Научная статья на тему 'Структура антиципационной состоятельности лиц, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр'

Структура антиципационной состоятельности лиц, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
605
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAMES (MMORPG) / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ РОЛЕВЫЕ ОНЛАЙН ИГРЫ (MMORPG) / АНТИЦИПАЦИЯ / INTERNET ADDICTION / ANTICIPATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Л. И., Чухрова М. Г., Пронин С. В.

Проведено сравнение антиципационной состоятельности взрослых пользователей российского интернета, склонных к возникновению зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр, и пользователей, не склонных к такой зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлова Л. И., Чухрова М. Г., Пронин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF ANTICIPATION OF INTERNET USERS WITH RISK OF MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAMES ADDICTION

Comparing of anticipation of groops with risk of addiction vs non-addict from massively multiplayer online role-playing games in Russian internet user’s adult population.

Текст научной работы на тему «Структура антиципационной состоятельности лиц, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр»

3. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - АПНРСФСР, 1961.

4. Филатова, Ю.О. Инновационные технологии исследования ритма речи (научный обзор) / Ю.О. Филатова, М.В. Конончук // Голос

и речь. - 2012. - № 1(6).

5. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования. - М., 2011.

6. Калинин, А.В. Анализ временных особенностей голосоречевых образцов у детей / А.В. Калинин, В.К. Макуха, О.Г. Фетисова // Акту-

альные проблемы электронного приборостроения: материалы XI международной конф. - Новосибирск, 2012. - Т. 5.

7. Тексты для проверки техники чтения в 1-4 классах [Э/р]. - Р/д: http://pedsovet.su/load/239-1-0-3779

8. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова,

Н.П. Кабанова. - М., 1999 [Э/р]. - Р/д: http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm

Bibliography

1. Orlova, O.S. Narusheniya golosa: ucheb.-metod. posob. - M., 2008.

2. Volkova, L.S. Logopediya: uchebnik dlya studentov defektologicheskikh fakuljtetov pedagogicheskikh vihssh. ucheb. zavedeniyj / L.S. Volkova,

R.I. Lalaeva, E.M. Mastyukova [i dr.]; pod red. L.S. Vlasovoyj. - M., 2008.

3. Paramonova, L.G. Logopediya dlya vsekh. - APNRSFSR, 1961.

4. Filatova, Yu.O. Innovacionnihe tekhnologii issledovaniya ritma rechi (nauchnihyj obzor) / Yu.O. Filatova, M.V. Kononchuk // Golos i rechj. -

2012. - № 1(6).

5. Morozov, V.P. Neverbaljnaya kommunikaciya: ehksperimentaljno-psikhologicheskie issledovaniya. - M., 2011.

6. Kalinin, A.V. Analiz vremennihkh osobennosteyj golosorechevihkh obrazcov u deteyj / A.V. Kalinin, V.K. Makukha, O.G. Fetisova // Aktualjnihe problemih ehlektronnogo priborostroeniya: materialih XI mezhdunarodnoyj konf. - Novosibirsk, 2012. - T. 5.

7. Tekstih dlya proverki tekhniki chteniya v 1-4 klassakh [Eh/r]. - R/d: http://pedsovet.su/load/239-1-0-3779

8. Rozentalj, D.Eh. Spravochnik po pravopisaniyu, proiznosheniyu, literaturnomu redaktirovaniyu / D.Eh. Rozentalj, E.V. Dzhandzhakova, N.P. Kabanova. - M., 1999 [Eh/r]. - R/d: http://www.classes.ru/grammar/127.Rosental-pravopisanie/74.htm

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 159.9+616.89

Kozlova L.I., Chuhrova M.G., Pronin S. У STRUCTURE OF ANTICIPATION OF INTERNET USERS WITH RISK OF MASSIVELY MULTIPLAYER ONLINE ROLE-PLAYING GAMES ADDICTION. Comparing of anticipation of groops with risk of addiction vs non-addict from massively multiplayer online role-playing games in Russian internet user's adult population.

Key words: internet addiction, massively multiplayer online role-playing games (MMORPG), anticipation.

Л.И. Козлова, психотерапевт, г. Новосибирск, E-mail: alda@ngs.ru; М.Г. Чухрова, д-рмед.наук, ФГБОУВПОНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru;

С.В. Пронин, канд. мед. наук, АНОНБ «Витар», г. Новосибирск, E-mail: svpronin@rambler.ru

СТРУКТУРА АНТИЦИПАЦИОННОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ РОЛЕВЫХ ОНЛАЙН ИГР

Проведено сравнение антиципационной состоятельности взрослых пользователей российского интернета, склонных к возникновению зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр, и пользователей, не склонных к такой зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость, многопользовательские ролевые онлайн игры (MMORPG), антиципация.

В связи с распространением интернета, все большее значение приобретает проблема интернет-зависимости. В широком смысле «интернет-зависимость» можно определить как «навязчивое (компульсивное) желание войти в Интернет, находясь offline, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [1].

При этом интернет является как посредником для реализации давно существовавших форм аддикций (шопинг, сексу-альнаяаддикция), так и создает почву для возникновения аддик-ций, существование которых было технически невозможно до возникновения интернета. Реализациия таких аддикций, как правило, требует наличия скоростного интернета, в результате их основными жертвами становятся жители больших городов. Частным проявлением интернет-зависимости является зависимость от MMORPG.

MMORPG (англ. massivelymultiplayeronlinerole-playinggame) - многопользовательские ролевые онлайн игры - жанр онлайновых компьютерных ролевых игр, в которых большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире, в основном, в жанре фэнтези. MMORPG являются одной из наиболее частых причин возникновения интернет-зависимости. Результатом зависимости от MMORPG является практически полное вовлечение игрока в существование в игровом мире - битвы, осады, военные договоры и даже свадьбы, многогранная игровая реальность постепенно заменяет реальную жизнь, друзей, отношения. Дополнительным фактором риска является социальная приемлемость подобной аддиктивной реализации,

близкие зависимых начинают считать ее проблемой только при явной социальной дезадаптации - увольнение с работы и отсутствие попыток трудоустройства, исключение из учебного заведения. Сами же зависимые проявляют удивительную «неосведомленность» о социальных последствиях провождения в игре по 12 часов в сутки.

Одним из диагностических критериев интернет-зависимости является увеличение времени проводимого в сети, несмотря на явно негативные последствия для реальной жизни (работы, семьи, друзей). Известен так же феномен «выпадания» из времени во время компьютерных игр, который сами игроки описывают как «сел на полчаса перед сном поиграть, гляжу уже пять утра», как следствие опоздания и проблемы на работе и учебе.

В связи с этим возникает вопрос, являются ли данные феномены единичными, или для лиц, склонных к интернет-зависимости, характерно снижение прогностических способностей в целом.

Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [2].

Антипационные способности играют существенную роль практически во всей деятельности человека. Прогнозы живого существа призваны оптимизировать результаты его действий. Поэтому они адекватны именно тем переменным характеристикам среды, от которых зависит успешность действия [3].

Именно антиципация, по мнению Б.Г. Ананьева, обеспечивает формирование и программирование поведения и деятельности, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и коммуникативные акты, так как любой акт общения человека с другими людьми (от самых элементарных до сложных форм организации совместной деятельности) всегда неизбежно включает антиципационные процессы.Антиципационная состоятельность - свойство личности, ее устойчивая характеристика. Антиципационные способности являются необходимым элементом регуляции деятельности, поведения и эмоциональных состояний человека и целом участвуют в процессах адаптации личности к меняющимся условиям среды.

Известно, что антиципация развивается и усложняется непрерывно в ходе онтогенеза ребенка, проявляясь в различных формах. «В жизни человека нет такого периода, когда бы он был полностью лишен предвосхищающих схем» (Сергиенко Е.А., 1992). Считается, что при адекватном развитии механизмы антиципации формируются к 11-13 годам.

С развитием психики ребенка предыдущие уровни антиципации не исчезают, а включаются в качественно новую интеграционную схему. Несостоятельность антиципационных механизмов, как следствие равномерного недоразвития целостной функциональной системы ЦНС лежит в основе невротических и двигательных расстройств у детей. О родстве механизмов двигательных и эмоциональных расстройств указывает B.A. Mor-rongiello, P.T. Rocca (1989). Л.О. Бадалян (1982) рассматривал нарушение моторных навыков у детей как следствие равномерного недоразвития целостной функциональной системы ЦНС или недоразвития связей между нервными центрами. И в том, и в другом случаях очевидна несостоятельность механизмов антиципации, отличие состоит лишь в уровне нарушений: психологическом и психопатологическом при невротических симптомах и психофизиологическом - при двигательных отклонениях [4].

Известно, что на уровне животного мира прогрессивная эволюция возможна только в том случае, если животные имеют возможность подготовиться к предстоящим событиям. Сходное предположения можно также признать верными и в случае с человеческой личностью: развитие в процессе социализации человека антиципационных способностей эволюционно обусловлено. Оно направлено на упреждение запредельных для психики переживаний, на более полноценную и качественную адаптацию личности к социуму.

Исследование прогностической компетентности в связи с личностными свойствами, выполненное Н.П. Ничипоренко показало, что взаимосвязи прогностической компетентности со свойствами личности, обеспечивающими успешность адаптации (уравновешенность, общительность) являются прямыми, а со свойствами личности, обуславливающими нестабильность психической сферы (невротичность, депрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность) являются обратными. Из чего следует, что прогностическаянекомпетентнось указывает на возможные нарушения в системе психической адаптации личности [5].

На данный момент обнаружены закономерности нарушения антиципационной состоятельности при различных типах психической патологии. У пациентов с невротическими расстройствами прогностическая некомпетентность имеет статус премор-бидного фактора. Наблюдается снижение антиципационных способностей по всем параметрам (временному, пространственному, личностно-ситуативному), склонность к моновариантному типу прогнозирования, предпочтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочарованиям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчивостью [2]. Истерические личности не способны структурировать время, не запо-

минают ошибочные прогнозы, предпочитают прогнозировать только радостные события и благоприятные исходы; личности с шизоидными расстройствами отличаются моторной неловкостью и испытывают трудности экстраполяции конкретного жизненного опыта в силу высокой концентрации на внутреннем мире; эмоционально-неустойчивые ригидны и малоуспешны в предвидении коммуникативных ситуаций; при параноидных расстройствах подозрительность и эгоцентризм обусловливают склонность к негативным прогнозам и нечувствительность к иным вариантам исхода, кроме собственного [6].

Цель данного исследования: выявление особенностей антиципации у лиц, склонных к зависимости от MMORPG.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 210 человек, возраст испытуемых от 18 до 32 лет. Все участники исследования были активными пользователями интернета более 2х лет, что позволяет исключить период транзиторного увлечения Интернетом при первоначальном с ним знакомстве.

Путем исключения испытуемых со средними значениями по шкале интернет-зависимости было сформировано 2 экспериментальные группы по 72 человека. В группу склонных к интернет-зависимости были включены 36 мужчины и 36 женщин с максимальными показателями зависимости (по опроснику > 62 баллов), в группу не склонных к интернет-зависимости 36 мужчин и 36 женщин с минимальными показателями зависимости (менее 35 баллов). Пороговые значения были определены по деревьям классификации с оценкой статистически значимого уровня отклика для выявления зависимого состояния от интернета.

В качестве основного занятия в интернете все участники, вошедшие в группу склонных к интернет-зависимости, указали многопользовательские ролевые онлайн игры -MMORPG (LineAge).

Методы исследования:

1. Для выявления интернет-зависимости был использован тест на интернет-зависимость К. Янг, адаптированный В.А. Лоскутовой [7].

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых оценивается по пятибалльной шкале - от одного («никогда или крайне редко») до пяти («всегда»). Набранная испытуемым в ходе заполнения опросника сумма, позволяет отнести его к одной из трех категорий, а именно: «не склонный к интернет-зависимости» - 20-49 баллов; «склонный к интернет-зависимости» - 5079 баллов и «интернет-зависимый» - 80-100 баллов, для наших групп выявление зависимости было значимо при суммарном балле опросника более 62 баллов.

2. Для выявления антиципационной состоятельности использовался тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В.Д. Менделевича. Данный тест состоит из 81 вопроса, каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале от одного (совершенно не согласен) до пяти (совершенно согласен). Результаты подсчитываются по четырем шкалам: общая антиципационная состоятельность, личностно-ситуативная, пространственная (двигательная) и временная (хро-норитмологическая) антиципационная состоятельность [8; 9].

Результаты и их обсуждение

Статистический анализ проводили с использованием ANOVA по программе STATISTICA forWindows, Stat. Soft, Inc., 1984-2001.

В результате, были выявлено, что склонные к зависимости от MMORPG пользователи сети имеют достоверно более низкие показатели личностно-ситуативной (P = 0,002; F = 10,2), пространственной (P = 0,0001; F = 17,9) , временной (P = 0,002; F = 9,7) и общей антиципации (P = 0,0001 F = 22,1), чем пользователи, не склонные к интернет-зависимости.

Таблица 1

Средние значения антиципационной состоятельности

Группа Средние значения антиципационной состоятельности (m ± SD)

Личностно ситуативная Двигательная (пространственая) Bременная Общая

Не склонные к зависимости от MMORPG 167,4 ±14,0 5З,З ±8,2 40,4 ± 7,1 261,0 ±21,7

Склонные к зависимости от MMORPG 157,6±16,2 45,9 ±8,8 З5,5 ±8,5 2З9 ±24,8

норма 166- 275 52-70 42-60 241-405

При этом значения личностно-ситуативной антиципации не склонных к зависимости пользователей сети соответствуют нижней границе нормы, а у склонных к зависимости ниже нормы. Двигательная антиципация у несклонных к зависимости так же находится на нижней границе нормальных значений, а у склонных к зависимости ниже нормы. Временная антиципационная состоятельность ниже нормы у всех активных пользователей сети интернет, как склонных, так и не склонных к интернет-зависимости, при этом у пользователей, склонных к зависимости, значения достоверно ниже, чем у не склонных к ней. При этом средние значения общей антиципационной состоятельности у группы склонных к интернет-зависимости пользователей сети немного ниже нижней границы нормы, а у несклонных к зависимости - значительно ее превосходят.

Таким образом, склонных к зависимости от MMORPG пользователей интернета можно назвать «антиципационно несостоятельными» по определению В.Д. Менделевича.

Личностно-ситуативная антиципационная несостоятельность означает, что склонные к зависимости от MMORPG пользователи затрудняются в предвосхищении поступков других людей, не умеют прогнозировать развитие ситуаций межличностного взаимодействия, поведения партнеров в конфликтах, недостаточно предвидят свои собственные реакции и поступки. То есть, у данной группы пользователей нарушены коммуникативные способности.

Пространственная антипационная несостоятельность проявляется недостаточным уровнем способностей предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, т.е. моторной неловкостью. Такие люди производят впечатление неловких, неуклюжих, некоординированных, у них «все валится из рук», они не умеют «работать руками», зачастую довольно беспомощны в обыденной жизни.

Временная антиципационная несостоятельность проявляется неспособностью распределять и адекватно планировать свое время. С этим показателем связана характерная для зависимых лиц «привычка» зависать в интернете при изначальном намерении «зайти на пять минут». Своеобразный симптом потери контроля за временем нахождения в сети, описанный нами ранее [10].

Интересен также тот факт, что у группы не склонных к зависимости от MMORPG активных пользователей интернета, личностно-ситуативная и пространственная антиципационная состоятельность так же находится на нижней границе нормы. Что подтверждает наше предположение, что интернет в качестве среды коммуникации выбирают люди с изначально сниженными коммуникационными способностями [10]. Нарушение временной антиципации в обеих группах возможно обусловлено как изначальной хроноритмологическойантиципационной несостоятельностью или склонностью к ней, так и вторичным нарушением биологических ритмов в результате привычки пользоваться интернетом по ночам.

Полученные результаты хорошо согласуются с антипаци-онной концепцией неврозогенеза. Данная концепция была выдвинута, обоснована и апробирована В.Д. Менделевичем (19882000) на основании клинико-психопатологических исследований и серии патопсихологических экспериментов. Суть ее заключается в том, что механизм формирования невротических расстройств рассматривается как производное от преморбидных особенностей функционирования антиципации и вероятностноБиблиографический список

го прогнозирования. Возникновение невротических расстройств обусловлено антиципационной несостоятельностью, неспособностью реалистично и адекватно строить прогноз событий и прогнозировать собственные реакции на значимые жизненные ситуации.

Одной из важных характеристик зависимой личности в рамках данной теории считается неспособность в полной мере и адекватно планировать и прогнозировать будущее. Известно, что для людей с личностными расстройствами и девиациями типично прямое следование случайно возникшей ситуации под непосредственным влиянием внешних условий, без учета соответствующего вероятностного прогноза. Они обычно опираются на короткий ряд предшествующих последовательностей. В определенных ситуациях у таких людей может проявляться интеллектуальная недостаточность в виде своеобразной некритично-сти, склонности к поступкам без понимания путей и средств, ведущих к их результативности, отсутствие, несмотря на печальный жизненный опыт, какого-либо понимания своей недостаточности. Эта недостаточность обнаруживается не в связи с утратой знаний, снижением способности к усвоению нового, а из-за отсутствия должного учета прошлого, надлежащего прогнозирования на будущее, осмысления и предвидения последствий сделанного.

При этом у гармоничной личности преобладает многовариантный тип вероятностного прогнозирования, у зависимой — моновариантный.Последний характеризуется нацеленностью лишь на один-единственный субъективный значимый прогноз развития событий при игнорировании всех иных.

Индивид с зависимыми формами поведения, как правило, либо не склонен прогнозировать и планировать собственное будущее, либо ориентирован лишь на успех — положительный для него исход событий. Так, наркозависимый живет сегодняшним днем, минутой. Его не страшит состояние, которое может развиться после употребления наркотика. Его ничему не учит прошлый (собственный или чужой) опыт. Он не способен или не желает в полном объеме представить свое будущее. При этом у лиц с наркотической и алкогольной зависимостями в исследовании данного автора отмечалось снижение показателей по всем составляющим антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) по сравнению с контролем. Наиболее выраженные отличия регистрировались по личностно-ситуативной и пространственной составляющим [9].

Таким образом, личность склонных к зависимости от MMORPG пользователей сети интернет характеризуется сниженными значениями всех параметров антиципационной состоятельности, при этом наибольшие нарушения выявлены для временной (хроноритмологической) несостоятельности. Данные характеристики полностью совпадают с имеющимися в литературе данными о структуре антиципации у зависимых личностей. Учитывая, что при исследовании личностных характеристик склонных к зависимости от MMORPG пользователей, ранее были выявлены свойства личности, более характерные для подросткового возраста - «подростковый комплекс», а так же для лиц с подчиненным поведением [10], можно предположить, что низкие антиципационные способности являются результатом исходного комплексного недоразвития личности, а не вызваны влиянием интернета, и, при наличии соответствующих внешних условий, данное недоразвитие личности может являться премор-бидным фактором развития интернет-зависимости.

1. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Э!р]. - Рід: http:llflogiston.rularticleslnetpsylrefinf

2. Менделевич, B^. Антиципационные механизмы неврозогенеза II Психологический журнал. - 1996. - № 4.

3. Фейгенберг, И.М. Память и вероятностное прогнозирование II Bопросы психологии. - 197З. - № З.

4. Менделевич, B^. Неврозология и психосоматическая медицина I B^. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М., 2002.

5. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования I Н.П. Ничипоренко, B^. Менделевич II Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 5.

6. Узелевская, А.Э. Bзаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002.

7. Лоскутова, B.A. Тест на Интернет-зависимость II Клиника СПО Центр: [Э1р]. - Р/д: http:llwww.psyhelp.ru/textsliad_testlhtm

8. Менделевич, B^. Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) II Социальная и клиническая психиатрия. - 200З. - № 1.

9. Менделевич, B^. Руководство по аддиктологии. - СПб., 2006.

10. Козлова, Л.И. Личностные характеристики пользователей сети Интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн игр I Л.И. Козлова М.Г. Чухрова II Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № З(З4).

Bibliography

1. Zhichkina, A.E. Socialjno-psikhologicheskie aspektih obtheniya v Internete [EhIr]. - RId: http:IIflogiston.ruIarticlesInetpsyIrefinf

2. Mendelevich, V.D. Anticipacionnihe mekhanizmih nevrozogeneza II Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1996. - № 4.

3. Feyjgenberg, I.M. Pamyatj i veroyatnostnoe prognozirovanie II Voprosih psikhologii. - 1973. - № 3.

4. Mendelevich, V.D. Nevrozologiya i psikhosomaticheskaya medicina I V.D. Mendelevich, S.L. Solovjeva. - M., 2002.

5. Nichiporenko, N.P. Fenomen anticipacionnihkh sposobnosteyj kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya I N.P. Nichiporenko,

V.D. Mendelevich II Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. - T. 27. - № 5.

6. Uzelevskaya, A.Eh. Vzaimosvyazj prognosticheskoyj (anticipacionnoyj) kompetentnosti s klinicheskimi formami, vihrazhennostjyu i stepenjyu kompensacii lichnostnihkh rasstroyjstv: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2002.

7. Loskutova, V.A. Test na Internet-zavisimostj II Klinika SPO Centr: [Ehlr]. - Rld: http:llwww.psyhelp.ru/textsliad_testlhtm

8. Mendelevich, V.D. Test anticipacionnoyj sostoyateljnosti (prognosticheskoyj kompetentnosti) II Socialjnaya i klinicheskaya psikhiatriya. -

2003. - № 1.

9. Mendelevich, V.D. Rukovodstvo po addiktologii. - SPb., 2006.

10. Kozlova, L.I. Lichnostnihe kharakteristiki poljzovateleyj seti Internet, sklonnihkh k zavisimosti ot mnogopoljzovateljskikh rolevihkh onlayjn igr I L.I. Kozlova M.G. Chukhrova II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3(34).

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 373.2.016

Kyshtymova T.A. EDUCATION OF BASES OF PATRIOTISM AT THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF ACQUAINTANCE WITH CULTURE OF THE PEOPLE OF THE KHANTY. In article the problem of education of bases of patriotism at preschool children is considered at acquaintance with culture of the people of the North, a question of implementation of the pedagogical project on education at children of the advanced preschool age of interest and love to the small Homeland on the basis of acquaintance with the native land.

Key words: Small Homeland, culture, Khanty, patriotic education, study of local lore, children of the advanced preschool age.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.А. Кыштымова, аспирант каф. теории и методики дошкольного образования,

Шадринский гос. педагогический институт, г. Шадринск, E-mail: tatyanakys@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДА ХАНТЫ

В статье рассматривается проблема воспитания основ патриотизма у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Севера, вопрос реализации педагогического проекта по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем.

Ключевые слова: Малая Родина, культура, ханты, патриотическое воспитание, краеведение, дети старшего дошкольного возраста.

Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности.

Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая по-своему стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых не может человек состояться как личность. Воспитание патриотизма всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Если в прежние годы (советский период) эта задача рассматривалась через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то сегодня прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского - народность, приобщение к национальному как к базе патриотического воспитания.

В настоящее время наблюдается кризис образования не только в России, но и во всем мире. Ведущие философы, психологи, педагоги ищут выход из этого кризиса. Мнения ученых М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, В.С. Библера, С.Ю. Курганова, В.А. Сластенина и других сводятся к мысли об изменении смысла и цели образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры. В.И. Андреев считает, что «элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры» [1 ].

У детей в старшем дошкольном возрасте закладываются основы патриотизма, развивается интерес к родному краю. Формированию активной позиции детей способствует создание в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность рассматривания книг, иллюстраций с особенностями жизни, быта, культуры коренных народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа. В связи с тем, что на данной территории проживают преимущественно ханты, акцент в работе с дошкольниками делается на формирование интереса к культуре этого коренного народа.

С целью повышения уровня сформированности патриотических чувств у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения нами было проведено экспериментальное исследование. На этапе констатирующего эксперимента была подобрана методика диагностики, которая включает в себя комплекс методов, направленных на выявление особенностей представлений детей о Родине и характера отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего края. С целью выявления особенностей представлений старших дошкольников о малой Родине и отношения к ней нами была использована методика «Что ты знаешь о своем крае».

Результаты исследования показали, что 48% воспитанников экспериментальной группы имеют низкий уровень сформированности знаний о малой Родине. Дети имеют достаточно скудные представления о родном крае, могут путать названия округа и города, не знают символики округа, его особенности. На вопросы педагога отвечают односложно, не эмоционально. У детей отсутствует познавательный интерес к жизни своей малой Родины, они не задают вопросов о родном крае, не проявляют интереса к разговорам детей об ее истории и современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.