УДК 378.1
А. В. Шарыпин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ
Рассматривается роль воспитания в формировании социальной и профессиональной компетентности будущего педагога, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности студентов, обоснованы педагогические условия развития студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, студенческое самоуправление, воспитывающая среда вуза, педагогическое сопровождение.
В условиях развития современного общества, когда от интеллектуального и физического состояния человека зависит будущее нашей страны, особенно важной является задача развития качеств социального взаимодействия у студентов. Решение данной задачи созвучно принципам современного образования, которое заключается не только в обучении, но и в воспитании молодежи. В Законе РФ «Об образовании» описательно представлены цели и содержание воспитания. В частности, образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
Проблемы в социальной и экономической жизни общества сегодня непосредственно сказываются и на подрастающем поколении. Социуму, работодателю, производству нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Основная черта современной реальности в области профессионального образования - резкое повышение требований жизни к необходимости полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также за решение конкретных проблем.
Существовавшая длительное время система подготовки учителей уже не может в полной мере удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом на современном этапе его развития. Выпускники педагогических высших образовательных учебных заведений ощущают в той или иной степени свою неподготовленность к постоянно меняющемуся миру школы, к организации самоуправления школьников.
В самом общем социальном смысле на современном этапе воспитание, включающее опыт самоуправления, все больше понимается как процесс социализации, приобщения молодежи к высокой культуре социальной самореализации, определяющейся общественно-значимой направленностью интересов и заключающейся в реализации природных и индивидуальных способностей, личностного предназначения, творческого потенциала и др. [1, с. 12].
Воспитательная система в вузах становится одним из аспектов развития личности студента, обеспечения конкурентоспособности на основе взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов в сферах их совместной учебной и внеучебной деятельности, а также при реализации самоуправления.
Полноценное активное социальное развитие личности будущего специалиста может быть обеспечено созданием различных форм коллективной самоорганизации, в частности, органов самоуправления в вузе. Однако, по данным исследований В. В. Овчинникова,
В. Э. Филиппова, Г. А. Поповой, сегодня только 3-5 % студентов активно принимают участие в студенческом самоуправлении, при этом 54 % учащейся молодежи считают важным или достаточно важным развитие такого института [2, 3].
Рассмотрим подробнее сущность и особенности студенческого самоуправления. Самоуправление - это взаимодействие общности людей, совместно определяющих цель, объект и предмет своей деятельности, договаривающихся о способах и средствах ее реализации. В процессе этой совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения [4, с. 9].
Рассматривая самоуправление как разновидность социального управления, В. В. Овчинников выявляет его сущностные черты. Наиболее важными, на его взгляд, являются:
- самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами;
- самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со сменными и иерархически иными структурами, достигаемого согласованием и соподчинением целей разных общественных структур и компонентов;
- наличие коллективного управления, участия членов организации, общности в работе соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки и принятия общих решений;
- наличие сознательного, направляющего, продуманного, организующего и регулирующего воздей-
ствия людей на собственную общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность в формах самоуправления, обладающую таким атрибутивным свойством, как непосредственность воздействия [5, с. 11].
В теории и практике воспитания самоуправление в истории педагогики рассматривалось как средство укрепления дисциплины, воспитания активной личности, развития заложенных в личности творческих сил, повышения роли коллектива в социальном воспитании учащихся. Позднее оно рассматривалось как метод организации воспитательного коллектива, деятельности, целеполагания, планирования; определены способы реализации плана, организации контроля учащихся, социально-психологический аспект самоуправления как условие коллективообразования.
Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческих коллективов образовательных учреждений профессионального образования, самоуправление является специфическим демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения. Реализуя право студентов на участие в управлении университетом, студенческое самоуправление представляет собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем управления делами образовательного учреждения как в учебной, так и во вне-учебной сфере.
Педагогический потенциал самоуправления достаточно действен: это банк идей, обмен которыми обогащает представление о мире; это взаимодействие с интересными людьми, взгляды и действия которых расширяют интеллектуальный, социальный, коммуникативный, эмоциональный горизонты; это активная деятельность, приносящая радость и пользу людям; это рефлексия, диагностика и прогностика. Логическим центром функционирования самоуправления должно быть удовлетворение потребностей в социализации, самоактуализации личности, расширении сферы интересов и развитии гражданского самосознания.
Подчеркивается сложность решения проблемы самоуправления, поскольку это всегда связано с сочетанием традиций и инноваций. В качестве ведущих технологий, используемых в процессе самоуправления, представлены социальное проектирование, деловые и ролевые игры, гражданский форум, КТД и др. На наш взгляд, развитие студенческого самоуправления требует активизации участия педагогов. Это особенно важно для студентов младших курсов, поскольку именно данный возрастной период является наиболее значимым в личностном становлении и индивидуальном развитии студентов.
Успех самоуправления связан с глубоким пониманием роли этого процесса в развитии личности, в совершенствовании деятельности педагога, в придании
импульса социальной фасилитации жизни образовательного учреждения. Успех рождается в работе, в преодолении препятствий, в умении достичь вершины, в процессе переживания эмоций радости и удовольствия от сотрудничества, понимания и поддержки.
Анализ научных исследований по социологии, педагогике, праву в контексте проблемы самоуправления показывает, что студенческое самоуправление в значительной мере отличается как от школьного (ученического) самоуправления, так и от самоуправления в структуре демократического института власти. Мы согласны с выводами А. И. Давыдовой, Г. А. Поповой о том, что студенческое самоуправление отличает активность, инициативность субъектов и в то же время необходимость педагогического сопровождения [3, 6]. Таким образом, студенческое самоуправление мы можем рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
Система студенческого самоуправления позволяет студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности. В качестве стратегической цели студенческого самоуправления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.
Задачами студенческого самоуправления университета являются: осуществление гуманистического воспитании студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата; укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи; утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов и т. д.
Охарактеризуем педагогические условия развития студенческого самоуправления. Одним из условий, на наш взгляд, является педагогическое сопровождение профессионального развития личности студента.
Согласно словарной литературе, в психолого-пе-дагогическом смысле сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Педагогическое сопровождение имеет свою специфику и прежде всего направлено на поддержку молодого человека в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.
Педагогическое сопровождение представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом в определенном пространстве и во времени (Е. С. Г анич). В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций [7, с. 114]. По своей сути такое сопровождение является функциональной координацией следствий этих воздействий, т. е. систему действий, и имеет общей целью именно развитие человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т. д. Поскольку человек на пути своего развития не изолирован от других, а находится с ними в процессе социального общения, взаимодействия, совместного движения вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку эти люди находятся рядом с ним, т. е. сопровождают его развитие от момента рождения до момента смерти человека в глубокой старости.
Педагогическое сопровождение студенческого самоуправления исключает прямое давление и дисциплинарное воздействие на студентов и их представителей в органах управления вузов. Важным аспектом является творческий подход. Творчество студента направлено на изменение мира вокруг себя, творчество преподавателя - на формирование и развитие студента. Взаимодействие преподавателя и студента предполагает активную позицию и сохранение индивидуального стиля творчества каждого субъекта.
Продуктивность педагогического сопровождения во многом предопределяется уровнем педагогического взаимодействия. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагогов правильно организовать общение с воспитанниками. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
Ключевым понятием технологии педагогического общения служит «коммуникативная задача», поскольку процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Коммуникативная задача, будучи производной задачи педагогического сопровождения и ее фоном, имеет те же этапы решения, что и последняя: анализ ситуации, перебор вариантов и выбор из них оптимального, коммуникативное взаимодействие и анализ его результатов.
Таким образом, педагогическое сопровождение студенческого самоуправления мы рассматриваем как
индивидуально-дифференцированный подход, который предполагает всесторонний учет внешних и внутренних факторов, определяющих развитие личности и дифференцированное отношение в зависимости от имеющегося у них потенциала.
Вторым условием, на наш взгляд, является социально-профессиональная направленность воспитательной работы в вузе.
Четкий социальный заказ на подготовку в системе профессионального образования специалиста высшего уровня квалификации, который способен на инициативу, самостоятельные решения, эффективную совместную работу и отличается в деятельности высоким чувством ответственности, ориентирует педвуз на формирование социальных и профессиональных компетентностей будущего педагога. Подобные качества можно развить, включая студентов в решение организаторских задач, давая им возможность и поле для самостоятельных действий как полноправным членам вузовского сообщества.
Участие в различных формальных и неформальных молодежных объединениях определяется поиском молодыми людьми себя и своего места в жизни. При организации работы необходимо помнить, что любая общественная организация молодежи является самостоятельным социальным институтом, и поэтому ее участие в жизни, например, вуза может происходить только на основе волеизъявления членов данной организации. При этом совпадение воспитательных целей организаторов работы с молодежью, образовательных учреждений с целями общественных организаций молодежи гуманистической направленности позволяет с ними сотрудничать и совместно решать проблемы молодежи [8, с. 3].
Социальная компетенция будущего педагога является обязательной частью его общепрофессиональной компетентности и включает в себя совокупность социально-педагогических и социально-психологических знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-педагогической деятельности. Основными компонентами социальной компетенции будущих педагогов являются: социально-перцептивный (знание и понимание людей, наблюдательность и проницательность); социально-психологический (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив; работа в команде, деятельность в коллективе); ауто-психологический (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); коммуникативный (владение различными стратегиями и методами эффективного общения); психолого-педагогический (осуществление влияния) [9, с. 17].
Формирование социальной компетенции студентов в учебном процессе педагогического образования
соотносится, с одной стороны, с глобальной целью образовательной системы - развитием личности обучающего, его интеллектуальных, эмоциональноволевых и таких личностных качеств, как целенаправленность, ответственность, гуманность, толерантность, гражданственность и др. С другой стороны, для будущего педагога имеет принципиальное значение умение формировать социальную компетенцию у своих учеников и воспитанников. Реализация объективных требований к деятельности преподавателя проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в рациональном использовании средств, способов для достижения целей учебно-воспитательной работы.
Специфика профессионализации заключается в специальном содержании воспитательной работы, целью которой становится целенаправленное развитие личности студента, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении. При этом существуют конкретные социальные роли, которые, например, по отношению к ребенку, проявляются в обществе как роли «родителей», «наставников», «руководителей», «учителей», «воспитателей» и т. д.
Существующий в настоящее время ориентир системы высшего педагогического образования на воспитание социально активных кадров требует дальнейшей разработки данной проблемы. Изучение состояния и динамики социальной активности современного студента педагогического вуза, подготовка будущих педагогов к формированию и развитию социальной активности у учащихся в процессе профессиональной деятельности, создание новых и модернизация ранее применявшихся воспитательных методов и форм могут рассматриваться в качестве перспективных линий для исследования [7, с. 115]. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у студентов потребности и способности самодвижения к вершинам профессионализма в избранной области, их готовность к труду после окончания вуза.
Процесс обновления студенческого самоуправления должен быть направлен на придание ему социально-практического характера, что обусловлено необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своей профессиональной и культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении.
Третьим важным условием развития студенческого самоуправления в вузе является соблюдение преемственности между традиционно сложившейся в учреждении воспитывающей средой и инновационным содержанием и формами студенческой активности.
Опираясь на исследования Н. Е. Щурковой, которая определяет воспитывающую среду вуза как «совокупность окружающих субъекта обстоятельств,
социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру», мы включаем в воспитательную среду вуза предметно-пространственные, поведенческие, событийные и информационно-культурные составляющие окружения субъектов.
Воспитательная среда не может быть создана одномоментно. Опора на существующие в вузе традиции, учет особенностей образовательного процесса, анализ и интерпретация данных о субъектах и объектах педагогического взаимодействия позволяет «эво-люционно» усиливать педагогический потенциал среды вуза. Инновации в содержании, формах, методах воспитательной работы и управления ею будут эффективными лишь при наличии здорового морально-психологического климата и атмосферы творчества.
Современная педагогика выделяет несколько субъектов воспитания в вузе: студенческую среду, личность преподавателя и общественные организации. Студенческую среду необходимо рассматривать как субъект и объект воспитания, поэтому она и играет значительную роль в воспитании личности молодых людей. Важной характеристикой студенческой среды университета как субъекта воспитания выступает ее духовно-нравственный климат, т. е. система идеалов, ценностей, норм, традиций.
В развитии студенческого самоуправления важна организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды. Мы исходим из того, что личность - это субъект разносторонней активной деятельности, преобразующей мир.
Влияние общественных организаций как субъекта воспитания происходит через окружающую личность экономическую, политическую, духовную, социальную среду: при этом студент выступает одновременно как объект и субъект воспитания и как субъект самовоспитания. Современный подход к проблеме воспитания в вузе предполагает учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в жизни общества) выпускника высшей школы.
В этом случае студент становится активным соучастником, соорганизатором воспитательного процесса в вузе, что позволяет ему осознавать поставленные цели и задачи воспитания как свободно выбранные, принятые на основе личного желания, импонирующие ему, как самореализующейся личности со своими мотивами, чувствами, потребностями. Ключевым направлением формирования гуманитарной среды вуза при этом становится создание условий для саморазвития личности, вооружение ее средствами самосовершенствования своих ведущих качеств в социально-профессиональных сферах жизнедеятельности.
Пути использования возможностей среды видятся в интеграции воспитательных сил социума, разработке и внедрении социально-адаптивных программ, развитии молодежных социальных инициатив, реализации социальных проектов, их участии в социальных акциях, создании содружеств на уровнях образовательных учреждений района, города, региона.
Последовательная смена студентом позиции в логике наращивания личностью субъектности (А. Л. Уман-ский): от объектной позиции, когда студент является объектом трансляции преподавателями, администрацией факультета, старшекурсниками информации о будущей профессиональной деятельности, а также образцов поведения, основанных на приоритете гуманистических ценностей, к позиции, сочетающей свойства субъекта и объекта, когда студент получает возможность в различных ситуациях деятельности и межличностных отношений совершать поведенческие выборы на основе воспроизводства присвоенных знаний и образцов, и субъектной позиции, когда студент самостоятельно организует деятельность, в рамках которой транслирует ценности и в результате - творчески развивает свою ценностную систему [1, с. 26].
Моделирование воспитательной системы ОГПУ включало формулирование замысла, разработку исходной концепции, создание научного описания строящейся системы. При этом мы опирались на идеи отечественных и зарубежных исследователей, которые позволили нам определить подходы к разработке социокультурной модели [1, 10]. Результатом моделирования является открытая модель, отражающая сущность и основные компоненты управления внеучеб-ной и воспитательной работой.
В основе развития студенческого самоуправления лежат функции стандартизации, универсализации, дифференциации и интеграции, принципы преемственности, адаптивности, доминантности, целостности и оптимальности. Новые концептуальные идеи развития студенческого самоуправления имеют в качестве целевых ориентиров компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность [11, с. 8].
На базе Оренбургского государственного педагогического университета осуществляют свою деятельность студенческий совет, городская общественная организация - студенческий спасательный отряд (кафедра ОБЖ), студенческие советы общежитий, штаб студенческих педагогических отрядов ОГПУ «Созвездие», старостаты и др.
Студенческий совет - одна из наиболее эффективных форм студенческого самоуправления. Основными целями деятельности Совета являются: организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в учебном заведении, создание условий для наиболее полного раскрытия творческого
потенциала студентов, а также содействие улучшению их профессиональной подготовки.
В 2009/10 учебном году решение задач организации социальной и воспитательной работы потребует координации наших усилий на следующих направлениях воспитательной работы в ОГПУ:
1. Совершенствовать воспитательный процесс (провести анализ, корректировку с целью усиления воспитательного потенциала, учебных программ, тематики студенческих работ).
2. Постоянно повышать квалификацию преподавателей в области воспитания (организовать курсы, семинары для преподавателей; разработать пособия по вопросам воспитания; провести мониторинг социального и психолого-педагогического портрета студента).
3. Расширить сеть научных студенческих кружков, привлекая студентов к исследовательской работе в направлении воспитательной деятельности; повысить уровень готовности студентов к самоуправлению через развертывание факультета дополнительных профессий, систему общеуниверситетских кружков и проектов («Студенческая семья», «Студент и наркотики», «Здоровый образ жизни», «Культура, нравы, традиции» и т. п.).
4. В области социальной защиты студентов (в том числе студенческих семей) необходима постоянная экономическая поддержка (через разовую материальную помощь, организацию трудовых отрядов); необходима медико-психологическая помощь - психологические консультации, телефон доверия, встречи со специалистами по профилактике СПИДа, наркомании;
5. Усиление студенческого самоуправления (через активизацию работы студенческих активов с помощью кураторов групп).
По нашему мнению, для создания эффективной системы органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний, - привлеченные специально для этого работники прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.
В ходе исследования нами апробировалась деятельность ежегодной «Школы студенческого самоуправления», в рамках которой прошло обучение молодого актива и лидеров органов студенческого самоуправления по различным направлениям. Особый акцент при обучении делается на формирование активов факультетов ОГПУ.
Система студенческого самоуправления позволяет студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности. В качестве стратегической цели студенческого самоуправ-
ления выступает подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.
Студенческое самоуправление активизирует выбор видов деятельности, побуждает студентов самостоятельно выбирать наиболее эффективный стиль в любом виде деятельности и общения, становиться авто-рами-разработчиками проектов и программ. В этих условиях студенты более рационально и осознанно используют большой арсенал скрытых возможностей в биологической, личностной и социально-психологической детерминантах, взаимодействие которых позволяет не только расширить различные виды общественной деятельности студентов, но и совершенствовать их с учетом индивидуальных особенностей и профессионального выбора.
Таким образом, в условиях модернизации системы российского образования формирование социально и профессионально компетентной личности буду-
щего учителя приобретает особую значимость. В решении данной задачи важна не только деятельность преподавателей, но и собственная активность студентов. Участие молодежи в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности во время обучения в вузе реализуется через систему студенческого самоуправления.
Студенческое самоуправление выступает как форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов. Условиями развития студенческого самоуправления являются педагогическое сопровождение личности студента, социально-профессиональная направленность воспитательной работы в вузе, соблюдение преемственности между традиционно сложившейся в учреждении воспитывающей средой и инновационным содержанием и формами студенческой активности.
Воспитательная система, ориентированная на реализацию студенческого самоуправления, обеспечение субъектности студента в собственном жизнетворчестве, становится фактором развития и конкурентоспособности высшего педагогического учебного заведения.
Список литературы
1. Вострокнутов С. И. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ярославль, 2009. 42 с.
2. Овчинников В. В., Филиппов В. Э. Организация и развитие органов студенческого самоуправления в образовательных учреждения РФ: учеб. пособие (электронное). М.: РГСУ, 2005. 67 с.
3. Попова Г. А. Студенческое самоуправление: система и диагностика // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 141-144.
4. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Великий Новгород, 2006. 21 с.
5. Овчинников В. В. Студенческое самоуправление в России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: РГСУ, 2007. 22 с.
6. Давыдова А. И. Студенческое самоуправление как средство повышения качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 23 с.
7. Ганич Е. С. Об исследовании проблемы воспитания социальной активности студентов вузов в отечественной педагогике // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради: № 5(23): научный журнал. СПб., 2006. С.112-115.
8. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений // Педагогика. 2008. № 1. С. 3-4.
9. Мосягина Г. П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов (на примере педагогического колледжа): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 24 с.
10. Борытко Н. М. Педагог в пространстве современного воспитания: монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
11. Воспитательная система государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (Новая редакция) / ГОУ ВПО «Оренбургский гос. пед. ун-т». Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. 84 с.
Шарыпин А. В., соискатель, начальник отдела социальной и воспитательной работы.
Оренбургский государственный педагогический университет.
Ул. Советская, 19, г. Оренбург, Оренбургская область, Россия, 460844.
E-mail: ospu@ospu.ru, Sharypin-andrejj@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 22.10.2009
A. V Sharypin
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF HIGH SCHOOL STUDENT’S SELF-MANAGEMENT
Role of education in social and professional competence of the future teacher formation is considered; the features of student’s self-management as the forms of public activity of the students are revealed; the pedagogical conditions of development of student’s self-management in high school education system are proved.
Key words: education, education system, student’s self-management, educational environment in high school, pedagogical support.
Orenburg State Pedagogical University.
Ul. Sovetskaya, 19, Orenburg, Orenburgskaya oblast, Russia, 460844.
E-mail: ospu@ospu.ru, Sharypin-andrejj@rambler.ru