УДК 15 (07) М.Б.ХАКИМОВА
ББК 88 Я 73
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Самооценка имеет большое значение при выборе будущей профессии. Как отмечает Е.А. Климов,для самоопределения в профессии крайне необходимо правильное, адекватное соотношение внутренних психологических факторов с требованиями специальности, совпадение самооценки профессиональной пригодности и профессионального намерения (1,160).
Для психолога весьма актуальным является вопрос о том, какое влияние оказывает на развитие личности учащихся, на формирование у них психологической готовности к трудовой деятельности, на становление как субъекта этой деятельности их участие в различных видах труда и выборе профессии. В решении этого вопроса особая роль принадлежит самооценке как одному из важнейших механизмов саморегуляции.
При изучении психологических основ трудового воспитания школьников коллектив психологов, возглавляемый Э.А.Фарапоновой, выделил ряд интегральных качеств, которые необходимо воспитывать у учащихся в процессе общетрудовой подготовки: общественную, коллективистскую направленность личности; трудолюбие; ответственность, творческое отношение к труду (2,42). Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте можно воспитывать у учащихся умение самостоятельно, творчески ставить цель в процессе учебно-трудовой деятельности и организовывать действия по её обеспечению, а также контролировать на всех этапах адекватную самооценку её результатов. (Э.А.Фарапонова, (3,126-131) А.И. Котовский, Э.А.Фарапонова(4,167-170). Авторы отмечают,что в действии,деятельности,носящей коллективный характер, ребёнок не только развивается, но и познаёт себя, свои особенности, способности и качества через сопоставление себя с окружающими; учится смотреть на себя как бы со стороны, глазами других участников деятельности, благодаря чему у него формируется более адекватная самооценка.
Экспериментальное обучение, проходивщее под общим руководством Э.А.Фарапоновой, было нацелено на включение школьников в трудовую деятельность, интеллектуально и эмоционально насыщенную, способствующую проявлению всесторонних творческих потенций и формированию устойчивой мотивации к данному виду труда, была выявлена прямая зависимость между устойчивостью мотивов и достигнутыми результатами уже у пятиклассников. У учащихся, устойчиво проявлявших мотивацию к самостоятельному решению творческих задач и уверенность в своих силах, возникла достаточно высокая самооценка. Аналогичные результаты были получены и на учебном материале. Особенности самооценки школьников в связи с выбором профессии исследовались также в работах Ю.К.Васильева (5,60-65), М.Г.Давлетшина (6,174), И.В.Михайлова (7,183).
В них отмечается, что один из недостатков существующей системы профориентации состоит в том, что слабо учитываются специфика внутреннего мира школьников, их интересы, склонности, способности, а сами учащиеся проявляют склонность к завышенным самооценкам.
Специально организованное коллективом психологов под руководством Э.А.Фарапоновой обучение учащихся труду показало, что учащиеся экспериментальных классов, мотивированные к самостоятельному выполнению теоретических и прикладных трудовых заданий, обладают более высокой адекватной самооценкой, более высоким уровнем притязаний по сравнению с учащимися контрольных классов. При этом в экспериментальных классах показатели успешности выполнения трудовых заданий в 1,5-2 раза выше, чем в контрольных. При экспериментальном обучении у младших школьников удалось преобразовать адекватную и рефлексивную самооценку и рефлексию в собственные качества, которые характерны для подросткового возраста.
Как нам известно, уже в подростковом возрасте происходит расчленение познавательных и профессиональных интересов с профессиональным самоопределением, в развитии мотивов самовоспитания, самосовершенствования, в появлении направленности на самоопределение и определение своего места среди окружающих.
Выделяются следующие мотивы трудовой деятельности подростков: познавательные, процессуальные, продуктивные, подражательные, материальная обеспеченность,
самовоспитание, ожидание ощутимого результата, осознание долга перед
обществом,удовлетворение от осуществления замысла, желание внести в труд что -то новое-мотивы творчества.
Чаще самооценка служила объектом исследования как условие формирования у учащихся профессиональных намерений. Так, Л.И.Золотарева (8,18) исследовала влияние самооценки на профессиональные намерения старшеклассников. Изучались особенности самооценки способностей к усвоению разных предметов (физического,гуманитарного и естественного циклов) и оценки своих способностей к выбираемой профессии. Л.И.Золотарева приводит данные о том, что самооценка способностей у учащихся недостаточно зрелая, даже в старшем школьном возрасте не достигает должной степени специализации,т.е.конкретности понимания способностей, в отличие от понимания качеств личности. Нечетки и неточны критерии оценки способностей - часто их смешивают с теми или иными чертами характера, с волевыми качествами, т.е. с качествами, определяющими саморегуляцию и активность субъекта. Вследствие этого фактор способностей часто ускользает от внимания подростка.
Как нам известно, большое место в психолого-педагогических исследованиях отводится изучению самооценки как компонента профессионального самоопределения.
В исследовании О.П.Мешковской (19,63-67) выявлялось значение самооценки в профессиональном самоопределении учащихся. Автор отмечает, что в наши дни задача правильного выбора профессии усложняется с каждым днем: возникают все новые и новые профессии, предъявляющие высокие требования к человеку.
Знание и отношение-две стороны процесса познания и самопознания. Знание рождает отношение,но и отношение, в свою очередь, корригирует знание. При определении подростками структуры знаний,относящихся к характеристике трудового обучения в школе, проявилось и их отношение к нему.
Тем не менее, для выявления отношения учащихся к урокам труда и его обоснований нами был задан вопрос: "Нравится ли тебе учиться и трудиться на уроках труда? (если да, то почему, если нет - почему?)".Большинство учащихся положительно ответило на этот вопрос (95,6%). Весьма пространные и достаточно эмоциональные ответы подростков на поставленный вопрос выявили и причины, определяющие это отношение. Удовлетворенность уроками труда, прежде всего, обосновывается подростками возможностью получать на них новые знания. Эту причину назвали все учащиеся, высказавшие удовлетворенность уроками. Проиллюстрируем данное положение примерами: "Уроки труда интересные и привлекательные. Мы учимся работать на станке. Когда нас учитель учил, он говорил: "Сначала будет страшновато, а потом сами будете просить". Все так и было" (Фаррух Д.); "Мы учимся аккуратно шить,красиво писать, готовить обед. А дома мы используем все наши знания".
Следующее обоснование положительного отношения подростков к урокам труда-понимание практической полезности тех знаний, которые они дают,тех умений и навыков, которые они формируют: "На уроках труда мы получаем знания о том,как шить,кроить-это в жизни всегда может пригодиться» (Эльмира Ш.); «На уроках труда мы учимся шить. Когда вырастешь, можно шить на себя и на будущих детей" (Соро). На это основание указывают многие подростки (35,4%). К подобному же объяснительному принципу примыкает ссылка детей на овладение новыми инструментами на уроках труда: "На уроках труда есть все необходимые инструменты. Когда точишь напильником, чувствуешь какую-то радость" (Фаррух Д.), а также указание на то, что на уроках труда все дети делают нужные людям вещи: "Каждая мелочь, которую мы делаем на уроках труда, нужна людям. Например, мы делаем винты и гайки, ручки для напильников" (Умед К.); "Приятно знать, как все делается. Приятно одевать одежду, которую ты сама сшила, или угостить кого-нибудь пирогом, который сама испекла».(Мохру)
Вызывает удовлетворение у подростков и то, что на уроках труда учитываются их возможности, что задания не трудные, вполне посильные; что на уроках интересно. "Интересность" порой вызывает у учащихся безотчетную радость: "Мне очень нравится на уроках труда, трудиться и учиться на этих уроках -это просто счастье"(Гульнара Б.).Чувство удовлетворения у подростков вызывает возможность широко общаться на уроках труда со сверстниками, обсуждать с ними свою работу, сравнивать свои результаты с результатами других детей: «Работать коллективно очень весело!» (Малика). Детям приятно получать хорошие отметки, не менее приятно общаться с хорошим учителем. Наконец, положительное отношение к урокам труда обосновывается и тем, что на них формируются важные в социальном и личностном плане качества: трудолюбие, аккуратность, бережливость и т.п.
С чем связано отрицательное отношение подростков к урокам труда? В первую очередь с осознанием недостатков в их организации, например, с нехваткой инструментов:"Учитель один следить за всеми не успевает. И мы не успеваем сшить свои выкройки:так мало машинок,
некоторым не хватает" (Гульнара Д.); с недостаточной дисциплиной на уроках: "Мы очень шумим на уроке, а у меня была черепная травма - и очень болит голова" (Олимджон).
Третий вопрос анкеты был направлен на выявление меры трудностей, испытываемых детьми на уроках труда:"Трудно ли тебе работать на уроках труда?(Если да, то почему; если нет -почему?)" Нам важно было выяснить,связано ли отношение подростков к урокам труда с отсутствием или, наоборот, наличием у них трудностей в работе; стимулируют они учащихся желание к работе или, наоборот,гасят его. Подавляющее большинство подростков утверждало, что работать на уроках труда им не трудно (79,2%). Основания этого утверждения звучали по-разному.В целом их можно объединить в две большие группы: носящие объективный или субъективный характер. К первой группе относятся указания на то,что работа, которую детям приходится делать на уроках, сама по себе легкая, не требует больших физических напряжений,уроки организованы так,что есть возможность устроить разрядку, отдохнуть:"Устанешь,сядешь на минуту-и опять за работу" (Ахрор); "Попилим, отдохнем" (Сафар). На уроках легко работать также потому,что есть хорошая домашняя подготовка к ним: "Мне на уроках труда не трудно потому, что мой папа работает в столярной мастерской. Летом, когда каникулы, мы с братишкой ездим к нему на работу. Он нас там обучает,как работать на станках" (Парвиз); "Мне не трудно на уроках труда потому, что меня всему этому учили в детстве" (Нигина);работать не трудно потому еще, что помогает учитель:"Если я не смогу скроить юбку, мне поможет учительница,друзья" (Азимджон); "Учитель подскажет"(Василий С);"Если что-нибудь не получается, я подхожу к учителю,и он мне объясняет" (Сухроб).К обоснованиям чисто субъективного плана относятся такие, как апелляция к своим чувствам: "Работать радостно","Работаем с удовольствием" или ссылки на то, что нравится специальность, к овладению которой подростки готовятся. Нам представляется весьма важным с психологической точки зрения еще одно обоснование эмоционально положительного отношения подростков к урокам труда, функционирующее на сугубо субъективном уровне:"На этих уроках мне все легко дается». Это "легко дается" отражает ощущение подростком единства процессуального и результативного в труде, рождение удовлетворенности от естественного перехода процесса в результат,т.е.от получения в деятельности продукта, удовлетворяющего требования самого подростка. Ответы такого типа дали 17,4% учащихся.Ряд детей проявили двойственный подход к определению меры трудностей, испытываемых ими на уроках труда, отмечая,что работать-"и трудно, и легко одновременно". Что-то дается с трудом,не получается сразу, задания разные и требуют разных навыков, разной степени усидчивости и упорства,а что-то получается с ходу. Не все на уроках труда в равной степени нравится этим детям-это тоже одна из причин возникновения внутренних трудностей. Ответы подобного плана- с высокой мерой конкретизации трудностей -высказали немногие учащиеся (11,1%): "Например, сшить трусы или бермуды я не могу или же сделаю неправильно"; "Нарисовать швейную машинку или ручку от нее я не могу, у меня не получается" (Дамир); "Иногда, когда сильно устал или получил плохую оценку, трудно работать" (Карим П.); "Иногда просто нет настроения, и я сижу" (Туфа Д.).
Как свидетельствуют приведенные выше данные, в целом уроки труда вполне удовлетворяют младших подростков. Недовольство ими проявляется лишь у отдельных детей и чаще всего мотивируется вполне определенными, хорошо осознаваемыми причинами.
Вместе с тем полученный материал говорит о том, что больших притязаний в области трудового обучения у младших подростков еще нет. Связь уроков труда со своим будущим они видят скорее не в конкретно-профессиональном плане, а в-общеоценочном-в плане осознания общей полезности того, чему их на этих уроках учат. И, тем не менее,обоснования своего отношения к урокам труда звучат в высказываниях подростков вполне убедительно, отличаются разнообразием,отражают несомненное понимание ими существа дела, возникающих в работе проблем и трудностей. Обоснования подростками своего отношения к урокам труда являются одновременно и обоснованиями их самооценки, что проявляет относительно высокий уровень ее развития (А.В.Захарова) (10,89-90).
Таким образом, представленные в данном разделе нашей работы материалы свидетельствуют о том, что положительное отношение младших подростков к трудовому обучению является достаточно устойчивым психологическим образованием. Мы склонны объяснять это тем, что оно поддерживается осознанием позитивных сторон обучения. Экспериментальные ситуации, реализованные в нашем исследовании, требовали от подростков не только актуализации эмоциональных откликов на доступные им виды трудовой деятельности, но и размышлений об их содержании и роли в жизни человека. Осознание полезности и необходимости целенаправленного овладения трудовыми навыками, как мы полагаем, содействует повышению общей удовлетворенности младших подростков от уроков труда и трудового обучения в целом.
Таким образом, изучение условий и специфики формирования у учащихся осознанного отношения к трудовому обучению и к самому себя как субъекту трудовой деятельности -проблема многоаспектная. Структура трудовой деятельности имеет специфические особенности, определяющиеся возрастными возможностями учащихся, их индивидуально-психологическими особенностями.Вместе с тем любое содержание общественно полезного труда,его разные виды формируют у школьников общее представление о трудовой деятельности,наиболее обшие навыки ее выполнения, вырабатывают привычку к труду. Подготовка подростка к трудовой деятельности предпологает не только осознание им своей обязанности трудиться на благо общества,но и понимание им ее специфики и своих собственных возможностей. Оценки такого рода выполняют воспитатеьные функции, они правомерны при определении отношения к личности ученика,однако, как полагается,при оценке результатов труда любого учащегося учитель должен опираться на критерии, характеризующие сам этот результат, т.е.продукт деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильев, Ю.К.Политехническое образование и профессиональная ориентация в их единстве и взаимосвязи/Ю.К.Васильев//Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников .-М.,1978.-С.60-65.
2. Давлетшин, М.Г.Психология технических способностей школьников/М.Г.Давлетшин.-Ташкент,1971.-174 с.
3. Захарова, А.В.Теоретический анализ проблемы самооценки/А.В.Захаров//Проблемы возрастной психологии. Тезисы докладов к VII съезду психологов СССР.-М.,1989.-С.89-90
4. Золотарева, Л.И.Влияние самооценки способностей на профессиональные намерения старшеклассников: Автореф.дисс... .канд. психол.наук/Л.И.Золотарева.-М.,1989.-18с.
5. Климов, Е.А.Как выбрать профессию/Е.А.Климов.-М.,1984.-160с.
6. Котовский,А.И.Формирование у младших школьников элементов творческого труда/А.И.Котовский,Э.А.Фарапонова//Психология технического творчества.- М.,1973.-С.167-170.
7. Мешковская, О.П.Значение самооценки в профессиональном самоопределении учащихся /О.П.Мешковская//Советская педагогика.- 1976.- №6.-С.63-67.
8. Михайлов, И.В.Опыт активизации профессионального самоопределения: Автореф.дисс. .. .канд.психол.наук/И .В.Михайлов. -М .,1975.-18с.
9. Фарапонова, Э.А.Психологические вопросы совершенствования подготовки школьников к труду/Э .А.Фарапонова. -М .,1982. -42 с.
10.Фарапонова, Э.А.Развитие инициативности младших школьников на уроках труда/Э.А.Фарапонова//Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания.-Ярославль,1965.-С.126-131.
REFERENCES:
1. Vasilyev,Yu.KPolytechnical Education and Vocational Guidance in their Unity and Interrelation
/Yu.K. Vasilyev// Interconnection of Polytechnical Education and Vocational Organization of Pupils.-M.,1978,-P.60-65.
2. Davletshin,M.G.Psychology of Technical Abilities of Schoolchildren/M.G.Davletshin.-Tashkent,
1971.-174 р.
3. Zakharova,A.V.Theoretical Analysis Related to Self-Assessment Problem/A.V.Zakharov//Problems
of Psychology.Abstracts of the VII-th Congress of Psychologists of the USSR.-M.,1989.-P.89-90.
4. Zolotaryova,L.I.The Impact of Self-Assessment Ability over Self-Professional Intentions of Senior
Pupils: Synopsis of candidate dissertation in psychology/L.I.Zolotaryova.-M.,1989.-18 p.
5. Klimov,E.A.How to Choose a Profession/E.A.Klimov.-M.,1984.-160 р.
6. Kotovsky,A.I.Formation of Elements Concerning Creative Work with Junior Schoolchildren /A.I.
Kotovsky,E.A.Faraponova//Technical Creativity Psychology.-M.1973.-P.167-170.
7. Meshkovskaya,O.P.The Importance of Self-Assessment in Professional Self-Determination of
Pupils/O.P.Meshkovskaya//Soviet Pedagogy.1976.-№6.-P.63-67.
8. Mikhailov,I.V.Experience Aimed at Activization of Professional Self-Determination: Synopsis of
candidate dissertation in psychology/I.V.Mikhailov.-M.,1975.-18 р.
9. Faraponova,E.A.Psychological Issues of Improving Concerned with Training of Schoolchildren to
Work/E .A.Faraponova.-M.,1982.- 42 p.
10.Faraponova,E.A. Development of Initiative of Junior Schoolchildren at Lessons of Labor /E.A.Faraponova/The Issues Related to Psychology of Labor,Labor Teaching and Upbringing.-Yaroslavl,1965.-P.126-131.
Нацши худбацодицй дар худмуайянкунии касбии наврасон
Вожацои калидй: худшукуфой, худбацодицй, худбацодиции шоиста,худбацодиции носозгор,
худтарбиякунй,ангеза, ангезаи муваффак Макрла ба яке аз масъалацои муцими илмцои педагогикаю психология - нщши худбацодицй дар худмуайянкунии касбии наврасон ихтисос дода шудааст.Муаллиф дар он тарбияи мецнатиро цамчун муцимтарин омил дар шаклгирии шахсияти хонанда барои тайёрй ба зиндагии мустащлона мавриди баррасй карор медицад.Дар натицаи пажуциши анцомдода муаллиф исбот менамояд, ки мецнат ба ташаккули худбацодии хонандагон таъсири самарабахш расонда, барои бацо додани накши он дар цаёташон,ё дар барномарезии ояндаи худ,ё худ барои арзёбии тавоной ва имкониятцои худи онцо мусоидат менамояд.
Роль самооценки в профессиональном самоопределении подростков
Ключевые слова: самоактуализация, самооценка, адекватная самооценка, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, самовоспитание, мотив , мотив достижения
Статья посвящена одной из важнейших проблем педагогики и психологии - роли самооценки в профессиональном самоопределении подростков. Автор в ней рассматривает трудовое воспитание как важнейший фактор формирования личности учашихся при подготовке их к самостоятельной жизни.В результате проведенного исследования автор доказывает, что эффективность воздействия труда на становление самооценки учащихся повышается при осознании его роли в их жизни, в планировании ими своего будущего, при овладении умением разностороне оценивать свои собственные способности и возможности.
The Role of Self-Assessment in Vocational Self-Determination
of Teenagers
Keywords: self-actualization, self-assessment, adequate self-assessment, inadequate (over or under) self-assessment, self-upbringing, motive, motive of achievement
The article under consideration dwells on one of the most important issues dealing with pedagogy and psychology - the role of self-assessment in the professional self-determination of teenagers. Labor upbringing is canvassed by the author as the most important factor aimed at a formation of individuals personality when trained for self-sufficient life. Adducing the results of the conducted exploration the author proves that effectiveness of labour influences greatly a formation of students" self-assessment while they bear in mind its role in their lives, in the planning of their future, when mastering the ability of multilateral assessment of their own abilities and opportunities upon the whole.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Хакимова Мунаввар Бацоевна, дотсенти кафедраи психологияи ицтимой ва касбии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: Khaki***@mail. ru
Сведения об авторе:
Хакимова Мунавар Бакаевна, доцент кафедры социальной и профессиональной психологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: Khaki***@mail.ru
Information about the author:
Hakimova Munavar Bacoevna, Associate Professor of the department of social and professional psychology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan,Khujand), E-mail: Khaki***@mail.ru