педагогические науки
Джиоева Галина Хазбиевна К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...
УДК 378
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
© 2018
Джиоева Галина Хазбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Аннотация. Изменения в системе образования, связанные с обострившимися проблемами общества, на передний план выдвигают требования к содержанию образования, результатам и условиям освоения обучающимися содержания образовательных программ. В связи с этим сегодня увеличиваются требования и к субъектам педагогической деятельности, системе взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и развития ребенка. Поскольку самооценка основана на анализе нравственных сторон своих собственных поступков, этических качеств, взглядов, мотивов, убеждений, своих жизненных целей и возможностей их достижения и выступает одним из выражений нравственного самосознания и совести человека, то способность к адекватной самооценке необходимо формировать у человека по мере осмысления им тех моральных позиций и воззрений, которые вырабатываются обществом, а также осознания своего личного отношения к собственным поступкам исходя из оценок, даваемых окружающими этим действиям и поступкам. Поэтому в рамках самооценки человек рассуждает о моральном значении своей деятельности не только от своего имени, а в большей степени, с точки зрения других людей, либо с позиции группы, к которой он себя относит. Благодаря способности к адекватной самооценке младшие школьники обретают возможность самостоятельно управлять своими действиями и даже воспитывать в себе определенные качества, проявлять эмоционально-ценностное отношение к своей личности, выраженное в самооценке, оценке своего места среди окружающих. Исходя из этого, статья посвящена вопросу формирования дифференцированной адекватной самооценки младшего школьника, необходимой ему для правильного оценивания себя, своих сил, возможностей и способностей в решении задач и требований общества.
Ключевые слова: самооценка младшего школьника, структурные компоненты самооценки, личностное образование, адекватная самооценка, завышенная самооценка, заниженная самооценка, формирование самооценки младшего школьника.
TO THE PROBLEM OF FORMING THE SELF-EVALUATION OF THE YOUNG SCHOOLCHILDREN
© 2018
Dzhioeva Galina Hazbievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy and psychology North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)
Abstract. Changes in the education system, related to the exacerbated problems of society, put forward demands on the content of education, the results and conditions for mastering the content of educational programs. In connection with this, the requirements to the subjects of pedagogical activity, the system of interaction between the family and the school in matters of child upbringing and development are also increasing today. Since self-esteem is based on an analysis of the moral aspects of one's own actions, ethical qualities, views, motives, beliefs, life goals and opportunities for achieving them, and acts as one of the expressions of the moral self-consciousness and conscience of man, the capacity for adequate self-esteem must be formed in a person they are those moral positions and views that are developed by society, as well as awareness of their own personal attitude to their actions based on assessments given by others these actions and actions. Therefore, within the framework of self-esteem, a person discusses the moral significance of his activities not only on his own behalf, but more so from the point of view of other people, or from the position of the group to which he refers. Due to the ability for adequate self-esteem, junior schoolchildren gain the opportunity to independently manage their actions and even to cultivate certain qualities in themselves, to show an emotional-value attitude to their personality, expressed in self-esteem, evaluation of their place among others. Proceeding from this, the article is devoted to the issue of the formation of the differentiated adequate self-esteem of the junior schoolchild, which is necessary for him to correctly assess himself, his forces, abilities and abilities in solving the tasks and demands of society.
Keywords: self-esteem of a junior schoolboy, structural components of self-esteem, personal education, adequate self-esteem, overestimation of self-esteem, low self-esteem, formation of a self-assessment of a junior schoolboy.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из наиболее важных личностных образований, потому и важнейшим объектом исследования в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке считается самооценка личности. Самооценка является системообразующим стержнем индивидуальности человека, которая во многом определяет жизненные позиции и воззрения личности, уровень его притязаний, всю совокупность оценок. Самооценка обуславливает стиль поведения и социальные нормы жизнедеятельности человека. Иными словами, самооценка во многом предопределяет динамику и направленность развития человека.
На формирование самооценки ребенка влияет отношение окружающих, стиль родительского воспитания, особенности педагогического общения. Для формирования адекватной самооценки младшего школьника необходимо организовать процесс демократического педагогического общения, основанного на принципах уважения прав и свобод личности ребенка, его индивидуальности. Через индивидуальность раскрываются сво-
еобразие личности человека, ее способности, интересы и потребности, предпочтительная область деятельности, ее мотивационная сфера.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию проблемы развития самооценки в психолого-педагогической науке посвящены работы известных психологов -Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [2], Л.С. Выготского [3], А.И. Липкиной [4], Л.А. Сундеевой [5], Е.А. Шейкиной [5], С.С. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, К. Роджерса, Э. Эриксона и других ученых, которые имеют как общетеоретическое, так и методологическое значение. В них рассматриваются вопросы, связанные с особенностями самооценки, зависимости самооценки личности от оценок окружающих и т.д. Вопросами выявления закономерностей формирования самооценки у детей занимались М.Б. Батюта [6], Н.Н. Бартош [7], Е.В. Галеева [7], Е.В. Сидорина [6] и другие ученые. В педагогическую терминологию понятие «самооценка» было внедрено за-
Dzhioeva Galina Hazbievna pedagogical
TO THE PROBLEM OF FORMING ... sciences
рубежными (Р. Берне, У. Джеймс, К. Роджерс, З. Фрейд) и отечественными (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.С. Терещенко, Э. Эриксон) учеными. Данная педагогическая категория особенно значимым стала в учебно-воспитательном процессе в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» с целью развития индивидуальных способностей, нравственных ценностей и мировоззренческих качеств школьников.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Существуют различные определения понятия «самооценка», различные мнения исследователей по вопросам определения ее видов, структурных компонентов и других вопросов, связанных с ее обоснованием. О сложности и неоднозначности данного термина свидетельствуют различия в его основообразующих категориях, к которым принято относить: «личностное образование», «ядро индивидуальности личности», «элемент самосознания», «комплекс проявлений личности» и др.
Младший школьный возраст является активным этапом осознания ребенком самого себя, своих потребностей, мотивов поведения (А.В. Орлова), деятельности и общения [8]. Именно в этом возрасте происходит формирование правильного отношения к окружающему миру, что требует особенного внимания к развитию адекватного самосознания. Однако, начало развития самооценки детей в науке принято связывать с кризисом трех лет, таким периодом в жизни ребенка, когда увеличивается его внимание к самому себе, повышается уровень запросов к себе, своему положению, успеху. А уже в младшем школьном возрасте, на этапе интенсивного развития учебной деятельности и в результате правильной ее организации, пишут А.Р. Джиоева и Г.Х. Джиоева, происходит овладение ребенком обобщенными формами действий. Вследствие этого формируется самооценка как ориентация на предмет деятельности и способы ее преобразования [9].
Как отмечал известный отечественный психолог Л.С. Выготский, именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка, выраженная в обобщенном, стабильном, и при этом, избирательном отношении ребенка к самому себе [3]. Это говорит о том, что самооценка регулирует отношение ребенка к себе, концентрирует направление и стиль его деятельности, развивает опыт общения с другими людьми. Подобную позицию мы наблюдаем и у Л.Н. Парцхаладзе, определяя самооценку важнейшей личностной инстанцией, позволяющей контролировать собственную деятельность ребенка, совершая действия и поступки в соответствии с принятыми в обществе нормами [10].
Самоконтроль ученика, реальная оценка результатов своей учебной деятельности, поведения, саморегуляции являются существенными показателями самооценки личности. Исследователями чаще всего выделяются следующие виды самооценки ученика: адекватная, заниженная и завышенная. Она может быть и неустойчивой, что дает возможность воздействовать на нее, корректировать и формировать в результате целенаправленного или стихийного воздействия.
Основой развития у младшего школьника уверенности в себе, веры в свои силы и возможности является адекватная самооценка. Она способствует развитию личностной компетентности, самокритичности и требовательности к себе. Заниженная или же завышенная самооценка ребенка препятствует раскрытию и реализации его способностей и возможностей, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушению общения, конфликтов с окружающим миром [11]. Все это свидетельствует о неблагоприятном развитии личности ребенка.
Одним из существенных показателей психологического благополучия ребенка младшего школьного возраста, по мнению ряда исследователей (М.И. Бекоева [12], О.Ю. Зайцева [13], Е.С. Терещенко [14], И.В. Шапо-90
валенко [15] и др.), является самооценка как ощущение собственной ценности и значимости. Здесь важно учитывать ее уровень. Более быстрой и легкой адаптации ребенка к школе способствует завышенная самооценка. Дети с таким уровнем самооценки легче переживают неудачи, преодолевают трудности. Их отличает открытость, доброжелательность, что помогает им быстро адаптироваться в окружающей среде, легче знакомиться с людьми, находить среди них друзей [5].
Так, например, исследования, проводимые студентами психолого-педагогического факультета СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова во время педагогической практики, целью которых являлось определение отношения первоклассника к себе, изучение личности ребенка, дали им возможность сделать выводы о том, что очень часто самооценка большинства детей завышена. При определении динамики развития самооценки учащихся начальной школы ими выявлено, что большая часть первоклассников оценивают выполненную ими учебную задачу более высоким баллом, чем на самом деле заслуживает, т.е. они ориентируются на желаемый уровень. В результате этого у них постепенно ослабевает потребность в выходе из числа отстающих и приобретении более высокого статуса. Таким образом, к концу начальной школы существенно увеличивается число детей, отстающих в учебе, считающих себя ниже уровнем, чем они есть на самом деле, и в результате самооценка таких детей резко падает.
Рядом исследователей отмечается также, что к концу первого года обучения в школе многие дети начинают адекватно оценивать себя в конкретных видах деятельности. «По мнению ученого С.А. Амбалова, существуют существенные различия между способностью более или менее адекватно оценивать себя в конкретной деятельности при внешнем провоцировании самооценки и склонностью осмысливать себя самостоятельно, спонтанно, причем не в сфере конкретных занятий, а в целом» [16].
Многочисленные исследования самооценки детей к концу старшего дошкольного и началу младшего школьного возраста дают возможность делать вывод о том, что именно в этот период качественно меняется отношение ребенка к самому себе [4; 5]. Широко известно мнение известного исследователя Р.Бернса, который в результате анализа исследований американских ученых пришел к выводу о том, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки ребенка. Если самооценка дошкольника имеет сложную структуру, то есть ребенок признает себя и как субъекта деятельности, и как личность, то у младших школьников самооценка становится более адекватной, более обоснованной и рефлексивной. Самооценка на данном возрастном этапе находится на стадии формирования, и под влиянием определенных факторов может легко меняться. В основе развития самооценки детей младшего школьного возраста вплоть до подросткового возраста лежит мнение окружающих, в том числе и субъектов педагогической деятельности, оценка ими их поведения и поступков детей. Владение психологом, педагогом, родителями знаниями об особенностях самооценки младшего школьника помогает им правильно организовать педагогический процесс, вводить детей в различные виды деятельности, формировать учебную деятельность. Анализ литературных источников, а также наши наблюдения за ходом педагогического процесса начальной школы, характером и содержанием взаимодействия семьи и школы в реализации развивающего воздействия на ребенка показали, что самооценка младшего школьника складывается в процессе семейного и социального воспитания.
По мнению А.В. Захаровой и А.И. Липкиной, факторами становления самооценки ребенка данного возраста могут выступать: чувство ответственности; оценка своих достижений; школьная оценка; особенности общения
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Джиоева Галина Хазбиевна К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...
учителя с учащимися; методы семейного педагогического воздействия; стиль домашнего воспитания; формы межличностных отношений в семье; появление рефлексии и ее влияние на развитие личности [4].
Попытка исследования взаимосвязи самооценки, ожидаемой родительской оценки и действительной родительской оценки предпринята в работах Т.В. Соколовой и И.И. Чесноковой. Результаты их наблюдений показали, что самооценка детей младшего школьного возраста в большей мере связана с ожидаемой, нежели с подлинной родительской оценкой [11].
На формирование адекватной самооценки младших школьников влияют стиль семейных взаимоотношений, а также принятые в семье ценности. Как правило, дети с завышенной самооценкой, чаще всего воспитываются в обстановке всеобщего внимания и уважения. Напротив, дети с низкой самооценкой не чувствуют эмоционального участия родителей в их жизни. Они, как правило, предоставлены самим себе, имеют так называемую «полную свободу», являющуюся следствием бесконтрольности, равнодушного отношения взрослых к детям. Дети же с высокой самооценкой воспитываются в семьях, где внимание к личности в совокупности с достаточной требовательностью являются средствами их эффективного воспитания и развития.
Формируемая в ходе семейного воспитания самооценка младшего школьника оказывает и существенное влияние и на его учебную деятельность. «Родители задают исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Специфика формирования самооценки младшего школьника в условиях школы заключается в том, что именно на начальном его этапе ребенок начинает осознавать различия между собой и другими детьми, используя при этом социальное сравнение, то есть показатель успешности в реальных видах деятельности - в частности, учебной. Общение младшего школьника со сверстниками позволяет ему получить обратную связь, которая убеждает первого в его нужности другим, в симпатиях со стороны, значимости в учебном коллективе и пр. Самооценка касается различных сторон жизнедеятельности ребенка - физического развития, социальных навыков, успехов в учебной, коммуникативной и игровой деятельности, эмоционального статуса, внешнего облика и др.» [10].
Специально организованное развитие младшего школьника, в противовес стихийному, происходит в результате намеренного воздействия педагога, психолога, родителей, других участников образовательно-воспитательного процесса на ребенка с целью формирования у него адекватной самооценки. Создание благоприятных условий для повышения самооценки младшего школьника связано с соблюдением ряда условий, среди которых современная психолого-педагогическая наука выделяет следующие:
- предъявлять требования, адекватные уровню саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и уже частично сформировавшейся самооценки младшего школьника, то есть требования должны соответствовать индивидуальной программе развития ребенка;
- организовывать систематически совместную деятельность учащихся, которая предполагает важность общего дела группы, а также каждого участника в отдельности;
- организовать процесс оценивания деятельности на основе рефлексивного подхода, то есть ученики должны научиться анализировать собственные достижения и делать соответствующие выводы;
- к процедуре оценивания необходимо привлекать всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
- оказывать помощь ученикам в поиске различных дополнительных источников для дальнейшего развития.
Однако участникам психолого-педагогического взаимодействия необходимо вооружиться и знанием факто-
ров, влияющих на формирование заниженной самооценки младшего школьника. Они следующие:
- неправильная оценка со стороны учителя, родителей, других окружающих ребенка людей, результатов его деятельности, в том числе и учебной деятельности, поступков, совершаемых школьниками;
- формирование в среде общения со сверстниками неблагоприятных ситуаций;
- отсутствие умения анализировать свои действия и поступки;
- слишком завышенные или же заниженные критерии самооценки [6].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, если в раннем и дошкольном детстве наблюдается формирование зачатков самооценки ребенка, то уже у младшего школьника формируется отношение к себе и окружающему миру - появляется самооценка в психологическом смысле. Это требует профессионального руководства и внимательного отношения к ребенку. Вся сложность заключается в том, что необходимо действовать так, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого ученика. Для этого уже в начальных классах следует активно заниматься формированием такой самооценки. Главная особенность самооценки заключается в самосовершенствовании, самоконтроле, саморегуляции обучающегося, самостоятельной непредвзятой оценке собственной деятельности. Осознание школьником объективной оценки своих учебных действий достаточно сложно, особенно если у него уже сформировался собственный опыт проживания в ином режиме, где все функции оценивания поведения и деятельности ребенка находились в руках взрослых: учителей, родителей, воспитателей, наставников и т. п. Однако становясь самостоятельной и стабильной, самооценка начинает выполнять функции мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. М.: Академия, 2009. 449 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2001. 264 с.
3. Выготский Л.С. Детская психология. М.: Владос, 2009. 464 с.
4. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт.
2016. 214 с.
5. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 7. №4 (21). С. 410-412.
6. Батюта М.Б., Сидорина Е.В.Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //Современные научные исследования и инновации. 2017. №4. С. 797-800.
7. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 127-131.
8. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал.
2017. № 8-2. С. 111-114.
9. Джиоева А.Р., Джиоева Г.Х. О реализации проблемного обучения в начальной школе //Мир науки, культуры, образования. 2017. Т.64. №3. С. 135-137.
10. Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьнику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №2. С. 201-205.
11. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. М.: Владос. 2011. 224 с.
12. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал.
Dzhioeva Galina Hazbievna
TO THE PROBLEM OF FORMING ..
pedagogical sciences
2017. Т. 6. №1 (18). С. 75-78.
13. Зайцева О.Ю. Условия развития образа Я детей старшего дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 152-156.
14. Терещенко Е.С. Самооценка в структуре личности младшего школьника //Бакалавр. 2017. № 3-4. С. 31-34.
15. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. 186 с.
16. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.
Статья поступила в редакцию 18.03.2018
Статья принята к публикации 27.06.2018
92
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)