Научная статья на тему 'Внедрение рыночных механизмов в систему начального и среднего профессионального образования'

Внедрение рыночных механизмов в систему начального и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВ ПОДУШЕВОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / НОРМАТИВ ПОДУШЕВОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СУБСИДИЯ / МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦЕНТРЫ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STANDARD OF CAPITATION BUDGET FINANCING / THE PER CAPITA NORMATIVE OF FINANCIAL NEED / THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / THE SUBSIDY / MULTICHANNEL FINANCING / CENTERS OF FINANCIAL RESPONSIBILITY / THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тельминов А. А., Алексеева Н. Г., Тельминова Л. Б.

В статье представлены результаты научных исследований сущности нормативов подушевого бюджетного финансирования, а также результаты экспериментальной деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» по применению нормативов в условиях перехода от сметного финансирования к финансированию в форме субсидий на основе системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF MARKET MECHANISMS IN PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

The results of scientific researches of the essence of normative per capita budget financing and results of experimental activity of SBEI SVE (SSEI) «Chelyabinsk College of Trade and Crafts» on the application of normatives in the transition from the estimated funding to finance as subsidies on the basis of the quality management system.

Текст научной работы на тему «Внедрение рыночных механизмов в систему начального и среднего профессионального образования»

рекомендации по созданию возможностей для реализации работы по организации нормирования труда на предприятии, в том числе выявить причины отрицательного восприятия нормирования; разработать способы мотивации конкретного работника, в первую очередь руководителя; разработать целевые рекомендации по нормированию, на которые следует ориентироваться при организации труда и оптимизации затрат труда; разработка

Библиографический список

стратегических рекомендаций по организации внедрения норм труда на муниципальных предприятиях.

Таким образом, создание центра по организации труда позволит расширить возможности нормирования труда на конкретном предприятии в целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов и в целом производственно-хозяйственной деятельности.

1. Нормирование труда: учебник / В.Б.Бычин, С.В. Малинин. - М., 2008.

2. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / И. Стародубровская [и др.]; под ред. И. Стародубровской. - М., 2011.

3. Организация и нормирования труда: учебное пособие / П.П. Лутовинов, Н.С. Демин. - Челябинск, 2009.

Bibliography

1. Normirovanie truda: uchebnik / V.B.Bihchin, S.V. Malinin. - M., 2008.

2. Strategii razvitiya staropromihshlennihkh gorodov: mezhdunarodnihyj opiht i perspektivih v Rossii / I. Starodubrovskaya [i dr.]; pod red. I. Starodubrovskoyj. - M., 2011.

3. Organizaciya i normirovaniya truda: uchebnoe posobie / P.P. Lutovinov, N.S. Demin. - Chelyabinsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 22.11.12

УДК 377

Tel'minov A.A., Alekseeva N.G., Tel'minova L.B. INTRODUCTION OF MARKET MECHANISMS IN PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM. The results of scientific researches of the essence of normative per capita budget financing and results of experimental activity of SBEI SVE (SSEI) «Chelyabinsk College of Trade and Crafts» on the application of normatives in the transition from the estimated funding to finance as subsidies on the basis of the quality management system.

Key words: standard of capitation budget financing, the per capita normative of financial need, the quality management system, the subsidy, multichannel financing, centers of financial responsibility, the consolidated budget of the educational institution, efficiency.

А.А. Тельминов, ведущий специалист отдела начального и среднего профессионального образования Минобрнауки Челябинской области, г. Челябинск, E-mail: [email protected]; Н.Г. Алексеева, канд. эконом. наук, зав. лабораторией управления профессиональным образованием, экономики и права ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, E-mail: [email protected]; Л.Б. Тельминова, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов», E-mail: [email protected]

ВНЕДРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В СИСТЕМУ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты научных исследований сущности нормативов подушевого бюджетного финансирования, а также результаты экспериментальной деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» по применению нормативов в условиях перехода от сметного финансирования к финансированию в форме субсидий на основе системы менеджмента качества.

Ключевые слова: норматив подушевого бюджетного финансирования, норматив подушевой финансовой потребности, система менеджмента качества, субсидия, многоканальное финансирование, центры финансовой ответственности, консолидированный бюджет образовательного учреждения, эффективность.

Экономическая политика государства по внедрению рыночных механизмов в систему образования, в том числе систему НПО и СПО, определяет новый набор бюджетных экономических инструментов: нормативное подушевое финансирование, государственный социальный заказ, бюджетные субсидии, налоги и налоговые льготы, государственное имущество, привлечение кредитных ресурсов. Среди этого набора инструментов центральное место по праву занимает норматив подушевого бюджетного финансирования (НПБФ).

Следует отметить:

1. Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране, а также зарубежные исследования в области нормативного финансирования системы образования говорят о том, что, как и любой другой метод финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений, нормативный метод имеет свои достоинства и недостатки. Однако при этом отмечается, что в рыночной экономике нормативное финансирование эффективнее сметного.

2. Исследование проблемы внедрения норматива подушевого бюджетного финансирования в финансовую систему начального и среднего профессионального образования, построенную на основе сметного финансирования продолжалось более 10 лет.

3. Модель норматива подушевого финансирования, на основе которой проводились расчёты, является двухкомпонент-ной и включает две части: персонифицированную и институциональную [1].

В Челябинской области исследования проблемы нормативного финансирования проводились лабораторией управления профессиональным образованием, экономики и права Челябинского института развития профессиональным образованием совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования. Основной задачей на данной стадии было изучение сущности (экономической природы) норматива и разработки модели методики его расчёта, соответствующей условиям долевого финансирования образовательных учреждений.

При проведении исследования исходным моментом было принято предположение, что внедрение норматива подушевого финансирования в систему начального и среднего профессионального образования обеспечит:

- Организационное разграничение функций всех потребителей и производителей образовательных услуг. Нормативный подушевой способ финансирования образовательных программ НПО и СПО позволит на научной основе сформировать систему софи-нансирования образовательных услуг всеми потребителями.

- Создание условий для конкуренции производителей образовательных услуг. Образовательное учреждение, обеспечивающее привлечение финансовых инвестиций от заказчиков кадров, за счёт увеличения количества обучающихся и реализуемых образовательных программ, в большей степени соответствует критерию конкурентоспособности.

- Обеспечение необходимого потребителю качества образовательных услуг. Образовательное учреждение, обеспечивающее качество образовательного процесса и его результата становится привлекательным для потенциальных потребителей, которые являются главным источником поступления финансовых средств в учреждение.

- Повышение эффективности использования экономических ресурсов в системе образования. Переход финансирования «от достигнутого» к «нормативному» даёт образовательному учреждению инструментарий для контроля и анализа использования затрат по месту их образования, что позволит оптимизировать ресурсное обеспечение образовательного процесса.

В методологическую базу исследования были, наряду с использованием алгоритмов математического аппарата, введены системный, процессный и исторический подходы, методы анализа и синтеза, сравнения и аналогии, графики, а также статистические и социологические методы.

При расчёте нормативов были выполнены главные принципы, установленные Бюджетным кодексом в отношении подушевых нормативов: единая методика расчётов, учёт законодательно утверждённых нормативов бюджетной обеспеченности государственной услуги и государственных социальных стандартов (санитарных норм, наполняемости группы, социальных компенсаций), а также расчёт нормативов финансовых затрат на одну услугу как совокупности расходов на одного обучающегося.

В ходе исследования были выделены два вида подушевых нормативов:

- норматив подушевой финансовой потребности образовательных учреждений на предоставление образовательной услуги (НПФП),

- норматив подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений (НПБФ).

В расчётах норматива подушевой финансовой потребности использовалась двухкомпонентная модель финансирования [2].

Алгоритм расчёта НПФП предусматривает несколько этапов:

1. Расчёт затрат на подготовку группы обучающихся. При этом затраты были разделены на две группы в соответствии с двухкомпонентной моделью: персонифицированные затраты на обучение группы обучающегося (студентов) и институциональные затраты на содержание имущественного комплекса образовательного учреждения.

2. В персонифицированных затратах были выделены три группы текущих затрат: совокупные (постоянные, переменные и общие), предельные1 и средние (постоянные, переменные и общие), поскольку деятельность образовательного учреждения рассматривалась в условиях рыночной системы.

3. На основе персонифицированных затрат рассчитывался норматив финансовой потребности на предоставление образовательной услуги одному обучающемуся (студенту). На основе институциональных затрат формировался норматив на содержание имущественного комплекса, приходящегося на одну образовательную услугу.

4. Затраты образовательного учреждения на предоставление образовательной услуги уточнялись на оптимальность.

Методика расчёта НПФП была апробирована в 2007-2008 уч. году в девяти образовательных учреждениях области.

Согласно расчётам, выполненным работниками бывшего ПЛ-102 (Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли), оптимальная величина НПФП образовательного учреждения на реализацию образовательной услуги «Повар, кондитер», составила на весь курс обучения 117,2 т.р., годовая стоимость обучения одного обучающегося соответственно 39 т.р. (данные 2008 года). При этом оптимальность норматива была достигнута при нормативной численности обучающихся в группе (30 человек).

Структура затрат в методике расчёта норматива подушевой финансовой потребности (НПФП) образовательного учреждения на оказание образовательных услуг идентифицирована с кодами действующей экономической классификации расходов

1 Предельные затраты связаны с предоставлением дополнительной образовательной услуги и представляют собой изменение совокупных затрат при изменении количества обучающихся в группе.

бюджетов РФ, что позволило применить её в существующих условиях сметного финансирования.

В условиях долевого финансирования учредитель устанавливает НПБФ в зависимости от тех задач, которые решаются в системе образования.

В данной ситуации важно установить нижнюю допустимую границу норматива подушевого бюджетного финансирования, поскольку от этого будет зависеть экономическая устойчивость образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и сохранение присутствия государства в системе образования.

Исследования показали, что нижней границей НПБФ является минимальная величина средних переменных затрат образовательного учреждения на оказание образовательной услуги.

Для профессии «Повар, кондитер» нижней границей по расчётам определён НПБФ = 32 т.р.

Для покрытия разрыва между нормативами ПФП и ПБФ образовательное учреждение должно привлечь в течение учебного года дополнительно на группу обучающихся (39-32)430 = 210 т.р.

Решение проблемы возможно за счёт привлечения внебюджетных источников.

Сумму 210 т.р. можно считать экономическим эффектом внебюджетной деятельности, который образовательное учреждение получает за счёт использования государственного имущества. По своей сути данный эффект является частью механизма внутренней поддержки образовательного учреждения со стороны государства при формировании системы многоканального финансирования.

Выводы по исследованию:

1. Нормативное финансирование, как и любой другой метод финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений, имеет свои достоинства и недостатки.

2. Достоинство метода нормативного финансирования заключается в его более высокой эффективности по сравнению с методом сметного финансирования.

3. Если ввести в механизм нормативного финансирования в качестве индикатора эффективности норматив подушевой финансовой потребности, то:

- с одной стороны можно повысить мотивацию образовательного учреждения к формированию оптимальной системы многоканального финансирования своей уставной деятельности,

- с другой стороны позволит государству регулировать систему многоканального финансирования образовательных учреждений и структуру его консолидированного бюджета.

5. Использование в исследовании исторического подхода позволило установить, что двухкомпонентная модель НПБФ является инструментом смешенной экономической системы, которой в России пока нет, что требует изменения модели НПБФ для дальнейшего использования в качестве рыночного инструмента.

Для дальнейшего изучения проблемы внедрения рыночных инструментов в систему начального и среднего профессионального образования в 2008 году была открыта экспериментальная площадка на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Техникум торговли и художественных промыслов» с темой исследования: «Внедрение механизма нормативного планирования затрат в практическую деятельность УПО как условия обеспечения эффективности системы управления качеством на основе методов и средств стандартов качества ГОСТ Р ИСО 9000» (2008-2011 гг.).

Основная задача исследования - оценить эффективность взаимодействия механизма нормативного планирования затрат с системой качества образовательного учреждения.

При разработке норматива подушевой финансовой потребности образовательного учреждения (НПФП) в качестве исходного момента было принято предположение, что финансирование образовательных программ, должно осуществляться на основе субсидий. Субсидия - это законодательно установленная величина долевого финансирования затрат на предоставление образовательной услуги. Как следствие, НПБФ не покрывает НПФП образовательных учреждений на оказание образовательных услуг, однако становится мотиватором развития многоканального финансирования в системе образования с привлечением социальных партнёров, эффективным инструментом регулирования структуры бюджета образовательного учреждения.

В процессе эксперимента были решены следующие задачи:

1. Определены индикаторы эффективности - нормативы финансовой потребности образовательного учреждения на предоставление услуг по реализуемым профессиям и специальностям. Расчёты выполнялись на основе метода калькулирования затрат по месту их образования, что позволило обеспечить высокую степень оптимизации затрат.

Таблица 1

Нормативная финансовая потребность образовательного учреждения

_на 2010 - 2011 уч. год_

Наименование профессиональной образовательной программы НФП, т.р. Кол-во обучающихся Общие затраты, т.р.

Программы начального профессионального образования

Ювелир 61,9 118 7304,2

Исполнитель художественно-оформительских работ 36,3 8 290,4

Исполнитель художественных изделий из дерева 36,3 21 762,3

Оператор ЭВМ 33,0 59 1947,0

Коммерсант в торговле 32,6 81 2640,7

Изготовитель хлебобулочных изделий 35,5 38 1349,0

Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию 37,6 25 940,0

Секретарь 25,4 7 177,8

Итого по программам НПО 357 15411,4

Программы среднего профессионального образования

Менеджмент (по отраслям) д/о* 35,2 154 5420,8

Менеджмент (по отраслям) з/о* 17,0 65 1105,0

Дизайн (по отраслям) 37,3 77 2872,1

Программное обеспечение ВТ и АС 60,0 109 6540,0

Итого по программам СПО 405 15937,9

Всего 762 31349,3

* Группы выпущены в 2011 году и больше набор не осуществлялся в виду отсутствия в классификаторе специальностей СПО.

2. Внедрена и сертифицирована на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 система менеджмента качества образовательного учреждения.

3. Разработана методика по организации и проведению самооценки эффективности функционирования системы управления качеством. Введена система ежегодной самооценки совершенствования деятельности образовательного учреждения.

4. Разработана новая система управления финансами на основе системы менеджмента качества, что позволило устранить противоречия между этими системами, сформирован консолидированный бюджет образовательного учреждения.

Результаты расчетов НПФП для Челябинского техникума торговли и художественных промыслов представлены в таблице 1.

Объём финансовой потребности образовательного учреждения: 31349,3 т.р.

Объём бюджетного финансирования образовательного учреждения: 27266, т.р.

Разрыв между финансовой потребностью и размером бюджетного финансирования:

31349,3 - 27266 = 4083,3 т.р.

Объём внебюджетного финансирования образовательного учреждения: 4070 т.р.

Разрыв между финансовой потребностью и объёмом финансирования образовательное учреждение полностью за счёт внебюджетных поступлений не покрывает.

Результаты экспериментальной деятельности отслеживались ежегодно на основе методики «Организация и проведение самооценки эффективности функционирования систем управ-

ления качеством в учреждениях начального и среднего профессионального образования» по 9-ти критериям и 13-ти квалимет-рическим шкалам - показателям «уровней совершенства» [3]:

1. По критериям 1 (Роль руководства), 2 (Политика и стратегия), 3 (Управление персоналом), 5 (Управление процессами), 6 (Удовлетворённость потребителей), 7 (Удовлетворённость персонала), 8 (Влияние на общество), 9 (Результаты работы образовательного учреждения) коллектив техникума достиг уровня достаточных результатов.

2. По критерию 4 (Использование ресурсов) образовательное учреждение улучшило свои показатели и поднялось с 3 уровня, характеризующего неудовлетворительную работу по использованию ресурсов в 2008-2009 учебном году, до 6 уровня в 20102011 уч. году, что соответствует последнему уровню в группе удовлетворительных результатов. Подняться до уровня достаточных результатов (по мнению внутренних экспертов) не позволила существующая на момент оценки система внебюджетной деятельности, возможности которой не соответствуют уровню достаточных результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценки эффективности функционирования системы управления качеством в Челябинском техникуме торговли и художественных промыслов представлены на рис. 1.

Задачи дальнейшей работы образовательного учреждения на период 2012- 2013 г.г., сформированные экспертной группой и принятые к реализации:

1. Разработать мероприятия по обеспечению дальнейшего развития техникума на уровне группы достаточных результатов (от 7 до 10 уровней квалиметрической шкалы).

й и н о Я

<D

а

а

<Ц И

о о

К

я и о а

12345678

Критерии

Рис. 1. Матрица оценки состояния ГОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов»

2

1

о

9

2. Разработать программу дальнейшего развития внебюджетной деятельности в системе многоканального финансирования для достижения полного покрытия потребности образовательного учреждения в финансовых ресурсах с учётом формирования внутреннего фонда развития и выйти по критерию 4 (Использование ресурсов) на уровень достаточных результатов.

Главными итогами проведённых экспериментов является подтверждение следующих важнейших фактов:

- использование нормативов подушевого бюджетного финансирования в практической деятельности учреждения профессионального образования, позволяет обеспечивать эффективность системы менеджмента качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000;

- при финансировании в форме субсидий образовательные учреждения должны иметь собственные оптимизирован-

Библиографический список

ные нормативы финансовой потребности на реализацию образовательных программ по профессиям и специальностям, что позволит им планировать размеры своей внебюджетной деятельности и формировать систему многоканального финансирования;

- наличие эффективной системы менеджмента качества и системы нормативного планирования финансовых ресурсов позволит сформировать в образовательном учреждении новую более эффективную систему управления финансами, соответствующую новым экономическим инструментам;

- проведение в постоянном режиме самооценки эффективности системы менеджмента качества позволит образовательному учреждению отслеживать результаты своей деятельности и разрабатывать программы дальнейшего развития.

1. Никитин, М.В. Методика нормативного финансирования начального профессионального образования. Аналитический обзор. -М., 2006.

2. Алексеева, Н.Г. Формирование механизма нормативного подушевого финансирования учреждений НПО и СПО: учеб. пособие. - Челябинск, 2008.

3. Организация и проведение самооценки эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях начального и среднего профессионального образования: метод. Рекомендации / Н.Г. Алексеева, Л.Б. Тельминова. - Челябинск, 2012.

Bibliography

1. Nikitin, M.V. Metodika normativnogo finansirovaniya nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya. Analiticheskiyj obzor. - M., 2006.

2. Alekseeva, N.G. Formirovanie mekhanizma normativnogo podushevogo finansirovaniya uchrezhdeniyj NPO i SPO: ucheb. posobie. - Chelyabinsk, 2008.

3. Organizaciya i provedenie samoocenki ehffektivnosti funkcionirovaniya sistem upravleniya kachestvom v uchrezhdeniyakh nachaljnogo i srednego professionaljnogo obrazovaniya: metod. Rekomendacii / N.G. Alekseeva, L.B. Teljminova. - Chelyabinsk, 2012.

Статья поступила в редакцию 20.11.12

УДК 338.242:339.137.2

Zapekina N.V., Zhuravleva L.A. COMPETITIVE ADVANTAGE: METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMULATION AND CONSIDERED INFLUENCE OF PRACTICE OF MARKET BEHAVIOR. The article considers the main scientific approaches in methodology of concept definition of «Competitive advantage», investigates the influence of the market behaviour on the change of its essence in modern economic conditions. It analyses the general proposition of the Porter's value chain conception that dominate today's thinking about strategy in achieving competitive advantage.

Key words: competitive advantage, value chain, strategic positioning.

Н.В. Запекина, финансовый директор ООО «Чайный Дом», аспирант Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Л.А. Журавлева, д-р экономич. наук, проф. каф. «Менеджмент» Сибирского университета потребительской кооперации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ И УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ПРАКТИКИ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В работе рассмотрены основные научные подходы в методологии определения понятия «конкурентное преимущества» и исследуется влияние рыночного поведения на изменение его сути в современных экономических условиях. Анализируется основные положения концепции цепочки создания ценности М. Портера, определяющие сегодняшнее понимание стратегии достижения конкурентного преимущества.

Ключевые слова: конкурентное преимущество, цепочка создания ценности, стратегическое позиционирование.

Проблема конкурентного преимущества занимает центральное место в теории и практике рыночного управления, поскольку без него в условиях жесткой конкурентной борьбы компания не может достичь своих целей, прежде всего, получения прибыли. Достичь преимущества над конкурентами по всем коммерческим характеристикам продукции, средствам ее продвижения на рынке не может сегодня практически ни одна компания. Анализ научных подходов в методологии определения данной категории и влияния практики рыночного поведения компаний на изменение его сути - это попытка осознать, что вовлечено в корпоративный успех в современных экономических условиях.

Теоретические и методологические проблемы конкурентных преимуществ рассматривались в работах отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как А. Агеев, Г. Азоев, В. Андрианов, И. Ансофф, Е. Арефьева, А. Баландин, О. Богомолов, 3. Большаков, О. Виханский, В. Гельвановский, Е. Голуб-

кова, В. Горемыкин, А. Градов, П. Завьялов, Б. Карлофф, К. Койн, Ю. Куренков, Д. Лавлок, Е. Лавренова, Ж Ламбен, В. Леонтьев, М. Маракулин, Дж. Мур, Р. Мэтьюз, С. Огородов, С. Попов, М.Пор-тер, К. Прахалад, Л. Сафуллин, А. Селезнёв, А. Стрикленд, С. Субраманьям, А. Томпсон, Р. Фатхутдинов, В.Е. Хруцкий, Г. Хэмел, А. Челенков, А.Ю. Юданов.

Анализ экономической литературы показал, что понятие «конкурентное преимущество» нередко применяется как обозначение эффективного использования имеющихся ресурсов, то есть, по сути, отождествляется с понятием «конкурентоспособность». Отметим, что эти два понятия имеют причинно-следственные связи: без конкурентных преимуществ невозможна конкурентоспособность, поэтому наличие первого определяет возможность последнего. Однако наличие отдельных конкурентных преимуществ не является гарантом конкурентоспособности, поскольку помимо этого множество факторов внешней среды:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.