. Размышляя о сердце как духовном органе, Ильин продолжает традиционные темы русской философской мысли. Так, например, известны высказанные почти столетием ранее идеи П.Д. Юркевича о значении сердца для воспитания духа5.
Как неоднократно подчеркивает Ильин, знания, которыми обладает духовный человек, построены не на отвлеченном рассудочном размышлении, а на сердечном созерцании. Поэтому зажигание сердца, а не образование интеллекта или наполнение памяти - вот задача воспитания по Ильину, с которой необходимо справляться еще в самом раннем возрасте ребенка: «воспитание человека начинается с его инстинктивных корней» [8, с. 409], т. е. предпосылки
3 См.: Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1988. 512 с. [7].
4 См.: Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 410 [8].
5 См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Философские произведения. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 69-103 [9].
духовного, по Ильину, коренятся в самой природе человека. Основная задача воспитания как раз и состоит в том, чтобы пробудить духовное, которое существует у ребенка в форме инстинкта, развить и закрепить этот инстинкт до состояния духовно освященной целостности. «Кто желает воспитать ребенка, -писал он, - тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта» [8, с. 409]. Действительно, важнейшая задача пробуждения духовности стоит перед непосредственным окружением человека, теми, кто так или иначе играет в жизни отдельного человека воспитательную роль, - членами семьи, наставниками, являющимися носителями духовного и способными это духовное выразить. Не случайно семью Ильин называет «островом духовной жизни»6. Все начинается с семьи: и возрастание, и вырождение, причем не только сущностных характеристик определенного человека, но и всего человеческого рода. Ильин пишет: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [5, с. 142]. Семья ответственна за сохранение традиции и поддержание духовной культуры общества. В семье осуществляется передача нравственных принципов и культурных традиций подрастающему поколению, в частности, как подчеркивает Ильин, через освоение родного языка, погружение в атмосферу русской песенной и фольклорной культуры.
В качестве важнейшей составляющей духовности, формируемой изначально в семье, Ильин видит культуру национального чувства и патриотизм. Продолжая мысль Ильина, можно заметить, что основным принципом организации семьи традиционно был принцип отцовского авторитета, на основании которого строилась и крепилась патриархальная семья, где понятие «отец» могло относиться и к Богу, и к царю, и к отцу семейства, где культивировалось отношение уважения к авторитету. Именно в семье очерчивается принцип единения людей на основе воли, понимаемой как служение (обществу, государству, Богу). Из этого принципа следует идея Ильина о значении авторитета для формирования правосознания личности, вне которого также не может быть духовности: «... духовный, свободно признанный авторитет воспитывает человека к свободе и к силе»7, что обеспечивает порядок не только в личной, но и в общественной жизни. По мнению Ильина, через добровольное признание авторитета осуществляется воспитание духовно самостоятельной личности.
Значение семьи в том, что она является не только физическим, культурным, этическим, но и сакральным образовательным (по Ильину - воспитательным) пространством. Особое значение Ильин придавал религиозности в воспитании. Начала религиозности формируются, конечно, в семье, в условиях
6 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 145 [5].
7 Там же. С. 105.
культивирования православной веры. Религиозная духовность - основание цельности личности. Православная вера строится на основании христианской любви, поэтому в семье необходимо прививать ребенку любовь, ибо «любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо» [10, с. 421].
Безусловно, роль семьи для воспитания духовной составляющей человека исключительна, поскольку именно в детстве создаются условия для развертывания духовного инстинкта. Однако, как пишет Ильин, современная эпоха характеризуется упущением в воспитании духовности на уровне ее инстинктивных предпосылок, «последние поколения человечества разучились воспитывать в детях духовность инстинкта и тем открыли для них гибельные пути. Грядущая культура должна понять эту ошибку и обновить свое педагогическое искусство» [8, с. 408]. Ильин провидчески предупреждал о возможности возникновения таких эпох, которые будут характеризоваться родительской безответственностью, их духовно-нравственной незрелостью. Приоритет потребительских установок, инфантилизм и эгоизм - вот следствия разрыва с традицией, отбрасывания духовного основания - подлинного фундамента семьи. В главе «О семье» в книге «Путь духовного обновления» Ильин пишет: «Бывают эпохи, когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей начинают возрастать от поколения к поколению. Это как раз в те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи распространяющегося и крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят» [5, с. 144]. Безусловно, потеря существенного момента семейной традиции - передачи от поколения к поколению определенного духовного влияния, идейного наследия, отсутствие культурной солидарности, понимания и принятия культурного своеобразия, характерные для современного общества, есть следствие кризиса семьи, на истоки которого указывал Ильин, анализируя современную ему российскую действительность.
Философ глубоко убежден, что утрата достойного уровня образования, произошедшая в России, характеризуется разрушительными изменениями на всех уровнях воспитательно-образовательного процесса в стране - от семьи до высших учебных заведений. Каждый из этапов в воспитании человека имеет собственное значение для воспитания духовности и должен осуществлять свой вклад в этот процесс. Семья закладывает основы дальнейшего воспитания, значимыми ступенями образования являются начальная и средняя школы, там «многое, слишком многое, завершается в человеке чуть ли не на всю жизнь»8. Однако высшей ступенью в образовании человека является, по Ильину, академия, которая довершает воспитание, выводя человека на уровень самостоятельного духовного бытия, характеризующегося высоким интеллектуальным
8 См.: Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 157
потенциалом, способностью к творческому мышлению, умением быть внутренне свободным. Хотя и на этом воспитание, по Ильину, не заканчивается, поскольку далее оно осуществляется через процесс самовоспитания, уже не институциональный, но продолжающийся фактически всю жизнь человека.
Размышляя о высшем образовании в России, Ильин подчеркивает несостоятельность российской высшей школы, которая, по его мнению, не нацелена на формирование самостоятельной творческой личности: «Советские «Вузы» («высшие учебные заведения») подавляли и доныне подавляют самостоятельное мышление, приковывая мысль молодежи к мертвым глупостям «диамата» (диалектического материализма). Настоящая академия говорит человеку: «Смотри сам и думай сам!» И этим она воспитывает его к свободе, а не к умственному рабству» [11, с. 50].
В работе «Путь к очевидности» (глава «Борьба за академию»)9 Ильин размышляет о том, какой должна быть академия, с тем чтобы выполнить свое предназначение - сформировать самостоятельную, творческую, знающую личность. Главная опасность, по Ильину, - дедуктивное мышление, делающее «выводы из готовой мысли» и не способное, таким образом, привить человеку способность целостного созерцания, предполагающее постоянное сражение за чистоту академического метода, характеризующуюся гибкостью и зоркостью духа, ясностью и правдивостью изложения. При этом научно-образовательная деятельность академии, по мнению Ильина, не только не противоречит вере, но и предполагает наличие в ней глубокого религиозного смысла. Преподавание требует религиозной искренности, иначе путь истинного познания передать ученикам невозможно, «творчество истинного ученого есть тихое богослужение. «Понятие» Бога не является объясняющей «гипотезой» в составе науки, но Дух Божий есть истинная и определяющая основа всех академических трудов и достижений» [8, с. 467]. Эта мысль Ильина особенно затрагивает ум и сердце. Как же она оттеняет ту пропасть, перед которой стоит современное образование, так настойчиво обозначаемое в последние годы как «сфера услуг»!
Значительное место в творчестве Ильина периода эмиграции занимает тема патриотизма как еще одной составляющей духовности личности и как средства ее реализации. Он много рассуждает о любви к Родине, народу, о формировании истинного правосознания как выражения подлинного патриотизма. Сам Ильин выступает как истинный патриот, с болью взирающий на послереволюционную Россию. Идеи воспитания и образования Ильина не имеют для него самодостаточного значения, они тесно связаны с мечтой философа переустроить современное ему общество и верой в то, что преображение человека и общества возможно. Размышляя о будущем России, Ильин пишет: «Какое обширное, какое плодородное духовное поле откроется перед нами в грядущей освобожденной России, где русская национальная талантливость познает бремя ответственности и энергию дисциплины!..» [8, с. 448]. Для Ильина особенно важно воспроизведение в воспитании национальной составляющей
9 См.: Ильин И.А. Путь к очевидности. С. 381-560.
культуры, обеспечивающей особенное звучание и значение нравственной составляющей в воспитании человека.
По Ильину, критерием подлинной образованности человека (не только в смысле имеющихся знаний, умений, навыков, но и духовной зрелости и мудрости) является зрелость суждений, которая обеспечивается верой и связанными с ней религиозными практиками (молитва, аскеза), постоянным трудом самосовершенствования, привычкой к дисциплине, сдержанности, собиранию сил. Суждение предполагает заинтересованное сосредоточение на предмете, включение его в свой опыт познания, личностное восприятие предмета суждения как собственного содержания. Ильин подчеркивает: «И только тот, кто «восприимет» в себя предмет своего суждения, может надеяться на то, что не он (субъект) скажет что-то о предмете, а сам предмет «заговорит» через него о себе и произнесет о самом себе драгоценное суждение» [8, с. 441]. Поэтому одной из задач духовного воспитания является воспитание к предметности, что означает, по Ильину, необходимость, «во-первых, вывести человеческую душу из состояния холодной индифферентности и слепоты к общему и высшему, ... во-вторых, отучить человека от узкого и плоского своекорыстия...» [12, с. 183].
У Ильина понятие «предметность» довольно емко и выходит за границы обычного словоупотребления, связанного с понятием «предмет» и несущего смысл вещественной характеристики объективного мира. Философ придает этому понятию смысл идеальный, характеризующий не объективный мир, а самого человека с точки зрения развертывания его духовно-творческого потенциала, предполагающего придание духовно-ценностных ориентиров творческой работе сердца, воли, разума, воображения и т. д.
Понимание предметности связано с определением человеком своей цели и отношением к ней. Те цели человека, которые направлены на достижение частных интересов и реализацию личных потребностей, не могут считаться предметными, поскольку вовсе не культивируют в человеке духовное достоинство, не ориентируют на полноту и цельность человека, которые возможны только в условиях единства с народом, церковью, Богом и миром. Но есть общая цель, которая, будучи связанной с высшими ценностями, придает наиболее глубокий смысл жизни человека и предполагает абсолютную преданность человека этой общей цели, - «это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь» [12, с. 182]. Предметность как выражение высшей цели предполагает для русского человека беззаветное служение России во благо ее спасения и процветания. «Жить и действовать так, -восклицал И.А. Ильин, - значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека: это значит жить предметно, т. е. -службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей. Или, что то же самое, - ввести себя в предметную ткань Дела Божия на земле» [12, с. 183]. Предметность, таким образом, это особого рода единство с миром, устремленность к тождеству с действительно ценным предметом, актуализация таких человеческих переживаний, как чувство ответственности, со-
вестливости, справедливости. Предметность дарует свободу, поскольку выводит человека за пределы индивидуалистической жизненной ориентации, собственного эгоизма и возвышает до уровня духовной жизни.
Характеристики предметности составляют базовый уровень воззрений Ильина на воспитание и образование. И не только: обостренное чувство справедливости и живая любовь к предмету - основа мировоззрения самого Ильина. Его рассуждения о бедах и путях преображения России являют нам философа, исполненного состраданием, тонко чувствующего корни русской традиционной культуры и чутко отзывающегося на утрату и забвение основ нравственно-духовной жизни. Рассматривая современное состояние российского образования с точки зрения критериев его оценки в философии Ильина, можно констатировать кризисное состояние современной российской образовательной системы и еще раз задуматься о содержании ее целеобразующих принципов. В этом случае действительно востребованы духовные прозрения Ильина, указывающие на истинное место и значение духовности в человеческом образовании, на принадлежность самого образования к сфере духовной культуры общества.
Список литературы
1. Евлампиев И.И. От религиозного экзистенциализма к философии православия: достижения и неудачи Ивана Ильина // И.А. Ильин: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 7-64.
2. Крикунов А.Е. Образование в перспективе онтологии (онтологическое обоснование педагогических практик в русской религиозной философии). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. 224 с.
3. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России I // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 2: Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. С. 178-182.
4. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело // О человеке. М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2004. С. 188-310.
5. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 39-282.
6. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. 575 с.
7. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. 512 с.
8. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. С. 381-560.
9. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 69-103.
10. Ильин И.А. О Русской идее I // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 2: Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 419-423.
11. Ильин И.А. Академическое несчастье молодых поколений // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 2: Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Кн. 1. М.: Русская книга, 1993. С. 50-54.
12. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России II // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 2: Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. С. 182-188.
References
1. Evlampiev, I.I. Ot religioznogo ekzistentsializma k filosofii pravoslaviya: dostizheniya i neudachi Ivana Il'ina [From religious orthodoxy to the philosophy of existentialism: achievements and failures of Ivan Ilyin], in I.A. Ilyin:pro et contra, Saint-Petersburg: Izdatel'stvo RKhGI, 2004, рр. 7-64.
138
CoAoebeecKue uccnedoeaHun. BbmycK 3(39) 2013
2. Krikunov, A.E. Obrazovanie v perspektive ontologii (ontologicheskoe obosnovanie pedagogicheskikh praktik v russkoy religioznoy filosofii) [Education in the perspective of the ontology (the ontological establishing of pedagogical practices in the Russian religious philosophy)], Elets: EGU im. I.A. Bunina, 2010, 224 p.
3.Il'in, I.A. O vospitanii v gryadushchey Rossii I [About the upbringing of the future Russia I], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 10 t., t. 2, kn. 2 [Collection of works in 10 vol., vol. 2, book 2], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 178-182.
4. Svyatitel' Luka (Voyno-Yasenetskiy). Dukh, dusha i telo [Spirit, soul and body], in O cheloveke [Oh man], Moscow, Izdatel'stvo Pravoslavnogo bratstva svyatogo apostola Ioanna Bogoslova, 2004, pp. 188-310.
5. Il'in, I.A. Put' dukhovnogo obnovleniya [Way of spiritual updating], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 101., 1.1 [Collection of works in 10 vol., vol. 1], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 39-284.
6. Korol'kov, A.A. Russkaya dukhovnaya filosofiya [The Russian spiritual philosophy], Saint-Petersburg, Izdatel'stvo RKhGI, 1998, 575 p.
7. Evlampiev, I.I. Bozhestvennoe i chelovecheskoe v filosofii Ivana Il'ina [The divine and the human in the philosopher Ivan Ilyin], Saint-Petersburg, Nauka, 1998, 512 p.
8. Il'in, I.A. Put' k ochevidnosti [Way to evidence], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 101., t. 3 [Collection of works in 10 vol., vol. 3], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 381-560.
9. Yurkevich, PD. Serdtse i ego znachenie v dukhovnoy zhizni cheloveka, po ucheniyu slova Bozhiya [Heart and its value in spiritual human life, under the doctrine of a word of God], in Yurkevich, P.D. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical works], Moscow, Izdatel'stvo «Pravda», 1990, pp. 69-103.
10. Il'in, I.A. O Russkoy idee I [About the Russian idea I], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 101., t. 2, kn. 1 [Collection of works in 10 vol., vol. 2, book 1], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 419-423.
11. Il'in, I.A. Akademicheskoe neschast'e molodykh pokoleniy [Academic misfortune of young generations], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 101., t. 2, kn. 1 [Collection of works in 10 vol., vol. 2, book 1], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 50-54.
12. Il'in, I.A. O vospitanii v gryadushchey Rossii II [About the upbringing of the future Russia II], in Il'in, I.A. Sobranie sochineniy v 10 t., t. 2, kn. 2 [Collection of works in 10 vol., vol. 2, book 2], Moscow, Russkaya kniga, 1993, pp. 182-188.