Научная статья на тему 'Роль руководителя при постановке системы менеджмента качества на предприятии'

Роль руководителя при постановке системы менеджмента качества на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревин А. Ю., Веревкина Е. В., Зеленский П. С.

Рассматриваются основные принципы внедрения и этапы формирования системы менеджмента качества на предприятии, а также роль руководителя при внедрении и реализации этой системы в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль руководителя при постановке системы менеджмента качества на предприятии»

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

УДК 331.108.47

А. Ю. Ревин, Е. В. Веревкина Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ПОСТАНОВКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рассматриваются основные принципы внедрения и этапы формирования системы менеджмента качества на предприятии, а также роль руководителя при внедрении и реализации этой системы в организации.

Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом персонал является главным конкурентным преимуществом любой организации. Руководители участвуют в управлении персоналом в силу того, что они персонально ответственны за эффективное использование всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Управление деятельностью подчиненных -основная задача руководителя любого уровня, которая обеспечивает максимально эффективное использование человеческих ресурсов в масштабах всей организации, а в последнее время и в процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятии.

Система Менеджмента Качества (СМК) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей в области качества и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности (работ) по выбору ее направления и управлению организацией применительно к качеству.

СМК призвана обеспечивать качество продукции и услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей [1].

В России в последнее время заметна тенденция повышения интереса к вопросам качества. Все больше внимания уделяется обучению и подготовке специалистов в области управления качеством. Все большее число российских организаций ставят цель внедрения системы менеджмента качества как одной из основных мировых тенденций в области управления качеством. Объектом исследования является роль руководителя организации при постановке СМК на предприятии.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Стандарты ISO разработала International Standard Organization - организация, членами которой являются органы стандартизации во многих странах. Для успешной деятельности в настоящее время различные системы управления качеством должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу международных стандартов в области управления качеством ИСО (ISO) серии 9000.

Процесс внедрения СМК организация описывает в разрабатываемом положении. Обязательно должны быть выделены конкретные процессы (виды деятельности) подразделений, которые ими осуществляются, с определением взаимодействий с другими подразде-

лениями. Для каждого процесса указываются руководитель и исполнитель (владелец) процесса. Должностные инструкции участников процесса необходимо привязать к СМК предприятия взаимодействиями «поставщик - потребитель» [2].

Согласно стандарту можно разработать следующие этапы формирования системы менеджмента качества предприятия:

1. Анализ необходимости формирования системы менеджмента качества.

Результат - первоначальная подготовка и осознание персоналом необходимости формирования системы менеджмента качества, определение стратегических целей в области управления качеством.

2. Формирование команды по разработке системы менеджмента качества.

Результат - разработка и утверждение плана по формированию системы менеджмента качества и включение его в план работы образовательной организации.

3. Основная работа по формированию системы менеджмента качества.

Результат - подача заявки в орган по сертификации системы менеджмента качества.

4. Сертификация системы менеджмента качества:

- работа экспертной комиссии органа по сертификации;

- устранение малозначительных несоответствий.

Результат - получение сертификата соответствия,

обеспечение функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества. Данные этапы являются универсальными и могут быть использованы организациями различного профиля и масштаба.

Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц предприятия, и подобно водопаду распространяться на каждый уровень руководства, смывая старые, вредные навыки и традиции, прежде чем распространиться на более низкий уровень руководителей и рядовых работников. Успех пропорционален степени участия руководства, так как руководство решает задачи, определяющие возможность улучшения деятельности, такие как выделение ресурсов, создание организационной структуры, выбор лидеров, определение политики.

5. Отбор и подготовка кадров.

Руководству организации необходимо позаботиться об устранении препятствий, которые мешают правильному выполнению работниками своих функций, и создать благоприятные условия для внедрения и реализации СМК на предприятии [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Многие руководители знают, что успех зависит не только от них, но и от их подчинённых. Коллективное участие в управлении качеством является неотъемлемым элементом внедрения СМК. Коллективное управление - это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам, их опыту, умениям, навыкам. Они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов, а руководитель эффективно координирует их деятельность. Вот только тогда можно учитывать максимальную степень проявления коллективной ответственности при постановке системы менеджмента качества на промышленном предприятии и рассчитывать на обеспечение конкурентоспособности организации.

Роль и значение качества постоянно возрастают под влиянием развития технологий производства и потребностей человека, что позволяет промышлен-

ным предприятиям стремиться к выходу на международный рынок, а значит и к международным сертификатам качества.

Библиографические ссылки

1. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством : учебник. М. : Инфра-М, 2006.

2. Лапидус В. А., Рекшинский А. Н. Диалоги консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (ТОМ) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 года (Серия «Диалоги консультанта»). Нижний Новгород : ООО СМЦ «Приоритет», 2005.

© Ревин А. Ю., Веревкина Е. В., Зеленский П. С., 2011

УДК 336.14

С. А. Хныкин Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Рассматриваются функции оптовой торговли, характерные для экономически развитых стран и современной России.

Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети [1].

Важным аспектом этого процесса является тенденция развития самих оптовых предприятий. В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг. В связи с этим серьезно развивается автоматизация предприятий оптовой торговли, позволяющая снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине. Развивается также и механизация складов, при этом предприятия, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях, прибегают к помощи средств малой механизации, собственники ус-

танавливают целый комплекс машин, обеспечивающих погрузку или разгрузку продукции.

Однако не все авторы, придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г. И. Ханин в статье, опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в экономике страны преувеличена, и объективная информация об оптовой торговле отсутствует [1].

Автор выделяет ряд основных функций оптовой торговли в экономически развитых странах и рассматривает, какие из них характерны для современной России.

По мнению Г. И. Ханина российские оптовые компании не выполняют:

- оценку потребностей и спроса - отсутствуют аналитические и маркетинговые службы;

- функцию перегруппировки и сортировки товаров - не развиты логистические центры;

- функцию предоставления информации и консультационных услуг, которая предполагает наличие высококвалифицированных технических специалистов;

- функцию облегчения покупки, которая предполагает биржевую торговлю, что отсутствует в России;

- функцию облегчения продаж, которая выполняется за счет сокращения дилерской сети;

- функцию предоставления рыночной информации, которая не характерна для России из-за отсутствия специализированных аналитических центров, стабильности на рынке, знания кредитных историй, престижной репутации [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.