Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»
УДК 331.108.47
А. Ю. Ревин, Е. В. Веревкина Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ПОСТАНОВКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматриваются основные принципы внедрения и этапы формирования системы менеджмента качества на предприятии, а также роль руководителя при внедрении и реализации этой системы в организации.
Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом персонал является главным конкурентным преимуществом любой организации. Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Управление деятельностью подчиненных -основная задача руководителя любого уровня, которая обеспечивает максимально эффективное использование человеческих ресурсов в масштабах всей организации, а в последнее время и в процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятии.
Система Менеджмента Качества (СМК) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству.
СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей [1].
В России в последнее время заметна тенденция повышения интереса к вопросам качества. Все больше внимания уделяется обучению и подготовке специалистов в области управления качеством. Все большее число российских организаций ставят цель внедрения системы менеджмента качества как одной из основных мировых тенденций в области управления качеством. Объектом исследования является роль руководителя организации при постановке СМК на предприятии.
Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Стандарты ISO разработала International Standard Organization - организация, членами которой являются органы стандартизации во многих странах. Для успешной деятельности в настоящее время различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО (ISO) серии 9000.
Процесс внедрения СМК организация описывает в разрабатываемом положении. Обязательно должны быть выделены конкретные процессы (виды деятельности) подразделений, которые ими осуществляются, с определением взаимодействий с другими подразде-
лениями. Для каждого процесса указываются руководитель и исполнитель (владелец) процесса. Должностные инструкции участников процесса необходимо привязать к СМК предприятия взаимодействиями «поставщик - потребитель» [2].
Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества предприятия:
1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества.
Результат - первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством.
2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества.
Результат - разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.
3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества.
Результат - подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.
4. Сертификация системы менеджмента качества:
- работа экспертной комиссии органа по сертификации;
- устранение малозначительных несоответствий.
Результат - получение сертификата соответствия,
обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества. Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.
Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц предприятия, и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая старые, вредные навыки и традиции, прежде чем распространиться на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Успех пропорционален степени участия руководства, так как руководство решает задачи, определяющие возможность улучшения деятельности, такие как выделение ресурсов, создание организационной структуры, выбор лидеров, определение политики.
5. Отбор и подготовка кадров.
Руководству организации необходимо позаботиться об устранении препятствий, которые мешают правильному выполнению работниками своих функций, и создать благоприятные условия для внедрения и реализации СМК на предприятии [2].
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление - это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.
Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышлен-
ным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.
Библиографические ссылки
1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством : учебник. М. : Инфра-М, 2006.
2. Лапидус В. А., Рекшинский А. Н. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия «Диалоги консультанта»). Нижний Новгород : ООО СМЦ «Приоритет», 2005.
© Ревин А. Ю., Веревкина Е. В., Зеленский П. С., 2011
УДК 336.14
С. А. Хныкин Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ
Рассматриваются функции оптовой торговли, характерные для экономически развитых стран и современной России.
Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети [1].
Важным аспектом этого процесса является тенденция развития самих оптовых предприятий. В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг. В связи с этим серьезно развивается автоматизация предприятий оптовой торговли, позволяющая снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине. Развивается также и механизация складов, при этом предприятия, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях, прибегают к помощи средств малой механизации, собственники ус-
танавливают целый комплекс машин, обеспечивающих погрузку или разгрузку продукции.
Однако не все авторы, придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г. И. Ханин в статье, опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в экономике страны преувеличена, и объективная информация об оптовой торговле отсутствует [1].
Автор выделяет ряд основных функций оптовой торговли в экономически развитых странах и рассматривает, какие из них характерны для современной России.
По мнению Г. И. Ханина российские оптовые компании не выполняют:
- оценку потребностей и спроса - отсутствуют аналитические и маркетинговые службы;
- функцию перегруппировки и сортировки товаров - не развиты логистические центры;
- функцию предоставления информации и консультационных услуг, которая предполагает наличие высококвалифицированных технических специалистов;
- функцию облегчения покупки, которая предполагает биржевую торговлю, что отсутствует в России;
- функцию облегчения продаж, которая выполняется за счет сокращения дилерской сети;
- функцию предоставления рыночной информации, которая не характерна для России из-за отсутствия специализированных аналитических центров, стабильности на рынке, знания кредитных историй, престижной репутации [2].